Банковское обозрение. Политика дешевых и дорогих денег Политика дорогих денег приводит к
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?
Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.
Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции, и включает:
- 1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;
- 2) продажу центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
- 3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.
Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).
Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.
Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кредитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.
Управление государственным долгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.
Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.
Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.
Денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.
Денежная политика - важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.).
Денежно-кредитная политика - политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.
Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политикиявляется регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.
Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.
Общими инструментами регулирования выступают:
1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке - покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.
3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков - денежный капитал, конторы й может быть отдан в кредит.Обязательные резервы коммерческих банков - часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.
Селективными методами регулирования являются:
1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.
2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа - необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа - минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается - для оживления рынка.
4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.
В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.
Политика дешевых денег
Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.
Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.
Политика дорогих денег
Проводится с целью снизить темпы инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.
Включает следующие мероприятия:
§ Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.
§ Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
§ Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.
Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.
Похожая информация.
Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. В таких условиях необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег , которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провестипонижение учетной ставки и, в-третьих, нужнынормативы по резервным отчислениям . В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение чистого равновесного национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму , что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег . В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, т.е. их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть понижение доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
В конечном итоге вся деятельность центрального банка, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормативных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем, денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимизацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки украинской финансово–кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.
Вопросы, тесты и задачи для самоконтроля
Вопросы для обсуждения
1.Кредитноденежная политика и ее целиі.
2.Каковы основные направления кредитно-денежной политики?
3. Раскройте особенности кейнсианской и монетарной кредитно-денежной политики.
4. Обоснуйте основные методы регулирования кредита и денежной массы.
5.Что представляет собоц политика «дешевых» и «дорогих» денег?
6. Центральный банк и его функции.
7. Структура банковской системы Украины.
8. Функции коммерческих банков.
9. Охарактеризуйте кредитно-денежную политику Украины.
Тесты (выберите один правильный вариант ответа)
1.Норма обязательных резервов:
А) вводится как средство защиты от снятия вкладов;
Б) составляет среднюю величину массы денег, необходимую для удовлетворения потребностей населения;
В) сейчас не используется;
Г) вводится как средство ограничения денежной массы
2.Совокупность всех коммерческих банков предоставляет деньги для займов, создавая текущие счета. В результате этого денежная масса:
А) увеличивается на величину большую, чем общая сумма депозитов;
Б) не изменяется;
В) уменьшается на общую величину наличных денег и банковских депозитов;
Г) увеличивается на величину меньшую, чем общая сумма депозитов
3.Общий объем денежной массы постоянно растет, если коммерческие банки:
А) увеличивают свои вклады в Национальном банке;
Б) изымают часть своих денег из Национального банка;
В) уменьшают свои обязательства по текущим счетам, оплачивая наличные или безналичные вклады;
Г) увеличивается объем кредитов, выдаваемых населению
4.В одном из множества банков – банке Х, находится депозит на сумму – 10000 $. Норма обязательных резервных требований – 25%, Этот депозит способен увеличить сумму выданных займов на:
Б) неопределенную величину;
5.Избыточные резервы коммерческого банка формируются из:
А) активов, которые не являются деньгами, но при необходимости могут быть быстро обменяны на деньги;
Б) разницы между величиной фактических резервов и величиной обязательных резервов;
В) разницы между величиной активов и суммой вкладов по текущим счетам;
Г) денежных и «почти денежных» активов, которые хранятся в банке и превышают объем банковских депозитов
6.При увеличении нормы обязательных резервных требований с 20% до 30% выяснилось, что система коммерческих банков имеет недостаток резервов в размере 60 млн.$. Если сумму резервов увеличить невозможно, то денежную массу следует сократить на:
А) 180 млн.$;
Б) 350 млн.$;
В) 60 млн.$;
Г) 200 млн.$
7.Какое из приведенных утверждений является неправильным:
А) фактические резервы коммерческого банка равны избыточным резервам плюс обязательные резервы;
Б) банковские активы плюс собственный капитал равно обязательства;
В) собственный капитал равен разнице между суммами активов и обязательств;
Г) отдельный коммерческий банк может выдавать кредиты объемом, равным избыточным резервам
8.Какое из приведенных утверждений составляет фундаментальную основу балансовых связей?
А) сумма активов и резервов равна собственному капталу;
Б) сумма обязательств и собственного капитала равна активам;
В) сумма активов и обязательств равна собственному капиталу;
Г) сумма собственного капитала и активов равна обязательствам
9.Активы банка – это:
А) наличные деньги, акции и вклады до востребования;
Б) наличные деньги, собственность и акции;
В) вклады до востребования, акции и резервы;
Г) наличные деньги, собственность и резервы
10.Если ликвидность банка составляет 100%, то:
А) высокая прибыльность банка;
Б) прибыльность банка нулевая;
В) низкая норма обязательных резервов;
Г) все ответы неправильные
11.Если норма обязательных резервных требований составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:
12.В каком случае речь идет об эмиссии наличных денег:
А) один из векселей, который куплен Национальным банком, выкупается;
Б) Национальный банк приобретает у государства казначейские обязательства и платит наличными;
В) служащий снимает в банке со своего счета заработную плату наличными;
Г) только что напечатанные банкноты получены Национальным банком
13.В качестве базовой величины для определения минимальных резервов коммерческих банков служит сумма их:
А) депозитов;
Б) банкнот Национального банка;
В) кредитов;
Г) кассовой наличности
14.Какая цель преследуется при увеличении ставки учетного процента?
А) необходимо увеличить денежную массу;
Б) необходимо содействовать инвестированию;
В) необходимо сдерживать спрос не заемный капитал;
Г)необходимо оживить конъюнктуру
15.Важным условием сохранения стоимости денег является:
А) государственный контроль над ценами;
Б) контроль эмиссионного банка со стороны правительства;
В) дефицитное обеспечение национальной экономики деньгами;
Г) обеспечение денежного обращения золотом или валютой.
Задачи
1.Пассив баланса коммерческого банка содержит следующие статьи (млн.усл.д.ед.): вклады до востребования – 1000, срочные вклады – 500, собственный капитал – 200. Норматив минимального резервного покрытия по вкладам до востребования равен – 30%, а по срочным вкладам – 20%.
На какую сумму банк может увеличить кредиты, если половина вкладов до востребования будет переоформлена на срочные вклады?
Как изменится эта сумма, если собственники срочных вкладов на 40% своих депозитов приобретут ценные бумаги в банке?
2.В таблице представлен упрощенный консолидированный балансовый отчет всех коммерческих банков государства (в усл.д.ед.). Норма обязательных резервов составляет r= 20%. Составьте балансовые отчеты по каждой из приведенных ниже операций при условии, что за основу каждой операции принимаются данные графы 1:
Клиент делает вклад в размере 5 (усл.д.ед.) наличными и банки перечисляют его в резерв (занесите полученные результаты в графу 2). Составьте балансовый отчет при условии, что банковская система расширит объемы займов на максимально возможную величину (занесите полученные результаты в графу 3);
наличные деньги | |||||||
ценные бумаги | |||||||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ: | |||||||
вклады до востребования | |||||||
займы НБУ | |||||||
обязательные резервы | |||||||
максимально возможное увеличение предложения денег |
Банковская система продает ценные бумаги, стоимостью 8 усл.д.ед. Центральному банку (занесите результаты операции в графу 4). Допустим, что банки расширили объем займов на максимально возможную величину (составьте новый балансовый отчет и занесите в графу 5);
Центральный банк выдает кредит в размере 10 усл.д.ед. коммерческим банкам (занесите результаты операции в графу 6). Заполните графу 7 при условии, что банки выдают новые кредиты на максимально возможную величину.
3.Ранее доверие к деньгам и их стабильность создавались тем, что они обеспечены золотом и серебром. Для денежного оборота Украины подобного законодательного положения не существует. На чем основано доверие граждан к украинской гривне? Кто в Украине принимает решения про регулирование денежной массы?
4.Для коммерческих банков денежные вклады – это определенные обязательства. Обоснуйте, почему коммерческие банки стремятся получить большее число вкладов, т.е. расширить свои пассивные банковские операции? Как отразилась бы на коммерческих банках ситуация, когда бы все клиенты банков одновременно изъяли свои вклады наличными? Каким может быть избыточный резерв коммерческого банка для того, чтобы в любое время наличные вклады и выплаты были уравновешенными (при этом предполагается, что коммерческий банк не обязан иметь какой-либо минимальный резерв)? В каком объеме коммерческий банк может осуществлять активные деловые операции (поясните от чего это зависит)?
Введение ……………………………………………………………………… 3-4
1.1. Что понимается под деньгами …………………………………………4-
1.2. Основные функции денег ………………………………………………
1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег
2.1. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Денежная политика занимает важное место в жизни общества, нацеленная лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. По сути можно сказать, что денежная политика выглядит "плаванием против ветра". Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.
Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.
Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Политика дорогих и дешевых денег, механизм ее воздействия на экономику».
Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.
В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.
В ходе изучения проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить, что понимается под деньгами.
2. Рассмотреть механизм воздействия денежной политики на экономику страны.
Глава 1.
1.1.Что понимается под деньгами.
Деньги - это искусственно выдуманный человечеством эквивалент оплаты труда, единица для измерения товаро-денежного оборота. Деньги появились как замена бартерного обмена натуральными продуктами. В разных странах деньги имеют разное наименование и разные котировки. Выпускаются деньги, как правило, в бумажном или металлическом виде.
Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления, где связи производители и потребители между собой осуществляют через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступают деньги.
Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.
Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.
В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека.
1.2.Основные функции денег
В современной экономике деньги выполняют пять функций:
1. Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);
2. Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);
3. Средство накопления;
4. Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);
Деньги как мера стоимости. Эта функция денег играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как именно благодаря единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнивать относительные стоимости различных товаров и услуг. Всем известно, чтобы измерить расстояние, вес или объем нужно выбрать соответствующую единицу или масштаб – метр, килограмм или литр. Точно таким же образом поступают в экономике: правительства разных стран устанавливают свою денежную единицу или масштаб цен. С помощью выбранной единицы измеряется относительная стоимость всех продаваемых товаров и услуг. Такая общая единица значительно облегчает количественное сравнение товаров и установление эквивалентных соотношений между ними.
Деньги как средство обращения . Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.
Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (то, что называется бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Например, если вы имеете зерно и хотите купить овощи, то вы должны найти овощевода, нуждающегося в зерне. Следовательно, акт продажи и покупки здесь не отделены по времени. Они происходят одновременно, а с этим неизбежно связаны неудобства, не говоря уже об определенных издержках обращения, связанных с потерей времени и средств.
Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:
1) Акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг то друга. Вы можете продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный вам товар в удобное вам время и в удобном: месте.
2) Деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам.
3) Самое главное их достоинство - то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а следовательно, служат универсальным средством обмена.
Деньги как средство накопления . Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения - активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.
В отличие от других активов, деньги обладают наивысшей ликвидностью, поскольку выполняют функцию меры стоимости и тем самым сохраняют свою номинальную стоимость. Другие активы обладают меньшей ликвидностью. Так, чтобы использовать недвижимость в качестве средства платежа, необходимо прежде всего найти покупателя, понести определенные издержки по продаже, да к тому же цены на недвижимость могут меняться в зависимости от места, времени года, а также с течением времени. Ближе всего к деньгам по ликвидности государственные ценные бумаги. Они легко могут быть проданы на финансовом рынке, а стоимость их колеблется весьма незначительно. Меньшей ликвидностью обладают акции и облигации, выпущенные предприятиями, фирмами и корпорациями.
Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательское средство и всеобщая материализация общественного богатства.
В период действия золотого стандарта в мире преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.
В ХХ веке интенсификация мировых связей расширила внедрение в международный оборот кредитных орудий обращения (векселя, чек и т.д.). Однако особенность применения кредитных орудий обращения в международном обороте заключается в том, что они не выполняют роль окончательного платежного средства, такого, как золото.
В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:
- · политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
- · политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).
В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательных резервов автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).
В задачи политики дешевых денег сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость
Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.
Во втором варианте -- при реализации политики «дорогих денег» -- мы имеем нечто противоположное. Ее цель - ограничить предложение денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.
Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.
Таким образом, денежно-кредитная политика центрального банка страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.
Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.
Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.
Надо учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.
Эти и другие вопросы современной денежно-кредитной политики активно обсуждаются в современной экономической теории.