Как правильно написать причину неосвоения бюджетных средств. Неэффективное использование бюджетных средств: обзор арбитражной практики
Небольшое пояснение. Деньги закладываются в бюджеты заранее – еще с конца предыдущего года – на исполнение тех или иных задач. Каждая из них оформляется соответствующей бюджетной заявкой, к примеру, на строительство школы или детсада или на проведение централизованной канализации, на покупку медоборудования для больниц. Все эти задачи, в свою очередь, распределены по тем или иным государственным программам, к примеру, развития здравоохранения – «Денсаулық», инфраструктурного развития – «Нұрлы жол», развития агропромкомплекса и так далее.
Таких госпрограмм в Казахстане несколько десятков. Так вот, вы можете не поверить, но у нас – в государстве, как правило, с осени выявляется неосвоение бюджетных средств. А это миллиарды тенге. Представляете?!
То есть деньги есть (были), но их не израсходовали, на языке чиновников это называется «не освоили». Наверняка вы слышали фразу в новостях «неосвоение бюджета составило…»
«Да как такое может быть – не освоили?!» – справедливо возмутится любая рачительная домохозяйка. Уж если она запланировала сделать в течение года ремонт в квартире, обновить мебель, купить что-то из бытовой техники, отложила на это деньги, то она и отремонтирует, и обновит, и купит. В этом можно не сомневаться.
Работа наших чиновников, не всех конечно, порой менее эффективна. Видимо, чем масштабнее задачи, тем сложнее добиться запланированного.
Судите сами, на заседании Кабмина республики, состоявшемся 19 сентября, министр финансов РК Бахыт Султанов докладывал об итогах исполнения республиканского бюджета за 8 месяцев 2017 года. Подробное сообщение об этом опубликовано на ratel.kz.
По словам министра по состоянию на 1 сентября в целом по стране не освоен 101,6 миллиард тенге. «Рекордсмен» неосвоения бюджетных средств – Минздрав – 20,3 млрд. тенге. Второе место в списке штрафников поделили два министерства – МВД и Министерство культуры и спорта. Их администраторы не освоили по 9,3 млрд. тенге. Тройку лидеров по неосвоению бюджетных средств замыкает Минобороны РК, которое не успело потратить 7,9 млрд. тенге. Как ни странно, неосвоение бюджета для нашей армии – привычное дело.
Почему происходит подобное? Бахыт Султанов назвал причины: нерасторопность администраторов бюджетных программ, позднее проведение конкурсных процедур, перенос сроков их проведения, судебные разбирательства, несвоевременное принятие нормативно-правовых актов, отставание от графика работ, корректировка документов на строительство и отсутствие заявок на возмещение по сельхозсубсидиям. Еще одна причина – недостаточный со стороны администраторов бюджетных программ контроль за работой подрядчиков.
У нас в области ситуация с этим тоже непростая. На одном из недавних заседаний облакимата глава региона Жансеит Туймебаев назвал работу акимов районов и городов, а также руководителей управлений по освоению бюджетных средств неудовлетворительной. Он напомнил, что одна из главных задач руководителя каждого учреждения – это эффективное и своевременное освоение бюджетных средств.
Сумма уточненного бюджета ЮКО составила 511,4 млрд. тенге. По итогам 9 месяцев 2017 года облуправлениями не освоено 209,6 млн. тенге, а в районах и городах 559,4 млн. тенге. Эти данные сообщил и.о. руководителя облуправления финансов Р. Мулкеманов.
По его словам, большая часть средств в крупном объеме не освоена в Шымкенте, Сарыагашском и Сайрамском районах, а также облуправлениями энергетики и ЖКХ, физкультуры и спорта. К слову, в прошлом году по ЮКО остались неосвоенными 40 миллионов тенге, в том числе «отметилось» и сельхозуправление. Ну, скажите, много ли пользы от денег на борьбу с саранчой, если она уже сожрала половину урожая? Или - пока селяне дождутся от государства субсидий и льгот на горючее, семена, удобрения, они вынуждены будут влезть в кабальные долги…
Для нашей области, которая на 80% дотируется из бюджета, такая нерасторопность — плохой показатель. Понес ли кто-то за это ответственность? Да, но, как говорится, это люди второго эшелона власти.
… Искоренить подобную практику в нашей стране можно только усилением ответственности. К примеру, депутат мажилиса Омархан Оксикбаев в марте этого года предложил сажать в тюрьму чиновников, допустивших неосвоение денег по госпрограммам, сообщил LSM.kz. Для этого надо ввести персональную ответственность за каждую бюджетную программу.
«К примеру, если где-то построили школу, и она наполняется на 30%, а где-то нам на самом деле нужна школа, потому что там в четыре-пять смен учатся дети. Те, кто повернул эти средства не туда, должны нести ответственность. Наверняка была корысть, какие-то расчеты. Надо спрашивать с виновных сполна, а не просто административно штрафовать на 10 тысяч тенге, поскольку это ничего не решает», – считает мажилисмен.
Неосвоение бюджета – это всегда чьи-то несбывшиеся надежды, прежде всего, на цивилизованные условия жизни. В нашей области есть аулы, где до сих пор нет питьевой воды, природного газа. Напомню, за окном второе десятилетие ХХI века.
На минувшей неделе состоялась 17-я сессия облмаслихата. Накануне ее, на заседаниях постоянных комиссий, депутаты выразили свое недовольство работой облуправления энергетики и ЖКХ. Чем не довольны – непростительной волокитой, бездействием по газификации населенных пунктов в Казыгуртском, Мактааральском районах, а также по водоснабжению села Шарапхана Казыгуртского района, жители которого до сих пор носят воду ведрами.
Еще один факт – в селе Жартытобе с 30 тысячным населением единственная поликлиника находится в аварийном состоянии… И при этом такой факт – на сессии депутаты в очередной раз испытали изумление, на этот раз по поводу выделения в срочном порядке 3 миллиардов 300 миллионов тенге на оснащение подстанции Астана-1 и 2… А где администраторы программ были раньше?! До конца года оставался месяц.
И напоследок – расход средств областного бюджета контролирует ЮКО ревизионная комиссия. Ее работа должна быть открыта для нас, простых налогоплательщиков. Каким образом, спросите вы? Известным – вся текущая информация, протоколы заседаний, ответы на вопросы граждан – все это должно быть размещено на сайте ведомства.
А что у нас? Заходим на сайт ЮКО ревкомиссии – почти ноль полезной информации. При этом на главной странице – приветственное слово… экс-руководителя ведомства Сырыма Шалабая, если помните, задержанного с поличным за коррупционное правонарушение еще 23 июля.
Узник приветствует посетителей сайта словами: «Мы рады приветствовать Вас… Ждем от Вас отклики на происходящие в области процессы, конструктивные пожелания и предложения по повышению эффективности государственного аудита, разрешению актуальных проблем ЮКО…»
А то, каким на самом деле – эффективным, насыщенным, интерактивным должен быть подобный сайт, можно судить по аналогичному интернет-ресурсу, скажем, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областей. Там – профессионализм, открытость, уважение к правам граждан. У нас же… Для чего так делается? Известное дело – в мутной воде всегда легче ловить рыбку.
Фарида Шарафутдинова
Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о необходимости ужесточить наказание для губернаторов за неосвоение бюджетных субсидий. По его словам, главы регионов должны нести персональную ответственность. «Целый ряд решений, принятых недавно, свидетельствует о том, что далеко не во всех случаях следует прощать такого рода нерасторопность и неэффективную работу. Поэтому, во-первых, призываю всех губернаторов призадуматься о том, как они будут эти правила исполнять», - сказал Медведев.
На совещании с вице-премьерами РФ председатель правительства Дмитрий Медведев заслушал информацию вице-премьера Дмитрия Козака, который сообщил, что на 1 января регионы не использовали 72,2 млрд руб. федеральных субсидий из выделенных им в 2015г. 428 млрд. По бюджетному законодательству в случае нарушения условий соглашения о выделении субсидий регион должен уплатить штраф и устранить недостатки. Неиспользованные средства субъекты РФ должны вернуть до 1 апреля.
В связи с этой информацией Медведев предложил ужесточить персональную ответственность губернаторов за неэффективное использование федеральных субсидий. Он призвал, чтобы каждый руководитель «наших территорий, нашего края, области, республики ощущал персональную ответственность за все финансовые решения, которые он принимает, в том числе по использованию федеральных средств». «Очень часто наши коллеги мыслят таким образом: не используем в этом году - используем в следующем году, простят, перенесут, если что-то просрочим, примут решение о смягчении правил и так далее. Хочу обратить внимание: уже хватит. И целый ряд решений, принятых недавно, свидетельствует о том, что далеко не во всех случаях следует прощать такого рода нерасторопность и неэффективную работу. Поэтому, во-первых, призываю всех губернаторов призадуматься о том, как они будут эти правила исполнять», - сказал Медведев.
По его словам, в случае нарушений финансовой дисциплины региональными властями правительство РФ будет «выходить с соответствующими предложениями, как это было сделано в отношении, например, ветхого жилья, что вполне заслуженно и объективно».
Напомним, что ранее за срыв программы переселения граждан из аварийного жилья в отставку был отправлен губернатор Забайкальского края Константин Ильковский, а главе Карелии Александру Худилайнену был объявлен выговор .
Материалы по теме
Забайкальский край
Президент отправил в отставку губернатора Забайкальского края Константина Ильковского. Формальным поводом для увольнения стало личное заявление Ильковского «о досрочном прекращении полномочий». Однако одной из реальных причин отставки стал срыв в крае федеральной программы по переселению граждан из аварийного жилья. Эксперты говорят о целом комплексе проблем, которые и привели к увольнению Ильковского. Владимир Путин назначил врио губернатора спикера краевого заксобрания Наталью Жданову.Республика Карелия
Выговор объявил главе Карелии Александру Худилайнену президент России Владимир Путин. Это связано с нарушениями, допущенными Худилайненом при выполнении программы по переселению граждан из аварийного жилья. Ранее о проблемах при реализации этой программы в Карелии и Забайкалье президенту доложил министр строительства РФ Михаил Мень. Путин тогда потребовал выяснить положение дел в регионах и принять решения, в том числе «кадрового порядка». Сегодня же Путин отправил в отставку забайкальского губернатора Константина Ильковского.Главное
-
Депутат Степаненко: ульяновский губернатор Морозов мстит КПРФ за противостояние на выборах мэра
Четыре иска о лишении полномочий депутатов гордумы Димитровграда от КПРФ направил в суд губернатор Сергей Морозов. Один из депутатов из этого списка Сергей Степаненко сказал «Клубу Регионов», что губернатор мстит коммунистам за десятимесячное противостояние, когда областные власти и «красная» городская дума не могли найти общий язык по вопросу выборов мэра.После скандальной вырубки леса возле озера Амут хабаровский губернатор Фургал отстранил главу управления лесами
В Хабаровском крае на время служебной проверки отстранен от должности глава управления лесами Константин Хрянин. Сообщается, что губернатор Сергей Фургал принял это решение после скандальной истории с вырубкой леса возле озера Амут. Сейчас в отношении Хрянина проводится служебная проверка. Эксперт Гринпис Алексей Ярошенко отмечает, что общественники и экологи требовали не только остановить рубку в районе озера, но также провести тщательное расследование и привлечь виновных к ответственности. Политолог Сергей Комарицын считает, что принципиально решить проблему сомнительных и криминальных рубок должен федеральный центр. По словам губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, региональные выборы в сентябре могут привлечь внимание «деструктивных сил». Он подчеркнул, что одна из задач - не дать этим силам разрушить «взаимоотношения между различными ветвями власти, которые удалось выстроить в течение последних лет». Эксперты считают, что под деструктивными силами Травников мог иметь в виду несистемную оппозицию. В то же время политологи ожидают продолжения практики договоренностей на выборах между «Единой Россией» и КПРФ. При этом эксперты считают, что такое взаимодействие на выборах несет риски для обеих партий.Ростовский губернатор Голубев подписал соглашение о строительстве самого большого в мире завода льняного масла
Ростовский губернатор Василий Голубев в рамках берлинской международной сельхозярмарки «Зеленая неделя» подписал с компанией из Бельгии соглашение о строительстве завода по производству льняного масла. Инвестор обещает, что ростовский завод будет самым крупным в мире. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают значимость поддержки со стороны региональных властей для привлечения инвестиций в сельхозотрасль и полагают, что реализация масштабного проекта позволит нарастить производство льна в России.
Девятая весенняя сессия Сахалинской областной Думы началась с совместного заседания двух комитетов – по социальной политике и бюджету и налогам. На нем рассмотрен отчет контрольно-счетной палаты (КСП) о результатах проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы по повышению качества и доступности дошкольного образования в рамках соответствующей государственной программы за 2014 год и девять месяцев 2015 года.
Аудиту подверглись областное министерство образования, соответствующие подразделения органов местного самоуправления Холмского, Тымовского, Ногликского районов, Южно-Сахалинска, а также некоторые дошкольные учреждения, на предмет эффективности использования бюджетных средств. В целом, выявлено, что основные задачи подпрограммы соответствуют направлениям государственной политики в сфере образования, определенным стратегией социального и экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года.
По итогам 2014 года индикатор "доступность дошкольного образования в возрасте от 3 до 7 лет" достиг 100 проц., т.е. все дети этого возраста обеспечены местами в детских садах. В тоже время отмечено, что некоторые муниципальные образования при отсутствии потребности в субвенции не вносили своевременно предложения об уменьшении плановых ассигнований, что не позволило министерству образования перераспределить бюджетные средства на другие цели. В результате к концу 2014 года 83 млн. руб. остались невостребованными. Не в полном объеме использованы суммы, предназначенные на реализацию образовательных программ в группах кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста. Невостребованные средства были возвращены в бюджет.
Кроме того, отмечено нарушение сроков сдачи в эксплуатацию двух детских садов в Ногликском и Холмском городских округах.
В итоге отчет КСП принят к сведению. Однако депутаты отметили несколько проблем, которые давно ждут решения. В частности, доставка детей в детские сады из отдаленных населенных сел и поселков. Автобусное сообщение там не отличается регулярностью, и потому мамы вынуждены сидеть с детьми дома, в то время, когда в городских детсадах есть места, строятся новые дошкольные учреждения.
Отмечалось также недопустимость неосвоения бюджетных средств, в условиях бюджетного дефицита. Для этого необходимо определить приоритетные направления и усилить контроль за их эффективным использованием.
В тоже время, члены комитетов с удовлетворением отметили, что подпрограмма "Теплые окна" была успешно реализована. Теперь пора браться за фасады дошкольных учреждений.
Кроме того, по мнению депутатов, уже сейчас необходимо задуматься о проблеме, которая может возникнуть совсем скоро – нехватке школьных мест, ведь сегодняшние детсадовцы вскоре пересядут за школьные парты, а их численность остается на уровне 90-х годов, когда в стране был период демографического спада.
Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с требованиями настоящей статьи.
2. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Указанные операции отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.
3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.
4. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
5. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом с соблюдением общих требований , установленных Министерством финансов Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке , установленном Министерством финансов Российской Федерации.
5.1. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации подлежат увеличению сверх объемов, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, в пределах не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, возвращенных в доходы федерального бюджета и не учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета.
8. Остатки средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в иностранной валюте, образовавшиеся на 1 января текущего финансового года на счетах, открытых соответствующему финансовому органу в уполномоченной организации или другой специализированной организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственных внешних долговых обязательств, не подлежат перечислению на единый счет соответствующего бюджета и используются в первой декаде января текущего финансового года для осуществления кассовых выплат.
9. Остатки средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не использованные получателями бюджетных средств, находящиеся на специальных счетах, открытых в соответствии с условиями соглашений с международными финансовыми организациями, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета и подлежат использованию ими в текущем финансовом году на те же цели.
В конце прошлого года Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан одобрил «Заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контроля». О том, что это за документ, рассказывает начальник Контрольно-ревизионного управления Счетной палаты Татарстана Азат ВАЛЕЕВ.
Безусловно, главная задача государственных контрольных органов — выявление нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере. Однако это лишь одна сторона работы контролеров. Вторая, не менее значимая, - профилактика отклонений от принятых стандартов и нарушений норм законов. Не секрет, что в некоторых случаях финансовые нарушения допускаются из-за незнания новых норм бюджетного законодательства, поэтому профилактическая и просветительская работа просто необходимы.
В связи с этим в контрольной деятельности особое внимание уделяется работе, направленной на упреждение нарушений. С этой целью в Татарстане было подготовлено Заключение, в котором систематизированы наиболее часто встречающиеся нарушения и недостатки в деятельности бюджетных учреждений. Заключение готовилось на основе анализа результатов проверок, проводимых Счетной палатой, Департаментом казначейства Минфина РТ, территориальными управлениями ФАС и Росфиннадзора. Этот документ предназначен для руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений. Он содержит более 400 конкретных примеров характерных нарушений и недостатков. Сведения о них систематизированы в соответствующих разделах и подразделах, в некоторых случаях даны ссылки на нормативные документы. Сегодня мы рассмотрим характерные нарушения при исполнении бюджета по расходам (табл. 1), случаи нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств (табл. 2, 3), нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (табл. 4, 5), а также при осуществлении строительных и ремонтных работ (табл. 6). Для удобства восприятия информации все данные сведены в таблицы.
Таблица 1 Исполнение бюджета по расходам
Нарушение |
Комментарии |
|
Недоведение (несвоевременное доведение) до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств |
Согласно ст. 221 Бюджетного кодекса (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 г.) смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н |
|
Нарушение установленного порядка составления и утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения |
||
Принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств |
Таблица 2 Примеры неэффективного расходования бюджетных средств
Нарушение(недостатки) |
Комментарии |
|
Невостребованность оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств |
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств прописан в ст. 34 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена и в ст. 162 Бюджетного кодекса
|
|
Оплата проектно-изыскательских работ, которые не находят в дальнейшем практического применения |
||
Приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные |
||
Распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно |
||
Образование просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее взысканию |
||
Приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждение |
||
Неиспользование в течение длительного времени бюджетных средств, полученных на основании заявки |
||
Неосвоение бюджетных средств при наличии в них потребности |
||
Приобретение материалов, оборудования ненадлежащего качества |
||
Оплата пеней (штрафов) в результате непринятия мер по погашению кредиторской задолженности |
||
Непринятие во внимание приоритетности и целесообразности строительства, реконструкции того или иного объекта при распределении средств на капитальные вложения, в результате чего не достигается конечный результат использования бюджетных средств |
Таблица 3 Примеры нецелевого использования бюджетных средств
Нарушение |
Комментарий |
|
Использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения |
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств сформулирован в ст. 38 Бюджетного кодекса. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Несоблюдение данного принципа влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств |
|
Оплата товаров, работ, услуг не по соответствующим кодам бюджетной классификации |
||
Неправомерное перечисление получателем бюджетных средств остатков денежных средств с бюджетных счетов на внебюджетный счет или на счета юридических лиц |
||
Использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов |
||
Использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников |
||
Использование бюджетных средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью бюджетного учреждения, на оказание финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям или на их создание |
Таблица 4 Нарушения при размещении заказов
Нарушение |
Примеры/примечания |
|
Несоблюдение сроков публикации в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте информации о размещении заказов |
Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в газете за 11 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Согласно части 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Имеют также место факты несвоевременного размещения на официальном сайте протоколов торгов и запросов котировок, а также опубликования в официальном печатном издании протоколов торгов |
|
Несоответствие сведений, содержащихся в конкурсной (аукционной) документации, сведениям, указанным в извещении о проведении торгов |
Между конкурсной документацией и извещением, размещенным на официальном сайте, имеются расхождения в части сроков оказания услуг: Согласно части 6 ст. 22 Закона № 94-ФЗ сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса |
|
Нарушения членами комиссий порядка отбора участников торгов, запроса котировок, необоснованный допуск (или отказ в допуске) участника размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок |
Комиссия допустила к участию в конкурсе участника размещения заказа, который в составе заявки не представил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Согласно части 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки |
|
Установление в конкурсной документации непредусмотренных Законом № 94-ФЗ критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
Согласно части 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ (в редакции от 1 марта 2009 г.) для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: – функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; – качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг; – расходы на эксплуатацию товара; – расходы на техническое обслуживание товара; – сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; – срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; – объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг. Согласно части 6 вышеуказанной статьи использование иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе не допускается |
|
Опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов такому опубликованию или размещению, с нарушением требований Закона № 94-ФЗ |
Отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно пункту 4 части 4 ст. 21 Закона № 94-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет государственного или муниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Исключение – случаи, когда при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг. Отсутствие в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, что не позволяет сделать оценку заявок участников конкурса объективной. Согласно части 4 статьи 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе |
|
Установление требований к участникам размещения заказа, не предусмотренных Законом № 94-ФЗ |
В конкурсной документации по предмету конкурса «техническое обслуживание и поставка запасных частей для автомашин» установлены требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Законом № 94-ФЗ. А именно: организация должна обладать лицензией на данный вид работ. Однако согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по предмету конкурса лицензированию не подлежит. Ст. 11 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа при проведении торгов и менять его или дополнять никто не вправе |
|
Заключение государственных и муниципальных контрактов на условиях, не соответствующих заявкам участников размещения заказа и документации о проведении торгов или объявленных условий запроса котировок |
Например, условия заключенного контракта в части окончания срока поставки товара и порядка оплаты не соответствуют условиям, указанным в документации об аукционе: |
|
Способ размещения заказа не соответствует законодательству. Заключение государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запроса котировок |
Неправомерно выбран способ размещения заказа у единственного поставщика, когда сумма заказа на поставки одноименных товаров (работ, услуг) по одному договору или по нескольким договорам (и иным документам, подтверждающим заключение сделки) в течение квартала превышает предельный размер расчетов наличными деньгами. Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) установлены в ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Применен способ размещения заказа путем запроса котировок, когда сумма контрактов на выполнение одноименных товаров (работ, услуг), подлежащая уплате в течение одного квартала, составляет более 500 тыс. руб. |
|
Невнесение сведений о государственных и муниципальных контрактах в реестры контрактов |
Заказчики не всегда направляют (или направляют, но несвоевременно) сведения о контрактах, в том числе сведения об исполнении (прекращении действия) контракта в органы, уполномоченные вести реестр государственных (муниципальных) контрактов. Порядок внесения сведений в реестры контрактов, а также порядок ведения реестров установлен ст. 18 Закона № 94-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. № 807 |
|
Отсутствие локального правового акта, определяющего порядок работы комиссий по размещению заказов |
Согласно части 2 ст. 7 Закона № 94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом должно быть принято решение о создании комиссии по размещению заказов, определен ее состав (в том числе председатель) и порядок работы |
|
Отсутствие (ненадлежащее ведение) реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов |
Согласно ст. 73 Бюджетного кодекса бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов, которые должны содержать следующие сведения: – краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; – наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; – цену и дату закупки |
Таблица 5 Исполнение государственных и муниципальнх контрактов
Нарушение |
Примеры/примечания |
|
Неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов |
В контрактах неправомерно изменяется количество (объем) товара (работы, услуги) и соответственно цена за единицу, сроки поставки товара (выполнения работ, услуг) |
|
Превышение установленного лимита авансирования |
Согласно мнению Минэкономразвития России (письмо от 2 мая 2007 г. № 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам») установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством РФ). С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость перечисления аванса должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае |
|
Нарушения условий государственных (муниципальных) контрактов, как со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и со стороны заказчиков |
Например: – несвоевременная оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; – поставка и принятие товара по характеристикам, количеству и ценам, не соответствующим условиям контракта; – нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, установленных контрактом |
|
Отсутствие контроля со стороны заказчика за исполнением обязательств по контрактам. Непредъявление претензий поставщикам (подрядчикам, исполнителям), нарушившим сроки исполнения контракта |
При ненадлежащем выполнении условий контракта заказчики не всегда предъявляют подрядчику претензии по возмещению ущерба и уплате пени за каждый день просрочки при несоблюдении срока сдачи работы, установленного условиями контракта |
Таблица 6 Ремонтные и строительно-монтажные работы
Нарушение |
|
Финансирование капитальных вложений при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации |
|
Завышение физических объемов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись), повторная оплата одних и тех же работ |
|
Оплата заказчиком работ и затрат, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией |
|
Несоблюдение подрядчиком проектных решений (несоблюдение технологии работ, необоснованная замена одних видов материалов на другие, невыполнение отдельных скрытых работ) |
|
Завышение затрат на непредвиденные работы, затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время |
|
Оплата заказчиком стоимости материалов в актах выполненных работ без подтверждения фактической стоимости в случае, когда их стоимость превышает среднерегиональные цены, что не соответствует пункту 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1 |
|
Проведение под видом текущего и капитального ремонта работ капитального характера (реконструкции) |
|
Несоответствие договоров требованиям законодательства (нарушение пункта 2 ст. 743 Гражданского кодекса: в договор строительного подряда не включено условие о составе и содержании технической документации на строительство и условия о том, какая из сторон и в какой срок обязана представить указанную документацию; не определены порядок и сроки предоставления гарантии качества и сроки обнаружения скрытых недостатков в построенных объектах) |
|
Заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями, не имеющими лицензии на проведение соответствующих работ |
|
Несоблюдение нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией |
|
Эксплуатация здания без акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанного представителями Госстройнадзора и другими заинтересованными органами, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что может представлять опасность для жизни и здоровья людей |