Как получить отсрочку по налогам юридическому лицу. Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? Порядок принятия решения
- Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
- Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
- Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
- Функции налогов
- Принципы налогообложения
- Юридические и организационные принципы налогообложения
- Классификация налогов
- Обязательные и факультативные элементы налога
- Сущность и классификация налоговых льгот
- Налоговая система и налоговая политика государства
- Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
- Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
- Сущность и основные аспекты налоговых реформ
- Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
- Понятие и сущность налогового администрирования
- Функции налогового администрирования
- Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
- Функции налоговых органов
- Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
- Взаимодействие таможенных и налоговых органов
- Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
- Понятие и сущность налогового администрирования
- Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
- Формы налогового контроля
- Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
- Организация камеральных налоговых проверок
- Организация выездных налоговых проверок
- Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
- Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
- Взыскание недоимок по налогам и сборам
- Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
- Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
- Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
- Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
- Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
- Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
- Ответственность за нарушения налогового законодательства
- Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
- Административная ответственность в сфере налогообложения
- Налоговые преступления и ответственность за их совершение
- Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
- Виды налогов и сборов современной России
- Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
- Федеральные налоги и сборы
- Налог на добавленную стоимость
- Плательщики НДС
- Объект налогообложения НДС
- Операции, не подлежащие обложению НДС
- Налоговая база по НДС
- Налоговые агенты по НДС
- Налоговые ставки по НДС
- Порядок исчисления НДС
- Акцизы
- Налог на доходы физических лиц
- Доходы, не подлежащие налогообложению
- Налоговые вычеты
- Налоговые ставки
- Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
- Единый социальный налог
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добычу полезных ископаемых
- Налоговая база по НДПИ
- Водный налог
- Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
- Государственная пошлина
- Порядок и сроки уплаты госпошлины
- Налог на добавленную стоимость
- Региональные налоги
- Транспортный налог
- Налог на игорный бизнес
- Налог на имущество организаций
- Местные налоги
- Земельный налог
- Порядок исчисления земельного налога
- Налог на имущество физических лиц
- Земельный налог
- Специальные налоговые режимы
- Упрощенная система налогообложения
- Объекты налогообложения при УСН
- Налоговый период при УСН
- Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
- Налогоплательщики ЕНВД
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
- Объектом налогообложения по ЕСХН
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
- Упрощенная система налогообложения
- Обязательные страховые взносы
- Концептуальные основы обязательного социального страхования
- Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
- Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Налоговое право зарубежных стран
- Общая характеристика налогового права зарубежных стран
- Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
- Система источников налогового права зарубежных стран
- Принципы налогового права зарубежных стран
- Практика местного налогообложения за рубежом
- Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах
Отсрочка или рассрочка по уплате налога
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной (отсрочка) или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (рассрочка). Рассрочка или отсрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от года до трех лет, может быть предоставлена по решению Министра финансов РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
- угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
- если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
- если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в п. 3, 4 и 5, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются. Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам, а законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.
Кроме того, отсрочка или рассрочка может быть представлена министром финансов РФ на срок до пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу неблагоприятных социально-экономических последствий. На данную сумму задолженности начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для получения такой льготы.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. При этом уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.
При отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в п. 1 или 2, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным, оно может быть обжаловано заинтересованным лицом.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных ниже, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - по налогу на прибыль организации, а также по любому из региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.
Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Очень важно понимать, что в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, то для такого отчетного периода разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.
Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих документально подтвержденных оснований, установленных ст. 67 НК:
- проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
- выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
- выполнение организацией государственного оборонного заказа.
Следует отметить, что законодательным органам государственной власти субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита в части региональных и местных налогов.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.
Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.
Такой договор должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Действие отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки их действие может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов .
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения, либо возврату налогоплательщику излишне в порядке, предусмотренном ст. 78 НК.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления без начисления в общем случае процентов на эту сумму.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей выносится в течение десяти дней после получения заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. Вместе с тем налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам, задолженность по пеням и (или) штрафам, и обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате, если иное не установлено НК, а при нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка при этом принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Перечисленные положения применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах лично либо через своего представителя .
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя (ст. 26 НК), равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Указанную функцию выполняют законные и уполномоченные представители, полномочия которых должны быть документально подтверждены.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, а налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве таковых в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) самой организации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры. Причиной этого является то, что данные лица представляют интересы государства в налоговых правоотношениях.
Налогоплательщики также имеют право :
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Налогоплательщики имеет также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов, и неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушаются их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение или вынести новое решение по существу.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе
принимается в течение месяца со дня ее получения и о нем в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты. Общие принципы и условия переноса сроков уплаты налогов содержатся в ст. 61-64 НК РФ, а сам порядок получения отсрочки регулируется приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.
Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.
Так, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка может быть предоставлена на срок до трех лет. То же самое касается и страховых взносов. По всем другим налогам срок не может быть перенесен более, чем на 1 год. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей суммы налога или ее части.
Рассрочка предоставляется в заявительном порядке. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Отсрочка/рассрочка по уплате налога – это изменение срока его уплаты.
2. Право на перенос срока уплаты налогов и страховых взносов гарантировано налогоплательщикам главой 9 НК РФ.
3. Отсрочку предоставляют на срок до трех лет с единовременным либо поэтапным внесением платежей в бюджет. Конкретный срок отсрочки/рассрочки определяется видом налогов, по которым она предоставляется.
4. Рассрочка предоставляется в заявительном порядке.
5. Перечень документов, подаваемых совместно с заявлением, установлен п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
6. У плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога.
7. Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Например, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению.
8. Решение по заявлению об отсрочке/рассрочке уплаты налогов принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения.
При этом полного пакета документов еще недостаточно для переноса сроков уплаты налога. Налоговики могут потребовать от плательщика предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате долга и процентов. Таким обеспечением является имущество, которое может быть предметом залога, поручительство или банковская гарантия (п. 5.3 ст. 64 НК РФ).
По общему правилу предоставление отсрочки/рассрочки не порождает для плательщика никаких новых обязанностей. Но в заявлении, подаваемом в налоговую, плательщик принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности по налогам (п. 5.2 ст. 64 НК РФ). Проценты начисляются исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Обязанность по уплате процентов напрямую зависит от оснований предоставления отсрочки/рассрочки. Если невозможность уплаты налога обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо неуплатой плательщику денег государственным/муниципальным заказчиком, проценты на сумму долга не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Основания для предоставления рассрочки по уплате налогов
Отсрочку могут дать только тому плательщику, чье финансовое положение действительно временно не позволяет уплатить какой-либо налог в установленный срок. При этом у плательщика должны быть веские основания для несвоевременной уплаты налога. К числу таковых относится:
- причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление бюджетных ассигнований/неперечисление из бюджета средств в счет оплаты оказанных услуг для государственных, муниципальных нужд;
- угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога;
- невозможность единовременной уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам налоговой проверки;
- производство и реализация товаров, работ или услуг плательщика носит сезонный характер.
Для получения отсрочки/рассрочки достаточно наличия одного из вышеуказанных условий. Поэтому к заявлению, подаваемому в налоговый орган, плательщик должен приложить перечень документов, подтверждающих то или иное основание.
Что касается невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ), то это новое основание, введенное в действие Федеральным законом от 14.11.2017 № 323-ФЗ. Для него предусмотрены специальные правила.
Изменение срока уплаты налога и сбора по данному основанию осуществляется только в форме рассрочки. Рассрочка в данном случае может быть предоставлена только при соблюдении следующих условий:
- сумма начисленных по результатам проверки налогов, сборов, пеней и штрафов составляет не более 70% и не менее 30% по отношению к выручке за предыдущий год;
- со дня создания организации, регистрации ИП прошло не менее одного года;
- в отношении организации, ИП не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.
Кто не может рассчитывать на рассрочку по уплате налогов
Список плательщиков, которые не могут рассчитывать на изменение сроков уплаты налогов, приведен в ст. 62 НК РФ. Так, срок уплаты не изменят, если в отношении плательщика:
- возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;
- имеются достаточные основания полагать, что плательщик скроет деньги, имущество, либо уедет из РФ на постоянное жительство;
- в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки.
Кроме того, срок не может быть изменен по заявлению налоговых агентов, а также в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков.
Подача заявления на отсрочку/рассрочку по уплате налогов
Чтобы получить рассрочку/отсрочку, нужно подать соответствующее заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в приложении № 1 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-8/683@.
Уполномоченное ведомство, в которое подается заявление, зависит, опять же, от вида налога, по которому плательщик просит предоставить рассрочку.
По федеральным налогам и страховым взносам таким уполномоченным органом является ФНС России, по региональным и местным – налоговые органы по месту регистрации плательщика, по налогам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможню – ФТС России.
В заявлении указываются данные плательщика, вид налога, а также сумма и срок, на которой требуется отсрочить/рассрочить платеж.
Рис. 1 Образец заполнения заявления на предоставление отсрочки по налогу
В течение 5 дней со дня подачи заявления в соответствующий уполномоченный орган его копию необходимо будет направить в налоговый орган по месту учета плательщика.
К заявлению нужно приложить следующий комплект документов (п. 5 ст. 64 НК РФ):
- справки банков об оборотах по счетам плательщика за каждый из предшествующих подаче заявления 6 месяцев, а также о наличии расчетных документов, помещенных в картотеку неоплаченных расчетных документов (если в картотеке такие документы отсутствуют, то – справку об их отсутствии);
- справки банков об остатках денежных средств на всех счетах в банках;
- перечень контрагентов - дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (физлица, не являющиеся ИП, данный документ не представляют);
- письменное обязательство плательщика соблюдать условия отсрочки/рассрочки, а также предполагаемый график погашения задолженности.
Это обязательный комплект документов. Кроме него, нужно представить еще документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Так, если невозможность уплаты налога возникла вследствие стихийного бедствия, к заявлению прикладывают:
- заключение о факте наступления в отношении плательщика обстоятельств непреодолимой силы;
- акт оценки причиненного плательщику ущерба в результате указанных обстоятельств (составляется МЧС или организацией, уполномоченной в области гражданской обороны, защиты населения от ЧС).
Конкретный перечень дополнительных документов, прилагаемых к заявлению для различных ситуаций, приведен в п. 5.1 ст. 64 НК РФ.
Если рассрочка предоставляется по причине невозможности единовременной уплаты налогов и пеней, начисленных по результатам проверки, плательщик обязан будет предоставить банковскую гарантию. Гарантия должна соответствовать требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ.
Решение по заявлению принимается налоговиками в течение 30 дней со дня его получения. Его копия направляется заявителю в течение 3 дней. При этом решение вступает в действие только с указанного в нем момента. Если рассрочка предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества (п. 8 ст. 64 НК РФ).
Если налоговики отказывают в удовлетворении заявления, такой отказ должен быть мотивирован. Часто отказ бывает обусловлен банальной неполнотой пакета предоставленных документов, поэтому к сбору сведения и справок следует отнестись обстоятельнее.
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов интересует, по статистике, каждого третьего гражданина нашей страны. И это не удивительно – в жизни случается всякое. Если вы являетесь физическим лицом, то вправе подать заявление в налоговую инспекцию с целью отсрочить или разделить на несколько частей налоговый платеж, но только в случае возникновения веских оснований для этого.
Общие сведения
Предоставление отсрочки по уплате налоговых сборов подразумевает, что крайняя дата внесения платежа перенесется на более позднюю (например, на шесть месяцев или год). Но важно помнить: по ее наступлении вы обязаны единовременно погасить всю сумму целиком, иначе в отношении вас будут применены штрафные санкции – пени.
По наступлении последней установленной даты вы обязаны единовременно погасить всю сумму налога целиком.
Рассрочка – это погашение всей суммы задолженности установленными платежами в течение оговоренного временного промежутка (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ). Средний период предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов – один год. Если дело касается НДФЛ и госпошлин, государство вполне может пойти навстречу, увеличив срок до трех лет.
Предоставление отсрочки/рассрочки распространяется на нижеперечисленные виды федеральных налогов:
- Подоходный.
- Имущественный.
- Транспортный.
- Земельный.
- Госпошлина.
Итак, вам требуется изменение срока уплаты налогового сбора, и есть веские аргументы, подтверждающие факт невозможности немедленного внесения платежа. Как это осуществить, с чего начать? Далее подробный алгоритм.
Меняем срок уплаты налогов: поэтапная инструкция
Этап № 1
Для начала удостоверьтесь, не имеете ли вы обязательств, которые помешают внести коррективы в сроки уплаты налога.
- На вас не заведено судебное производство по административным правонарушениям законодательства РФ.
- Вы не привлекались к ответственности за нарушения налоговой дисциплины.
- Не находитесь под подозрением налоговых инспекторов как лицо, которое может воспользоваться рассрочкой или отсрочкой, чтобы скрыть денежные средства или имущество, которые подвергаются налогообложению.
Если вы дали положительный ответ по всем пунктам, то смело переходите к следующему шагу.
Этап № 2
Нужно определить, можете ли вы претендовать на отсрочку или рассрочку.
У вас есть такое право в случае:
- Нанесения урона принадлежащему вам имуществу вследствие катастрофы, стихийного бедствия и других факторов непреодолимой силы.
- Угрозы появления при уплате налога единым платежом.
- Имущественного состояния, которое исключает вариант единовременного внесения суммы налоговых сборов.
Соберите необходимые документы, чтобы сдать в налоговую службу. Каждый случай индивидуален, поэтому и пакет бумаг формируется исходя из конкретной ситуации. Но обязательным является представление следующих документов:
- Письменное заявление о том, что вам необходима отсрочка и рассрочка по уплате налогов. В нем приписываются ФИО, ИНН, адрес фактического проживания. Обязательно указывается тип федеральных налогов, общая сумма выплат, необходимый период отсрочки, причины для ее предоставления.
- Банковские справки о приходно-расходных операциях за каждый из шести месяцев, предшествующих подаче заявления, и об остатках денежных средств на всех банковских счетах.
- Обязательство, подписав которое, вы гарантируете соблюдение всех условий, повлиявших на изменение срока уплаты налогов. Помимо всего прочего, нужно приложить предварительный график выплат (п. 5 ст. 64 НК РФ).
Каждый случай индивидуален, поэтому и пакет бумаг формируется исходя из конкретной ситуации.
Помимо вышеуказанного списка бумаг, понадобятся дополнительные документы. Какие именно – зависит от причин и оснований, дающих право претендовать на рассрочку или отсрочку по уплате налогов:
- Экспертное заключение по факту нанесенного ущерба вследствие воздействия непреодолимой силы. Кроме этого, необходимо подать акт оценки понесенных потерь. Его составляют госслужащие-исполнители или органы гражданской обороны, защиты граждан и населенных пунктов от ЧС.
- Данные об имеющихся в собственности движимых и недвижимых имущественных объектов. Эти сведения подаются в том случае, если вы обращаетесь за отсрочкой или рассрочкой по уплате налогов, а ваша имущественная ситуация не позволяет осуществить платеж своевременно (пункт 5.1 статьи 64 НК РФ).
Существует ряд обстоятельств, при которых представители налоговой инспекции требуют от налогоплательщика банковскую гарантию, наличие поручителя или оформление имущественного залога. Эти требования регулируются статьями и Налогового кодекса РФ и предъявляются с целью гарантий возврата суммы долга.
Предоставление вышеуказанных дополнительных гарантий возврата долга по уплате налога не обязательно. Необходимы данные меры в отношении вас или же нет, уполномочены решить налоговые инспекторы.
Этап № 4
Подайте пакет бумаг в налоговую инспекцию. Эта инстанция компетентна решать вопросы предоставления рассрочки/отсрочки по уплате налоговых сборов. Вы можете подать документы самостоятельно или прибегнуть к помощи доверенного лица, но делать это нужно заблаговременно. Учтите тот факт, что срок рассмотрения заявления – один месяц.
Если вдруг ответили отказом, то на основании п. 9 ст. 64 Налогового кодекса РФ вы можете обжаловать это решение в вышестоящую налоговую инстанцию и все-таки получить изменение срока уплаты.
И напоследок
Теперь вы знаете подробный алгоритм действий, но помните: отсрочка и рассрочка по уплате налогов – процедура, к которой нужно подходить ответственно. Ведь не оплаченный вовремя налог может грозить уголовным наказанием. Поэтому мы рекомендуем не решать данный вопрос самостоятельно, а уточнить нюансы изменения срока уплаты налога у специалиста своего налогового органа. Так вы имеете возможность наверняка и, главное, вовремя решить сложившуюся ситуацию без возникновения проблем с законом.
Изменение срока уплаты налога - это договоренность с фискальным органом об отсрочке или рассрочке платежей. Чиновники предусмотрели несколько ситуаций, при которых последняя дата платежа, по закону обязательная для всех, может быть изменена. В статье расскажем, что такое изменение срока уплаты налога и как обратиться в ФНС за изменением дат оплаты фискальных платежей.
О чем речь
Буквально все экономические субъекты являются налогоплательщиками, а это значит, что практически каждый гражданин, предприниматель или компания обязаны начислить и заплатить налог в бюджет государства. Если хозяйствующий субъект просрочит даты оплаты либо перечислит не полную сумму денег, то налоговики выпишут штраф. Помимо штрафа, на недоплаченную сумму начислят пени и выставят требование погасить недоимку.
Такие методы финансового регулирования применимы только к рентабельным компаниям и предпринимателям. Субъекты, находящиеся в сложной финансовой ситуации, могут претендовать на определенные уступки от государства. Например, таким налогоплательщикам предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты налогов.
Понятия довольно схожи. Каждый термин имеет свои характерные особенности в части совершения платежей. Итак, отсрочка по уплате налога — это увеличение срока, в течение которого налогоплательщик обязан рассчитаться с ФНС, причем расчет должен быть совершен единовременно и в полном объеме. А рассрочка по уплате налогов — это аналогичная процедура продления сроков уплаты фискальных платежей. Налогоплательщик осуществляет расчеты частями, на основании утвержденного графика рассрочки.
Кто может претендовать
Действующее фискальное законодательство предусматривает четыре обстоятельства, при которых плательщик имеет право продлить срок расплаты. Они перечислены в п. 2, 13 ст. 64 НК РФ :
- Хозяйствующий субъект понес существенный ущерб в результате техногенной катастрофы, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
- Бюджетное финансирование было задержано либо оплата по выполненному государственному или муниципальному контракту не поступила вовремя.
- При единовременной уплате налогов и сборов в ФНС субъект близок к полному банкротству.
- Деятельность налогоплательщика является сезонной, в соответствии с утвержденным правительством перечнем (Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 (ред. от 25.02.2014)).
Отметим, что Президент России в ежегодном Бюджетном послании на 2019 год и плановый период предложил расширить этот перечень. Для предотвращения случаев банкротства Путин предложил упростить процедуру предоставления отсрочки или рассрочки налоговых платежей для следующих категорий организаций:
- оказывающие особо важные услуги для российского населения;
- выполняющие особо важные задачи и госзаказы по социально-экономическому развитию регионов;
- стратегические компании и предприятия, включенные в регламентированный государственный перечень о банкротстве.
Условия получения
Отсрочить можно практически любой платеж, если в деятельности компании настали вышеперечисленные обстоятельства. Но законным изменением срока по уплате налога является продление периодов оплаты только по основным фискальным платежам, которые исчисляются из собственных средств налогоплательщика.
Претендовать на рассрочку или отсрочку по налогам, которые компания уплачивает как налоговый агент, нельзя (п. 6 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК РФ, Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-07/1/8000). Например, нельзя получить отсрочку по НДФЛ.
Отсрочить платежи по федеральным налогам, сборам и взносам можно на три года. По региональным и местным обязательствам отсрочка по уплате налога предоставляется на срок до одного года.
Для получения рассрочки или отсрочки налогоплательщику следует обратиться в региональное представительство ФНС с соответствующим заявлением. Отметим, что копию данного заявления придется направить и в местную ИФНС, по месту нахождения компании. К заявлению приложите следующие документы:
- Справку из банковской организации о текущем состоянии расчетных счетов (об остатках), о ежемесячных оборотах за последние полгода.
- Картотеку неоплаченных и неисполненных платежных документов (при наличии).
- Полный список должников налогоплательщика с указанием сумм задолженностей, сроков погашения. Придется подтвердить информацию копиями договоров.
- Предполагаемый график рассрочки налоговых платежей и взносов.
- Письменное обязательство субъекта погасить задолженность (бланк утвержден в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@).
Помимо этого перечня в ФНС придется предоставить документальное подтверждение права на получение отсрочки (рассрочки) налогового платежа. Налоговики могут отказать в изменении сроков выплаты, но это решение можно обжаловать в судебном порядке.
При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения установленного срока уплаты налогов на более поздний. В том числе можно просить о переносе срока, указанного в направленном вам по результатам налоговой проверки требовании об уплате налога, пеней, штрафа. Перечень таких причин установлен налоговым законодательством (п. 1 ст. 61 НК РФ).
Формы изменения срока уплаты налогов
Изменение срока уплаты налога физическими лицами возможно в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка по уплате налога — это установление более позднего срока уплаты всей суммы задолженности, при наступлении которого вам придется единовременно и полностью погасить как сумму задолженности, так и начисленную за период отсрочки сумму пеней.
Рассрочка предполагает, что погашение задолженности и пеней будет производиться вами поэтапно в течение определенного периода (п. 3 ст. 61 , п. 1 ст. 64 НК РФ).
Порядок получения отсрочки или рассрочки по уплате налога
Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых физическими лицами (п. 3 ст. 64 НК РФ):
- налога на доходы физических лиц;
- налога на имущество физических лиц;
- транспортного налога;
- земельного налога.
Вы можете претендовать на получение отсрочки (рассрочки) на срок, не превышающий один год (п. 1 ст. 64 НК РФ).
Для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Убедитесь в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность получения отсрочки или рассрочки по уплате налога
В частности, срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении вас (п. 1 ст. 62 НК РФ):
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
- у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что вы можете воспользоваться изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо имеются основания предполагать, что вы собираетесь выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
- в течение трех лет, предшествующих дню подачи вами заявления об изменении срока уплаты налога, налоговым органом было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога.
Шаг 2. Определите, имеете ли вы право на предоставление отсрочки (рассрочки)
Вы можете рассчитывать на получение отсрочки/рассрочки в следующих случаях (пп. 1 , , , 7 п. 2 , п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
- вам причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- имеется угроза возникновения у вас признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;
- ваше имущественное положение (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
- единовременная уплата сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения соответствующего требования невозможна ввиду наличия определенных условий (далее — невозможность единовременной уплаты налога по требованию).
В последнем из перечисленных случаев изменение срока уплаты налога возможно только в форме рассрочки (п. 3 ст. 61 НК РФ).
Обратите внимание!
Если отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставлена по указанным выше основаниям, кроме первого, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки/рассрочки. Если отсрочка (рассрочка) предоставлена по первому основанию, на сумму задолженности проценты не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Шаг 3. Подготовьте необходимые документы
К числу обязательных документов относятся (п. 5 ст. 64 НК РФ; п. 3 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@):
- заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки.
В заявлении укажите Ф.И.О., ИНН (если имеется), адрес места жительства, а также вид и сумму налога, желательный период рассрочки и основания для ее получения;
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц (из предшествующих подаче заявления шести месяцев) и об остатках денежных средств на всех ваших счетах в банках;
- обязательство о соблюдении вами условий, на которых будет предоставлена отсрочка или рассрочка, а также предполагаемый график погашения задолженности.
Кроме этого, в зависимости от оснований для получения отсрочки (рассрочки) к заявлению потребуется приложить, в частности, следующие дополнительные документы (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
- заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для вашего обращения за отсрочкой или рассрочкой по уплате налога, а также акт оценки причиненного вам ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органами исполнительной власти или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- сведения о движимом и недвижимом имуществе, принадлежащем вам на праве собственности (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание), — если основанием для обращения за отсрочкой или рассрочкой является не позволяющее своевременно и полностью уплатить налог ваше имущественное положение.
В ряде случаев налоговые органы в целях обеспечения возврата задолженности могут потребовать предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, поручительства либо оформления залога имущества. Для получения рассрочки в связи с невозможностью единовременной уплаты налога по требованию предоставление банковской гарантии является обязательным (п. 5.3 ст. 64 НК РФ; п. п. 12 , Порядка).
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 НК РФ).
Шаг 4. Представьте документы в налоговый орган по месту жительства и дождитесь соответствующего решения
Полномочия по принятию решения о предоставлении налоговой отсрочки или рассрочки возложены на налоговые органы. В отношении НДФЛ, региональных и местных налогов такое решение принимает управление ФНС России вашего региона, которое в свою очередь вправе передать данное полномочие налоговой инспекции по месту вашего жительства (пп. 2 , НК РФ).
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- На какую сумму можно заказывать товара на Алиэкспресс в Беларуси в месяц без таможенных пошлин?
- Приоритетные цели и основные виды деятельности коммерческого банка Похожие работы на - Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности
- Понятие и границы финансов сектора общественного (государственного) управления