Экономическая свобода, ее формы и типы. Конспект урока и презентация по обществознанию на тему "экономическая культура" Государство в рыночной экономике
Понятие свободы исторически рассматривалось с разных точек зрения. Все помнят, что существует понимание свободы как анархии, или, напротив, как осознанной необходимости. Свобода выбора предполагает наличие альтернатив. Свободное государство связывают с плюрализмом и демократией. Что же такое экономическая свобода?
Это понятие предполагает, что человек вправе решать самостоятельно, какую деятельность ему выбрать, работать ли по найму или заниматься предпринимательством. Кроме того, мы можем свободно выбирать товары, отдавать предпочтение тому или иному производителю.
Благодаря этой двойственности происходит развитие общества, а также поддерживается его стабильность. Можно сказать, что экономическая свобода и социальная ответственность - это неразделимые понятия.
В настоящий момент понимается не только как учет потребностей других людей и их экономических интересов. Это понятие распространяется и на которая является источником сырья, и, как следствие, получения прибыли.
В течение многих последних лет нерациональное использование ресурсов влекло за собой резкое ухудшение качества окружающей среды. Долгое время предприниматели считались людьми, которые не остановятся ни перед чем ради получения прибыли, и понятие «экология» является для них пустым звуком.
Однако в настоящее время возникает серьезная необходимость в изменении в отношении использования К сожалению, в нашей стране уровень понимания последствий бесконтрольной эксплуатации источников сырья пока очень низок.
Итак, экономическая свобода возможна только в том обществе, где существует развитая социальная ответственность, в область которой входят не только соблюдение экономических интересов других людей, но и забота о природе, являющейся источником сырья и основой для развития экономики любой страны.
«Основные проблемы экономики» - Потребность. Модель КПВ. Принцип максимума. Фундаментальные проблемы экономики. Оценка альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей. Ресурсы. Блага. Введение в экономику. Экономическая эффективность. Количество. Основные проблемы экономики. Экономическая наука. Возрастание альтернативных издержек.
««Экономика» 5 класс» - Что человеку нужно для жизни. Хозяин. Закон. Примеры натурального типа хозяйства. Типы хозяйства. Рабочая тетрадь. Работник. Девиз. Аристотель. Хозяйство. Экономические отношения. Экономические интересы. Экономика.
«Человек и экономика» - Экономика как сфера деятельности людей. Основные проявления экономики. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Основные участники экономики.
«Экономическая сфера жизни» - Современная рыночная экономика. Основные типы экономических систем. Экономическая наука. Рынок. Поведение участников рынка. Экономическая сфера. Измерители экономической деятельности. Наука и хозяйство. Экономическая культура. Производство. Основные понятия. Экономическое содержание. Необходимость и целесообразность экономики.
«Экономика: наука и хозяйство» - Главная проблема экономики. Натуральное хозяйство. Расположите слова в последовательности. Упражнение. Обмен. Валовый национальный продукт. Экономика и экономическая деятельность. Сущность экономической деятельности. Экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов. Экономика: наука и хозяйство.
«Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх. Как работают экономические весы. Необходимо стремиться к предотвращению конфликтов. Экономика – очаровывающая наука. Не следует создавать препятствия для работы рыночных механизмов. Необходимо устранять препятствия.
Всего в теме 25 презентаций
Волкова А.А
МОУ СОШ №7, г.п.Талинка
Урок обществознания в 10 классе.
Учитель Волкова А. А,
КМОУ СОШ №7, г.п.Талинка.
Тема: Экономическая культура.
Учебная цель :
Сформировать представление о сущности и структуре экономической культуры;
Развивающая цель :
Формирование умений: давать развернутый ответ; анализировать, делать выводы, определять и объяснять свое отношение к ситуации; аргуметированно высказывать свою точку зрения; объяснять понятия.
Воспитательная цель :
Воспитание уважения к мнению других, умение слушать; воспитание ответственного отношения к деятельности и ее результатам. воспитание моральных качеств делового человека.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал.
Методы обучения : словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Ход урока:
I . Организационный момент (1 мин.).
II . Проверка домашнего задания (7 мин.).
III . Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала (2 мин.).
IV . Усвоение нового материала (20 мин.).
V . Первичное закрепление изученного материала (4 мин.).
VI . Контроль и проверка знаний (6 мин.).
VII . Информация о домашнем задании (1 мин.).
VIII . Подведение итогов урока (1 мин).
I . Организационный момент.Приветствие учащихся, проверка их присутствия и готовности к уроку
З Задачи:
1. Обеспечить контакт с классом.
2. Настроить учащихся на продуктивную работу.
3. Создать рабочую атмосферу.
II. Проверка домашнего задания.
Задача:
Оперативно проверить подготовку учащихся по домашнему заданию.
1.Индивидуальная работа у доски.
Задание:
1. Составить схему «Экономическая культура».
2. Дать определение понятиям: мотивы, ценности. Привести примеры.
3. Определить недостающее звено в схеме учителя (слайд № 4).
2. Фронтальный опрос.
1. Определить экономические отношения (отношения собственности, производства, распределения, обмена, потребления); (Слайд №2)
2. Определить экономические интересы (стремление человека получать необходимые ему для обеспечения жизни блага). (Слайд №3)
3. Определить структурные элементы экономической культуры; (Слайд №4)
3. Проверка индивидуального задания . (Слайд №4)
III . Подготовка учащихся к усвоению нового материалаЗадача:
Вызвать интерес к изучаемому на уроке материалу.
Учитель: Как вы считаете, у всех ли людей будут одинаковые экономические интересы?
Как вы думаете, что необходимо для гармонизации интересов людей?
Одним из важнейших элементов экономической культуры являются экономические нормы , регулирующие поведение и хозяйственную деятельность людей.
Об этом и пойдет разговор на уроке.
IV . Усвоение нового материала.1.Работа в группах (5 мин.), обсуждение (3 мин.).
2.Разбор предложенных ситуаций (7 мин.).
Задачи:
1.Усвоить знания ключевых вопросов темы урока.
2. Вызвать заинтересованное отношение учащихся к работе для достижения цели.
План изучения темы: (Слайд №5)
I . Деловая этика.
II . Экономическая свобода и социальная ответственность.
Деловая этика.
Работа в группах. (3 группы).
Задание 1.
Поскольку важную роль в хозяйственной жизни в условиях рыночной экономики играет предпринимательская деятельность вы выполните задание: «Этика делового человека».
Обсуждение задания.
Учитель: В настоящее время нормальный бизнесмен придерживается определенных этических правил при ведении своего бизнеса. Эти правила таковы: (Слайд № 6)
1. Предприниматель свято верит, что его деятельность нужна не только ему, но еще обществу в целом и отдельным его представителям в частности.
2. Бизнесмен верит в людей вокруг себя. Он верит, что они хотят и умеют работать вообще, и с ним в частности.
3. Он относится к бизнесу как к творчеству, верит в него, вкладывает в него душу.
4. Предприниматель четко понимает важность сотрудничества, но и признает необходимость конкуренции.
5. Предприниматель чтит законы, уважает любую форму собственности. Он особенно ценит профессионалов своего дела, высоко ценит образование и науку.
Учитель: Сформулируйте вывод по заданию. (Слайд № 7)
Вышеперечисленные этические принципы бизнесмена могут быть применены или доработаны абсолютно для любой сферы его деятельности.
Задание 2.
Мы обсудили с вами «Правила этики делового человека», а теперь давайте попробуем применить их в предложенных ситуациях. (Обсуждение в группах)
1. Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при своей фирме открыть филиал, которым будет руководить.
Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить» старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить? (Слайд №8)
2. Руководитель фармакологической фирмы считал, что 1 выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями, выяснил, что новое поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить? (Слайд №9).
3. Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался «новинкой» для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что «новинка» принесет изрядную прибыль. Как ему быть? (Слайд №10).
4. Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность: У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить? (Слайд №11)
5. У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье - уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь - неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как e му поступить? (Слайд №12)
6. Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться» он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как поступить? (Слайд №13)
Учитель: Какой можно предложить вывод о соответствии деятельности предпринимателя и правил этики.
Вывод: бизнес, конкуренция и мораль не противоречат друг другу.
II . Экономическая свобода и социальная ответственность
«Делать дело на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное … Задача предпринимателя – производить для потребления, а не для наживы и спекуляции… Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит и конец его недалек».
Г.Форд, американский автопромышленник . (Слайд №14)
Учитель : Честным быть выгодно?
Бизнесмену, как мы выяснили, необходимы такие качества как самостоятельность, расчетливость, работоспособность, ответственность, честность.
Беседа по вопросам: (Слайд №15)
Что такое экономическая свобода?
Что такое ответственность? Социальная ответственность?
Как связаны между собой:
Экономика и право;
Экономика и экология
Экономика и социальная и политическая стабильность
V . Закрепление изученного.Задача:
закрепление понятий: экономическая культура, деловая этика, экономическая свобода, социальная ответственность.
Учитель : определите понятия (Слайд №16)
Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности,
Уровень и качество экономических знаний,
Содержание традиций и норм регулирующих экономические отношения
(экономическая культура).
Нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности
(деловая этика)
– самостоятельное принятие экономических решений, видов хозяйственной деятельности, форм собственности, товара, форм потребления ….
(экономическая свобода)
– социальное и морально-правовое отношение личности
Выполнение нравственного долга и правовых норм.
(социальная ответственность)
VI . Контроль и коррекция знаний.Работа с тестом. Самоконтроль.
Задача:
Проверить уровень усвоения материала.
Тест. (Слайд 17)
Вставьте пропущенные слова:
А. Экономическая культура общества - это система … .
Б. Нормы и правила поведения человека в хозяйственной деятельности раскрывает … .
Экономические отношения включают
А. Обмен.
Б. Потребление.
В. Производство.
Г. Распределение
Д. Все выше перечисленное.
Согласны ли вы с тем, что экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. Объясните.
Самоконтроль: 1.А. ценностей; Б.Этика, (Слайд №18)
2.Д;
3.Да. Экономическая свобода без социальной ответственности ведет к нарушению закона, обострению экологической проблемы, выпуску некачественных товаров (могут быть другие варианты).
VII . Информация о домашнем задании.Домашнее задание § 13, вопросы и задания после параграфа.
Задача :
проконсультировать учащихся о выполнении домашнего задания.
VIII . Подведение итогов урока.
Задача:
оценить деятельность учащихся.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Экономическая культура Выполнила: Бозылева О. В. Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №22»
Вопросы для повторения темы «Роль экономики в жизни общества» Дайте определение понятию экономика. Какое из них на ваш взгляд является наиболее точным? Каковы место и роль экономики в жизни общества? Охарактеризуйте понятие уровень жизни населения. Какая взаимосвязь существует между этим понятием и понятием экономика?
План урока. Факторы производства Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность.
Земля Природные ресурсы: полезные ископаемые, вода, пахотная земля, леса, растительный и животные мир Труд Рабочая сила, участвующая в производст-ве: способности, умения, здоровье, образование, квалификация работников и т.д. Капитал Средства производст - ва: здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование и т.д. л Предпринительские способности - организатор ский и управленческий талант, самостояте- льность и готовность к риску и т.д. Факторы производства - основные ресурсы, используемые в процессе производства
согласно заведенным издавна обычаям (по традиции) Путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами) С помощью рынка Три пути решения обществом главных вопросов экономики: Экономическая система – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? традиционная рыночная Централизован - ная Вывод смешанная
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Основой экономической культуры личности является сознание. Как вы думаете почему именно сознание является основой экономической культуры общества?
Компоненты экономической культуры. Экономические знания. Экономическое мышление. Экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы.
Экономические отношения и интересы Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения. От характера экономических отношений между людьми зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность.
Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи. В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей человека и потребностей производства. Как на ваш взгляд интересы влияют на развитие экономики?
Деловая этика – это нормы и правила поведения в хозяйственной деятельности. Какую роль, на ваш взгляд, играет деловая этика в экономической культуре?
Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая свобода – это возможность свободно принимать экономические решения, возможность свободы экономических действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, какая форма собственнического участия ему представляется более целесообразной, в какой сфере и в каком регионе он проявит свою активность
Социальная ответственность – это особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм
Традиционная экономика основана на широком использовании ручного труда отсталой технологии общинном ведении хозяйства натуральном обмене Технологии и способы производства в традиционной экономике не меняются веками, что тормозит развитие экономики и рост эффективности производства Такая экономическая система, несмотря на стабильный, предсказуемый характер, способна удовлетворять лишь минимальные, жизненно необходимые потребности людей
Командная экономика – экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества. Государство контролирует и регулирует производство и распределение основных благ. (Такая экономическая система была в СССР и других социалистических странах. Единый экономический центр пытался учесть все потребности – от общественных до индивидуальных, предусмотреть все возникающие проблемы, связанные с их удовлетворением. Производители, отстраненные от самостоятельных экономических решений, превращались в исполнителей чужих распоряжений.
Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм и собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. - Рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сфере обмена, а также условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и могут совершать сделки. В рыночной экономике основные ресурсы производства и его результаты находятся в руках частных лиц. В этой экономике люди свободны от власти обычаев и распоряжений «сверху». Потребитель принимает решение о покупке, руководствуясь желанием получить большую пользу от потребления товара. Производитель, решая производить тот или иной товар, рассчитывает получить прибыль. .
Смешанная экономика – современное хозяйство, в котором активную роль играет как рынок, так и государство. В ее основе лежит рынок, но при это используются различные формы государственного регулирования, частная собственность и государственная собственность взаимодействуют. Деятельность государства финансируется за счёт налогов и акцизов, но главным образом - за счёт его собственной экономической деятельности, обеспечивающей ему необходимую финансовую самостоятельность и имеющей своей целью как раз обеспечение базовых его функций. Иногда вводится ряд специальных, целевых налогов и сборов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий. Вывод
Домашнее задание: § 13, выучить определения.