Ндс в контракте. НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”? В проекте контракта указан ндс
При формировании условий договора об оплате все зависит от системы налогообложения, применяемой сторонами договора (УСН, ОСН, иной специальный режим), правильности ведения бухгалтерской отчетности и осведомленности сторон о правилах и порядке оплате налога, а также от четкого указания в контракте обязанностей сторон в части оплаты НДС. Исходя из этого, встречаются следующие варианты договоров.
Вариант 1. НДС в договоре рассчитан отдельно и указан в тексте вместе со стоимостью товара, работы, услуги, имущественного права. НДС в договоре выделен. При этом обе стороны применяют общую систему налогообложения. Соответственно, покупатель и продавец заранее оговаривают все условия по оплате, исполнению соглашения и свои обязанности в части налогообложения. В такой ситуации покупатель знает размер НДС и на основании предъявленного ему счета-фактуры проведет оплату налога.
Вариант 2. Ситуация, когда одна из сторон договора применяет специальный режим налогообложения, например, УСН. Тогда в договоре делается ссылка на этот факт. В большинстве случаев в таких сделках не возникает конфликтных либо спорных моментов, поскольку изначально все очевидно: отсутствует обязанность по исчислению НДС, налоговым законодательством не предусмотрено требование по выделению НДС в составе цены договора (см., например, письмо Министерства финансов РФ от 1 июня 2016 г. № 03-11-11/38624).
Вариант 3. Наличие у одной из сторон договора права на получение налоговой льготы (ст. 145 НК РФ – освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика; ст. 149 НК РФ – осуществление операций, не подлежащих налогообложению) так же предполагает правовые последствия, изложенные в варианте 2. В договорах также делается ссылка на льготные обстоятельства, но указывается цена договора в целом. Дополнительно рекомендуется запросить у стороны, имеющей льготный порядок налогообложения, документальное подтверждение (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав с видами деятельности организации, иные документы в подтверждение права на получение налоговой льготы, освобождения от налогообложения). Однако не редки и случаи отсутствия в договорах отдельной строкой указания о начислении НДС и его размере.
Договор без НДС
Бывает так, что НДС в договоре не указан вовсе. В этом случае продавец все равно обязан предъявить НДС покупателю и уплатить его (п 1 ст. 168, п. 1 ст. 173 НК РФ). Однако здесь надо правильно рассчитать налог и выяснить, включена ли сумма НДС в договоре или нет. В зависимости от того, о чем договорятся стороны, формула расчета налога будет разной.
Если компании решают, что налог включен в стоимость контракта, то формула будет такая:
Сумма договора × 20/120 (или 10/110 – в зависимости от налоговой ставки – ст. 164 НК РФ) = НДС.
Если налог считается сверх стоимости соглашения, то для его расчета нужно использовать другую формулу:
Сумма договора × 20% (или 10% – в зависимости от налоговой ставки – ст. 164 НК РФ) = НДС.
Таким образом, при исчислении и предъявлении к оплате НДС необходимо проанализировать условия конкретного договора. Для того чтобы избежать двусмысленности толкования контракта, дополнительно рекомендуется четко формулировать условия о включении или невключении НДС в договоре на стадии подготовки его проекта. Изначально компании должны однозначно решить о включении НДС в цену договора или об оплате налога сверх цены, а также детально прописать эти условия в договоре. По оплате НДС продавец может выставить покупателю дополнительный счет на сумму НДС сверх цены договора. Иногда фирмы заключают дополнительное соглашение, с помощью которого возможно урегулировать спорные ситуации по включению НДС в договор и его оплаты покупателем.
Обратите внимание
Для того чтобы избежать двусмысленности толкования контракта, дополнительно рекомендуется четко формулировать условия о включении или невключении НДС в цену договора на стадии подготовки его проекта.
Рассказывает Елена Орлова, специалист правового департамента ООО «Сигма»: «До момента создания нашего департамента в компании оформлением контрактов занимались менеджеры по продажам. В связи с этим договоры с покупателями были все в разнобой. Если коммерческие условия вычитывались и правились, то на бухгалтерские нюансы внимания никто не обращал. В итоге, главбух спустя какое-то время получал подписанный оригинал контракта, в котором клиенты писали, кому что вздумается. Отсюда возникали проблемы в учете, уточненные декларации и споры с бухгалтериями контрагентов. Теперь до подписания контрактов мы обязательно передаем их на согласование в бухгалтерию, чтобы у учетчиков была возможность внести правки по налоговым условиям».
Обстоятельства цены
Особо отмечу, что письмом Минфина и ФНС от 5 октября 2016 года № СД-4-3/18862@ даны разъяснения по вопросу исчисления НДС, если цена договора сформирована без выделения налога. Согласно позиции чиновников, «обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае на основании доказательств в их совокупности и связи». Иными словами, госорганы в своей позиции подтверждают необходимость четкого регулирования порядка начисления и оплаты НДС при составлении соглашений. Как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2014 года № 33, при расчете суммы НДС, подлежащего уплате, следует учитывать, что по смыслу положений подпунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в контракте цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению соглашения, или прочих условий контракта, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом
(п. 4 ст. 164 НК РФ). Таким образом, согласно выводам суда, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса, необоснованно.
Правовые риски
Сложившаяся судебная практика представлена сложными и неоднозначными примерами. Это связано, в первую очередь, с тем, что стороны невнимательно и несерьезно подходят к вопросу оформления контрактов и правильности выделения и исчисления суммы НДС. Приведу в пример наиболее интересные и популярные выводы арбитров.
Покупатели не всегда перечисляют НДС продавцам, если по условиям договора цена не включает сумму налога. Однако это не влияет на обязанность продавца уплатить НДС в бюджет. В таких случаях продавцу придется перечислить налог из собственных средств с последующем взысканием оплаченной суммы с покупателя в судебном порядке (например, постановление ФАС Московского округа от 23 июля 2012 г. по делу № А40-68414/11-60-424, ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2012 г. по делу № А43-7468/2011, ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011).
Неверное указание сторонами налоговой ставки по НДС в договоре не может явиться основанием для освобождения от обязанности возместить продавцу налог, независимо от согласования данного условия сторонами договора.
Оплата дополнительно к стоимости контракта соответствующей суммы НДС предусмотрена Налоговым кодексом и обязательна для сторон договора в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса (в подтверждение этого смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2009 г. по делу № А33-10186/2009, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2011 г. по делу № А05-5565/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 сентября 2010 г. по делу № А05-1517/2010).
В законе и рекомендациях из приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013г. № 567 нет прямого указания на то, должен ли заказчик включать НДС в цену контракта. Заказчики руководствуются общими принципами 44-ФЗ и Налоговым Кодексом (НК), из которых можно сделать следующие три вывода.
НДС нужно включать всегда
Если объект закупки — объект налогообложения по НДС, заказчик всегда НМЦ с учетом налога на добавленную стоимость. Из правила есть исключение — товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС. Перечень объектов указан в ч. 2 ст. 146 и ст. 149 НК. Среди них есть:
- Земельные участки.
- Работы и услуги для улучшения ситуации на рынке труда.
- Выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями, а также учреждениями за счет субсидий и др.
Если вы победили в электронном аукционе, а заказчик выложил на площадке контракт, в котором не сказано, цена с НДС или без, пишите в ответ протокол разногласий и укажите, что необходимо дополнить или исправить.
Не включая НДС в НМЦ, заказчик ограничивает конкуренцию
Не включая НДС в стоимость товара, заказчик ставит в невыгодное положение поставщиков-плательщиков НДС. Например, если заказчик не укажет НДС в НМЦ закупки, а победит плательщик НДС, то заключить контракт можно только вычтя 18% из цены победителя:
- Если увеличить итоговую цену на сумму НДС, это будет противоречить п. 2 ст. 34 44-ФЗ .
- А если оплачивать товар без НДС — Налоговому кодексу.
Эту позицию выражает Минэкономразвития в письме от 11.04.2016 № Д28и-900. Удерживать НДС при оплате контракта неправомерно независимо от того, платит победитель закупки НДС или нет.
Нельзя добавить налог к цене контракта после подведения итогов
Цена контракта не может быть выше предложенной победителем закупки (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). 44-ФЗ разрешает по согласованию сторон увеличить или уменьшить количество товара, но не больше чем на 10%. При этом допускается пропорционально увеличить или уменьшить сумму контракта (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
НДС в коммерческих торгах и в закупках по 223-ФЗ
Заказчики не ограничены законом:
- Могут устанавливать цены с учетом НДС или без.
- Сами устанавливают правила, по которым оценивают заявки. Например, если заявки подадут участники, которые платят НДС и которые не платят, то их цены могут сравнивать без учета НДС.
Правила для поставщиков
В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Менять цену контракта нельзя, поэтому все налоги, которые победитель должен оплачивать, должны быть включены в предлагаемую цену. Рассмотрим три ситуации.
Поставщик — плательщик НДС
В этом случае участник закупки делает ценовое предложение, которая включает НДС. Заказчик полностью выплачивает стоимость контракта победителю после выполнения работ. Победитель перечисляет НДС с этой суммы в бюджет, как с любой другой сделки, и затем учитывает в декларации по НДС.
Поставщик на упрощенной системе налогообложения
Поставщик, применяющий «упрощенку», не платит НДС и находится в более выгодном положении, чем участник на ОСН. Например, поданы две котировочные заявки. В одной участник предложил цену «350 000 руб. (НДС не облагается на основании применения «упрощенки»)», а в другой — «389 400 руб., включая НДС».
Побеждает участник, предложивший более низкую цену контракта, то есть участник на спецрежиме. Вместе с тем цена товаров, которую предлагает второй участник, на самом деле ниже, чем цена первого участника (без учета НДС она составит 330 тыс. руб.)
Разберем три ситуации, когда в закупке с ценой с НДС побеждает «упрощенщик».
Ситуация 1. Заказчик заранее учитывает возможность, что в закупке победит «упрощенщик».
Например, : «Если подрядчик имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством, то слова «в том числе НДС» заменяются словами «НДС не облагается».
Если победит поставщик, который не обязан платить НДС, он указывает цену без налога и предоставляет документы на освобождение от уплаты. Заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет существенных условий контракта.
2. Заказчик указал в контракте цену с формулировкой «в том числе НДС» и просит победителя выделить НДС в составе цены. Можно ли это сделать?
Это можно сделать, но для поставщика будет невыгодно, так как выделенный НДС придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК). То есть стоимость товаров или услуг уменьшится на 20% (например, будет составлять 80 000 руб. вместо 100 000 руб.).
Как сказано выше, добавить НДС к цене тоже нельзя — сумма в контракте не может быть выше предложенной победителем. Советуем предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Заказчик не может в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС.
3. Заказчик установил цену закупки с НДС, выделил налог из предложенной цены и планирует перевести победителю сумму за вычетом НДС.
Исключить НДС и снизить цену нельзя, поскольку цена контракта является твердой, неизменной на все время исполнения контракта. Эта же позиция отражена и в определении Верховного суда РФ от 26.06.2015 №306-КГ15-7929.
Физические лица и НДС
Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не платят НДС (ст. 143 НК РФ). То есть участник-физическое лицо не должен включать НДС в свое ценовое предложение, а заказчик не может требовать включить НДС в контракт или счет-фактуру. С физического лица заказчик должен удержать только НДФЛ, который он переводит в бюджет. должны учесть это, предлагая свою цену в заявке.
В следующей статье цикла мы подробнее разберем случаи, когда можно менять цену контракта.
Не секрет, что поставщиками по государственным контрактам хотят стать многие организации. Не являются исключением и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом цена контракта, как правило, включает НДС. Возникает множество вопросов: обязательно ли выделять сумму НДС в контракте, контрактная сумма выплачивается полностью или за вычетом НДС, можно ли контракт уменьшить на сумму налога, вправе ли заказчик требовать возврата перечисленного НДС, обязан ли упрощенец выставить счет-фактуру, следует ли подрядчику перечислить налог в бюджет? Количество рассмотренных судами дел говорит о том, что данная проблема весьма актуальна.
Конкурсное ценообразование
Все заявки на участие в конкурсах и электронных аукционах, проводимых государственными компаниями, строго регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В закупках вправе участвовать любые участники, в т.ч. которые применяют упрощенную систему налогообложения (ч. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие, документацией, заявкой, окончательным предложением победителя закупки (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Почти те же правила действуют при проведении электронного аукциона (ч. 10 ст. 70 и ч. 14 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Возможно увеличение или уменьшение (не более чем на 10%) количества товаров, работ или услуг по предложению заказчика. В этом случае допускается увеличение, уменьшение цены контракта, но так же не более чем на 10%, по соглашению сторон (подп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, законодательством предусмотрено право по соглашению сторон снизить цену контракта без изменения иных условий, если возможность изменения была изначально предусмотрена документацией о закупке и контрактом (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Кстати, еще в 2016 году было возможно увеличивать цену контракта в случае невозможности его исполнения по независящим от сторон обстоятельствам (утратившие силу с 01.01.2017 ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 191 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году").
Мнение чиновников
Рассмотрим разъяснения Минэкономразвития России, прозвучавшие в письмах от 08.11.2016 N Д28и-2922, от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9909, от 13.07.2016 N Д28и-1775 и др.
Законодательство предусматривает равные условия участия в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участникам закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. Так что любой участник закупки, в т.ч. который освобожден от уплаты НДС и применяет "упрощенку", вправе участвовать в закупках.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
В письме Минэкономразвития России от 11.04.2016 N Д28и-900 прозвучало, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС.
Расчет цены единицы товара осуществляют с учетом того, что цена контракта не может быть выше предложенной участником конкурса (письмо Минэкономразвития России от 10.06.2015 N Д28и-1692).
Помимо начальной цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены. Указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 17.06.2016 N ОГ-Д28-8123, от 10.06.2016 N Д28и-1483, от 18.04.2016 N Д28и-1052, от 30.05.2016 N Д28и-1397, от 30.05.2016 N Д28и-1398, от 04.04.2016 N Д28и-831, от 15.03.2016 N Д28и-721, от 10.06.2015 N Д28и-1656.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения, при условии его согласия на снижение цены и если это было предусмотрено документацией о закупке (письмо ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14).
В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку осуществляют посредством проведения нового конкурса (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3725).
Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления сметы при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются НДС (письма Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1787, от 10.05.2016 N Д28и-1317).
Судебная практика
Судебная практика по данному вопросу довольно разнообразна. Существует много решений, где сказано, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС.
Судебная практика. Суды пришли к выводу, что применение подрядчиком УСН не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (постановление АС Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/2016). Утверждение ревизоров о том, что заказчиком оплачены затраты (НДС), не предусмотренные условиями контракта, признано судами необоснованным, поскольку они включены в общую стоимость контрактных работ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/2016).
Независимо от применяемой системы налогообложения у победителя контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов и включает в себя все налоги (определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466).
Может сложиться ситуация, когда подрядчик выиграл конкурс, будучи плательщиком НДС, но в период действия контракта перешел на "упрощенку". И в этом случае заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.
Судебная практика. В том случае, когда контракт был заключен по цене, включающей НДС, но впоследствии поставщик перешел на УСН, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2016 N Ф05-14531/2016).
Победитель конкурса также не вправе требовать исключения из контракта фразы "в том числе НДС".
Судебная практика. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что исключение строки НДС из сметы при заключении контракта по цене, предложенной победителем аукциона, повлекло бы за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания ст. 22 и ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ. Данный вывод прозвучал в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2016 N Ф08-3551/2016 (определение ВС РФ от 13.10.2016 N 308-КГ16-12777).
Мы нашли решение, когда арбитры "упрощенцу" позволили подписать контракт на полную сумму без выделения НДС. В этом случае победитель торгов получает полную оплату контракта и не перечисляет налог в бюджет.
Судебная практика. Судьи решили, что если победитель находится на УСН, то заполнение графы "НДС не предусмотрен" не меняет условий контракта. Корректировка заказчиком цены контракта не допускается. Поэтому суд утвердил условия муниципального контракта в части цены без вычета из нее НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2014 N Ф04-11932/2014 (определение ВС РФ от 16.03.2015 N 304-ЭС15-3471)).
В случае выставления упрощенцем счета-фактуры сумму налога придется перечислить в бюджет.
Судебная практика. Поскольку в проектах договоров, размещенных заказчиком при проведении аукционов, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, то государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4781/2016 и Центрального округа от 17.06.2016 N Ф10-1723/2016 (определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 310-КГ16-10142)). Подрядчик обязан указанный налог перечислить в бюджет вне зависимости от применяемой системы налогообложения (постановление АС Поволжского округа от 02.04.2015 N Ф06-21773/2013 (определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929)).
Особые правила по Закону N 223-ФЗ
Все, что мы писали выше, касается закупок, проводимых государственными компаниями по Закону N 44-ФЗ.
Между тем немалое число закупок регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Это касается заказчиков с долей участия государства более 50%, некоторых унитарных предприятий, организаций с регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение и т.д.), субъектов естественных монополий.
Закон N 223-ФЗ не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Указанные вопросы должны быть урегулированы в утверждаемых заказчиками положениях о закупках.
В частности, в документации о закупке должен быть прописан порядок формирования цены (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить необходимость учета НДС при формировании цены договора. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2169, от 17.02.2016 N ОГ-Д28-2554, от 07.12.2015 N ОГ-Д28-15218, от 19.10.2015 N ОГ-Д28-13364, от 28.08.2015 N Д28и-2654.
Так что заказчик вправе в требованиях к закупочной документации прописать снижение цены договора на сумму НДС в случае заключения договора с участником, применяющим УСН (решение Челябинского УФАС России от 03.11.2016 по жалобе N 77-03-18.1/2016).
Также в положении о закупке прописывают критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок (п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Одним из критериев оценки может являться цена. При этом заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников с учетом применяемой ими системы налогообложения. Например, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. На это было указано в письмах Минэкономразвития России от 26.05.2016 N Д28и-1372, от 28.04.2016 N Д28и-1114, от 17.02.2016 N ОГ-Д28-2554, от 30.11.2015 N Д28и-3499, от 30.09.2015 N Д28и-2782.
Как видите, договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий "упрощенку", заключается на условиях, определенных положением о закупке (письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1834).
Последствия выставления счета-фактуры
По общему правилу лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. Они не выписывают своим покупателям счета-фактуры, не ведут книги покупок и продаж и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Существуют и исключения (ввоз товаров в РФ, налоговые агенты и т.д.), но мы их не будем касаться.
Не придется уплачивать НДС и если покупатель по ошибке выделил в платежном поручении сумму налога. С данной позицией соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618).
Если же "упрощенец" лично выставит счет-фактуру покупателю с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 N 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 2016 года указанный налог не учитывается ни в доходах, ни в расходах (п. 1 ст. 346.15 и подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем по данной сделке упрощенец не сможет принять "входной" НДС, т.к., несмотря на уплату налога, он не является налогоплательщиком по НДС (письма Минфина РФ от 21.05.2012 N 03-07-07/53 и от 23.03.2007 N 03-07-11/68, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Сможет ли принять покупатель к вычету выделенный НДС, тоже большой вопрос. Чиновники ранее отмечали, что суммы налога, предъявленные "упрощенцами", к вычету у покупателей не принимаются. Указанный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 05.10.2015 N 03-07-11/56700, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 29.11.2010 N 03-07-11/456, ФНС РФ от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, УФНС РФ по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198. Позднее налоговики под натиском решений Конституционного Суда РФ (постановления от 29.03.2016 N 460-О и от 03.06.2014 N 17-П) решили, что счет-фактура, полученный по необлагаемой НДС операции, служит основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету (письмо ФНС России от 23.09.2016 N СД-4-3/17871@). Думаем, что данный вывод применим и к счетам-фактурам, выставленным "упрощенцами", тем более что бюджет от этого не пострадает, т.к. НДС будет перечислен.
Подведем итоги
Беря на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, "упрощенец" зачастую оказывается в убытке. Так что советуем до того, как принять участие в конкурсе, тщательно изучить закупочную документацию. Если конкурс регламентируется Законом N 44-ФЗ, то вся торговая процедура содержится в этом Законе.
Минэкономразвития России в своих разъяснениях относительно Закона N 44-ФЗ опиралось на следующие правила:
- любой участник закупки, в т.ч. который применяет "упрощенку", вправе участвовать в закупках;
- контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя;
- удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС;
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения.
Если обобщить судебную практику, то выяснится:
1) заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС;
2) победитель конкурса не вправе требовать исключения из контракта фразы "в том числе НДС".
Советуем попробовать предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Иногда такое проходит.
Если закупка проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то следует изучить положение о закупках заказчика. Ведь договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий УСН, заключается на условиях, определенных положением о закупке. Заказчик вправе самостоятельно определять необходимость учета при формировании цены договора НДС.
Если продавец выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то он обязан исчислить и уплатить в бюджет указанный налог и представить декларацию. На "упрощенке" уплаченный НДС не учитывается ни в доходах, ни в расходах. Также по данной сделке "упрощенец" не вправе принять "входной" НДС.
Мнение. Дмитрий Пирожков, ведущий консультант аудиторской компании МКПЦ
Действительно, выставляя покупателю счет-фактуру, "упрощенец" обязан перечислить НДС в бюджет и представить соответствующую декларацию в налоговый орган по месту своего учета (п. 4, 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
При этом декларация должна быть представлена исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация на бумаге будет считаться не представленной (письма ФНС от 30.01.2015 N ОА-4-17/1350@, УФНС по г. Москве от 14.01.2015 N 13-11/000824). За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Соответственно, следует помнить, что "упрощенцу" придется понести расходы также и на приобретение, установку и обновление лицензионного программного обеспечения для формирования и сдачи электронной отчетности, расходы на подключение к системе оператора связи и получение квалифицированной электронной подписи.
Но в первую очередь "упрощенцу" можно посоветовать тщательно проанализировать возможность несения расходов в ситуации, когда после совершения операции по реализации обязанность уплатить НДС в бюджет уже возникнет, а денежные средства в счет оплаты по контракту от заказчика могут еще не поступить. В такой ситуации "упрощенцу" придется заплатить налог в бюджет в полном объеме (без возможности применения налоговых вычетов) собственными деньгами, исключив их на время из своих оборотных средств.
Н е секрет, что поставщиками по государственным контрактам хотят стать многие организации. Не являются исключением и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом цена контракта, как правило, включает НДС. Возникает множество вопросов: обязательно ли выделять сумму НДС в контракте, контрактная сумма выплачивается полностью или за вычетом НДС, можно ли контракт уменьшить на сумму налога, вправе ли заказчик требовать возврата перечисленного НДС, обязан ли упрощенец выставить счет-фактуру, следует ли подрядчику перечислить налог в бюджет? Количество рассмотренных судами дел говорит о том, что данная проблема весьма актуальна.
Конкурсное ценообразование
Все заявки на участие в конкурсах и электронных аукционах, проводимых государственными компаниями, строго регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
В закупках вправе участвовать любые участники, в т.ч. которые применяют упрощенную систему налогообложения (ч. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). При осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие, документацией, заявкой, окончательным предложением победителя закупки (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Почти те же правила действуют при проведении электронного аукциона (ч. 10 ст. 70 и ч. 14 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).
Возможно увеличение или уменьшение (не более чем на 10 %) количества товаров, работ или услуг по предложению заказчика. В этом случае допускается увеличение, уменьшение цены контракта, но так же не более чем на 10 %, по соглашению сторон (подп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Кроме того, законодательством предусмотрено право по соглашению сторон снизить цену контракта без изменения иных условий, если возможность изменения была изначально предусмотрена документацией о закупке и контрактом (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Кстати, еще в 2016 году было возможно увеличивать цену контракта в случае невозможности его исполнения по независящим от сторон обстоятельствам (утратившие силу с 01.01.2017 ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и постановление Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году»).
Мнение чиновников
Рассмотрим разъяснения Минэкономразвития России, прозвучавшие в письмах от 08.11.2016 № Д28и-2922, от 19.08.2016 № ОГ-Д28-9909, от 13.07.2016 № Д28и-1775 и др.
Законодательство предусматривает равные условия участия в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участникам закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. Так что любой участник закупки, в т.ч. который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенку, вправе участвовать в закупках.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
В письме Минэкономразвития России от 11.04.2016 № Д28и-900 прозвучало, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС.
Расчет цены единицы товара осуществляют с учетом того, что цена контракта не может быть выше предложенной участником конкурса (письмо Минэкономразвития России от 10.06.2015 № Д28и-1692).
Помимо начальной цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены. Указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 17.06.2016 № ОГ-Д28-8123, от 10.06.2016 № Д28и-1483, от 18.04.2016 № Д28и-1052, от 30.05.2016 № Д28и-1397, от 30.05.2016 № Д28и-1398, от 04.04.2016 № Д28и-831, от 15.03.2016 № Д28и-721, от 10.06.2015 № Д28и-1656.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения, при условии его согласия на снижение цены и если это было предусмотрено документацией о закупке (письмо ФАС России от 21.08.2014 № АЦ/33651/14).
В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку осуществляют посредством проведения нового конкурса (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3725).
Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления сметы при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются НДС (письма Минэкономразвития России от 13.07.2016 № Д28и-1787, от 10.05.2016 № Д28и-1317).
Судебная практика
Судебная практика по данному вопросу довольно разнообразна. Существует много решений, где сказано, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС.
Судебная практика
Свернуть Показать
Суды пришли к выводу, что применение подрядчиком УСН не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (постановление АС Московского округа от 28.04.2016 № Ф05-4344/2016). Утверждение ревизоров о том, что заказчиком оплачены затраты (НДС), не предусмотренные условиями контракта, признано судами необоснованным, поскольку они включены в общую стоимость контрактных работ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 № Ф05-4344/2016).
Независимо от применяемой системы налогообложения у победителя контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов и включает в себя все налоги (определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 № 303-ЭС15-11466).
Может сложиться ситуация, когда подрядчик выиграл конкурс, будучи плательщиком НДС, но в период действия контракта перешел на упрощенку. И в этом случае заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.
Судебная практика
Свернуть Показать
В том случае, когда контракт был заключен по цене, включающей НДС, но впоследствии поставщик перешел на УСН, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2016 № Ф05-14531/2016).
Победитель конкурса также не вправе требовать исключения из контракта фразы «в том числе НДС».
Судебная практика
Свернуть Показать
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что исключение строки НДС из сметы при заключении контракта по цене, предложенной победителем аукциона, повлекло бы за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания ст. 22 и ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данный вывод прозвучал в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2016 № Ф08-3551/2016 (определение ВС РФ от 13.10.2016 № 308-КГ16-12777).
Мы нашли решение, когда арбитры упрощенцу позволили подписать контракт на полную сумму без выделения НДС. В этом случае победитель торгов получает полную оплату контракта и не перечисляет налог в бюджет.
Судебная практика
Свернуть Показать
Судьи решили, что если победитель находится на УСН, то заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет условий контракта. Корректировка заказчиком цены контракта не допускается. Поэтому суд утвердил условия муниципального контракта в части цены без вычета из нее НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2014 № Ф04-11932/2014 (определение ВС РФ от 16.03.2015 № 304-ЭС15-3471)).
В случае выставления упрощенцем счета-фактуры сумму налога придется перечислить в бюджет.
Судебная практика
Свернуть Показать
Поскольку в проектах договоров, размещенных заказчиком при проведении аукционов, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, то государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 № Ф08-4781/2016 и Центрального округа от 17.06.2016 № Ф10-1723/2016 (определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 № 310-КГ16-10142)). Подрядчик обязан указанный налог перечислить в бюджет вне зависимости от применяемой системы налогообложения (постановление АС Поволжского округа от 02.04.2015 № Ф06-21773/2013 (определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 № 306-КГ15-7929)).
Особые правила по Закону № 223-ФЗ
Все, что мы писали выше, касается закупок, проводимых государственными компаниями по Закону № 44-ФЗ.
Между тем немалое число закупок регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Это касается заказчиков с долей участия государства более 50?%, некоторых унитарных предприятий, организаций с регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение и т.д.), субъектов естественных монополий.
Закон № 223-ФЗ не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Указанные вопросы должны быть урегулированы в утверждаемых заказчиками положениях о закупках.
В частности, в документации о закупке должен быть прописан порядок формирования цены (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить необходимость учета НДС при формировании цены договора. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2169, от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554, от 07.12.2015 № ОГ-Д28-15218, от 19.10.2015 № ОГ-Д28-13364, от 28.08.2015 № Д28и-2654.
Так что заказчик вправе в требованиях к закупочной документации прописать снижение цены договора на сумму НДС в случае заключения договора с участником, применяющим УСН (решение Челябинского УФАС России от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).
Также в положении о закупке прописывают критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок (п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Одним из критериев оценки может являться цена. При этом заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников с учетом применяемой ими системы налогообложения. Например, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. На это было указано в письмах Минэкономразвития России от 26.05.2016 № Д28и-1372, от 28.04.2016 № Д28и-1114, от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554, от 30.11.2015 № Д28и-3499, от 30.09.2015 № Д28и-2782.
Как видите, договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий упрощенку, заключается на условиях, определенных положением о закупке (письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 № Д28и-1834).
Последствия выставления счета-фактуры
По общему правилу, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. Они не выписывают своим покупателям счета-фактуры, не ведут книги покупок и продаж и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Существуют и исключения (ввоз товаров в РФ, налоговые агенты и т.д.), но мы их не будем касаться.
Не придется уплачивать НДС и если покупатель по ошибке выделил в платежном поручении сумму налога. С данной позицией соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 18.11.2014 № 03-07-14/58618).
Если же упрощенец лично выставит счет-фактуру покупателю с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 2016 года указанный налог не учитывается ни в доходах, ни в расходах (п. 1 ст. 346.15 и подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем по данной сделке упрощенец не сможет принять «входной» НДС, т.к. несмотря на уплату налога, он не является налогоплательщиком по НДС (письма Минфина РФ от 21.05.2012 № 03-07-07/53 и от 23.03.2007 № 03-07-11/68, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).
Сможет ли принять покупатель к вычету выделенный НДС, тоже большой вопрос. Чиновники ранее отмечали, что суммы налога, предъявленные упрощенцами, к вычету у покупателей не принимаются. Указанный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, от 16.05.2011 № 03-07-11/126, от 29.11.2010 № 03-07-11/456, ФНС РФ от 06.05.2008 № 03-1-03/1925, УФНС РФ по г. Москве от 05.04.2010 № 16-15/035198. Позднее налоговики под натиском решений Конституционного Суда РФ (постановления от 29.03.2016 № 460-О и от 03.06.2014 № 17-П) решили, что счет-фактура, полученный по необлагаемой НДС операции, служит основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету (письмо ФНС России от 23.09.2016 № СД-4-3/17871@). Думаем, что данный вывод применим и к счетам-фактурам, выставленным упрощенцами, тем более что бюджет от этого не пострадает, т.к. НДС будет перечислен.
Подведем итоги
Беря на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, упрощенец зачастую оказывается в убытке. Так что советуем до того, как принять участие в конкурсе, тщательно изучить закупочную документацию. Если конкурс регламентируется Законом № 44-ФЗ, то вся торговая процедура содержится в этом законе.
Минэкономразвития России в своих разъяснениях относительно Закона № 44-ФЗ опиралось на следующие правила:
- любой участник закупки, в т.ч. который применяет упрощенку, вправе участвовать в закупках;
- контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя;
- удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС;
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения.
Если обобщить судебную практику, то выяснится:
- заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС;
- победитель конкурса не вправе требовать исключения из контракта фразы «в том числе НДС».
Если закупка проводится в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то следует изучить положение о закупках заказчика. Ведь договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий УСН, заключается на условиях, определенных положением о закупке. Заказчик вправе самостоятельно определять необходимость учета при формировании цены договора НДС.
Если продавец выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то он обязан исчислить и уплатить в бюджет указанный налог и представить декларацию. На упрощенке уплаченный НДС не учитывается ни в доходах, ни в расходах. Также по данной сделке упрощенец не вправе принять «входной» НДС.
Свернуть Показать
Дмитрий Пирожков , ведущий консультант аудиторской компании МКПЦ
Действительно, выставляя покупателю счет-фактуру, упрощенец обязан перечислить НДС в бюджет и представить соответствующую декларацию в налоговый орган по месту своего учета (п. 4, 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
При этом декларация должна быть представлена исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация на бумаге будет считаться не представленной (письма ФНС от 30.01.2015 № ОА-4-17/1350@, УФНС по г. Москве от 14.01.2015 № 13-11/000824). За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Соответственно следует помнить, что упрощенцу придется понести расходы также и на приобретение, установку и обновление лицензионного программного обеспечения для формирования и сдачи электронной отчетности, расходы на подключение к системе оператора связи и получение квалифицированной электронной подписи.
Но в первую очередь упрощенцу можно посоветовать тщательно проанализировать возможность несения расходов в ситуации, когда после совершения операции по реализации обязанность уплатить НДС в бюджет уже возникнет, а денежные средства в счет оплаты по контракту от заказчика могут еще не поступить. В такой ситуации упрощенцу придется заплатить налог в бюджет в полном объеме (без возможности применения налоговых вычетов) собственными деньгами, исключив их на время из своих оборотных средств.
Существует некий миф о том что компании, не зависимо от их организационно-правовой формой или ИП, применяющие УСН (Упрощенную Систему Налогообложения) не имеют возможности принимать участия в гос. торгах или подвергаются снижению выигранной ими в торгах суммы, в силу того, что все заказчики, являясь государственными учреждениями облагаются налогами по полной программе) и находятся на ОСНО (Основной Системе Налогообложения). На самом деле никаких ограничений ни 44 ФЗ , ни заказчик не имеют права накладывать на систему налогообложения того или иного участника. Проще говоря, какую бы систему вы не применяли, участвовать в конкурентных торгах вы имеете право на одинаковых условиях.
Что такое НДС?
Давайте подробнее разберем понятие НДС . НДС — это налог на добавленную стоимость, стандартный размер которого составляет 18%. Именно этим налогом облагаются предприятия находящиеся на ОСНО. Если более простым языком, то НДС — это плата государству за то, что оно позволяет компаниям реализовывать товары/работы/услуги, накручивая на них свою дополнительную цену.
Заказчик формирует НМЦК (начальную максимальную цену контракта), с учетом налога на добавленную стоимость, и любой поставщик имеет возможность или право принять участие в данных торгах, независимо от того, облагается он НДС или нет.
Поставщик, не являющийся плательщиком НДС, при заключении контракта с заказчиком, при указании цены контракта вместо суммы НДС ставит прочерк, либо указывает “НДС не облагается”.
В подобной ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учитывается Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом победителя закупки. Подтверждение этого есть в письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173, Минфина России от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02, Минэкономразвития России от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741. Поставщики, не облагающиеся НДС (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), имеют возможность участвовать в гос. торгах наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). 44-ФЗ не накладывает никаких ограничений на участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не имеет права и цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия поставщика-исполнителя. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.