Подлежит ли обязательной аудиторской проверке финансовая отчетность. Малое предприятие подлежало аудиту, но не провела его: какое будет наказание? Когда проведение аудита — обязанность
Критерии, по которым проводится необходимая аудиторская проверка – исключительно нормы ФЗ. Если предприятие попадает под подлежащие проверке формы собственности, то субъект обязан в установленные сроки провести данную процедуру. При этом за непроведение предусматривается штраф. Проводится такая проверка организацией, с которой имело место заключение соответствующего договора.
Обязательный аудит критерии 2016
Необходимая аудиторская проверка должна проводиться в любой компании, деятельность которой попадает под критерии законодательства. В частности, во всех акционерных обществах. Если же такой учет не проводится, то действует закон об обязательном аудите, при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риски ответственности. Иными словами, если такая проверка не выявила нарушений, но после этого Налоговая наложила штраф, то компания обязуется оплатить этот должный штраф.
Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2016 году
Закон четко определяет какие именно экономические субъекты должны проводить установленный законом дополнительный контроль. Итак, ему подлежат подлежит каждое акционерное общество (ЗАО, ОАО). Также это ООО и любой налоговый агент, у которого по отчетности за финансовый период выручка больше 400 млн руб или активы баланса более 60 млн руб. Если все эти критерии или хотя бы один выполняются, то это уже достаточные основания для проведения обязательной бухгалтерской проверки. Также ФЗ определяет перечень организаций, которые подают аудиторское заключение независимо от своих объемов и оборотов. К таким относятся: финансовые организации, банки, страховые компании и т.д.
Аудит инициативный и обязательный – в чем разница?
Регулирование деятельности российского бизнеса все больше приближается к , что связано и с притоком иностранных инвестиций, и с выходом российских компании на внешние рынки капитала.
Для эффективного взаимодействия с российскими и иностранными партнерами в России на 2019 год были введены международные стандарты аудита , которые серьезно повлияли на сложившуюся практику проведения проверок.
Требования к проведению аудита для обществ с ограниченной ответственностью распространяются не на все компании, а только на юридические лица , попадающие под определенные критерии. Связано это с тем, что большинство ООО, относящихся к малому и среднему бизнесу, имеют небольшие финансовые обороты, не выводят свои акции или облигации на рынок ценных бумаг, публикуя проспект эмиссии, не привлекают деньги частных лиц. Следовательно, необходимости дополнительной проверки достоверности их отчетности не возникает.
Основные критерии для проверки
Обязательный аудит должны проходить компании, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели. Эти критерии устанавливаются законодательством об аудиторской деятельности и иногда меняются в части повышения пороговых значений выручки и .
Требования для ООО делятся на две группы : по видам деятельности и иным схожим характеристикам и по финансовым показателям. По этим признакам можно выделить ООО, которые являются субъектами обязательного аудита. Акционерные общества в форме ПАО, чьи акции распространяются по публичной подписке, проверяются в любом случае вне зависимости от соответствия иным критериям .
Субъекты
Закон устанавливает следующие группы обществ с ограниченной ответственностью , для которых аудит годовой отчетности является обязательным:
- По видам деятельности – аудит обязаны проводить банки, страховые компании, пенсионные фонды, холдинговые компании, которые готовят консолидированную отчетность по холдингу и публикуют ее, компании, чьи облигации обращаются на организованном рынке ценных бумаг.
- По финансовым показателям эти требования распространяются на предприятия с объемом выручки, превышающим 400 миллионов рублей, а также если валюта актива баланса превышает 60 миллионов рублей.
Если общество с ограниченной ответственностью попадает под эти критерии, требования по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности для нее становятся обязательными. По сравнению с прошлым годом в этих критериях ничего не изменилось, новых субъектов или требований не появилось.
Согласно новым целями и задачами обязательного аудита в 2019 году станут не только стандартные проверка достоверности бухгалтерской отчетности и выявление ошибок, возникающих при ведении учета, но и анализ бизнеса . Первые две задачи сохраняются в полном объеме и несколько расширяются, так на плечи внешних аудиторов ложится и обязанность проверять работу внутренних.
Задача бизнес-анализа состоит в выявление рисков, факторов, из-за которых появляются препятствия при развитии деятельности компании, и разработка рекомендаций по такому изменению финансово-хозяйственной деятельности, которая поможет устранить эти риски.
При том, что заключение с этого года подлежит обязательной публикации, его бизнес-часть должна быть выполнена максимально корректно и взвешенно , нельзя допускать неверной трактовки тех или иных фактов хозяйственной жизни.
Законодательство
Кроме основных законов регулируется обязательный аудит по нормам Приказом Минфина №192н , вышедшим 24 октября 2016 года. Им введено в силу 30 международных стандартов аудита .
Также чуть позже был принят Приказ №203н, который утвердил еще 18 стандартов. Среди наиболее значимых изменений :
- внедрение принципов поэтапного аудита;
- введение понятия аудиторских доказательств;
- изменение формы заключения, вместо стандартного отчета предлагается расширенный документ с анализом деятельности организации, рисков бизнеса и других вопросов;
- подготовка модифицированного заключения;
- аудиторское заключение, выполненное для организаций, для которых требуется обязательный аудит, должно публиковаться.
Ответственность аудиторских организаций с введением новых стандартов усилилась, увеличится и конкуренция, так как публикация отчетов даст возможность всем желающим ознакомиться с качеством работы аудиторов до заключения договоров.
Серьезное влияние на работу аудиторов оказала отмена положений об аудиторской тайне . Согласно ему на сотрудников аудиторских компаний возложена обязанность сообщения в органы финансового мониторинга о так называемых «странных» операциях клиентов.
Изменения в стоимости
Новые стандарты существенно увеличили трудоемкость работы проверяющих отчетность специалистов. Серьезно измененные требования, необходимость заполнения дополнительных таблиц увеличили трудозатраты специалистов на 30-40% , пропорционально должна была увеличиться и цена на эти услуги.
В любом случае, стоимость услуг аудитора должна быть утверждена участниками общества, поэтому при вынесении вопроса об обязательном аудите на собрание участников цена должна быть определена.
Порядок проверки
Аудиторская проверка и ее суть не претерпели каких-либо изменений . Стандартно проверяется правильность ведения бухгалтерского учета на основании документов по определенной выборке, сплошной аудит не проводится. Но существенно увеличился объем предоставляемой информации, а значит, и нагрузка на бухгалтера.
Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия , от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.
Аудитор должен быть определен на собрании участников. К проверке он приступает по мере готовности отчетности, но до ее сдачи. Таким образом основная работа на аудитора придется на март – для бухгалтерской отчетности, на июнь – для налоговой.
С учетом существенного усложнения требований лучше не рисковать и приступать к проверке как можно раньше, велик риск не успеть подготовить отчет, что может привести к различным санкциям.
Кроме того, проведение поэтапного аудита даст возможность бухгалтерам и финансистам в течение года пользоваться консультациями аудиторов по спорным вопросам налогового законодательства и бухгалтерского учета.
Результатом проверки станет составление заключения , серьезно отличающегося от ранее принятых форм. Сборник рекомендуемых форм заключений утвержден Минфином, в нем приведены рекомендации для обычных и специальных заключений, которые формируются по итогам проверки консолидированной отчетности.
Может ли организация быть наказана за непроведение обязательной аудиторской проверки? Да, но санкции последуют не напрямую . Прежде всего, ей будет отказано в принятии годовой бухгалтерской отчетности. Такая несдача привет к возложению на нее административной ответственности.
Также может быть установлен факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерской отчетности, что приведет к административному штрафу в размере до 20000 рублей . Небольшие штрафы могут быть наложены за непредоставление заключения вместе с отчетностью и органами статистики.
По сравнению с предыдущими периодами почти ничего не изменилось, за исключением требований о включении данных об обязательности аудита в Единый государственный реестр согласно закону 129-ФЗ и требований об обязательной публикации результатов аудита.
Неисполнение этого требования может стать основанием для привлечения к административной ответственности, руководитель может быть дисквалифицирован или подвергнут штрафу до 50000 рублей (п. 6, 7, 8 ст. 14.2 КоАП).
Санкции, накладываемые на самих аудиторов, ужесточились. За недостоверность заключения они могут подвергнуться санкциям согласно КоАП, а также предполагается ввести уголовную ответственность, если подготовка некачественного отчета привела к существенным убыткам. Закон об уголовной ответственности пока находится на рассмотрении.
Изменения в порядке проведения проверки, с одной стороны, носят позитивный характер, повышая прозрачность работы предприятий и доверие к ним инвесторов и партнеров, с другой стороны, раскрытие дополнительной информации, которая перестала быть налоговой тайной, может привести к повышению стоимости банковских кредитов ввиду публичности некоторых рисков. Но в конечном итоге анализ документации по новым правилам должен пойти на пользу бизнесу .
Зачем нужен аудит? Подробности — в данном видео.
Действующий Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация. В ряде случаев аудит является обязательным и должен проводиться ежегодно. Обязательный аудит проводится аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Организация приобретает право проводить аудит со дня внесения информации о ней в реестр. После проведения обязательного аудита клиент получает два документа:
- Письменную информацию руководству компании. В ней представлены сведения о проведенной аудиторской проверке (включая данные об организации проведения обязательного аудита), выявленные нарушения и рекомендации по их устранению. Это конфиденциальный документ, содержащий важную информацию о бухгалтерской деятельности компании клиента.
- Аудиторское заключение. Официальный документ, составленный в соответствии с действующим законодательством по утвержденной форме. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» постановляет, что заключение, выдаваемое по результатам обязательного аудита, входит в состав бухгалтерской отчетности.
Проведение обязательного аудита
Перед проведением аудита специалисты компании «Гориславцев и К» определят, относится ли предприятие клиента к субъектам обязательного аудита. Если организация не подлежит обязательному аудиту годовой отчетности, однако клиент все равно заинтересован в вынесении экспертной оценки правильности формирования финансовой отчетности, аудиторская компания может порекомендовать проведение инициативного аудита . После этого компания «Гориславцев и К» заключает с клиентом договор на проведение обязательного аудита отчетности и выполняет разъяснительные работы, связанные с предстоящей процедурой. В ходе обязательного аудита предприятий мы оказываем следующие услуги:
- Проверка первичной бухгалтерской (финансовой) документации и операций, совершенных на их основании, на наличие ошибок;
- Вынесение экспертного мнения о правильности отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете;
- Формирование рекомендаций по устранению ошибок, выявленных в процессе проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности;
- Проведение консультаций по вопросам ведения налогового и бухгалтерского учета, составления отчетности и финансового планирования.
Также компания «Гориславцев и К.EuraAudit» готова оказать следующие дополнительные услуги:
- Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса;
- Анализ результирующих показателей деятельности предприятия;
- Анализ взаимосвязей между финансовой информацией и другими данными (расходы на оплату труда, численность работников и т. д.).
Дополнительные услуги аудиторской компании «Гориславцев и К» направлены на детальное изучение структуры бухгалтерского учета компании клиента, прогнозирование дальнейшей динамики развития предприятия, поиск «слабых мест»
, устранение которых способствовало бы повышению эффективности экономической деятельности. Тем не менее, дополнительные услуги не входят в классическую процедуру обязательного аудита (аудиторской проверки).
Обязательный аудит осуществляется с целью выражения независимого экспертного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого лица и проверки соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. По желанию клиента ежегодный обязательный аудит может быть разделен на несколько этапов и проводиться по кварталам или полугодиям. Это позволяет уменьшить нагрузку на сотрудников бухгалтерского подразделения в период годовой отчетности и своевременно внести в нее исправления по выявленным нарушениям.
Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, на деле смогли убедиться в его эффективности. Он приносит пользу для дальнейшего развития предприятия, повышает безопасность бизнеса, стабилизирует финансовое положение компании, снижает риски в сферах налогового и бухгалтерского учета.
Организации, подлежащие обязательному аудиту
Зачастую наши клиенты интересуются, какие организации подлежат обязательному аудиту. Чтобы помочь им разобраться в этом, сотрудники компании «Гориславцев и К» подготовили перечень критериев отнесения тех или иных организаций к организациям, подлежащих обязательному аудиту:
- если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
Обязательный аудит организаций с другими организационно-правовыми формами может быть выполнен компанией «Гориславцев и К», если они попадают под другие критерии.
- Если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- Если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- Если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
- Если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- В иных случаях, установленных федеральными законами.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Если проводится обязательный аудит государственного предприятия (компании, доля государственной собственности в уставном капитале которой превышает 25%), то заключение договора на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам тендера.
Условия обязательного аудита вы можете уточнить, позвонив в компанию «Гориславцев и К» по контактным телефонам, указанным на нашем сайте.
Отвечая на вопрос «кто подлежит обязательному аудиту»
, необходимо отметить и такие организации, как финансово-промышленные группы, акционерные инвестиционные фонды, сельскохозяйственные кооперативы, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, профессиональные объединения страховщиков.
Если вы не уверены в том, относится ли ваша организация к экономическим субъектам, подлежащим обязательному аудиту, уточнить всю интересующую информацию вы можете в компании «Гориславцев и К».
Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, которой Вы владеете? Законодательство определяет четкий перечень организаций, подлежащих в обязательном порядке подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности путём получения аудиторского заключения.
Терминология и законодательные акты
Требования к предприятиям, которым придётся пройти аудиторскую проверку, описаны в законе «Об аудиторской деятельности» и в ряде специальных нормативных актов. При этом рассматриваются несколько критериев:
- организационно-правовая форма;
- специальные виды хозяйственной деятельности;
- финансовые показатели деятельности.
Первые два критерия не зависят от финансовых показателей этих предприятий.
Аудит - это вневедомственная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверке подлежат первичные документы, платежные и расчетные, налоговые декларации. А ее результатом является заключение, которое подтвердит достоверность отчётности. Выдаётся она руководству проверяемого предприятия. В нем отражены нарушения и искажения, оценены фискальные и коммерческие риски, даны рекомендации по исправлению ошибок и нарушений.
Цель обязательного аудита - официально подтвердить бухгалтерскую и финансовую отчетность.
Почему появился аудит
Аудиторская деятельность появилась на фоне разделения интересов, когда непосредственный собственник перестает принимать личное участие в управлении своим предприятием. Отсутствие должного контроля приводит ко множественным банкротствам.
На фоне этого, начиная новое дело или не допуская процедуры банкротства, собственники стали приглашать лиц, которым они доверяли. А те проводили независимые проверки как финансовой, так и бухгалтерской отчетности, выявляли факты краж и недостоверности представляемых руководством предприятия документов. Позже этот вид деятельности сформировал отдельную отрасль хозяйственных правоотношений.
Предприятия, подлежащие обязательному аудиту
Организации, подлежащие обязательному аудиту, по финансовым показателям должны отвечать хотя бы одному из двух критериев:
- по итогам прошлого отчетного года выручка у них превышает 400 млн. руб.;
- активы, по данным бухгалтерского баланса превысили отметку в 60 млн. руб.
По данным показателям подлежат аудиту даже общества с ограниченной ответственностью, точнее все субъекты предпринимательской деятельности. Пройти проверку необходимо в следующем порядке - если выручка возросла по итогам 2016 года, то аудитора необходимо пригласить в 2018 году, чтобы он проверил отчетность за 2017 год.
Организации, подлежащие обязательному аудиту, в зависимости от организационной правовой формы - это абсолютно все акционерные общества, открытого и закрытого типа, публичные. Под эти требования закона подпадают даже муниципальные и государственные общества.
Закрытые общества подлежат ежегодному обязательному аудиту с 2014 года. При этом совершенно не принципиально, какая ими выбрана форма налогообложения, каковы финансовые и хозяйственные показатели деятельности ЗАО.
По виду деятельности выделяют следующие организации, подлежащие обязательному аудиту:
- страховые компании;
- фондовые и товарные биржи;
- кредитно-финансовые учреждения;
- пенсионные фонды, сформированные без участия государства;
- участники рынка ценных бумаг;
- благотворительные организации.
Придётся пройти проверку и тем предприятиям, которые выставили и были допущены к торгам собственными акциями. Также придётся пригласить аудитора, если юридическое лицо сдает консолидированную отчётность.
Обязательному аудиту подлежат организации, практикующие проведение лотерей и азартных игр, саморегулируемые объединения во всех сферах профессиональной деятельности.
Все политические партии страны также подлежат обязательной проверке со стороны аудитора.
Новшества в законодательстве
С 2016 года ежегодной проверке обязали всех застройщиков, которые привлекают к процессу дольщиков, то есть фактически возводят здания за счёт чужих средств. Результаты ее они должны обнародовать. Ранее застройщики хоть и проводили аудит, но предоставляли отчёт исключительно по требованию заинтересованных лиц.
Отчёт в статистику
Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, после получения заключения, обязаны предоставить его в органы статистики, вместе с годовым бухгалтерским отчетом. Все это должно быть сделано не позднее 10 дней с момента, как аудитор выдал заключение. И в любом случае, не позднее 31 декабря того года, когда проводилась проверка.
- путём непосредственного обращения в региональное отделение с документами на бумажном носителе, либо путём пересылки по почте;
- по телекоммуникационным каналам - электронный вид документов может быть представлен в форматах pdf, tif, jpg.
Отчётность в Минюст
Некоторые организации, подлежащие обязательному аудиту, обязаны подавать отчёт в Министерство юстиции, а именно:
- Структурные подразделения некоммерческих и негосударственных представительств (только проверка обязательно должна быть проведена российским аудитором). Таким организациям необходимо отчитаться за предыдущий период до 1 апреля текущего года.
- Российские некоммерческие организации, которые были признаны иностранными агентами. Отчитаться придётся до 15 апреля.
Этапы проведения аудита
Аудиторская проверка - это дорогое удовольствие, со значительными временными затратами. Лучше всего предварительно составить ее план, чтобы она была максимально эффективной, а заключение - корректным.
К документам и бухгалтерской отчетности организации, которая подлежит обязательному аудиту, относятся:
- первичные документы;
- отчетность по бухучету и налоговая.
Этапы планирования выглядят так:
- Предложение от организации, которой необходимо провести аудит.
- Краткое ознакомление с финансовой и хозяйственной деятельностью, без углубленного изучения и анализа.
- Формирование плана и программы аудита, согласование его с аудитором и руководством компании.
- Составление, согласование и подписание договора.
В договоре необходимо отразить сроки проведения проверки, состав аудиторской группы, список вопросов, подлежащих проверке и стоимость. Если дополнительно составляется программа аудита, то она должна содержать конкретные задачи, которые должны быть выполнены.
В первый день проверки рекомендуется провести собрание, познакомить персонал с аудиторами и дать четкие установки всем лицам, которые будут принимать участие в проверке, и тем, кому придется давать ответы на вопросы проверяющих. При необходимости, аудиторам выдается спецодежда. При любых обстоятельствах основная обязанность руководителя - установить доверительные отношения между персоналом и проверяющими.
После этого начинается процесс в рамках утвержденного плана. Возможно, что выборочно будут опрошены сотрудники. По итогам аудита оформляется заключение проверки.
Отчет аудиторского заключения состоит из нескольких разделов:
- Период и место проведения проверки.
- Состав бухгалтерской и финансовой документации, которая была проверена.
- Нормативные акты и методики, которыми руководствовался аудитор.
- Выявленные нарушения и возможные санкции за это.
- Подробные меры по устранению выявленных нарушений.
Заключение обязательно подписывается руководителем аудиторской организации, указывается квалификационный сертификат (номер и срок действия) проверяющего, ставиться печать аудитора.
Руководство организаций, которые подлежат обязательному аудиту, могут пойти на его поэтапное проведение. Имеется в виду, что проверку можно проводить по итогам 6 или 9 месяцев. У предприятия будет время исправить все возможные нарушения и по итогам 12 месяцев полностью устранить все недочеты в отчетности. Помимо этого, все расходы на аудит можно равномерно распределить на весь текущий год.
Международные стандарты аудита
Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту - уже понятно, но стоимость услуг аудиторов в 2017 году значительно увеличится. На уровне государства введены новые стандарты МСА. Это привело к тому, что возросло количество процедур, аудитору придется заполнять еще больше всевозможных таблиц и форм.
Правительство ввело такие стандарты, чтобы отчетность стала публичной и более прозрачной. Однако новшества повлекли за собой увеличение стоимости соответствующих услуг примерно на 50%, а то и больше. Это правило не распространяется на договора, которые были заключены до вступления в силу закона, то есть в прошлом году.
Правила выбора аудитора
Если уже не возникает вопроса о том, подлежит ли организация обязательному аудиту, то можно переходить к выбору проверяющего.
Не стоит опираться только на опыт работы аудитора или аудиторской компании. Лучше отдать предпочтение той организации, которая специализируется в конкретной области ведения хозяйственной деятельности либо проводит аудит в смежной отрасли. Обязательно ознакомьтесь с отзывами о выбранной компании, лучше всего лично побеседовать с руководителями предприятий, которые сотрудничают с определенным аудитором.
Естественно, проверьте документы: все сертификаты должны быть на руках, действующими и находится в реестре. Если стоимость услуг не пугает, то можно обратить внимание на компании, которые оказывают комплекс услуг - не только проводят аудит, но и предоставляют юридическую и бухгалтерскую помощь. Значит, в штате организации есть практикующие специалисты, а это огромный плюс.
1. Обязательный аудит - ежегодная
обязательная аудиторская проверка ведения
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организации или
индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в
случаях, если:
4)
организация является государственным
унитарным предприятием, муниципальным
унитарным предприятием, основанным на
праве хозяйственного ведения, если
финансовые показатели его деятельности
соответствуют подпункту 3 пункта 1
настоящей статьи. Для муниципальных
унитарных предприятий законом субъекта
Российской Федерации финансовые
показатели могут быть понижены;
5)
обязательный аудит в отношении этих
организаций или индивидуальных
предпринимателей предусмотрен федеральным
законом.
2. Обязательный аудит
проводится аудиторскими организациями. При
проведении обязательного аудита в
организациях, в уставных (складочных)
капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта
Российской Федерации составляет не менее 25
процентов, заключение договоров оказания
аудиторских услуг должно осуществляться по
итогам проведения открытого конкурса.
Порядок проведения таких конкурсов
утверждается Правительством Российской
Федерации.
3. Аудиторская проверка
аудируемых лиц, в финансовой
(бухгалтерской) документации которых
содержатся сведения, составляющие
государственную тайну, может производиться
только аудиторскими организациями, в
уставном (складочном) капитале которых
отсутствует доля, принадлежащая
иностранным физическим и (или) юридическим
лицам, и которые имеют допуск к сведениям,
составляющим государственную тайну,
полученный в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 7
Аудиторская проверка может быть
обязательной и добровольной.
Обязательный аудит - это ежегодная
обязательная аудиторская проверка ведения
бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организации или
индивидуального предпринимателя.
Аудит обязателен только для тех
организаций или индивидуальных
предпринимателей, для которых это
предусмотрено комментируемым Законом.
Обязательному аудиту подлежат
экономические субъекты в зависимости от
суммы баланса, объема реализации или суммы
услуг.
Комментируемый Закон
предусматривает обязательный аудит в
случаях, если:
1) организация имеет
организационно - правовую форму открытого
акционерного общества;
2) организация
является кредитной организацией, страховой
организацией или обществом взаимного
страхования, товарной или фондовой биржей,
инвестиционным фондом, государственным
внебюджетным фондом, источником
образования средств которого являются
предусмотренные законодательством
Российской Федерации обязательные
исчисления, производимые физическими и
юридическими лицами, фондом, источниками
образования средств которого являются
добровольные отчисления физических и
юридических лиц;
3) объем выручки
организации или индивидуального
предпринимателя от реализации продукции
(выполнения работ, оказания услуг) за один
год превышает в 500 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда или сумма
активов баланса превышает на конец
отчетного года в 200 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда;
4)
организация является государственным
унитарным предприятием, муниципальным
унитарным предприятием, основанным на
праве хозяйственного ведения, если
финансовые показатели его деятельности
соответствуют подпункту 3 пункта 1
настоящей статьи. Для муниципальных
унитарных предприятий законом субъекта
Российской Федерации финансовые
показатели могут быть понижены.
Кроме
того, еще Постановлением Правительства РФ
от 7 декабря 1994 г. N 1355 (ред. от 25.04.95) были
утверждены "Основные критерии (система
показателей) деятельности экономических
субъектов, по которым их бухгалтерская
(финансовая) отчетность подлежит
обязательной ежегодной аудиторской
проверке".
Согласно этому документу
бухгалтерская (финансовая) отчетность
экономических субъектов подлежит
обязательной ежегодной аудиторской
проверке по следующим критериям (системе
показателей) деятельности:
-
Организационно - правовая форма
экономического субъекта.
Подлежат
обязательной ежегодной аудиторской
проверке экономические субъекты, имеющие
организационно - правовую форму открытого
акционерного общества, независимо от числа
их участников (акционеров) и размера
уставного капитала.
- Вид деятельности
экономического субъекта.
По виду
деятельности обязательной ежегодной
аудиторской проверке подлежат:
- банки
и другие кредитные учреждения;
-
страховые организации и общества взаимного
страхования;
- товарные и фондовые
биржи;
- инвестиционные институты
(инвестиционные и чековые инвестиционные
фонды, холдинговые компании);
-
внебюджетные фонды, источниками
образования средств которых являются
предусмотренные законодательством
Российской Федерации обязательные
отчисления, производимые юридическими и
физическими лицами;
-
благотворительные и иные
(неинвестиционные) фонды, источниками
образования средств которых являются
добровольные отчисления юридических и
физических лиц;
- другие экономические
субъекты, обязательная ежегодная
аудиторская проверка которых по виду их
деятельности предусмотрена федеральными
законами, указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации.
- Источники
формирования уставного капитала (уставного
фонда) экономического субъекта.
Экономические субъекты подлежат
обязательной ежегодной аудиторской
проверке, если в их уставном капитале
(уставном фонде) имеется доля,
принадлежащая иностранным инвесторам.
- Финансовые показатели деятельности
экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением
находящихся полностью в государственной
или муниципальной собственности) подлежат
обязательной ежегодной аудиторской
проверке при наличии хотя бы одного из
следующих финансовых показателей их
деятельности:
- объема выручки от
реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающего в 500 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда;
-
суммы активов баланса, превышающей на конец
отчетного года в 200 тысяч раз установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда.
Для
определения указанных финансовых
показателей установленный
законодательством Российской Федерации
минимальный размер оплаты труда
принимается в среднегодовом исчислении за
отчетный год.
В целях усиления контроля
за деятельностью федеральных
государственных унитарных предприятий и в
соответствии с Концепцией управления
государственным имуществом и приватизации
в Российской Федерации, одобренной
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024,
Правительство Российской Федерации
установило, что проведение ежегодных
аудиторских проверок бухгалтерской
(финансовой) отчетности, начиная с отчета за
1999 год, является обязательным в отношении
федеральных государственных унитарных
предприятий, основанных на праве
хозяйственного ведения (далее именуются
"предприятия"), при наличии одного из
следующих финансовых показателей их
деятельности:
- объем выручки от
реализации продукции (работ, услуг) за год,
превышающий в 500 тысяч раз установленный
законом минимальный размер оплаты труда;
- сумма активов баланса, превышающая на
конец отчетного года в 200 тысяч раз
установленный законом минимальный размер
оплаты труда.
Обязательные аудиторские проверки
осуществляются уполномоченными
аудиторскими организациями, отобранными на
конкурсной основе.
Предприятия
осуществляют выбор аудиторской
организации самостоятельно из числа
уполномоченных аудиторских организаций и
заключают с ней договор на проведение
аудита. При этом необходимо учитывать также
Примерное техническое задание на
проведение аудиторской проверки
федерального государственного унитарного
предприятия (утверждено распоряжением
Министерства имущественных отношений РФ от
26.05.2000 N 9-р).
Расходы предприятия на
оплату аудиторских услуг включаются в
установленном порядке в себестоимость
продукции (работ, услуг) предприятия.
В
договоре на проведение аудиторской
проверки предприятия предусматривается
обязательство аудиторской организации о
представлении ею в Министерство
государственного имущества Российской
Федерации и в федеральный орган
исполнительной власти, на который
возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующей отрасли
(сфере управления), по одному экземпляру
отчета, в том числе аудиторского заключения
о бухгалтерской (финансовой) отчетности
предприятия в составе вводной,
аналитической и итоговой частей, не позднее
30 апреля года, следующего за отчетным.
Постановлением Правительства РФ от 29
января 2000 года N 81 "Об аудиторских проверках
федеральных государственных унитарных
предприятий" рекомендовано органам
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации организовать
проведение ежегодных аудиторских проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности
государственных унитарных предприятий
субъектов Российской Федерации.
В
целях усиления контроля за деятельностью
государственных и муниципальных унитарных
предприятий некоторые субъекты Российской
Федерации принимают свои акты. Так,
распоряжением Правительства Москвы от 3
ноября 2000 г. N 1096-РП "Об аудиторских
проверках государственных и муниципальных
унитарных предприятий" установлено, что
проведение ежегодных аудиторских проверок
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
начиная с отчета за 2000 год, является
обязательным для всех городских
государственных и муниципальных унитарных
предприятий.
Аудиторская проверка
осуществляется не позднее первого квартала
года, следующего за отчетным.
Этим
распоряжением установлено, что
обязательные аудиторские проверки (п. 1)
проводятся уполномоченными аудиторскими
организациями, отобранными на конкурсной
основе.
Также утверждено Положение о
конкурсном отборе уполномоченных
аудиторских организаций для аудита
государственных и муниципальных унитарных
предприятий (далее - Положение).
Вышеназванное Положение регламентирует
проведение конкурса по отбору
уполномоченных аудиторских организаций на
проведение аудиторских проверок
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, подведомственных органам
исполнительной власти Москвы.
В целях
повышения эффективности аудиторских
проверок на основе специализации
деятельности аудиторских фирм создаются
конкурсные комиссии при отраслевых
комплексах Правительства Москвы (далее -
Комплексы городского управления).
Конкурс по отбору аудиторских организаций
проводится ежегодно.
По результатам
конкурса при соответствующем Комплексе
городского управления на определенный год
определяется перечень прошедших отбор
уполномоченных аудиторских организаций, из
числа которых государственные и
муниципальные унитарные предприятия г.
Москвы выбирают аудиторскую организацию
для проведения аудиторских проверок на
основании Постановления Правительства
Российской Федерации от 29.01.2000 N 81 "Об
аудиторских проверках федеральных
государственных унитарных предприятий".
Сообщение о предстоящем конкурсном отборе
уполномоченных аудиторских организаций
передается конкурсной комиссией
соответствующего Комплекса городского
управления через средства массовой
информации.
Сообщение о конкурсном
отборе публикуется не менее чем за 30 дней до
его проведения и должно содержать:
-
наименование и адрес организатора
конкурса, а также сведения о цели
конкурсного отбора;
- требования,
предъявляемые к аудиторским организациям -
участникам конкурса;
- информацию о
требованиях, предъявляемых к отчетам
уполномоченных аудиторских организаций;
- дату начала и окончания приема заявок с
прилагаемыми к ним документами;
- адрес
места приема заявок и документов;
-
перечень документов, представляемых
претендентами для участия в конкурсном
отборе, и требования к их оформлению;
-
дату и место проведения конкурсного отбора
с указанием времени начала работы
конкурсной комиссии и подведения итогов
конкурсного отбора;
- номера телефонов
и местонахождение комиссии;
- адрес, по
которому претенденты могут ознакомиться с
иными сведениями, и порядок ознакомления с
этими сведениями;
- способ уведомления
участников конкурсного отбора об его
итогах;
- иную необходимую информацию.
Для проведения конкурса по отбору
уполномоченных аудиторских организаций
соответствующий Комплекс городского
управления совместно с Департаментом
государственного и муниципального
имущества города Москвы и Комиссией по
координации аудиторской деятельности при
мэре Москвы формирует конкурсную комиссию
(далее - комиссия) в количестве 6 человек с
правом решающего голоса и утверждает ее
персональный состав.
Решения комиссии
о включении прошедших конкурсный отбор
аудиторских организаций в перечень
уполномоченных аудиторских организаций
соответствующего Комплекса городского
управления принимаются на ее заседании
большинством голосов путем открытого
голосования членов комиссии, участвующих в
заседании. При голосовании каждый член
комиссии имеет один голос. Комиссия
правомочна решать вопросы, отнесенные к ее
компетенции, если на заседании
присутствует не менее половины от числа ее
членов с правом решающего голоса. При
равенстве голосов голос
председательствующего на заседании
является решающим. Решения комиссии
оформляются протоколом, который
подписывается всеми принявшими участие в
заседании членами комиссии с правом
решающего голоса.
В конкурсном отборе
могут принимать участие только аудиторские
организации, включенные в Реестр
аудиторских фирм, положительно
зарекомендовавших себя на рынке
аудиторских услуг г. Москвы, который
ведется Комиссией по координации
аудиторской деятельности при мэре Москвы.
Для участия в конкурсном отборе
аудиторские организации, претендующие на
включение в перечень уполномоченных
аудиторских организаций, подают в комиссию
следующие документы:
- заявку
аудиторской организации на участие в
конкурсном отборе по прилагаемой форме (к
заявке прилагается опись представленных
документов в двух экземплярах);
-
нотариально заверенные копии
учредительных документов (включая копию
свидетельства о государственной
регистрации) аудиторской организации;
-
заверенные заявителем копии лицензий
аудиторской организации на осуществление
аудиторской деятельности, выданных в
установленном порядке Министерством
финансов Российской Федерации, срок
действия которых не истек, а также
ксерокопии лицензий аудиторской
организации на осуществление аудиторской
деятельности, выдававшихся ранее
аудиторской организации;
- заверенные
заявителем копии квалификационных
аттестатов аудиторов - штатных
специалистов аудиторской организации на
право осуществления аудиторской
деятельности, выданных в установленном
порядке Министерством финансов Российской
Федерации, срок действия которых не истек;
- ксерокопии трудовых книжек штатных
аттестованных аудиторов аудиторской
организации;
- последний годовой
бухгалтерский баланс аудиторской
организации и баланс за квартал,
предшествующий дате подачи заявки,
заверенные в налоговой инспекции, с
приложением заверенных в налоговой
инспекции балансов дочерних и зависимых
аудиторских организаций;
- сведения о
региональной сети аудиторской организации
(о филиалах, дочерних и зависимых
обществах);
- нотариально заверенную
копию лицензии органов Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по
лицензированию, сертификации и защите
государственной тайны (представляется
аудиторскими организациями, имеющими такую
лицензию);
- сведения о расценках на
оказываемые организацией аудиторские
услуги.
Все вышеперечисленные
документы подаются в комиссию в одном
экземпляре на русском языке в срок,
указанный в сообщении о проведении
конкурсного отбора.
Аудиторская
организация, претендующая на включение в
перечень уполномоченных аудиторских
организаций, должна отвечать следующим
критериям:
- наличие лицензии на
осуществление аудиторской деятельности в
области общего аудита, выданной в
установленном порядке;
- наличие в
штате аудиторской организации не менее 2
(двух) специалистов, имеющих
квалификационные аттестаты аудиторов на
право осуществления аудиторской
деятельности в области общего аудита, срок
действия которых не истек;
- опыт работы
аудиторской организации - претендента на
рынке аудиторских услуг не менее 3 (трех)
лет;
- наличие внутрифирменных
стандартов, соответствующих требованиям
правил (стандартов), одобренных Комиссией
по аудиторской деятельности при Президенте
Российской Федерации;
- наличие
соответствующего уровня технического
(телефоны, факсы, ксероксы, компьютеры и др.)
и информационного обеспечения (доступ к
информационно - правовым системам по
федеральному и городскому
законодательству);
- отсутствие в
уставном капитале (уставном фонде)
аудиторской организации доли,
принадлежащей иностранным инвесторам.
Комиссией может быть отказано аудиторской
организации во включении ее в перечень
уполномоченных аудиторских организаций в
следующих случаях:
- несоответствие
аудиторской организации критериям,
предусмотренным этим Положением;
-
несоответствие информации, представленной
аудиторской организацией - претендентом,
фактическому положению дел;
- наличие
фактов нарушения аудиторской организацией
лицензионных требований и условий,
выявленных лицензирующим органом при
осуществлении надзора за деятельностью
аудиторской организации;
- наличие
фактов аннулирования либо приостановления
действия ранее выданных в установленном
порядке аудиторской организации лицензий
на осуществление аудиторской
деятельности;
- несоблюдение
аудиторской организацией, ранее
проводившей аудиторские проверки
государственных и муниципальных унитарных
предприятий, требований технических
заданий на проведение аудиторских
проверок, а также требований, предъявляемых
к отчетам уполномоченных аудиторских
организаций, представляемым ими в орган
исполнительной власти, на который
возложены координация и регулирование
деятельности государственных и
муниципальных унитарных предприятий в
соответствующем Комплексе городского
управления.
Уведомление о признании
участника конкурса уполномоченной
аудиторской организацией и выписка из
протокола об итогах конкурса выдаются
аудиторской организации или ее
полномочному представителю под расписку
либо высылаются по почте (заказным письмом)
не позднее 3 (трех) дней с даты утверждения
протокола организатором конкурса по
адресу, указанному в заявке аудиторской
организации на участие в конкурсе.
Уполномоченная аудиторская организация
при заключении договора на проведение
аудиторской проверки государственного или
муниципального унитарного предприятия
должна иметь лицензию на осуществление
аудиторской деятельности в области общего
аудита (срок действия которой не истек),
выданную в установленном порядке
Министерством финансов Российской
Федерации.
В установленных случаях
уполномоченная аудиторская организация
обязана иметь лицензии на осуществление
иных видов аудиторской деятельности (кроме
общего аудита).
Перечень
уполномоченных аудиторских организаций
публикуется конкурсными комиссиями
соответствующих Комплексов городского
управления в средствах массовой
информации, в которых было опубликовано
сообщение о предстоящем конкурсном отборе,
не позднее чем через 20 дней со дня
объявления победителей конкурса.
Государственные и муниципальные унитарные
предприятия, подведомственные префектам
административных округов и другим
структурным подразделениям городской
администрации, проверяются
уполномоченными аудиторскими фирмами
соответствующего Комплекса городского
управления с учетом их отраслевой
принадлежности.
Нужно обратить
внимание на то, что предприятия
самостоятельно осуществляют выбор
аудиторской организации из числа прошедших
конкурс аудиторских организаций и
заключают с ней договор на проведение
аудита.
Этим же документом установлено,
что в договоре на проведение аудиторской
проверки предприятия предусматривается
обязательство аудиторской организации о
представлении ею в орган исполнительной
власти, на который возложены координация и
регулирование деятельности в
соответствующей отрасли (сфере управления),
по одному экземпляру отчета, в том числе
аудиторского заключения о бухгалтерской
(финансовой) отчетности предприятия в
составе вводной, аналитической и итоговой
частей, не позднее 30 апреля года, следующего
за отчетным.
Обязательный аудит
проводится аудиторскими организациями.
Комментируемый Закон исключает
возможность проведения обязательного
аудита индивидуальными аудиторами. При
проведении обязательного аудита в
организациях, в уставных (складочных)
капиталах которых доля государственной
собственности или собственности субъекта
Российской Федерации составляет не менее 25
процентов, заключение договоров оказания
аудиторских услуг должно осуществляться по
итогам проведения открытого конкурса.
Порядок проведения таких конкурсов
утверждается Правительством Российской
Федерации.
Аудиторская проверка
аудируемых лиц, в финансовой
(бухгалтерской) документации которых
содержатся сведения, составляющие
государственную тайну, может производиться
только аудиторскими организациями, в
уставном (складочном) капитале которых
отсутствует доля, принадлежащая
иностранным физическим и (или) юридическим
лицам, и которые имеют допуск к сведениям,
составляющим государственную тайну,
полученный в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.