Налог на "тунеядство" в Беларуси: кто платит, а кто освобождается от налога. Закон о тунеядстве в рф Последнее о налоге на тунеядство
Итак, это случилось, налог на тунеядство введен. Если Вы трудились в течение года меньше 183 дней, вы обязаны до 15 ноября 2016 года оплатить 20 базовых величин или 3 600 000 бел. руб.
5. Для целей настоящего Декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период:
5.1. работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
5.2. осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по таков деятельности;
5.3. выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
5.4. осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой
деятельности;
* Для целей настоящего Декрета под прибытием понимается дата регистрации по месту жительства, под убытием - дата снятия с регистрационного учета по месту жительства в связи с выдачей паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь, аннулированием разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, прекращением гражданства Республики Беларусь.
5.5. в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, воеинообязаиньпи1 во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
5.6. осуществления адвокатской или нотариальной деятельности;
5.7. осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
5.8. осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
5.9. осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
5.10. в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
5.11. в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи* которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
5.12. в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
5.13. временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
* Для целей настоящего Декрета под членами семьи понимаются супруг (супруга), отец, мать (усыновители, удочерители), дети, в том числе усыновленные, удочеренные, а также родители супруга (супруги), проживающие совместно с ним и ведущие общее
ХОЗЯЙСТВО.
5.14. воспитания в семье* матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до. 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
5.15. получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
5.16. отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней;
5.17. получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
5.18. получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.19. привлечения к труду в течение срока отбивания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.
Самый простой способ не платить налог - устроиться на работу на 0,2 ставки например. Но что делать беременным женам, безработным женщинам в возрасте до 55 лет, людям с болезнями по которым нет инвалидности но и на работу они никому не нужны? В статье приведем самые бюджетные способы обойти налог на тунеядство.
Будем использовать пункты 5.3, 5.4, 5,8 декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Способ 1. Устроиться на работу на 0,1 ставки от минимальной заработной платы (далее МЗП) к знакомому ИП, ЧТУП, ООО. Нужно заключить трудовой бессрочный договор (гражданско-правовой договор, он же договор подряда не подойдет) Либо договор на 183 дня, т.е. 6 мес.
В этом случае налоги которые нужно будет уплатить за работу с учетом минимальной заработной платы в 2017 году 265 руб. в мес (по ссылке актуальная МЗП):
1) ФСЗН 35% от 0,1 ставки МЗП. В нашем случае 265/10*0,35= 9,275 руб.
2) Подоходный налог 13%. В нашем случае 265/10*0,13= 3,445 руб.
3) Белгосстрах 0,6%. В нашем случае 265/10*0,006= 0,159 руб.
За 6 мес работы уплачиваем - 77,274 руб. , что значительно меньше 20 базовых величин. Само собой способ подойдет только если вы реально будете работать у вашего знакомого.
Способ 2.
Стать ремесленником согласно пункту 5.8
Оплата составит всего 1 базовую величину в год.
Итого 180 000
за год.
Ремесленником стать также просто (инструкция от министерства по налогам и сборам). Идем в налоговый орган, становимся на учет, заводим книгу учета доходов и расходов. Плетем лапти и вяжем крючком изделия продаем на досках объявлений в интернете:)
Способ 3.
Можно зарегистрироваться в сельской местности с выделением участка для ведения хозяйства. Обратите внимание, дачные кооперативы на данный момент не попадают под даннй пункт. Т.е. вы должны быть зарегистрированы (прописаны) именно в деревне. Также ваш участок должен быть оформлен именно для ведения личного подсобного хозяйства. Т.е. если у вас есть домик и 6 соток земли выделенные под строительства этого дома - такой вариант не подойдет.
Способ 4. Можно уйти в монастырь. Монахи в нашей стране - не тунеядцы.
Способ 5. (Не актуален, платить все же придется больше чем 360 руб., стоит рассмотреть только если на самом деле собираетесь оказывать услуги)
Используем пункт 5.3 Регистрируем ИП на оказание любых услуг связанных с консультированием. 1 базовая + 2 фотографии. Выбирайте система налогообложения УСН без НДС. Открываем расчетный счет в банке на 1-2 мес. (10 бел. руб./мес).
Потом положим на него через кассу банка 70 базовых величин как физическое лицо, или попросите знакомого - якобы он платит вам за консультацию.
Потом вы перечисляете эти средства себе на карточку. Теряете 1-2% комиссии (в зависимости от условия банка). И потом в следующем квартале уплачиваете 5% налога с дохода.
Итого получается:
23р - открыть ИП
20р - оформить счет в банке
1-2% - комиссия банка за операции
налог 5%
В сумме: 130-150 руб
что значительно меньше установленного налога на тунеядство.
Способ 6. (Не актуален, платить все же придется еще и ФСЗН раз в год, более 900р.)
Используем пункт 5.4. Согласно нему ИП, плательщики единого налога освобождаются от уплаты. Смотри какими видами деятельности можно заниматься для уплаты единого налога.
Спойлер с статьей налогового кодекса
Виды деятельности, при осуществлении которых физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единый налог
1. Физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, уплачивают единый налог при осуществлении следующих видов деятельности:
- оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
- оказание услуг по дроблению зерна;
- выпас скота;
- репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
- чистка и уборка жилых помещений;
- уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
- музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов;
- предоставление услуг тамадой; фотосъемка, изготовление фотографий; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
- реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
- услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
предоставление секретарских услуг и услуг по переводу; - предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста;
- ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
- реализация на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных промыслов (ремесел), созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков).
Теперь смотрим ставки единого налога. Например для Минска смотрим их например :
Актуальные ставки лучше узнать в Налоговой по месту жительства.
Так предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста будет стоить вам 150 000 в мес. Чтобы делать это официально даже не нужно регистрироваться как ИП, достаточно просто встать на учет в Налоговой инспекции по месту жительства.
Итого получается 1 800 000
в год, что в 2 раза меньше.
Если живете близко к сельской местности можно выбрать «выпас скота», оплата всего 110-150 000 в мес. в зависимости от места жительства.
Если же ни один из пунктов выше не подходит для вас, а извещение о поступлении на вас письменной корреспонденции вы уже получили, можно и нужно бороться с абсурдным налогом всеми доступными способами. Будем тянуть время, обжаловать действия гос. органов всеми доступными способами.
Информация с сайта ИМНС: "Извещение считается врученным по истечении 10 дней с его отправки заказным письмом. При этом НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, получил гражданин лично извещение или нет". Само собой, уже этот факт можно обжаловать в суде. Т.к. в Беларуси нет обазанности по проживанию по месту регистрации. Т.е. вы банально можете не знать о том, что вы являетесь плательщиком сбора. Но ввиду того, что это Беларусь, презумпция невиновности здесь не работает.
Образец извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов
Обратите внимание на те извещения, которые приходят людям. Без печатей, без подписей: неизвестно кто, требует уплатить 360 руб.
Соответственно после получения извещения пишем жалобу в налоговую инспекцию:
Делать это нужно в 30 дневный срок с момента получения почтового извещения (а момент получения - это 10 дней с момент отправки), т.к. согласно пункту 11 декрета:
11. Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:
о подтверждении ранее врученного извещения;
о внесении изменений в извещение;
об аннулировании извещения.
На период рассмотрения документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.
В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов и (или) пояснений, указанных в части первой настоящего пункта, этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.
Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.
Образец жалобы в налоговую инспекцию
В случае получения извещения из налоговой инспекции, вы можете подать жалобу в электронном или в письменном виде на имя руководителя инспекции или лица, подписавшего уведомление.
В Налоговую инспекцию
Шкловского р-на
ЗАЯВИТЕЛЬ:
Иванов Иван Иванович
г. Минск, ул. Маяковского, 102-18
(на нарушение конституционных прав)
Согласно Вашему извещению я обязан оплатить налоговый сбор «за тунеядство».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ПРОШУ:
1.Освободить меня от уплаты налогового сбора «за тунеядство».
2.Исключить меня из базы персональных данных лиц, не участвующих в финансировании государственных расходов, и не применять ко мне положения Декрета№3.
3. Дать мне письменный мотивированный ответ по существу моей жалобы.
Все мы понимаем, что скорее всего придет формальная отписка, однако +30 дней к сроку уплаты вы получите. После получения ответа из налоговой его можно обжаловать в вышестоящей налоговой инспекции. После ответа из вышестоящей инспекции вы можете обжаловать решение в суде. Да, для этого уже понадобится 1 базовая величина для подачи искового заявления.
UPD 17.01.2017 Пришел ответ из местной налоговой который можно и нужно обжаловать в вышестоящей инстанции.
О рассмотрении обращения
Инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по... району, в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», рассмотрено Ваше обращение от 26.12.2016 года. В пределах своей компетенции инспекция сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов.
В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь 02.04.2015 года издан Декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет № 3).
Согласно ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, ст. 52 Конституции Республики Беларусь, каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
В соответсвии с Декретом № 3 граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее - граждане), в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее - сбор).
Налоговым периодом сбора признается календарный год.
От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые:
в налоговом периоде:
являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;
являлись лицами пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе достигли в данном периоде этого возраста;
были признаны или являлись инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности); были признаны или являлись недееспособными;
прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;
отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
в году, следующем за налоговым периодом, были признаны: инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году);
недееспособными.
Гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов
в период:
работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности; выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
осуществления видов деятельности, указанных в п.1 ст. 295 Налогового кодекса Республики Беларусь, при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;
в течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов;
осуществления адвокатской или нотариальной деятельности; осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при условии уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год. Факт и период осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом;
осуществления ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в срок, установленный законодательством для уплаты этого сбора за каждый последующий календарный год;
осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством;
в течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;
в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом;
в течение которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом;
воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;
получения образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;
отдыха, предоставляемого выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней; получения пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);
получения гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
привлечения к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории.
Действие Декрета № 3 не распространяется на граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, содержались под стражей либо находились под домашним арестом.
Извещение, на уплату сбора на финансирование государственных расходов, по форме, установленной постановлением Министерством по налогам и сборам от 01.07.2015 № 16 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой сбора на финансирование государственных расходов» (приложение 2), вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом.
Сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком, п.п. 1.1 п. 1 ст. 22 НК РБ плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины).
В соответствии с ч. 4 п. 4 ст. 43 НК РБ местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты:
отдельным плательщикам - физическим лицам по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения;
отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК РБ (или) иными законами.
На основании с ч. 1 п. 1. ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» данный ответ на обращение может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган - инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гродненской области или Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Образец жалобы в суд
В случае, если ответ налоговой инспекции на вашу жалобу вас не удовлетворил, вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию (областную, Минскую городскую), затем (в месячный срок со дня получения ответа) в суд в порядке Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц” (ст. 20) и в соответствии со статьями 353-357 ГПК Республики Беларусь - жалоба на действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
В суд (района, города, района в городе)
по территориальности ИМНС,
приславшей уведомление
Заявитель: Иванов Иван Иванович
прож. (адрес, место регистрации
или фактического проживания)
Заинтересованные лица:
- ИМНС района, города, района в городе, приславшей уведомление,
адрес (см. на бланке уведомления или ответа);
2.Минская городская (областная) ИМНС
адрес: (см. на бланке ответа)
(в порядке п. 5 ст. 335 ГПК Республики Беларусь)
В связи с получением из ИМНС (района, города, района в городе) уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов от (дата, № исх.) я обратился(лась) с просьбой об исключении меня из базы персональных данных без моего письменного согласия как лица, являющегося плательщиком сбора на финансирование государственных расходов, предусмотренного нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее - Декрет №3).
Считаю данное требование незаконным по следующим основаниям:
1.Декрет “о тунеядцах” вводит новую форму принудительного труда, что противоречит Конституции (ст. 41) ст. 13 ТК и международным обязательствам страны
2. Беларусь, как и многие страны мира, формирует свой бюджет и осуществляет государственные расходы в основном за счет налогов (прямых или косвенных), которые предусмотрены Налоговым кодексом.
Таким образом, участие граждан в этих договорных и иных отношениях в полной мере отвечает требованиям ст. 56 Конституции об обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов “путем оплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.”
3. Полагаю, указанные несоответствия Декрета, коллизии его норм с Конституцией и иными законодательными актами состоят в том, что он является несистемным актом, изданным с нарушением основных принципов нормотворческой деятельности (ст.ст. 7, 9 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”).
4. Статья 32 Конституции закрепила обязанность детей заботиться о своих родителях. Статья 100 Кодекса о браке и семье уточнила данную конституционную норму, закрепив, что содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.
Декрет ”о тунеядцах” не предусматривает случаев освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов детей, которые исполняют свою конституционную обязанность по заботе о своих родителях и осуществляют уход за нетрудоспособными, нуждающимися в помощи родителями, в том числе, с инвалидностью (за исключением инвалидов 1 группы, лиц в возрасте 80 лет и старше).
5.Декрет “о тунеядцах” посягает на мое личное достоинство и неприкосновенность частной жизни.
Меня, признают по Декрету “социальным иждивенцем”.
По Декрету “социальное иждивенчество” носит неодобрительную окраску и фактически представляет категорию людей, которые стремятся обеспечить для себя приемлемые условия существования в нашем обществе за счет других. Они рассчитывают получать блага за счет работающих, за счет государства в целом, которое распределяет определенные услуги бесплатно: образование, лечение, жилье, содержание территориальной инфраструктуры, услуги по обеспечению безопасности и т.д.
По факту создается представление о том, что кто не работает, тот ведет себя противоправно и в качестве наказания “за неучастие в финансировании государственных расходов” обязывается к уплате сбора в 20 базовых величин, неуплата которого влечет административное наказание вплоть до 15 суток ареста.
6. По закону декреты Президента Республики Беларусь могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Парламентом Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Поскольку полномочия на издание Декрета Парламент не предоставлял Президенту, данный Декрет является временным.
Согласно части 3 ст. 101 Конституции временные декреты издаются лишь в силу особой необходимости. Однако в преамбуле Декрета не указано, какой особой необходимостью продиктовано его принятие.
Президент не имеет права своими актами ограничивать конституционные права и свободы граждан. Декретом “о тунеядцах” введены очевидные для всех ограничения, которые фактически являются принудительным или обязательным трудом, то есть основанным не на добровольном предложении гражданином своих услуг по труду, а на его принуждении к труду под стахом применения репрессии в виде дополнительного налога, неуплата которого влечет наказание в административном порядке (штраф в размере от двух до четырех базовых величин или административный арест).
Палата Национального собрания Республики Беларусь, как указывалось выше, в установленном порядке не делегировали Президенту полномочия на издание Декрета №3, который ограничивает конституционные права и свобода граждан.
Очевидно, что нормы Декрета №3 вступили в коллизию (противоречие) с предписаниями Конституции Республики Беларусь. Применение его норм ущемляет мои права.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.2,22, 41, 97, 101 Конституции, ст.ст. 7,9,67 Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», ст.13 ТК ст. ст. 6, 353 -357 ГПК Республики Беларусь,
1.Признать настоящую жалобу обоснованной, а обжалуемые действия (бездействие) налоговых органов - заинтересованных лиц - неправомерными, ущемляющими мои права;
2.Обязать их принять меры по исключению (аннулированию) меня из числа лиц, которые признаны не участвующими в финансировании государственных расходов, и обязываются к уплате сбора, предусмотренного Декретом от 2 апреля 2015 г. №3 «О предупреждении социального иждивенчества»;
3.Взыскать с инспекции МНС (района, города, района в городе) в мою пользу расходы по оплате госпошлины в размере одной базовой величины (указать сумму), а также - на оплату труда адвоката (если они были произведены).
Приложение: копии уведомления, ответов из налоговых инспекций, квитанция об оплате госпошлины, 2 копии жалоб (по числу заинтересованных лиц).
2016г. Иванов И.И.
После всего прочего вы можете написать обращение в исполком о тяжелом материальном положении и может быть даже получить освобождение от уплаты налога в индивидуальном порядке.
Если же платить все же нужно, т.к. пришли уже субедные исполнители - платите по 1-2 рублю в мес. Т.е. вы не отказываетесь от уплаты сбора, просто сейчас нет денег - соответственно применить к вам меры принудительного взыскания будет очень непросто.
Всем успехов!
Должны ли платить налог…
…владельцы съемных квартир
…работающие или учащиеся в России
— Можно взять справку о том, что вы в течение определенного времени находились в больнице , — предлагают на горячей линии Минздрава.
…получающие новую специальность
…те, чья зарплата меньше 2,3 миллиона
Кому не придется платить налог на тунеядство
— Адвокатам и нотариусам.
Налог на тунеядство: все тонкости законодательства
Кто признается в Беларуси тунеядцем, в каком размере и когда придется заплатить налоговый сбор, а также о других тонкостях законодательства Myfin.by поговорил с экспертами юридической компании Revera.
Согласно налоговому кодексу Беларуси налог на тунеядство относится к республиканским сборам. Его плательщиками выступают граждане РБ, иностранные лица и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в стране в случае неучастия в финансировании госрасходов или участия в налоговом периоде менее 183 календарных дней.
- работающим по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;
- осуществляющим предпринимательскую деятельность в качестве ИП при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности налогов по такой деятельности;
- выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;
- если гражданин был зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
- временно нетрудоспособным гражданам на основании подтвержденного листка нетрудоспособности (справки о временной нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом и др.
Налоговым периодом сбора признается календарный год.
составляет 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.
Налоговый период
Размер сбора за налоговый период
3 600 000 белорусских рублей
4 200 000 белорусских рублей
Подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных плательщиком сбора, т.е. лицом обязанным уплачивать сбор, налогов за соответствующий налоговый период:
- подоходного налога с физических лиц;
- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
- налога при упрощенной системе налогообложения,
размеры которых составили менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.
Порядок уплаты сбора
Вариант 1. На основании уведомления самого плательщика сбора
Плательщики сбора с 1 августа текущего налогового периода по 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, вправе самостоятельно представить в налоговый орган по месту регистрации плательщика по месту жительства (пребывания), а при его отсутствии — по месту фактического проживания уведомление о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде по форме, установленной Министерством по налогам и сборам. В случае представления такого уведомления подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 10 процентов.
В таком случае, сбор уплачивается на основании извещения налогового органа не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Извещение вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 15 календарных дней после получения от плательщика сбора соответствующего уведомления. В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма. В случае вручения или направления извещения по истечении срока, предусмотренного на направление уведомления, сбор уплачивается не позднее тридцати календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.
Пример. В случае если лицо является плательщиком сбора, то оно с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года направляет в налоговый орган по месту регистрации соответствующее уведомление по утвержденной форме.
В течение 15 дней с момента направления уведомления плательщику лично под роспись или по почте заказным письмом вручается извещение на уплату сбора. В таком случае сбор уплачивается на основании извещения налогового органа не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 1 июля 2016 года. Сумма сбора в таком случае составит 20 базовых величин с 10 % скидкой (3 240 000 белорусских рублей).
В случае получения извещения после 31 мая 2016 года сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.
В таком случае, сбор должен быть оплачен в течение 30 дней с даты получения извещения об уплате сбора.
Вариант 2.
В случае непредставления плательщиком сбора уведомления сбор уплачивается не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом , на основании извещения.
Извещение вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 1 октября года , следующего за истекшим налоговым периодом, по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии — по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания).
В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма. В случае вручения или направления извещения по истечении установленного срока уплаты сбор уплачивается не позднее тридцати календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.
Пример. Если лицо является плательщиком сбора за налоговый период с 01.01.2015 по 31.12.2015, но уведомление в добровольном порядке в ИМНС не отправило, налоговые органы до 01 октября 2016 года отправляют извещения на уплату сбора. Извещение отправляется по месту регистрации, по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии — по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания).
В таком случае сбор должен быть уплачен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 15 ноября 2016 года. В случае вручения или направления извещения после 15 ноября 2016 года сбор уплачивается не позднее тридцати календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.
Право представить документы и (или) пояснения
Гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора. Указанные документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом в месячный срок, и по ним в указанный срок принимается одно из следующих решений:
- о подтверждении ранее врученного извещения;
- о внесении изменений в извещение;
- об аннулировании извещения.
На период рассмотрения документов и (или) пояснений налоговый орган приостанавливает принятие им мер по взысканию сбора.
В заключении отметим, что Декретом категория лиц, которые хоть и обязаны уплачивать сбор в виду неучастия в финансировании государственных расходов, однако освобождаются от уплаты сбора за соответствующий налоговый период. Например, в налоговом периоде являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет, являлись лицами пенсионного возраста, были признаны или являлись, фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней и др.
СПРАВОЧНО:
REVERA – один из лидеров на рынке юридических услуг (входит в ТОП 10 по версии Chambers Global и Legal 500) Республики Беларусь. На данный момент в компании работает 30 юристов.
Юристы компании обладают опытом в таких сферах, как инвестиционные проекты, сделки M&A, реструктуризация компаний, сопровождение строительства, разрешение корпоративных и административных споров. С 2014 года Revera осуществляет уголовно-правовую защиту бизнеса. Развитая партнерская сеть за рубежом, а также членство в бизнес ассоциациях (International Bar Assosiation, Российская Арбитражная Ассоциация, TerraLex) позволяет предоставлять клиентам эффективную правовую поддержку как в Беларуси, так и за ее пределами.
Кому не нужно платить налог на тунеядство
И куда обратиться, если извещение пришло по ошибке
На сегодняшний день извещения на уплату сбора на финансирование государственных расходов отправлены более 70 тыс. гражданам. При этом около 15 тыс. белорусов удалось доказать свое право на освобождение от уплаты сбора. О том, кого считать тунеядцем и куда обратиться, чтобы не платить, рассказала заместитель начальника управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества главного управления налогообложения физических лиц министерства по налогами и сборам Марина Поболь в ходе онлайн-конференции, организованной БЕЛТА совместно с Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке ООО «ЮрСпектр».
Пришло извещение о необходимости уплаты сбора на финансирование госрасходов. Куда нужно направить документы, чтобы меня исключили из числа плательщиков?
Те, кто получил извещение, имеют право предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у них обязанности по уплате сбора. Их можно представить как лично в налоговый орган, так и направить по почте либо в электронном виде через электронный сервис «Электронное обращение» на сайте МНС. При этом гражданам, которые работают, учатся или проживают за пределами Беларуси, для освобождения от уплаты сбора стоит самим позаботиться и предоставить сведения, подтверждающие, что они фактически находились на территории Беларусь менее 183 дней в календарном году. Ведь налоговые органы не располагают информацией о фактическом времени нахождения человека за рубежом. Это могут быть как страны, с которыми есть пограничный контроль, так и страны, где его нет. Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Беларуси производится на основании данных о въезде или выезде в или из республики. Учитывая отсутствие пограничного контроля между Беларусью и Россией, в налоговый орган можно представить любые другие документы, являющиеся основанием для определения места фактического нахождения гражданина в течение календарного года.
Если женщина уехала к гражданскому супругу в другую страну, живет у него, но при этом нигде не работает, может ли она не платить?
В данном случае она не может предоставить какие-либо документы, но может предоставить письменное объяснение, которое должно быть подтверждено ее гражданским супругом. И этого будет достаточно.
Насколько распространены случаи, когда наши граждане предоставляют фиктивные документы о том, что они якобы работали и уплачивали налоги на территории России? Михаил Руденя
Случаев представления фиктивных документов на данный момент налоговыми органами не установлено.
Моя мама – инвалид 1-й группы. Сейчас я оформляю документы по уходу за инвалидом. Нужно ли мне будет платить налог на тунеядство? Наталья Сондукова, Витебск
В период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Таким образом, период получения вами пособия по уходу за матерью – инвалидом I группы будет включаться в период участия в финансировании государственных расходов. Если в 2015 году вы не получали пособие и иным образом не участвовали в финансировании государственных расходов, то за 2015 год вы будете являться плательщиком сбора.
Мой сын учится за границей. Недавно ему пришло извещение на уплату сбора. Я сообщила в налоговую инспекцию, что сын учится в зарубежном вузе, а там потребовали предоставить документы, подтверждающие, чем он занимался аж с 2012 года. Зачем? Могут ли в данном случае являться основанием для освобождения от сбора данные о том, что я получаю льготу по подоходному налогу, так как оплачиваю учебу сына? Ирина, Витебск
Для подтверждения факта получения образования в дневной форме либо для подтверждения нахождения на территории иностранного государства более 183 дней вашему сыну необходимо предоставить документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора только за 2015 год. Информация об обучении граждан в белорусских учреждениях образования представляется в налоговые органы госорганами либо частными учреждениями образования. Соответственно, информацию о периоде обучения в 2015 году в иностранном учреждении образования может представить только сам гражданин или его представитель. При этом представляемые в налоговые органы документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Это предусмотрено Налоговым кодексом.
В сельской местности проживает мой двоюродный брат, ему 59 лет, прописан в деревне всю свою жизнь. Земельный участок имеется возле дома, но он не оформил пока наследство на дом и землю после смерти матери. Постоянной работы в деревне нет, работает сезонно, несколько раз был судим. Пришло уведомление заплатить налог. Прошу разъяснить, как поступить ему в сложившейся ситуации. Эрнст Артамонов, Гомель
Если ваш брат участвовал в финансировании государственных расходов менее 183 дней в 2015 году, то он будет являться плательщиком сбора. Вместе с тем в соответствии с Налоговым кодексом местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы имеют право освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Ваш брат вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
С января по 30 июня 2015 (181 день) я учился на дневном отделении в Белорусском государственном университете. С 1 сентября по 30 ноября 2015 года являлся слушателем куров Центра профессиональной подготовки по специальности «Оператор ПЭВМ». Остальной период времени нигде не работал. Являюсь ли я плательщиком сбора на финансирование государственных расходов? Геннадий, Минск
Согласно декрету №3 период получения образования в дневной форме включается в период участия в финансировании государственных расходов. Обучающие курсы – не включаются. Учитывая, что в течение 2015 года вы участвовали в финансировании государственных расходов менее 183 дней (181 день), то вы признаетесь плательщиком сбора за 2015 год.
С 1 января по 31 мая 2015 года я работала по трудовому договору (контракту). С 1 июня нигде не работала, занималась воспитанием ребенка в возрасте 6 лет. Должна ли я платить сбор? Галина, Лунинец
Платить сбор не нужно. Вы признаетесь участвующей в финансировании государственных расходов, так как период работы по трудовому договору (контракту) и период воспитания в семье ребенка в возрасте до 7 лет относится к периоду участия в финансировании государственных расходов.
Прописан в Минске, не работаю, веду личное подсобное хозяйство на земельном участке, находящемся в собственности. Нужно ли мне уплачивать сбор на финансирование государственных расходов? Петр Викторович, Минск
К периоду участия в финансировании государственных расходов относится период, в течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства. Так как автор вопроса зарегистрирован в городе Минске, а не в сельском населенном пункте либо поселке городского типа, то в 2015 году он не признается участвующим в финансировании государственных расходов и должен будет уплатить сбор.
Признается ли участием в финансировании государственных расходов наличие крупного банковского вклада в белорусских рублях, на проценты с которого живет гражданин? Кузнецов С.В.
Наличие банковского вклад не освобождает от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.
Налог на «тунеядство»: кто освобожден от уплаты?
Будут ли платить налог на тунеядство военные пенсионеры, владельцы съемных квартир и фрилансеры?
В четверг был подписан декрет о «предупреждении социального иждивенчества». Тем, кто не работал полгода или больше, придется заплатить государству 20 базовых величин (3,6 миллиона рублей). Если какое-то время в течение года белорус все-таки проработал, сумму уплаченного налога вычтут из налога на тунеядство, и он заплатит меньше. А если от этого сбора человек решил уклониться, то его ждет штраф в 2 — 4 базовые (360 — 720 тысяч) или административный арест с выполнением общественно полезных работ, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
В декрете подробно расписано, кому не нужно платить налог на тунеядство. Но вместе с тем в декрете есть не совсем понятные моменты, которые чиновники, к сожалению, пока не разъясняют.
Должны ли платить налог…
…владельцы съемных квартир
От налога освобождаются те, кто в течение календарного года уже заплатил 20 базовых величин налогов. Получается, если вы сдаете квартиру, честно платите налог и за год отдали в казну минимум 3,6 миллиона рублей (тот же налог на тунеядство), доплачивать что-то еще не нужно.
Новый налог не нужно платить тем, кто достиг пенсионного возраста — 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. Вместе с тем в документе говорится, что от уплаты этого сбора освобождаются и те, кто уже получает от государства пенсию. Получается, что военные, которые могут уйти на заслуженный отдых и в 40 лет, тунеядцами считаться не будут.
…работающие или учащиеся в России
Тех, кто в этом году проведет в Беларуси меньше 183 дней, от налога на тунеядство освободят. Но вместе с тем в декрете нет ни слова о том, как именно нужно доказать это налоговой. К примеру, те, кто уезжает на учебу или заработки в Россию, не получают на границе штамп в паспорте. Возможно, чтобы доказать отсутствие на родине, им придется брать справку у работодателя или в вузе
Листок о временной нетрудоспособности выдают только тем, кто работает. Как быть, если человек уволился специально для того, чтобы проходить длительное лечение, которое не позволяет ему ходить на работу?
— Можно взять справку о том, что вы в течение определенного времени находились в больнице, — предлагают на горячей линии Минздрава.
Но и такое лечение не всегда проходит в стационаре. К примеру, те, кто лечится от гепатита С, проходят терапию амбулаторно. Более того, это заболевание считается хроническим, а потому и больничный при нем не полагается. Получается, что даже тяжело больные люди по новому декрету все равно могут стать тунеядцами.
Пока ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет, ухаживающий родитель тунеядцем считаться не будет. А что потом? Если это инвалидность I группы, то можно обратиться за соответствующим пособием по уходу. В этом случае стать тунеядцем не грозит. Но если у совершеннолетнего ребенка инвалидность II или III группы, а вы решили все равно за ним ухаживать и не работать, налог заплатить придется.
…получающие новую специальность
Новый декрет освобождает от налога тех, кто отправился на учебу по направлению от органов по труду, занятости и соцзащите. Однако те, кто по собственной воле решил переучиться на другую специальность, повысить свою квалификацию или на отлично выучить иностранный язык и при этом не работать, чтобы не отвлекаться, все равно должны будут заплатить налог на тунеядство. Получается, что за желание самореализоваться придется доплатить государству.
…те, чья зарплата меньше 2,3 миллиона
В декрете сказано, что налог должны платить те, кто за год проработал меньше 183 дней. Однако в другом пункте говорится уже о том, что от налога освобождаются те, кто за год заплатил не менее 20 базовых величин налога (например, подоходного или единого для ипэшников). Не получится ли, что тем, кто работал весь год, но при этом заплатил меньше 3,6 миллионов подоходного налога, придется доплатить? А это все те, чья зарплата — меньше 2,3 млн. в месяц. Ответа на этот вопрос пока нет
Кому не придется платить налог на тунеядство
— Предпринимателям. Но только в том случае, если за год они уплатили больше 3,6 миллиона рублей налогов (все те же 20 базовых величин).
— Тем, кто работает по гражданско-правовым договорам — например, договорам подряда. Правда, при этом за год нужно заработать минимум 70 базовых величин — сейчас это 12,6 миллиона рублей.
— Тем, кто занимается агроэкотуризмом. Подтвердить это должен местный исполком.
— Тем, кто провел за границей больше 183 дней в году — то есть более полугода.
— Маме или папе, которые воспитывают ребенка до 7 лет, или трех несовершеннолетних детей, или ребенка-инвалида до 18 лет.
— Студентам дневных отделений (в этом случае учеба считается работой).
— Творческим работникам. Правда, для этого нужно быть членом творческого союза — например, Союза писателей. Правда, какого именно (в Беларуси их два) – непонятно.
— Адвокатам и нотариусам.
— Тем, кто находился на военной службе, но не менее 183 дней.
— Тем, кто отбывал наказание, но не менее 183 дней.
— Тем, кто долго болел и может подтвердить это больничным листком.
— Тем, кто официально числится безработным — то есть стоит на учете в органах по труду, занятости и соцзащите. Или же проходит профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации, но только по направлению этих органов. Кстати, если на учете в службе занятости подходящую работу вам найти не могут, то вы можете официально числиться безработным три года. А если работу вам предлагают, но она вам не нравится, отказаться можно только два раза. После этого с учета вас снимут.
ТОП-10 способов законно не платить налог на тунеядство
Декрет о «предупреждении социального иждивенчества» или, говоря простым языком, декрет о «тунеядстве» был принят в начале апреля 2015г. После его подписания многие белорусы кинулись искать возможности уйти от выплаты налога. Сайт 015. BY решил составить ТОП-10 легальных способов (от самых экстремальных до самых простых) как можно избежать уплаты за «тунеядство».
10-ое место: Стать инвалидом
«Лучшее средство от перхоти — гильтиона» — распространенное выражение применимо и для новоявленного декрета. Получив официальный статус инвалида, вы освобождены от уплаты налога в текущем налоговом году. Причем неважно, к какой группе инвалидности вас причислят и по какой причине. Правда, если срок инвалидности закончится в этом году, то в следующем вы вновь попадаете под действие декрета.
9-ое место: Приобрести домик в деревне
Приобретите домик в живописном месте и зарегистрируйте его в сельсовете как агроусадьбу. Это поможет вам избежать налогового платежа в 20 базовых величин ежегодно. Можно оформиться и фермером. Единственный минус – вам придется платить налоги, а если контролирующие органы решат, что вы просто решили «отмазаться», то вы вновь пополняете очередь тунеядцев.
8-ое место: Попасть в тюрьму
Все, кто отбывает наказание в колониях или на «химии» больше 183 дней в году, также освобождается от уплаты налога. С другой стороны, отбывая наказание, вам все равно придется там работать.
7-ое место: Стать родителем
Рождение или усыновление ребенка также освобождает от налога, однако в большой степени он распространяется на женщин, нежели на мужчин. Так от уплаты освобождаются мать или отец, занимающегося воспитанием ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 или трех и более несовершеннолетних детей. Сюда же попадают и многодетные семьи.
6-ое место: Отправиться путешествовать
Уйти от налога можно и просто уехав из Беларуси больше чем на 183 дня. Причем будете ли вы путешествовать или где-то подрабатывать не имеет значения. Разве что вам нужно будет доказать, что вы на самом деле отсутствовали в стране. Так что вариант нелегальной подработки в России не пройдет
5-ое место: Открыть свой бизнес
Регистрация в качестве ИП или создание своей фирмы поможет вам избежать налога, но при условии, что вы платите соответствующие налоги. А вот если вы просто зарегистрировались, но не работаете – ждите тунеядское «письмо счастья».
4-ое место: Отработать на сезонных работах
Еще один простой способ уйти от налога – это отработать на сезонных работах на протяжении всего сезона по списку утвержденным Советом Министров РБ. Найти такую работу можно в центре занятости.
3-ое место: Начать грызть гранит науки или учиться строевому шагу
Поступите в любой вуз/ссуз на дневную форму обучения или запишитесь добровольцем в армию и вы вновь можете не оплачивать 20 базовых величин налога за «социальное иждивенчество». Причем студентам, которым предстоит распределение после окончание учебы, не засчитают и месяц отдыха.
2-ое место: Стать творческим и добрым
Напишите книгу, сделайте что-нибудь своими руками или подайтесь в священнослужители и вы опять свободны от звания «тунеядца». Правда здесь есть существенное условие: творческим человеком или священнослужителем вас посчитают только тогда, когда вы будете официальным членом какого-либо творческого или религиозного союза. А вот с ремесленников попросят уплатить соответствующий сбор в размере 1 базовой величины (180 тыс. рублей).
1-ое место: Стать безработным
Но самым простым способом избежать налога на «тунеядство» можно просто получив статус официального безработного. Однако не спешите радоваться. Для освобождения от налогов вы должны быть официально безработными больше 183 дней, а согласно статистике гродненского центра занятости, на трудоустройство нового «безработного» требуется всего 2,5 месяца (80 дней).
Как вариант можно пойти на курсы переквалификации, которые в среднем занимают от 4 до 9 месяцев. Однако в этом случаем вам придется по 6 часов сидеть на занятиях. Стипендия в это время составляет 200 тыс. рублей в месяц. Оно того стоит? Какую пенсию будет иметь домохозяйка без страхового стажа? Домохозяйка, которая никогда не работала, сможет рассчитывать на пенсию по старости по достижению ею 60 лет, если у неё нет исключительных условий. Все остальные женщины, имеющие необходимое количество лет страхового стажа, выходят на пенсию как обычно - в 55 […]
"О предупреждении социального иждивенчества" ("декрет о тунеядцах"). Документ призван стимулировать участие трудоспособных белорусов в трудовой деятельности, в финансировании государственных расходов.
Когда начинает действовать декрет
Отсчет трудовой или безработной деятельности согласно Декрету начинается с 1 января 2015 года. Это означает, что если с Нового года вы нигде не работали, то осталось всего 3 месяца, чтобы устроиться. Налоговый сбор - 20 базовых величин (3,6 миллиона рублей).
Кто считается тунеядцем и должен уплатить налог
Все граждане Беларуси и лица с видом на жительство в нашей стране трудоспособного возраста (18-55 лет для женщин, 18-60 для мужчин), кто не работал полгода и 1 день - тунеядцы. В их число попадают:
- Безработные , которые имеют неофициальный доход и не платят налог
- Домохозяйки (если они не многодетные мамы, или не воспитывают ребенка до 7 лет или ребенка-инвалида до 18 лет)
- Студенты-заочники , если они нигде не работают
- Ипэшники и ремесленники , которые не ведут никакую деятельность и не платят налог. Либо заплатили налог менее 20 базовых. В таком случае они должны будут доплатить до 20 базовых.
- Дачники , которые нигде не работают, а живут с урожая.
Кто не считается тунеядцем и не должен платить налог?
Все, кто официально работал в течение года более 183 дней, занимается предпринимательской деятельностью и заплатил налог более 20 базовых. А также:
- Подростки, которым еще нет 18 лет . Если 18 стукнуло в этом году, то можете не работать до конца года.
- Пенсионеры . В том числе те, кто достиг пенсионного возраста в этом году.
- Студенты дневной формы обучения .
- Безработные , состоящие на учете в службе занятости (но на бирже можно состоять не более 3 месяцев).
- Владельцы агроусадеб . Тот, кто официально занимается агроэкотуризмом (это должен подтвердить местный исполком) и платит налоги - не тунеядец.
- Жители села и других населенных пунктов, имеющие участок и занимающиеся сельским хозяйством. Этот факт должен подтвердить сельсовет.
- Женщины или мужчины , воспитывающие детей до 7 лет или детей-инвалидов до 18 лет.
- Фрилансеры , творческие люди, заработавшие за год минимум 70 базовых величин (на сегодня это 12,6 миллиона). При этом не важно, сколько дней они работали. Если такую сумму они заработали хоть за 1 час - тунеядцами уже не считаются.
- Художники, музыканты, писатели , скульпторы, дизайнеры и др. Но они обязательно должны быть членами соответствующих творческих союзов.
- Монахи, священники и члены монастырской общины
- Адвокаты и нотариусы
- Владельцы квартир , которые официально сдают свое жилье и платят с этого налог.
- Больные , находящиеся на больничном. При этом должна быть соответствующая справка.
- Осужденные , отбывающие наказание в тюрьме, ЛТП или колонии более 183 дней.
- Военнослужащие , резервисты и военнообязанные во время сборов
- Инвалиды , независимо от группы или те, с кого сняли инвалидность в этом году.
- Недееспособные
- Люди, которые получают выплаты по потере кормильца.
- Путешественники и гастарбайтеры из Беларуси , которые находились в стране суммарно менее 183 календарных дней, - не тунеядцы.
- Сезонные рабочие , кто отработал в течение полного сезона на сезонных работах (список таких работ определен Советом министров). Например, сельскохозяйственные работы в период сбора урожая.
Какие периоды деятельности суммируются и влияют на то, чтобы вас не причислили к тунеядцам?
Если вы 1 месяц воспитывали ребенка в возрасте до 7 лет, 1 месяц работали по договору, 1 месяц были на военных сборах, 1 месяц вели адвокатскую деятельность, 1 месяц отсидели в тюрьме, после этого 1 месяц были временно недееспособны - и в сумме это больше 183 дней, то тунеядцем вы уже не считаетесь.
Кто будет ловить тунеядцев
Согласно Декрету, искать, отслеживать и собирать деньги с тунеядцев будут налоговые органы. Налоговая будет проверять расходы и доходы граждан и отыскивать безработных. Кстати, если в налоговой признаться, что ты тунеядец до 1 июля 2016 года, сделают скидку на налог в 10%.
Что делать, когда вам пришло извещение о том, что вы тунеядец?
У вас есть 30 дней, чтобы доказать, что вы не тунеядец. Потом налоговая еще 30 дней будет проверять ваши документы. На этот период налоговая приостанавливает взыскание сбора. А дальше принимает решение взять с вас сбор, уменьшить его или не брать ничего вообще.
Когда нужно платить налог
До 15 ноября следующего года (например, за 2015 год нужно будет заплатить налог до 15 ноября 2016-го)
Как могут наказать тунеядца
За неуплату сбора или неполную уплату будут штрафовать - от 2 до 4 базовых величин (от 360 тысяч до 720 тысяч рублей). Предусмотрен и административный арест. В этом случае вас обязательно направят на общественно-полезные работы. И платить налог вам не придется.
Ольга Баталина , председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва по труду и социальной политике
В настоящее время никакой концепции налога нет. Речь идёт о другом. Существует реальная экономическая проблема. Гарантия оказания медицинской, социальной помощи существует в отношении всех граждан Российской Федерации. Для граждан РФ эти гарантии бесплатны. Их оплачивают работодатели, уплачивая за работающих граждан взносы в страховые фонды. За неработающих граждан взносы оплачивают регионы, государство. Но под неработающими гражданами в первую очередь имеются в виду те, кто не может работать в силу состояния здоровья, утраты работоспособности или возраста. То есть речь идёт о детях, о людях с ограничениями по здоровью и о многих других категориях нетрудоспособных граждан. Однако не все трудоспособные граждане заняты. И причины этого очень разные. Где-то дефицит рабочих мест, особенно в сельской местности, в моногородах, на отдельных территориях, где действительно просто некуда устроиться на работу, даже имея на это желание. Другая причина — это проблемы в сочетании с обязанностями по воспитанию детей трудовой занятости. Если женщина воспитывает одновременно троих, четверых, пятерых детей, то сложно одновременно ещё и работать.
В то же время есть и граждане, которые зарабатывают себе на жизнь, не имея где-либо трудовой книжки, но имея так называемый серый доход. Каким образом эта система должна быть сбалансирована, как она должна работать, должны ли люди, которые работают без трудовой книжки, каким-то образом оплачивать те медицинские услуги, которые они получают — всё это предмет очень серьёзной дискуссии. И ответа на него пока не найдено. Отсюда и самые разные идеи, порой переходящие в крайности. И одна из таких идей —идея налога на тунеядство. Успешного решения, которое и устраивало бы общество, и было бы экономически целесообразным, пока не выработано.
Иосиф Кобзон , советский и российский эстрадный певец
Кто это берёт налог с людей, у которых нет работы и нет заработка? Это глупо. Некоторым платят пособия по безработице, если с них брать — это один разговор, а если просто взимать налоги с неработающего, незарабатывающего человека — это абсолютно глупое решение. Те, кто работают в серую, — это дело следственных органов, а не правительства и его постановлений. Органы пускай следят за кустарщиками и ремесленниками, которые работают и не платят. Введение такой меры, как «налог на тунеядство», приведет только к негодованию, к возмущению. К чему ещё она может привести? А все кустарщики, ремесленники — это всё люди, которые должны организовываться в какие-то сообщества.
Екатерина Шульман , политолог
Сама идея представляет собой одну из целой череды попыток каким-то образом собрать с граждан денег. Это постоянный предмет размышлений исполнительной власти — как бы ещё наполнить худеющий бюджет за счёт поступлений от граждан, раз уж поступления от нефти как-то не увеличиваются. Не факт, что именно идея налога на тунеядство будет воплощена в жизнь. Есть много других идей: есть туристический сбор, есть повышенные тарифы, сбор на капремонт, есть идея повышения разнообразных налогов вообще — как на федеральном, так и на региональном уровне. Что касается налога на тунеядство — это достаточно безумная идея, потому что если люди будут платить дополнительные деньги за то, что они считаются безработными, значит, они будут оформляться на работу формально. Точно так же, как сейчас существует рынок юридических адресов, когда вы можете зарегистрировать свое предприятие по какой-нибудь квартире. Точно так же будет рынок фальшивых приписок к каким-то организациям, предприятиям, заводам, где как при советской власти люди будут значиться в разнообразных местах. Я не думаю, что это действительно приведет к каким-то серьезным поступлениям в бюджет.
Валерий Рашкин
, член Центрального комитета партии КПРФ
Никакого налога на тунеядство при этой Конституции вводить нет необходимости. Если менять Конституцию — тогда другой вопрос. Потому что действующая Конституция не гарантирует рабочего места. Действующая Конституция гарантирует человеку возможность не работать. Он может не работать — так и написано и в законодательстве Российской Федерации. Более того, правительство России, на мой взгляд, сегодня делает очень многое для того, чтобы люди остались без работы. Сегодня граждане выбрасываются на улицу, ничем не гарантируется устройство на работу. Это будет абсолютно искусственная мера по дальнейшей дискредитации человека, по его дальнейшей эксплуатации. И вообще невозможно гражданам что-то объяснить — ну, с какой целью это будет вводиться? Поэтому у нас очень много законов никак не согласуется с Конституцией Российской Федерации. В первую очередь надо заняться этим. А налог на тунеядство очень хорошо бы вписывался, если бы гражданам были гарантированы рабочие места. Вот если бы тогда человек не работал, то можно вводить и другие меры, не только налог, но и ответственность вплоть до уголовной.
2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Так появился известный далеко за пределами Беларуси «Налог на тунеядство», «Налог на безработных» .
А 27 января 2018 года вступил в силу Декрет №1 «О содействии занятости населения», также подписанный Президентом и фактически отменяющий «Налог на тунеядство».
Но основные понятия «Налога на безработных» и определения «Социального иждивенчества» не ушли в прошлое с подписанием нового Декрета, а приобрели другие формы и породили далеко идущие следствия.
Потому имеет смысл вспомнить и Декрет №3, и ход его реализации, и предпосылки Декрета №1, и нынешнее положение дел.
Как все начиналось?
Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.
В ответ звучали серьезные возражения:
- По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
- Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
- Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий - это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
- Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму . Т.е. покупка коробки спичек - тоже пополнение бюджета.
Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.
В чем суть налога на тунеядство?
Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:
Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 .
Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».
Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).
Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль .
«Налог на тунеядство» не стал вариантом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. Это стало еще одной причиной для уклонения от любых контактов с налоговыми органами.
Кто не стал тунеядцем?
В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:
- недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
- лица до 18 лет;
- граждане ;
- воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
- проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение - штамп о выезде в паспорте);
Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:
- проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
- занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
- привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
- отработавшие полный сезон на сезонных работах;
- работающие по или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
- ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
- учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
- выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
- зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
- священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
- занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, налога при или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
- получающие (за исключением единовременных выплат) , пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.
Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в города, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.
Что изменилось в налоге для тунеядцев, что осталось?
Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.
С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:
- «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
- уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
- основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.
Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.
Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
- Виды имущества Нюансы для бюджетных учреждений
- Индивидуальный пенсионный план Сбербанка: обзор трёх программ накопления пенсий в НПФ банка Сбербанк индивидуальный пенсионный план какова доходность
- Централизованная экономическая система, ее главные черты основные плюсы и минусы
- Что показывает коэффициент выплат дивидендов Нормативное значение индикатора