Выездная проверка фсс. Проверки, осуществляемые фондом социального страхования рф Как подготовиться к проверке фсс
В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме-4 ФСС (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, представлен расчет по форме-4 ФСС за девять месяцев 2015 года. Значит, в рамках камеральной проверки этого отчета фонд может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.
А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда могут проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Общий порядок камеральной проверки
Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в ФСС России расчет по форме-4 ФСС . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
При проведении проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Камеральную проверку проводят на территории отделения ФСС. Поэтому, кроме самого расчета, при проверке сотрудники фонда могут использовать лишь уже имеющиеся у них документы, например:
- расчеты страховых взносов, которые были представлены ранее;
- документы, которые страхователь подал вместе с первоначальными расчетами - речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
- выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета.
Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.
О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование: по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, что указано в штампе. Такие правила установлены в частях 3-4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ФСС России могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .
Ситуация: можно ли не исполнять требование ФСС России представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?
Да, можно.
ФСС России может требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. В этом случае проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то такое требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.
Совет: Ответить на незаконное требование фонда все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ФСС России могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.
Общий порядок выездной проверки
Выездные проверки сотрудники ФСС России проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ФСС России. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Выездная проверка начинается с того, что сотрудники фонда вручают страхователю решении о проведении проверки . В решении указывается состав проверяющих и проверяемый период, который не должен превышать трех лет (п. 4-9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.
С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ФСС России вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят , то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.
Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:
- получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
- наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
- непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.
Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ФСС России должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.
Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Виды выездных проверок
Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.
Плановые выездные проверки территориальные отделения ФСС России могут проводить только совместно с территориальными отделениями ПФР. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС. Учтите, что в этот график могут вноситься изменения.
В ходе плановых выездных проверок сотрудники территориального отделения проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили:
- взносы на обязательное социальное страхование;
- пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».
По каждому из этих направлений проверяющие выносят отдельный акт.
Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях:
- организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;
- страхователь обратился за выделением средств;
- сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748.
Кстати, в совместных проверках помимо сотрудников фондов могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых, если организация:
- осуществляет деятельность в области информационных технологий ;
- оказывает инжиниринговые услуги .
Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Какие документы может требовать ФСС России при выездной проверке
ФСС России может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:
- являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
- подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.
Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Например, сотрудники фонда могут требовать копии:
- расчетно-платежных ведомостей;
- больничных листов;
- договоров гражданско-правового характера;
- документов, необходимых для оформления пособий;
- табелей учета рабочего времени;
- трудовых книжек;
- документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и т. п.
Ситуация: может ли ФСС России при проверке признать гражданско-правовой договор ничтожным ?
Да, может.
В ходе своих проверок представители ФСС России анализируют основания, по которым производились те или иные выплаты в пользу сотрудников. При этом особенно тщательно они проверяют содержание именно гражданско-правовых договоров. Ведь выплаты по таким договорам не облагаются взносами на обязательное социальное страхование (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Некоторые организации «экономят» на этой части страховых взносов и заключают со штатными сотрудниками договоры подряда. Хотя перечень работ в них пересекается с теми, что относятся к основным трудовым обязанностям этих сотрудников.
Кроме того, обжаловать решение фонда можно не только в суде, но и в вышестоящем отделении фонда.
Это следует из статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктов 1, 3 статьи 166, статьи 170 Гражданского кодекса РФ, части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ.
Пример признания недействительным договора подряда, заключенного со штатным сотрудником
А.С. Кондратьев работает в организации «Альфа» менеджером по трудовому договору с 2013 года. В его обязанности входит продажа и установка кондиционеров. Есть норма: не менее 50 кондиционеров в месяц. Оклад Кондратьева - 15 000 руб.
В январе 2014 года «Альфа» дополнительно заключила с ним гражданско-правовой договор. Согласно договору Кондратьев обязан выполнять работу по продаже и установке кондиционеров сверх плана. Оплата труда по гражданско-правовому договору составляет 10 процентов от оклада с каждого заказа сверх нормы.
По гражданско-правовому договору Кондратьеву выплатили:
- 87 200 руб. в 2014 году;
- 124 800 руб. в 2015 году.
Территориальное отделение ФСС России в 2016 году провело выездную проверку «Альфы» за 2014 и 2015 годы. Сотрудники территориального отделения фонда пришли к выводу, что отношения между организацией и Кондратьевым по гражданско-правовому договору имеют признаки трудовых (ст. 15-16, 56-59 ТК РФ):
- сотрудник по гражданско-правовому договору выполняет ту же самую работу, которая входит в его обязанности по трудовому договору;
- он подчиняется Правилам трудового распорядка.
В связи с этим проверяющие переквалифицировали гражданско-правовой договор с Кондратьевым в трудовой и доначислили страховые взносы.
С сумм, начисленных Кондратьеву по притворному гражданско-правовому договору за 2014 и 2015 годы, организации пришлось заплатить в ФСС России:
- страховые взносы в размере 6148 руб. ((87 200 руб. + 124 800 руб.) × 2,9%);
- штраф 1260 руб. (6148 руб. × 20%) по статье 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Ситуация: может ли ФСС России при проверке произвести выемку документов ?
Нет, не может.
Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица ФСС России при выездной проверке, установлен в статьях 36-37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:
- доступ на территорию плательщика взносов;
- истребование документов при проведении проверки.
Закон не дает сотрудникам фонда право на выемку документов. Поэтому даже если у них есть основания считать, что документы будут уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.
Как подать документы по требованию ФСС России
Представить документы можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.
Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).
Оформление результатов проверок
Результаты камеральной и выездной проверки сотрудники фонда оформляют по-разному.
Если по итогам камеральной проверки сотрудники ФСС России не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие составляют акт камеральной проверки в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания.
Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке. Далее в течение двух месяцев с этой даты сотрудники ФСС России оформляют акт выездной проверки .
Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены приказом ФСС РФ от 11.01.2016 N 2. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .
Не согласны с актом проверки или его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда обязан сообщить плательщику взносов о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ФСС России выносит одно из двух возможных решений:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения ;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения .
Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.
Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Решение территориального отделения фонда можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Повод для внеплановой проверки - ликвидация или реорганизация организации, жалоба работника на то, что ему не выплачивают пособие или неправильно его рассчитали, и просто обращение организации за выделением средств. На внеплановую проверку ревизоры ФСС приходят одни, без коллег из Пенсионного фонда.
Каждый раз, когда страхователь обращается в Фонд за выделением средств, назначается либо камеральная, либо внеплановая выездная проверка. Достаточно ли будет камеральной проверки или нужна выездная, решает сам ФСС. Никаких ограничений по количеству внеплановых проверок нет.
Плановая выездная проверка, которую нельзя проводить чаще чем раз в 3 года, проводится по трем направлениям:
- проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- проверка правильности выплаты пособий по больничным и по беременности и родам, а также других пособий (по уходу за ребенком до 1,5 лет; на погребение; за постановку на учет в ранние сроки беременности);
- проверка правильности начисления страховых взносов «на травматизм» и расходования этих средств.
И по каждому из этих направлений составляется отдельный акт проверки.
А вот внеплановая выездная проверка носит целевой характер.
Ее причина, например «в связи с обращением страхователя за выделением средств», указывается в решении о проведении проверки, которое подписывает руководитель отделения ФСС или его заместитель.
За сколько дней ревизоры должны предупреждать, что придут на внеплановую проверку?
Нигде не закреплена обязанность органов ФСС заблаговременно предупреждать плательщика страховых взносов о начале выездной проверки - как плановой, так и внеплановой.
Ревизоры вправе прийти на проверку вообще без предупреждения. Но на практике обычно уведомляются бухгалтера о предстоящей проверке за один-два дня. Обычно делается это по телефону. Говорят, какие документы будут нужны для проверки, уточняется фактический адрес и график работы организации.
Если поводом для внеплановой выездной проверки стало обращение за выделением средств, то предмет целевой внеплановой выездной проверки будет- правильность расчета и своевременность выплаты именно тех пособий, за которыми обращается страхователь. Но может быть так, что пособие, за которым обращается страхователь, было исчислено и назначено еще в предыдущем периоде. И тогда ревизоры требуют документы не только за текущий, но и за прошлый год.
Кроме того, могут потребоваться документы и за более ранние периоды. Иногда и при плановых, и при внеплановых выездных проверках у бухгалтеров возникает вопрос: зачем ревизорам документы (приказы, лицевые счета) сотрудников за предыдущие годы? Ревизоры вправе их требовать, ведь расчетный период по большинству пособий - это предыдущие годы.
Если причиной внеплановой выездной проверки стала жалоба работника организации на неправильный расчет пособия, то в ходе такой проверки ревизоры, если есть необходимость, могут проверить расходы по пособиям за 3 предыдущих года.
Если документы по конкретным пособиям раньше уже проверялись при плановой или внеплановой выездной проверке, снова проверять их не будут. Акты любых выездных проверок учитываются при вынесении решения на проведение новой выездной проверки. И правильность назначения и исчисления пособий будет проверяться только за те периоды, которые выездными проверками остались не затронуты.
Если же при обращении организации за возмещением средств по пособиям ФСС выездную внеплановую проверку не проводил, а ограничился камеральной проверкой, при внеплановой выездной проверке все документы надо будет представить заново. Ведь акты по камеральным проверкам не составляются. В этой ситуации ревизоры обязательно потребуют все больничные листки, все справки о заработной плате из ПФР, остальные документы по назначению и расчету пособий.
Что произойдет, если организация проигнорирует требование проверяющих о представлении документов?
Такой отказ - правонарушение, штраф за него - 200 руб. за каждый непредставленный документ2.
Как страхователь может оспорить назначение проверки, которую считает незаконной?
Для начала обратитесь в свое территориальное отделение ФСС и уточните, по какой причине была назначена проверка. А если ответ вас не устроит и вы по-прежнему будете считать, что проверка незаконна, можно обратиться с жалобой в вышестоящий орган, то есть в региональное отделение ФСС.
В жалобе обязательно укажите, почему именно вы считаете назначение проверки незаконным. Ведь для того чтобы вашу жалобу удовлетворили, надо установить, что решение о проверке было вынесено неправомерно.
Бывает, что проверка назначена законно, но проводится с нарушениями. Какие конкретные действия проверяющих можно оспорить? Как это сделать?
Можно оспорить процедуру оформления результатов проверки, факты, изложенные в акте проверки, сроки проведения проверки и вынесения решения по ее результатам.
Так, на проведение любой выездной проверки (плановой или внеплановой) отводится 2 месяца. Этот срок начинает исчисляться с даты, когда руководитель отделения ФСС вынес решение о ее проведении. А оконченной проверка считается тогда, когда составлена справка о проведенной проверке.
Так что если ревизоры потребуют какие-то дополнительные документы позже чем через 2 месяца после начала проверки, вы не обязаны выполнять их требования. То же самое - если справка об окончании проверки издана, хотя 2 месяца с ее начала не прошло: после издания справки требование документов будет незаконно.
После даты издания справки об окончании проверки у проверяющих есть 2 месяца для написания актов. При плановой выездной проверке таких актов обычно бывает три, так как по каждому направлению проверки издается отдельный акт. При внеплановой проверке - один акт. Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, то можете представить в отделение ФСС свои возражения в течение 15 рабочих дней со дня, когда получили акт. Если актов несколько - по разным направлениям проверки, то на каждый акт надо написать отдельное возражение. Но можно и сразу обжаловать акт проверки в вышестоящий орган - в территориальное отделение ФСС или в суд.
Проверка правильности начисления страховых взносов и правильности начисления и выплаты пособий - это два отдельных направления проверки. По ним составляются два разных акта. Если работнику пособие переплатили, корректируется база для начисления взносов того периода, когда произошла переплата, и доначисляются страховые взносы на эту сумму. А если недоплатили и это обнаружилось при проверке, оставшуюся часть пособия работодатель будет выплачивать и отражать в отчетности текущего периода, И эта доплата (как расходы ФСС) уменьшит облагаемую страховыми взносами базу текущего, а не прошлого периода. Дата выплаты в пользу работника - это день ее начисления. Поэтому «сворачивать» в акте переплаченные и недоппаченньге суммы пособия ревизор не имеет права.
Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.
Для чего нужны проверки ФСС?
Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:
- начисление и своевременность перечисления взносов;
- целевое расходование средств на страховые случаи;
- правильность учета путевок;
- произошедшие на предприятия случаи травматизма и проведенные расчеты по ним;
- контроль выполнения банками обязательств о предоставлении информации по процедурам открытия и закрытия счетов страхователями.
К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.
Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:
- сверяют даты на больничном листе и в табеле;
- производят пересчет страхового стажа, учитываемого для определения процента выплаты по временной нетрудоспособности;
- сличают подписи на разных документах для выявления подделок.
Необходимые документы
Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.
ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.
Документы общего характера
В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:
- учетных регистрах;
- расчетах по взносам;
- книге учета доходов и расходов;
- главной книге и журналах операций;
- кассовых и банковских бланках;
- актах выполненных работ или оказанных услуг;
- авансовых отчетах;
- кадровой документации.
Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.
ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.
Документы узкоспециализированные
Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:
- оригиналы больничных листов, проверке которых уделяется максимум внимания;
- пакеты документов, служившие основанием для расчета и выплаты различных пособий;
- расчеты сумм страховых выплат;
- документация, подтверждающая факт выплаты пособий.
Порядок проведения выездной проверки
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Порядок проведения камеральной проверки
Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.
Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:
- Несоответствие информации, имеющейся в распоряжении фонда, сведениям, показываемым предприятием.
- Выявлены явные ошибки в расчетах работодателя.
- Один или несколько оплаченных страховых случаев вызывают подозрения относительно подлинности документации.
При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.
На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.
Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.
Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.
Оформление результатов
Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:
- При камеральной проверке – до 10 рабочих дней.
- При выездной проверке – до 2 месяцев.
Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:
- при личной встрече путем вручения документа из рук в руки, подтверждением факта передачи бланка будет подпись уполномоченного представителя работодателя о получении акта;
- почтовым отправлением (это единственный способ при уклонении руководства предприятия от получения акта о правонарушениях).
В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.
СПРАВКА! Если работодатель считает, что проверка была осуществлена с нарушениями, он имеет право направить в вышестоящие органы ФСС письменную жалобу с приведением доказательств неправомерности действий должностных лиц ФСС.
Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.
На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.
Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:
- необходимости привлечения работодателя к соответствующей форме ответственности;
- отсутствии оснований для привлечения к ответственности администрации предприятия.
Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.
Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:
- об уплате недоимки;
- о погашении штрафа или пени.
Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.
Есть два вида проверок ФСС – камеральные и выездные. Камеральные проверки ревизоры проводят на территории фонда. О них компанию не уведомляют. Если нарушений не нашли, то вы можете даже и не узнать, что вашу компанию проверяли. А вот если ревизоры выявили несоответствия, то вам отправят запрос с просьбой представить пояснения. На него нужно ответить в течение пяти рабочих дней. Пояснения не помогли? Тогда составляется акт по результатам проверки, а вам назначается штраф.
Выездная проверка ФСС – тема более животрепещущая, ведь в них страхователь участвует непосредственно и проходят они на его территории. Выездная проверка ФСС бывает плановая и неплановая. Решение о плановой проверке принимают контролирующие органы исходя из деятельности компании, а точнее, реальных или возможных нарушений в ней. План проверок на следующий год составляют до 25 декабря года текущего, и в открытом доступе этого документа, конечно же, нет.
Визит проверяемым компаниям ревизоры из ФСС и Пенсионного фонда наносят обычно совместно и обычно не чаще чем раз в три года. Исключение для организаций, которые ликвидируются, – их проверят, даже если ревизия была совсем недавно.
Ну, а не по плану контролеры могут прийти когда угодно, правило «раз в три года» здесь уже не работает. Все потому, что такая проверка носит целевой характер. Ее причиной может стать, например, жалоба бывшего сотрудника. Хотя, как правило, проверяющие прислушиваются только к «серьезным» уволенным – директорам и бухгалтерам, ведь они могут дать стоящую информацию.
Обычно за несколько дней до начала выездной проверки представители ФСС предупреждают о скором визите. Это может быть факс или телефонный звонок.
Может ли организация не пустить проверяющих?
Только если у них нет необходимых документов. Первым делом попросите у проверяющих решение руководителя местного отдела ФСС о выездной проверке. Ревизоры сразу из двух фондов? Значит, и решений должно быть два. В решении указаны конкретные лица, назначенные на проверку. Попросите у ревизоров удостоверения и сверьте данные. Если все в порядке, не пустить проверяющих вы не имеете права. Да и себе сделаете только хуже. Ревизоры составят акт о том, что их не пустили, и начислят взносы к уплате по имеющимся у них сведениям (п. 2 ст. 36 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Как вы понимаете, сумма к уплате скорее всего будет больше.
Порядок проведения выездных проверок ФСС
Существуют определенные критерии, по которым внебюджетные фонды выбирают компании для проверки. Они перечислены в методичке для ревизоров. Если вы попадаете хотя бы под один – ждите проверку.
В группе риска, прежде всего, крупнейшие компании, потому что у них много работников и обширные страховые обязательства. Дальше те, кто платит слишком низкие для среднего по отрасли уровня оклады. Ведь здесь могут скрываться схемы ухода от уплаты взносов через «серые» зарплаты. Частые нарушения срока уплаты взносов тоже причина для подозрений. Точно попадете под проверку, если взносы вдруг уменьшились, а количество работников осталось прежним (тем более если оно увеличилось). Веская причина – нулевые отчеты за отдельные отчетные периоды. Если в организации много выплат, которые не облагаются взносами, или вы применяете пониженные тарифы – ждите ревизоров. Еще причина: наличие долгов по уплате взносов. И разумеется, фирму проверят, когда на нее поступят конкретные жалобы от работников, из СМИ или из других контролирующих органов.
По закону выездная проверка ФСС проводится в течение двух месяцев. Но на деле проверяющие обычно управляются за одну-две недели. Кстати, проверку могут приостановить на срок не больше шести месяцев. Причины для этого – запросы в международные организации и перевод документов. Но такое случается редко.
Совет
После вручения акта проверки в течение 15 рабочих дней вы можете подать возражение на него. Составляете его по аналогии с возражением на акт налоговой проверки. Указать можно как на претензии по существу проверки (если вы не согласны с выводами ревизоров), так и на формальные моменты – нарушение сроков и процедуры ревизии. Подать возражение нужно в то отделение фонда, которое вас инспектировало. Ну, а итоговое решение руководители отделений ПФР и ФСС вынесут в течение 10 рабочих дней с той даты, когда истечет срок на подачу возражения.
Ирина Парулева,
финансовый консультант АКГ «Градиент Альфа»
Документы, которые нужно подготовить к приходу ревизоров
Иногда ревизоры из ФСС сообщают список интересующих документов, когда предупреждают о грядущей проверке. Но лучше самостоятельно заранее подумать и составить список бумаг, которые попадают в «зону риска». Вы-то лучше всех знаете, что нужно подтянуть, поэтому срочно беритесь за недочеты.
Когда будете готовить документы, помните, что запрашивать их проверяющие будут за последние три года. Но брать период, который уже проверялся фондами, они не имеют права. Также вы можете отказать, если запрошенные бумаги не имеют отношения к страховым взносам. К примеру, договоры поставки.
Итак, взглянем на список документов, которые вам нужно подготовить наверняка. Во-первых, это учредительные документы и лицензии. Они помогут установить ваш юридический адрес, выяснить направление деятельности компании и наличие дивидендов, не облагаемых взносами.
Во-вторых, готовьте расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. А также бухгалтерскую и налоговую первичку. Первые будут сопоставлять с данными из второй.
В-третьих, регистры бухгалтерского и налогового учета. Тут ревизоры будут искать схемы уклонения от честного начисления взносов. Также регистры помогут установить порядок ведения учетной политики на предприятии.
В-четвертых, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций – у организаций на УСН. Упрощенщики ведь платят взносы на обязательное страхование. В книгах проверяющие будут искать подтверждение начисления и выплаты вознаграждений работникам, которые заключили с компанией трудовые договоры.
Вправе ли мы отказать ревизорам и не представлять некоторые документы?
Если документ, который вы хотите скрыть, необходим для контроля за начислением и уплатой взносов, то не вправе. Скрывать сведения о страховых взносах от проверяющих незаконно. Любой запрошенный документ вы должны представить в срок до 10 рабочих дней. В противном случае компании выпишут штраф – 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Возможно, что этот список дополнят трудовые и гражданско-правовые договоры. Последние особенно интересуют ФСС, поскольку выплаты по договорам ГПХ страховыми взносами не облагаются (подп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Ревизоры часто пытаются переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. Поэтому проверьте предмет договора – это должно быть не выполнение функций, а оказание конкретной услуги.
Помните, что проверяющие не имеют права выносить подлинники документов за пределы организации. Если есть необходимость забрать какую-то бумагу, сделайте копию и заверьте ее у руководителя. Причем закон дает право проверяющим запрашивать одну и ту же бумагу неоднократно.
Когда все процедуры закончатся, проверяющие должны выдать вам справку об окончании проверки. Отнеситесь к этому серьезно: в случае судебных разбирательств эта справка поможет подтвердить сроки проверки. После выдачи справки у ревизоров есть два месяца на то, чтобы составить акт проверки. Когда вы его получите, проверьте, чтобы все страницы были пронумерованы и в тексте не было никаких исправлений.
Акт должны подписать и проверяющие, и руководитель компании. Если что-то в результатах проверки вас не устроило, пусть директор сделает пометку «Не согласен».
Внебюджетные фонды в случаях, предусмотренных законодательством, проводят выездные проверки. До 2017 года на вопросы, как проводится выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют и как оформляют, отвечал Федеральный закон от 24 июля 2009 года . Однако с 2017 года он утратил силу, и в настоящее время соответствующий порядок регулируется нормами НК РФ. Кроме этого, в отношении порядка проверок ФСС продолжают действовать нормы Федерального закона от 24 июля 1998 года (далее - Ф. закон № 125-ФЗ). Рассмотрим этот порядок.
Проверка ФСС
Федерального закона от 24 июля 2009 года регулировала до 2017 года правоотношения по проведению и оформлению результатов выездных проверок ФСС в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года.
В настоящее время вопросы уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование на соцстрах по нетрудоспособности и материнству, а также их администрирования регулируются главой 34 НК РФ и частью первой НК РФ соответственно.
Вопросы же уплаты взносов на соцстрах по несчастным случаям и профзаболеваниям, а также их администрирования регулируются положениями главы IV.2 Ф. закона № 125-ФЗ, применяемой начиная с января 2017 года.
В соответствии с п. 3 ст. 26.14 Ф. закона № 125-ФЗ план выездных проверок ФСС (в т.ч. на 2017 год) ежегодно разрабатывают территориальные органы фонда.
Предмет проверки:
- контроль за верностью расчетов и соблюдением страхователем сроков перечисления взносов на соцстрах;
- при наступлении страховых случаев — правильность осуществления страхователем затрат на соответствующие выплаты.
Период проверки: год проверки плюс три года до этого.
Срок проверки:
- в общем порядке - два месяца;
- при наличии оснований, указанных в пункте 10 статьи 26.16 , - четыре или шесть месяцев.
Периодичность проверки: не более 1 раза в три года.
Критерии отнесения к «зоне риска» на очередной год по выездным проверкам ПФР и ФСС (критерии плана в 2017 году могут быть аналогичными, т.к. обновленная информация не публиковалась) были обозначены в Письме ПФ РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 года . В их числе:
- наличие у страхователя затрат, осуществляемых за счет средств ФСС;
- нарушение срока направления индивидуальных сведений;
- применение «льгот»;
- обнаружение расхождений в расчетах по результатам камеральных проверок (в т.ч. при отсутствии обоснования);
- недоимка по взносам более двух отчетных периодов;
- статус крупнейшего плательщика;
- снижение поступлений при отсутствии изменений в численности;
- множество корректирующих расчетов по взносам;
- информация от налоговых органов о схемах минимизации уплаты взносов.
Очевидно, что приведенный перечень не является исчерпывающим, но он все же дает ориентировочное представление о критериях страхователей, которые могут заинтересовать территориальные органы ФСС с целью отбора и включения соответствующих лиц в план проверок на очередной год.
Что может проверить ФСС
В первую очередь территориальный орган ФСС обычно интересует обоснование затрат на выплату страхового обеспечения (далее — СО), а во вторую - правильность расчета страховых взносов и соблюдение срока их перечисления.
Поэтому на вопрос, какие документы готовить к проверке ФСС в 2017 году, ответ таков:
- документы, подтверждающие расходы на СО;
- документы, связанные с расчетом и перечислением взносов.
Такой вывод подтверждается, в том числе, положениями статей 26.14 , 26.16 Ф. закона № 125-ФЗ.
Конкретный же перечень документов зависит непосредственно от ситуации. Ими могут быть, в том числе:
- первичные документы;
- расчетно-платежные ведомости;
- договоры;
- акты, подтверждающие факты травматизма, и т.п.
Результаты проверки ФСС
По окончании выездной проверки проверяющие составляют акт. В зависимости от сложности акта и других обстоятельств его составление может продолжаться от одного до десяти дней.
В случае, если в ходе проверки установлено нарушение, руководитель территориального органа фонда рассматривает материалы проверки и решает, привлекать ли страхователя к ответственности, предусмотренной главой IV.3 Ф. закона № 125-ФЗ, или нет.
Начисленная к уплате задолженность либо погашается страхователем добровольно при получении требования (), либо взыскивается в порядке, предусмотренном статьей 26.6 Ф. закона № 125-ФЗ.
Страхователь, в случае если в отношении него произведено начисление страховых взносов по акту проверки ФСС, должен сделать в учете соответствующие проводки.
Доначисление взносов на соцстрах отражается в бухгалтерском учете проводкой Д-т 91, К-т 69.