Как сделать переоценку основных средств на примере. Что такое переоценка основных средств? Переоценка стоимости основных средств
Как известно, бухгалтерский учет основных средств ведется организациями в соответствии с нормами бухгалтерского стандарта ПБУ 6/01. Причем указанный нормативный документ бухгалтерского законодательства применяется в совокупности с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания по учету ОС).
Пунктом 15 ПБУ 6/01 определено, что коммерческие фирмы вправе не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать свои основные средства
. Однако предоставляя компаниям такую возможность, сам бухгалтерский стандарт не раскрывает понятия переоценки. Вместе с тем из Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС вытекает, что под переоценкой основных средств понимается процесс определения реальной стоимости объектов ОС, осуществляемый посредством приведения первоначальной стоимости объектов в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки
.
Иначе говоря, по сути, представляет собой производимое по решению компании изменение первоначальной стоимости объекта ОС в связи с динамикой цен на указанное имущество
.
Переоценка производится по текущей
или, как ее еще называют, восстановительной стоимости
, под которой понимается сумма денежных средств, которую придется "выложить" компании на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта на новый.
Причем Методические указания по учету ОС для определения текущей (восстановительной) стоимости ОС
рекомендуют использовать:
- данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
- оценку бюро технической инвентаризации;
- экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
В Письме Минэкономразвития России от 13 августа 2009 г. N Д06-2344 был рассмотрен вопрос об отсутствии оснований для регулирования законодательством РФ об оценочной деятельности механизма определения восстановительной стоимости при переоценке активов для целей ПБУ 6/01. В Письме указано, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под таковой понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Согласно абз. 2 п. 5 Федерального стандарта оценки N 2 "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, в целях реализации положений Закона N 135-ФЗ при осуществлении оценочной деятельности используются рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая стоимости. Понятие восстановительной стоимости не закреплено законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Одновременно ст. 7 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Однако следует учитывать, что действие данной нормы распространяется на случаи проведения обязательной оценки объекта оценки.
В свою очередь, переоценка группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости в соответствии ПБУ 6/01 не является обязательной. Таким образом, механизм определения восстановительной стоимости при переоценке активов для целей, предусмотренных ПБУ 6/01, не регулируется законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Также в рассматриваемом Письме отмечено, что законодательство Российской Федерации не запрещает юридическим лицам привлекать третьи лица (сторонние организации) для оказания консультационных услуг по проведению переоценки объектов основных средств. Регулирование консультационных услуг осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из буквального прочтения нормы п. 15 ПБУ 6/01 вытекает, что переоценка представляет собой право организации, а не обязанность, в связи с чем организация самостоятельно принимает решение о том, будет ли она в дальнейшем переоценивать свои основные средства или нет.
Нужно сказать, что необходимость проведения переоценки может быть вызвана разными причинами, например желанием улучшить имидж компании. Ведь если первоначальная стоимость ОС возрастает, то увеличивается величина чистых активов фирмы, а также собственного капитала, вследствие чего фирма становится привлекательной для инвесторов или же имеет возможность кредитоваться в банке.
В то же время увеличение первоначальной стоимости ОС сопряжено с повышением налоговых платежей в бюджет, в частности возрастает размер налога на имущество организации. Кроме того, отрицательной стороной переоценки является и тот факт, что приближение стоимости ОС к реальным ценам в свою очередь искажает достоверность финансовых результатов компании, ведь в учете появляются виртуальные прибыль или убыток. Эти моменты организации следует учитывать при принятии решения о проведении переоценки.
Принятое решение по переоценке ОС (проводится она или нет) закрепляется в учетной политике компании. Заметим, что нормы ПБУ 6/01 запрещают проводить переоценку чаще одного раза в год, такие же разъяснения на этот счет дают и специалисты Минфина России в своем Письме от 22 октября 2008 г. N 07-05-10/74.
Следовательно, организация в своем нормативном документе может установить и иную периодичность ее проведения, например раз в два или в три года. Причем переоценка ОС всегда проводится на начало отчетного года, поэтому в учетной политике следует закрепить и фактические сроки ее проведения. При этом следует учитывать, что закончить ее проведение необходимо до конца первого отчетного периода текущего года (обычно квартала).
Имейте в виду, что если фирма принимает решение о переоценке ОС, то в дальнейшем переоценку придется проводить регулярно. В противном случае стоимость ОС, подвергшихся переоценке, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, может существенно отличаться от их текущей восстановительной стоимости.
Правда, если стоимость переоцененных объектов отличается от их восстановительной стоимости не существенно, то регулярностью переоценки можно пренебречь. Для этого целесообразно в своей учетной политике закрепить необходимый уровень существенности. Учитывая то, что ПБУ 6/01 не содержит подобного критерия, организация вправе самостоятельно установить границу уровня существенности, например в 5%.
Отметим, что из ПБУ 6/01 не следует, что переоценка должна производиться исключительно по всем объектам ОС, принадлежащим компании. Поэтому организация самостоятельно принимает решение о составе переоцениваемых объектов. При этом организация может переоценивать
:
- все ОС, принадлежащие организации;
- группу однородных ОС;
- несколько групп однородных ОС.
Избранный вариант закрепляется в учетной политике. Отметим, что при групповой переоценке следует предусмотреть классификацию ОС по группам однородных объектов и также привести ее в своей учетной политике. В связи с тем что нормативные документы бухгалтерского законодательства не содержат критериев включения ОС в группы однородных объектов, фирма вправе применять собственные способы формирования указанных групп - по ОС одного вида, класса и тому подобное. Можно воспользоваться и Классификацией ОС, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация ОС). Несмотря на то что Классификация ОС предназначена для целей налогового учета, согласно п. 1 указанного Постановления она может применяться и для целей бухгалтерского учета. Отметим, что Минфин России в своем Письме от 12 января 2006 г. N 07-05-06/2 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год" при группировке объектов рекомендует исходить из их назначения, например:
- здания;
- сооружения;
- транспорт;
- передаточные устройства;
- машины и оборудование и так далее.
Обратите внимание! Если в организации имеются в наличии ОС, не подлежащие переоценке, то в учетной политике следует привести их перечень и указать периодичность его уточнения. Нелишне будет отметить и лицо, ответственное за его уточнение.
Отметим, что в Методических указаниях по учету ОС сказано, что не подлежат переоценке земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Нормами п. 15 ПБУ 6/01 определено, что переоценка ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта
. Причем какие способы для этих целей применяются, бухгалтерский стандарт умалчивает. В то же время п. 43 Методических указаний по учету ОС предусмотрено два возможных варианта ее проведения:
- индексный способ;
- способ прямого пересчета по рыночным ценам.
Первый их указанных методов основан на корректировке стоимости ОС с помощью специальных индексов-дефляторов, устанавливаемых органами статистики. Однако в настоящее время такие индексы официально Росстатом не публикуются, вследствие чего данный метод практически не применяется. Хотя при желании компания может обратиться в Росстат с просьбой о разработке соответствующих индексов, но только на платной основе. На это указывают и финансисты в своем Письме от 31 июля 2003 г. N 04-02-05/3/63.
Понятно, что в таких условиях обычно используется метод прямого пересчета стоимости ОС по рыночным ценам. Какие источники получения рыночных цен при этом используются, мы уже отметили выше.
Учитывая то, что индексный способ фактически не отменен, организация должна избранный способ проведения переоценки закрепить в своей учетной политике.
Как и любой иной факт хозяйственной деятельности, переоценка требует своего документального подтверждения. Вместе с тем унифицированных документов по оформлению результатов проведенной переоценки нет, поэтому организация должна разработать такие документы самостоятельно и закрепить их использование в своей учетной политике.
Напоминаем, что в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) самостоятельно разработанные формы документов могут применяться организациями лишь при условии, что они содержат все реквизиты, относимые Законом N 129-ФЗ в состав обязательных.
Обычно результаты проведенной переоценки оформляются в специальных ведомостях переоценки
, в которых содержатся следующие данные:
- наименование ОС;
- инвентарный номер ОС;
- дата приобретения ОС;
- дата принятия объекта к учету в качестве ОС;
- стоимость ОС до даты проведения переоценки;
- текущая (восстановительная) стоимость ОС;
- коэффициент переоценки. Определяется делением текущей (восстановительной) стоимости ОС на его стоимость до даты переоценки;
- сумма дооценки (уценки) ОС;
- амортизация ОС до даты проведения переоценки;
- амортизация ОС после даты проведения переоценки;
- сумма дооценки (уценки) амортизации.
Следует иметь в виду, что результаты переоценки, проводимой на первое число отчетного года, отражаются организацией в бухгалтерском учете обособленно
. Причем результаты переоценки в данные финансовой отчетности предыдущего отчетного года не включаются, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало текущего года. Поэтому данные бухгалтерского баланса на последний день предыдущего года не будут совпадать с данными такового на первое число отчетного года. Поэтому информация о проведенной переоценке в обязательном порядке раскрывается организацией в пояснительной записке.
Для отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете организации следует открыть специальный субсчет "Переоценка ОС" к балансовым счетам 83 "Добавочный капитал", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и к счету 02 "Амортизация ОС".
Как определено п. 15 ПБУ 6/01, сумма дооценки ОС зачисляется в добавочный капитал организации. При этом в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Дебет 01 Кредит 83, субсчет "Переоценка ОС", отражена сумма дооценки первоначальной стоимости ОС;
Дебет 83, субсчет "Переоценка ОС", Кредит 02 увеличена сумма амортизации дооцененного ОС.
Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). В бухгалтерском учете при этом отражаются следующие записи:
Дебет 84, субсчет "Переоценка ОС", Кредит 01 отражена сумма уценки первоначальной стоимости ОС;
Дебет 02 Кредит 84, субсчет "Переоценка ОС", уменьшена сумма амортизации уцененного ОС.
Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Сумма, отнесенная на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации.
При выбытии ОС, подвергшегося переоценке, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль компании.
Пример
. Организацией по состоянию на 1 января 2010 г. проведена переоценка (уценка) объекта основных средств, первоначальная стоимость которого по данным бухгалтерского учета составляет 560 000 руб. Объект приобретен и введен в эксплуатацию в январе 2009 г. При принятии объекта к учету срок его полезного использования установлен равным 5 годам, амортизация начисляется линейным способом.
По данным документально подтвержденной рыночной цены аналогичного имущества, стоимость объекта на 1 января 2010 г. составляет 476 000 руб.
Сумма амортизации, начисленной на момент проведения переоценки, - 102 666,63 руб. Коэффициент переоценки 0,85 (476 000 / 560 000).
В бухгалтерском учете организации операции по переоценки объекта основных средств будут отражены следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 84, субсчет "Переоценка основных средств", Кредит 01 "Основные средства"
- 84 000 руб. - отражена уценка объекта основных средств (560 000 - 476 000);
Дебет 02 "Амортизация основных средств" Кредит 84, субсчет "Переоценка основных средств",
- 15 399,99 руб. - отражена уценка суммы начисленной амортизации (102 666,63 - 102 666,63 x 0,85).
Обратите внимание, что в целях налогообложения прибыли организаций изменение первоначальной стоимости объектов основных средств при проведении переоценки не предусмотрено. Таким образом, после переоценки организация будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете разные суммы амортизации, что приведет к образованию разниц между двумя видами учета и необходимости применения Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/01, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.
Стоит заметить, что Минфин подготовил законопроект, вносящий изменения в ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007. Согласно документу, со следующего года предприятиям придется делать переоценку основных средств не на начало, а на конец года. Сумма уценки будет относиться не на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а на прочие расходы. А сумму дооценки основного средства, равную размеру предыдущей уценки, придется относить не на нераспределенную прибыль, а на прочие доходы. Подобные изменения коснутся и нематериальных активов. Помимо этого вышеуказанным проектом приказа Минфина исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования не подлежат переоценке (пп. 1 п. 5 проекта, вносятся изменения в п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Изменения будут коррелировать с положениями новой редакции п. 1 ст. 257 НК РФ, иначе переоценка была бы неизбежна.
Основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
Зачем это нужно: организация год назад купила станок за 100 000 руб, за год начисленная амортизация - 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но! В истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости - 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности.
На практике переоценка основных средств может быть использована:
- для определения реальной рыночной стоимости основного средства;
- привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);
- при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг);
- в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.
Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности.
Переоценку основных средств и нематериальных активов следует проводить не чаще одного раза в год на конец отчетного года. Если организация приняла решение о переоценке основных средств или нематериальных активов, входящих в однородную группу, то в дальнейшем эти объекты должны переоцениваться регулярно (Приказ № 186н от 24.12 2010г).
Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:
- какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
- методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,
- лиц, ответственных за проведение переоценки.
Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.
Результатом переоценки является уценка
(восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка
(восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость .
Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
1. ДООЦЕНКА: Сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов. | |||
1.1. | Увеличена первоначальная стоимость основных средств | 01 | 83/91.1 |
1.2. | Увеличена начисленная амортизация основных средств | 83/91.2 | 02 |
3. УЦЕНКА: Сумма уценки объекта основных средств относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. | |||
3.1. | Уменьшена первоначальная стоимость основных средств | 83/91.2 | 01 |
3.2. | Уменьшена начисленная амортизация основных средств | 02 | 83/91.1 |
Выбытие объекта основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов.
При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.
Переоценка основных средств (ОС) для целей бухгалтерского учета предусмотрена п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПБУ 6/01».
Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При этом производится пересчет первоначальной (или текущей (восстановительной) стоимости) и суммы начисленной амортизации за все время использования объекта.
Текущая (восстановительная) стоимость - сумма денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта.
Подробности порядка проведения переоценки ОС и примеры в помощь бухгалтеру, занятому переоценкой ОС организации изложены в Методических указаниях Минфина РФ (Приказ от 13.10.2003 N 91н - далее Методические указания N 91н).
Цель переоценки ОС - определение реальной стоимости объектов основных средств
.
Переоценка ОС актуальна для организаций, у которых основные средства составляют существенную часть активов. Проводится она путем приведения первоначальной стоимости объектов ОС в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. В зависимости от рыночных колебаний стоимость основных средств организации может расти и увеличивать тем самым чистые активы (ЧА) организации, а при снижении рыночных цен на основные средства показатели ЧА будут падать. С другой стороны, дооценка стоимости основных средств увеличивает сумму амортизационных отчислений, тем самым возрастает себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, соответственно снижается бухгалтерская прибыль организации.
Переоценку проводят на конец отчетного года, т.е. дата переоценки 31 декабря отчетного года. Переоценку ОС за 2018 год отражают в учете 31.12.2018.
Если организация проводит переоценку первый раз, сумма дооценки активов зачисляется в добавочный капитал организации, то есть происходит увеличение раздела «Капиталы и резервы». Сумма прироста стоимости основных средств по результатам их переоценки, учтенная обособленно на счете 83, в бухгалтерском балансе отражается по строке 1340 «Переоценка внеоборотных активов» разд. III «Капитал и резервы». При заполнении строки 1340 используются данные о кредитовом сальдо по счету 83, в том числе аналитические счета учета сумм дооценки основных средств.
Если при проведении первой переоценки проводится уценка ОС, то ее результаты относятся к прочим расходам текущего периода, т.е. отражаются через счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если при очередной переоценке выяснится, что объекты ОС подлежат уценке, при этом имеется добавочный капитал, образованный за счет предыдущих дооценок этих объектов ОС, то на сумму уценки сначала уменьшают этот добавочный капитал.
Превышение суммы уценки над суммой дооценки, зачисленной в добавочный капитал в результате предыдущих переоценок отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства». Если дооцененный объект ОС выбывает с баланса организации, на сумму его дооценки уменьшается соответствующая статья добавочного капитала и увеличивается счет нераспределенной прибыли организации.
Способы переоценки ОС
В ПБУ 6/01 не закреплены допустимые способы переоценки, при этом п. 43 Методических указаний N 91н предписывает использование одного из двух методов:
- Индексный метод, когда основные средства переоцениваются путем индексации балансовой стоимости объектов ОС.
Метод основан на применении специальных индексов переоценки, разработанных государственными органами статистики. В настоящее время такие индексы Росстат не публикует. Если организация выберет это способ, то ей придется самостоятельно разрабатывать индексы для переоценки. Это трудоемко и требует определенного уровня квалификации работников организации. Другой вариант - за разработкой индексов на возмездной основе обратиться в НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Такие рекомендации даны Минфином РФ в письме от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63. - Метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
При этом восстановительная стоимость ОС определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на дату переоценки.
Для документального обоснования рыночной стоимости при применении метода прямой оценки используются:
- данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
- отчеты оценщиков о стоимости объектов основных фондов.
На наш взгляд, наиболее оптимальным способом является привлечение независимых специалистов - оценщиков.
Отчет об оценке основных средств, используемый для их переоценки, должен содержать прямое указание о том, что оценка проведена именно для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете.
Отчет об оценке рыночной стоимости для иных целей (для продажи или залога, привлечения инвестиций, получения кредита, составления отчетности по МСФО, принятия управленческих или коммерческих решений) не может быть использован для переоценки основных средств в целях бухгалтерского учета. Это подтверждается судебной практикой (постановления 20 ААС от 21.08.2016 N 20АП-3195/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2011 N Ф07-14162/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2008 N Ф08-1464/08-537А).
На что обратить внимание в порядке проведения переоценки
Проведение переоценки является правом, а не обязанностью организации (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.12.2016 N Ф10-4867/2016 по делу N А23-7674/2015).
Как разъясняет Минфин РФ в письме от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462, исходя из требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в учетной политике необходимо закрепить периодичность проведения переоценки, группы однородных объектов основных средств и т.п.
Таким образом, первый шаг - включение в учетную политику организации положений о проведении переоценки, выбор групп ОС, которые будут в дальнейшем переоцениваться, выбора метода проведения переоценки.
Непосредственно перед проведением переоценки организация оформляет распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.), обязательный для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств. Кроме этого, следует подготовить перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке. Минфин рекомендует указать в перечне следующие данные об объекте основных средств: точное название; дату приобретения, сооружения, изготовления; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний N 91н).
Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов.
Данные о переоценках отражаются в Инвентарной карточке учета объекта основных средств ОС-6.
При проведении в отчетном периоде переоценок основных средств по состоянию на 31 декабря сравнительные данные за периоды, предшествующие отчетному, не изменяются (см. письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Данная точка зрения соответствует нормам международных стандартов учета (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Пунктами 17 и 18 (IAS) 8 установлено, что изменение учетной политики при первоначальном применении переоценки активов должно рассматриваться как переоценка, т.е. как изменение оценочных значений без ретроспективного отражения в учете.
Если организация выбрала модель учета с проведением переоценки ОС, то проводить переоценку нужно регулярно.
Для проведения переоценки объектов основных средств организация проводит подготовительную работу, в частности, проверку наличия объектов основных средств, подлежащих переоценке. Результаты тестирования объектов ОС следует оформить документально.
Периодичность переоценки зависит от существенности отклонения стоимости основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете и отчетности, от текущей (восстановительной) стоимости. Уровень существенности отклонения организация устанавливает самостоятельно в учетной политике.
Пример определения существенности отклонения стоимости ОС .
Стоимость объектов ОС, включенных в однородную группу, на конец предыдущего отчетного года - 300 млн. рублей; текущая (восстановительная) стоимость объектов этой группы на конец отчетного года 345 млн. рублей. Уровень существенности отклонений - 10%.
Результаты проведенной переоценки отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной: 15 %= (345 - 300) : 300.
Переоценка ОС: отражение в бухгалтерском учете
Рассмотрим пример бухгалтерских проводок при переоценке ОС. Организация впервые решила переоценить две группы ОС - группу машин и механизмов и группу вычислительной техники. Данные по группам представлены в таблице.
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
---|---|---|---|
Дооценка по группе машин и механизмов отнесена на увеличение добавочного капитала |
30 млн. руб. (180 млн. руб.-150 млн. руб.) |
||
Корректировка накопленной амортизации в связи с дооценкой группы машин и механизмов |
5,6 млн. руб. (28 млн. руб. х 1,2 - 28 млн. руб.) |
||
Уценка первоначальной стоимости по группе вычислительной техники отнесена на прочие расходы организации |
6 млн. руб. (16 млн. руб. - 10 млн. руб.) |
||
Корректировка накопленной амортизации в связи с уценкой по группе вычислительной техники |
1,875 млн. руб. (5 млн. руб. - 5 млн. руб. х 0,625) |
Переоценка ОС: отражение в налоговом учете
По налогу на прибыль переоценка основных средств не влечет налоговых последствий. Представители Минфина РФ неоднократно подчеркивали, что глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не предусматривает переоценку основных средств.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении переоценки (уценки) объектов основных средств исходя из рыночной стоимости, положительная или отрицательная такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412, от 20.02.2018 N 03-03-06/1/10621 и др.).
Сумма дооценки объекта ОС, относится на добавочный капитал организации в бухгалтерском учете, не участвует в формировании ни финансового результата в бухгалтерском учете, ни налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Поэтому в бухгалтерском учете не возникает разниц, учитываемых по правилам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Так как при дооценке ОС в бухгалтерском учете происходит увеличение суммы амортизации, а в налоговом учете сумма амортизации остается неизменной, в учете ежемесячно начисляется постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).
При уценке, относимой на добавочный капитал организации, также не возникает разниц по ПБУ 18/02. После уценки ОС из-за разницы в суммах налоговой и бухгалтерской амортизации ежемесячно возникает ОНА. Сумма уценки ОС, относимая в бухгалтерском учете на прочие расходы можно классифицировать как ПНА.
Существенное влияние переоценка ОС оказывает на сумму налога на имущество, в тех случаях, когда сумма налога исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Т.к. переоценка отражается на 31 декабря, то в расчете среднегодовой стоимости имущества на 31 декабря применяется новая (переоцененная) стоимость имущества организации.
Таким образом, рост рыночной стоимости имущества организации приводит к увеличению сумм налога на имущество. Исключение составляют случаи, когда имущество организации облагается по кадастровой стоимости, т.к. в этом случае переоценка не изменяет размер налога на имущество.
Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Раздел 1. Переоценка основных фондов.
Раздел 2. Переоценка основных средств.
Раздел 3. Переоценка основных фондов в Российской Федерации.
Раздел 4. Переоценка продукта.
Переоценка - это изменение суммы оценки, новая оценка стоимости товаров, основных средств, имущества, изменение нарицательной стоимости вкладов в связи с материальным и моральным износом, инфляцией, подвижностью цен .
Переоценка основных фондов
переоценка основных фондов - регулярно проводимая переоценка основных фондов с целью приведения их фактически сложившейся стоимости к ее реальному рыночному уровню. Неравномерная рыночных цен на отдельные элементы основных фондов приводит к искаженному представлению о реальной стоимости уже действующих основных фондов, а следовательно, к искаженному определению суммы амортизационных отчислений, исходной стоимости товаров или услуг, рентабельности, налогооблагаемой базы. Особенно резко это проявляется в периоды, когда наблюдаются высокие темпы инфляции.
На практике переоценка основных фондов часто воспринимается как сугубо механическая, бухгалтерская процедура. В действительности же переоценка основных фондов самым непосредственным образом выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, служит интересам предприятий и организаций любых форм собственности. Поэтому целью переоценки основных фондов является определение рыночной стоимости основных фондов и создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране. В советский переоценки основных фондов проводились крайне редко (за семь десятилетий всего несколько раз), обычно через год-два после реформы оптовых цен. С начала 90-х гг. Переоценка основных фондов осуществляется систематически (ежегодно) с большим или меньшим размахом. Переоценка основных фондов проводится по состоянию на 1 января соответствующего года.
Основанием для проведения переоценки основных фондов обычно служат постановления Правительства РФ , во исполнение которых соответствующими министерствами и ведомствами РФ (Госкомстат РФ, мин фин РФ и др.) принимаются нормативные документы, конкретизирующие порядок переоценки основных фондов, выпускаются специальные письма, разъясняющие отдельные вопросы переоценки основных фондов.
Предметом переоценки основных фондов являются: здания, сооружения, рабочие силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, другие виды основных фондов, которые действуют, находятся на консервации, в резерве, подготовлены к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими актами, а также объекты, которые не завершены строительством, оборудование, предназначенное к установке.
При переоценке основных фондов определяется полная восстановительная стоимость основных фондов, т. е. Стоимость новых аналогичных объектов по рыночным ценам и тарифам на дату переоценки основных фондов, включая на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, а для подученных по импорту - включая таможенные платежи и т. д. Предприятия и компании имеют право самостоятельно определять метод переоценки основных фондов. Таких методов два.
1. Метод прямой оценки состоит в пересчете стоимости отдельных элементов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым (на 1 января соответствующего года). Для подтверждения используемых цен могут быть привлечены: данные оценок на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и др.; сведения об уровне цен, опубликованные СМИ и в специальной литературе; экспертные заключения.
2. Метод индексной оценки состоит в индексации отдельных объектов основных фондов с применением индивидуальных индексов стоимости основных фондов. Индексы сообщаются органам исполнительной власти письмами Госкомстата РФ и публикуются в СМИ.
Переоценка основных средств
14 августа 1992 года Правительство Российской Федерации приняло первое постановление № 595 «О переоценке основных фондов (средств) в России», в соответствии с которым все фирмы , независимо от форм собственности, были обязаны провести переоценку своих основных средств по состоянию на 01.07.92 для приведения балансовой стоимости основных фондов (средств) в соответствие с действующими ценами и условиями их воспроизводства.
Переоценка основных средств проводилась в соответствии с коэффициентами переоценки, разработанными Госкомстатом Российской Федерации в централизованном порядке. После этого обязательные переоценки проводились (по постановлениям правительства) по состоянию на 01.01.94, на 0101.95, на 01.01.96 и на01.01.97.
Согласно постановлению Правительства России от 07.12.96 № 442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» переоценке подлежали все основные средства, а также оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, принадлежащие компании посостоянию на 01.01.97.
В соответствии с данным постановлением был принят Порядок проведенияпереоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденный Госкомстатом Российской Федерации, Минэкономики Российской Федерации и Минфином Российской Федерации 18.02.97 № ВД-1-24/336 (далее Порядок проведения переоценки).
В соответствии с Порядком проведения переоценки все основные средства, принадлежащие фирмы на праве собственности, находящиеся в ее хозяйственном ведении либо оперативном управлении, долгосрочной ренте с правом выкупа, оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, должны были быть переоценены по их восстановительной стоимости.
Под восстановительной стоимостью объектов основных средств согласно п. 1.3 Порядка проведения переоценки понимается полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, ими владеющая, если бы она должна была полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая расхода на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов - также таможенные платежи и т.д.
Согласно п.1.5 Порядка проведения переоценки она должна была осуществляться либо методом прямой оценки - путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившимся на 01.01.97, либо индексным методом - путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и других основных фондов, по регионам, периодам изготовления, приобретения
переоценка основных фондов в Российской Федерации
Бухгалтерский и статистический учет основных фондов предполагает отражение полной балансовой стоимости и остаточной балансовой стоимости. Полная балансовая стоимость учитывается в ценах приобретения данных объектов. Поскольку однотипные объекты могут быть приобретены в разное время, по разным ценам (особенно в связи с инфляцией), на балансе между переоценками фактически учитываются основные фонды в смешанной оценке. Для перехода к сопоставимой оценке проводятся переоценки основных фондов.
Задачей переоценки основных фондов является определение реальной стоимости основных фондов, в той мере, в какой это возможно на современном этапе становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу .
Переоценка основных фондов являются частью общегосударственного мероприятия по установлению стоимостного выражения имущества предприятия .
В условиях административно - командной системы и отсутствия рынка искажалась стоимостная общественная оценка основных фондов и преобладал не эквивалентный обмен. В результате происходило принудительное и произвольное перераспределение выгодой между хозяйственными субъектами и деформировались отношения собственности. Такая деформация отношений собственности, заложенная в первоначальной стоимости основных фондов, постоянно воспроизводилась и накапливалась через амортизацию. Сохранилась она и до сих пор. Исходная стоимость основных фондов, сформированная в таких условиях, не реальная оценка собственности, а условная. Это касается основных фондов не только государственной, но и не государственной форм собственности.
Усиливает искажение цен и деформацию отношений собственности, поскольку не эквивалентный обмен принимает невиданные масштабы, углубляется разрыв в оценке основных и оборотных фондов предприятия. Единовременная переоценка основных фондов в определенной мере позволяет устранить эту деформацию и решить ряд первоочередных задач в экономике:
Каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении. Для субъектов всех форм собственности это крайне важно, чтобы объективно оценить свой уставной и производственный потенциал, обеспечить гарантии в экономических отношениях со своими партнерами, банками, инвесторами и т.д.
Выравнивается оценка как основных, так и оборотных фондов, а новый масштаб цен становится всеобъемлющим. Это необходимое условие формирования рынка товаров, фондов, кредита, жилья и т.д. Без единовременной оценки переход к новому масштабу цен невозможен. Поскольку нет широкого оборота фондов и рынка акций, не срабатывает рыночный механизм оценки.
Следует отметить, что если в государственном и негосударственном секторах будут действовать цены разного масштаба, то нельзя создать полноценный рынок акций , а отношения собственности будут деформированы.
Неодинаковый уровень цен на основные фонды субъектов различных форм собственности приведет к деформации формирующегося фондовой биржи , т.н. в оборот будут поступать ценные бумаги с несопоставимым фондовым наполнением, с недостоверной номинальной стоимостью. При этом курс ценных бумаг окажется искаженным, что дезориентирует как собственников - эмитентов, так и собственников - инвесторов.
Процесс воспроизводства основных фондов в государственном и негосударственном секторах приобретает реальное экономическое значение. У собственника, не осуществившего переоценку, стоимость основных фондов будет во много раз занижена против восстановительной, во столько же раз будут занижены амортизационные отчисления на полное восстановление, и на капитальный ремонт.
Становится возможным объективно оценить амортизационную составляющую в структуре рыночной цены и соответственно обеспечить эквивалентность обмена между субъектами хозяйствования. Уровень оценки основных фондов через амортизацию непосредственно влияет на затраты производства и на цену продажи продукта . Рыночная продукта формируется на базе затрат производства товаропроизводителей, выпускающих основную массу продукции.
Следовательно, уровень оценки основных фондов и расходов производства этих субъектов хозяйствования будет определять рыночную цену продукта. Для субъектов собственности структура рыночной цены в зависимости от уровня оценки основных фондов приведет к различным экономическим последствиям.
Если преобладающая масса данного продукта выпускается на предприятии, на котором основные фонды переоценены, то рыночная цена продукта формируется на базе затрат производства данной группы производителей. Субъекты хозяйствования, не проведшие переоценку основных фондов, будут иметь дополнительную , равную разности между величиной износа , фактически начисленной, и той, которая была бы начислена при переоценке основных фондов. В случае, когда на рынке преобладает продукция субъектов собственности, которые не провели переоценку основных фондов, рыночная цена окажется меньше на сумму, равную не начисленной износа. При той же цене прибыль предприятий, проведших переоценку основных фондов, будет меньше на разницу в сумме износа на основные фонды по старым и новым ценам. Не исключено, что затраты производства данной группы субъектов окажутся выше цены продажи продукта, их конкурентоспособность снизится, различные субъекты собственности будут поставлены в разные экономические условия получения и присвоения прибыли.
Рассмотренный вопрос имеет и обратную сторону. Завышенная прибыль фактически включает в себя недоначисленную амортизацию, в результате под налогообложение попадает не только собственно , но и «не произведенные» амортизационные отчисления, часть которых изымается в . Подрываются возможности нормального хода индивидуального роспроизводственного процесса, ограничивается инвестиционная база предприятия.
В соответствие с постановлением Правительства «О переоценке основных фондов» определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и компании при их продажи на аукционе и по аукциону осуществляются без учета переоценки основных фондов. Принятый подход нереализуем на практике, а попытки его осуществить на деле приведут к серьезным осложнениям между субъектами собственности.
Прежде всего, необходимо оценить правомерность распродажи государственной собственности, но по цене без переоценки основных фондов, да еще и по остаточной стоимости. Эта цена как отмечалось ранее - величина условная. По такой цене имущества льготные акции распространяются не только среди своих работников, но и происходит продажа остальных акций на тех же условиях. Продажа акций на приватизационные чеки (ваучеры), курсовая стоимость которых намного меньше номинальной означает снижение и без того мизерной продажной цены государственного имущества.
Следовательно, предусмотренный Правительством порядок определения размера уставного капитала и начальной цены приватизации государственных и муниципальных предприятий без учета переоценки основных фондов приводит к тому, что за бесценок общественная собственность перекачивается в частную.
Оценка стоимости имущества в ценах, приближенных к рыночным, играет существенную роль в случае признания предприятия банкротом. Заниженная стоимость имущества, показанная на балансе, вводит в заблуждение заемщиков при рассмотрении ими возврата средств путем распродажи имущества предприятия должника. применения к такому должнику предусмотренных законом санкций несколько снижается. Налицо косвенное ущемление прав собственности заемщиков .
Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и правового обеспечения.
Что касается 1998 года, то согласно следующему постановлению Правительства, а именно от 24 июня 1998г № 667 переоценка на 1 января 1998г стала необязательной. Анализируя данное постановление можно сделать вывод, что переоценку основных фондов во II полугодии 1998г имели право сделать предприятия независимо от организационно-правовой формы в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены.
Но как водится в таких случаях многими расценивается так - необязательна, значит, и не нужна. Но действительно ли это так? Для тех предприятий, которые занимаются обновлением основных фондов, это принципиальный момент. Амортизационные отчисления оказывают существенное влияние на их деятельность: износится оборудование, чем его заменять, на какие средства покупать,
Переоценка основных фондов по состоянию на 01.01.98г дает дополнительные возможности по уточнению стоимости основных фондов. Например, цены на некоторые виды оборудования, оргтехники, строительно- монтажные работы и др. группы основных фондов на указанную дату существенно ниже, чем на аналогичный период прошлого года.
Так, как порядок проведения переоценки в 1998г остается таким же, как и в предыдущем, руководители и бухгалтера предприятий вправе сами решать, какие виды основных фондов им оценивать своими силами с помощью коэффициентов, а какие - с привлечением экспертов-оценщиков. Отсюда вытекает легитимная возможность вариации стоимости основных фондов. Еще одно удобство заключается в том, что отразить результаты переоценки по постановлению № 627 можно в течение 1988г в следующем после проведения переоценки квартале.
В связи с прошедшим в августе финансовым кризисом специалисты прогнозируют появление очередного постановления Правительства о проведении переоценки на 1 января 1999 года, которая видимо снова будет обязательной. Но зачем же тогда было проводить переоценку в 1998 году? Ответ достаточно прост - база для проведения грядущей переоценки будет для предприятий более оптимальной. А особенно в ней нуждаются предприятия, которые находятся в состоянии реорганизации, например, создают дочерние структуры, сливаются, передают основные фонды в совместную деятельность или уставные капиталы других организаций. Зачастую эти изменения длятся не один год. При этом не проводятся переоценки перемещаемых основных фондов, а значит есть перекосы в их балансовой стоимости, например, они завышены, тогда давит налог на имущество, увеличивается , или, наоборот, занижены, тогда теряется амортизационный поток, необходимый для восстановления основных фондов. Кроме того, могут быть проблемы с налогом на добавленную стоимость, возникающим при передаче основных фондов с баланса одного предприятия на баланс другого. Например, удельный вес проблем, имеющихся у предприятий с основными фондами, не превышает 10-15% от вопросов, связанных с НДС. НО от того насколько подогнаны эти звенья под потребности предприятия, зависит в целом успех его работы .
Переоценка продукта
Различается переоценка внешняя и переоценка внутренняя. Переоценка внешняя - это когда мы договариваеся с поставщиком о другой цене продукта. Переоценка внутренняя - это когда продукт уценивается внутри предприятия.
Для внутренней переоценки предназначен Акт внутренней переоценки . Для внешней переоценки - .
Внешняя переоценка (накладная на товар переоценки продукта)
Для создания накладной на товар переоценки продукта нажмите на кнопку F4 . Щёлкните на закладке Другое . Откройте группу кнопок переоценка .
Щёлкните на кнопке накладная на товар переоценки продукта .
Перейдите на табличную часть документа и нажмите кнопку Insert . Щёлкните в столбце Название на кнопке.
Выбрать для вставки в документ.
Укажите новую цену продукта.
Внутренняя переоценка (Акт внутренней переоценки)
Акт внутренней переоценки создаётся таким же образом, как на товар переоценки продукта, но щёлкаете на кнопке Акт внутренней переоценки.
Перейдите на табличную часть и нажмите Insert . Щёлкните левой клавишей мыши на кнопке в столбце Название .
поставщиком%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0">
Выберите товары и нажмите на кнопке Выбрать .
Укажите новые цены для продукта.
Источники
abc.informbureau.com - Экономический словарь
bestreferat.com.ua - Рефераты
vedomosti.ru Ведомости - словарь бизнеса
Энциклопедия инвестора . 2013 .
Синонимы :Если компания приняла решение расширить бизнес и взять кредит, увеличить уставный капитал или подготовить предприятие к купле-продаже, необходимо знать рыночную стоимость имущества. Самый верный способ выяснить «истинную цену» основных средств — провести их переоценку. При этом проводить ее необходимо с учетом новых правил.
Организации могут проводить переоценку основных средств (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; далее - ПБУ 6/01). Основная цель данного мероприятия - определение реальной стоимости объектов основных средств в соответствии с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
Переоценивать или нет имущество — решать компании. Однако стоит помнить: если фирма провела единожды переоценку ОС, то в дальнейшем следует проводить ее регулярно, но не чаще чем раз в год. Необходимо данное условие для того, чтобы стоимость указанных объектов основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Понятие существенности приведено в пункте 44 «Методических указаний об учете основных средств» (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н, далее — Указания № 91н) и рассмотрено на примере. Приведем его.
Пример 1
ООО «Альбатрос» решило провести переоценку основных средств. Стоимость объектов ОС на конец предыдущего отчетного года составила 1 000 000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объектов этой однородной группы на конец отчетного года — 1 100 000 руб. Получившаяся разница признается существенной: (1 100 000 — 1 000 000) / 1 000 000 = 0,1.
Рассмотрим этот же пример при условии, если текущая (восстановительная) стоимость составляет 1 030 000 руб. В этом случае решение о переоценке не принимается, поскольку возникшая разница не является существенной: (1 030 000 — 1 000 000) :1 000 000 = 0,03.
Однако из указанных расчетов не совсем понятно, почему отклонение в 10 процентов признается существенным, а в 3 процента - нет. Вероятно, законодатель подразумевает 5- процентный барьер существенности, упоминаемый в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, в ред. приказов Минфина России от 31 декабря 2004 г. № 135н, от 18 сентября 2006 г. № 115н).
Подготовительные работы перед переоценкой
Для того чтобы провести переоценку, организация должна осуществить подготовительную работу - например, проверить наличие самих объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Решение о проведении переоценки оформляется соответствующим распорядительным документом. Его применение обязательно для всех служб хозяйствующего субъекта, которые будут задействованы в переоценке.
Переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам.
Для того чтобы определить текущую (восстановительную) стоимость, необходимо использовать:
- данные на аналогичную продукцию, полученную от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющихся у органов статистики, торговых инспекций и организаций;
- сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
Переоценка проводится по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по подтвержденным рыночным ценам (п. 15 ПБУ 6/01).
С 1 января 2011 года приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 186н внесены изменения в пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), пункты 43 - 47 Указаний № 91н. Согласно этим нововведениям, переоценку основных средств следует проводить не чаще одного раза в год и на конец отчетного периода. Ранее ее необходимо было осуществлять на начало отчетного периода (п. 49 «Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ», утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Учет переоценки
При переоценке объектов основных средств пересчитывается их первоначальная стоимость, а если данные объекты переоценивались ранее — их текущая (восстановительная) стоимость по которой они учитываются в бухгалтерском учете на дату переоценки. Также подлежит переоценке и сумма амортизации, начисленная за все время пользования объекта.
Отметим, что при переоценке первоначальная стоимость может измениться либо в сторону увеличения (дооценка), либо в сторону уменьшения (уценка). Все зависит от того, переоценивался этот объект раньше или нет. Как следствие, отражение такой переоценки в бухгалтерском учете тоже будет разным.
Если объект раньше не переоценивался, то:
- сумма его дооценки зачисляется в добавочный капитал и показывается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал»;
- сумма его уценки относится на счет учета прочих доходов и расходов, с отражением по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если же переоценка основных средств ранее уже производилась, то в бухгалтерском учете эти операции будут отражаться иначе. Изобразим это в виде таблицы.
Таблица 1
При проведении дооценки | При проведении уценки |
||
Если объект ранее уценивался | Если объект ранее дооценивался | Если объект ранее уценивался | |
Сумма новой дооценки зачисляется в добавочный капитал (счет 83) | Сумма дооценки, равная сумме уценки, проведенная в предыдущие отчетные периоды, зачисляется на счет учета прочих доходов и расходов (счет 91). Если сумма дооценки превышает сумму уценки (счет 91), то сумма превышения относится на счет добавочного капитала (счет 83) | Сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (счет 83). Если сумма уценки превышает сумму дооценки, зачисленной в добавочный капитал, то такое превышение относится на финансовый результат в качестве прочих расходов (счет 91) | Сумма новой уценки относится на счет учета прочих доходов и расходов (счет 91) |
Как видим из таблицы, переоценка основных средств находит разное отражение в учете. Рассмотрим некотрые случаи на примерах.
Пример 2
На 31 декабря 2011 года по решению руководителя в организации проведена переоценка основных средств. По данным бухгалтерского учета до переоценки:
первоначальная стоимость ОС — 500 000 руб.;
сумма начисленной по нему амортизации — 100 000 руб.
450 000: 500 000 = 0,9.
100 000 * 0,9 = 90 000 руб.
Сумма уценки стоимости:
500 000 — 450 000 = 50 000 руб.
Сумма уцененной амортизации:
100 000 — 90 000 = 10 000 руб.
В бухгалтерском учете эти операции найдут следующее отражение:
Дебет 91.2 Кредит 01
- 50 000 руб. - отражена сумма уценки первоначальной стоимости основного средства;
Дебет 02 Кредит 91.1
- 10 000 руб. - уменьшена ранее начисленная амортизация.
Рассмотрим более сложные случаи учета, когда объект основных средств, к примеру, подлежал уценке, а в последующем был дооценен.
Пример 3
ООО «Сильвер» по решению руководителя организации провело переоценку основных средств в начале 2011 года.
По данным бухгалтерского учета данные по основному средству были следующими:
первоначальная стоимость — 400 000 руб.;
текущая стоимость — 350 000 руб.;
амортизация — 80 000 руб.;
срок полезного использования ОС — 10 лет;
амортизация начисляется линейным способом.
350 000: 400 000 = 0,875.
Сумма пересчитанной амортизации составит:
80 000 * 0,875 = 70 000 руб.
Уценка амортизации:
80 000 — 70 000 = 10 000 руб.
Уценка стоимости основного средства:
400 000 — 350 000 = 50 000 руб.
Общая сумма уценки составит:
50 000 — 10 000 = 40 000 руб.
Исходные данные можно представить следующим образом:
стоимость ОС— 350 000 руб.;
текущая стоимость — 450 000 руб.;
амортизация за год составила 40 000 руб.
Сумма амортизации составила:
70 000 + 40 000 = 110 000 руб.
Рассчитаем коэффициент переоценки основного средства:
450 000:350 000 = 1,3.
Сумма пересчитанной амортизации:
1,3 * 110 000 = 143 000 руб.;
Сумма дооценки основных средств:
450 000 — 350 000 = 100 000 руб.
Сумма дооценки амортизации:
143 000 — 110 000 = 33 000 руб.
Общая сумма дооценки:
100 000 — 33 000 = 67 000 руб.
Обратите внимание:
На начало года сумма уценки в бухгалтерском учете отражается по старым правилам, а именно по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и имеет следующий вид:
Дебет 84 Кредит 01
- 50 000 руб. - сумма первоначальной переоценки стоимости основного средства;
Дебет 02 Кредит 84
- 10 000 руб. - сумма уценки амортизации.
Однако на конец года действуют следующие правила: сумма дооценки объекта основного средства в сумме, равной прошлой уценки относится в кредит счета учета прочих доходов и расходов (счет 91). А сумма превышения относится на счет добавочного капитала. Отразим это в бухучете так:
Дебет 01 Кредит 91.1
- 50 000 руб. - дооценка стоимости ОС в пределах сумм предыдущей уценки;
Дебет 91.2 Кредит 02
- 10 000 руб. - дооценка амортизации в пределах проведенной уценки;
Дебет 01 Кредит 83
- 50 000 руб. (100 000 -50 000) — дооценка восстановительной стоимости
сверх суммы предыдущей уценки;
Дебет 83 Кредит 02
- 23 000 руб. (33 000 — 10 000) — дооценка амортизации сверх суммы предыдущей уценки.
Изобразим в виде таблицы операции, связанные с переоценкой.
Таблица 2
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В случае дооценки (если ранее не было уценки) | ||
Отражена дооценка первоначальной стоимости | 01 «Основные средства» | 83 «Добавочный капитал» |
Увеличена начисленная амортизация по ОС | 83 «Добавочный капитал» | 02 «Амортизация ОС» |
В случае уценки (если ранее не проводилась дооценка) | ||
Отражена уценка первоначальной стоимости | 91.2 «Прочие расходы» | 01 «Основные средства» |
Уменьшена начисленная амортизация | 02 «Амортизация ОС» | 91.1 «Прочие доходы» |
В случае дооценки (если ранее проводилась уценка) | ||
Отражена дооценка ОС на сумму, равную ранее проведенной уценке | 01 «Основные средства» | 91.1 «Прочие доходы» |
Отражена дооценка амортизации в пределах ранее проведенной уценки | 91.2 «Прочие расходы» | 02 «Амортизация ОС» |
Дооценка восстановительной стоимости сверх суммы предыдущей уценки | 01 «Основные средства» | 83 «Добавочный капитал» |
Дооценка амортизации сверх сумм предыдущей уценки | 83 «Добавочный капитал» | 02 «Амортизация ОС» |
В случае уценки (если ранее была дооценка) | ||
Отражена уценка восстановительной стоимости в пределах суммы предыдущей дооценки | 83 «Добавочный капитал» | 01 «Основные средства» |
Уценка амортизации в пределах ранее проведенной дооценки | 02 «Амортизация ОС» | 83 «Добавочный капитал» |
Уценка восстановительной стоимости в части превышения предыдущей дооценки | 91.2 «Прочие расходы» | 01 «Основные средства» |
Уценка амортизации в пределах сумм предыдущей дооценки | 02 «Амортизация ОС» | 91.1 «Прочие доходы» |
Однако возможен случай, обратный приведенному выше. То есть проводится уценка, а ранее была проведена дооценка.
Пример 4
ООО «Альбатрос» в начале года переоценило основное средство. Оно было дооценено. Исходные данные по такому объекту представим следующим образом:
первоначальная стоимость — 200 000 руб.;
текущая стоимость — 250 000 руб.;
начисленная амортизация — 40 000 руб.
Срок полезного использования ОС составляет 10 лет, амортизация начисляется линейным способом.
Рассчитаем коэффициент переоценки:
250 000: 200 000 = 1,25.
Сумма пересчитанной амортизации:
40 000 * 1,25 = 50 000 руб.
Сумма дооцененной амортизации будет такой:
50 000 — 40 000 = 10 000 руб.
Сумма дооценки ОС:
250 000 — 200 000 = 50 000 руб.
Общая сумма дооценки составит:
50 000 — 10 000 = 40 000 руб.
На конец 2011 года (31 декабря 2011 года) основное средство переоценили в виде уценки. Представим данные по объекту на конец 2011 года:
начисленная за год амортизация — 20 000 руб.
стоимость основного средства — 250 000 руб.
текущая стоимость — 150 000 руб.
Рассчитаем коэффициент переоценки:
150 000:250 0000 = 0,6.
Сумма накопленной амортизации:
40 000 + 20 000 = 60 000 руб.
Пересчитаем амортизацию:
60 000 * 0,6 = 36 000 руб.
Сумма уценки составит:
250 000 — 150 000 = 100 000 руб.
Общая сумма уценки:
100 000 — 36 000 = 64 000 руб.
В начале года операции по дооценке основного средства отразим в бухучете следующим образом:
Дебет 01 Кредит 83
- 50 000 руб. - дооценено ОС;
Дебет 83 Кредит 02
- 10 000 руб. - дооценка амортизации по ОС.
На конец 2011 года, как помним, основное средство было уценено. В таком случае будут действовать следующие правила отражения переоценки в бухучете, а именно: сумма дооценки, равная сумме его уценки, проведенная в предыдущие отчетные периоды, зачисляется на счета учета прочих доходов и расходов (счет 91). Если дооценка превысит сумму предыдущей уценки, то эту сумму необходимо отнести на счет 83 «Добавочный капитал».
Отразим результаты приведенного примера в виде следующих проводок:
Дебет 83 Кредит 01
- 50 000 руб. - уценка стоимости ОС в пределах сумм проведенной дооценки;
Дебет 02 Кредит 83
- 10 000 руб. - уценка амортизации в пределах проведенной дооценки;
Дебет 91.2 Кредит 01
- 50 000 руб. (100 000 — 50 000) — уценка текущей стоимости ОС в части превышения над проведенной прежде дооценкой;
Дебет 02 Кредит 91.1
- 26 000 руб. (36 000 — 10 000) — уценка амортизации ОС в пределах проведенной ранее дооценки.
Налоговый учет
Обратим ваше внимание, что результаты переоценок, которые проводит организация в бухгалтерском учете, не находят своего отражения в налоговом, поскольку Налоговым кодексом определено, что при проведении налогоплательщиком переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная или отрицательная сумма такой переоценки (уценки) не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения. Аналогичной позиции придерживается Минфин России в письмах от 8 июля 2011 г. № 03-03-06/1/412, от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/544.
Таким образом, результаты переоценки стоимости основных средств имеют отражение в бухгалтерском учете, но для целей налогообложения прибыли результаты переоценки не учитываются.
Особые правила
Налоговым кодексом определено, что первоначальная стоимость основных средств может изменяться только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). О переоценке в указанной статье ничего не говорится.
Ю.Л. Терновка, редактор-эксперт