Лев николаевич кекушев. Московское наследие льва кекушева Кекушев лев николаевич постройки
Ревекка Фрумкина Если вы не очень интересуетесь архитектурой московского модерна, то имя архитектора Льва Николаевича Кекушева, скорее всего, вам ничего не говорит. С модерном в архитектуре у москвичей ассоциируется прежде всего Шехтель, что объяснимо.
Кекушев, однако, был первым, кто построил в Москве здания в стиле модерн. И профессионалам он хорошо известен — есть обширные труды о нем, прежде всего обстоятельная монография М. В. Нащокиной; она же писала о Кекушеве для широкого читателя. Фактическая сторона жизни и профессиональной деятельности Льва Кекушева описана в «Википедии», поэтому я лишь напомню некоторые аспекты, представляющиеся мне существенными. Л. Н. Кекушев (1907 год) Лев Николаевич Кекушев родился в Вильно в 1863 году в семье бывшего военного. В 1888 году он окончил в Петербурге Институт гражданских инженеров со званием гражданского инженера, правом на чин X класса и серебряной медалью «За успехи в архитектуре». Еще до окончания института в феврале 1888 года он поступил на государственную службу в техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел, однако уже в ноябре того же года вышел в отставку и переехал в Москву.
В Москве Кекушев устроился помощником видного московского архитектора Семёна Семёновича Эйбушица на строительстве Центральных бань и доходного дома Хлудовых в Театральном проезде (1890−1893-е годы). За это время Лев Николаевич овладел разными прикладными технологиями, в том числе ковкой, травлением металлов и стекла — и составил себе имя в среде московского купечества, откуда вышли и первые его заказчики. Первая постройка Кекушева в стиле модерн, воспроизведенная во всех изданиях, так или иначе связанных с архитектурой московского модерна, — это особняк, известный как дом Листа
в Глазовском переулке (1898).
Дом Листа Густав Иванович Лист, крупный московский предприниматель, предложил Кекушеву за этот дом такую сумму, что Лев Николаевич, строивший этот особняк для своей семьи, не устоял и дом продал. Для себя Кекушев на Остоженке, 21 построил другой дом, не менее, с моей точки зрения, замечательный; он известен как дом Кекушевой,
поскольку при разводе архитектор оставил его своей жене Анне Ионовне. Дом Листа считается первым в Москве зданием в стиле модерн.
При асимметрии композиции дом обладает свойством всефасадности —
т.е. его конфигурация сохраняет эстетическую цельность во всех ракурсах. Архитектор использовал новые для того времени строительные материалы — керамическую плитку, кованый металл. Среди декоративных элементов — мозаичное панно, изображающее подводный мир (автор В. Валькот).
При всей нарядности дома Листа вы не увидите там деталей, которые можно было бы уподобить «вишенке на торте». Идея что-либо украсить
— это вообще не о Кекушеве.
Дом Листа, мозаичное панно То же можно сказать и о другой известной постройке Кекушева — упомянутом выше доме Кекушевой на Остоженке, 21. Меж тем рядом, на Остоженке, 19 находится многоэтажный жилой дом, также спроектированный Кекушевым. Оформление скромное, но гармоничное; никакого уныния — картуши с листьями каштана, балкончик над входом. Это уже типичный для Льва Николаевича образец рядового
строительства в стиле московского модерна: гармоническая сдержанность.
Особняк Миндовского на Поварской Ну, а самая замечательная, с моей точки зрения, постройка Льва Кекушева — это особняк Миндовского на Поварской (1903−1904). Стиль модерн в трактовке Кекушева ближе всего к постройкам Виктора Ортá, родоначальника франко-бельгийского варианта модерна. И наконец, великолепный многоэтажный дом Исакова (Пречистенка, 28). Все окна некогда имели разные
переплеты.
Особняк Миндовского, деталь Далее я отсылаю читателя к книгам М. В. Нащокиной, а для начала — к статье о Льве Николаевиче Кекушеве в «Википедии». Лев Кекушев проектировал и построил многое, и не только непосредственно в Москве. С учетом неосуществленных проектов количество его работ приближается к сотне.
Жизнь мастера, увы, завершилась печально. Мы не знаем точно, где и при каких обстоятельствах Лев Николаевич ушел в лучший мир; есть несколько версий: то ли он умер от алкоголизма, то ли был помещен в 1913 году в психиатрическую клинику, где умер в 1917 году, не дожив до своего 55-летия.
P.S. Замечательный сайт о московском модерне и о модерне вообще: www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post197882453/
От редакции. В «Википедии» отмечается, что жена архитектора, Анна Ионовна, начиная с 1910-х годов фактически вычеркнула мужа из жизни семьи и установила табу на любые разговоры о нем. Сын архитектора, Николай Львович (1898- 1978), стал известным авиатором. 5 мая 1937 года самолет П. Г. Головина, в экипаже которого Кекушев служил бортмехаником, впервые пролетел над Северным полюсом в ходе подготовки к высадке полярной экспедиции Ивана Папанина. В 1937—1938 годах участвовал в поисках летчика Леваневского. В годы Великой Отечественной войны Николай совершил 59 полетов на невооруженном Ли-2 в осажденный Ленинград, вывозя блокадников на Большую землю, служил в ВВС Северного флота. В 1948 году был арестован, сидел в джезказганских лагерях. После освобождения написал книгу воспоминаний «Звериада» (М., 1991), однако в ней он практически не касается обстоятельств жизни и смерти Л. Н. Кекушева .
Архитектор Лев Николаевич Кекушев родился в 1859 году в городе Вильно. В 1883 году закончил реальное училище в родных местах и тогда же поступил в Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров, в котором обучался до 1888 года. Учебное заведение закончил с Серебрянной медалью и присвоением звания «гражданского инженера», а также права на чин десятого класса.
Интересно, что Кекушев учился вместе с такими известными в будущем архитекторами, как Виктор Андреевич , Илларион Александрович и Николай Евгеньевич Марков.
Сразу после окончания своей альма-матер Лев Николаевич поступил на службу в Техническо-строительный комитет МВД, который в то время располагался в городе на Неве. Помимо государственной службы архитектор и инженер Кекушев работал в Санкт-Петербурге в качестве помощника архитектора, занимаясь строительством различных зданий, а также водонапорной башни при местной скотобойне.
В 1890 году Кекушев выходит в отставку и переезжает в город Москву, где и занялся частной архитектурной практикой.
В период с 1890 по 1893 году являлся помощником известного московского архитектора Семена Семеновича Эйбушица во время строительства по его проектам зданий Охотного ряда и . Это сотрудничество позволило мастеру получить навыки в таких технологиях, как травление различных металлов и стекла, ковке и гальванопластике.
В 1893 году Лев Николаевич Кекушев основал уже личную архитектурную фирму и далее исполнял проекты самостоятельно. С этого же года и вплоть до 1898 являлся участковым архитектором города Москвы.
Помимо основной профессиональной деятельности, архитектор занимался преподавательской работой. Он читал лекции в Императорском Техническом училище (1898-1899), Строгановском училище (1898-1901) и в Инженерном училище ведомства путей сообщения (1901-1904).
Здание в городе Москве, которое впервые построили в новом тогда стиле модерн, архитектор Кекушев спроектировал в 1896 году. Это был дом в Варсонофьевском переулке, 6, который частично сохранился до настоящего времени.
Модерновский стиль Кекушева был наиболее близок к стилю Виктора Орта, к его франко-бельгийскому модерну, и завоевал большую популярность среди богатых заказчиков, среди которых были Якоб Рекк, семьи Хлудовых и Морозовых.
Интересно, что дом в , 8 архитектор начал строить в своей стилистике для себя, но переуступил его промышленнику Густаву Ивановичу Листу за баснословные по тем временам деньги.
В 1899 году архитектор Лев Кекушев становится победителем в конкурсе проектов фешенебельной гостиницы «Метрополь», но заказчик - Савва Иванович Мамонтов - передает работу . Только после ареста предпринимателя новые владельцы вновь привлекают Кекушева для управления строительством.
Расцвет архитектурной деятельности Кекушева пришелся на период с 1900 по 1903 годы. Именно тогда он построил Иверские ряды на улице Никольской, особняк Носова по нынешней Электрозаводской, здание железнодорожной станции «Царицыно» и на Поварской улице особняк Миндовского.
После 1905 года стиль раннего модерна сменили неоклассика и «северный модерн», более сдержанные по форме и менее роскошные. Архитектор Лев Николаевич Кекушев не захотел или не смог подстроиться под новые веяния и к 1910 году совсем отошел от дел.
Дальнейшая его судьба, как и место, и время смерти, не известно. Это до сей поры остается неразгаданной тайной.
«Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Ах, эта пагубная человеческая привычка не замечать того, что происходит прямо под носом. Как часто в суетных заботах, в сумасшедшем ритме жизни, в мирских проблемах и делах проходим мы мимо удивительных открытий. Задумывался ли уважаемый читатель, прогуливаясь по улицам столь многогранной многоликой Москвы, какие неизведанные тайны скрываются за этими величественными фасадами? Память о каких событиях бережно хранят резные барельефы, кованые решетки, пышно декорированные балюстрады? И хорошо ли мы знаем историю родного города? Что связывает те или иные городские строения, памятники, скульптуры?
Каждому москвичу наверняка известны храм Святого Иосифа Обручника, доходный дом Я. Бабушкина, особняки О. Листа, М. Саарбекова и И. Миндовского, рестораны «Прага» и «Эльдорадо», Монетный двор, Центральные бани, Ярославский вокзал, Никольские (Иверские) торговые ряды и Московская Городская Дума. Но даже истинные любители и знатоки московской истории будут удивлены, узнав, что объединяет эти постройки не только тот факт, что они являются памятниками архитектуры, но и их создатель. Имя Льва Кекушева, приложившего руку к возведению шедевров застройки Москвы и к коррективам бесчисленного множества фасадных и интерьерных решений, в определенный период было незаслуженно оттеснено на второй план другой знаковой фигурой московской архитектуры – Федором Шехтелем. Настало время восстановить историческую справедливость и вернуть москвичам первооткрывателя стиля модерн и автора более 100 разномасштабных проектов.
Архитектурный гений – это, конечно, прекрасно, но причем здесь львы? А при том, что архитектора не только звали Львом, но и его фирменной подписью в созданных творениях стало изображение этого царственного животного как в решении фасадов, так и при внутренней отделке помещений. Кто знает, может быть, единение именно этих двух начал и привело к появлению прозвища «лев московского модерна», но московские львы благодаря его «автографу» приумножились многократно.
Как бы там ни было, но карьере этого выходца из бедной дворянской семьи могли бы позавидовать даже стремительно взлетевшие на пьедестал звезды современности. Шутка ли дело – всего за три года Кекушев превращается из скромного помощника ведущего архитектора столицы С. Хейбушица во владельца собственной архитектурной фирмы с заказами от самого Государя Императора! За проект на оформление части Тверской улицы, Воскресенской площади и здания Городской Думы по случаю коронации Императора Николая II строительные мужи Москвы бились не на жизнь, а насмерть, но царский двор предпочел Кекушева.
Стоит ли говорить, что после этого москвичи с утроенной силой выстраивались за заказами в его архитектурное бюро, превознося и Льва, и его львов? Справедливости ради стоит отметить, что задолго до появления Кекушева на архитектурном Олимпе столицы, влиятельные московские семьи нередко желали иметь в собственных домах такой статусный символ, как мраморная или бронзовая скульптура льва, купить которую при наличии определенных финансовых возможностей не составляло труда.
Однако работы Кекушева возвели львиную символику на принципиально иной уровень. Хлудовы, Морозовы, Носовы, Кузнецовы, Коробковы, Кусевицкие, Листы, Саарбековы, Грязновы, Скалкины и, наконец, «великолепный Савва» – Савва Мамонтов. Эти имена значили одно – высочайший уровень профессионализма архитектора, с одной стороны, что и позволяло ему получать подобные заказы, а с другой – обращение к Кекушеву считалось привилегией и показателем статусности, поскольку позволить себе «купить Льва Кекушева» могли далеко не все.
Злопыхатели утверждали, что амбиции Кекушева превышают его творческие способности и упрекали его в невыносимой заносчивости, апогеем которой стала установленная им в собственном доме статуя льва. То, что на крыше жилого дома может быть воздвигнут настолько огромный мраморный лев, Москва доселе не знала. Никакие ранее установленные московские львы в сравнение не шли, и изумленная публика толпами сходилась полюбоваться на архитектурную «шалость» владельца. А посмотреть было на что! Трехметровый шагающий лев с горделиво поднятой головой спокойно взирал на город без тени волнения. Однако венценосный красавец повторил судьбу своего творца и после отъезда Кекушева из дома в связи с разводом — исчез. Ходят слухи, что у Анны Кекушевой неоднократно хотели купить льва за баснословные по тем временам суммы, однако супруга архитектора выставляла дом на продажу целиком, и демонтировать статую не было нужды. Куда исчез кекушевский лев, так и не сумевший охранить своего владельца от людских бед, достоверно неизвестно.
Поразительный факт, но львы Кекушева – это все сплошь и рядом сторожевые львы. Вы едва ли найдете среди них льва дремлющего или вальяжно развалившегося на просторном пьедестале. Среди многочисленных претворений львиной символики от великолепных мозаичных панно до маскарона льва и полноценных статуй, застывших в камне, мраморе и бронзе, Кекушев в большинстве своем использует изображение льва с открытой в грозном рыке пастью и помещает их возле наиболее уязвимых (с точки зрения проникновения в жилище) местах. Таков львиный декор фасада у окон ресторана «Эльдорадо», маскарон льва в замковом камне проездной арки во двор доходного дома купца В. Быкова, рыкающие изображения льва, поддерживающие модульоны карниза и кованые полотнища ворот особняка купца В. Лыжина.
Особого внимания стоит изображение львиной природы в особняке Торгово-строительного акционерного общества (особняк М. Понизовского). Мастерски воплощенная в камне задумка архитектора представляет взору гостей дома показавшегося из укрытия мраморного льва, маскарон которого, ощеренный в громоподобном раскатистом реве, продолжается развевающейся гривой и напряженными, готовыми к прыжку передними лапами.
Поражают своим величием сторожевые львы главного дома усадьбы почетного гражданина, купца I гильдии М. Грачева. Расположенные по бокам ведущих от дома к парку лестниц мощные мраморные изваяния контрастируют с фигурами прекрасных девушек, гостеприимно приглашающих к прогулке по приусадебной парковой зоне. Сочетание кротости и агрессии, явного гостеприимства и скрытой настороженности, готовность распахнуть свои двери, храня при этом тайны дома, – как нельзя более точно характеризует облик его хозяина. Ведь, несмотря на принадлежность к известному семейству, история его благосостояния покрыта мраком. Возможно, устанавливая настолько мощные контрастирующие с окружающим комплексом изваяния, Кекушев знал, что они будут стеречь…
Тесно сотрудничая со скульптурной мраморной и бронзо-цинко-литейной мастерской В. Гладкова и В. Козлова, Кекушев не уставал создавать для собственных заказчиков подлинные львиные шедевры, образчиком которых могут служить внутренние интерьеры особняка И. Миндовского. Фантастической красоты парадная двухмаршевая мраморная лестница демонстрирует, что архитектору были не чужды и бронзовые львы.
Маски львов с распахнутой пастью сопровождают каждый шаг вошедшего в дом, являясь одновременно и символом власти владельца, и грозными стражами покоя его дома. Подобные маски встречаются и в оградительной решетке лестниц в номерном корпусе Центральных бань.
Вклад Льва Кекушева в их возведение порой замалчивают, поскольку главным архитектором строительства был С. Хейбущиц, однако «подпись» Кекушева в виде львиных голов с высунутыми языками и собственноручное включение архитектором Китайских бань в список своих работ не оставляет места для сомнений. Истинно львиный характер – здесь был я! И точка! Незаслуженно умалчивается и львиный вклад Льва в знаковое для Москвы здание гостиницы «Метрополь». Несмотря на факт отстранения Кекушева в середине строительства и продолжения работы над проектом уже целой плеяды талантливых скульпторов и архитекторов, общий план комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской, выполнены по кекушевским чертежам.
Ни дата, ни место смерти Льва Кекушева достоверно неизвестны. Однако многочисленные поклонники его творчества верят, что жизнь архитектора в какой-то мере продолжают его московские львы, взирающие на москвичей и гостей города с фасадов и внутренних интерьеров Ярославского вокзала, ресторана «Прага», особняков на Остоженке, доходного дома И. Исакова на Пречистенке, Иверских торговых рядов и бесчисленного множества иных творений этого уникального мастера, истинного льва московского модерна, во многом благодаря которому львы стали неотъемлемой частью архитектурной истории Москвы.
Российский архитектор, первый по времени и крупнейший мастер стиля модерн в Москве.
Лев Кекушев родился в семье офицера в Вильно. Окончив виленскую гимназию, учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1883-1889). Проработав год в СПБ, переехал в Москву в 1890, cтажировался у С. С. Эйбушица, основал собственную архитектурную фирму в 1893. За время стажировки стал м
астером прикладных технологий - ковки, гальванопластики, травления металлов и стекла.
В 1890-е гг., совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектирует инфрастуктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги. Впоследствии, расширил здание Ярославского вокзала.
В 1893 году Кекушев проекти
рует и строит первую московскую постройку в стиле модерн - доходный дом в Варсонофьевском переулке (в наше время перестроен с сохранением фасада, интерьер утрачен). В отличие от более позднего модерна Ф. О. Шехтеля и В. Ф. Валькота, стиль Кекушева наиболее близок к раннему франко-бельгийскому модерн
у Виктора Орта. Новомодный стиль моментально приобретает поддержку видных московских застройщиков (Якоб Рекк) и меценатов (Хлудовы, Морозовы). Известно, что особняк по Глазовскому переулку, дом 8, Кекушев строил для себя (1898-1899), но промышленник А. Г. Лист, восхищённый постройкой, предложил за н
его такую цену, что архитектор не смог отказаться.
В 1899 году Кекушев выигрывает конкурс на проект гостиницы «Метрополь», однако волей Саввы Мамонтова, организатора строительства, подряд достаётся Валькоту. После ареста Мамонтова новые владельцы нанимают Кекушева управлять строительством. «Ничто
из прежней практики Валькота и близко не подходит к масштабам Метрополя. Участие Кекушева, вероятно, было главным фактором успеха этого проекта» (Брумфилд, гл. 3). Кекушев-предприниматель быстро сколотил состояние и строил собственные доходные дома в Хамовниках (Олсуфьевский переулок) и на Остоженк
е (после развода дома на Остоженке достались его бывшей жене, А. И. Кекушевой).
Дом И. А. Миндовского, Поварская, 44, посольство Новой ЗеландииРасцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900-1903 гг. Он строит такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Николь
ской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» и особняк И. А. Миндовского на Поварской (входивший в состав элитного квартала, спроектированного по заказу компании Якоба Рекка). Эти постройки отличает исключительная проработка интерьеров и декоративных металли
ческих деталей.
После революции 1905 года общественное мнение отвернулось от роскоши раннего модерна в сторону неоклассики и сдержанного «северного модерна». Кекушев оказался не способным изменить свой стиль, или не пожелал сделать это. Его крупнейший проект - ресторан «Эльдорадо» (1907) - был по
строен другим архитектором со значительными отступлениями от кекушевских чертежей. В 1910-е гг. творчество Кекушева быстро угасает; исключая больницу в Преображенском (1912), его постройки 1910-х годов невыразительны.
М. B. Нащокина предполагает, что самоустранение Кекушева - последствие болезни,
вероятно, психической. Смерть архитектора остаётся тайной - не известны ни год смерти, ни место погребения.
Сын архитектора, Николай Львович, стал известным авиатором. Награждён орденом Красного Знамени за боевые действия в Средней Азии в 1924. Бортмеханик полярной авиации в 1930-e годы, член экип
ажа П. Г. Головина, впервые высадившегося на Северный полюс 5 мая 1937 в ходе подготовки к высадке полярной экспедиции Ивана Папанина. В годы Великой Отечественной войны совершил 59 полётов на невооружённом Ли-2 в осаждённый Ленинград, вывозя блокадников на большую землю, cлужил в ВВС Северного флот
В свое время выдающийся архитектор Лев Кекушев смог избежать военной карьеры, которую ему прочил отец, надворный советник. Сыну удалось убедить родителей в своей востребованности. Он стал первым блестящим зодчим, работающим в стиле модерн. Знаком в виде льва отмечал все свои работы в Кекушев.
Биография блистательного архитектора Льва Николаевича Кекушева изобилует темными пятнами. Одни исследователи его творчества и биографии полагают, что он родился в 1862-м в Саратове. Другие утверждают, что зодчий появился на свет в Вильно, что в Варшавской губернии. От этого факта мы и будем отталкиваться.
Лев Николаевич Кекушев рос и воспитывался в семействе военного. Его отец служил майором в Павловском полке, который был дислоцирован в Царстве Польском. По всей видимости, именно там он встретился впервые со своей будущей женой. Ее звали Констанция. Она была дочерью польского помещика.
В 1861-м глава семьи решил выйти в отставку. Он поступил на гражданскую службу. Его новым местом работы был инженерный корпус. Неоднократно по службе ему приходилось переезжать в другие регионы. В разные периоды он жил в Санкт-Петербурге, Пскове, Новгороде, пока не осел в Вильно. Именно там появился на свет его сын - будущий архитектор. К этому времени отец семейства дослужился до чина надворный советник.
Кроме Льва Кекушева, который являлся 3-м ребенком, было еще 6 детей. Семья жила довольно небогато. Именно поэтому родители ориентировали своих отпрысков на получение достойного образования, так как оно давало возможность рассчитывать на неплохую служебную карьеру в дальнейшем.
Первые опыты
К 1883-му юный Кекушев Лев Николаевич окончил реальное училище в Вильно. А поскольку он уже проявил очевидные художественные способности и ненавидел военную муштру, отправился в Санкт-Петербург. Он был намерен поступить в Институт гражданских инженеров, что и случилось в том же году.
В стенах этого учебного заведения он учился вместе с такими будущими известными архитекторами, как В. Величкин, И. Иванов-Шиц и Н. Марков.
Когда он был учащимся, Кекушеву Льву Николаевичу приходилось выполнять ряд самостоятельных студенческих работ, где он в очередной раз проявил свои неординарные способности к живописи.
В конце обучения он защитил дипломный проект, который назывался «Скотобойня в Петербурге». Незадолго до диплома ему удалось найти работу в Техническо-строительном комитете МВД. В результате в 1888-м он окончил вуз, став профессиональным гражданским инженером. Кроме того, ему вручили Серебряную медаль за его успехи в архитектуре.
После этого Лев Кекушев недолгое время трудился помощником градостроителя. Однако уже в 1890-м он решил выйти в отставку, отправившись в Первопрестольную.
Наставник
В столице Кекушев принял решение посвятить себя в основном частной архитектурной практике. Так, он начал стажироваться у модного архитектора С. Эйбушитца, а также стал его помощником. В этом качестве он принял участие в постройках Охотного ряда и Центральных бань.
По большому счету эти уроки видного зодчего помогли не только выкристаллизовать стиль молодого архитектора, но и сформировать круг потенциальных заказчиков, среди которых были обеспеченные выходцы из купеческих фамилий.
Кроме того, на протяжении стажировки Кекушеву удалось освоить навыки различных прикладных декоративных техник. Имеется в виду ковка, гальванопластика, а также травление по стеклу и металлу.
Собственная архитектурная мастерская
Кекушев закончил свою стажировку в 1893-м. После этого он открыл свою собственную архитектурную фирму. К сожалению, документов о деятельности этой мастерской практически не сохранилось. Зато есть данные об архитекторах, которые выполняли его задания, наблюдали за возведением ряда строительных объектов и разрабатывали декоративное убранство интерьеров и фасадов.
Такими помощниками были, к примеру, братья Шуцманы. Они, в том числе, приняли участие в проектировании особняка Коробкова и доходного дома Франка. Также они следили за ходом строительства Никольских торговых рядов.
Другими помощниками Кекушева стали В. Воейков и Н. Шевяков. Кроме того, через школу архитектора прошли видные русские зодчие А. Кузнецов и И. Фомин.
Помимо работы в бюро, Кекушев трудился преподавателем в Техническом училище в столице. Для нужд заведения ему удалось построить химическую лабораторию.
Кекушев преподавал и в Строгановском художественно-промышленном училище. Он давал учащимся свои уроки по серебрению, железной ковке и композиции. Потом он начал работать в одном из инженерных училищ.
На протяжении пяти лет Кекушев занимал пост участкового архитектора. И самостоятельно смог возвести здание с элементами мавританского стиля для богадельни
Императорский заказ
К середине 90-х к Кекушеву пришла первая слава. Постепенно он начал превращаться из рядового зодчего в именитого архитектора. Именно тогда он получил заказ самого императора Николая II.
В эти годы готовилась официальная коронация нового самодержца. К мероприятию было решено оформить часть Тверской улицы, здания Городской Думы и Воскресенской площади. Для этого был объявлен соответствующий конкурс, где приняли участие лучшие архитекторы. В результате заказ оказался в руках Кекушева. И через некоторое время он успешно закончил данную работу. С тех пор имя зодчего было уже известно во всей империи.
Новое направление
Этот же период жизни мастера ознаменовался и тем, что архитектор Кекушев, биография которого насыщена интересными фактами, постепенно перешел к архитектурному стилю модерн.
Первой подобной работой был доходный дом Хлудовых, который считается одним из ярких образцов данного направления. К сегодняшнему дню это здание перестроено, но зато сохранился фасад.
Такую манеру архитектора поддержал ряд столичных застройщиков и известных меценатов, среди которых были Кузнецовы, Носовы и многие другие.
Савва Мамонтов и доходные дома
К этому времени к Кекушеву пришел серьезный финансовый успех. Он стал популярным специалистом в данной сфере. Савва Мамонтов решил привлечь известного архитектора к своим проектам. К примеру, Кекушев принял участие в строительстве Северной железной дороги, а также проектировал водонапорную башню при одном из столичных вокзалов.
Но, пожалуй, самым грандиозным совместным проектом стало строительство гостиницы «Метрополь».
В это время Кекушева назначили главным архитектором двух организаций. Это были общество страхования, которое планировало возводить фешенебельные особняки под «ключ» в стиле модерн, и Домостроительное общество, которое как раз занималось строительством «Метрополя». Идея принадлежала владельцу гостиницы С. Мамонтову. К сожалению, он в определенный момент решил отдать подряд архитектору В. Вилькоту. Началось строительство, но реализовать проект Мамонтов не смог, поскольку был обвинен в крупных растратах и арестован. Через некоторое время его оправдали, но бизнес был разорен.
Новые собственники гостиницы снова пригласили Кекушева, чтобы он смог заняться переработкой всего проекта Вилькота. считают, что участие Кекушева обеспечило колоссальный успех всего предприятия.
Кроме возведения «Метрополя», Кекушев начал строить и свои собственные доходные дома. Также архитектор возвел свой собственный особняк на Остоженке. Предприниматель Г. Лист был восхищен домом архитектора Кекушева. Он предложил за строение огромную цену. Кекушев не смог отказаться.
Кульминация творчества
Творческий пик Льва Кекушева пришелся на начало двадцатого столетия. На рубеже веков он уже считался основоположником и верным последователем столичного модерна. Именно в этот период московский архитектор Лев Кекушев спроектировал и построил такие здания, как особняки И. Миндовского и Носова, Иверские торговые ряды, а также Железнодорожный вокзал в Царицыно. Также по его эскизам оформили вход со стороны Арбата и ряд помещений ресторана «Прага». Кроме того, Кекушеву приходилось оформить залы особняка И. Морозова, что на Пречистенке.
В общем, все работы в Москве архитектор Кекушев выполнил на высоком уровне. В эти здания вложена его душа. Они достойны внимания. Для всех его объектов характерна практически идеальная проработка интерьеров.
Эпоха смуты
Когда грянула первая русская революция, общественные вкусы начали меняться. Если до событий 1905-го в архитектуре преобладал роскошный ранний модерн, то после этого новым веянием был лаконичный и сдержанный
К сожалению, архитектор Лев Николаевич Кекушев или не захотел, или не смог трудиться в новом направлении, и его популярность и авторитет стали уменьшаться.
В 1907-м он собирался строить ресторан под названием «Эльдорадо». По сути, этот проект должен был стать одним из самых крупнейших замыслов архитектора. Однако возводить здание начал другой специалист. Как результат, строительство было завершено, но с большими и серьезными отклонениями от чертежей Л. Кекушева. Последнее яркое творение архитектора - больница, что в Преображенском. Она была возведена накануне Первой мировой войны, в 1912-м.
Последующие работы архитектор Кекушев выполнял без особой выразительности и индивидуальности.
Гибель
После 1912-го судьба Кекушева обрела поистине трагический оттенок. Казалось, что архитектор и вовсе не стал брать подряды. Он только помещал в различных изданиях снимки своих старых творений.
Также упоминания о нём вообще отсутствовали. Правда, в профессиональных журналах можно было удостовериться, что он, к счастью, жив и порой переезжает в новые апартаменты.
Такое самоустранение, по словам биографов архитектора, было вызвано психическим заболеванием. Другие историки считают, что архитектор Кекушев замкнулся в себе из-за последних личных и карьерных неудач.
Как бы то ни было, когда началась Октябрьская революция и гражданская война, мастер вообще исчез. До сих пор неизвестно, когда его не стало и когда его погребли… Правда, по словам одной из его родственниц, Лев Кекушев скончался в 1917-м в больнице. И похоронили его на одном из столичных погостов… Как память о себе оставил архитектор Кекушев постройки в Москве. Фото его работ вы имеете возможность увидеть в статье.
В лоне семейства
Личная жизнь архитектора богата на события. При этом случались и семейные драмы. В конце 90-х XIX столетия Кекушев познакомился с Анной Болотовой, дочерью отставного штабс-капитана. Она родилась и жила в Кременчуге, что в Полтавской губернии. На момент встречи этой очаровательной девушке исполнилось всего лишь девятнадцать. Успешному столичному архитектору было уже почти 35. Несмотря на разницу, возлюбленные женились. Это произошло в конце апреля 1897-го.
Изначально супруги были искренне счастливы. У них росли дети. В собственности они имели дачу в великолепном Серебряном бору. Также, спустя несколько лет после свадьбы, они переехали в собственный особняк на Остоженке, о чем ранее упоминалось. По сути, это «эксклюзивное жилье» говорило о настоящем взлете профессиональной карьеры архитектора. Согласитесь, роскошными домами, которые были построены по авторским проектам, владели единицы.
По рассказам единственного внука архитектора, Кекушев обладал прекрасным характером. Он был весел и добр к родственникам, к друзьям, коллегам. Обожал розыгрыши. Но настоящей его страстью всегда была архитектура. Как правило, он поднимался в шесть утра, после чего начинал работать в своем кабинете. По воспоминаниям супруги Кекушева, он был очень увлеченным человеком. И когда он проектировал, зачастую превышал необходимые сметы. В такой ситуации он порой сам оплачивал недостающее из своего кошелька с целью увидеть воплощение своих замыслов. К сожалению, именно из-за этой черты характера в дальнейшем он ничего не оставил после себя, кроме долгов.
Как минимум семейное счастье длилось порядка десяти лет. В 1906-м Кекушев решил переехать на съемную квартиру. По неподтвержденным источникам, причиной разрыва стала измена со стороны супруги архитектора. По словам исследователей, она завела роман с одним из коллег по мастерской Кекушева.
Тем не менее супруги неоднократно пытались наладить свои отношения. Во всяком случае был период, когда они снова жили вместе. Но затем они вновь разъехались. Все эти попытки сохранить брак оказывались тщетными.
Архитектор Кекушев: дети
Как говорилось выше, у молодой семьи Кекушевых появились дети. Первенцем известной четы был сын Николай. Он родился в самом конце февраля 1898-го. В 1901-м супруга архитектора подарила ему дочь Татьяну. А на следующий год родилась и младшая дочь Катя.
Сын Николай впоследствии стал известным авиатором. В 1924-м его отметили орденом Красного Знамени. Он вел тогда боевые действия на территории среднеазиатских республик.
В 1930-м он трудился в качестве бортмеханика полярной авиации. На тот момент он входил в состав экипажа П. Головина. Этим летчикам впервые удалось высадиться на Северном полюсе, когда готовилась высадка экспедиции известного полярника И. Папанина.
Когда началась Великая Отечественная и блокада Ленинграда, Николай вывозил на гражданском самолете жителей северной столицы на большую землю. На его счету порядка пятидесяти полетов.
После войны он оказался в тюрьме, после чего этапом отправился в лагерь. Когда его освободили, он решил написать книгу о своих воспоминаниях. Самое удивительное, в этом произведении нет никаких подробностей о жизни и смерти известного отца.