Обоснование выбора способа закупки по 44 фз. Как написать экономическое обоснование: пример и правила оформления
С началом действия Порядка обоснования госзакупок () появились две новые обязательные формы при заполнении . В форме-сопровождении графика введены столбцы № 8 и 9, в которые заказчик включает информацию о и о причинах такого выбора.
Необходимость обосновать предусмотрена . Суть заключается в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованию закона. Созданы органы для этой функции. В ходе их проверки закупка может быть признана необоснованной.
Изначально обязанность проводить обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вызывала у организаторов много вопросов. Отсутствовали четкие требования для заполнения данного столбца. Поэтому стоит детальнее рассмотреть этот вопрос.
Критерии выбора способа закупки
Обоснование выбора поставщика является следствием верного отбора способа проведения процедуры.
Критерии при выборе способа закупки:
- предмет и ;
- параметры ;
- оптимальные сроки.
В ряде случаев способ основывается на установленных в 44-ФЗ требованиях.
Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион
Установлен широкий перечень случаев, когда заказчик может провести . В обязательном порядке такая процедура проводится, когда:
- планируется заказ товаров, работ, услуг, которые включены в правительственный Перечень (утвержден );
- устанавливается только один критерий определения победителя — цена контракта.
Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок
Открытый конкурс
В случаях, при которых заказчик определяет победителя по критериям лучших условий исполнения контракта, заказ обосновывается как открытый конкурс.
Конкурс с ограниченным участием
Двухэтапный конкурс
При этом попадают в исключения и не согласуются с ФАС закупки федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий должен быть утвержден отдельным Постановлением Правительства.
Электронные закрытые торги
В соответствии с ч. 2 ст. 84.1, закрытые электронные процедуры применяются в случаях, которые аналогичны бумажным закрытым торгам. При этом в этой же статье указано, что правительство может обязать проводить закупку в форме закрытых электронных торгов.
В ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности учреждения силовых ведомств в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик закрепленных за ними зданий и сооружений осуществляют текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Поговорим о том, на что следует обратить внимание учреждениям при проведении ремонтных работ.
Понятийный аппарат
Перед тем как непосредственно переходить к проведению ремонтных работ, учреждению следует определить, к какому типу будут относиться выполняемые работы: к капитальному (текущему) ремонту или реконструкции. Ведь в случае неправильной квалификации работ и оплаты не того вида расходов учреждение может быть привлечено к ответственности за нецелевое использование средств.
Для этого необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность в области строительства, так как действующее бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит определений указанных понятий.
В соответствии с п. 3.8 МДС 81-35.2004 к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Для справки: предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
В ходе анализа приведенных определений можно сделать вывод, что при текущем ремонте можно проводить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны выполняться при капитальном ремонте. Например, частичный ремонт кровли с учетом незначительности материальных и трудовых затрат будет являться текущим ремонтом, а сплошная смена или замена всех видов кровли – капитальным.
Согласно п. 3.4 МДС 81-35.2004 при реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:
- расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
- строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
- строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
Таким образом, если учреждение планирует заменить покрытие кровли, это будет признано ремонтом (текущим или капитальным), а если оно хочет оборудовать на чердаке рабочие кабинеты или надстроить на кровле мансарду, то данные работы уже будут являться реконструкцией.
Заметим, что аналогичные нормы есть в Градостроительном кодексе.
Перечень основных работ, проводимых в ходе текущего и капитального ремонта в отношении объектов социально-культурной сферы, приведен в ВСН 58-88(р), а в отношении объектов производственной сферы – в МДС 13-14.2000.
В соответствии с п. 1.1 ВСН 58-88(р) данное положение распространяется на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Согласно приложению В к СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 к зданиям и помещениям общественного назначения относятся:
- здания и сооружения для объектов, обслуживающих население;
- здания объектов по обслуживанию общества и государства (в частности, здания судов и прокуратуры, а также правоохранительных организаций (полиция, таможня)).
Обратите внимание: перечень дополнительных работ, проводимых при капитальном ремонте, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88(р).
Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
При реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться:
- изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка;
- повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных);
- улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения могут предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.
Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, представлен в приложении 4 к ВСН 58-88(р).
Обоснование проводимых работ
Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.
При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.
Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).
Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:
- идентификационные данные объекта основных средств (инвентарный номер, краткую характеристику объекта, место его расположения и т. д.);
- выявленные дефекты и недостатки;
- перечень необходимых работ для приведения объекта основных средств в рабочее состояние;
- подписи членов комиссии, проводящих осмотр.
Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно утвердить формы документов в учетной политике учреждения. В качестве примера можно использовать акт о выявленных дефектах оборудования, который составляется по форме ОС-16, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Обратите внимание: формы указанных документов не утверждены. Значит, эти документы могут быть составлены в произвольной форме.
Ремонтные работы могут проводиться как силами работников учреждения (в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей), так и с привлечением сторонних организаций. Напомним, что привлечение сторонней организации должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Проектная и разрешительная документация
После того, как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается государственный контракт на основании процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе. Напомним, что договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию.
Основанием для определения цены контракта на строительство, реконструкцию, капитальный или текущий ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Состав проектной документации приведен в ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Обратите внимание: следует учитывать, что в случае проведения текущего ремонта достаточно лишь сметы, обосновывающей стоимость работ.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также при проведении этой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно, или модификации данной проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов.
После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.
Согласно п. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Оформление выполненных работ
Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.
Обратите внимание: в том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносится только имеющаяся в документах информация.
Суть данной проверки заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуре (на объекте строительства или ремонта) с аналогичными объемами, указанными в актах по форме КС-2.
Исходными документами для проведения контрольных обмеров являются:
- акты выполненных работ по форме КС-2, где отражены виды и стоимость проведенных работ;
- акты на скрытые работы.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии он подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчик в те же сроки направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
На практике встречаются случаи, когда необходимо провести изначально не предусмотренные дополнительные работы. Следует помнить, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, кроме случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении возможно, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются установленные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на установленное в контракте количество такого товара.
Итак, в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10%.
Что касается возникновения необходимости выполнить работы, не предусмотренные контрактом, для их проведения учреждению нужно осуществить новую закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом о контрактной системе.
Для отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных) для проведения ремонта, следует применять акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (далее – акт (ф. 0504103)).
В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ по договору и фактически сведения об объекте основных средств и расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции и (или) модернизации.
Первый экземпляр акта остается в учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию. Он утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Обратите внимание: если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.
Если же ремонтные работы осуществляются силами работников учреждения в соответствии с их должностными обязанностями, затраты оформляются следующими унифицированными формами первичной документации:
- расход материалов – актом о списании материальных запасов (ф. 0504230);
- затраты на оплату труда – табелем учета использования рабочего времени (ф. 0504421), расчетными и платежными ведомостями (ф. 0504401, 0504403).
Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета – инвентарной карточке учета объекта нефинансовых активов (ф. 0504031) соответствующего объекта основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях без отражения на счетах бухгалтерского учета (п. 27 Инструкции № 157н).
Списание использованных в процессе проведения работ материальных запасов, приобретенных заказчиком самостоятельно и переданных исполнителю (подрядчику), оформляется актом списания материальных запасов, который составляется на основании перечня использованных при проведении работ материалов, обозначенных в акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
В заключение еще раз отметим, что в ходе проведения ремонтных работ осуществляется замена выбывших из строя частей, деталей новыми, при этом функции основного средства не меняются, то есть такая замена не расширяет и не увеличивает возможности объекта основных средств и не улучшает его технические характеристики. В ходе же проведения реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования. Затраты на реконструкцию объекта основных средств после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта.
Экономическое обоснование в его простейшей форме указывает причину, по которой соответствующая организация намерена выполнить данный проект. Экономическое обоснование обычно включает обсуждение выгод, которые организация может получить в результате успешного выполнения данного проекта, возможных альтернатив, а также финансовый анализ с целью определения инвестиционной привлекательности данного проекта.
На практике - особенно в случае крупных проектов или проектов, заключающих в себе значительный риск для организации, - экономическое обоснование нередко оформляется в виде самостоятельного документа и прилагается к форме инициализации проекта. В случае небольших и средних проектов (которые встречаются чаще всего) выгоды - в том числе экономия, сокращение издержек, возможность получения дополнительного дохода и т.п. можно перечислить непосредственно в форме инициализации проекта.
Экономическое обоснование во многом похоже на анализ, который мы выполняем при совершении крупной покупки. Например, вы собрались купить новый автомобиль с откидным верхом и готовы выложить за него сумму, не превышающую 35 000 долл. Сначала вы должны выяснить, какие из автомобилестроительных компаний выпускают автомобили с откидным верхом и в которых можно , укладывающиеся в заданный вами ценовой диапазон (с точки зрения управления проектами, вы рассматриваете альтернативные варианты).
Затем вы определяете желательные для себя технические характеристики автомобиля и договариваетесь с дистрибьютором относительно окончательной цены (с точки зрения управления проектами, вы определяете выгоды от этих технических характеристик). Вы можете также рассмотреть финансовые альтернативы и решить, какая процентная ставка и вид оплаты отвечают реальным возможностям вашего бюджета.
Если вас прежде всего интересует общая сумма, которую придется выложить за этот автомобиль (с учетом выплаты процентов), тогда вам следует выбрать вариант оплаты с наименьшей процентной ставкой, которую удастся найти. Но если для вас имеет значение сумма ежемесячных выплат, тогда при поиске все тех же вариантов с наименьшей процентной ставкой вы должны отдать предпочтение таким, условия которых позволяют растянуть выплаты на как можно более продолжительный период. В экономическом обосновании рассматриваются аналогичные факторы.
Элементы экономического обоснования
Для документирования экономического обоснования не существует твердых правил. Обычно вы пытаетесь определить материальные результаты выполнения (или невыполнения) соответствующего проекта. Под словом материальные мы подразумеваем «поддающиеся измерению» - экономию затрат, повышение производительности или мощности, повышение доходов, увеличение доли рынка, принадлежащей компании, и т.п. В процессе общения с лицами, заинтересованными в выполнении вашего проекта, вы можете выяснить, что является для них самым важным.
Приведенный ниже список позволит вам составить некоторое представление о типах материальных элементов, которые необходимо иметь в виду, определяя экономическое обоснование проекта. Не все эти элементы должны быть документированы для каждого проекта; однако чем сложнее проект и чем больший риск заключается в нем для вашей организации, тем больше таких элементов необходимо включить в экономическое обоснование:
- экономия;
- сокращение издержек;
- возможности, связанные с получением дополнительного дохода;
- увеличение доли рынка, принадлежащей компании;
- удовлетворение клиента;
- анализ денежных потоков.
Анализ денежных потоков документируется как часть экономического обоснования соответствующего проекта. Цель такого анализа заключается в том, чтобы помочь лицам (или комитетам), рассматривающим запросы, выбрать проекты, подходящие для реализации. Мы рассмотрим несколько методов анализа денежных потоков в статье про «Критерии отбора проектов». Помимо элементов, поддающихся измерению, в экономическое обоснование следует включить также нематериальные элементы, в том числе возможные, хотя и непланируемые затраты организации. В приведенном ниже списке содержится ряд примеров подобного рода:
- издержки переходного периода;
- эксплуатационные расходы;
- изменения в бизнес-процессах;
- изменения, касающиеся персонала;
- повторяющиеся выгоды.
Другие соображения, связанные с экономическим обоснованием
Наряду с затратами, выгодами и анализом денежных потоков в экономическом обосновании необходимо учесть альтернативные решения или методы практической реализации соответствующего проекта. Например, существуют тысячи поставщиков, предлагающих миллионы продуктов, которые умеют делать х, у и z, однако у каждого из них есть своя цена. Является ли, например, готовое решение, предлагаемое за 2 млн долл., более выгодным вариантом, чем альтернативный вариант решения, который частично покупается на стороне, а частично реализуется собственными силами данной организации?
Вопросы именно такого рода очень часто приходится рассматривать в экономическом обосновании. Каждый из альтернативных вариантов должен включать и материальные, и нематериальные элементы, перечисленные в предыдущем разделе. Экономическое обоснование должно завершаться теми или иными выводами и рекомендациями. Если экономическое обоснование надлежащим образом подготовлено и документировано, оно говорит само за себя. Однако в любом случае будет нелишним указать, какая альтернатива является наилучшей для вашей организации.
Экономическое обоснование может быть подготовлено опекуном или руководителем проекта — это зависит от культуры соответствующей организации. Однако независимо оттого, кто готовит экономическое обоснование проекта, именно опекун несет ответственность за его финансовую эффективность, в то время как руководитель отвечает за успешное планирование, исполнение и практическую реализацию. Образно говоря, руководитель следит за правильным выполнением формы проекта, но наполняет содержанием (инвестициями) эту форму опекун, от чего в итоге и зависит величина прибыли, обеспечиваемая конечным продуктом (или результатом) данного проекта.
1В нормативно-методических документах отсутствуют указания по выбору территории проведения инженерных изысканий. Границы территории изысканий выбираются произвольно, без учета особенностей и структуры ландшафта. В статье предлагается в качестве территории проведения инженерно-экологических изысканий для площадных объектов использовать геосистемную единицу ландшафта – водосборный бассейн реки, для которого характерны упорядоченные, пространственно организованные вещественные и энергетические потоки. Все компоненты геосистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены, приурочены к одной мезоформе рельефа на однородном геологическом субстрате и образуют природно-территориальный комплекс. Воздействия на компоненты природной среды не выходят за пределы водосборной площади бассейна реки. Последствия техногенного воздействия в виде ответной реакции формируются всей геосистемой, поэтому она должна быть объектом инженерно-экологических изысканий.
водосборный бассейн реки
геосистема
инженерно-экологические изыскания
1. Голованов А.И. Ландшафтоведение / А.И. Голованов, Е.С. Кожанов, Ю.И. Сухарев. – М., 2005. – 214 с.
2. Инженерно-экологические изыскания для строительства: СП 11-102-97. – М. : Госстрой РФ, 1997.
3. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения: СНиП 11-02-96. – М. : Госстрой РФ, 1996.
4. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утв. приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 года № 539.
5. Исаченко А.Г. Представление о геосистеме в современной физической географии // Изв. ВГО. – 1981. – Т. 113. – № 4. – С. 297-306.
6. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
7. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Утв. постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74.
Введение
Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования планируемой деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических последствий. Под экологическим обоснованием понимается совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека . Неблагоприятные экологические последствия планируемой деятельности будут происходить в зоне воздействия сооружения. Существенным методическим недостатком свода правил по инженерно-экологическим изысканиям СП 11-102-97 и СНиП 11-02-96 является то, что документы не определяют территорию, в пределах которой должны проводиться изыскания, не дают указаний, как определять границу зоны воздействия и по каким критериям и компонентам природной среды следует выполнить прогноз возможных изменений. Обоснование и выбор территории проведения инженерно-экологических изысканий относятся к важнейшим задачам исследований и определяют качество и представительность результатов, необходимые и достаточные виды и объемы работ, размещение пунктов наблюдений на основных путях миграции, ареалах и потоках рассеяния и аккумуляции веществ-загрязнителей, соотношение степени ожидаемого воздействия и устойчивости выбранной территории.
Практика проведения экспертизы инженерных изысканий показывает, что границы территории изысканий выбираются произвольно, без учета особенностей природных условий ландшафта, в пределах которого будут проявляться последствия планируемой деятельности. Часто на экологических картах в графической части технического отчета границы просто не показываются, а в текстовой части отмечаются только пункты отбора проб. В других случаях, без всякого обоснования, граница изысканий проводится на равном расстоянии вокруг объекта проектирования или реконструкции. В результате изыскания проводятся в пределах некой геометрической фигуры, очерченной на карте. Закономерности функционирования природной среды не подчиняются и не укладываются в геометрические формы, и в результате изыскания проводятся формально и не позволяют оценить воздействия на весь природный комплекс и его ответную реакцию в виде последствий. Биогеоценозы и экосистемы территории искусственно расчленяются на фрагменты, по которым оценить устойчивость и дать качественный прогноз изменений невозможно. Нарушаются требования п. 8.13 СНиП 11-02-96 и Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности , в соответствии с которыми должна определяться устойчивость экосистем к воздействиям и их способность к восстановлению. Методическое обоснование границ территории проведения изысканий в программе проведения работ отсутствует. Территория изысканий искусственно вписывается в ландшафт, имеет произвольную форму, не включает всю зону потенциального воздействия планируемого объекта и не учитывает взаимосвязь природных процессов и явлений в пределах структурного элемента ландшафта.
Методические основы выбора территории инженерно-экологических изысканий
Методическое обоснование выбора территории инженерно-экологических изысканий следует проводить на геосистемной основе. Геосистема - это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической среды в целом) до элементарной геосистемы (фации). Геосистема характеризуется пространственными границами и взаимным расположением (структурой) компонентов природной среды, функциональным значением компонентов, т.е. является пространственно-функциональной. Наиболее четкие границы геосистемы определяются факторами, которые сами отличаются большой устойчивостью, консерватив-ностью и связаны с геологическим строением территории или ее морфологическими особенностями, например граница водораздела. Между компонентами геосистемы существуют не просто отношения, связи, взаимодействия, но и взаимообусловленность; это обстоятельство дает основание относить геосистемы к категории наиболее сложно организованных детерминированных систем .
Первичной функциональной ячейкой ландшафта является фация. Фация - предельная категория геосистемной иерархии, характеризуемая однородными условиями местоположения и местообитания и одним биоценозом , (склон оврага, днище балки, русло ручья, верхняя часть склона холма). Наиболее крупным природно-территориальным комплексом является урочище. Урочище - сопряженная система фаций, объединяемых общей направленностью физико-географических процессов и приуроченных к одной мезоформе рельефа на однородном геологическом субстрате (гряда с лощинами или оврагами, сложное урочище - водосборный бассейн малой реки).
При проведении инженерно-экологических изысканий выбор геосистемной единицы ландшафта, в пределах которой проектируемый площадной объект может оказывать воздействие на компоненты природной среды, имеет принципиальное значение. Такая структурная единица должна быть больше площади земельного и горного отводов и зоны непосредственного воздействия объекта на окружающую среду, поскольку компоненты природной среды прилегающих территорий находятся во взаимной связи и определяют устойчивость геосистем к внешним нагрузкам. Экологическая устойчивость территории, оцениваемая при изысканиях, определяется не только прямым воздействием объекта на компоненты природной среды и их ответной реакцией, но и влиянием компонентов вне зоны непосредственного воздействия на трансформацию поступающих в природную среду загрязнений (разбавляющая способность притоков, воднорегулирующая роль леса и т.п.).
Важно отметить, что при выборе геосистемной единицы ландшафта для проведения инженерно-экологических изысканий нельзя ограничиваться одной фацией, так как она имеет наименьшую устойчивость и чаще всего подвержена разрушению. Урочище - значительно более устойчивая система, чем фация. Эта геосистема труднее поддается преобразованию, что имеет важное практическое значение в связи с проблемами хозяйственного воздействия на природный комплекс. Сложное урочище в виде водосборного бассейна малой реки, в пределах которого планируется размещение производственного объекта, наилучшим образом отвечает теоретическим положениям геосистемного подхода к выбору территории проведения инженерно-экологических изысканий. В практическом плане это логически понятные естественные границы, хорошо отражаемые на картографическом материале.
Речные бассейны характеризуются упорядоченными, пространственно организованными вещественными и энергетическими потоками: в их пределах целесообразно как изучать структурно-функциональную организованность природных экосистем, так и оценивать результаты антропогенного воздействия. Все протекающие процессы на территории речных бассейнов взаимосвязаны, что позволяет относить их к территориальным геосистемам. Водосборные бассейны отличаются собственным специфическим рельефом, геологическим строением, площадью, водностью, микроклиматом, которые определяют потенциальные запасы влаги, величины стока, перемещения твердого материала, а это, в конечном итоге, влияет на формирование почвенно-растительного покрова и животного мира, а также на устойчивость геосистемы к внешним воздействиям. Все потенциально возможные воздействия производственного объекта локализуются в пределах водосборного бассейна и не распространяются за его пределы. Задача экологического обоснования намечаемой деятельности заключается в оценке допустимости оказываемых воздействий и последствий на водосборный бассейн основной реки. Результаты инженерно-экологических изысканий дают возможность аргументированно провести такую оценку в пределах структурной единицы ландшафта.
Особенности зоны воздействия на компоненты окружающей среды
В соответствии с требованиями СНиП 11-02-96 (п.п. 8.12, 8.13) задачей инженерно-экологических изысканий является определение и уточнение границ зоны воздействия на компоненты окружающей среды. Указания, как определить эту границу, в нормативных документах отсутствуют.
Любой производственный объект оказывает воздействие на компоненты природной среды в пределах потенциальной зоны влияния. Внешние воздействия на геосистему изменяют сложившееся квазиравновесное состояние отдельных природных компонентов, способствуют появлению и развитию новых, не характерных для геосистемы процессов - ускоренная эрозия, плоскостной смыв грунтов в связи с вырубкой леса на водосборной площади, дефляция почв и земель, заболачивание, засоление и загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, уменьшение биоразнообразия. Величина отклонения геосистемы от естественного устойчивого состояния является индикатором внешнего воздействия, ответной реакцией, выраженной в последствиях - изменении показателей качества природного комплекса. Характеристика депонирующей способности ландшафта и активности обмена в нем веществ (характеристика промывного режима природного комплекса, разбавляющей и трансформирующей способности) позволяет дать характеристику природно-экологического потенциала геосистемы (водосборного бассейна), которая основана на интенсивности развития процессов. Все последствия от проектируемого производственного объекта проявляются в пределах геосистемы - водосборного бассейна реки или его части.
Воздействия производственного объекта на геосистему в значительной степени зависят от качества составляющих ее компонентов. Компоненты ландшафта разделяются на три группы с учетом их функций в геосистеме :
1) инертные - минеральная часть и рельеф (фиксированная основа геосистемы);
2) мобильные - воздушные и водные массы (выполняют транзитные и обменные функции);
3) активные - биота (фактор саморегуляции, восстановления, стабилизации геосистемы).
В зависимости от компонента природной среды и специфики воздействия зона влияния производственного объекта может существенно различаться. Размеры зоны в основном определяются мобильными компонентами. Воздушные массы и водные потоки являются агентами переноса загрязняющих веществ от производственного объекта, и дальность этого переноса зависит от скорости, концентрации загрязнений и разбавляющей способности агента. Инертные и активные компоненты ландшафта в пределах времени проведения инженерных изысканий не имеют решающего значения в определении зоны влияния. Влияние на атмосферный воздух нормируется границей санитарно-защитной зоны (СЗЗ) объекта, устанавливаемой в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 . За пределами границы СЗЗ воздействие объекта на атмосферный воздух находится в допустимых пределах. Регламентация границ воздействия на другие компоненты природной среды в нормативных документах отсутствует.
Кроме атмосферного воздуха, наиболее динамичными компонентами природной среды являются поверхностные и подземные воды. Скорость водообмена и степень разбавления загрязняющих веществ в значительной мере зависят от особенностей выбранной территории инженерных изысканий. В любом случае все изменения качества воды в связи с воздействием производственного объекта происходят в пределах водосборного бассейна основной реки. Последствия этого воздействия на поверхностные воды и степень разбавления фиксируются в реке - приемнике стока бассейна, ниже впадения основной реки. Выше впадения основной реки, как правило, организуется пункт наблюдений за фоновыми характеристиками реки - приемника стока из бассейна. Территория, где размещаются эти пункты наблюдений, включается в границы проведения изысканий.
Грунтовые воды первого от поверхности водоносного горизонта разгружаются в виде родников или подрусловым стоком в основную реку бассейна и транзитом движутся вниз по уклону рельефа в сторону реки - приемника стока. Граница водораздела подземных вод очень часто совпадает с границей водораздела поверхностных вод, и грунтовые воды, подверженные потенциальному воздействию от производственного объекта, не пересекают границу водосборного бассейна, оставаясь в пределах территории изысканий. Воздействия на подземные воды, как и поверхностные, имеют комплексный характер. Техногенное воздействие оказывает производственный объект, а естественное разбавляющее воздействие на поток подземных вод оказывают водоносные горизонты, находящиеся вне зоны влияния объекта, но в пределах водосборного бассейна. В процессе инженерно-экологических изысканий очень важно оценить воздействия объекта на весь природный комплекс и спрогнозировать ответную реакцию в виде последствий, а не зафиксировать концентрацию загрязняющих веществ в выбросах и сбросах.
Почвенный и растительный покров территории изысканий относится к инертным и активным компонентам природной среды. Воздействие от производственного объекта на эти компоненты может происходить через атмосферный воздух, посредством плоскостного смыва загрязнений со склона и в результате подтопления, в связи со строительством объекта. Анализ воздействий показывает, что они достаточно хорошо предсказуемы и будут локализованы в пределах части водосборного бассейна.
Таким образом, потенциально возможные воздействия производственного объекта на основные компоненты природной среды и ответные реакции в виде последствий будут локализованы в пределах водосборного бассейна реки. Зона непосредственного воздействия на компоненты природной среды не может быть искусственно выделена из природного комплекса, поскольку является составной частью геосистемы - структурной единицы ландшафта. Природный комплекс в виде водосборного бассейна реки, в пределах которого планируется размещение производственного объекта, следует считать территорией проведения инженерно-экологических изысканий (рис. 1).
Рис. 1. Территория инженерно-экологических изысканий.
Геосистемное обоснование выбора территории для проведения инженерно-экологических изысканий реализовано в 11 отчетах об изысканиях на объектах калийной промышленности Пермского края, прошедших государственную экологическую экспертизу.
1. Территория проведения инженерно-экологических изысканий должна соответствовать геосистемной структурной единице ландшафта с упорядоченными, пространственно организованными материальными и энергетическими потоками и взаимно обусловленными структурными компонентами. Такой геосистемой является водосборный бассейн реки, в пределах которого планируется размещение объекта проектирования. Все потенциально возможные воздействия от объекта будут локализованы в границах бассейна.
2. Водосборные бассейны характеризуются собственными четко определенными границами, специфическим рельефом, геологическим строением, площадью, водностью, микроклиматом, почвенно-растительным покровом, а также устойчивостью геосистемы к внешним воздействиям. Характеристика состояния такой геосистемы и прогноз ее изменения в связи с намечаемой деятельностью является предметом инженерно-экологических изысканий.
Рецензенты:
Кудряшов Алексей Иванович, доктор геолого-минералогических наук, директор ООО «НПФ «Геопрогноз», г. Пермь.
Наумова Оксана Борисовна, доктор геолого-минералогических наук, зав. кафедрой поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Караваева Т.И., Тихонов В.П. ОБОСНОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7822 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами рассмотрим такую интересную тему, как обоснование закупок в рамках 44-ФЗ. Подробно поговорим о том, что собой представляет обоснование закупок, кем и в какие сроки готовится, а также какую информацию должно в себе содержать. Материал статьи рассчитан, прежде всего, на представителей Заказчиков, а также будет полезен в ознакомительных целях и поставщикам.
1. Что такое обоснование закупки?
Обоснование закупки (ОЗ) — документ, являющийся приложением к плану закупок и плану-графику закупок.
Обоснование закупки осуществляется Заказчиком на этапе планирования. Статья 18 44-ФЗ вступила в силу с 1 января 2016 года, поэтому первые ОЗ Заказчики должны сформировать в виде приложений к плану закупок на 2017-2019 гг. и плану-графику на 2017 год.
3. Обоснование при формировании плана-графика
Согласно ч.3 ст.18 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат:
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 44-ФЗ;
3) дополнительные требования к участникам закупки.
Рекомендую вам также посмотреть видеообзор нового сервиса по обоснованию закупок — «Обоснуй!» . Данный сервис будет полезен, как Заказчикам, так и поставщикам.
4. Сроки подготовки обоснования закупок
Сроки подготовки ОЗ для федеральных Заказчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации, для Заказчиков субъекта РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.
5. Оценка обоснованности осуществления закупок
Согласно ч.4. ст.18 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.
По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На этом моя небольшая статья подошла к концу. Надеюсь, что вышеизложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.