Внешние информационные источники ресурсы налоговых органов. Информационная база проведения налогового контроля
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов (п. 4 ст. 24);
- документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений (пп. 3 п. 1 ст. 31);
- документы, подтверждающие права на освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС (ст. 145);
- счет-фактура (ст. ст. 169, 178, 198);
- транспортные и товаросопроводительные документы (ст. 178);
- расчетные документы, в том числе реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива (ст. 198);
- первичные учетные документы; платежные документы (ст. 198);
- документы, подтверждающие целевые расходы (ст. 238);
- платежные поручения о перечислении налога (ст. 243);
- договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), лицензионный договор (ст. 237) и другие.
- Документы об образовании, реорганизации и ликвидации юридического лица.
- Документы о государственной регистрации и постановке на налоговый учет предпринимателя без образования юридического лица; о прекращении его деятельности.
- Гражданско-правовые договоры субъектов финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
- Документы о приобретении, отчуждении имущества.
- Оправдательные (учетные) документы, фиксирующие ведение и результат деятельности организации и индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
- Документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
- Налоговые декларации.
- Индивидуальные нормативные акты (решения, постановления, заключения) контрольно-надзорных органов, вынесенные по результатам контрольной (надзорной) деятельности.
- изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, денежные средства:
- временно изымать эти документы для установления их подлинности;
- при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, изъятие производится на срок не более 7 суток;
- а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, изъятие производится на срок не более 48 часов;
- опечатывать места хранения документов на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на 7 суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, - не более чем на 48 часов.
- процедурно - правовой режим сбора материалов;
- полномочия субъекта, осуществляющего сбор материалов;
- юридическое значение собранных материалов.
- Материалы специальных производств.
- Материалы об отказе в возбуждении уголовных дел за совершение действий (бездействия) в экономической сфере (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).
- Материалы специальных проверок в экономической сфере.
- Материалы инвентаризаций.
- Материалы ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации").
- Не являющиеся налоговыми, документальные проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимые органами внутренних дел.
- Внутренние материалы организаций.
- Особая разновидность материалов.
- По месту нахождения.
- в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке п. 1 ст. 15 Закона об ОРД отражается в рапорте или справке оперативного работника с приложением изъятого;
- в процессе проверки соблюдения организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах в порядке п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" составляется акт об изъятии;
- при проверке административного правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, факт изъятия фиксируется в соответствующем протоколе (ст. 27.10).
- сведения об открытии и закрытии счетов в банке (ст. 118 НК РФ);
- сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (сведения о налогоплательщике) - ст. ст. 126, 129.1 НК РФ; ст. 15.6 КоАП РФ;
- сведения о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии (ст. 14.11 КоАП РФ).
Виды и характеристика налоговых проверок, методы их проведения. Особенности и порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оформление их результатов. Предложения по повышению качества и эффективности организации налоговых проверок.
дипломная работа , добавлен 21.03.2015
Налоговая проверка как форма проведения налогового контроля. Порядок проведения налоговых проверок согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Классификация налоговых проверок по видам и целям их проведения, порядок оформления их результатов.
контрольная работа , добавлен 13.12.2010
Налоговая декларация как письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, порядок и нормативно-правовое обоснование ее составления, субъекты. Порядок проведения и виды налоговых проверок.
контрольная работа , добавлен 26.06.2013
Правовая характеристика проверок, проводимых налоговыми органами. Правовые принципы проведения налоговых проверок, их основные виды и оформление результатов. Характеристика камеральных и выездных налоговых проверок. Проблемные вопросы данного института.
курсовая работа , добавлен 24.05.2013
Методика планирования и порядок проведения отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Теоретические аспекты налогового контроля. Обстоятельства, порождающие у налоговых органов сомнения в добросовестности налогоплательщика.
курсовая работа , добавлен 07.04.2009
Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. Законодательные и нормативные акты налогового законодательства РФ, основные принципы и методика проведения налоговых проверок.
дипломная работа , добавлен 05.11.2014
"Налоги и налогообложение", 2006, N 6
На милицию законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предотвращению и пресечению налоговых преступлений, а также оказание содействия налоговым органам при реагировании последних на административные правонарушения в области налогов и налоговые правонарушения.
Выявление налоговых преступлений до стадии возбуждения уголовного дела органы внутренних дел могут осуществлять в процессе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности. При этом в зависимости от вида осуществляемой проверочной деятельности должностные лица органов внутренних дел должны неукоснительно соблюдать соответственно требования Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закона РФ "О милиции", Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Пункт 1 ст. 36 НК РФ и п. 33 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномочил должностных лиц органов внутренних дел участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, они уполномочены самостоятельно проводить документальные проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством (п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции").
Выполнение задач по выявлению уголовно - наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах возложено на Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) и его территориальные подразделения.
В обязанность налогоплательщика входит ознакомление должностных лиц органов дознания (милиции) с источниками информации о нарушении законодательства о налогах и сборах по их требованию либо передача им такой информации. Неисполнение физическими и юридическими лицами законных требований должностных лиц органов внутренних дел и других органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.
Между тем применяемая законодателем терминология по обозначению источников информации о правонарушениях на практике зачастую порождает вопросы у налогоплательщика.
Терминологии в юриспруденции придается особое значение, поскольку через термины словесно выражается то или иное понятие, применяемое по воле законодателя.
Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон об ОРД) позволяет при проведении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий <1>, установленных в ст. 6 этого Закона, производить "изъятие предметов, материалов и сообщений" (здесь и далее выделено мной. - В.К.). Намеренно или нет, но Закон об ОРД в отличие от иных федеральных законов (к примеру, см. ст. 5 УПК РФ, ст. 11 НК РФ) не содержит определений используемых в нем терминов. Этот недостаток нормотворческой деятельности позволяет вольно трактовать термины "материалы" и "сообщения", отождествлять их на практике с термином "документы", что вовсе не одно и то же.
<1> В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением органами внутренних дел гласных оперативно-розыскных мероприятий.
Более того, не разъясняя их правовую характеристику и степень различия между ними, законодатель пошел по пути "размножения" самостоятельных источников получения информации об обстоятельствах подготавливаемого (совершенного) правонарушения (преступления).
Так, согласно Закону РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (с изм. и доп.) должностные лица органов внутренних дел, осуществляя мероприятия по проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, вправе "получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы..." (п. 4 ст. 11); осуществлять "наведение справок" (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).
Значение термина "документ" не вызывает сомнений. А вот под видом "сведений" на практике, ввиду отсутствия официального разъяснения сути этого термина в вышеназванных законах, зачастую изымаются именно документы.
Таким образом, очевидна необходимость специального рассмотрения понятий этих и других источников информации о правонарушениях (преступлениях).
Попытаемся раскрыть наиболее важные характеристики этих источников. Для облегчения задачи и наглядности ее решения начнем с наиболее юридически значимого источника, с "документа".
О документах. Деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица немыслима без документооборота. Вместе с тем с помощью документов устанавливаются обстоятельства совершения правонарушений (преступлений). В этой связи в ходе проверки исполнения законодательства о налогах и сборах должностных лиц органов внутренних дел в первую очередь интересуют те документы, которые являются способом фиксации финансовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994 N 77-ФЗ (с изм. и доп.), документ, - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией. Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (изм. и доп.) дополняет: "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2).
Для целей выявления налоговых правонарушений посредством проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий, документ представляет собой юридическое удостоверение, каких-либо противоправных фактов, учитываемых должностными лицами органов внутренних дел при сборе информации о налоговых правонарушениях (преступлениях).
В обобщенном виде документ - это деловая бумага установленной формы, юридически подтверждающая определенные права и обязанности ее обладателей - субъектов налогообложения. Она фиксирует и удостоверяет определенные факты их экономической деятельности, контролируемой уполномоченными государственными органами.
Документ, будь это подлинник или копия, не изготавливается для ответа на запрос указанных органов (как, например, справка), он (документ) имеется в наличии, хранится, используется помимо запроса (до запроса), а присущие ему идентификационные признаки позволяют индивидуализировать каждый из документов в отдельности.
Применительно к теме статьи индивидуализация видов документов, используемых в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, содержится в законодательстве, регулирующем правоотношения в экономической сфере.
Поскольку ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена нормами НК РФ, КоАП РФ, Уголовного кодекса РФ (УК РФ), обратимся в первую очередь к нормам этих кодифицированных законов. Но надо сказать, что различные виды документов упоминаются и в тех статьях КоАП РФ и УК РФ, которые не предусматривают соответствующую ответственность за нарушения в области налогов и сборов.
В Налоговом кодексе РФ понятие "документ" применяется в следующих значениях:
В Кодексе РФ об административных правонарушениях упоминаются: бухгалтерские и иные учетные документы (ст. ст. 14.13, 15.11), документы, необходимые для осуществления налогового контроля (ст. 15.6), ценные бумаги документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24) и другие.
В Уголовном кодексе РФ можно встретить: платежный документ (ст. 187), учетный документ (ст. 195) и другие.
Как известно, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (с изм. и доп.) обязывает оформлять все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, оправдательными документами. Назначение этих документов в том, чтобы быть первичными учетными документами (ст. 9), на основании которых и ведется бухгалтерский учет. Именно такой документ содержит наиболее точную информацию о различных сторонах деятельности организаций. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера недействительны и к исполнению не принимаются.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) различает документы: исполнительные (ст. 855), платежные (ст. ст. 849, 855), расчетные (ст. 864), складские (ст. ст. 907, 912, 917), транспортные, сопроводительные (ст. 513), учредительные документы юридического лица (ст. 52) и другие.
Существующие виды документов позволяют условно квалифицировать их по форме и содержанию в самостоятельные группы, содержащие однородные признаки.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел при наличии данных, требующих проверки, о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, вправе по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (его заместителя):
О предметах. Предмет может быть как материальным изделием, так и творением природы. Применительно к деятельности налоговых органов предметы первой группы дифференцируются на три подгруппы:
а) вещи - обеспечивающие организацию труда (см. например, Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ) и др.;
б) имущество налогоплательщика (п. 1 ст. 72, п. 4 ст. 73, ст. 77 НК РФ);
в) товары - объекты торгового оборота (ст. 40 НК РФ).
Предметы - материальные изделия хранят в себе видимые и невидимые изменения принадлежащих им состояний и свойств. Применительно к деятельности подразделений ДЭБ МВД России предметы передают информацию о подлежащих установлению обстоятельствах нарушений в экономической сфере, в том числе в области налогов и сборов.
Сущность и значение предмета заключаются в непосредственном материальном отображении обстоятельств, имеющих значение для установления признаков нарушения законодательства о налогах и сборах и лиц, его совершивших. Иначе говоря, предмет может содержать сведения о времени, месте, исполнителе и способе нарушения законодательства о налогах и сборах, размере неуплаченных и (или) сокрытых от уплаты налогов и сборов. Такие сведения могут быть материализованы в информационных системах (компьютерная техника, средства связи), видео- и аудиотехнике, кино- и фотоаппаратуре, контрольно-кассовой технике, приборах, используемых в качестве средств измерения, и в других технических и специальных средствах.
Кроме того, к предметам относятся поддельные (подложные) документы, используемые для неправомерной неуплаты (сокрытия от уплаты) налогов и сборов.
Согласно п. 5 ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводится "исследование предметов и документов", т.е. ознакомление, изучение, анализ. Результаты такого исследования могут быть оформлены справкой или протоколом.
О материалах. Из анализа текстов законов, где упоминается термин "материалы", аксиоматично следует, что материалы не идентичны документам. Приведем в подтверждение несколько примеров, выражающих единый подход к этому вопросу, содержащийся в правовых предписаниях законодателя:
"Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы...". (Закон РФ "О милиции", ст. 5);
"Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращения представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии" (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
Материалы выездной налоговой проверки состоят из акта проверки и приложений к нему, в числе которых могут находиться и документы в заверенных должным образом копиях (ст. ст. 89, 93 НК РФ). Точно так же, дело об административном правонарушении состоит из протокола и других материалов (пп. 5 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
Специальные производства и проверки представляют собой процедурную деятельность в ее динамике, оформленную материалами. Одновременно материалы специального производства (проверки) есть достигнутый результат в ходе осуществления процедурной (процессуальной) деятельности. Документы - лишь составная часть материалов.
Более того, документы появляются в ходе специального производства (проверки) на основании вынесенных (составленных) материалов. Например , с одной стороны, постановление должностного лица налогового органа на выемку документов в ходе выездной налоговой проверки, с другой сами изъятые документы.
В других случаях отдельные группы материалов представляют только себя. Например , чтобы приступить к проведению выездной налоговой проверки, необходимо вынесение для этого соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем и т.д.
Помимо специальных производств и налогового контроля, материалы оформляются в процессе иных официальных проверок. Это, например, материалы ревизий, инвентаризаций и т.п., по итогам которых, на основании имеющихся материалов и документов, составляются соответствующие акты и принимаются решения.
У юридических и физических лиц - налогоплательщиков существуют материалы внутреннего пользования, например, составляемые и используемые в процессе трудовых отношений между работником и работодателем, ведения делопроизводства и т.п.
Под материалами Налоговый кодекс РФ понимает еще и комплектующие элементы, составные части, из которых производится, собирается тот или иной товар. Например , подакцизные товары, производимые из давальческого сырья и материалов (ст. 200).
Определяющими признаками для классификации материалов служат:
По этим основополагающим признакам выделим материалы в следующие группы:
1.1. Производство по делу о налоговом правонарушении (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).
1.2. Производство по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ; разд. 4 КоАП РФ).
1.3. Досудебное производство (п. 9 ч. 1 ст. 5 УПК РФ);
1.4. Уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).
2.1. По реабилитирующим основаниям (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
2.2. По нереабилитирующим основаниям (пп. 4, 5, 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
3.1. Материалы государственного финансового контроля (отдельные его аспекты освещены Бюджетным, Налоговым, Таможенным кодексами РФ).
3.2. Материалы валютного контроля (гл. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
3.3. Другие материалы проверок, осуществляемых правомочными органами в порядке контроля и надзора <2>.
<2> Порядок проведения выездных налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами с участием органов внутренних дел, урегулирован "Инструкцией "О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок", утвержденной совместным Приказом МВД России, МНС России от 29.01.2004 N 76/АС-3-06/37.
4.1. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе и силами самой организации.
4.2. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе правоохранительного либо контролирующего органа;
4.2.1. Инвентаризация имущества налогоплательщика, проводимая в ходе выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ).
При проверке заявления о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ).
В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномоченные должностные лица органов внутренних дел "при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность" вправе "требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их".
В соответствии с положением п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вправе "проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации".
7.1 Личные дела работников.
7.2 Материалы служебных проверок.
7.3 Материалы служебной переписки.
7.4 Материалы делопроизводства.
7.5 Иные материалы организации.
В меньшем объеме такие материалы имеются у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
8.1 Материалы - комплектующие элементы производимого или произведенного товара (ст. 200 НК РФ).
8.2 Сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве (п. 4 ст. 47, п. 7 ст. 48 НК РФ).
По своей правовой природе эта группа материалов близка к предметам.
Как видно, далеко не всякие материалы находятся у налогоплательщика, что существенно как для проверяющих, так и для проверяемых. Отсюда дополнительный критерий классификации материалов:
9.1 Материалы, находящиеся у налогоплательщика.
9.2 Материалы, находящиеся в правоохранительных, контролирующих (надзорных) и иных органах.
Особенности оформления факта изъятия материалов и предметов определяется процедурно-правовым режимом, в котором оно осуществляется:
О сведениях и сообщениях. Компетентные должностные лица органов внутренних дел согласно п. 34 ст. 11 Закона РФ "О милиции" вправе в соответствии с российским законодательством получать сведения, составляющие налоговую тайну. К налоговой тайне относятся любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ.
Перечень лиц, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033.
В обобщенном виде налоговое и административное законодательство различает следующие сведения:
Очевидно, что сообщение есть материальная форма передачи сведений. Иначе говоря, сведения содержатся в сообщениях. Наиболее заметно это в названии и тексте ст. 129.1 НК РФ "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу".
Другой пример: "Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения..." - ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 (с последующими изменениями). Сообщения в печати и других средствах массовой информации содержат сведения, доступные для всех. В приведенном примере сообщение может иметь форму интервью, очерка, фельетона и др.
В этой связи по сообщении о преступлении, распространенном в средствах массовой информации, редакция СМИ обязана передать прокурору, следователю или органу дознания, осуществляющим проверку (по их требованию), имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении рассматривается нормами УПК РФ как один из поводов к возбуждению уголовного дела (п. 43 ч. 1 ст. 5; ч. 1 ст. 140).
Сведения различаются как:
а) представляемые по разовым запросам;
б) представляемые систематически и определенного характера.
Существующий порядок изъятия и ознакомления со сведениями соответствует аналогичному порядку изъятия и ознакомления с материалами и предметами.
Об объяснениях. Объяснения физических лиц как источник информации о правонарушении (преступлении) широко применяется должностными лицами органов внутренних дел и другими органами дознания в ходе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности.
При получении объяснений от граждан им должно разъясняться содержание ст. 51 Конституции РФ, п. 1 которой гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом".
В названной конституционной норме формально не оговаривается, что приведенные в ней положения распространяются только на производство по уголовным делам. Это позволяет утверждать: физические лица вправе отказаться от сообщения информации о самом себе и своих близких родственниках не только в гражданском или уголовном процессе.
Это право имеется у физических лиц - участников производства по делам об административном правонарушении, оно закреплено в ст. 25.6 КоАП РФ. В соответствии с названной правовой нормой кодекса свидетель вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.
Аналогичная норма закреплена в ч. 4 п. 1 ст. 56 УПК РФ, положения которой распространяются на получение объяснений от граждан при проверке информации о преступлении до возбуждения уголовного дела.
Очевидно, что в контексте конституционной формулировки "не обязан свидетельствовать против самого себя" подразумевается лицо, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется.
Перед началом опроса должностное лицо органа внутренних дел предлагает очевидцу либо лицу, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется, ответить на вопросы, связанные с проверяемым противоправным фактом нарушения законодательства о налогах и сборах. В этих условиях опрашиваемому известно, кто проводит опрос и по какому поводу.
Физическое лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний и по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний. И, соответственно, уголовной ответственности по этим статьям УК РФ нести не может.
Исключение составляет предусмотренная в ст. 17.9 КоАП РФ административная ответственность свидетеля за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Речь идет об ответственности свидетеля, не входящего в узкий круг лиц, предусмотренный ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ.
Напомним, что для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дача объяснения - его право, а не обязанность (п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).
Информация, получаемая от лица, опрашиваемого в процессе проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий, оформляется получением от него письменного объяснения или письменным рапортом сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В процессе проведения органами внутренних дел административной и иной проверочной деятельности составляется письменное объяснение опрашиваемого.
КоАП РФ различает объяснения лица, в отношении которого ведется административное производство по делу об административном правонарушении и показания свидетеля и потерпевшего (п. 1 ст. 26.3 КоАП РФ). Все они отражаются в соответствующем протоколе, а в случае необходимости записываются отдельно и приобщаются к делу об административном правонарушении.
Само по себе объяснение, полученное до возбуждения уголовного дела, не может быть признано доказательством вины лица, совершившего уголовно - наказуемое нарушение налогового законодательства. Объяснения содержат сведения, имеющие отношение к проверяемому факту нарушения законодательства о налогах и сборах.
О справках. Справка - это деловая бумага, не являющаяся документом, но содержащая информацию (сведения), представляющую интерес для проверяющего (правоохранительного либо контролирующего) органа. Иначе говоря, справка - это информация справочного характера, ее обработке и предоставлению предшествует запрос уполномоченного на то органа, для которого она, собственно, и готовится.
Наведение справок преследует цель ознакомления с документами и материалами, содержащими информацию, имеющую отношение к нарушению законодательства о налогах и сборах. Официальная форма получения справки - запрос либо непосредственное ознакомление на месте с документами и материалами организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
В первом случае ответ на запрос поступает от адресата в письменном виде. Во втором - по результатам наведения справки должностным лицом органа дознания составляется рапорт. Сведения, содержащиеся в рапорте, носят исключительно ориентировочный характер.
В справках, как и в сообщениях, отображены сведения, но их юридический статус и процедурный порядок получения различен. В отличие от сообщения сведения включаются в справку по инициативе органа внутренних дел, ему же они и адресованы.
Законодательно закреплено, что различие в статусе источника информации о нарушениях налогового законодательства влечет различие в процедуре его истребования и получения. Пример: для истребования из банков сведений (в форме справки) налоговым органам достаточно направить мотивированный запрос (ст. ст. 86, 87 НК РФ; ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 - с изм. и доп.). Но получение налоговым органом соответствующих документов, связанных с деятельностью проверяемого им налогоплательщика (плательщика сбора), допустимо лишь в рамках проводимой в отношении банка встречной проверки (ст. 87 НК РФ).
О соотношении приведенных терминов. Рассмотренные термины и понятия объединяет то, что они являются носителями информации о налоговом правонарушении (преступлении).
Документы, предметы, материалы, сообщения, объяснения, справки представляют собой материальную форму передачи такой информации различного юридического статуса. Наличие материального объекта позволяет персонифицировать названные источники информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Сведения же по своей сути есть разновидность информации. В узком смысле сведения содержатся только в сообщениях. В широком смысле - во всех других источниках информации о нарушении законодательств о налогах и сборах.
Недостаточное законодательное урегулирование рассматриваемых в статье понятийных категорий дает возможность налоговой администрации для произвольного толкования своих полномочий по истребованию тех или иных источников информации о нарушении законодательства о налогах и сборах.
О последствиях нарушений, связанных со сбором источников информации. В уголовно-процессуальном аспекте назначение источников о нарушении налогового законодательства, добытых органами дознания до возбуждения уголовного дела по правилам оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности, состоит в том, чтобы быть принятыми и использованными в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.
Вопрос о невозможности использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов, полученных должностными лицами органа дознания в процессе выявления и пресечения налоговых преступлений, а также административных и налоговых правонарушений, может возникнуть лишь в случае нарушения законности при их получении.
Источники информации об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов, полученные должностными лицами органов внутренних дел с нарушением установленного законом порядка сбора, невозможно использовать в качестве доказательств по уголовному делу.
Уголовно-процессуальное вето в этой части наложено ст. 89 УПК РФ: "В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом". Такие требования содержатся в ч. 1 ст. 88 УПК РФ: "Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела".
Организация, физическое лицо, полагающее, что действия (бездействие) органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган внутренних дел, прокурору или в суд (ст. ст. 45, 46, 53 Конституции РФ; ч. 2, 8 ст. 5 Закона об ОРД; ст. ст. 39, 40 Закона РФ "О милиции"; гл. 30 КоАП РФ).
В.П.Кузнецов
Доцент кафедры финансов
Оренбургского государственного университета
В налоговой сфере протекают различные информационные процессы. Так, на уровне федеральной налоговой службы к ним можно отнести следующие:
Подготовка типовых отчетных форм;
Контрольная деятельность;
Методическая, ревизионная и правовая деятельность;
Аналитическая деятельность ФНС;
Внутриведомственные задачи.
Для регионального уровня характерен свой состав информационных процессов:
Регистрация предприятий;
Камеральная проверка;
Ведение лицевых карточек предприятий;
Анализ состояния предприятия;
Документальная проверка;
Ведение нормативно-правовой документации;
Внутриведомственные задачи;
Обработка документов физических лиц.
В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами.
Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:
а) по отношению к входу и выходу:
Входные (поступающие в инспекции);
Выходные (исходящие из инспекции).
б) по срокам представления:
Регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления (отчеты «Структура поступлений основных видов налогов», «Недоимка по платежам в бюджет» и другие статистические отчеты, составляемые в налоговых органах);
Нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.
в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:
Правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ФНС и т.д.);
Документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);
Документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок, журналы учета контрольной работы);
Другие виды документов.
Важной составляющей внемашинного информационного обеспечения является система классификации и кодирования. В условиях функционирования АИС методы, способы кодирования, рациональная классификация номенклатур позволяют снизить объем и время на поиск информации, необходимой для решения задач, облегчить обработку информации. АИС строится на основе применения:
а) общероссийских классификаторов (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО)...);
б) ведомственных классификаторов (банков (КБ)...);
в) системных классификаторов (идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН)...).
Современная система управления, как сложная система, может эффективно функционировать только при наличии достаточного информационного обеспечения. Интегрированный информационный источник системы управления -- учетно-аналитическая информация, позволяющая оценить финансовые возможности, принять эффективные управленческие решения при достижении целей управления. От того, как будет построена информационная система (в соответствии с региональными особенностями объекта управления, существующей методологией), зависит достижение цели и выполнение задач управления, а значит, и эффективность управления.
При этом важно обеспечить комплексный подход к управлению с позиций эффективной организационно-управленческой структуры налоговых органов, качественного изменения содержания функций управления, а также реализации всех форм и методов налогового администрирования и контроля.
Больший эффект достигается при создании многопользовательских банков информационных данных с выделением приоритет и разграничением прав доступа по подразделениям и индивидуальным пользователям. В этом случае производится накопление и обработка данных, поступающих от подразделений организаций в соответствии с установленными функциями, и передача информации для оценки и принятия решений на рабочие места уполномоченных на это специалистов и руководства, обеспечивает полнота и актуальность информационного банка данных без нарушения традиционных и отлаженных взаимосвязей .
Понятие информации является одним из ключевых в современной науке, её значение и ценность стремительно растут, меняются методы работы с ней. Важное практическое значение имеют качество и оперативность реализации информации.
Появление нормативного определения понятия «информация» в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не способствовало возникновению на этой основе нормативного определения экономической, правовой, и тем более «налоговозначимой» информации.
Для того чтобы раскрыть сущность и роль информации в налоговом процессе, определить ее значимость при проведении контрольных мероприятий, необходимо определить основные критерии формирования информационных данных, классифицировать потоки поступающей в налоговые инспекции информации, а также определить основной состав участников информационный обмена в налоговой сфере .
Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:
Непрерывность -- обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
Системность -- создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
Актуальность -- своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
Полнота -- наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
Достоверность -- предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.
В целях осуществления проверки потоков поступающей в налоговые инспекции информации на условие выполнения этих критериев производится сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений); получение объяснений и документов, подтверждающих правильности исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации -- включении имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую автоматизированную информа-ционную систему обработки данных налоговых органов .
Вся поступающая в налоговые инспекции информация, по мнению О.А. Мироновой, может быть разделена на следующие потоки:
1. Сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории.
2. Информация о поступлении и возврате налогов и других платежей.
3. Сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками.
4. Информация, необходимая для организации работы инспекции .
Информационное обеспечение включает в себя: систему классификации и кодирования; унифицированную систему документации; иерархическую систему банков данных; систему защиты данных .
По способу получения учетно-аналитическая информация, используемая в налоговом контроле, может быть разделена на:
1. Информацию, собираемую самой налоговой инспекции в ходе контрольной работы;
2. Информацию, поступающую из сторонних источников.
Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено НК РФ. Налоговые органы имеют право: получать от банков по мотивированному запросу справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проводить встречные проверки, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.
Информация, поступающая от сторонних организаций, весьма объемна и разнообразна и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.
Так, по источникам («поставщикам») информации можно выделить информацию, поступающую: от налогоплательщиков (плательщиков сборов); налоговых агентов; банков и органов казначейства; органов власти и управления; других налоговых органов; других источников.
От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых органов банки обязаны представить развернутую информацию о движении средств по счетам неплательщиков.
От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных неправомерных действиях налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях ими бухгалтерского и налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; поступают материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции .
По периодичности поступления информацию, представляемую сторонними источниками, можно разделить на периодическую и нерегулярную.
Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от частоты поступления:
На ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например по единому социальному налогу);
Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юридических лиц и т. п.);
Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т. п.).
К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов, информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения .
По степени обязательности информационные потоки можно разделить на обязательные и необязательные.
Обязательные информационные потоки могут быть установлены НК РФ и другими законами, указами президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.
В ряде случаев обязанность налогоплательщиков по представлению информации в налоговую инспекцию установлена не НК РФ, а другими законами. Так, статьей 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая для наличных денежных расчетов с населением, подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Из этого следует, что при покупке контролько-кассовой машины (ККМ) до ее установки в торговой точке, организация или предприниматель обязаны представить в налоговую инспекцию пакет документов, необходимый для ее регистрации. Налоговая инспекция вводит эту информацию в свою базу данных и использует при контрольной работе. Особенно важна информация о месте установки кассовой машины, поскольку именно там осуществляется реальная деятельность плательщика и 6удет осуществляться бухгалтерский и налоговый контроль.
По результатам проведенных в ходе налогового контроля проверок информация систематизируется налоговыми органами для отражения в системе внутренней отчетности. Учетно-аналитическую информацию внутреннего характера, формирующуюся в системе налогового администрирования в результате функционирования всех элементов системы (налогового планирования, налогового контроля, налогового регулирования и особенно налогового учета), О.А. Миронова предлагает условно систематизировать на четыре блока:
1. Учет налогоплательщиков;
2. Учет данных камеральных и выездных проверок;
3. Оперативный учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
4. Прием и обработка сведений о доходах физических лиц .
Информационной базой для анализа результатов эффективности контрольно-проверочной деятельности налоговых органов служит налоговая отчетность, разрабатываемая налоговыми органами. Поскольку для полноты анализа налоговых поступлений невозможно обойтись без соответствующих статистических показателей, то необходимо также использовать и данные государственной статистической отчетности.
Налоговая отчетность, на базе которой осуществляется анализ налоговых поступлений, состоит из данных месячной, квартальной и годовой отчетности, утвержденной ФНС России, и включает в себя следующие формы:
Форма № 1- НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» (месячная);
Форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);
Форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней» (месячная);
Форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (квартальная);
Форма № 1-РЕС «Отчет о прохождении реструктуризации налоговой задолженности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 №1002» (квартальная);
Форма № 4-ОР «Отчет о результатах работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам» (месячная);
Форма № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов» (квартальная);
Форма № 7-НП «Отчет по крупнейшим налогоплательщикам» (месячная);
И другие формы отчетности ФНС России (Приложение Т) .
В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, получают от плательщика: налоговые декларации (расчеты по налогам); баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность); сведения об учетной политике предприятия; сведения о смене должностных лиц предприятия; актуальную информацию о счетах плательщика в банках; актуальную информацию о сфере деятельности плательщика; документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам; пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.
Эти документы обязательно представляются в инспекцию с периодичностью раз в месяц или раз в квартал в зависимости от категории налогоплательщика, вида налога и суммы платежей. Некоторые документы, например приказ об организации учетной политики или пояснительная записка к годовому отчету, представляются в инспекцию один раз в год.
В том виде, в котором информация представлена в установленных формах оперативного учета и внутренней отчетности налоговой инспекции, она не отвечает требованиям реализации всех функций налогового администрирования. Поэтому во всей совокупности учетно-аналитической информации, по мнению О.А. Мироновой, целесообразно выделить три ее вида:
1. Информация для составления внутренней отчетности о налогоплательщиках, налоговых поступлениях и т. д.;
2. Информация для оценки эффективности деятельности налоговых органов;
3. Информация для оценки потенциала налоговой системы региона.
Информационный обмен в налоговой сфере характеризуется особым составом участников. Субъект информационного обмена в налоговых правоотношениях - это лицо, которое обладает совокупностью потенциальных прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, и которое может их реализовывать в своей повседневной деятельности.
Наличие критериев, позволяющих отнести какое-либо лицо к участникам информационного обмена, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию соответствующей праворегулирующей нормы. При этом следует обратить внимание на то, что понятие «субъект (участник) налогового правоотношения» по своему содержанию несколько шире, чем понятие «субъект налоговых правоотношений в процессе информационного обмена». Вместе с тем, несмотря на то, что правовой статус участников налоговых отношений, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, установленный статьей 9 НК РФ круг участников отношений, регулируемым налоговым законодательством, не охватывает всех реальных и потенциальных субъектов налогового права .
Развитие информационного взаимодействия между участниками налоговых правоотношений и информационного обмена в налоговой сфере становятся всё более важной фактором модернизации деятельности налоговых органов и совершенствования налоговой системы в целом. Наличие только системы государственного контроля, само по себе не является этому гарантией. Для получения максимального эффекта требуется соответствующее нормативное правовое регулирование информационных потоков в налоговой сфере, наличие действенного механизма его реализации и ответственности, а также наличие системы мотивации всех её публичных и частных субъектов.
Анализ отечественной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование отношений в сфере качественного информационного обмена в налоговой сфере, показал, что она находится в стадии становления, а пробелы в нормативном регулировании зачастую компенсируются многосторонними соглашениями либо подзаконными актами.
Совершенствование методов обработки информации, наличие автоматизированных информационных систем и эффективный обмен информационными ресурсами между участниками налоговых правоотношений приводит к совершенно иному уровню аналитической работы. Сосредоточение в налоговых органах практически полной информации о методах ухода от налогообложения и конкретных минимизационных схемах, наличие полной сводной информации о налогоплательщике из разных источников выводят их на иной уровень информированности, и позволяют значительно повышать эффективность налогового контроля.
1. Понятие информации, налоговая информация
2. Понятие информационных технологий
3. Информационные процессы в налоговой сфере
1. Понятие информации, налоговая информация
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация с точки зрения философии - есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков. таблиц и т.п. В широком же смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам.
ФЗ от 27.07.2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Применение современных средств вычислительной техники и оргтехники для измерения, фиксации, передачи и обработки экономической информации, а также для размножения, хранения и поиска документации коренным образом изменяет технологию и методологию обработки информации. Использование машинных носителей информации позволяет организовать непрерывный процесс обработки информации, начиная от восприятия или фиксации исходной информации и заканчивая выдачей выходной (результативной) информации и документации.
Информационные системы и технологии существовали с момента появления человеческого общества. Однако на современном этапе они приобретают особую роль и значимость и в корне отличаются по своей сущности.
Рассмотрим сущность понятий «система управления» и «информационная система». В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта и субъекта управления, связанных между собой прямыми (П) и обратными (О) связями (рис. 1.1). Прямые связи выражаются потоками директивной информации, направляемыми от субъекта к объекту управления, а обратные - представляют собой потоки отчетной информации о выполнении принятых решений, направляемые в обратном направлении.
Директивная информация разрабатывается управленческим аппаратом в соответствии с целями управления и информацией о сложившейся экономической ситуации, об окружающей среде. Отчетная информация формируется объектом управления и отражает внутреннюю экономическую ситуацию, а также степень влияния на нее внешней среды (задержки платежей, нарушения подачи энергии, погодные условия, общественно-политическая ситуация в регионе и т.д.). Внешняя среда влияет и на субъект управления, поставляя информацию управленческому аппарату, решения которого зависят от внешних факторов (состояние рынка, наличие конкуренции, величина процентных ставок, уровень инфляции, налоговая и таможенная политика и т.д.).
Взаимосвязь информационных потоков (П и О), средств обработки, передачи и хранения данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, составляет информационную систему экономического объекта.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения обмена и потребления материальных благ и услуг.
Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. К экономической информации относятся сведения, циркулирующие в экономической системе о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Одной из разновидностей экономической информации является налоговая информация . Четкого определения налоговой информации нет, но она включает в себя:
налоговое законодательство;
сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков;
налоговую отчетность;
прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.