На ямале строится новый огромный порт - сердце северного морского пути. Порт за полярным кругом Сабетта Порт сабетта какие фирмы строят
Производственный экологический контроль (мониторинга) объекта в 2016-2017 гг.
![](https://i0.wp.com/cleanseas.ru/upload/medialibrary/18f/18ff89a8755d2b41aa1ed7f5f9af9750.jpg)
Специалисты Международного экологического Фонда "Чистые моря" осуществляют экологический мониторинг морской среды и животного мира в течение всего строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта на полуострове Ямал. Генеральный подрядчик по строительству ОАО «УСК МОСТ» определен Распоряжением Правительства РФ. Начало работ – 2012 г., окончание работ – 2017 г. Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути. Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август – октябрь).
Экологический мониторинг дноуглубительных работ в порту Сабетта
Новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале.
Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России. Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата. Через несколько лет порт Сабетта должен стать базой для морских поставок СПГ, нефти и газового конденсата из РФ в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В июле-ноябре каждого года "НОВАТЭК" предполагает отправлять суда через Берингов пролив на Восток, а в декабре-июне - через Атлантический океан на Запад. Проект реализуется ОАО "НОВАТЭК" совместно с французской Total. Естественно, такое масштабное строительство привлекает повышенное внимание международных и российских экологических организаций. В связи с чем экологический мониторинг является важнейшей составной частью работ.
Развитие экономических связей со странами мира, а также политическая ситуация обусловили возникновение проекта по строительству такого важного объекта, как порт Сабетта. Назван он по одноименному поселку на Обусловлено строительство порта Сабетта, прежде всего, тем, что в данном регионе сосредоточено порядка 20% всех месторождений нефти и газа России.
Проект строительства и цели
Как уже говорилось выше, сооружение нового порта в арктическом регионе страны - это уже необходимость. Это не отдельно построенное сооружение, а целый комплекс под названием "Ямал-СПГ". В будущем порт Сабетта призван обеспечить навигацию в течение всего года по Рядом будет построен завод по для транспортировки его в специальных танкерах для экспорта в Западную Европу, Южную и Северную Америку и государства Тихоокеанского региона.
Для того чтобы арктический порт Сабетта мог полноценно функционировать, возле него выстроен рабочий поселок. Также планируется строительство ветки железной дороги и аэродрома.
Работы, которые должны быть выполнены в процессе реализации проекта
В целом морской порт Сабетта будет являться уникальным с точки зрения строительства подобных сооружений. Все работы выполняются с нуля. На момент закладки порта на местности не было никакой инфраструктуры, грузы с материалами необходимо было доставлять морским путем. Это относится в первую очередь к тяжелым и крупногабаритным элементам конструкции порта. Сроки навигации на тот момент составляли всего 3-4 месяца.
Строительство порта Сабетта включает в себя следующие работы:
- сооружение подходного канала;
- сооружение морского канала;
- акватория порта;
- причальная стенка;
- 4 причала;
- контрольно-корректирующая станция;
- гидрометеорологический пост;
- склады;
- здания технического и административного назначения.
Работы по оборудованию подходного канала выполнены. На данный момент ведутся работы по обустройству акватории порта, продолжается строительство инфраструктуры.
Инвесторы и подрядчики
Проект по возведению порта был разработан по заказу правительства РФ проектным бюро ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». По результатам проведенного тендера генеральным подрядчиком портовых объектов стал УСК «Мост», генеральным подрядчиком по возведению порта выступил ОАО «МРТС».
Строительство порта Сабетта требует больших затрат. Инвесторами выступили ОАО «Новатэк» (Россия) и нефтегазовая компания TOTAL (Франция). В качестве заказчика выступает «Ямал-СПГ». Проектно-изыскательские работы выполнены ЗАО ГТ «Морстрой».
После определения всех действующих лиц пришлось провести переоптимизацию проекта. В результате появилась возможность уменьшить количество материалов путем более оптимального их использования.
Выполненные этапы
Закладка порта произошла в 2012 году (полностью он должен быть завершен в 2017). В 2013 году завершена причальная стена. Более чем на 10% выполнена технологическая дамба, ведущая к причалам. Частично готовы причалы, и в октябре 2013 года порт Сабетта дал возможность пришвартоваться первому судну. Построен рабочий поселок. Однако не известно, смогут ли уложиться в срок подрядчики.
Финансовые трудности на пути строительства и не только
Основное финансирование строительства и обслуживания поступает из федерального бюджета страны. Как оказалось через два года после закладки, оптимизация проекта не пошла на пользу. Судя по всему, подрядчикам придется вернуться к первоначальному проекту. В нем предусмотрены ледозащитные сооружения. Это поднимает стоимость более чем на 40%.
Однако законсервировать проект возможности не представляется. Прежде всего, задержка сроков повлечет за собой штрафы в очень крупных размерах. Ну и самая важная причина - это может подорвать престиж и репутацию Российской Федерации как надежного и стабильного поставщика. Уже подписаны контракты на большой объем газа для транспортировки, и срыв сроков строительства повлечет за собой еще и финансовые санкции по невыполненным международным обязательствам.
Для изыскания средств планируется сократить инвестиции в другие проекты, такие как строительство парома для линии Усть-Луга - Балтийск, реконструкция порта Санкт-Петербург и строительство глубоководного порта в Балтийске. Пока решение не принято, продолжаются поиски средств.
Перспективы и значение
Порт Сабетта по проекту будет использоваться не только для экспорта Через него на мировой рынок будет уходить зерно, металл, уголь. Это позволит изменить экономику региона и дать толчок ее дальнейшему развитию. Если говорить о политическом значении, то порт Сабетта позволит не зависеть от многих стран, через которые осуществлялся провоз грузов ранее. Если же удастся реализовать строительство железной дороги, то жизнь региона существенно изменится.
Билетов на рейс Москва - Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей - тоже. Туда вез Red Wings, обратно - «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей - трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.
Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта - это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.
Главная площадь Сабетты
Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!
Накормили в полете вкусно - даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.
Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой - сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы - надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался - готовь 50 тысяч штрафа.
Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, - под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда - попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.
Храм посреди Сабетты.
Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь - на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь - то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец - то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.
Курить можно только в отведенных для этого местах - на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком - ОВД.
За нарушение правил - либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу - как два пальца. Ущучат тебя бухим - и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда - ни в следующий раз, ни от другой конторы - не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова - поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией - потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.
Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет - есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.
Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, - попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды - минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) - по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте - опять же депортация.
Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье - думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!
Восход на Сабетте.
Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто - есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, - но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.
В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут - лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел - давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» - и, если хочешь, - скатертью дорога.
Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается - медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».
Обычный пейзаж. Провода и буровые - больше глазу зацепиться не за что.
На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже - комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже - отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере - через день. Смена постельного белья и полотенец - раз в неделю.
Каждому человеку положен пропуск - пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.
Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался - просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району - только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе - с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет - только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть - только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.
Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, - сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.
Одно из старых общежитий.
Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.
Новое здание общежития. Таких в Сабетте много - там все и живут.
Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют - с немецкой тщательностью. И все реально равны.
Еще про факел. Факел - вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.
Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него - стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени - самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии - так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.
Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости - 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, - трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.
Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.
Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.
В июле 2012 года началось строительство нового арктического порта Сабетта на Ямале. Морской порт Сабетта - это ключевой объект инфраструктуры проекта «Ямал СПГ» («Новатэк», Total), который включает в себя создание мощностей по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на основе ресурсной базы Южно-Тамбейского месторождения. По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, необходимо построить дорогу до морского порта Сабетта, чтобы он превратился из монопорта в многофункциональный узел Северного морского пути, который можно будет использовать для экспорта сжиженного газа Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана.
Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта
Начало работ - 2012 г., окончание работ - 2017 г.
Арктический порт Сабетта строится в районе одноименного поселка на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого АО Тюменской области. Работы ведутся в рамках проекта «Ямал СПГ», который предусматривает запуск завода по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Новый порт на Ямале обеспечит круглогодичную навигацию судов-газовозов и их проход по Северному морскому пути.
Объем работ
В рамках строительства объектов морского порта в районе поселка Сабетта возводятся:
подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м, отметкой дна минус 15,1 м;
морской канал длиной 49 км, шириной 295 м, отметкой дна минус 15,1 м;
акватория порта с отметкой дна минус 15,2 м.
В порту будет установлено навигационное оборудование и построены объекты береговой инфраструктуры:
контрольно-корректирующая станция,
пост гидрометеорологического наблюдения,
административные, технические и складские здания.
Общий объем дноуглубительных работ составляет порядка 70 млн. куб. м.
Последовательность работ
Подготовительный этап (2012-2013 гг.) успешно завершен.
Создан технологический канал длиной 3,9 км, шириной 240 м, отметкой дна минус 12,4 м и акватории вспомогательных причалов. Это позволило начать доставку оборудования и материалов к месту строительства порта.
Основной этап (2014-2017 гг.).
Дноуглубительные работы по строительству основных гидротехнических объектов морского порта Сабетта - подходного и морского каналов, а также акватории порта. Дноуглубление планируется проводить в две очереди в период четырех летних навигаций.
Работы по строительству объектов береговой инфраструктуры ведутся круглогодично.
Условия строительства
Строительство порта ведется в сложных геологических, климатических и гидрологических условиях за Полярным кругом. Уникальность проекта заключается в том, что строительство ведется с нуля, на побережье полностью отсутствует транспортная инфраструктура, а период навигации, позволяющий проводить дноуглубительные работы и доставлять тяжеловесные грузы по воде, очень короткий и составляет 70 суток (август - октябрь).
Генеральный подрядчик по строительству объектов морского порта в районе поселка Сабетта - ОАО «УСК МОСТ», определен Распоряжением Правительства РФ. Заказчик строительства - ФГУП «Росморпорт». Проектная организация - ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». Субподрядные организации в 2012-2013 годах - бельгийская компания «Jan De Nul n.v.», специализирующаяся на строительстве и поддержании морской инфраструктуры, ООО «Фертоинг», обеспечивающее инженерное сопровождение проекта, международный экологический фонд «Чистые Моря», проводивший экологический мониторинг дноуглубительных работ.
уделом романтиков и экстремалов, сегодня становится обычной морской дорогой. Через год на севере Сибири появится новое сердце Северного морского пути - порт Сабетта. Огромный комплекс, который обеспечит работой атомный флот, исследователей и торговцев. Новая Мангазея Сибири
Строительство нового порта Сабетта началось летом прошлого года. Новый порт в будущем должен стать крупнейшими арктическими морскими воротами России. Как отмечено в сообщении пресс-службы "НОВАТЭКа", новый порт на северо-востоке полуострова Ямал станет ключевым элементом транспортной инфраструктуры проекта "Ямал СПГ", предусматривающего создание завода по сжижению природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения компании. Проект включен в утвержденный правительством РФ комплексный план по развитию производства СПГ на Ямале. Строительство порта Сабетта создаст фундамент для разработки месторождений Ямала и Обской губы, а также обеспечит круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и будет способствовать развитию ледокольного флота России, подчеркивается в сообщении.
Строительство будет вестись в два этапа. На первом из них должны быть построены причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 г. порт должен принять первые модули. На втором этапе планируется построить причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.
По сути, это крупнейшая морская стройка современной России стоимостью около 600 миллиардов рублей.
В декабре 2011г. постановлением российского правительства на строительство порта Сабетта было предписано выделить в 2012-2016 гг. федеральные средства в объеме 47,2 млрд руб, а также 25,9 млрд руб. внебюджетных средств. Ранее финансовый директор "НОВАТЭКа" Марк Джетвей сообщал, что в "Ямал-СПГ" планируется привлечь $7-8 млрд при общем объеме инвестиций в проект на уровне $18-20 млрд.
Нам, конечно, больше всего интересно, как это отразится на будущем Сибири и ее жителей. Наблюдатели уверяют - это будет новая Мангазея (город, ставший в свое время центром пушных промыслов, о котором блог "Открой Сибирь!" еще расскажет).
Вот, например, что пишет Владимир Рукша из Мурманска:
"Начало работы порта Сабетта даст нам, морякам атомного ледокольного флота, постоянную долговременную работу. При этом впервые это будут долгосрочные договоры на 15 - 25 лет. Проект "Ямал СПГ" на первом этапе будет генерировать 5 - 6 миллионов тонн грузов в режиме круглогодичной навигации. На третьем этапе глубоководный порт Сабетта будет генерировать до 16 миллионов тонн в год. С учетом того, что этот грузопоток в достаточно большом объеме планируется к продаже на рынки Тихого океана, это значит, что зимой атомные ледоколы Росатомфлота будут обеспечивать безопасную проводку судов с грузами углеводородов через Карское море, скорее всего в европейском направлении, а в летне - осенний период эти же грузы пойдут транзитом по трассам Северного морского пути, также в сопровождении атомоходов Росатомфлота.
Порт Сабетта - это вторая мангазея для Ямальской земли. Я уверен, что начало строительства глубоководного арктического порта и начало финансирования строительства нового атомного ледокола Росатомфлота - это звенья одной цепи, этапы одного громадного проекта по развитию важнейшей трансконтинентальной транспортной магистрали - Северного морского пути".
А вот еще одно свидетельство со стройки. Совсем недавно туда съездил магистр 2-го года обучения кафедры экологии и природопользования ИЭУиП Сибирского федерального университета Александр Митев. Он, как водится молодым романтикам, и вовсе сравнивает эту стройку со вторым БАМом, и готов хоть сейчас вернутся туда для создания мега-проекта:
"Может, для кого-то ещё существует вопрос - зачем строить огромный порт в Арктике? - но ведь ответ лежит на поверхности. Так уж сложилось, что природные богатства России, прежде всего газ и нефть, находятся на севере страны, вдалеке от тех объектов, где они действительно нужны. Как доставить их потребителю?
Так что в этом отношении мне повезло - такого крупного проекта в России не было, наверное, со времён строительства Байкало-Амурской магистрали. И вот в составе группы специалистов-экологов попал я на полуостров Ямал, где необходимо было провести радиационно-экологические исследования.
В тундре я раньше не был, но она оказалась примерно такой, как я её и представлял: холод, ветер, снег, полярная ночь и северное сияние. Вообще, работать в условиях Крайнего Севера без привычки оказалось достаточно тяжело, особенно когда находишься по 6-8 часов под открытым небом. Тем не менее, суровая, безжизненная красота этого края не оставляет равнодушным никого из тех, кто здесь побывал".