Open Library - открытая библиотека учебной информации. Размещение гко Аукционы по размещению ГКО проводятся
Размещение ГКО осуществляется Центральным банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона.
Первоначально, согласно Основным условиям выпуска ГКО аукционы по размещению ГКО проводились ежемесячно в третий Вторник каждого месяца. В последующем в график проведения аукционов вносились изменения. Начиная с декабря 1993 г. - 22 декабря состоялся первый аукцион по размещению первого выпуска 6 месячных облигаций - аукционы по размещению 3-х месячных облигаций стали проводиться в третий Вторник, а аукционы по размещению 6 месячных облигаций - на следующий день после проведения аукциона по размещению 3-х месячных облигаций. С июля 1994 г. началось реформирование графика проведения аукционов по ГКО: аукционы по 6 месячным ГКО стали проводиться независимом от аукционов по 3-х месячным ГКО - во вторую неделю каждого месяца. С августа 1994 г. в целях оптимизации потоков денежных средств, направляемых на аукционы, и более равномерного поступления выручки от аукционов аукционы по размещению 3-х месячных ГКО стали проводиться 2 раза в месяц - в первую и третью неделю месяца.
В октябре этого же года Министерство финансов РФ и Центральный банк России внедрили практику проведения аукционов по дополнительным траншам выпусков облигаций, уже находящихся в обращении. Практика доразмещения облигаций на вторичных торгах не только расширила возможности участия Банка России в операциях на вторичном рынке (ранее степень его участия определялась, как правило, объёмом приобретенных на нем облигаций) и усилила его регулирующие функции: он получил дополнительную возможность воздействовать на рынок путем варьирования объёма размещаемых облигаций в соответствии со складывающейся конъюнктурой и стабилизировать ценовые параметры, как аукционов, так и вторичного рынка, существенно ограничив ценовой диктат дилеров, ориентированных в своих действиях на проведение спекулятивных операций по схеме “аукцион - ближайшие вторичные торги”. Но главное - введение практики доразмещения облигаций на вторичных торгах позволило на новом качественном уровне, на постоянной основе, привлекать средства в бюджет. В 1997 г. на вторичных торгах было доразмещено облигаций на сумму 18,9 трлн. рубл., или 22,1трлн. рубл. по номиналу.
С введением реализации на вторичных тогах недоразмещенных на аукционах выпусков ГКО утратили былую значимость аукционы. Они перестали играть “роль некого конфронтационного поля, где сталкиваются интересы эмитента и инвесторов”, и часть этих отношений перетекла в рутинное русло регулярных вторичных торгов. Особенно это важно для эмитента. В связи с еженедельным графиком аукционов стала возможной оптимизация денежных потоков и отпала необходимость массированных аукционов, серьезно влиявших на конъюнктуру в других сегментах финансового рынка. Кроме того, в условиях плохо прогнозируемого или недостаточно высокого спроса снимается проблема
эмиссии выпуска, небольшого по объёмам и в следствии этого обладающего ограниченной ликвидностью, а просто увеличивается объём облигаций, находящихся в обращении. Опыт проведения аукционов по дополнительным траншам облигаций, уже находящихся в обращении, широко распространенный во всем мире, достаточно успешно используется и в России на рынке ГКО.
Не позднее, чем за 7 дней перед аукционом Банк России делает официальное объявление о размещении очередного выпуска и объявляет дату проведения аукциона. В объявлении указываются:
номер выпуска;
объем выпуска и его форма;
номинальная стоимость одной облигации;
дата погашения;
круг потенциальных покупателей;
максимальный размер неконкурентной заявки (для каждого дилера);
налогообложение доходов.
После аукциона Банк России делает официальный отчет по итогам аукциона содержащий
следующую информацию:
реквизиты выпуска;
дата и место проведения аукциона;
количество организаций, принявших участие в аукционе;
количество поданных заявок и общий денежный объем заявок;
диапазон цен в поданных заявках;
величина минимальной цены продажи облигаций;
количество удовлетворенных заявок и их процент к общему числу;
количественный объем проданных облигаций и выручка от их реализации;
доходность максимальная и средневзвешанная.
В день проведения аукциона в течении объявленного времени прима заявок дилеры вводят в торговую систему заявки. *
Заявки могут быть конкурентными и неконкурентными. В неконкурентной заявке должны быть указаны:
код дилера и общий код инвесторов;
направление сделки;
количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций;
позиция "депо" и денежная позиция в счет которых подана данная заявка.
Требования к составлению конкурентной заявки, подаваемой для участия в аукционе, аналогичны требованиям к конкурентной заявке, подаваемой для участия в торгах на вторичном рынке (см. раздел 3.3.4.3.).
Основное различие конкурентной и неконкурентной состоит в том, что в неконкурентной заявке не указывается цена за одну облигацию, а также в указании объема заявки: в конкурентной заявке указывается количество облигаций (в штуках), в неконкурентной заявке - количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций.
Количество прибретаемых облигаций по неконкурентной заявке рассчитывается путем деления суммы денежных средств по данной заявке на сумму платежа по приобретению одной облигации, которая включает в себя средневзвешенную цену и комиссионное вознаграждение.
Дилеры имеют право вводить в торговую систему неограниченное количество заявок (конкурентных и неконкурентных) на покупку облигаций либо от своего имени и за свой счет - так называемая дилерская заявка, либо от своего имени и по поручению инвестора - так называемая заявка инвестора.
Торговая система в момент подачи заявки фиксирует время ее подачи. В течении времени ввода заявок дилер вправе снять любую из введенных им заявок. По итогам приема заявок Центральный банк России составляет сводную ведомость поступивших заявок, которая подписывается представителем Банка России и передается представителю Министерства финансов РФ. Министерство финансов РФ до установленного времени объявления итогов аукциона определяет минимальную цену продажи облигаций, называемую ещё как цена отсечения, и средневзвешенную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок (далее - средневзвешенную цену) и передает Центральному банку России поручение на удовлетворение заявок.
Средневзвешенная цена рассчитывается как сумма произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций.
Конкурентная заявка удовлетворяется в том случае, если цена, указанная в ней не ниже цены отсечения. При этом конкурентная заявка удовлетворяется по цене, указанной в ней. Неконкурентная заявка удовлетворяется по средневзвешенной цене.
По окончании аукциона торговая система, как и на торгах на вторичном рынке, снимает все неудовлетворенные заявки и рассчитывает окончательные позиции всех дилеров.
На основании выполненных расчетов торговая система составляет расчетные документы, которые подписываются ответственными лицами торговой системы, и передает их в соответствующие расчетные центры ОРЦБ или в депозитарий.
После окончания аукциона торговая система составляет и передает каждому дилеру для подписания выписку из реестра заключенных сделок с облигациями, также подписываемую ответственным лицом торговой системы. Выписки из реестра сделок хранятся в торговой системе в течение 3 лет. Сводный реестр по всем дилерам ежедневно передается в Центральный банк России.
Участники рынка ГКО разделяются на две категории: дилеры и инвесторы.
Дилер может заключать сделки с ГКО от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера при заключе-нии сделок с ГКО от своего имени и по поручению инвестора.
Дилером может быть юридическое лицо - резидент, имеющее на момент подачи документов лицензию более 1 года на осуществление профессиональной брокерской и депозитарной деятельности. Дилерами не могут быть страховые компании и чековые инвестиционные фонды. Кандидаты в дилеры не должны иметь просроченной задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. На корреспондентский или расчетный счета кандидата не должны быть наложены аресты. Бан-кам-кандидатам необходимо своевременно и в полном объеме выпол-нять резервные требования и иметь аудиторское заключение по балан-су прошедшего года.
По заключенному договору ЦБ РФ может приостановить на срокдо одного месяца сделки дилера по купле-продаже облигаций, еслитот нарушает законодательство или инструкции. Он может также водностороннем порядке расторгнуть договор с дилером, предупредивего за 1 месяц. В этом случае банк должен возместить издержки,понесенные дилером. Если расторжение договора происходит вслед-ствие нарушения дилером действующего законодательства, то дилеробязан возместить ЦБ РФ причиненные убытки. ЦБ РФ имеет правоконтролировать все операции дилера на рынке ГКО и получать отче-ты о состоянии его субдепозитария. Дилер осуществляет операции сГКО только в рамках Торговой и Расчетной систем: внебиржевыесделки с облигациями запрещены.
Дилеры делятся на две группы.
Первичные дилеры обязаны подавать на каждый аукцион по разме-щению ГКО и ОФЗ заявки, объемом не менее 1 % от номинального объема выпуска. В то же время первичные дилеры, в отличие от про-чих участников рынка, получают право устанавливать твердые коти-ровки по выпускам ГКО и держать их в торговой системе. Кроме того, первичные дилеры получали доступ к кредитным ресурсам Централь-ного банка через операции РЕПО, т.е. особого рода процедуру «обрат-ного выкупа ГКО». Осуществляя эту операцию, Центробанк приобретал у первичных дилеров облигации базовых выпусков с обязатель-ством продать им эти бумаги в срок до 2-х дней по зафиксированной цене. Разница между ценой покупки и продажи образовывала процент за кредит, полученный дилером.
Вторая группа дилеров не имеет обязательств по объемам заявок на покупку облигаций. Однако у них нет права влиять на котировки на вторичном рынке. Их заявки исполняются по сложившимся в Торго-вой системе котировкам или снимаются.
При принятии положительного решения ЦБ РФ заключает договор с кандидатом и присваивает ему уникальный код, который указывает-ся во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями дилера от своего имени и за свой счет. Код дилера состоит из 12-значных разрядов:
ХОХ1X2X3X4X5X6X7X8X9X10X11, где
Х0 указывает код площадки: М Москва;
XI указывает тип дилера:
С - кредитная организация;
N - небанковская организация;
S - государственная организация;
Z - Центральный банк;
Х2ХЗХ4Х5Х6 - указывает номер дилера, присвоенный ЦБ РФ;
Х7Х8Х9Х10Х11 всегда равны 00000.
Инвестор может совершать сделки на рынке ГКО только через ди-лера, заключив с ним договор комиссии, в рамках которого выполня-ются поручения инвестора на покупку или продажу облигации. В дан-ном договоре на брокерское обслуживание дилер обычно принимает на себя следующие обязательства:
- исполнять поручения инвестора, соблюдая при этом условия конфиденциальности, достоверности и своевременности;
- незамедлительно извещать инвестора о наступлении обстоятельств,ведущих к нарушению его интересов.
Инвестор, в свою очередь, обязуется:
Не производить с ГКО никаких операций, кроме купли-прода-жи приобретенных облигаций.
Дилер обязан присвоить каждому из своих клиентов индивидуаль-ный регистрационный код. Регистрационный код инвестора имеет ана-логичную коду дилера структуру:
Х0Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9Х10Х11, где Х0, XI, Х2ХЗХ4Х5Х6 со-впадает с первыми цифрами Дилера;
Х7 указывает тип Инвестора:
2 - профессиональный участник рынка ценных бумаг;
3 - институциональный Инвестор (ОАО, ЗАО, страховые компа-нии; негосударственные пенсионные фонды и т.д.);
4 - физические лица;
5 - органы государственной власти и подведомственные им уч-реждения;
6 - нерезиденты РФ;
7 - прочие инвесторы;
8 - доверительные управляющие.
Х8Х9Х10Х11 -порядковый номер инвестора, присвоенный ему дилером.
Технологическая часть работы рынка ГКО возложена HjiJ4JV}