Продажа имущества унитарным предприятием без торгов ндс. Ндс при реализации имущества казны физическим лицам
Наша компания принимала участие в аукционе по покупке муниципального имущества. Сумма сделки составила 26 млн. рублей. Так как Муниципальное образование не является плательщиком НДС, эта обязаннось возлагается на нашу компанию. Вопрос: 1) НДС начисляется на сумму сделки или выкручивается из нее (что является налоговой базой); 2) что является основанием для уплаты налога; 3) в какие сроки необходимо заплатить налог; 4) в каком разделе и по какой строке налоговой декларации необходимо отразить данную сумму налога?
Уважаемая Наталья Альбертовна!
В ответ на Ваш вопрос от 12.09.2013г. сообщаем следующее: В данной ситуации организация будет являться налоговым агентом. Так как сумма НДС в договоре не указана, то более правильным будет начислить НДС сверху (на стоимость сделки). Основанием для уплаты налога является счет – фактура, который нужно выставить на дату оплаты (частичной оплаты) за покупку имущества. Налог необходимо заплатить в момент перечисления денежных средств покупателю. Отчитаться по НДС необходимо в общеустановленные сроки. Порядок заполнения декларации приведен в рекомендации № 4. Пример заполнения декларации по НДС в качестве налогового агента можно посмотреть по ссылке: http://www.1gl.ru/#/document/118/15999/?step=19
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны* (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований.
Ольга Цибизова
2. Статья справки: Имущество казны
Имущество казны – это государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ). Как правило, государственная организация, на чьем балансе учитывается такое имущество, осуществляет функции управления и распоряжения им.*
Налоговая база
Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.
Налоговую базу определяйте с учетом НДС:
- при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
- при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);*
Ситуация: как рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна перечислить в бюджет. Организация не является субъектом малого предпринимательства и выкупает у органа государственной власти (местного самоуправления) ранее арендованное здание и прилегающий к нему земельный участок. Оплата объекта производится в рассрочку сроком на пять лет с одновременной выплатой процентов
При продаже государственного (муниципального) имущества налоговую базу по НДС организации – налоговые агенты должны определять как сумму дохода от реализации данного имущества с учетом налога. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти, реализующему имущество. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Суммы НДС, перечисленные в бюджет, налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Налоговая ставка
Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).
Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:
- если налоговая база включает в себя НДС;
- при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС.
Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).*
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.
Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом.* Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Ольга Цибизова , начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Кто должен сдавать
Все организации и предприниматели, которые признаны налоговым агентом по НДС, должны сдавать декларацию по НДС. *
Когда сдавать
Налоговым периодом, за который исчисляется НДС и определяется сумма налога для уплаты в бюджет, является квартал (ст. 163 НК РФ). Поэтому налоговый агент должен сдать декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). А именно:
- за I квартал – не позднее 20 апреля;
- за II квартал – не позднее 20 июля;
- за III квартал – не позднее 20 октября;
- за IV квартал – не позднее 20 января следующего года.
Если 20-е число месяца выпадает на нерабочий день, декларацию нужно сдать не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).*
Порядок заполнения
Декларацию по НДС заполняйте по общим для всех налоговых деклараций правилам.
Если в течение квартала организация исполняла только обязанности налогового агента, то по его итогам в декларацию включите титульный лист и раздел 2. Остальные разделы не заполняйте (абз. 10 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).
Если в течение квартала организация была не только налоговым агентом, но и сама совершала облагаемые НДС операции, составьте общую налоговую декларацию, в состав которой включите и раздел 2, предназначенный для налоговых агентов.*
Раздел 2
Раздел 2 должны заполнять все налоговые агенты по НДС.
Если налоговый агент совершает операции с несколькими контрагентами, заполняйте раздел 2 по каждому такому участнику операций. То есть добавьте дополнительные страницы с разделом 2.*
Если контрагент один и с ним заключено нескольких однотипных договоров, раздел 2 представьте на одной странице.
Если контрагент один, но договоры с ним разные (операции по этим договорам отражаются в декларации с разными кодами), добавьте дополнительные страницы с разделом 2 по каждой из таких групп операций.
Наименование налогоплательщика-продавца
По строке 020 укажите наименование контрагента, если это:
- госорган, который сдает в аренду свое имущество;*
- продавец, который реализует имущество казны;
ИНН налогоплательщика-продавца
По строке 030 поставьте ИНН контрагента, указанного по строке 020. ИНН российской организации можно определить с помощью официального сайта ФНС России.*
Код операции
По строке 070 укажите код операции, в которой организация или предприниматель выступали в качестве налогового агента.*
Коды можно определить с помощью раздела IV приложения № 1 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.
Сумма налога, исчисленная к уплате
Рассчитайте НДС к уплате в бюджет и отразите его по строке 060. Если были заполнены строки 080–100, сделайте это по формуле:
стр. 060 | = | стр. 080 | + | стр. 090 | – | стр. 100* |
Если эти строки не заполнены, рассчитайте НДС по операциям, код которых указан по строке 070, и отразите результат по строке 060.*
Ольга Цибизова , начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
5. Статья: Решения сложных вопросов по НДС при аренде и выкупе государственного или муниципального имущества (в редакции для vip версии)
В договоре на выкуп госимущества безопаснее сразу выделить сумму НДС
Организация, которая выкупает у государства имущество, признается налоговым агентом по НДС в отношении этого имущества, если одновременно выполнены два условия (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):
- в качестве продавца выступает территориальное управление Росимущества;
- выкупаемое госимущество составляет казну Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за каким-либо ГУПом или МУПом. Если у приобретаемого госимущества есть балансодержатель - ГУП, МУП или иное учреждение, то независимо от того, кто является его продавцом, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента.
Если сумма НДС не выделена в договоре выкупа, суды могут потребовать начислить ее сверху. Покупатель госимущества обязан определить НДС расчетным методом, удержать его из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить удержанную сумму в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). То есть он должен использовать расчетную ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Но это применимо только в случаях, когда стои-мость продаваемого имущества определена с учетом НДС.
Предположим, в договоре сумма НДС в выкупной стоимости госимущества не выделена. Минфин России неоднократно отмечал, что в таком случае цена имущества, которая рассчитана исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, уже включает в себя НДС (письма от 25.07.11 № 03-07-14/71, от 13.10.10 № 03-07-11/410 и от 03.08.10 № 03-07-11/334).
Такого же мнения и некоторые суды (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.10 № А33-4791/2010 и от 07.10.10 № А33-4172/2010). Ведь определение рыночной стоимости без включения в нее НДС повлечет для покупателя увеличение стоимости имущества, что является неправомерным.
Правда, указанные решения были приняты до появления постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.11 № 13661/10.В нем отмечено, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения согласованной сторонами договорной цены имущества на сумму НДС. Значит, если в договоре НДС не выделен, то налоговый агент должен начислить сумму налога сверх договорной цены по ставке 18%.
Последующая судебная практика в основном опирается на правовую позицию Президиума ВАС РФ (постановления ФАС Центрального от 19.09.11 № А62-6185/2010, Северо-Западного от 19.07.11 № А05-12693/2010, Восточно-Сибирского от 08.07.11 № А33-19184/2010 и Поволжского от 30.05.11 № А12-15976/2010 округов).
С уважением,
Эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Полякова Надежда
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Абрамова Варвара
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14
Организация или ИП может выступать в нескольких случаях. Один из них - это аренда на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества у органов госвласти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ). Причем обязанности налогового агента возникают, только если такие органы выступают именно в качестве арендодателей.
Соответственно, арендатору не придется исполнять обязанности налогового агента, если арендодателем будет:
- казенное учреждение, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ , Письмо Минфина от 24.03.2013 № 03-07-15/12713);
- балансодержатель имущества (не орган власти или управления). Тогда сам балансодержатель должен исчислять НДС с сумм арендной платы, полученных от арендатора (Письмо Минфина от 28.12.2012 № 03-07-14/121).
Не понадобится платить НДС и в случае аренды у государства земельных участков. Арендная плата за пользование ими обложению НДС не подлежит (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ , ).
Кстати, арендованное муниципальное имущество может быть передано арендатором в субаренду. Но при этом обязанности налогового агента с него не снимаются (Письмо Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436).
Исчисление НДС
НДС при аренде муниципального имущества считается по традиционной формуле: посредством умножения налоговой базы на . Если в договоре сумма НДС не выделена и указано, что налог включен в арендную плату, то налоговая база определяется на дату ее перечисления так:
Кстати, база считается отдельно по каждому арендованному объекту.
Если имела места задержка с оплатой аренды и в связи с этим арендатор обязан уплатить неустойку, штраф и т.д., то в сумму налоговой базы такие санкции не включаются (Письмо Минфина от 04.03.2013 № 03-07-15/6333).
Счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Уплата исчисленного НДС агентом
Налоговый агент должен удержать исчисленный НДС из суммы арендной платы и перечислить его в бюджет (п. 1 , пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ). При аренде муниципального имущества НДС в 2018 - 2019 годах уплачивается 3-мя равными частями не позднее 25 числа каждого из 3-х месяцев, следующих за отчетным периодом, вместе с налогом по другим операциям (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ , Письмо ФНС от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@). То есть сроки для налоговых агентов установлены такие же, как и для налогоплательщиков.
Принятие к вычету уплаченного в бюджет НДС
Если налоговый агент является , то он вправе принять уплаченный в бюджет НДС к вычету (при применении спецрежимов или освобождения от уплаты налога по ст. 145 НК РФ вычеты не положены). Для этого должны выполняться несколько условий (п. 3 ст. 171 НК РФ):
- арендованное имущество используется в облагаемой НДС деятельности;
- у арендатора есть платежные документы, подтверждающие перечисление НДС в бюджет, и счет-фактура;
- услуги по аренде приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Если все условия соблюдены, то право заявить НДС к вычету появляется у арендатора в том квартале, в котором этот налог был уплачен (Письмо Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136). При этом необходимо зарегистрировать счет-фактуру на арендную плату в книге покупок.
Представление декларации
Налоговый агент должен представить декларацию по НДС в свою ИФНС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Сведения об исчисленном НДС при аренде госимущества отражаются в разделе 2 декларации. В отношении каждого такого арендодателя заполняется свой раздел 2, если арендуется несколько объектов у разных госорганов.
Дата публикации: 03.06.2015 10:07 (архив)
Управление ФНС России по Иркутской области отвечает на вопрос налогоплательщика об уплате НДС при приобретении муниципального имущества (письмо от 29.05.2015 №16-26/008899@ «Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы»).
Индивидуальный предприниматель на аукционе в рамках приватизации муниципального имущества приобрел объект недвижимости. В договоре купли - продажи стоимость имущества указана без НДС. Должен ли индивидуальный предприниматель в данном случае исчислить налог сверх указанной цены и уплатить его в бюджет?
Действующим законодательством реализация муниципального имущества, составляющего муниципальную казну муниципального образования, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, признается операцией, облагаемой НДС, а также установлен специальный порядок уплаты налога в бюджет.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исходя из ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны в том числе:
Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС. Соответственно, бремя уплаты налога на добавленную стоимость дополнительно к цене товара (работы, услуги) по облагаемой НДС операции всегда несет покупатель.
С учетом изложенного, необходимо обратить внимание на следующее. Реализация на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, вне зависимости от того, кто является покупателем этого имущества (индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем), – облагаемая НДС операция.
Соответственно любое лицо, являющееся покупателем муниципального имущества, несет бремя уплаты НДС. Различным является только порядок уплаты НДС. В том случае, если покупателем муниципального имущества является индивидуальный предприниматель – на него законом возложены обязанности налогового агента по уплате НДС по данной операции. Индивидуальный предприниматель, являющийся покупателем муниципального имущества, обязан перечислить стоимость имущества без НДС продавцу, а НДС в качестве налогового агента (за продавца) в федеральный бюджет.
Учитывая вышеизложенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации, при приобретении муниципального имущества, цена которого сформирована по итогам аукциона и отражена в договоре без учета НДС, налоговая база по данному налогу должна быть определена налоговым агентом как указанная в договоре стоимость имущества без НДС, увеличенная на 18%, и к такой базе применяется расчетная ставка 18/118 процентов. Правомерность этого порядка подтверждается арбитражной практикой, в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 № 307-ЭС14-162, А26-5213/2013.
В том случае, если покупатель - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, обязанность по перечислению суммы НДС в федеральный бюджет возлагается на самого продавца такого имущества (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 16055/11). Соответственно, покупатель – физическое лицо должен перечислить всю стоимость имущества с учетом НДС продавцу, а продавец, в свою очередь, должен перечислить соответствующую сумму налога в федеральный бюджет. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством все покупатели муниципального имущества, в части несения бремени уплаты НДС, находятся в равных условиях.
По смыслу положений п.п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах - фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце.
Общепризнанной в правоприменительной практике является позиция о том, что в том случае, когда в договоре не отражено: определена ли цена договора с НДС или без учета НДС, при определении налоговой базы по данному налогу в отношении операций по реализации муниципального имущества покупатель как налоговый агент должен исходить из того, что подлежащий выплате продавцу доход уже включает в себя НДС (Постановление Президиума ВАС России от 18.09.2012 № 3139/12, п. 17 Постановления ВАС России от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», письмо Минфина России от 19.10.2009 № 03-07-15/147). Однако в тех случаях, когда условия договоров купли-продажи муниципального имущества о цене содержат прямое указание на то, что цена определена без учета НДС, покупатель обязан нести бремя уплаты налога на добавленную стоимость дополнительно к цене независимо от наличия в договоре соответствующего условия (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 7090/10 по делу № А05-18763/2009, п. 15 Информационного письма Президиума ВАС России от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»). Ни органы муниципальной власти (в тех случаях, когда покупателями являются физические лица), ни индивидуальные предприниматели не освобождаются в этом случае от обязанности по перечислению в федеральный бюджет суммы НДС, рассчитанной сверх цены договора.
Алексей, здравствуйте!
При продаже физическому лицу муниципального имущества налоговым агентом по НДС будет являться комитет по управлению муниципальным имуществом, который должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. В рассматриваемом случае физическое лицо не является налоговым агентом согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, поэтому к нему не может быть применена ответственность за неуплату НДС в бюджет.
Это подтверждается разъяснениями эксперта УФНС.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества . При этом не признаются налоговыми агентами покупатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая названные положения НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации указанного муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества. Такая же позиция отражена в разъяснениях финансового и налогового ведомств (Письма Минфина России от 16.02.2011 N 03-07-11/33, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, от 31.05.2012 N 03-07-14/56, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Данный подход является устоявшимся также в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 19.07.2016 N 1719-О со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, указал, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества , которое не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и, соответственно,возлагать на них обязанность по исчислению и уплате НДС, в случае если указанное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2014 N 17383/13 по делу N А12-23300/2012 установил, что операции по реализации муниципального имущества не поименованы в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ в числе операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от НДС, а в связи с этим они должны облагаться НДС. Как отметил Президиум ВАС РФ, недопустима неуплата НДС в зависимости от того, каким именно лицом приобретается такое имущество, и комитет по управлению имуществом должен был расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет НДС.
Аналогичные выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2016 по делу N А05-7950/2015, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2014 N Ф03-572/2014 по делу N А51-20952/2013.
Поскольку в рассматриваемой ситуации физическое лицо на дату оплаты прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, комитет по управлению муниципальным имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А67-4332/2012).
В силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается налоговым агентом при покупке муниципального имущества. Следовательно, к нему не может быть применена ответственность за неуплату данного налога в бюджет в качестве налогового агента (Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2016).
ООО провело торги на продажу имущества. В конкурсной документации цена была указана без НДС. Общество является плательщиком НДС. Оформление первичной документации в части НДС.
Вопрос: Вопрос: ООО провело торги на продажу имущества. В конкурсной документации цена была указана без НДС. Фактически Общество является плательщиком НДС. В договоре общая стоимость так же указана - без учета НДС. При реализации и выставлении с-фактуры нужно начислить НДС сверху или определить его расчетным путем?
Ответ: Если сумма НДС в договоре не выделена, при этом в договоре прямо не сказано «Без НДС» или это не следует из условий договора, то сумму налога организации-продавцу нужно определить по расчетной ставке НДС.
Если же в договоре прямо указано, что объект договора НДС не облагается, то в этом случае сумму налога следует начислять сверх общей цены договора.
Обоснование
Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)
Реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС . Перечень таких операций приведен в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
Начислять НДС к уплате в бюджет нужно применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).
Налоговая база
В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке (). Это касается следующих ситуаций:
- реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям ;
- реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе ;
- реализации имущества, которое ранее учитывалось с учетом НДС ;
- реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупленной у граждан ;
- реализации автомобилей, приобретенных ранее у граждан для перепродажи ;
- производства товаров из давальческого сырья ;
- реализации имущественных прав ;
- реализации посреднических услуг ;
- реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в Налогового кодекса РФ.
Пример отражения в бухучете начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг)
В январе текущего года ООО «Альфа» (продавец) отгрузило ООО «Торговая фирма "Гермес"» (покупатель) партию готовой продукции, облагаемой НДС по ставке 18 процентов. Себестоимость этой партии по данным бухгалтерского и налогового учета «Альфы» - 80 000 руб.
Цена готовой продукции (без НДС), согласно заключенному договору, - 100 000 руб. Эта цена соответствует рыночному уровню.
Таким образом, сумма НДС, предъявленная продавцом («Альфа») покупателю («Гермесу»), составляет:
100 000 руб. ? 18% = 18 000 руб.
Цена партии готовой продукции с учетом НДС равна:
100 000 руб. + 18 000 руб. = 118 000 руб.
По результатам этой сделки в I квартале текущего года бухгалтер «Альфы» должен начислить НДС в сумме 18 000 руб.
Авансов в счет предстоящей поставки продавец от покупателя не получал.
В бухучете продавца («Альфы») реализация готовой продукции была отражена так:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от реализации партии готовой продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 18 000 руб. - начислен НДС с выручки от реализации;
Дебет 90-2 Кредит 43
- 80 000 руб. - списана себестоимость реализованной готовой продукции.
Ситуация: как начислить НДС при продаже здания вместе с земельным участком. Стоимость каждого объекта в договоре не выделена
НДС рассчитайте исходя из балансовой стоимости каждого объекта (здания и участка) с учетом поправочного коэффициента.
В рассматриваемой ситуации следует применять порядок, предусмотренный Налогового кодекса РФ. То есть налоговую базу по НДС нужно определить отдельно по каждому виду имущества (земельному участку и зданию).
Поправочный коэффициент рассчитайте так:
Поскольку реализация земельных участков НДС не облагается, налог нужно начислить только со стоимости здания.
НДС со стоимости здания рассчитайте по формуле:
НДС | = | Стоимость здания | : | 18/118 |
Реализацию участка вместе с расположенным на нем зданием оформите сводным счетом-фактурой. В нем укажите стоимость каждого объекта в отдельности. При этом в итоговой строке по графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего» укажите общую стоимость участка со зданием. Поскольку продажа земельного участка НДС не облагается, в графах 7 «Налоговая ставка» и 8 «Сумма налога» по строке, где указана стоимость земельного участка, поставьте прочерки. К сводному счету-фактуре приложите акты инвентаризации с указанием балансовой стоимости каждого из объектов (п. 4 ст. 158 НК РФ).
Так рекомендует поступать Минфин России в письме от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86 .
Пример: как начислить НДС при продаже здания вместе с земельным участком
ООО «Альфа» продает земельный участок вместе с расположенным на нем зданием склада. Общая цена реализации - 160 000 000 руб.
Балансовая стоимость земельного участка - 45 000 000 руб., здания склада - 72 000 000 руб.
Чтобы определить налоговую базу, бухгалтер рассчитал поправочный коэффициент:
160 000 000 руб.: (45 000 000 руб. + 72 000 000 руб.) = 1,36752137
Налоговая база по зданию склада равна:
72 000 000 руб. ? 1,36752137 = 98 461 538 руб.
С этой суммы бухгалтер начислил НДС по ставке 18/118 процентов.
98 461 539 руб. ? 18/118 = 15 019 557 руб.
Цена земельного участка равна:
45 000 000 руб. ? 1,36752137 = 61 538 462 руб.
Поскольку реализация земельных участков не облагается НДС, налог с него бухгалтер не начислял.
В сводном счете-фактуре бухгалтер отразил стоимость каждого объекта. При этом по земельному участку в графах 7 и 8 счета-фактуры бухгалтер поставил прочерки.
На стоимость реализованного участка с расположенным на нем зданием бухгалтер оформил сводный счет-фактуру .
2. Из Письма ФНС России от 05.10.2016 № СД-4-3/18862@
НДС: цена договора сформирована без НДС
Вопрос:
О ставке НДС при реализации услуг, если цена договора сформирована без НДС.
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу, касающемуся порядка применения нормы пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.
Как следует из запроса, при реализации услуг налогоплательщиком необоснованно применена льгота, предусмотренная подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса . Налоговая база определена налоговым органом как сумма реализации по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость (далее - НДС, налог), умноженная на налоговую ставку 18 процентов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 , и 4 статьи 164 Кодекса .
В случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Кодекса , сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса , к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 , при расчете суммы НДС, подлежащего уплате, следует учитывать, что по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 Кодекса сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога, и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).
Таким образом, согласно выводам суда, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога, применение расчетной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Кодекса , необоснованно.
Кроме того, пункт 4 статьи 164 Кодекса , устанавливающий перечень случаев применения расчетной ставки, не предусматривает такого основания для ее применения, как обложение налогом выручки (ранее не включенной в объект налогообложения) в связи с неправомерным использованием налоговой льготы (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.12.2012 по делу № А40-133513/10-129-398).
В этой связи при реализации услуг с применением освобождения от налогообложения НДС и формировании цены договора без НДС налог начисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 18 процентов.
При этом обстоятельства формирования цены договора необходимо устанавливать в каждом конкретном случае в ходе мероприятий налогового контроля на основании доказательств в их совокупности и взаимной связи.
ФНС назвала случай, когда нужно доплатить НДС из денег компании
Надо доплатить налог по ставке 18 или 10 процентов сверх цены товара, если компания по ошибке освободила выручку от НДС. Такой вывод сделала ФНС России в письме от 05.10.16 № СД-4-3/18862@ (ответ на частный вопрос).
Операции, которые освобождены от НДС, названы в статье 149 НК РФ. Перечень закрытый, а потому применять льготу по любым сделкам нельзя. Но компания может ошибиться и определить цену в договоре без НДС, хотя операция облагается налогом. Например, путаница бывает с гарантийным и обычным ремонтом. Гарантийный НДС не облагается, а на услуги по обычному ремонту льгота не действует.
Если компания ошиблась, то налог надо доплатить. Но не ясно, как его рассчитать. Есть два варианта: начислять налог сверх общей цены либо выделить внутри стоимости по ставке 18/118 или 10/110.
В письме ФНС уточнила, что компания не вправе применять расчетную ставку, если в договоре изначально записала цену без налога. Например, уточнила — «без НДС» или «НДС не облагается». Поэтому начислите НДС сверх стоимости товара по ставке 18 или 10 процентов (п. , ст. 164 НК РФ).
Продавец может предъявить НДС покупателю. Но добиться оплаты налога сверх цены договора удается только в суде (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.16 № Ф09-2459/16).
На цифрах
В 2016 году компания ремонтировала оборудование. Общая стоимость услуг в договоре — 600 тыс. рублей. Организация записала, что цена услуги без НДС, поскольку считала, что ремонт гарантийный. С услуг надо начислить НДС сверх цены — 108 000 руб. (600 000 руб. ? 18%).
Расчетную ставку применяйте, если в договоре не записали, включает ли цена НДС (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33). Во врезке мы привели случаи, когда надо применять расчетную ставку.
Ст. 154 НК РФ), и др.