Бухсофт учетная политика на год. Понятие учетной политики предприятия
Чтобы утвердить учетную политику в целях налогообложения на 2018 год организации или ИП нужно издать приказ об учетной политике. Приведем образец приказа об утверждении учетной политики в целях налогообложения, который вы можете скачать и скорректировать его для себя.
Приказ про учетную политику
Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику выбирать систему налогообложения (например, ООО, УСН или ЕНВД). Однако для определения налоговой базы по выбранному режиму налогообложения предусмотрены различные варианты из применения. Какой из допустимых вариантов применять на практике – решает руководство, бухгалтер организации или ИП. При этом окончательное решение следует писать в учетной политике для целей налогообложения и утвердить приказом об учетной политике.
Типовых образцов учетной политики не существует, поэтому приказ от утверждении учетной политики вы можете составить в произвольной форме. Причем положения учетной политики можно включить или в текст приказа или и оформить в виде приложения к нему (приказу).
Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.
Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.
Приказ об учетной политике: бланк
Рассмотрим вариант, когда организация или ИП не хочет описывать элементы учетом политики непосредственно в приказе. Тогда саму учетную политику можно прописать в приложении, а сам приказ подготовить как отдельный (самостоятельный) документ. Приведем образец бланки приказа об учетной политике в целях налогообложения на 2018 год.
Образец приказа об утверждении учетной политики: ОСН
Предположим, что организация применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Тогда в приказе об учетной политики организации нужно описать методы действий, применительно к налогам, с которыми работает организация в ходе своей деятельности (например, налог на прибыль или НДС). При общей системе налогообложения образец приказа об утверждении учетной политике в целях налогообложения на 2018 год может выглядеть как в нашем примере. .
Образец приказа об утверждении учетной политики: УСН
Если организация или индивидуальный предпринимает применяет упрощенную систему налогообложения, то учетную политику на 2018 года ей также необходимо утвердить приказом. Соответственно, если организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы», то в учетом политике нужно описать элементы, связанные именно с «доходами». Приведем образец приказа об утверждении учетной политике в целях налогооблодения ООО с объектом «доходы». В данном приказе учетная политика на 2018 года оформлена в качестве приложения к приказу. .
Если же организация применяет систему налогообложения УСН с объектом «доходы минус расходы», то приказом нужно утвердить учетную политику на 2018 год, применительно к этому режиму налогообложения. В качестве примера вы можете взять приказ, об утверждении политики с объектом «доходы».
Образец приказа об утверждении учетной политики: ЕНВД
Если применяете ЕНВД, то в качестве приложения к приказу у вас будет учетная политика в целях налогообложения, касающаяся этого налогового режима. Сам приказ об утверждении учетной политики на 2018 год будет классический, а сама политика, разумеется, будет касаться специального налогового режима при уплате единого налога на вмененный доход в 2018 году. .
ПРИКАЗ № 1
Об учетной политике ООО "_______"
на 2018 год
Дата: 31.12.2017 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить на 2018 год учетную политику ООО "_____" для целей бухгалтерского учета согласно приложению 1 к настоящему приказу.
- Утвердить на 2018 год учетную политику ООО "______" для целей налогообложения согласно приложению 2 к настоящему приказу.
- Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО "____", ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.
- Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на главного бухгалтера.
Директор ООО "_____" |
Ф.И.О. |
(подпись)
Приложение 1 к Приказу № 1
от 31.12.2017 г.
Учетная политика ООО "_____"
для целей бухгалтерского учета
на 2018 год
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. N 106н) утвердить в ООО "_______" следующие варианты ведения бухгалтерского учета:
Положение учетной политики |
Утвержденный вариант |
Основание |
Организация ведения бухгалтерского учета |
Возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера организации. |
ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" |
Первичные учетные документы |
Использовать в деятельности организации первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным органами государственной статистики и отраслевыми министерствами. |
п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" |
Стоимостной лимит основных средств |
Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб. |
п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н) |
Способ начисления амортизационных отчислений по основным средствам |
Амортизация основных средств начисляется линейным способом (первоначальная стоимость умножается на норму амортизации). |
п. 18, 19 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н); п. 48 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) |
Переоценка стоимости основных средств |
Переоценка первоначальной стоимости основных средств не производится. |
п. 14, 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н); п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 N 34н) |
Амортизация нематериальных активов |
Способ расчета амортизационных отчисления по нематериальным активам для всех объектов единый - линейный (отчисления рассчитывают исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива). |
п. 28, 29 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина N 153н от 27.12.2007); п. 56 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) |
Изменение оценочных значений срока полезного использования и способа определения амортизации нематериального актива |
Срок полезного использования и способ определения амортизации нематериальных активов ежегодно проверяется организацией на необходимость их уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. В случае существенного изменения ожидаемых поступлений будущих экономических выгод от использования нематериального актива, способ определения амортизации такого актива подлежит изменению. При этом существенным изменением периода или будущих экономических выгод признается изменение на 5 и более процентов. |
п. 27, 30, 40 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. N 153н) |
Переоценка нематериальных активов |
Переоценка стоимости нематериальных активов не производится. |
п.17 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина N 153н от 27.12.2007) |
Оценка материально-производственных запасов организациями, осуществляющими торговую деятельность |
Затраты по заготовке и доставке товаров до склада организации, производимые до момента их передачи в продажу, учитываются в себестоимости товаров. |
п. 21, 31 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина N 91н от 16.10.2000); п. 2.2. "Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки производства и обращения, и финансовых результатах на предприятиях торговли и общественного питания" (утв. Роскомторгом и Минфином 20.04.1995 года N 1-550/32-2) |
Учет приобретаемой тары |
Приобретаемая организацией тара учитывается по фактической себестоимости. |
п. 166 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. N 119н) |
Оценка списания материально-производственных запасов |
Оценка материально-производственных запасов при их использовании и прочем выбытии (включая товары, кроме учитываемых по продажным ценам) производится по средней себестоимости. |
п. 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина РФ от 09.062001 г. N 44н); п. 58, 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом МФ РФ от 29.07.1998 N 34н) |
Учет заготовления материалов |
Синтетический учет заготовления и приобретения материалов ведется по фактической себестоимости без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей". |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счетам 15, 16) |
Учет специальной одежды |
Специальная одежда, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, учитывается в организации путем единовременного списания на затраты в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации. |
п. 21, 16 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" (утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. N 135н) |
Учет специальной оснастки |
Стоимость специальной оснастки погашается организацией полностью в момент передачи в производство (эксплуатацию). |
п. 24, 25 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" (утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. N 135н) |
Учет выдачи и возврата специнструментов |
Операции выдачи специальных инструментов и специальных приспособлений в производство (эксплуатацию) и их возврата на склад оформляется соответствующими первичными учетными документами. |
п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" (утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. N 135н) |
Учет полуфабрикатов собственного производства |
Синтетический учет полуфабрикатов собственного производства ведется без использования счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" путем их отражения в составе незавершенного производства на счете 20 "Основное производство". |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 21) |
Оценка готовой продукции, отгруженной продукции |
Учет готовой продукции в организации ведется по фактической производственной себестоимости (счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" не используется). |
п. 59, 61 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н |
Распределение расходов на продажу |
Расходы на продажу, учитываемые на счете 44, в конце месяца полностью списываются в дебет счета 90 "Продажи". |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 44) |
Оценка незавершенного производства в массовом и серийном производстве |
Оценка незавершенного производства в части выпуска массовой и серийной продукции осуществляется по фактической себестоимости. |
п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н) |
Оценка товаров в организациях розничной торговли |
Списание товаров, продаваемых в розницу, ведется по покупным ценам. |
п. 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н); п. 13 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н) |
Затраты на приобретение ценных бумаг |
Затраты на приобретение ценных бумаг (кроме сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу) организация включает в первоначальную стоимость финансовых вложений независимо от суммы затрат. |
п. 11 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. N 126н) |
Учет процентов по выданным векселям |
Проценты по выданным векселям учитываются организацией в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления. |
п. 15 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н) |
Дополнительные расходы по займам |
Дополнительные расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся. |
п. 6, 8 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н) |
Способ определения стоимости финансового актива при его выбытии |
Финансовые активы в случае их выбытия отражаются по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений. |
п. 26 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н) |
Классификация доходов по финансовым вложениям |
Доходы по финансовым вложениям признаются в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" прочими поступлениями. |
п. 34 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н) |
Отражение в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов |
Прочие доходы отражаются организацией в отчете о финансовых результатах развернуто. |
п. 18.2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н) |
База распределения общепроизводственных расходов |
Распределение общепроизводственных расходов производится пропорционально прямым статьям затрат. |
|
Списание общехозяйственных расходов |
Списание общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете производится ежемесячно полностью в качестве условно-постоянных расходов в дебет счета 90 "Продажи". |
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 26) |
Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления |
Выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (кроме договором строительного подряда) признается по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом. |
п. 13 и п. 17 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н)" |
Отражение в балансе отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства |
При составлении бухгалтерской отчетности организация отражает отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство развернуто (не сальдировано). |
п. 19 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. N 114н) |
Отражение в отчетности движения денежных средств в иностранной валюте |
Пересчет в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте для целей составления "Отчета о движении денежных" средств производится по курсу на дату совершения операции. |
п. 18, 23 ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" (утв. Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 г. N 11н) |
Уровень существенности |
Уровень существенности ошибок и показателей определяется организация в каждом конкретном случае с учетом как количественных, так и качественных факторов. Количественные критерии уровня существенности установляются организацией в следующих размерах:
|
п. 3 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 г. N 63н); п. 11 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. N 43н) |
Приложение 2 к Приказу № 1
от 31.12.2017 г.
Учетная политика ООО "_______"
для целей налогового учета
на 2018 год
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации утвердить в ООО "______" следующие варианты налогового учета и отчетности, по которым налогоплательщику предоставлено право выбора:
Положение учетной политики |
Утвержденный вариант |
Основание |
Организация налогового учета |
Налоговый учет в организации ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. |
ст. 313, 314 Налогового кодекса РФ |
Метод признания доходов (расходов) |
Налоговый учет в организации ведется по методу начисления. |
ст. 271, 273 Налогового кодекса РФ |
Метод списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов |
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) применяется методов оценки указанного сырья и материалов по средней себестоимости. |
ст. 254 Налогового кодекса РФ |
Метод оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации |
При реализации покупных товаров стоимость их приобретения определяется организацией для целей налогообложения по средней стоимости. |
пп 3. п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ |
Списание инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты |
Включение в состав материальных расходы стоимости инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты производится по мере их ввода в эксплуатацию. |
пп 3. п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ |
Методы начисления амортизации |
При начислении амортизации в организации применяется линейный метод. |
п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ |
Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства |
Капитальные вложения для целей налогового учета увеличивают первоначальную стоимость основного средства. |
п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ |
Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) |
В качестве прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), для целей налогообложения учитываются следующие расходы:
|
п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ |
Учет прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги |
Прямые расходы, связанные с оказанием услуг в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. |
п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ |
Порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство |
Прямые расходы в налоговом учете распределяются между остатком незавершенного производства и изготовленной в текущем месяце продукцией (выполненными работами, оказанными услугами) пропорционально прямым статьям расходов. |
п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ |
Порядок формирования стоимости приобретения товаров |
В стоимость приобретения товаров включается покупная стоимость товаров, а также расходы на доставку этих товаров до складов организации. |
ст. 320 Налогового кодекса РФ |
Порядок уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль |
В случае, если организация является плательщиком ежемесячных авансовых платежей, осуществлять их уплату в размере 1/3 квартального авансового платежа. |
п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ |
База распределения НДС к вычету по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС |
Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных организацией как для облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения операций, подлежат вычету в определенной пропорции. Указанная пропорция определяется согласно положениям п. 4 ст. 170 НК РФ. При этом под стоимостью отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, пропорционально которой производится распределение предъявляемого к вычету НДС, понимается выручка от реализации без учета НДС, определяемая в соответствии с положениями ст. 167 Налогового кодекса РФ. |
|
Порядок распределения НДС при осуществлении как облагаемых налогом, так и освобождаемые от налогообложения операций |
При осуществлении операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от налогообложения (включая ЕНВД), вычет налога производится в полной сумме (без распределения), если доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов. |
п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ |
Порядок раздельного учета НДС при осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению |
При осуществлении одновременно операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения, включая ЕНВД), организация в соответствии с п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ осуществляет раздельный учет НДС по всем операциям. Суммы НДС по приобретённым товарам (работам, услугам), имущественным правам учитываются раздельно на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" с использованием признака принадлежности к операциям: а) облагаемым НДС; б) не облагаемым НДС; в) одновременно как облагаемым, там и не облагаемым НДС. |
п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ |
Бухгалтерский учет - это строгая, структурированная система сбора, фиксации и обобщения сведений об имущественных объектах, обязательствах, их перемещении, в денежной форме, которая воплощается путем постоянного учета всех связанных с ними финансово-хозяйственных операций.
Основа и рамки бухгалтерского учета лежат в разрабатываемой учетной политике . Существуют стандартные принципы ее организации, но каждый экономический субъект, устанавливающий в своей деятельности систему двойной записи, обязан составить собственный четкий и строго регламентированный документ об , чтобы он служил ориентиром и нормативом для документоведения.
Что это такое
В России законодательство о бухучете состоит из:
- Закон о бухгалтерском учете №402 и другие законы, кодексы, федеральные указы и постановления;
- Положения о бухгалтерском учете (ПБУ);
- другие акты и методические указания, содержащие тематические нормативные сведения — Письма и Постановления Минфина РФ;
- внутренние документы хозяйствующих субъектов.
С бухгалтерским законодательством тесно взаимодействуют гражданское право , несущее основы правомерной деятельности в России, административное и уголовное право, поскольку санкции в случае нарушения законодательства могут обретать формы не внутренних выговоров и штрафов, но и государственной ответственности.
Налоговое законодательство во многом связано с бухгалтерским, в целях полноты каждого из них законодатель часто принимает поправки, ведущие к единству этих систем. Неразрывно с бухгалтерией трудовое право, поскольку данные о работниках занимают большую часть общего учета.
Каждая из перечисленных отраслей предусматривает связанные между друг другом меры ответственности при отсутствии на предприятии учетной политики. Руководитель экономического субъекта обязан утвердить внутренний акт о ней согласно ПБУ 1/2008 . Стандарт утвержден Министерством финансов России в 2008 году, последняя редакция датируется 2015 годом.
Положение ориентировано на юридических лиц, кроме кредитных учреждений, и устанавливает для них общие требования организации учетной политики. Также и в иных ПБУ содержатся дополнительные нормы в этой сфере, а Налоговый кодекс России дает четкие указания об учетной политике для целей налоговой работы.
В основном ПБУ учетной политикой называется комплекс способов ведения бухучета - группировки и обобщения сведений, стоимостной оценки и наблюдения.
Вариант организации такой политики зависит от главных приоритетов и принципов, при выборе которых необходимы комплексный подход и цель оптимизировать деятельность. Какие факторы нужно учитывать при этом выборе:
- форма организации;
- отрасль;
- вид деятельности;
- параметры внутренних сторон работы - экономической, финансовой, административно-управленческой, производственной;
- масштабы;
- особенности отделов бухгалтерии и менеджмента;
- коммерческая политика.
К примеру, если предприятие стремится уменьшить налоговую нагрузку через оптимизацию налогообложения прибыли и имущества, то в учетной политике потребуются соответствующие бухгалтерские решения - амортизация с повышающими показателями, оценка ценностей по цене последнего выпуска или поставки.
Учет относится к бухгалтерии и регламентируется не только Налоговым кодексом и Письмами Минфина, но и 402 Законом о бухгалтерском учете.
Алгоритм действий:
- составить план будущего учета - провести анализ расходов и доходов, распределение их по видам деятельности, разработка методики списания издержек на ту или иную деятельность с учетом требований и рекомендаций законодательства;
- «примерить» план на действующую систему учета - проверка плана счетов на наличие всех необходимых пунктов, анализ имеющихся инструментов для ведения раздельного учета;
- фактическое применение плана - включение в учетную политику, создание новых регистров.
Необходимо сформировать документ учетной политики и утвердить его руководителя хозяйствующего субъекта.
Гласит, что учетную политику на предприятии должен разрабатывать главный бухгалтер, а при его отсутствии - другим ответственным лицом. Утверждение документа о политике вменено руководителю бизнеса.
Стандартный документ об УП состоит из двух разделов - политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета. Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличий между двумя формами учета. Но допускается формирование и отдельных документов УП по каждой тематике.
Что нужно включить в локальный акт УП для бухгалтерии:
- формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
- план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
- методы оценки;
- положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
- порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
- методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
- прочие положения.
В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.
Налоговый учет - это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.
Что входит в УП для налогового учета:
- уплачиваемые налоги;
- методы определения расходов и доходов, и др. особенности по каждому отдельному налогу;
- наличие или отсутствие раздельного учета - перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
- формы отчетности.
Разработанная учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия и начинает действовать с первого дня следующего года. Обычно приказ подписывают руководитель и главный бухгалтер.
Изменения на 2019 год
С 1 января 2019 года в нормативно-правовом регулировании формирования учетной политики есть изменения. Внедрены пять новых федеральных стандартов. Один посвящен изменению учетной политики, все остальные — правилам учета доходов, пересчету объектов в иностранной валюте, учету событий после отчетной даты, составлению отчета по движению денежных средств.
При использовании специальных режимов, например, субъектами малого и среднего предпринимательства, документ имеет упрощения, но требует строгого разделения объектов и обязательств по разным системам. Как видно, в таком образце показаны нормы как бухгалтерского, так и налогового учета для субъектов, работающих с основным режимом налогообложения.
Важные элементы учетной политики организации рассмотрены в данном видео.
Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.
Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению
Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.
В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.
Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.
Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.
«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения
С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:
- действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
- введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
- понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
- в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),
Содержание учетной политики организации (ООО)
Положения учетной политики должны отражать:
- перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
- рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
- должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
- формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
- вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
- лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
- учет материалов, готовой продукции, товаров,
- учет доходов и расходов,
- порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
- прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.
Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:
- информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
- каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
- имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.
Учетная политика УСН
Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .
Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:
- порядок учета доходов,
- указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
- в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
- налоговый регистр - КУДИР .
При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:
- порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
- состав материальных расходов,
- порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
- признание прошлых убытков в текущем периоде,
- порядок исчисления и уплаты минимального налога,
в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».
Учетная политика ОСНО
Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:
- порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
- порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
- методы оценки материалов, сырья и товаров,
- формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
- в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
- применяемые налоговые регистры и т.д.
Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.
Учетная политика: образец
Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.
В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2018 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2019. Получившийся результат можно скачать по ссылке.
Когда предприятия утверждают учетную политику
Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:
Ситуация |
Учетная политика |
|
Создание новой организации |
В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) |
Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ) |
Внесение изменений в учетные политики |
По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008) |
|
Внесение дополнений в учетные политики |
На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008) |
В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ) |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .
Нормы, переходящие с 2018 года (по пунктам)
Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:
- преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
- пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
- пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
- пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
- пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
- пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
- пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
- пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
- пп. 42-45, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
- пп. 46-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота остаются актуальными;
- п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
- пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .
Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2019 год (по пунктам)
В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2019 год изменен (дополнен) единственный момент, касающийся выбора способа бухучета, не закрепленного в существующих нормативных документах. Это сделано путем добавления в приказ п. 63, указывающего на возможность ориентироваться в этом вопросе на требование рациональности, что доступно для организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета.
Вместе с тем юрлицам, не имеющим права на упрощение учета, нужно иметь в виду, что при осуществлении такого выбора им придется следовать иному пункту обновленного с 06.08.2017 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):
- стандарты МСФО;
- близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
- существующие рекомендации.
Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета. Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.
Положения, не вошедшие в готовый документ
В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:
- признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
- пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
- учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
- учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
- учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).
О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .
Итоги
Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.