Осаго – зачем оно нужно и сколько это стоит. Оформление осаго онлайн: как это работает Как работает страховая
Что такое КАСКО?
КАСКО - это добровольное страхование автотранспорта.
Вы страхуете свой автомобиль от любых неприятностей, которые могут возникнуть на дороге и во время стоянки.
Простым языком страховка КАСКО это:
- У Вас угнали автомобиль, страховая компания выплатит Вам стоимость автомобиля.
- Вы попали в аварию, страховая компания отремонтирует Вам повреждённый автомобиль.
- Вы не справились с управлением и съехали в канаву, страховая компания отремонтирует Ваш автомобиль.
- На Ваш автомобиль упал лёд с крыши, страховая компания отремонтирует.
- На стоянке у Вас украли зеркало или поцарапали машину, страховая компания отремонтирует Ваш автомобиль.
- Камень на дороге разбил Вам стекло или треснула фара, страховая компания отремонтирует Ваш автомобиль.
- И т.д.
Преимущества КАСКО
- Вы заплатили один раз страховой компании, и целый год она платит за Вас.
- В случае аварии на дороге, НЕ ВАЖНО, виноваты Вы или нет.
- Купив страховку КАСКО, Вы получаете ощущение защищённости и спокойствия.
Недостатки КАСКО
- Очень дорогая стоимость страховки для наиболее популярных автомобилей.
- Страховые компании не хотят страховать «старые» (более 3-х лет) автомобили.
- Необходимо фиксировать каждый страховой случай в полиции или ГИБДД, получать подтверждающие справки.
- Страховые компании нередко затягивают выплаты в случае угона и долго согласовывают с ремонтной организацией стоимость ремонта.
КАСКО покупают те, кто не хочет иметь никаких проблем. КАСКО - это ремонт страховой компанией Вашего автомобиля в любом случае (даже если Вы - виновник аварии, или сами повредили Вашу машину без ДТП). КАСКО - это компенсация стоимости автомобиля в случае его угона или полного уничтожения.
Что такое франшиза по КАСКО?
Франшиза по страховке КАСКО это некая величина нанесённого Вам ущерба, которую не платит страховая компания по каждому страховому случаю.
Например: При заключении договора КАСКО, Вы оговорили франшизу 10000 рублей.
Соответственно если Вы попали в ДТП и стоимость ремонта 53000 рублей, то 43000 рублей за Вас заплатит страховая компания, а 10000 платите Вы.
Что дает Вам франшиза по КАСКО?
Франшиза по КАСКО делает сам договор КАСКО более дешёвым, чем больше размер франшизы, тем меньше стоимость договора КАСКО.
Сколько стоит КАСКО?
КАСКО - это дорогое «удовольствие». Стоимость КАСКО определяется каждой страховой компанией самостоятельно. Страховые компании независимо ни от чего устанавливают каждая свою тарифную сетку. Также страховая компания вправе отказать Вам в заключении договора, если Вами не выполнены какие-то обязательные требования - например, на автомобиле установлено недостаточно охранного оборудования или у Вас старый автомобиль. Страховая компания также в договоре определяет способ компенсации - перечисление в Ваш адрес наличных денег или же постановка Вашего автомобиля на ремонт на СТО.
Что делать, если Ваша страховая компания - развалилась?
Этот момент нужно продумывать заранее, так как РСА не несет ответственности по КАСКО. Необходимо покупать КАСКО в надежной, проверенной и хорошо себя зарекомендовавшей страховой компании. То есть ориентироваться не только на стоимость страховки.
Если же все-таки это произошло и страховая компания развалилась, то вопрос теоретически можно решить только через судебные органы. На практике, к сожалению, эти случаи - редки.
ОСАГО
ОСАГО - Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности , объектом страхования которого являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
Простым языком полис ОСАГО это:
Покупая полис ОСАГО Вы страхуете себя от следующей ситуации: Вы по неосторожности попали в ДТП, Вас признали виновным, Вы разбили дорогую машину, в этом случае по полису ОСАГО страховая компания заплатит деньги пострадавшему за Вас. А Вы ничего платить не будете.
Страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. Сложно? Очень! Каждый из нас задает себе вопрос - «Почему не объяснить все человеческим языком? Почему законотворцы, как врачи, которые пишут «нижняя конечность» вместо - простого и всем понятного «нога», пичкают нас массой ненужных и непонятных терминов? Да потому что, за витиеватыми и запутанными предложениями скрывается масса «подводных камней», о которых, как и врачи, они не торопятся информировать нас с Вами.
Большинство современных людей, в том числе и, как это не парадоксально, автомобилистов, не имеют представления о таких уже сегодня будничных понятиях, как страховка в целом и ОСАГО и КАСКО в частности. Именно поэтому было принято решение о написании данной статьи. Начнем по порядку.
Что такое ОСАГО?
ОСАГО - это действительно Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности . Вот это не завуалированная формулировка. В эти четыре слова вложен смысл всего понятия в целом. То есть - покупая страховку ОСАГО, Вы защищаете себя от больших проблем в случае, если в произошедшем с Вами ДТП виноваты именно Вы . В данном случае за нанесенный Вами ущерб, вместо Вас расплатится страховая компания, у которой Вы купили полис. В случае прямо противоположной ситуации, если разбили Вашу машину, Вам оплатит ремонт страховая компания того человека, кто въехал в Вас.
Подводя итог сказанному, можно сказать, что покупая страховку ОСАГО, Вы страхуете не свою машину, а себя , то есть свои собственные деньги. Проще говоря - въехали в Вас - Вы получите деньги, въехали в кого-то Вы - Вы ничего не получите, но и сами платить не будете. Существует третий вариант, так называемая «обоюдка» (в аварии виновны оба водителя). В этом случае, размер выплаты определяется соотношением степени ответственности и реальной суммой ущерба. Как правило, при "обоюдке" страховые компании выплачивают каждому из двух участников ДТП 50% нанесённого ущерба. Некоторые дела затягиваются и заканчиваются в суде, где и определяется степень ответственности каждого участника ДТП.
Сколько стоит ОСАГО?
Забегая вперед скажем сразу, что стоимость ОСАГО везде одинакова! Не важно в какой страховой компании Вы будете страховаться - в «крутой» или «за углом» (к сожалению, такие компании еще имеют место в нашем городе). Поскольку автострахование ОСАГО воплощено в жизнь в соответствии с законодательством РФ, то и тарифы также разработаны Правительством нашей страны. К слову хочу добавить, что аналогичная практика существует во всех цивилизованных странах мира, а не является «кознями» только нашего государства. Возвращаясь к тарифу, хочу пояснить, что цена страховки ОСАГО складывается из нескольких показателей:
- Тип транспортного средства - грузовое или легковое, физическое или юридическое лицо является собственником и т. д.
- Территориальная привязка. В каждом регионе страны существует свой тариф, также установленным законом об ОСАГО.
- Опыт страхователя (то есть Ваш опыт). Опыт складывается из возраста и количества лет, которых Вы управляете машиной.
А также ряд других показателей. Учитывается насколько мощная у Вас машина, на какой срок Вы страхуете свою ответственность, а ещё были ли у Вас до этого аварии и кто был виновником. Справедливости ради, надо добавить, что в случае, если Вы за прошедший год никого не разбили, то есть, как говорят страховщики, Ваша езда была безаварийной - Вы ежегодно получаете 5% скидку. Правда, если Вы купите новую машину, страховщик (даже тот же самый) не вспомнит про Вашу «безупречную» репутацию и все начнется заново. Но, никто не говорил, что закон об ОСАГО - безупречен.
Как производится выплата по ОСАГО, если Вы виноваты в аварии?
В случае, если Вы являетесь виновником аварии, расчёт производится следующим образом - потерпевший в аварии обращается в страховую компанию и она вместо Вас оплачивает ему ремонт автомобиля, предварительно оценив сумму ущерба. Вы свой автомобиль ремонтируете за свой счёт.
Как производится выплата, если Вы не виноваты в аварии?
В случае, если Вы не являетесь виновником аварии, расчёт производится следующим образом - Вы обращаетесь в страховую компанию и она, оценив сумму ущерба, производит Вам выплату.
При этом существует две оговорки:
- Сумма ущерба будет рассчитываться с учетом износа Вашего автомобиля, то есть чем старше автомобиль, тем больше износ. Износ рассчитывается в процентном соотношении по стандартной формуле, учитывающей возраст и пробег автомобиля.
- По закону, максимальная выплата по ОСАГО составляет сумму в размере: 400 000 рублей. То есть, если стоимость восстановления Вашего автомобиля составляет сумму более 400 000 руб., то разницу между фактической стоимостью и 400 000 руб., Вы вправе взыскивать с виновника в аварии через суд.
Что такое «прямое урегулирование» по ОСАГО?
Прямое урегулирование убытков это ситуация, в которой пострадавшему в ДТП необходимо обращаться за выплатой в свою страховую компанию.
Необходимые условия для прямого урегулирования убытков:
- В аварии участвует два транспортных средства.
- В аварии нет пострадавших (нет ущерба здоровью).
- У обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО.
В остальных случаях пострадавшему в ДТП необходимо обращаться в страховую компанию виновника.
Что делать, если страховая компания - развалилась?
В случае, если страховая компания виновника аварии находится в стадии банкротства, или у неё отозвана лицензия, или же она уже вообще прекратила свое существование, Вы вправе обратиться: либо в РСА (Российский Союз Автостраховщиков), который отвечает по обязательствам страховых компаний, не имеющих возможность осуществлять выплаты по ОСАГО. Либо в судебные органы с иском о возмещении ущерба против виновника аварии.
Что было бы, если никто не придумал ОСАГО?
Если бы никто не придумал ОСАГО, то о решении вопросов цивилизованными методами не могло бы быть и речи. В настоящий момент решение всех конфликтных вопросов регламентируется законодательством РФ.
Но, к сожалению, многие предпочитают исправлять результаты происшествий, нежели устранять проблему ещё до её проявления, игнорируя всем хорошо известную истину: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить». Это правило распространяется не только на состояние человеческого организма, но и на его имущество, финансы, да и жизнь в целом. Именно поэтому существует страхование – экономические отношения, с помощью которых обеспечивается страховая защита интересов юридических и физических лиц от опасностей различного вида.
Договор о страховании
В организации страховых отношений всегда участвуют 2 стороны. Первая – это страховое предприятие или страховщик, вторая – лицо (юридическое или физическое), желающее застраховать что-либо, называемое страхователем. Как же работает страхование? На самом деле механизм довольно-таки прост: лицо обращается за оказанием услуг в страховую контору, где с ним заключается договор страхования. На условиях данного документа клиент обязуется уплачивать страховые взносы в определённые сроки и в случае наступления страхового события, имеет право получить страховой фонд, с помощью которого возместит убытки, понесённые от определённого происшествия. Размер уплачиваемых взносов, рамки сроков, а также объект страхования описываются в соглашении.
Какие объекты можно застраховать?
Сейчас застраховать можно практически всё. Приобретаете новое авто или дом – страхование имущества, заботитесь о здоровье – есть медицинское страхование, возникает необходимость уехать – на этот повод имеется страхование для выезжающих за границу. Существует страхование ответственности, страхование финансовых рисков и даже страхование жизни. В сложившейся ситуации можно застраховаться от любого вида опасности, независимо от вида её происхождения, будь это природный, экологический, экономический, социальный, техногенный или иной фактор.
Страхование жизни
Из разнообразия страховых возможностей наибольшее распространение получили страхование имущества и страхование жизни. Естественно любой человек или организация стремятся сохранить своё имущество в лучшем виде, и страховка не устранит угрозу наступления стихийного бедствия, пожара, взрыва, залива соседями или, например, кражи со взломом, однако с её помощью можно защитить себя от больших финансовых потерь. Если речь идёт о машине, то именно страховка покроет затраты на устранения ущерба, понесённого от аварии. Что же касается страхования жизни, то здесь всё намного интереснее. Если в страховке имущества или ответственности причина улавливается без трудностей, то в страховании жизни многие люди не видят смысла. На самом же деле это единственный позитивный вид страхования, предусматривающий получение денежной суммы даже при благоприятном стечении обстоятельств. Это своеобразное инвестирование в светлое будущее, когда откладывая малые деньги сегодня, можно обеспечить приятное завтра себе и близким. На основании договора страхователь оплачивает взносы на протяжении определённого срока и в случае «дожития» получает страховую сумму в полном размере.
Страхование жизни и имущества — это действительно-то немногое, на чем нельзя экономить. Можно, конечно, поразмышлять над условиями страхования, но в общем смысле — пренебрегать этим видом долгосрочного инвестирования нельзя.
Почти три месяца действуют новые правила по страхованию автогражданки. С 28 апреля компании продают полисы, по которым в случае ДТП пострадавшей стороне в приоритетном порядке предложат ремонт авто вместо денежной компенсации ущерба. Причем замена деталей, если это необходимо, должна быть без учета износа. В распоряжении «КС» оказался документ – анализ рынка страхования от тюменских автодилеров, в котором продавцы оценивают качество работы страховщиков в разрезе новых правил. По их мнению, новый закон можно исполнять кому как удобно… при этом не нарушая его.
СОВЕТЫ АВТОДИЛЕРА
Авторы документа выделяют четыре группы страховщиков. В первую попали те, кто реально всех отправляет на ремонт в хорошие СТОА. Оплачивает, как прописано в законе – без учета износа, с применением новых запасных частей. (Росгосстрах, «Согласие», «Зетта».)
У второй группы всё так же, но только для авто на гарантии – тех, что в эксплуатации не более двух-трех лет. А вот с машинками постарше – другая песня, здесь страховщики не против использования деталей с авторазборов. (ВСК, «РЕСО».)
Третьи будут направлять на ремонт только в те салоны, которые подпишут договоры с применением скидки в размере износа. Это значит, что при ремонте точно будут использоваться бэушные запчасти. («Югория», «Альфа», «СОГАЗ».)
Четвертые вообще не заключают договоры с СТОА, а будут выплачивать, как и раньше, компенсацию за минусом износа. Будут лукавить, предлагать написать заявление о направлении средств в сервис, но это не направление на ремонт. В этом случае страховая не несет ответственность за качество и стоимость.
Чтобы избежать ошибки, знающие люди рекомендуют при заключении договора со страховой уточнить как минимум три принципиальных момента.
Во-первых, узнайте, есть ли у нее договор с СТОА на ремонт по ОСАГО, и получите перечень сервисов.
Во-вторых, выясните, договор на ремонт заключен с учетом износа и установкой только новых запасных частей или же нет?
В-третьих, поинтересуйтесь, куда можно обратиться с заявлением о выплате. Если точка приема заявлений СТОА – это признак наличия договора между страховщиками и теми, кто ремонтирует.
Перед покупкой полиса дилеры рекомендуют пообщаться не только со страховщиком, но и с автосервисом.
Не беремся утверждать, что это объективный анализ или же, наоборот, дилеры лоббируют свои автосервисы. Но согласны в одном: страховую перед покупкой полиса лучше проверить.
КОГДА СТАРАЯ ЗАПЧАСТЬ ЛУЧШЕ НОВОЙ
Обращаемся в фирму, которая по оценке наших экспертов не в лидерах, но и не аутсайдер – середнячок. В отделе выплат по ОСАГО ее сотрудница пояснила «КС», что после введения новых правил перечень автосервисов, с которыми у компании есть договор, кратно сократился. В Тюмени они работают с двумя дилерскими центрами и двумя СТОА. К дилерам отправляют новенькие авто, а вот те, что старше двух лет, катятся в мультисервис, правда, там тоже ремонт любой сложности делают без доплат для автовладельца. Интересуюсь, ставят на мультисервисе новые запчасти или бэушные?
– Бэу, – отвечает мне девушка. – В новом законе всё это прописано, – спокойно и убедительно говорит она. Не возражаю, но для себя отмечаю: «Попались!»
Звоню на СТО, чтобы выяснить, в какие такие условия страховая ставит сервис, что они вынуждены идти практически наперекор закону.
Дело принимает совершенно иной оборот.
Бравый парень рассказывает, что новый закон пока не обкатан, машин по новым полисам было немного.
– Конечно, сейчас износ машины не должен учитываться. Но есть нюанс: если машина старше пяти лет, на нее будут ставить китайские запчасти. Существует единая методика оценки, в которой для ряда авто и деталей на них ценник на уровне китайских запчастей. Почему так и для чего – сказать не могу, не знаю. Поэтому обычно мы рекомендуем ставить оригинальную, но бэушную деталь. Конечно, если есть альтернатива, если нет, то Китай.
– Чем же так плохи комплектующие из Поднебесной? Меньше срок службы?
– Нет, не меньше. Их сложнее устанавливать, выставлять зазоры и так далее, как правило, они сделаны не идеально.
– По имеющимся тарифам отремонтировать авто на все сто процентов не проблема? Или были случаи, когда предлагали доплатить собственнику, чтобы сделать надежно?
– Обычно обходимся без доплат, с собственника денег не берем.
– А кто в минусе, вы или страховая?
– Мы, но нам выгодно всё сделать по договору. На одной машине меньше денег заработали, зато на другой это компенсируется.
СК СТРАХУЮТ АВТОГРАЖДАНКУ ВЫБОРОЧНО
В брокерскую компанию, которая, судя по вывеске, работает от лица 25 страховых компаний, захожу как клиент. Водительскому стажу в октябре будет только три года, в обозримом будущем планирую покупку подержанной «Тойоты».
Мне сразу предлагают рассчитать скидку и годовую стоимость страховки. За работу обещают комиссию не брать, говорят, зарплату получат в компании. А я получаю бонус – возможность оценить весь рынок и выбрать подходящий полис.
Если страховать авто сейчас, автогражданка на год обойдется в 18 620 рублей, а вот если подождать до октября, резко снизится до 11 530. Крепко задумалась об отсрочке.
Но цена – дело второе, загвоздка в том, что не каждая страховая захочет продать мне свой полис. Недоумеваю: как так! Рады должны быть, что пришла к ним!
– Надо смотреть, чтобы программка вас пропустила, – говорит мне специалист. С вашим стажем это не так-то просто. Вообще, у каждой компании свои условия, и каждое из них «вшито» в программу, но не обо всем говорят вслух. Заявление на рассмотрение точно примут, но вот одобрят ли… Новые правила оказались неудобными, страховые перестали продавать полисы всем подряд, делают серьезную выборку.
– Вас может принять Росгосстрах. У них хороший отдел выплат, в течение недельки всё фотографируют, оформляют и отправляют на СТО. Можно «Югорию» рассмотреть, там без ограничений (количества водителей), но полис будет подороже. Можно «Согласие», но опять же надо смотреть, чтобы программка пропустила, хотя, в принципе, должна пропустить. Если что, посмотрим «РЕСО».
ЖАЛОБА – ШТРАФ! ЛУЧШИЙ РЕГУЛЯТОР КАЧЕСТВА
Далее специалист поведала о том, как они оценивают качество и надежность страховой. Например, Росгосстрах – компания, которая работает с большими хорошими салонами. Гаражи, ипэшки – удел мелких страховщиков. С компаниями, которые в регион зашли недавно, есть риск попасть в неудобное положение. На памяти брокера примеры, когда страховая закрывала свой филиал и предлагала за выплатами обращаться в соседний екатеринбургский офис. Так было с «РОСНО» и «Ренессансом».
– В «Альфе» не очень хороший отдел выплат, именно в Тюмени на него жалуются. ВСК – пятьдесят на пятьдесят, кому нравится, кому нет. Хорошо зарекомендовали себя «Югория», «Согласие», Ингосстрах.
Тянуть с оценкой и выплатами, по заверению страхового брокера, компании не имеют права по закону. Жалоба клиента действует как кара: жалоба – штраф, жалоба – штраф, причем немалый.
А вот качество ремонта напрямую зависит от СТОА, с которой у страховой заключен договор. Как и то, какую деталь поставят – новую или с авторазбора. К тому же в брокерском агентстве заверили, если всё же страховой случай наступил, клиент вправе запросить список сервисов, с которыми работает его страховая и выбрать лучший по своему усмотрению.
ОСАГО - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При страховании ОСАГО причинитель вреда (виновник ДТП) страхует свою ответственность перед потерпевшим. Если ответственность виновника не застрахована, то ОСАГО не работает. Ответственность потерпевешго может быть не застрахована.
Покупка полиса ОСАГО и расторжение договора страхования.
Прекращение страхования по отдельным договорам ОСАГО прицепов - в полисе делается специальная отметка в полисе тягача с определенной доплатой к тарифу.
Страховщик несет ответственность по всем договорам, заключенным агентом или брокером, в том числе если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия. Кроме того, страховщик несет ответственность за несанкционированное использование бланков (кроме случаев обращения в компетентные органы о хищении соответствующего бланка полиса ОСАГО до наступления страхового случая).
Полисы ОСАГО должны продаваться в любом подразделении/филиале страховой компании вне зависимости от специализации данного филиала или отделения.
При досрочном прекращении договора ОСАГО удерживается 20% страховой премии, возвращается часть премии пропорционально оставшемуся сроку действия договора.
Обращение в страховую компанию за выплатой.
Прямое возмещение убытков (ПВУ) - если в ДТП участвовало 2 транспортных средства, оба имеют действующий полис ОСАГО, вред причинен только имуществу, за выплатой необходимо обращаться только в свою страховую компанию.
Заявление на выплату подается в страховую компанию виновника если в ДТП пострадало более двух ТС, вред причинен здоровью или иному имуществу.
Лимит выплаты по Европротоколу до 50 000 рублей.
Срок для выплаты потерпевшему (или направления мотивированного отказа) 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней.
При обращении по Европротоколу, если сумма ущерба привышает 50 000 рублей, потерпевший не сможет обратиться за большей суммой даже в случае последующей регистрации ДТП в органах ГИБДД.
Порядок осуществленния и расчета выплаты.
Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.
Размер страховой выплаты определяется на основании справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ, которые утвержденны Российским Союзом Автостраховщиков. Цены, указанные в справочниках не соответствуют среднерыночным ценам на запасные части. Эксперты-техники при расчете страховой выплаты обязаны использовать только справочники РСА.
При наличии у страховщика ОСАГО соответствующих договоров со станциями технического обслуживания потерпевший имеет право выбрать форму страхового возмещения - оплата ремонта или направление транспортного средства на ремонт. Страховщики обязаны размещать на сайте список ремонтных станций, с которыми у них заключены договоры в рамках ОСАГО. Ответственность за качество и сроки ремонта возлагается на страховщика. Отказаться от ремонта можно только в случае невыполнения обязанностей по ремонту страховщиком или сервисом.
Если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Несмотря на то, что в законе об ОСАГО прямо это не указано Верховный суд обязал страховщиков платить в равных долях потерпевшим если вина в ДТП не следует из справки ГИБДД.
УТС (утрата товарной стоимости) относиться к реальному ущербу и подлежит выплате по ОСАГО. УТС представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Возмещаются не только убытки, причиненные в результате повреждения транспортного средства, но и вред в виде утраты (повреждения) груза, перевозившегося в транспортном средстве потерпевшего, а также вред, причиненный имуществу, не относящемуся к транспортным средствам (в частности, объектам недвижимости, оборудованию заправочной станции, дорожным знакам и ограждениям и т.д.).
. Страховая компания обязана заплатить при наступлении страхового случая как вследствие действий страхователя, так и вследствие действий иного лица, использующего транспортное средство. В соответствии с позицией Верховного суда виновник ДТП может незаконно владеть ТС, например: попасть в ДТП совершив угон.
. Страховая обязана заплатить, если: виновник скрылся с места ДТП, но есть данные о ТС и номере полиса; виновник был пьян в момент ДТП; виновник ДТП был лишен (или не имел) водительского удостоверения; виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, но на автомобиль был оформлен полис ОСАГО; полис ОСАГО не оплачен до конца его срока действия и ДТП произошло в неоплаченный период; за скрытые дефекты не указанные в справке о ДТП; оплатить расходы по эвакуации и хранению поврежденного ТС; оплатить стоимость поврежденных в ДТП вещей или груза.
Досудебный порядок.
При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору ОСАГО, потерпевший должен направить в страховую компанию аргументированную жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в 5-дневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Если при подаче иска в суд потерпевший не предоставит подтверждение того, что он обращался с претензией в страховую компанию, суд оставит дело без рассмотрения.
Центральный банк установил требования к содержанию претензии. К претензии должено быть приложено заключение независимой экспертизы.
Действия виновника ДТП.
При оформлении ДТП без сотрудников ГИБДД по извещению (Европротокол) виновник (причинитель вреда) обязан направить в свою страховую компанию экземпляр извещения о ДТП. В случае если виновник не уведомит свою страховую компанию в течении 5 дней о ДТП и не направит копию извещения, страховщик вправе подать регрессный иск и взыскать с виновника выплаченное страховое возмещение.
У виновника ДТП появилась обязанность показать страховой компании поврежденное ТС и не приступать к ремонту или утилизации своего ТС до истечения 15 календарных дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Если виновник ДТП не направит копию извещения о ДТП в страховую компанию и не покажет поврежденное ТС, то его может ждать иск в порядке регресса от страховой компании.
Ответственность страховщика.
Устанавливается дополнительная ответственность страховщиков: пени за каждый день просрочки выплаты - 1% от суммы выплаты и штраф за каждый день просрочки срока направления отказа - 0,05% от страховой суммы.
Административный штраф к сотрудникам страховых компаний 50 000 руб. за необоснованный отказ в оформление договора ОСАГО или навязывание дополнительных страховых продуктов.
Компенсационные выплаты производимые Российским Союзом Автостраховщиков.
Компенсационные выплаты в счет возмещения вреда имуществу осуществляются только в тех случаях, когда потерпевшие не могут их получить по договору обязательного страхования, а именно:
1) страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась;
2) у страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.
Оформление ОСАГО онлайн: как это работает
Возможность оформить «автогражданку» не выходя из дома появилась ещё в 2015 году, но уже тогда у автовладельцев возникло много вопросов: например, стоит ли распечатывать электронный полис ОСАГО и как вообще получить этот документ. Расскажем обо всем по порядку
текст: Михаил Михеев / 26.05.2017
ОСОБЕННОСТИ Е-ОСАГО
Главный вопрос, который возник сразу после внедрения практики электронного ОСАГО - каким образом предъявлять его сотруднику ГИБДД. В законе нет прямого требования о том, что полис должен быть обязательно на руках, но чтобы не испытывать проблем в общении с сотрудниками, его лучше распечатать и положить в бардачок.
На документе не будет стоять печати или подписи (при покупке Е-ОСАГО заверяется электронной подписью владельца либо номером СНИЛС, который является альтернативой электронной подписи). На распечатанный документ можно «на всякий случай» поставить свою подпись, но актуальности полиса её отсутствие не изменит.
В начале января Центробанк получил первые жалобы относительно оформления электронного ОСАГО. Характер жалоб в регуляторе не уточнили, но в РСА уверены, что они связаны с заполнением большого числа полей. При оформлении бумажного полиса ОСАГО за автовладельца этим занимается представитель страховой компании (СК), а вот при самостоятельном заполнении очень легко допустить ошибку. Важно внимательно проверять все внесенные данные, особенно это касается информации о водителях, допущенных к управлению ТС.
Другая часть жалоб может быть связана с техническими проблемами и сбоями при оформлении страховки ОСАГО на автомобиль онлайн, а также недоступностью самой услуги на сайтах СК. Кстати, в прошлом году журналисты «5 Колеса» «автогражданку» на сайтах десяти ведущих СК, и результат действительно оказался не очень приятным.
Практически на каждом сайте при покупке возникали различные трудности: от невозможности оформить электронный полис до разнообразных сбоев в системе (в таких ситуациях не стоит списывать со счетов услугу заказа полиса ОСАГО по интернету с доставкой бумажного варианта полиса по почте).
Не менее важно при оформлении электронного полиса учитывать, что появление E-ОСАГО сразу заинтересовало мошенников – стоит убедиться, что СК есть в списке РСА, а также удостовериться в том, что вы находитесь на официальном сайте страховой, а не на «дублёре». Так, в феврале были обнаружены многочисленные клоны страховых компаний, которые неправомерно продавали полисы ОСАГО онлайн. Убедиться в том, что приобретённый полис действителен, поможет сайт РСА.
Несмотря на существующие проблемы, недавно был продан миллионный полис Е-ОСАГО. Кроме того, Центробанк инициировал большую проверку страховых компаний, которые предоставляют услуги по продаже электронных полисов ОСАГО. Такая проверка была запущена после тех жалоб, которые получил регулятор, ей подверглись ТОП-20 СК.
МИФЫ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОСАГО
Число проданных электронных полисов растет, но вместе с ним растет и количество «мифов», связанных с этим форматом оформления ОСАГО. Разобраться с ними можно, понимая порядок получения, условия оформления, а также, как работает система изнутри – с точки зрения страховых компаний, агентов, брокеров и прочих участников страхового сообщества.
Миф 1: традиционный бумажный бланк надежнее электронного
На самом деле это не совсем так. Более того, появление возможности застраховать авто онлайн ОСАГО было вызвано в том числе проблемами с оформлением традиционных полисов. До введения E-ОСАГО основными источниками «сбыта» бланков ОСАГО выступали страховые агенты. Начиная с 2007–2008 года бланки выдавались не штучно, а пачками, причем их учет и контроль в страховых компаниях осуществлялся довольно поверхностно (бланки выдавались «под честное слово»).
В итоге большая часть реализованных бланков к страховщикам попадала с ошибками. Оплата по ним замораживалась до устранения недочетов. А далее начиналось самое интересное: либо «пропадал» агент, либо клиент (со слов агента) резко переставал выходить на связь.
Эта ситуация давно требовала от страховщиков введения жестких форм контроля за оформлением бланков строгой отчетности (к которым относится полис ОСАГО). Кроме того, масла в огонь в данной ситуации добавляли мошенники, готовые продавать вместо реальных полисов бумажки, не обеспеченные никакими правами.
Миф 2: электронный полис позволил решить проблему контроля рынка ОСАГО
Здесь тоже не стоит судить категорично. С одной стороны, электронное страхование ОСАГО действительно решило проблему контроля за полисами. С другой стороны, к моменту введения системы многие страховые компании успели внедрить собственные сервисы, позволяющие им вести тщательный учет бланков.
Работают такие системы следующим образом: агент авторизуется и оформляет бланк в электронной системе страховщика. Далее еще до передачи бланка клиенту договор ОСАГО попадает в базу страховщика, причем под каждый оформленный договор формируется электронная квитанция или выставляется счет. Если бы подобный механизм реализации бланков ОСАГО внедрили все страховые компании, то и потребности в введении Е-ОСАГО не возникло бы.
Миф 3: отсутствие агента серьезно изменит ситуацию к лучшему
На первый взгляд так и есть: если проблемы с бланками строгой отчетности возникали по вине агента, значит, убрав его на этапе заключения договора ОСАГО в электронном виде, можно добиться значительного улучшения ситуации. В реальности дело обстоит иначе: безусловно, ситуации с «не дошедшими» до страховой бланками и «переставшими выходить на связь» клиентами удалось купировать. Однако радикально решить все проблемы, связанные с оформлением ОСАГО, просто убрав из уравнения агентов, оказалось невозможно.
Например, мошеннические схемы, «работавшие» с бумажными бланками, не изжили себя, а переместились в сеть (отсюда и большое количество «клонов» официальных сайтов СК). Недобросовестных агентов ситуация с E-ОСАГО также не обескуражила – через год после покупки электронного полиса они точно так же продолжат обзванивать клиентов страховых, автосалонов и банков по купленным базам.
А вот у добросовестных страховщиков в условиях, когда полис оформляется без первичного контакта с агентом (либо страховым представителем или сотрудником СК), меньше возможностей способствовать повышению страховой грамотности клиента. Это не только чревато ошибками при внесении данных в полис, но и не позволяет помочь клиенту разобраться в тонкостях страховой науки, рассчитанной на получение разумной компенсации (в конце концов, показать варианты экономии на страховании – один из важных навыков профессионального агента).
Некоторые типы процедур в данном случае вообще сложно переложить на плечи страхователя. из-за чего ему просто не удастся сэкономить, когда он имеет на то полное право. К примеру, клиент поменял водительское удостоверение и не сообщил своевременно страховщику об изменении – нередко в такой ситуации процедура переноса скидки за безаварийность (КБМ) оформляется по особым правилам. И клиент просто не будет обладать достаточной экспертизой, чтобы применить в этом случае нужный алгоритм действий.
Поэтому, с одной стороны, E-ОСАГО помогает избавить рынок от неконтролируемого обращения с бланками строгой отчетности, а с другой – накладывает дополнительную ответственность (а иногда и дополнительные расходы) на самого страхователя.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТРАХОВКИ Е-ОСАГО
Для начала нужно определиться, в какой СК покупать полис. Список страховых компаний, которые оказывают услуги по страхованию ОСАГО, можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). С 1 января этого года возможность оформления Е-ОСАГО стала обязательной для всех СК, работающих на рынке «автогражданки», и тех, кто условие не выполняет, штрафуют.
Далее на сайте выбранной страховой компании следует пройти регистрацию. Это можно сделать, авторизовавшись через портал госуслуг либо указав свой адрес электронной почты или номер телефона в форме на сайте.
Страховая компания предложит заполнить форму на получение электронного ОСАГО. Она включает данные о собственнике автомобиля, страхователе, водителях, которые будут управлять транспортом, данные о самом ТС (диагностическую карту).
Далее пользователь получает расчёт стоимости полиса и оплачивает его любым удобным способом, после чего полис ОСАГО приходит на почту, указанную при регистрации. Центробанк настаивает на том, что договор при процедуре онлайн-оформления должен быть заключён не позднее 30 минут.
Итак, чтобы получить полис ОСАГО через Интернет, нужно:
Зарегистрироваться на сайте СК;
Внимательно заполнить все формы;
Перепроверить внесённые данные;
Получить расчёт и оплатить полис;
Распечатать полис, который придёт на почту.