Сколько частей в коде бюджетной классификации. Бюджетная классификация
"Ваш бюджетный учет", 2006, N 4
Основные принципы построения новой бюджетной классификации РФ (далее - бюджетная классификация), интегрированной в План счетов бюджетного учета, разработаны в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Порядок применения кодов БК утвержден Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 152н, Указания). Им же установлены правила применения бюджетной классификации участниками бюджетного процесса всех уровней бюджетов бюджетной системы РФ.
С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ Приказом N 152н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.
Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
Вторая часть представляет собой функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.
Бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
- классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Классификация доходов бюджетов РФ (Приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Структура кодов доходов в новой бюджетной классификации состоит из 20-ти разрядов, объединенных в четыре группы:
- Администратор.
- Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
- Программа (подпрограмма).
- Экономическая классификация доходов.
Администратор
Код администратора доходов (1-й, 2-й и 3-й знаки кода классификации доходов бюджетов; далее - КБК) соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета. Фактически этот Перечень представляет собой ведомственную классификацию, называемую "классификацией администраторов".
Перечень администраторов ежегодно должен утверждаться законом о бюджете, обеспечивая преемственность по поступлениям, подлежащим распределению между бюджетами.
Администраторами поступлений в бюджеты РФ (Приложение 11 к Указаниям) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Вид доходов
Код вида доходов (4 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) состоит из 10-ти знаков и включает:
группу - (4-й знак КБК, принимающий значение 1 - по доходам; 2 - по безвозмездным перечислениям; 3 - по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);
подгруппу - (5 - 6 знаки КБК, указывающие на соответствующий вид налоговых или неналоговых доходов бюджета);
статью - (7 - 8 знаки КБК);
подстатью - (9 - 11 знаки КБК);
элементы - (12 - 13 знаки КБК), обозначающие код соответствующего бюджета:
01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
03 - местный бюджет;
04 - бюджет городского округа;
05 - бюджет муниципального района;
06 - бюджет Пенсионного фонда РФ;
07 - бюджет Фонда социального страхования РФ;
08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
10 - бюджет поселения.
Код вида доходов устанавливается Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" и является единым для всех бюджетов, обеспечивая единую детализацию, а на уровне установления элемента (12 - 13 знаки) также отражая уровень распоряжения поступлениями в бюджет.
Группы, подгруппы, статьи, элементы можно увидеть в Приложении 1 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.
Программа (подпрограмма)
В целях унификации классификаций доходов и расходов в классификацию доходов включены еще 4 знака, соответствующие коду программы или подпрограммы (14-й, 15-й, 16-й и 17-й знаки КБК).
Детализация кодов программ осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в следующем порядке.
Первый знак кода программ (подпрограмм) используется для раздельного учета сумм обязательного платежа, а также пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу.
Иными словами, на федеральном уровне программы доходов закодированы следующим образом:
- 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
- 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
- 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.
Возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду бюджетной классификации с применением кода программ, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации с применением кода программ "2000". Дальнейшая детализация по доходам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, не предусматривается.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику бюджета субъекта РФ в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ и Приложением 11 к Указаниям.
Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет, назначаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований с применением кода программ не предусматривается.
Экономическая классификация доходов
Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом (18-й, 19-й и 20-й знаки КБК) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию. Она представлена следующими позициями:
110 - налоговые доходы;
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международных финансовых организаций;
160 - взносы и отчисления на социальные нужды;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Структура кодов расходов в новой бюджетной классификации также состоит из 20 разрядов, но выглядит несколько по-иному. В ней разряды объединены в три группы.
Администратор | Функциональная классификация | Экономическая классификация расходов |
|||||||||||||||||
Подраздел | Целевая статья (III ур.), включая программу/подпрограмму (11 - 14 разряды) | Вид расходов |
|||||||||||||||||
Функциональная классификация состоит из четырех уровней.
Код администратора (1-й, 2-й и 3-й знаки кода классификации расходов), как и в классификации доходов, соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета.
Код функциональной классификации расходов состоит из четырех уровней.
Первые два уровня - это раздел (4-й и 5-й знаки) и подраздел (6-й и 7-й знаки) кода функциональной классификации расходов (ФКР). Значения кодов первых двух уровней отражены в Приложении 2 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.
Функциональная классификация расходов содержит 11 разделов и 84 подраздела. В части разделов и подразделов она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Целевые статьи, включая программный срез, образуют третий уровень функциональной классификации (8 - 14 разряды). Перечень целевых статей ФКР приведен в Приложении 3 к Указаниям.
Виды расходов, образуя четвертый уровень функциональной классификации (15-й, 16-й и 17-й знаки кода), детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Перечень видов расходов ФКР приведен в Приложении 4 к Указаниям.
Код функциональной классификации занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез - 7 знаков, и код вида расходов - 3 знака.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
Целевые статьи и виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ в части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов утверждаются законами о бюджете субъекта РФ и решениями о бюджете муниципального образования на соответствующий год.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации
Приказом N 152н утверждена еще одна классификация - классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Структура кода данной классификации представлена в виде трех составных частей.
Код администратора (1-й, 2-й и 3-й разряды) соответствует номеру, присвоенному главному распорядителю согласно Перечню главных распорядителей соответствующего бюджета.
Код администратора заполняется в соответствии с Перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицитов бюджета.
По источникам, администрируемым федеральными органами государственной власти РФ и органами государственных внебюджетных фондов, используются коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ в соответствии с Приложением 12 к Указаниям.
Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов РФ (4 - 17 разряды) состоит из 14-ти знаков и включает группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму). Бюджетные учреждения в основном будут иметь дело со следующими группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов РФ:
03 01 - прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
03 02 - прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
08 01 - остатки финансовых резервов бюджетов;
08 02 - прочие остатки средств бюджетов;
09 00 - курсовая разница.
При этом классификация элементов источников финансирования дефицитов бюджетов РФ (12-й и 13-й разряды) полностью совпадает с классификацией элементов доходов и определяет конкретный бюджет.
Последняя составная часть классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления.
Классификации операций сектора государственного управления
Единая классификация операций сектора государственного управления содержит 8 групп операций СГУ, которые, наряду с действующей экономической классификацией доходов и расходов бюджетов РФ определяют последние три знака бюджетной классификации РФ:
100 - Доходы;
200 - Расходы;
300 - Поступление нефинансовых активов;
400 - Выбытие нефинансовых активов;
500 - Поступление финансовых активов;
600 - Выбытие финансовых активов;
700 - Увеличение обязательств;
800 - Уменьшение обязательств.
Следует обратить внимание, что в 14 - 17 разрядах номера счета бюджетного учета может использоваться функциональная классификация расходов бюджетов РФ (ФКР), классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ (КИВФ), классификация доходов бюджетов РФ (КД).
Соответствие синтетических счетов и типов бюджетных классификаций приведено в таблице 1.
Таблица 1
Наименование счета | Примечания |
||||||
Раздел I. Нефинансовые активы |
|||||||
Основные средства | ФКР - по всем аналитическим счетам (КИВФ для счета 10109 в части ювелир- ных изделий и драгметаллов) |
||||||
Непроизведенные | КИВФ - по всем аналитическим |
||||||
Нематериальные | ФКР - по всем аналитическим |
||||||
Амортизация | ФКР - по всем аналитическим |
||||||
Материальные запасы | ФКР - по всем аналитическим |
||||||
Вложения в нефинансовые активы | ФКР - по всем аналитическим счетам (КИВФ для счета |
||||||
Нефинансовые активы | ФКР - по всем аналитическим |
||||||
Раздел II. Финансовые активы |
|||||||
Денежные средства учреждения | КИВФ - по всем аналитическим В учреждениях федерального подчинения - В учреждениях субъектов РФ - |
||||||
Расчеты с дебито- рами по доходам (По каждому виду предпринимательской деятельности КД оп- ределяется органом, выдающим разрешение на открытие лицевых счетов для учета операций со сред- ствами, полученными от предприниматель- ской и иной прино- сящей доход деятельности) | КД - по всем аналитическим счетам (КИВФ для счета 20509 в части ювелир- ных изделий и драгметаллов). Коды по админи- стрированию до- ходов опреде- ляются органом, осуществляющим исполнение бюджетов |
||||||
Расчеты по выданным | ФКР - по всем аналитическим счетам (КИВФ для счета 20608 в части ювелир- ных изделий и драгметаллов, |
||||||
Расчеты с подотчетными лицами | ФКР - по всем аналитическим счетам (КИВФ для счета 20812 в части ювелир- ных изделий и драгметаллов, |
||||||
Расчеты по недостачам | счетов 20901, 20903 (КИВФ для счетов 20901 в части ювелирных изделий и драг- металлов, 20902 |
||||||
Расчеты с прочими дебиторами | ФКР - для счета 21002, КИВФ и КИВнФ для ана- литических сче- тов счета 21002 в части источ- ников финанси- рования дефици- та бюджета (не- произведенные активы, драго- ценности и юве- лирные изделия, ценные бумаги, ссуды и креди- КД - для ос- тальных анали- тических счетов |
||||||
Раздел III. Обязательства |
|||||||
с кредиторами по долговым обязательствам | КИВФ - для счета 30101, КИВнФ - для счета 30102 |
||||||
с поставщиками и подрядчиками | ФКР - по всем аналитическим счетам (КИВФ для счетов 30217 в части ювелирных изде- лий и драгме- таллов, 30219 |
||||||
Расчеты по платежам в бюджеты | ФКР - по всем аналитическим |
||||||
Прочие расчеты с кредиторами | ФКР, КИВФ и КИВнФ в части источников финансирования дефицитов |
||||||
Раздел IV. Финансовый результат |
|||||||
Финансовый резуль- тат учреждения | |||||||
Доходы учреждения | КИВФ в части доходов от реа- лизации драго- ценностей и ювелирных изде- лий и непроиз- веденных акти- |
||||||
Расходы учреждения | ФКР - по всем аналитическим |
||||||
Финансовый резуль- тат прошлых отчет- ных периодов | указывается |
||||||
Доходы будущих периодов | |||||||
Раздел V. Санкционирование расходов бюджета |
|||||||
Лимиты бюджетных обязательств | ФКР, КИВФ и КИВнФ в части источников финансирования дефицитов |
||||||
Принятые бюджетные обязательства текущего года | ФКР, КИВФ и КИВнФ в части источников финансирования дефицитов |
||||||
Бюджетные ассигнования | ФКР, КИВФ и КИВнФ в части источников финансирования дефицитов |
Рассмотрим применение в бюджетном учете кодов бюджетной классификации на примере отражения хозяйственных операций одного из участников бюджетного процесса - бюджетного учреждения-бюджетополучателя.
Пример 1 . Бюджетное учреждение - Государственное учреждение здравоохранения "Областная станция переливания крови" (далее - ОСПК), находящаяся в ведении Департамента здравоохранения области. Она является получателем средств бюджета субъекта РФ, имеет лицевой счет в органе Федерального казначейства по учету бюджетных средств. По учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - текущий счет в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ.
После утверждения Департаментом здравоохранения области (распорядителем бюджетных средств) сметы доходов и расходов, составленной ОСПК с учетом полученных уведомлений о бюджетных ассигнованиях, ей утверждены лимиты бюджетных обязательств, доведенные до ОСПК через орган Федерального казначейства. Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (форма 0504822) от 25.03.2006 на II квартал 2006 г. в сумме 4 000 000 руб.
Коды бюджетной классификации, указываемые в документах об утвержденных ЛБО, определяют первые 17 (ППП, ФКР, КЦСР, КВР) и последние 3 знака (ЭКР) счетов бюджетного учета, которые используются данным бюджетным учреждением в проводках.
Для отражения хозяйственных операций на счетах бюджетного учета ОСПК создадим необходимые Коды Бюджетной Классификации (КБК):
КБК основных расходов 016 09 01 4720000 327, где:
016 - (КБК), код администратора расходов, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям;
КБК для счета 201 "Денежные средства учреждения" 016 08 02 01 00 02 0000, где:
08 02 01 00 - код группы, подгруппы, статьи, подстатьи, означающий "Увеличение/уменьшение прочих остатков денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации", согласно Приложению 12 "Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ" к Указаниям;
02 - код элемента, соответствующий бюджету субъекта Российской Федерации;
0000 - программа (подпрограмма), которая в данном случае не определена.
КБК для отражения операций по предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности 016 3 02 01 020 02 0000, где:
016 - (КБК), код администратора, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям;
3 02 - группа доходов "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", подгруппа "Рыночные продажи товаров, работ, услуг" из Приложения 1 "Классификация доходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;
01 020 - статья "Доходы от продажи услуг", подстатья "Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
02 - код элемента доходов, соответствующий бюджету субъекта РФ;
0000 - программа (подпрограмма), которая в данном случае не определена;
211 - 340 - (ЭКР), соответствующие коды экономической классификации расходов согласно Приложению 5 "Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.
Доведенные Департаментом здравоохранения области (распорядителем бюджетных средств) и полученные ОСПК лимиты бюджетных обязательств отражаются записью в Справке (ф. 0504833) по соответствующим КОСГУ. Оформление Справки ф. 0504833 осуществляется в соответствии с Письмом Минфина России N 02-14-10а/462, Казначейства России N 42-7.1-01/5.1-58 от 18.03.2005. Записи будут следующие:
Операции по принятию обязательств Областной станцией переливания крови - получателем средств, производятся одновременно с проводками по их возникновению на основании документов, подтверждающих их принятие, - договоры и иные документы, которые удостоверяют факт сделки.
В нашем примере ОСПК заключила договор N 256 от 01.04.2006 с ООО "Теплоснабжение" на поставку во II квартале 2006 г. теплоэнергии на сумму 500 000 руб. На основании требования (акта) ООО "Теплоснабжение" от 30 апреля 2006 г. N АА-000100 было оформлено и передано в орган казначейства платежное поручение N 61 на оплату коммунальных услуг за апрель 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%). Оно проведено казначейством той же датой, 30 апреля 2006 г.
После регистрации бюджетного обязательства в органе казначейства (присвоения номера бюджетного обязательства) оно отражается в учете ОСПК:
- приняты бюджетные денежные обязательства по оплате коммунальных услуг за II квартал 2006 г. в сумме 500 000 руб. (включая НДС 18%)
На стадии санкционирования расходов при постановке на учет взятых ОСПК обязательств осуществляется предварительный контроль принятых объемов этих обязательств в пределах полученных лимитов:
- списаны расходы за счет средств бюджета на коммунальные услуги за апрель 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%) на основании требования (акта) поставщика коммунальных услуг
- списаны средства с лицевого счета по учету бюджетных средств, открытого в органе казначейства, по платежному поручению N 61 от 30 апреля 2006 г. в сумме 150 000 руб. (включая НДС 18%) в оплату счета поставщиков коммунальных услуг
С лицевого счета ОСПК на основании Заявки на получение наличных денег от 4 апреля 2006 г. получены в кассу по приходному кассовому ордеру 5 апреля 2006 г. денежные средства в сумме 2000 руб. на оплату прочих услуг (услуг нотариуса). Деньги выданы под отчет начальнику хозяйственного отдела Е.С. Сергеевой.
Для снятия наличных средств по чеку оформляется Заявка на получение наличных денег (ф. 0510033 согласно Приложению N 3 к Приказу Минфина России от 21.09.2004 N 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ N 85н)).
Указанные в Заявке показатели бюджетной классификации должны отражать содержание операции в соответствии с направлениями использования средств, отраженными в графе денежного чека "Цели расхода".
Согласно п. 1 Приказа N 85н для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств органами Федерального казначейства открываются счета на балансовом счете 40116 "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям" (далее счет 40116) в учреждении Банка России или кредитных организациях.
Для подкрепления счета 40116 производится списание со счетов 40105 "Средства федерального бюджета" и 40503 "Средства предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" и зачисление средств на счет 40116.
При таком порядке возникают временные кассовые разрывы. Подобная ситуация возникает и при сдаче наличных средств на лицевой счет. Причины возникновения и подробности отражения возникающего временного кассового разрыва ранее были изложены в совместном Письме Минфина России N 02-14-10а/462 и Федерального казначейства N 42-7.1-01/5.1-58 от 18.03.2005 "О порядке применения Правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов". Однако с внесением Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - приказ N 25н) изменений в Инструкцию по бюджетному учету схема бухгалтерских записей операций изменится и будет рассмотрена ниже.
Основанием для отражения операции по кассовому расходу на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств является Заявка с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении (штамп "Исполнено"). Получатель бюджетных средств на основании Заявки с отметкой об исполнении, приложенной к Выписке из соответствующего лицевого счета, формирует запись в бухгалтерском учете.
В учете ОСПК получение денежных средств с лицевого счета на оплату прочих услуг (услуг нотариуса) отражается следующим образом:
- отражена операция по кассовому расходу 04.04.2006 на лицевом счете ОСПК на основании Заявки с отметкой органа Федерального казначейства - 2000 руб.
- получены деньги в кассу по приходному кассовому ордеру N 30 от 05.04.2006 на оплату прочих услуг - 2000 руб.
- выданы наличные деньги под отчет Е.С. Сергеевой по расходному кассовому ордеру N 56 от 05.04.2006 для оплаты прочих услуг - 2000 руб.
Принят авансовый отчет N 36 от 25 апреля 2006 г. начальника хозяйственного отдела Е.С. Сергеевой об израсходованных суммах, выданных под отчет на оплату прочих услуг, на сумму 1800 руб. Остаток неизрасходованных средств возвращен в кассу ОСПК по приходному кассовому ордеру N 42 от 25 апреля 2006 г. в сумме 200 руб.
Проводки данных хозяйственных операций следующие:
- списаны расходы по оплате прочих услуг на сумму 1800 руб. по материально-ответственному лицу Е.С. Сергеевой согласно авансовому отчету N 36 от 25 апреля 2006 г.
- возвращен в кассу остаток неиспользованного аванса по приходному кассовому ордеру N 42 от 25 апреля 2006 г. в сумме 200 руб.
Областной станцией переливания крови на основании накладной N 178 от 28 апреля 2006 г. безвозмездно выданы компоненты крови в областное лечебно-профилактическое учреждение на сумму 9000 руб.
Списание стоимости компонентов крови, бесплатно отпущенных в лечебно-профилактические учреждения, с изданием Приказа N 25н относится на расходы в зависимости от подчиненности учреждений или уровня бюджетов, из которых они финансируются.
В данном случае безвозмездная передача осуществляется между учреждениями, подчиненными одному главному распорядителю. В учете оформляется запись:
Первые 17 знаков в балансовом счете 1 30404 241 соответствуют классификации администраторов и классификации расходов бюджетов РФ, а именно значениям - 016 09 01 4720000 327, где:
016 - (КБК), код администратора расходов, т.е. Департамент здравоохранения области (распорядитель бюджетных средств), в соответствии с Приложением 6 "Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета" (ППП) к Указаниям N 152н;
09 01 - (ФКР), код раздела и подраздела, обозначающий "Здравоохранение", согласно Приложению 2 "Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;
472 0000 - (КЦСР), целевая статья "Станции переливания крови" из Приложения 3 "Перечень целевых статей функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям;
327 - (КВР), вид расходов "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений" из Приложения 4 "Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации" к Указаниям.
На основании договора, заключенного с госпиталем N 221 ВМФ и накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) N 345 от 29 апреля 2006 г., ОСПК выставила лечебному учреждению счет-фактуру N 345 от 29 апреля 2006 г. за реализованные госпиталю N 221 ВМФ компоненты крови на сумму 5600 руб. (без НДС).
Данная операция отражается в учете:
Зачислены денежные средства на текущий счет по внебюджетной деятельности ОСПК за реализованные компоненты крови:
Учет кассовых поступлений на текущий счет в банке, отражаемый в учете по дебету счета 2 20101 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета", ведется на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений" в многографных карточках ф. N 0511807.
В приведенных примерах дано общее представление о порядке применения кодов бюджетной классификации на счетах бюджетного учета, ориентируясь на интересы бюджетных учреждений. Осветить все без исключения хозяйственные операции в одной статье невозможно, однако разъяснение основных хозяйственных операций позволит читателям сориентироваться в таком непростом нормативном документе, как новая Инструкция по бюджетному учету.
Т.В.Дружинина
Начиная с 2019 года, бухгалтеру организации госсектора для определения кодов бюджетной классификации нужно будет использовать два документа. Порядок применения КОСГУ выделен в Инструкцию 209н , утвержденную приказом Минфина от 29.11.2017 года. КБК будут формироваться по Инструкции 132н , которая проходит регистрацию в Минюсте. Мы рассказываем об основных изменениях в содержании этих нормативных актов по сравнению с действующими до конца 2018 года Указаниями 65н.
Последние изменения в бюджетной классификации в 2019 году
С 1 января 2019 года руководствуйтесь двумя новыми приказами Минфина, которые регламентируют порядок применения кодов бюджетной классификации и КОСГУ:
- Приказ от 8 июня 2018 г. № 132н о порядке применения бюджетной классификации (далее - Порядок №132н);
- Приказ от 29 ноября 2017 г. № 209н о порядке применения статей (подстатей) КОСГУ (далее - Порядок №209н).
Новый Порядок № 132н в основном сохранил структуру бюджетной классификации. Изменения есть, но они незначительны. Например, обновили названия и состав некоторых кодов и группировок статей доходов. Так статья 110 в Указаниях № 65н называлась «Налоговые доходы», а в новом приказе - «Налоговые доходы и таможенные платежи». Также изменения коснулись и виды расходов. Они теперь детализированы более подробно.
КОСГУ 2019
С 2019 года бухгалтеры в счетах учета применяют детализированные КОСГУ. Минфин уточнил классификацию в доходах и расходах (Порядок № 209н) и уже внес в него первые поправки (приказ Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 246н). В Порядке № 209 добавили новые коды, исключили подстатьи КОСГУ 183 и 184, дополнили перечень доходов и расходов (табл. 1. и табл 2.). Поправки связаны с введением федерального стандарта «Доходы».
Таблица 1.
Группа |
КОСГУ |
Что отражать |
Доходы |
||
190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления». |
Безвозмездные неденежные поступления текущего и капитального характера от граждан, нерезидентов и организаций |
|
460 «Уменьшение стоимости биологических активов». |
Доходы от выбытия биологических активов |
|
Исключили |
||
183 «Доходы от субсидии на иные цели». |
Поступление целевых субсидий на текущие нужды отразите по подстатье КОСГУ 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления», на капитальные – по подстатье КОСГУ 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления». |
|
184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений». |
Такие поступления перенесли на подстатью КОСГУ 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления». |
|
Расходы |
||
280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям». |
Расходы бюджетов на безвозмездные и безвозвратные трансферты или субсидии капитального характера |
|
360 «Увеличение стоимости биологических активов». |
Расходы на увеличение стоимости биологических активов. |
|
Дополнили перечень расходов |
||
226 «Прочие работы, услуги». |
Работы, услуги в рамках оперативно-разыскных мероприятий; Расходы, чтобы обеспечить безопасность государства от внешних угроз; Работы, услуги на отдельные мероприятия в сфере национальной обороны и безопасности, исследований и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития ОПК и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химоружия и объектов по его уничтожению. Приобретение неисключительных прав, в том числе на программное обеспечение, покупку и обновление справочно-информационных баз данных до 1 января 2021. После этой даты надо будет применять подстатьи 352 и 353. |
|
264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» |
Среднемесячный заработок при увольнении после ликвидации, реорганизации. В первой редакции Порядка № 209н эти выплаты относили на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме». |
Таблица 2.
Группа |
Статья КОСГУ |
Какими подстатьями КОСГУ дополнили |
Доходы |
110 "Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование" |
111 «Налоги», 112 «Государственная пошлина, сборы», 113 «Таможенные платежи», 114 «Обязательные страховые взносы» |
180 "Прочие доходы" |
Доходы от безвозмездного права пользования активом в зависимости от того, кто право предоставил, учитывайте на: 182 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»; 185 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным организациями государственного сектора»; 186 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления»; 187 «Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным иными лицами». |
|
Расходы |
210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» |
214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме». По ней учитывайте расходы на выплаты сотрудникам компенсаций, которые не относятся к заработной плате. Например, компенсация расходов по проезду и провозу багажа при переезде. Такие расходы перенесли из подстатьи 212. |
220 «Оплата работ, услуг» |
227 «Страхование», 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений», 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» |
|
240 «Безвозмездные перечисления организациям текущего характера» |
243–249, 24А, 24В. |
|
260 «Социальное обеспечение» |
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме». Отражайте социальные пособия и компенсации в денежной форме, например, оплату больничного за первые три дня, выходные пособия и компенсации при увольнении по сокращению штата, компенсацию за отпуск по уходу за ребенком до трех лет; 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме». Отражайте социальные пособия и компенсации в натуральной форме, например, компенсацию стоимости именных путевок сотрудникам и их детям, медицинских услуг. |
|
290 «Прочие расходы» |
297 «Иные выплаты текущего характера организациям». По ней проводите судебные издержки, возмещение вреда, которые платите организациям. К этому коду отнесите взносы за членство в организациях, кроме взносов в международные организации. |
|
230 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» |
233 «Обслуживание долговых обязательств учреждений» 234«Процентные расходы по обязательствам |
Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование перенесли из статьи 160 на новую подстатью КОСГУ 114 «Обязательные страховые взносы».
По подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» учитывайте доходы от возмещения затрат на содержание имущества вне договора аренды или безвозмездного пользования. Доходы в рамках этих договоров по-прежнему остались на подстатье КОСГУ 135.
Доходы по выполненным этапам работ по договору строительного подряда начисляйте по одноименной подстатье КОСГУ 138. При этом кассовые поступления пройдут по подстатье КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».
Налог на прибыль и НДС бюджетным и автономным учреждениям нужно отражать по подстатье 189 «Иные доходы» (приказ Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 246н)
Обратите внимание, расходы на компенсацию за пользование личным транспортом в служебных целях, проезд и проживание в командировках надо учитывать по подстатьям КОСГУ 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги». На подстатье КОСГУ 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» остались только суточные.
КВР 2019
С 2019 года действует новый порядок применения КВР, который описан в Инструкции 132н от 8 июня 2018. Минфина России привел все изменения о КВР в сопоставительной таблице от 22 июня 2018 г. Также чиновники указали, что новый порядок обновил названия некоторых КВР (письмо Минфина России от 10 августа 2018 г. № 02-05-11/56735). Таблицу с новыми названиями КВР смотрите в таблице 3.
Таблица 3. Сопоставление видов расходов
632 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления |
632 Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению |
633 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления |
633 Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению |
634 Иные субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) |
634 Гранты иным некоммерческим организациям |
812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления |
812 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению |
813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления |
813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению |
814 Иные субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг |
814 Гранты юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям |
С 1 января 2019 года расширился список выплат. Например, КВР 111, 121, 131 и 141 дополнены выплатами по видам расходов:
- единовременное денежное поощрение, в том числе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
- задолженность по заработной плате за время вынужденного прогула на основании решения суда.
По КВР 113 теперь нужно относить:
- компенсации расходов на проезд, проживание и питание при их направлении на различные мероприятия тренерам, спортсменам и учащимся;
- суточные, компенсации стоимости проезда к месту прохождения преддипломной практики, компенсации расходов на питание (при невозможности приобретения этих услуг) учащимся образовательных учреждений
Коррективы также коснулись КВР: 244, 321, 340, 350, 412, 522, 612, 613, 622, 623, 632, 633, 634, 812, 813, 814, 853, 831. С 1 января изменились правила применения учреждениями КВР: 634 и 814.
Чтобы правильно распределить расходы в бухучете, продолжайте выполнять требование об увязке КВР и КОСГУ. Проверить соответствие кодов можете по сопоставительной таблице. С начала года этот документ уже дважды обновляли.
Если оплатите расходы по КВР, которые не соответствуют ведомственной детализации, ревизоры установят нецелевой расход бюджетных средств (ст. 38, п. 1 ст. 306.4 БК)
Изменения от 11.02.2019. Добавили соответствие КВР 321 КОСГУ 296. Также ввели соответствие КВР 870 КОСГУ 200, при резервировании средств, подлежащих перераспределению, указывается не детализированный код КОСГУ 200. КВР 112 и 122 можно относить с КОСГУ 226 при иных выплатах и компенсациях, которые не включены в фонд оплаты труда.
Если сомневаетесь в правильности применения кодов КВР и КОСГУ, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы:
Бюджетная классификация доходов
Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Такая структура едина для бюджетов бюджетной системы РФ. По такому коду составляют и исполняют доходную часть соответствующего бюджета. Он состоит из трех кодов (табл. 7):
- код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);
- код вида доходов бюджетов (4 - 13 разряды);
- код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды).
Таблица 7. Структура кода классификации доходов бюджета
Код главного администратора доходов бюджета |
Код вида доходов бюджетов |
Код подвида доходов бюджетов |
|||||||||||||||||
группа доходов |
подгруппа доходов |
статья доходов |
подстатья доходов |
элемент доходов |
группа подвида доходов бюджетов |
аналитическая группа подвида доходов бюджетов |
|||||||||||||
Код ГАДБ указывают на месте 1–3-го разрядов. Их коды приведены в приложении № 3 к Порядку №132н.
Код вида доходов един для всех бюджетов бюджетной системы. Он состоит из 10 знаков и включает:
- группу доходов (4-й разряд);
- подгруппу доходов (5–6-й разряды);
- статью доходов (7–8-й разряды);
- подстатью доходов (9–11-й разряды);
- элемент доходов (12–13-й разряды).
Группа доходов имеет следующие значения:
100 - налоговые и неналоговые доходы;
200 - безвозмездные поступления.
Распределение этих групп на подгруппы (5-й и 6-й разряды) смотрите в пункте 10.1.1 и 10.1.2 раздела II Порядка №132н.
Элементы кода (12–13-й разряды) обозначает один из 13 кодов, установлены в пункте 10.3 раздела II Порядка №132н. Так, код 01 – федеральный бюджет, 02 – бюджет субъекта РФ, а 10– бюджет сельского поселения.
Код подвида доходов включает в себя:
- группу подвида доходов (14–17-й разряды).
- аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18–20-й разряды).
Минфин утверждает коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов. Они обязательны для применения всеми уровнями бюджетов. Администраторы доходов бюджета доводят до плательщиков полный код классификации доходов бюджетов с учетом кода подвида доходов бюджетов.
Бюджетная классификация расходов
Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Такая структура едина для бюджетов бюджетной системы РФ. Она включает в себя следующие составные части (табл. 8):
- кода главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3 разряды);
- кода раздела (4 - 5 разряды);
- кода подраздела (6 - 7 разряды);
- кода целевой статьи (8 - 17 разряды);
- кода вида расходов (18 - 20 разряды).
Таблица 8. Структура кода классификации расходов бюджета
Код главного распорядителя бюджетных средств (код ГРБС) |
Код раздела |
Код подраздела |
Код целевой статьи расходов бюджета |
Код вида расходов (КВР) |
|||||||||||||||
Программная (непрограммная) статья |
Направление расходов |
Группа |
Подгруппа |
Элемент |
|||||||||||||||
Код ГРБС состоит из трех разрядов. Перечень кода ГРБС можете найти в приложении 4 Порядка №132н.
Коды раздела, подраздела состоят из двух разрядов. Их значения приведены в приложении 5 Порядка №132н.
Код целевой статьи расходов бюджетов состоит из десяти разрядов (8 - 17 разряды кода классификации расходов бюджетов). Их устанавливают соответствующие органы для каждого из бюджетов:
- для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - Министерством финансов Российской Федерации;
- для бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации;
- для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.
Кодам целевых статей расходов присваивают уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда. Правила их применения установлены в пунктах 42 - 45 Порядка № 132н.
КВР состоит их трех разрядов. С его перечнем можете ознакомиться в приложении 7 Порядка № 132н. А правила применения для него установлены в пункте 51 Порядка № 132н.
Классификация источников финансирования расходов бюджета
Код классификации источников финансирования дефицита бюджета состоит из двадцати знаков. Код состоит из следующих составных частей (табл. 9):
1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1 - 3 разряды);
2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4 - 20 разряды).
Таблица 9. Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджет
Код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов |
Код группы источника финансирования дефицитов бюджетов |
Код подгруппы источника финансирования дефицитов бюджетов |
Код статьи источника финансирования дефицитов бюджетов |
Код вида источника финансирования дефицитов бюджетов |
|||||||||||||||||
Подстатья |
Элемент |
Подвид источника финансирования дефицитов бюджетов |
Аналитическая группа вида источника финансирования дефицитов бюджетов |
||||||||||||||||||
Перечень кодов главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ приведен в приложении 10 Порядка № 132н.
Группа ИФДБ имеет следующие значения:
0100 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
0200 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Подгруппы ИФДБ детализируют каждую из двух групп КИФ.
Код статьи ИФДБ (8–13-й разряды) включает в себя:
- подстатью ИФДБ. Подстатьи и подвиды ИФДБ бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований детализируют в соответствии с региональным и местным законодательством о бюджете;
- элемент ИФДБ принимает один из 13-ти кодов. Например, 01 «федеральный бюджет», 02 «бюджет субъекта РФ», а 7 «бюджет ФСС РФ».
Вид ИФДБ включает:
- подвид ИФДБ (14–17-й разряды);
- аналитическую группу вида ИФДБ (18–20-й разряды).
Коды аналитической группы вида ИФДБ обязательны для применения всеми уровнями бюджетов (п.65 Порядка № 132н).
Перечень кодов видов, подвидов, аналитических групп источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов приведен в приложении 9 к Порядку № 132н.
Аналитическая группа вида ИФДБ является группировкой источников по виду финансовых операций. В нее включены такие группы:
100 - Доходы;
300 - Поступления нефинансовых активов;
400 - Выбытие нефинансовых активов;
500 - Поступления финансовых активов;
600 - Выбытие финансовых активов;
700 - Увеличение обязательств;
800 - Уменьшение обязательств.
Структура кода
Доходы бюджетов
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
Главный администратор доходов бюджета | Вид доходов | Подвид доходов | Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к доходам бюджетов | ||||||||||||||||
Группа | Подгруппа | Статья | Подстатья | Элемент | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Расходы бюджетов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||||||
Главный распорядитель бюджетных средств | Раздел | Подраздел | Целевая статья | Вид расходов | Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к расходам бюджетов | ||||||||||||||
Программа | Подпрограмма | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Пояснения
Структура кода доходов представлена в виде четырех составных частей.
- Администратор
- Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
- Программа (подпрограмма)
- ЭКД (экономическая классификация доходов)
Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений.
Вид доходов инкапсулирует в себе:
- группу - один знак
- подгруппу - два знака (1 - , 2 - безвозмездные поступления, 3 - доходы от предпринимательской деятельности)
- статью - два знака
- подстатью - три знака
- элемент - два знака (определяет вид бюджета).
Коды элементов:
- 01 - федеральный бюджет
- 02 - бюджет
- 03 - местный бюджет
- 04 - бюджет городского округа
- 05 - бюджет муниципального района
- 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ
- 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ
- 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования
- 10 - бюджет поселения
Муниципальные районы, не перешедшие на 131 закон указываются с кодом элемента 03.
Конкретизирует код дохода экономическая классификация (три значения)
адм гр/подгр ст/подст элем пр/подпр экд
000 - 1 00 - 00000 - 05 - 0000 - 110
при заполнении расчетного документа в знаках 14-17
- 1000 = уплата налога (сбора)
- 2000 = уплата пеней и процентов
- 3000 = уплата штрафов
Структура кода расходов представлена в виде пяти составных частей.
- Администратор (три знака)
- Раздел (подраздел) (четыре знака)
- Целевая статья расходов (семь знаков)
- Вид расхода (три знака)
- ЭКР (экономическая классификация расходов) (три знака)
Раздел(подраздел) конкретизируется следующими характеристиками: рзд подрзд
- 01 00 - Общегосударственные вопросы (15 подразделов)
- 02 00 - Национальная оборона (8 подразделов)
- 03 00 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 подразделов)
- 04 00 - Национальная экономика (11 подразделов)
- 05 00 - Жилищно-коммунальное хозяйство (4 подраздела)
- 06 00 - Охрана окружающей среды (4 подраздела)
- 07 00 - Образование (9 подразделов)
- 08 00 - Культура, кинематография и средства массовой информации (6 подразделов)
- 09 00 - Здравоохранение и спорт (4 подраздела)
- 10 00 - Социальная политика (6 подразделов)
- 11 00 - Межбюджетные трансферты (4 раздела)
Классификация разделов(подразделов) является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Структура подразделов построена таким образом, чтобы достичь более детализированной конкретизации. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов в процессе формирования соответствующих бюджетов
Нормативная база
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 145-ФЗ)
КБК, администрируемые Федеральной налоговой службой
- Коды бюджетной классификации по налогам, взносам и прочим платежам, администрируемым ФНС и внебюджетными фондами на 2012 год
- Коды бюджетной классификации по налогам, взносов и прочих платежей, администрируемых ФНС и внебюджетными фондами на 2011 год
- Коды бюджетной классификации - 2010
- Коды бюджетной классификации - 2009
- Коды бюджетной классификации - 2008
- Коды бюджетной классификации - 2007
- Коды бюджетной классификации - 2005
- Коды бюджетной классификации КБК на 2003 год
Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .
Смотреть что такое "Коды бюджетной классификации" в других словарях:
Коды бюджетной классификации - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Коды бюджетной классификации (КБК) принято делить на доходные и расходные. Оба вида имеют двадцатизначные значения … Википедия
Код бюджетной классификации - (КБК) – специальный цифровой код, используемый для группировки статей государственного бюджета. Понятие КБК введено Бюджетным кодексом РФ от 31 июля1998 года № 145 ФЗ. Закон определяет его как «группировку доходов, расходов и источников… … Банковская энциклопедия
Бюджет - (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора - Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия
Бюджет РФ
КБК - Классификация библиотеки Конгресса США (КБК) Коды бюджетной классификации Коэффициент биоконцентрирования Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи … Википедия
Федеральный бюджет РФ - Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия
Федеральный бюджет Российской Федерации - Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия
Материал для подготовки к зачету группы Б-ЭБ-52з по дисциплине «Учет в бюджетных организациях»
Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ ).
Правила ведения учета в учреждениях зависят от их статуса. Они устанавливаются исходя из правовых положений данных учреждений (в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ ). Учреждения подразделяются на три типа:
· - казенные;
· - бюджетные;
· - автономные.
На современном этапе развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно выделить несколько уровней его нормативно-правового регулирования:
Организация бухгалтерского учета в учреждениях
Все учреждения должны вести бухгалтерский учет на основании нормативных документов. Порядок применения нормативных актов также зависит от типа учреждения.
Основным локальным актом, регламентирующим организацию и ведение бухгалтерского учета в конкретном казенном, бюджетном или автономном учреждении, является учетная политика.
Для наглядности рассмотрим все три типа:
Характеристики | Казенное учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение |
Общие требования по ведению учета | Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета... и Инструкции по его применению» | ||
Инструкция по применению Плана счетов | Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н«Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» | Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» | Приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» |
Применение бюджетной классификации* | Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» | ||
Регистры учета | Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» | ||
Отчетность | Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» | Приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» |
Коды аналитического счета
Каждый счет Плана счетов имеет 26 знаков. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают в специальном порядке.
А именно:
· - в разрядах 1–17 – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;
· - в разряде 18 – код вида финансового обеспечения (деятельности);
· - в разрядах 19–23 – синтетический код счета Единого плана счетов;
· - в разрядах 24–26 – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета (коды КОСГУ).
Код вида финансового обеспечения (деятельности) в разряде 18 аналитического счета может принимать значения от 1 до 9.
Учреждения, организации, наделенные полномочиями получателя бюджетных средств, финансовые органы соответствующих бюджетов и органы, осуществляющие их кассовое обслуживание, используют следующие значения:
1 – деятельность, которая ведется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);
2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
3 – средства во временном распоряжении;
4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
5 – субсидии на иные цели;
6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.
Финансовые органы отражают операции, проведенные в рамках кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Для этого применяют такие коды:
8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах в части операций с собственными средствами учреждения (организации), со средствами во временном распоряжении и с субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации);
9 – средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете.
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
Для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".
Классификация доходов бюджета
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; - налоги на совокупный доход; - налоги на имущество; - платежи за пользование природными ресурсами; - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; - прочие налоги, пошлины, сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; - доходы от продажи земли и нематериальных активов; - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; - административные платежи и сборы; - штрафные санкции, возмещение ущерба; - доходы от внешнеэкономической деятельности; - прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
От нерезидентов; - от бюджетов других уровней; - от государственных внебюджетных фондов; - от государственных организаций; - от наднациональных организаций; - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.
Классификация расходов бюджета
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)
Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ
Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Государственное управление и местное самоуправление; - судебная власть; - международная деятельность; - национальная оборона; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - промышленность, энергетика и строительство; - сельское хозяйство, рыболовство и др.
Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.