Правовое регулирование аудита в рф. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в российской федерации
Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.
Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями
К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:
- уполномоченный федеральный , определенный Правительством РФ;
- аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице России возложены следующие функции:
- издание нормативных актов в пределах своей компетенции;
- организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации, лицензирования;
- организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;
- осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности;
- ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;
- осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:
- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;
- разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;
- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.
Профессиональное аудиторское объединение
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.
Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
- участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;
- разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями учебные программы, планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
- проводить проверки качества работы своих членов самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа;
- применять меры по итогам проверок;
- обращаться в уполномоченный федеральный орган с ходатайством в отношении своих членов а) о наложении взыскания за несоблюдение законодательства; б) о выдаче претендентам, приостановлении действия, аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов; в) о выдаче, приостановлении действия, аннулировании лицензии;
- обращаться с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
- содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных органах;
- разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим услугам;
- представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
- осуществлять иные функции.
Профессиональные аудиторские организации должны:
- получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе;
- установить обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности;
- определить требования к профессиональной этике;
- осуществлять систематический контроль за соблюдением профессиональных и этических норм.
В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В перспективе предполагается передать аккредитованным аудиторским объединениям широкие полномочия по организации и осуществлению внешнего контроля качества аудита в отношении аудиторских организаций и аудиторов. Предлагается, что каждая аудиторская организация, аудитор обязаны будут планово проходить внешний контроль качества работы не реже чем один раз в два, три года.
Регулирование аудиторской деятельности в РФ
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от I декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ постоянно реформируется. На современном этапе она включает несколько уровней и в общем виде представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Уровень реагирования |
Виды правовых актов |
Область регулирования |
Степень разработанности/ обязательность применения |
Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности" |
Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ |
Закон вступип в силу / обязателен для всех участников АД |
|
Законодательные акты РФ |
Дополняют ФЗ 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита и др. |
Законы вступили в силу / обязательны для всех участников АД |
|
Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ) |
Устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности и др. Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений (в составе БФ0 1) в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций |
Действующих указов Президента нет; Постановления правительства имеются / обязательны для всех участников АД |
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) второго поколения |
Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации |
В настоящее время действует 30 ФПСАД, постепенно они будут отменены и заменены на ФСАД / обязательны для всех участников АД, за исключением положений, имеющих рекомендательный характер |
|
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти |
Принимаются в соответствии с федеральными законами. Определяют требования к порядку организации АД, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц и т.д. |
Имеются / обязательны для всех участников АД |
|
Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД) третьего поколения |
Определяют требования к порядку осуществления АД, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом Э07-ФЗ |
В настоящее время действует 6 ФСАД/обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников |
|
Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики |
Определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям. установленным ФСАД. если это обусповливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг |
Разрабатываются саморегулируемыми организациями / обязательны для применения исключительно членами таких СРО |
|
Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) первого поколения; |
Дополняют ФПСАД и ФСАД в части неурегулированных (неотраженных) или не разъясненных в них положений, терминов, технологий проведения аудиторских проверок, оказания сопутствующих аудиту услуг и т.д. |
Разработано 38 ПСАД / в настоящее время для применения необязательны, так как не являются нормативными документами. 3 ПСАД рекомендованы к применению Минфином и Советом по АД |
|
Методики проведения аудита и контроля качества. утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине |
Оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов) |
||
Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита и др. |
Реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы в соответствии с ФПСАД (ФСАД). Детализируют требования ФПСАД (ФСАД). Устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг |
Разрабатываются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами / применяются в соответствии с внутренними требованиями |
Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется рядом государственных и общественных органов (институтов, регуляторов). Их наименования, функции и основные правовые акты, регулирующие деятельность указанных институтов представлены в табл. 1.3
Как следует из приведенной таблицы, саморегулируемые организации аудиторов представляют собой наиболее многочисленную (но количеству вовлеченных участников) группу.
Согласно Закону 307-ФЭ саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Некоммерческая организация приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРОА. Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРОА при условии соответствия ее следующим требованиям:
- объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации:
- наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов:
- обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов.
Таблица 1.3. Регуляторы аудиторской деятельности в РФ
Выполняемые функции |
Правовая база |
|
Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфин РФ |
|
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329 «0 Министерстве финансов РФ»; Постановление Правительства РФ от 7.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов РФ»; Приказ Минфина РФ от 30.04.2009 г. № 41 н «0 порядке ведения государственного реестра саморегулируемьк организаций аудиторов» |
Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — Федеральная служба финансо- во-бюджетного надзора РФ |
Функций по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» |
Федеральный закон № 307-Ф3 (ст. 15); Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»; Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»; Приказ Минфина РФ от 4.09.2007 г. № 75н »0б утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджет- ного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» |
Выполняемые функции |
Правовая база |
|
Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ |
Для осуществпения указанных функций Совет по аудиторской деятельности вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов и иную необходимую информацию и документацию |
Федеральный закон № 307-ФЗ (ст. 16); Приказ Минфина РФ от 29.12.2009 г. № 146н «0 создании Совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» |
Само регулируемые организации аудиторов |
Наряду с функциями, установленными Федеральным законом «0 саморегулируемых организациях», разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельное™ саморегулируемой организации аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессионапьной этики аудиторов, разрабатывает проекты федерапьных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в обпасти бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом <>0 саморегулируемых организациях»:
|
Федеральны-"i закон № 307-Ф3 (ст. 17); Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» |
Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.
Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
На середину 2011 г. в РФ зарегистрировано 6 СРО аудиторов (табл. 1.4).
Непосредственными участниками аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.
Аудитором в РФ признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, а также в качестве индивидуального частного предпринимателя - индивидуального аудитора.
К членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов предъявляются следующие требования:
наличие квалификационногоаттестата аудитора;
- безупречная деловая (профессиональная) репутация;
- уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;
- уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;
- наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для индивидуального аудитора.
Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудитора физическое лицо подаст в СРО аудиторов заявление с указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства (регистрации), а также представляет следующие документы:
- квалификационный аттестат аудитора;
- письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию физического лица, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций:
- справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- документ, подтверждающий внесение записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем;
- один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем:
- иные документы, предусмотренные правилами приема физических лиц в члены саморе гул и руе мой орг а н и за ц и и аудиторов.
Саморегулируемые организации аудиторов в РФ
Дата включения в реестр сведений о СРОА |
Полное наименование СРОА |
Сокращенное наименование СРОА |
Почтовый адрес (место нахождения) исполнительного органа СРОА |
Дата принятия и № приказа МФ РФ о внесении сведений о СРОА в реестр |
|
Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» |
105120. г. Москва, 3-й Сыромятнический пер., Д. 3/9 |
01.10.2009 W 455 |
|||
Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» |
НП «ИПАР» |
117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 14. стр. 1. офис 419 |
30.10.2009 № 514 |
||
Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» |
107031. г. Москва, Петровский пер., д. 8, стр. 2 |
26.11.2009 № 578 |
|||
Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» |
НП «Гильдия аудиторов |
Юридический адрес: 127081, г. Москва, Ясный проезд, д. 19. стр. 2. Фактический адрес: Малый Гнездниковский пер., Д. 9/8. стр. 2. 125009. г. Москва. Почтовый адрес: а/я 30,123104, г. Москва |
11.12.2009 № 651 |
||
Саморегулируемая организация аудиторов Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» |
103045. г. Москва, Коло- кольников пер., д. 2/6, стр. 1. офис 302 |
22.12.2009 № 675 |
|||
Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» |
119192. г. Москва, Мичуринский пр-т, д. 21, корп. 4 |
30.12.2009 № 721 |
Аудиторской организацией в РФ признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.
Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц. не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
Закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующие требования к членству аудиторских организаций в СРО аудиторов:
- коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
- численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;
- доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;
- численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации. последняя должна быть аудиторской организацией:
- безупречная деловая репутация;
- наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
- уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются сю;
- уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.
Для вступления в члены СРО аудиторов в качестве аудиторской организации коммерческая организация подает в СРО аудиторов заявление о вступлении, а также представляет следующие документы:
- учредительные документы;
- документ, подтверждающий внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- список аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами;
- список членов коллегиального исполнительного органа коммерческой организации с указанием тех из них, кто является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудитором, либо выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающая, что другая коммерческая организация, которой переданы по договору полномочия исполнительного органа коммерческой организации, является аудиторской организацией;
- список учредителей (участников) коммерческой организации, являющихся аудиторами и аудиторскими организациями, с приложенными к нему выписками из реестра аудиторов и аудиторских организаций, подтверждающими, что включенные в список лица являются аудиторами и аудиторскими организациями, а также документами, подтверждающими размеры долей указанных лиц в уставном (складочном) капитале коммерческой организации:
- письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней;
- один экземпляр утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества работы;
- иные документы, предусмотренные правилами приема коммерческих организаций в члены саморегулируемой организации аудиторов.
Аудиторская организация, аудитор могут являться членами только одной саморегулируемой организации аудиторов.
В настоящее время можно выделить 3 уровня регулирования аудиторской деятельности в РФ: государственный уровень, уровень саморегулируемых организаций, внутрифирменный уровень. Основными нормативно-правовыми документами государственного регулирования аудиторской деятельности являются Федеральные законы «Об аудиторской деятельности» от 30. 12. 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01. 06. 2010 г.) и «О саморегулируемых организациях» от 01. 12. 2007 г. N 315-ФЗ, а также федеральные стандарты аудиторской деятельности. На уровне саморегулируемых организаций – это стандарты таких организаций, а на внутрифирменном уровне – стандарты, разрабатываемые в рамках фирмы. Стандарты каждого последующего уровня не должны противоречить стандартам предыдущего уровня. Стандарты аудиторской деятельности можно определить как единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению ее результатов и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг.
В соответствии со ст. 15 «Государственное регулирование аудиторской деятельности» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и / или предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
5) иные предусмотренные Федеральным законом № 307-ФЗ функции.
Согласно ст. 7 «Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов» Федерального закона № 307-ФЗ, федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом № 307-ФЗ;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
В Федеральном законе № 307-ФЗ четко прописано, что федеральные стандарты разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Поэтому необходимо кратко охарактеризовать МСА. На начало 2012 г. существовало 36 стандартов плюс Международный стандарт о качестве контроля. Стандарты в данной версии были приняты 15 декабря 2009 г. Они сгруппированы в шесть разделов: «Общие принципы и ответственность», «Оценка риска и ответная реакция на оцененные риски», «Аудиторские доказательства», «Использование работы прочих специалистов», «Аудиторские выводы и отчеты», «Специализированные выводы». Разработкой МСА занимается Совет по Международным Стандартам Аудита и Заверений, действующий как один из Комитетов по Деятельности в Общественных Интересах Международной Федерации Бухгалтеров. В свою очередь, Международная Федерация Бухгалтеров – это всемирная организация бухгалтерской профессии, основанная в 1977 г. Её миссией является следующее: «служа общественным интересам, продолжать укреплять позиции всемирной бухгалтерской профессии и вносить вклад в развитие сильных международных экономик посредством установления высококачественных профессиональных стандартов и способствования приверженности к ним, содействия международной конвергенции таких стандартов и высказывания по вопросам, относящимся к общественным интересам, в отношении которых наиболее релевантно профессиональное заключение» .
Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации, а именно Министерством финансов РФ.
В первой половине 2012 г. в перечне федеральных стандартов было 9 документов (ФСАД):
а) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»;
б) 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
в) 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»;
г) 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»;
д) 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»;
е) 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»;
ж) 7/2011 «Аудиторские доказательства»;
з) 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам»;
и) 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности».
Если перейти с государственного уровня регулирования на уровень саморегулируемых организаций, то здесь работа, связанная со стандартами, включает разработку и утверждение собственных стандартов аудиторской деятельности, разработку проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, участие в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется следующими органами:
Уполномоченным федеральным органом;
Советом по аудиторской деятельности;
Саморегулируемыми организациями аудиторов.
Уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06. 02. 2002 г. № 80, является Министерство финансов РФ.
Согласно ст. 16 «Совет по аудиторской деятельности» Федерального закона № 307-ФЗ, в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности . Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:
1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;
5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
7) осуществляет в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Состав совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. В состав совета по аудиторской деятельности входят:
1) 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые подлежат ротации один раз в три года не менее чем на 25 % их общего числа;
2) два представителя уполномоченного федерального органа;
3) по одному представителю от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, и от Центрального банка Российской Федерации;
4) два представителя от саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвигаются совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Представители саморегулируемых организаций аудиторов подлежат ротации один раз в год.
Председателя совета по аудиторской деятельности избирают на первом заседании совета из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета. Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.
В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.
Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, утверждаются аудиторской организацией для обеспечения эффективности практической работы и ее соответствия принятым российским федеральным стандартам аудиторской деятельности. Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует уменьшению трудоемкости аудиторских проверок, увеличению объема и качества оказываемых аудиторских услуг.
Ключевые термины
- аудит
- аудиторская деятельность
- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
- аудиторская организация
- индивидуальный аудитор
- аудируемые лица
- саморегулируемая организация аудиторов
- обязательный аудит
- аудиторское заключение
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
- правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
- понятия аудита и аудиторской деятельности;
- специфику договорного регулирования аудиторской деятельности;
- сущностную характеристику аудиторского заключения;
уметь
- классифицировать виды аудиторской деятельности;
- давать характеристику субъектам аудиторской деятельности;
владеть
- навыками оперирования основными понятиями, используемыми в законодательстве РФ, регулирующем аудиторскую деятельность;
- навыками применения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.
Понятие и источники правового регулирования аудиторской деятельности
Аудит – это негосударственный вид финансового контроля, осуществляемый в процессе аудиторской деятельности независимыми лицами, чья квалификация подтверждена государственной аттестацией.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по проведению аттестованным аудитором или аудиторской организацией предварительных, текущих и последующих контрольных мероприятий.
В процессе аудиторской деятельности всестороннему анализу и проверке на соответствие нормативным актам РФ подвергаются результаты деятельности организации, отраженные в ее финансовой отчетности, и процедуры получения итоговой информации, проводимые на основе применения методологии финансового учета (бухгалтерского, налогового, бюджетного).
Следует отметить, что в советский период роль аудита в нашей стране была сведена практически к нулю, в связи с тем что все контрольные функции оказались переданы компетентным государственным органам.
Потребность в воссоздании института профессионального независимого контроля в РФ возникла в начале 1990-х гг. в связи с развитием предпринимательства и стремлением организаций к саморегулированию.
Можно привести различную классификацию аудиторского контроля.
- 1. Согласно действующему актуальному законодательству аудит делится на:
- – обязательный, предполагающий проведение контрольных мероприятий в случаях, непосредственно установленных на нормативном уровне;
- – инициативный, предполагающий проведение контрольных мероприятий по решению экономических субъектов.
- 2. По сфере экономической деятельности аудируемого субъекта можно выделить:
- – общий аудит, то есть аудит любых коммерческих организаций, кроме специально оговоренных в законодательстве, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности;
- – банковский аудит;
- – аудит страховых организаций;
- – аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и т.д.
- 3. По субъекту, проводящему контрольные мероприятия, аудит может быть:
- – внешним, то есть осуществляемым сторонним лицом, имеющим на это законные полномочия;
- – внутренним, то есть проводимым службой, являющейся структурным подразделением экономического субъекта.
Необходимо подчеркнуть, что рынок аудиторских услуг объективно нуждается в некотором государственном регулировании. Первоначально государственное регулирование зарождающегося рынка аудиторских услуг в РФ осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Правовыми основами аудита и аудиторской деятельности на протяжении более чем семи лет являлся такой нормативный акт, как Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" (утратил силу ). Кроме того, вышеуказанной Комиссией был разработан и одобрен блок национальных стандартов, которые носили скорее рекомендательный, нежели обязательный характер.
Стандарты аудита – это правила, которыми регулируется аудиторская деятельность, опираясь на которые аудитор проводит контрольные мероприятия в любых формах (предварительные, текущие, последующие). К настоящему времени Международным комитетом аудиторской практики, который действует на правах постоянного автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (МФБ), созданной в 1977 г., разработано более 50 международных стандартов аудита.
К концу 1990-х гг. стало очевидно, что процесс развития рыночной экономики в нашем государстве, объективно повлекший увеличение спроса на аудиторские услуги, привел к необходимости реформирования государственного регулирования аудита и аудиторской деятельности. В связи с этим существенному обновлению была подвергнута и нормативная база, призванная регулировать отношения в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности. Так, в 2001 г. был принят первый Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который, сыграв свою позитивную роль, утратил силу в связи с принятием одноименного Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-Φ3 (далее – Закон об аудите), действующего в настоящее время.
Законом об аудите понятие аудиторской деятельности установлено на легальном уровне. Согласно ст. 1 аудиторская деятельность – это "деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". В Законе об аудите понятие аудита определено как "независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности отчетности".
Данный закон, кроме того, устанавливает и раскрывает значение основных понятий, применяемых в ходе аудиторской деятельности, регулирует процесс осуществления аудиторской деятельности, права и обязанности сторон, ответственность аудиторов и другие вопросы.
Следующим нормативным актом, регулирующим отношения в области аудиторской предпринимательской деятельности, является постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности", которым утверждены федеральные стандарты аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторской деятельности и являющиеся обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Данные стандарты не должны противоречить международным стандартам аудита, которые изданы Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, входящим в состав Международной федерации бухгалтеров.
Аудиторские стандарты можно условно подразделить на три уровня.
К первому уровню следует отнести федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренные Законом об аудите и утверждаемые приказами Минфина России:
- – ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности";
- – ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении";
- – ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении";
- – ФСАД 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля";
- – ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита";
- – ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита";
- – ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства";
- – ФСАД 8/2011 "Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам";
- – ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности".
Ко второму уровню следует отнести отдельные правила (стандарты), утвержденные постановлениями Правительства РФ до вступления в силу действующего Закона об аудите. Это, например:
- – Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- – Документирование аудита;
- – Планирование аудита;
- – Существенность в аудите;
- – Контроль качества выполнения заданий по аудиту;
- – Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- – Связанные стороны;
- – События после отчетной даты;
- – Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
- – Согласование условий проведения аудита;
- – Аудиторская выборка;
- – Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
- – Особенности первой проверки аудируемого лица;
- – Аналитические процедуры;
- – некоторые другие правила (стандарты).
Третьим уровнем в иерархии стандартов аудиторской деятельности являются стандарты, разрабатываемые и утверждаемые саморегулируемой организацией аудиторов (СРО) для применения в работе членами данной СРО.
Обязательным для соблюдения применения всеми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами является утвержденный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России Кодекс этики аудиторов России , который рассматривает такие проблемные вопросы, как модель поведения аудитора и аудиторской организации, подготовка заключения договора об оказании профессиональных услуг, конфликт интересов, второе мнение, гонорар аудитора и другие виды вознаграждения, реклама и предложение профессиональных услуг, подарки и знаки внимания, применение принципа объективности при всех видах услуг, применение принципа независимости при заданиях по проверке достоверности информации.
Субъектный состав может быть представлен следующим образом:
- – аудирующие лица (аудиторские организации, независимые аудиторы, объединенные в СРО);
- – аудируемые лица (организации, в которых проводятся проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности);
- – регулирующие и контролирующие аудиторскую деятельность специально уполномоченные государственные органы.
Аудирующими организациями можно назвать аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.
Аудиторская организация – это коммерческая организация, целью деятельности которой является предоставление аудиторских и сопутствующих аудиту услуг и которая является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация в этом случае обязана состоять в одной из саморегулируемых аудиторских организаций, которой она предоставляет необходимые документы для введения ее в члены соответствующей саморегулируемой организации. В соответствии с действующим законом об аудите (ст. 3) коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой она является.
Независимый (индивидуальный) аудитор – это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов, сведения о котором внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Независимый аудитор, так же как и аудиторская организация, вправе оказывать как аудиторские, так и сопутствующие аудиту услуги.
Каждый аудитор должен иметь квалификационный аттестат аудитора, который можно получить, сдав квалификационный экзамен. К сдаче квалификационного экзамена допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Порядок проведения квалификационного экзамена, а также порядок определения его результатов устанавливаются Минфином России . Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов на условиях, определенных Минфином России . Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином России . Аудитор обязан ежегодно, начиная с года, следующего за годом выдачи квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, сведения о которой включены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. В составе саморегулируемой организации в качестве ее членов должно состоять не менее 700 физических лиц – индивидуальных аудиторов или не менее 500 коммерческих аудиторских организаций. Каждая саморегулируемая организация аудиторов обязана предусматривать и соблюдать:
- – утвержденные органами управления саморегулируемой организацией правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов;
- – правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
- – внутренний кодекс профессиональной этики аудиторов;
- – материальное обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого члена организации перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов.
В каждой СРО создаются специализированные органы управления, осуществляющие контроль за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Органы управления СРО:
- – устанавливают в отношении своих членов дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
- – рассматривают вопросы дисциплинарного воздействия на ее членов за совершенные нарушения требований законодательства об аудите;
- – организуют профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью;
- – разрабатывают и утверждают стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов;
- – принимают правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
- – принимают кодекс профессиональной этики аудиторов;
- – разрабатывают проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности;
- – участвуют в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- – ведут реестр своих членов и сообщают в Минфин России об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения изменений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;
- – участвуют в установленном порядке в создании, включая финансирование, в деятельности единой аттестационной комиссии;
- – выступают представителями СРО в отношениях с контролирующими государственными органами (Минфином России, Росфиннадзором, Советом по аудиторской деятельности при Минфине России) и представляют им отчет о своей деятельности, а также деятельности своих членов .
Саморегулируемые организации аудиторов несут ответственность за осуществление аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, которые являются членами соответствующей саморегулируемой организации.
Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.
Аудируемыми лицами признаются лица, финансовая (бухгалтерская) отчетность которых подлежит поверке. Аудируемые лица также могут быть классифицированы следующим образом:
- – организации, в которых проведение аудита обязательно в силу законодательства;
- – организации, в которых решение о проведении аудиторской проверки принимается руководящим органом организации и не является обязательным в силу действующих норм законодательства.
Обязательный аудит проводится в случаях (ст. 5):
- – если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- – если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- – если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
- – если объем выручки от осуществляемой организацией деятельности за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
- – если организация (за исключением органов государственной власти или местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Государственными органами, регулирующими и контролирующими аудиторскую сферу предпринимательской деятельности, являются Минфин России, Росфиннадзор, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России.
Непосредственным объектом аудита являются отношения, складывающиеся в сфере бухгалтерского и налогового учета, а предметом – соответственно, совокупность данных, полученных в процессе постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета.
По итогам аудиторской проверки формируется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение должно содержать:
- – наименование "Аудиторское заключение";
- – указание на адресата, которому направляется официальное аудиторское заключение;
- – сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
- – сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе, проводившем проверку;
- – перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена;
- – сведения о работе, выполненной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
- – мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
- – указание даты заключения.
Аудиторы, проводившие проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности, обязаны следовать правилам аудиторской этики и не разглашать сведения, ставшие им известными в процессе осуществления аудиторской проверки у аудируемого лица.
Мерами ответственности, применяемыми в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение законодательства, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, являются следующие меры дисциплинарного воздействия:
- 1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные нарушения в определенный срок;
- 2) вынесение предупреждения в письменной форме;
- 3) наложение штрафа на члена саморегулируемой организации аудиторов; Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 161н "Об утверждении порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора".
- Протокол № 79 от 29 октября 2009 г.
- Письмо Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 2012 № 07-03-05/1560 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма №2- аудит)" // Документ опубликован не был.
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:
- Закон об аудиторской деятельности;
- другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;
- Федеральные стандарты аудита;
- стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;
- внутрифирменные аудиторские стандарты.
Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.
Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ . Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль , которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.
Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.
Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.
Понятие аудита. Правовые нормы аудита
Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг. Это означает, что все аудиторские фирмы создаются с целью получения прибыли (в соответствии с ГК), как и любые другие предпринимательские структуры.
Аудит (аудиторская проверка) - независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций. Независимость аудиторов и аудиторских фирм при проведении проверки - это ключевой принцип проведения аудита (закон содержит достаточно детальную расшифровку данного понятия).
Объектом аудита могут выступать не только организации, но и индивидуальные предприниматели , так как закон не предусматривает различий между ними при выделении критериев обязательности аудита.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти .
Не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации выступает иностранный гражданин , - не менее 75 %. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, должно быть аудитором.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. По замыслу законодателей данная норма вместе с требованием о том, что обязательный аудит может быть проведен только аудиторской организацией, должна служить повышению качества аудита. Предполагается, что большее количество квалифицированных специалистов в аудиторской фирме будет способствовать общему повышению качества ее работы.
Аудиторы и аудиторские организации должны быть членами в одном из саморегулируемых объединений и быть включенными в Единый реестр аудиторов и аудиторских фирм. Только после выполнения всех этих условий можно осуществлять аудиторскую деятельность и оказывать сопутствующие услуги, связанные с выражением мнения, в противном случае деятельность считается незаконной, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это же правило распространяется на все коммерческие организации, использующие в своем названии слово «аудиторская» и все производные от слова «аудит».
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Цели, задачи и общие принципы аудита
При рассмотрении целей и общих принципов аудита необходимо руководствоваться не только положениями Закона об аудиторской деятельности, но и стандартами.
Федеральный стандарт аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать. В стандарте рассмотрены следующие основные вопросы:
- цель аудита;
- общие принципы аудита;
- объем аудита;
- разумная уверенность;
- ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. При выражении своего мнения аудитор в соответствии с п. 2 МСА № 200 «дает достоверное и объективное представление» или «представляет объективно и во всех существенных аспектах», что равнозначно.
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в законе, и в стандарте, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целью аудита не является поиск ошибок и разоблачение недобросовестных действий.
Несмотря на то что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.
Необходимо при этом напомнить, что под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Задачами аудитора в процессе проверки являются: оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля , квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; на основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии ориентирование его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты (проведение перспективного анализа); предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться этическими принципами, каковыми считаются: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Аудитор обязан проводить аудит в соответствии с Федеральными стандартами аудита, в которых содержатся основные требования, процедуры и руководящие указания, а также рекомендательные положения и примеры.
Независимость аудиторской организации от экономического субъекта и его руководства должна рассматриваться с точки зрения как формальных, так и фактических обстоятельств; она определяется в соответствии с законодательством РФ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Честность и объективность в общении с экономическим субъектом заключаются в том, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудиторской организации может быть только достаточный объем необходимой информации. Аудиторская организация не должна допускать, чтобы предвзятость, предрассудки или оказываемое на нее давление могли сказаться на общении с руководством экономического субъекта и, следовательно, на объективности ее выводов, рекомендаций и заключений.
Аудиторская организация не должна оказывать услуги, предоставлять рекомендации или предложения по содействию в их реализации, выходящие за пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской и связанной с ней деятельности или профессиональной компетентности.
Аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, полученной при общении с руководством экономического субъекта, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения отношений с ним. Аудиторская организация обязана обеспечивать сохранность конфиденциальной информации экономического субъекта и не разглашать ее без согласия руководства экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Профессиональное поведение в общении с руководством экономического субъекта состоит в соблюдении приоритета общественных интересов и репутации профессии в целом. Аудиторская организация должна воздерживаться от любых действий, которые могут дискредитировать ее, подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.
Из общего перечня этических принципов понятия независимости и соблюдения конфиденциальности полученной информации регламентированы законодательно, следовательно, их можно назвать основополагающими, а остальные принципы - общеэтическими.
В ходе планирования и выполнения аудита должен проявляться профессиональный скептицизм, так как могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение бухгалтерской отчетности.
Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает существо полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те из них, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под вопрос достоверность таких документов или заявлений. В частности, профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы уменьшить риск упущения из виду необычных обстоятельств, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели, они должны определяться аудитором с учетом требований соответствующих законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.
Аудит призван обеспечить достаточную (разумную) уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие достаточной уверенности имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемых как единое целое. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.
В федеральном стандарте (в соответствии с МСА) приведены следующие разновидности уверенностей:
- абсолютная (бывает редко - по очевидным вопросам);
- разумная (применяется в аудите);
- умеренная (применяется при обзорных проверках);
- низкая (уверенность отсутствует - применяется при компиляции и выполнении согласованных процедур).
В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.
Этика аудитора
В России Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые был утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г. Главные требования Кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения аудиторов в каждой стране, где осуществляется аудит , и именно они были положены в основу разработанных в России кодексов этики как аудиторов, так и профессиональных бухгалтеров. В соответствии с этими требованиями аудитор должен обладать определенными профессиональными знаниями и умением, признавать важность и исповедовать в работе высокий стандарт моральных ценностей, осознавать свой долг и обязанности перед обществом , соблюдать установленные правила поведения.
Соблюдение указанных требований обязательно как для аудитора, так и для профессионального бухгалтера , работающего по найму в организации. В то же время к специалистам по внешнему аудиту предъявляется ряд дополнительных этических требований. К ним относятся соблюдение условий независимости, дополнительные требования к профессиональной компетентности, регламентации порядка оплаты аудиторских услуг, отношений с бухгалтерами проверяемых организаций и другими аудиторами, особенности рекламы и предложения услуг. Для усиления акцента на эти положения и придания им обязательности они включены в текст Закона об аудиторской деятельности.
Кодекс содержит 15 статей.
- Статья 1. «Общие положения» обобщает этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России; определяются нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество.
- Статья 2. «Общепринятые моральные нормы и принципы» подтверждает обязанность аудиторов придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.
- Статья 3. «Общественные интересы» предусматривает, что внешний аудитор обязан действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг; он должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях, в противном случае он обязан отказаться от их защиты.
- Статья 4. «Объективность и внимательность аудитора» подчеркивает, что объективность для выводов возможна только при достаточном объеме требуемой информации. Аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты. Давление на аудитора в любой форме недопустимо. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
- Статья 5. «Независимость аудитора» предполагает, что в заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.
- Статья 6. «Профессиональная компетентность аудитора» указывает на то, что аудитор обязан воздерживаться от оказания услуг, выходящих за пределы его профессиональной компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату. Для оказания помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов.
- Статья 7. «Конфиденциальная информация клиентов» предусматривает обязанность аудитора сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними. Конфиденциальная информация не должна быть использована аудитором для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
- Статья 8. «Налоговые отношения» утверждает, что при оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор должен руководствоваться интересами клиента при обязательном соблюдении налогового законодательства. Аудитор не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Все рекомендации и советы в области налогообложения необходимо представлять в письменной форме.
- Статья 9. «Плата за профессиональные услуги» предусматривает, что плата за профессиональные услуги аудитора должна отвечать нормам профессиональной этики и выплачиваться в зависимости от объема и качества профессиональных услуг. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок такой оплаты.
- Статья 10. «Отношения между аудиторами» предполагает, что аудиторы должны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
- Статья 11. «Отношения сотрудников с аудиторской фирмой» призывает сотрудников лояльно относиться к своей аудиторской фирме, они всей своей деятельностью должны способствовать ее авторитету и дальнейшему развитию, поддерживать деловые доброжелательные отношения как с сотрудниками фирмы, так и клиентом.
- Статья 12. «Публичная информация и реклама» указывает, что реклама должна быть информативной, прямой и честной, исключающей возможность обмана и введения в заблуждение потенциальных клиентов.
- Статья 13. «Несовместимые действия аудитора» отмечает, что занятие какой-либо деятельностью, запрещенной практикующим аудиторам в соответствии с законодательством, рассматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
- Статья 14. «Аудиторские услуги в других государствах » подчеркивает, что при проведении аудита аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в том государстве, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
- Статья 15. «Соответствие настоящего Кодекса международным нормам» говорит о том, что нормы профессионального поведения, определяемые этическим Кодексом, основаны на международных этических нормах, разработанных Международной федерацией бухгалтеров.
Профессиональная этика в общении с руководством экономического субъекта определена Федеральным стандартом аудита «Общение с руководством экономического субъекта», задачами которого служат:
- определение основных требований к общению аудиторской организации с руководством экономического субъекта;
- определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта на различных стадиях проведения аудита;
- определение особенностей общения аудиторской организации с руководством экономического субъекта по вопросам бухгалтерского учета и внутреннего контроля .
Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России решением Президентского совета 24 сентября 2003 г. утвердил Кодекс этики членов ИПБ России, который вступил в силу с января 2004 г. Данный Кодекс подготовлен на основе и с учетом всех требований Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.
Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:
- достоверность - общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;
- профессионализм - клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
- высокое качество услуг - все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
- уверенность - лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.
Цели и фундаментальные принципы Кодекса носят общий характер и не направлены на решение этических проблем, возникающих перед профессиональным бухгалтером (аудитором) в каждом конкретном случае. Однако Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и аудиторской практике, так, в Приложении к данному Кодексу содержится 24 статьи по рекомендациям применения принципа независимости к конкретным ситуациям.
На современном этапе развития ИПБ России и Аудиторская палата России являются несомненными лидерами в становлении системы аудита и общественном регулировании норм данной деятельности.
Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
1. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
2. Стандартизация аудиторской деятельности.
3. Саморегулирование аудиторской профессии.
4. Порядок аттестации аудиторов.
Правовое регулирование аудиторской деятельности.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает 5 уровней:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г. и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность.
2. Международные стандарты аудита.
3. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.
5. Внутренние стандарты аудиторских организаций.
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ содержит 26 статей, которые определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В них отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, в том числе:
Общие положения и понятия;
Определен порядок аттестации аудиторов, включения в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
Полномочия, порядок создания, регламентация деятельности Совета по аудиторской деятельности и Саморегулируемых организаций аудиторов;
Порядок проведения аудита, оказания сопутствующих и прочих аудиторских услуг и т.п.
Закон устанавливает, в каких случаях проводится обязательный аудит, даны суммовые критерии для его проведения, определено понятие аудиторской тайны, стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
К иным нормативным правовым актам относятся:
Гражданский и Налоговый кодексы РФ;
Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»;
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Федеральный закон «О противодействии коррупции»;
Другие законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.
Кодекс профессиональной этики аудиторов – свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Каждая СРО аудиторов принимает одобренный Советом по аудиторской деятельности Кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею Кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин России. К этим функциям относятся:
Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
Принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом № 307-ФЗ;
Ведение государственного реестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
Иные функции, предусмотренные законом № 307-ФЗ.
Минфин России и Росфиннадзор для осуществления функций вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.
При Минфине России создается Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функции:
Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
Рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
Одобряет правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;
Вносит на рассмотрение Минфина России предложения о порядке осуществления Росфиннадзором внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
Рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Минфина России;
Осуществляет в соответствии с Законом №307-ФЗ и Положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.
Состав Совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Минфина России. В его состав входят:
Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности (10 представителей ) – подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 25% их общего числа;
Представители Минфина России (2 );
Представители от Минэкономразвития России и от Банка России (по одному );
Представители от СРО аудиторов (2 ) – выдвигаются совместно всеми СРО, подлежат ротации 1 раз в год.
Председатель Совета избирается из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, секретарь является представителем Минфина России из числа членов Совета.
Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца.
Членами Совета по аудиторской деятельности не могут быть члены Рабочего органа совета, кроме представителей Минфина России.
Цель создания Рабочего органа совета – подготовка решений Совета по аудиторской деятельности. В состав Рабочего органа включаются:
Руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех СРО аудиторов (не менее 70% общего числа членов Рабочего органа);
Руководитель единой аттестационной комиссии;
Представители Минфина России;
Представители научной и педагогической общественности.
Представители СРО, научной и педагогической общественности подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 30% общего числа членов рабочего органа совета.