Источники финансирования социальной защиты населения. Финансирование системы социальной защиты населения в переходной российской экономике алексеева юлия владимировна Основные источники финансирования социальной защиты населения
лы: «Общие положения», «Правовой режим электронных (торговых) сообщений», «Правовое положение, обязанности и ответственность поставщиков электронных (информационных) услуг», «Заключение и юридическая сила договоров в электронной торговле», «Специальные условия действительности сделок в электронной торговле», «Использование электронных подписей в электронной торговле», «Ответственность участников электронной торговли».
Подводя итоги, необходимо заметить, что отсутствие правового регулирования электронной предпринимательской деятельности влечет за собой ситуацию, когда в результате правовых пробелов, иных юридических или экономических обстоятельств рассматриваемый вид экономических отношений оказывается вне сферы налогово-правового регулирования и налогообложения, что, в свою очередь, лишает доходную часть бюджета РФ значительного объема средств.
УДК 364.07(470) н.С. Шипилова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАШИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
В статье рассмотрены источники финансирования социальной защиты населения в России, дана оценка их эффективности и процесса современного реформирования, а также предложены пути их совершенствования. Ключевые слова: социальная защита, источники финансирования, реформы.
N.8. 8ЫрПоуа
SOURCES OF FUNDING FOR SOCIAL PROTECTION IN RUSSIA
This article discusses the sources of funding for social protection in Russia, provides an assessment of their effectiveness and the process of reforming, and suggests ways to improve.
The key words: social protection, sources of funding, reforming.
Социальная защита населения страны определяет уровень и развитие социальной стабильности общества, на которые могут влиять как природные явления, например высокая географическая диверсификация, не зависящие от деятельности людей, так и управляемые процессы, в которых активное воздействие оказывают определенные органы государственного управления и исполнительной власти. В мировой практике современные государства уже с середины ХХ в. активно берут на себя функции социальной защиты и экономического регулирования, так как без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, внедрения новых технологий невозможно динамичное развитие экономики, высокий уровень жизни, наличие социальной стабильности и защищенности населения. В условиях современного финансового кризиса регулирующая и социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима.
Статья 7 новой Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что приоритетное значение в развитии государства имеют социальные отношения. Фактически Россия вышеназванной статьей Конституции объявила себя социальным государством, т.е. обязана обеспечить населению достойную социальную защиту Социальная защита населения и защита общества могут иметь в рамках социально ориентированной модели экономики две концепции: активную и пассивную.
Активная социальная защита населения предполагает поддержку экономически активного населения
через эффективную инвестиционную политику государства, развитие рыночной инфраструктуры, стимулирование мелкого и среднего предпринимательства, стабильного финансирования социальной сферы и социальных программ.
Концепция пассивной социальной защиты населения реализуется путем материальной и нематериальной поддержки государством инвалидов, многодетных семей, малообеспеченных граждан, приобретая компенсационный характер.
Концепция современной российской социальной защиты населения формировалось под воздействием различных социально-экономических и политических факторов в стране и сегодня доминирует, несомненно, пассивная ее форма. Государство путем предоставления пособий, социальных выплат, компенсаций, льгот, налоговых вычетов, социальной помощи нуждающимся решает социальные проблемы общества, пытаясь компенсировать населению низкие заработки, пенсии ниже прожиточного минимума, решает проблемы воспроизводства населения, улучшения социальных усло -вий жизни и т.д. Активная концепция в современной социальной защите населения России также присутствует, но на фоне имеющихся социальных проблем (большой процент бедности и убыль населения, наличие безработицы) она неэффективна.
Под влиянием экономических реформ в России произошла реструктуризация источников финансирования социальной сферы, которая до 90-х гг. ХХ в. финансировалась в основном за счет средств государственного бюджета, поэтому совершенствование и активизацию современной социальной защиты населения необходимо рассматривать через трансформацию социальных обязательств государства. Процесс реформирования
сегодня сопровождается переходом на чисто страховые основы формирования социальной защиты, т.е. поступления страховых взносов от работодателей с заработной платы работников, добровольные отчисления работодателей и работников на свою социальную защиту, право и возможность получать нематериальную социальную помощь от государства в виде льгот, налоговых вычетов и пр. Из многочисленных источников финансирования социальной защиты населения в России следует выделить один наиболее весомый - это социально ориентированные налоговые платежи и сборы, или в целом социальное налогообложение, которое характеризует уровень обеспечения социальной защиты населения в любой стране.
Как такового понятия «социальное налогообложение» нет в российской науке, и, по нашему мнению, под ним следует понимать «совокупность источников финансирования социальной защиты населения, включающую в себя систему социально ориентированных налоговых платежей, взносов, налоговых льгот и вычетов, имеющих строго целевое назначение и законодательно улучшающих социальное положение граждан».
Социальное налогообложение представлено сегодня в России в значительной степени единым социальным налогом (ЕСН), введенным в практику с 1 января 2002 г. взамен социальных взносов, который по своей природе является промежуточным между налогом и сбором. При этом ЕСН в части, направленной на пенсионное страхование (базовую, страховую, накопительную части), полностью сочетает в себе эти два понятия и его следует квалифицировать как целевой налог, взимаемый для финансирования социальных расходов государства, при этом цели финансирования (пенсионное, социальное, медицинское страхование) определяет само государство. Специфика экономических отношений в России сформировала такую практику социальной защиты населения, при которой государство также участвует в расходах по социальной защите. Так, Пенсионный фонд России в 2008 г. был профинансирован на 56% из бюджета и других источников, что доказывает недостаточность финансирования за счет ЕСН и необходимость его реформирования, которая и будет проведена в 2010 г. Совокупная ставка социальных платежей с 2010 г. должна составить 34%, а 26% из них будет направляться в Пенсионный фонд, что, предполагается, позволит покрыть дефицит бюджета фонда. В фонд социального страхования будет направлено 2,9%, медицинского - 5,1%. На сегодняшний день механизм администрирования новых социальных платежей пока не озвучен Минздравсоцразвития, но, по нашему мнению, возрастание налоговой нагрузки на работодателя произойдет, так как объектом налогообложения остается начисленная по всем основаниям заработная плата, а это, несомненно, увеличит налоговую нагрузку на работодателя. В результате этого может быть спровоцирован его уход в «теневую экономику» (чему могут противостоять возросшие и окрепшие административные возможности государства или, как альтернатива, свертывание экономической деятельности) и, разумеется, возможен рост цен на продукцию, работы и услуги, т.е. активные инфляционные процессы.
С точки зрения социальной защиты населения нельзя не рассмотреть такой источник ее финансиро-
вания, как налог на доходы физических лиц в части предоставляемых стандартных, социальных и имущественных вычетов, некоторые из них уже изменились с 2009 г. в сторону увеличения. Так, увеличен стандартный вычет на детей с 600 до 1 000 руб. при пороговом значении совокупного дохода 280 000 руб. Казалось бы, понятна позиция государства, решающего демографическую проблему, так как увеличение вычета произошло только на детей, а на самого работающего - увеличена до 40 000 руб. сумма необлагаемого совокупного дохода. Однако анализ механизма и фактические расчеты льгот по НДФЛ с использованием стандартных и нестандартных вычетов (скидок) вызывает сомнения в его эффективности и социальной направленности.
В мировой практике одной из важнейших налоговых льгот для населения является необлагаемый минимум, суть которого состоит в том, что не должен облагаться налогом доход, необходимый для поддержания жизнедеятельности граждан и воспроизводства населения. Рассмотрим, насколько современная российская практика соответствует этому требованию.
По данным Росстата за I квартал 2007 г. на долю 10% наименее обеспеченного населения страны приходилось только 2% от общей суммы денежных доходов населения (для сравнения: в I квартале 2008 г. -2,1%), а 10% наиболее богатых граждан имели доходы 29,7%. При отсутствии прогрессивного налогообложения по НДФЛ только система налоговых вычетов является практически единственным вариантом снижения налогового бремени на малоимущих и решения социальных проблем в обществе, в том числе таких остро стоящих, как демографическая.
Однако, на наш взгляд, введенные с 1 января 2009 г. налоговые вычеты на ребенка в размере 1 000 руб. в месяц (12 000 в год) с пределом совокупного дохода в 280 000 руб. фактически обеспечивают финансовой поддержкой семью с одним ребенком в размере чуть больше 1 500 руб. в год. Например, в Германии в 2008 г. производился вычет на ребенка в размере более 7 000 евро (в пересчете на рублевый эквивалент - около 300 тыс. руб.).
Что касается вычетов социальных (на лечение, на образование), то, учитывая достаточно низкий уровень бесплатного здравоохранения, столь малый интерес налогоплательщиков к вычету на медицинские нужды (120 000 руб.) можно объяснить просто отсутствием у населения средств на платные медицинские услуги. Тем не менее введение указанной льготы можно считать вполне обоснованной. Представляется необходимым рассмотреть целесообразность увеличения суммы льготы при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться.
Имущественный вычет на приобретение и строительство квартиры или жилого дома имеет социальную и одновременно регулирующую направленность. Вместе с тем необходимо признать, что данная льгота ориентирована на категорию лиц с высоким уровнем доходов, возникает вопрос об источниках доходов, на которые приобретены квартиры.
Так, например, гражданин (условно, без учета состава семьи), получающий в месяц 20 тыс. руб. (20 000 х
0,13 = 2 600), сможет воспользоваться налоговой льготой при том же стабильном уровне зарплаты по приоб-
ретенной квартире стоимостью 2 000 000 руб. только по истечении 10 лет (2 000 000 х 0,13: 2 600), а гражданин, получающий 100 тыс. руб. в месяц, - по истечении
Таким образом, сегодня система налоговых льгот по НДФЛД не обеспечивает в полной мере социальное регулирование и реальную поддержку населения с низкими и средними доходами, а носит чисто декларативный характер, что приводит к еще большему социальному расслоению и увеличению социальной напряженности в обществе. Представляется необходимым до -полнить Налоговый кодекс РФ соответствующими статьями, увеличивающими суммы налоговые вычетов, при одновременном ограничении верхнего предела дохода лиц, которым вычет может предоставляться, а также дающими право налоговым органам осуществлять реальный контроль за соответствием расходов уровню декларируемых доходов.
Целесообразность увеличения суммы стандартных налоговых вычетов основана на анализе российской практики предоставления налоговых вычетов по НДФЛ, который показывает, что система стандартных налоговых льгот по структуре и объему востребована налого-
плательщиками не полностью: для граждан с высокими доходами - в силу их финансовой незначительности, а для граждан с низкими доходами - в силу невозможности использовать в полном объеме.
Для повышения эффективности и социальной направленности льгот по налогу на доходы физических лиц представляется целесообразным:
Довести величину стандартного вычета на каждого налогоплательщика и иждивенца до величины не менее реального прожиточного минимума, рассчиты -ваемого по международно-признанным нормам (современных российских 4 - 6 МРОТ);
Перейти от индивидуального обложения к альтернативному налогообложению доходов семьи;
Вычет на обучение предоставлять только для обучения в российских образовательных учреждениях и с ограничением дохода лиц, которым такой вычет должен предоставляться;
Имущественный вычет на приобретение жилья предоставлять только при уровне доходов семьи, не превышающем определенной величины, например кратного 6 - 8 бюджетам минимального прожиточного минимума.
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. РЕКОМЕНДУЕМ! Магазин подарков "Чудо-подарок" https://www.4ydo-podarok.ru/ .
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации . Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
Страховых взносов работодателей;
Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
Страховых взносов иных категорий работающих граждан;
Ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости - государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
Обязательных страховых взносов работодателей;
Обязательных страховых взносов с заработка работающих;
Ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения - это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
Предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
Оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
Организация бесплатного питания;
Предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание собственных предприятий;
Содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд - социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Источники финансирования социальной защиты населения
Источниками финансирования социальной зашиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР.
Фонд социального страхования Российской Федерации - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ Основная задача Фонда социального страхования - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет собой систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона РФ ʼʼО медицинском страховании граждан в Российской Федерацииʼʼ и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
С 1 января 2001 ᴦ. введен единый социальный налог (взнос), заменивший страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: ПФР, Фонд социального страхования РФ в части обязательного общего социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования РФ - федеральный и территориальные.
Страховые взносы в Фонд занятости отменены.
Контроль за правильностью расчёта полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога осуществляют налоговые органы.
Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в том же порядке, что и до 1 января 2001 ᴦ.
Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти за счёт средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 ᴦ. функции назначения, выплаты пенсий переданы ПФР, а с 1 января 2002 ᴦ. определен статус ПФР как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны.
Ежегодно утверждается бюджет ПФР. Одной из статей предусмотрено финансирование расходов на оказание адресной социальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая медицинскую и лекарственную, на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной материальной помощи неработающим пенсионерам, строительства и восстановления учреждений социального обслуживания населения.
Фонды социальной поддержки населения - один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения. Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система фондов социальной поддержки населения состоит из республиканского (федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития РФ определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
· предоставление натуральной помощи в виде предметов первой крайне важно сти (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;
· оказание социальных услуг, в т.ч. и на дому;
· организация бесплатного питания;
· предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
· на оплату коммунальных и бытовых услуг;
· обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
· создание собственных предприятий;
· содействие в предоставлении кредитов и др.
Рассмотрим более подробно структуру органов социальной защиты населения.
Источники финансирования социальной защиты населения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Источники финансирования социальной защиты населения" 2017, 2018.
Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.
Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.
Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая./7/
Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов:
1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов.
2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.
3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий.
4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.
5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).
6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
1) Бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе:
Федеральный бюджет;
Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);
Муниципальные бюджеты.
2) Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
Пенсионный фонд;
Фонд социального страхования;
Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд занятости;
Республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
3) Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)
В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.
Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:
Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;
Предоставление дотаций на приобретение лекарств;
Оплату коммунальных услуг;
Обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
Создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке.
Бюджетную систему РФ «питают» налоги, сборы и другие платежи. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.
Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами.
С 2011 года общий тариф страховых взносов увеличился до 34%. В Пенсионный фонд России он составил 26%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1% и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2%.
Изменения коснулись и плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: с 1 января 2011 года они переходят с льготного тарифа на общий, то есть на 34%.
Для ряда организаций предусмотрен льготный режим. Так, останется на уровне 2010 года тариф для средств массовой информации, кроме специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. 20% СМИ-плательщики страховых взносов будут уплачивать на нужды обязательного пенсионного страхования, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%. То есть общий размер тарифов страховых взносов для этой категории страхователей останется 26%.
Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, определены особые условия: на 2010 год в Пенсионный фонд тариф снижен до 14,0%, а от уплаты в другие фонды они освобождаются, в 2011 году такие организации будут перечислять в Пенсионный фонд 8,0%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.
Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения./21/
Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.
Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.
Так, федеральные органы власти:
Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
Формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
Финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
Определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
С учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
Определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.
Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
В виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);
В виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:
Взносов учредителей благотворительных организаций;
Членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
Благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
Доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
Поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);
Доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
Поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
Доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
Труда добровольцев;
Иных, не запрещенных законом источников.
Деятельность фондов благотворительных организаций строится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.
Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объединениях, начало активно развиваться общественное движение, в том числе благотворительность и милосердие.
Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.
В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.
Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.
Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.
К основным принципам финансирования социальной работы на региональном и местном уровне можно отнести следующие:
- - принцип использования финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов;
- - принцип социального реагирования в связи с инфляцией, повышением прожиточного минимума, стоимости продовольственной корзины, уровня цен на жилье;
- - принцип дифференцированного подхода при определении размера ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий;
- - принципы экономической самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством;
- - критерии экономической эффективности, с учетом объема социальных расходов;
- - учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям;
- - преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
- 1. Государственный бюджет (федеральный, бюджет субъектов, муниципальный).
- 2. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды, негосударственный пенсионный фонд)
Способы финансирования социальной работы подразделяются на:
- 1. Прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;
- 2. Косвенное финансирование - когда финансирование формируется уменьшением изъятия денежных средств (льготное налогообложение, льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг).
Одним из важнейших источников финансирования являются государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд России образован в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в России» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Этот фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и подотчетен Правительству РФ, имеет отделения во всех регионах страны, образует федеральную систему вертикального подчинения.
Задачами пенсионного фонда являются сбор средств, взносов, их расходование, привлечение добровольных взносов, контроль над поступлением средств.
Средства пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, ассигнований из бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на содержание детей старше полутора лет, на индексацию пенсий, пособий, компенсаций пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
В соответствии с законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» образованы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, как самостоятельные государственные, некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Федеральный фонд является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ.
Основные задачи федерального фонда: реализация государственной политики обязательного медицинского страхования, обеспечения прав граждан и достижения социальной справедливости в системе медицинского страхования, осуществление мер финансовой устойчивости системы.
Достаточно масштабную категорию клиентов социальной защиты составляют граждане, пользующиеся льготами и различными выплатами. Различают федеральную и региональную категории льготников. К федеральной категории относятся лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) всех групп (категорий). Другие категории граждан, пользующихся льготами (ветераны военной службы, ветераны труда, больные диабетом) финансируются из регионального бюджета.