Российские строительные компании проблемы исследование гипотезы. Международный студенческий научный вестник
Строительный сектор России в 2016 году переживает непростые времена. А ведь именно он считается одним из образующих в экономике страны. При этом не секрет, что строительная отрасль и ее развитие во многом зависят от ряда факторов, среди которых:
- юридические;
- экономические;
- организационные;
- производственные;
- климатические и пр.
Актуальные проблемы в производственном секторе как раз и связаны с зависимостью, которая порождает ряд проблем для строительных компаний. В чем же особенности существующих проблем? Возможно ли их решение в будущем? Действительно ли важна нехватка кадров?
В 2016 году рыночные отношения видоизменяются, появляются особенности, которые характерны только для строительной отрасли, а также компаний, которые в ней работают. Из основных особенностей стоит выделить:
- Повышение общей стоимости строительных объектов России. Особенно этот нюанс заметен в 2016 году.
- Слишком продолжительные циклы производства и внедрения инвестиций.
- Чрезмерное вмешательство в строительный сектор со стороны государства.
- Наличие стабильного спроса на товары и услуги строительного назначения.
- Высокая себестоимость строительных мероприятий в России. На фоне текущего кризиса и падения курса национальной валюты эти проблемы считаются чуть ли не основными.
- Производство строительных работ при условии четкого соблюдения норм и правил, прописываемых в проекте и сметной документации.
- Дефицит квалифицированных кадров.
- Размещение госзаказов с применением системы электронных аукционов.
С одной стороны, выделенные особенности могут поспособствовать развитию строительной отрасли, но с другой – они слишком малозначительны, чтобы сделать рынок строительных услуг по-настоящему привлекательным. При этом основные проблемы связаны даже не с дефицитом кадров в России или плотным контролем со стороны законодательства (это обычное явление для многих стран). Другое дело – сложности для малых предпринимателей, которые в 2016 году столкнулись со многими вызовами.
Проблемы для малого предпринимательства
Главные сложности для малых предпринимателей связаны с двумя факторами:
- Большая продолжительность инвестиционного цикла (об этом уже упоминалось выше).
- Повышенная себестоимость производственного процесса.
Столь актуальные для России проблемы ставят в тупик новичков, которые вынуждены выискивать пути для поиска дополнительных средств. Кроме этого, свою лепту вносят еще два негативных фактора:
- Завышенная бюрократизация в сфере получения разрешений и ввода объектов в эксплуатацию.
- Маловыгодные условия при осуществлении государственных закупок в строительной отрасли. В комплексе все это создает большие сложности для продвижения представителей малого, а порой и среднего бизнеса.
И здесь главная задача правительства России, а также субъектов исполнительной власти заключается в поддержании вектора развития, создания благоприятных условий, способствующих получению крупных заказов небольшими компаниями. Частично проблема решается путем подбора кадров, способных не только грамотно готовить документацию для участия в тендерах, но и побеждать в них.
Сегодня так сложилась ситуация, что для получения госзаказа подрядной компании не предоставляется никакого аванса. Но даже не это хуже всего. Участника заставляют переводить на счет заказчика обеспечение, размер которого составляет до трети от стоимости заказа. В качестве альтернативы может предоставляться банковская гарантия на такую же сумму, что также приводит к ряду проблем.
В первой ситуации компания вынуждена отдавать часть средств из оборотного капитала, что в нынешней ситуации весьма рискованно. Во втором случае приходится тратиться на услуги банковских учреждений. При этом не каждый банк готов предъявить гарантию новичкам. В 2016 году получение таких гарантий и вовсе стало проблемой. В такой ситуации одним из лучших решений для дальнейшего развития строительной отрасли был бы отказ от подобных требований к обеспечению.
Главные проблемы отрасли и пути решения
Одна из главных проблем, тянущих строительный сектор вниз – регулярные ошибки, которые допускаются при оформлении и подаче проектной документации. Наиболее распространенные из них:
- Неучтенные работы, которые по той или иной причине оказались вне подготовленного проекта.
- Передача неполного пакета бумаг.
- Несоответствие указанных в документе цен тем, которые имеют место на рынке на текущий момент времени и др.
Причиной здесь может быть как некомпетентность кадров, так и низкое качество самих проектировочных решений. Кроме этого, многие заказчики пускают процесс подготовки проекта и передачи бумаг в соответствующие органы на самотек, что и приводит к упущению основных моментов. В России проблемы с ошибками в документации встречаются повсеместно. Чтобы хоть как-то переломить ситуацию и стать на путь развития, стоит действовать следующим образом:
- Работать в направлении развития кадров, повышения их уровня квалификации. В 2016 году с подбором качественных курсов проблем нет. Главное – наличие желания со стороны руководства.
- Усилить контроль. Здесь заказчик должен лично брать «бразды правления» и контролировать действия кадров, следить за их работой и вносить корректировки по мере необходимости.
Подобные действия способны положительно сказаться на строительной отрасли, дать шанс представителям малого бизнеса, снизить объем брака при подаче документации.
Нельзя не отметить еще одну проблему, которая препятствует развитию строительного сектора России не только в 2016-м, но и в прошлых годах – сложности распределения государственных заказов на аукционах электронного типа. Сегодня такой тип размещения заказов считается главным, поэтому большая часть заказов в строительной отрасли проходит именно через такие порталы. При этом у подобной системы присутствует ряд плюсов, которые выделяют ее среди других способов получения госзаказа. К таковым относится:
- Экономия бюджета, что для предприятий России является чуть ли не главным фактором.
- Рост конкуренции среди подрядчиков, что по идее должно повышать качество продукции. Главные современные достижения в секторе экономики зачастую связаны именно с ростом конкуренции.
- Минимальное влияние бюрократии. Все вопросы по подаче документации и получения ответа решаются через один сайт. Главная задача заявителя – четко следовать требованиям системы.
- Точность организации торгов, а также автоматизация процесса. Многие эксперты сходятся во мнении, что главный путь развития – частичное или полное устранение человеческого фактора. В 2016 году следование этому пути хорошо заметно, но при желании можно достичь много больших результатов.
- Снижение рисков, что стороны договорятся друг с другом.
Несмотря на ряд положительных качеств электронных торгов в России, нельзя не отметить и ряд минусов, среди которых:
- Наличие только одного фактора при выборе подрядной организации – цены. Известно, что победителем в торгах выступает тот поставщик, стоимость которого наиболее выгодна для заказчика. При этом нет уверенности в квалификации кадров компании, наличия достаточного качества товара, своевременности поставки так далее;
- Риск недобросовестной конкуренции. Система электронных торгов пока продумана не до конца. В 2016 году уже было много случаев участия в торгах подставных компаний или преднамеренного вытеснения конкурентов за счет выставления неподъемных условий.
Указанные недостатки приводят к существенным проблемам в строительной отрасли и приостановке ее развития. Причин здесь несколько:
- Применение стоимости как единственного критерия приводит к риску получения низкокачественного товара. При этом не берется в учет опыт исполнителя, квалификация его кадров, способность выполнять работы подобной сложности и в сроки выполнять заказы.
- Чтобы предложить заказчику лучшую цену, исполнители вынуждены работать в убыток или же нанимать низкооплачиваемую рабочую силу, то есть снижать текущие издержки. Все это сказывается на остановке развития и необходимости применения устаревшего (более доступного) оборудования. Кроме этого, многие компании вынуждены укрывать доходы, выплачивать заработную плату в «конвертах», экономить на обучении кадров и так далее. Чтобы избежать таких проблем, при выборе потенциального исполнителя должна оцениваться не только цена, но и количественные и качественные характеристики.
Таким образом, тенденции развития строительного сектора в России пока не вызывают особого восторга. В 2016 году существует масса проблем, требующих решения. Но здесь все зависит от воли и действий правительства. Только коллективные усилия могут помочь в решении текущих проблем.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Глава 1. Фундаментальные исследования и разработки
1.1 Фундаментальные исследования
1.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований
1.3 Прикладные научные исследования
Глава 2. Анализ ситуации в развитии строительной отрасли на основе статистических данных
2.1 Развитие строительной отрасли
2.2 Проблемы развития строительной отрасли
Заключение
Список литературы
Введение
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.
Разработки - это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы).
Таким образом, научные исследования и разработки включают:
Конструкторские работы;
Проектные работы;
Технологические работы;
Создание опытных образцов;
Проведение испытаний.
Глава 1. Фундаментальные исследования и разработки
1.1 Фундаментальные исследования
В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление нововведения начинается с генерации идеи нового продукта. Часто идеи рождаются в процессе проведения фундаментальных исследований.
Фундаментальные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований - раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые фундаментальные исследования проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Финансирование фундаментальных исследований ведётся из государственного бюджета или в рамках государственных программ.
1.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований
Фундаментальные и прикладные исследования - типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то время как собственно исследовательский процесс - получение нового знания как основа научной профессии - в обоих типах исследований протекает одинаково.
Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии. Ни одна форма организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).
Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. Более того, различия в организации знания в этих типах исследования не создают принципиальных препятствий для взаимного интеллектуального обогащения обеих исследовательских сфер. Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, действие которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса. Важнейшим средством при этом выступает оперативное привлечение всего сообщества к экспертизе каждого нового результата исследований, претендующего на включение в корпус научного знания. Коммуникационные механизмы дисциплины позволяют включать в такого рода экспертизу новые результаты независимо от того, в каких исследованиях эти результаты получены. При этом значительная часть научных результатов, вошедших в корпус знания фундаментальных дисциплин, была получена в ходе прикладных исследований.
1.3 Прикладные научные исследования
Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.
Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к кон. 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.
Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т п.).
Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).
Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о раз витии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научно-технической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.
Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития.
Глава 2 . Анализ ситуации в развитии строительной отрасли на основе статистических данных
2.1 Развитие строительной отр асли
Строительная отрасль в ее современном представлении существует не один десяток лет и, соответственно, пережила не один кризис на своем веку. Практически все аналитики рынка предрекают спад в строительстве в будущем году, связанный в первую очередь с диспропорциями спроса и предложения, а не отголосками мирового кризиса.
Стремительный рост строительной отрасли по всем ключевым показателям продолжался последние несколько лет, и в "докризисную эпоху" все прогнозы развития имели чрезвычайно позитивный тренд. Это было связано, в первую очередь, с неплохими темпами развития российской экономики и необходимостью замены ветхого фонда, основная часть которого дала о себе знать еще в 90-е годы. Кроме того, уровень обеспеченности населения жилплощадью сильно отстает от нормы, а темпы ежегодного прироста жилищного фонда в России в разы ниже, чем в развитых странах. Строительная отрасль последние годы наращивала и без того значительный вклад в ВВП. Строительство стало объектом государственной заботы и опеки, и по этой причине, и благодаря высокой социальной значимости отрасли. Общее число организаций строительного комплекса по состоянию на октябрь 2008 года составило более 130 тысяч, а число работников, официально занятых в строительном комплексе - 3,3 млн. человек (около 7,0 % от всего работающего населения).
Таблица 1. Источник: Данные Федеральной Службы Государственной Статистики РФ.
Из таблицы 1 видно, что строительство с 2002 года росло неплохими темпами, а что касается последнего периода - рост замедлился, но не так значительно, чтобы можно было бы делать негативные выводы. Очевидно, что строительная отрасль с ее огромными размерами, как тяжелый поезд по инерции катится вперед на рельсах недавних кредитных вливаний, темпы роста которых заставляют призадуматься.
"Независимость" отрасли, обратно пропорциональная росту ее кредитных обязательств, падает с 2003 года с наименьшим постоянством, чем показатели других отраслей в период кризиса.
Ситуация в жилищном строительстве в 2008 году по сравнению с соответствующим периодом 2007 изменилась довольно мало (таблица 2). Тем не менее, заметный рост в 2008 году показали только март, июль и октябрь-месяц.
Что касается темпов роста ввода в действие жилья в 2008 году, они оказались значительно ниже (по сравнению с отношением - 2007 к 2006). Не очень оптимистично выглядит рост за весь период январь-ноябрь 2008 года - 104,6 % к соответствующему периоду предыдущего года - против 129,2 % за январь-ноябрь 2007 года. В первой половине 2007 года прирост объемов строительства жилья составил 30-36 процентов. По результатам 1 полугодия 2008 года в целом по стране отмечается 2,9 процента темпа роста. Однако, сравнивать эти цифры нужно с учетом того, что высокие отметки были достигнуты по 7-8 областям-лидерам, в которых в текущем году просто нет возможности расти такими темпами - строительные площадки ограничены, нельзя отрицать и тот факт, что строительство тесно связано с другими отраслями экономики - некоторые из которых "почувствовали" кризис уже в 1 полугодии 2008.
Таблица 3. Источник: Данные Федеральной Службы Государственной Статистики РФ.
Во всех регионах можно отметить рост отгрузки за 10 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Лидеры роста Ямало-Ненецкий автономный округ и Нижегородская область. Сахалинская область и Башкортостан - существенно отстали от других регионов по темпам роста.
Состав ТОП-10 весьма предсказуем - в него вошел и Краснодарский край. Его перспективы обнадеживают, так по заявлениям министерства регионального развития - финансирование олимпийских объектов в 2009 году, несмотря на предрекаемый дефицит бюджета, будет осуществляться в запланированном объеме.
Что касается отгрузки в целом по России, непредвиденные тренды в динамике за 2007 - октябрь 2008 года увидеть трудно. Разве что, темпы роста оказались чуть менее оптимистичными.
Что касается ценовой составляющей - за январь-сентябрь 2008 года рост стоимости строительно-монтажных работ в среднем по Российской Федерации составил - 124,7 %. Рост стоимости обусловлен повышением цены на строительные материалы (122,5 %), эксплуатацию строительных машин (118,6 %), оплату труда рабочих (132,9 %).
В 4 кв. 2008 года прослеживается снижение стоимости строительных материалов, обусловленное как сезонным фактором, так и наметившимися тенденциями к сокращению объемов производства строительной продукции. С сентября по ноябрь 2008 года стоимость цемента, строительной арматуры, топлива, арматурных каркасов снизилась на 10-20 %.
В случае сохранения отрицательных трендов на смежных рынках и тенденции к снижению стоимости строительных материалов общая стоимость строительства в среднем снизится на 10 %.
Что касается сырьевой составляющей для строительства - Минрегионом предусмотрена программа развития отрасли промышленных материалов до 2020 года. Только за 1 полугодие 2008 года начали работу более 140 новых предприятий по производству строительных материалов. Каждое третье из них прямо или косвенно связано с производством цемента.
2.2 Проблемы развития строительной отрасли
По мнению участников строительного рынка - во многих сегментах по направлению "строительные материалы" - имеется существенный дефицит. На рынке материалов отечественного производства - качество чрезвычайно низкое, что, в первую очередь, связано с применением устаревшего морально и физически оборудования, отсутствием широкого распространения современных технологий в производстве. Те немногочисленные производители, которые занимаются изготовлением действительно качественного продукта, имеют сильно завышенные цены (по сравнению со среднерыночной), что значительно снижает их востребованность среди строительных организаций. На рынке не хватает качественного кирпича, очень дефицитными во многих регионах остаются продукты деревообрабатывающей отрасли. Сложившаяся ситуация - заставляет строителей отдавать предпочтение импортной продукции, которая, несмотря на более высокие цены, обладает гораздо более приемлемым качеством.
Например, во Владимирскую область кирпич везется из Беларуси, во многих случаях кладка наружных стен выполняется из не экологичного, но более эстетичного на вид, силикатного кирпича, в то время, как внутренние стены выполняются из совершенно неприглядного красного - для соблюдения условий экологической безопасности. Строители вынуждены искать компромиссы - для получения приемлемой себестоимости единицы жилплощади, при использовании имеющегося бедного ассортимента строительных материалов. Что касается продукции деревообрабатывающего комплекса - ситуация не менее острая - в небольшой степени строители обеспечены "вагонкой", оцилиндрованное бревно местного производства - по качеству малопригодно для использования для более-менее требовательного заказчика. Таким образом, наличие дефицита на рынке качественных строительных материалов на конец 2008 года имеет место быть. Остается надеяться, что вновь открывшиеся производства смогут наполнить рынок продуктом сравнимого с импортным сырьем качества, при этом повысят уровень конкуренции, предоставив строительным организациям широкий ассортимент по качеству и цене. Ведь ценовой фактор - особенно в малоэтажном строительстве, играет существенную роль в динамике развития рынка.
В первую очередь, нельзя недооценивать роль государства в разработке и контроле исполнения законодательства в области строительства. Естественно, что провозглашение приоритетов свободного рынка, выполнения законов спроса и предложения, одинаково актуальны и в строительной отрасли. Однако, для этого необходимо, чтобы все участники рынка были в равных условиях, нужны четко прописанные правила и механизмы на государственном уровне.
Анализируя длинный перечень программ государственной поддержки жилищного строительства, развития ЖКХ и малоэтажного строительства, ряд программ регионального уровня - не представляется возможным сделать какие-то конкретные выводы об объекте и объеме государственной поддержки. Проблема всех этих документов - в излишней обобщенности и отсутствии детализированных систем целевого финансирования. Очевидно, что в планах на ближайшие годы заложен высокий уровень государственной поддержки строительства, поэтому можно ожидать неснижающегося внимания к отрасли на правительственном уровне.
Что касается развития малоэтажного сегмента - одних из главных препятствий на пути развития рынка являются недоработки земельного кодекса. Механизмы приобретения земли в собственность остаются непрозрачными для рядовых покупателей, стоимость оформления пакета документов высока, существует множество невыясненных нюансов и проблем в отношении выделения и оформления земельных участков, создающих почву для развития коррупции. Похожая ситуация сложилась и в сфере обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.
В большинстве развитых стран многоквартирная застройка в жилищном строительстве не имеет такого развития как в России. Однако, в случае устранения обозначенных выше проблем на государственном уровне, развитии рынка строительных материалов - широкое распространение индивидуального и массового малоэтажного строительства можно ожидать уже в ближайшей перспективе. Очевидно, что эта ниша имеет много шансов на положительную динамику, при этом являясь наиболее цивилизованным и качественным способом развития жилищной сферы.
Объем строительных работ в I квартале 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года сократился на 8,1 % и составил 590,7 млрд. рублей. По данным ФСГС всего в I квартале 2010 года введено в эксплуатацию 42,4 тыс. зданий общей площадью 13,6 млн. кв. метров, что соответственно на 2,3 тыс. зданий и 14,9 млн. кв. метров меньше, чем в I квартале 2009 года.
В рассматриваемом периоде жилых квартир построено 105,3 тыс. площадью 9,6 млн. кв. метров, что на 8,3 % меньше, чем в I квартале 2009 года.
По данным ФСГС в I квартале 2010 года средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций равен 56 %.
При этом средняя численность занятых в строительстве в рассматриваемом периоде составила 2,9 млн. человек, что на 7 % меньше, чем в I квартале 2009 года. Увеличилось также количество убыточных предприятий на 2,1 %: 2,4 тысяч строительных организаций понесли убыток на сумму 27,2 млрд. рублей. А вот средняя фактическая стоимость 1 кв. метра жилой площади выросла с 28814 рублей до 31135 рублей. Основные факторы, сдерживающие деятельность строительных организаций названы неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов и конкуренция со стороны других строительных фирм.
В I квартале 2010 года объемы строительства жилья снизились на 2,4 %. Всего за этот период было построено 105,3 тысяч квартир. Однако в апреле 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года отмечен значительный рост. Так в апреле 2010 года введено в эксплуатацию на 16 % площадей больше, что составляет 3,8 миллиона квадратных метров.
Министерство регионального развития считает 2009 год - переломный год в строительной отрасли. И если в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдалось сокращение объемов вводимого жилья (на 6,7 %), то в 2010 году объемы строительства останутся неизменными в отношении 2009 года и будут равны примерно 60 миллионов квадратных метров жилых площадей.
Число договоров, заключенных в строительном секторе, и численность занятых продолжает сокращаться. У 10 % организаций отмечено увеличение объема работ, а у 29 % - его уменьшение. Портфель заказов уменьшается. Наибольшая обеспеченность заказами зафиксирована в строительных организациях совместной российской и иностранной формы собственности. Основные направления деятельности строительных организаций представлены в Приложении.
25 % организаций отказались от инвестиционной деятельности в I квартале 2010 года. Неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов и конкуренция со стороны других строительных фирм - те основные факторы, которые замедляют деятельность строительных организаций.
Трудности начинаются отнюдь не на стройплощадке, а еще на этапе запуска проекта. По словам президента Союза строителей России Виктора Забелина, поступательное развитие отрасли уже затормозилось по ряду причин. Одна из важнейших - сроки согласования. "К примеру, на 100-квартирный жилой дом необходимо получить от 170 до 180 согласований", - отмечает специалист. В итоге, весь процесс согласования занимает в среднем около года. Иначе говоря, порой, возвести здание можно быстрее, чем подписать необходимые документы.
На практике это приводит не только к увеличению сроков сдачи объекта, но и к росту стоимости недвижимости. Ведь сегодня около 30 % от стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят за ускорение оформления документов. Изменить ситуацию способно создание системы "одного окна". В этом случае, строители могли бы получить сразу все необходимые разрешения. Уже в начале этого года заместитель руководителя Министерства регионального развития РФ Юрий Тыртышов представил проект, который позволит упростить процесс прохождения экспертиз при строительстве объектов. Согласно документу, все согласования будут проводиться в одном органе. Сейчас же, по данным "Ассоциации строителей", компании вынуждены проходить по 13 экспертиз и собирать около 180 подписей.
Безусловно, многие проблемы в строительной отрасли связаны не только с бюрократией, но и с внутренними причинами. О том, что у большинства компаний есть неиспользованный резерв для снижения сроков сдачи и стоимости зданий, свидетельствуют результаты исследования "Автоматизация в управлении бизнес-процессами в строительстве", которое провели аналитики Ассоциации Строителей России (АСР).
Проанализировав деятельность более 50 компаний-лидеров отрасли, эксперты пришли к выводу: лишь в 12 % организаций регламентированы более 80 % бизнес-процессов, в 63 % регламентированы лишь 30-50 %. Иначе говоря, лишь в 12 % строительных компаний "бумаги" находятся в порядке, и то на 80 %. А в большинстве других фирм имеются широкие возможности для нерационального распоряжения денежными и иными средствами. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуются автоматизация бухгалтерского учета, бюджетирование и планирование, а также сметные расчеты. Менее всего регламентированы логистика и снабжение.
На Западе сегодня наблюдается огромный интерес к российской строительной индустрии. Останавливает инвесторов именно низкая финансовая прозрачность рынка. Улучшить ситуацию в этой сфере - в интересах самих же строительных компаний.
Основной показатель финансовой прозрачности - формирование отчетности по международным стандартам. В настоящее время, по данным экспертов "АСР". Таким образом, работают лишь 6 % опрошенных строительных компаний.
Еще одна важная проблема данного сегмента экономики - это дефицит кадров. Дефицит кадров, в числе прочего, привел и к тому, что многие компании не отдают предпочтение конкретному учебному заведению и готовы рассматривать кандидатов просто со строительным или техническим образованием. Хотя нельзя не отметить, что стабильно высоким рейтингом у работодателей пользуются МГСУ и МАРХИ.
Для многих соискателей мотивирующим фактором, наравне с достойным компенсационным пакетом, является перспектива профессионального роста в компании, например, возможность повышения квалификации и посещения языковых курсов. Ведь широкое распространение современных технологий диктует необходимость постоянного обучения.
В целом, по прогнозам рекрутеров, напряженная кадровая ситуация в строительной сфере сохранится еще долго. Сейчас потребность рынка жилья намного превышает возможности отрасли. В 2011 году в России должно быть введено в эксплуатацию более 80 млн. м?. Кроме того, реализация программы "Доступное жилье" повлечет за собой спрос на квалифицированный персонал не только в Москве, но и в регионах России.
Одно из последствий кризиса строительной отрасли 90-х годов - это то, что в настоящее время значительная часть профессионалов уже не молодые люди. Поэтому необходимо стимулировать приток молодежи в отрасль и дать ей возможность перенимать опыт у старшего поколения. При разумном подходе и заинтересованности работодателей, потенциала российской молодежи достаточно для обеспечения рынка квалифицированными кадрами.
Острота кадрового вопроса сопоставима по уровню сложности с накопившимися за долгие годы инфраструктурными проблемами. Ставшая уже легендарной тема "плохих дорог" и железнодорожной связи актуальна и в строительной сфере. Так, совладелец международной группы КНАУФ (производитель стройматериалов для внутренней и внешней отделки, тепло- и звукоизоляции) Николаус Кнауф обращает внимание на такую проблему, как отсутствие достаточного количества вагонов и локомотивов у "Российских железных дорог": с 1993 года из оборота РЖД изъята одна треть вагонов, поэтому необходимо строить новые заводы по производству вагонов и локомотивов. Российской промышленности для ее развития в будущем необходимо больше энергоносителей - неважно, будет это газ или электроэнергия. Здесь не обойтись без строительства новых электростанций.
Любой застройщик знает, как сложно подключить новый дом к электрическим сетям. Нехватка энергомощностей значительно затрудняет строительный процесс. Например, во время московского энергетического кризиса прошлой зимой одними из первых, кого отключали от электричества, были именно строительные площадки.
В целом можно говорить, что в стоимости будущего "квадратного метра" заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Круглика, "цена учитывает не только стоимость непосредственно строительства, но и подготовку инженерного обеспечения территорий, подключение к источникам электроэнергии, создание социальной инфраструктуры - устройство поликлиник, детских садов, школ, спортивных сооружений, пожарной части, участка дорожно-транспортной сети и многого другого. Все это резко увеличивает стоимость жилья".
По мнению специалиста, выходом из этой ситуации могло бы стать разграничение данных затрат. Уровень бюджетной системы (субъекты Федерации, муниципальные образования) должен нести ответственность за строительство своих объектов, а инвестор и застройщик - лишь непосредственно за возводимое жилье. В этом случае покупатель будет платить именно за квартиру, а не за всю сопутствующую инфраструктуру, а также появится возможность адекватно оценить уровень реальных затрат и заявляемой цены. научная фундаментальное прикладное строительная
Впрочем, о проблемах можно говорить не только применительно к инфраструктуре, но и к самим строительным технологиям. Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов подчеркивает, что "в последнее время в российскую отрасль буквально врываются зарубежные технологии проектирования и возведения зданий, широкое распространение получило применение новых конструкций. В связи с этим они требуют дополнительной проверки, тщательных исследований".
Подобными экспертизами могут заниматься лишь специализированные организации. По данным заседания Комиссии по строительному комплексу Совета Российского Союза промышленников и предпринимателей (апрель, 2007 года), в стране существуют 182 организации, деятельностью которых являются научные исследования для строительства. Однако в большинстве из них отсутствуют современная экспериментальная база, оборудование и технологии.
Из уже существующих экспериментальных площадок можно назвать единственный в России и Европе эталонированный геодинамический строительный полигон в Московском Государственном Строительном Университете (МГСУ). Здесь есть возможность провести экспериментальную сертификацию новых информационных технологий, отработку нормативных требований, а также модельную аттестацию комплексной безопасности архитектурно-строительных решений и проектов, в том числе по высотному домостроению.
Заключение
В целом можно говорить, что в стоимости будущего "квадратного метра" заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры.
Впрочем, о проблемах можно говорить не только применительно к инфраструктуре, но и к самим строительным технологиям. Ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета Валерий Куприянов подчеркивает, что "в последнее время в российскую отрасль буквально врываются зарубежные технологии проектирования и возведения зданий, широкое распространение получило применение новых конструкций. В связи с этим они требуют дополнительной проверки, тщательных исследований". Также наличие дефицита на рынке качественных строительных материалов на конец 2008 года имеет место быть. Остается надеяться, что вновь открывшиеся производства смогут наполнить рынок продуктом сравнимого с импортным сырьем качества, при этом повысят уровень конкуренции, предоставив строительным организациям широкий ассортимент по качеству и цене. Ведь ценовой фактор - особенно в малоэтажном строительстве, играет существенную роль в динамике развития рынка.
Несмотря на столь "солидный" перечень "препятствий", все же есть основания для оптимизма. Ведь если российский отраслевой комплекс обладает способностью развиваться даже в таких сложных условиях, то с решением хотя бы некоторых проблем, его ждет еще больший рывок.
Список литературы
1. www.bestreferat.ru.
2. www.allbest.ru.
3. Статистический ежегодник Госкомстат России 2005 г.
4. Ефимова М, Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 416 с.
5. Статистика: Учебник/ И.И. Елисеева, И.И. Егорова и др.; Под ред. проф. И.И. Елисеевой. - М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2003. - 448 с.
6. Теория статистики: Учебник/ под ред. проф. Р.А. Шмойловой. - 3 изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. -560 с.: ил.
7. Теория статистики: Учебник/ под. ред. проф. Г.Л. Громыко. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 414 с. - Серия "Высшее образование".
8. Mauksch H.O. Обучение прикладной социологии: возможности и препятствия//Прикладная социология: роли и действия социологов в разнообразных параметрах настройки / Эд. H.E. Freeman, Дины R.R., Росси П.Х и Уайт В.Ф. - Сан-Франциско и т.д.: Jossey-басовый Publischers, 2002. р. 312-313.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Особенности строительства как отрасли материального производства. Характеристика капитального строительства, основные понятия инвестиционной политики в нем. Нормативно-правовая основа строительства. Управление в строительной отрасли Нижегородской области.
контрольная работа , добавлен 09.01.2011
Характеристика основных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность саморегулируемых организаций в строительной отрасли. Анализ практики перехода отрасли от лицензирования к саморегулированию, с выявлением их сильных и слабых сторон.
контрольная работа , добавлен 17.11.2012
Пути преодоления кризисных явлений в строительной отрасли и жилищном строительстве. Закон "О предотвращении мирового финансового кризиса и развитие строительной отрасли и жилищного строительства". Действия правительства по преодолению последствий кризиса.
доклад , добавлен 27.05.2009
Особенности и проблемы развития капитального строительства в условиях рыночной экономики. Факторы, влияющие на функционирование строительного рынка. Дефицит квалифицированных рабочих и инженеров как одна из важнейших проблем в строительной отрасли.
реферат , добавлен 17.01.2016
Анализ развития строительной отрасли в России и в республике Хакасия. Сравнительная характеристика, история и этапы развития, анализ и оценка современных тенденций и перспектив данной сферы деятельности в Российской Федерации и строительства за рубежом.
контрольная работа , добавлен 19.10.2012
Понятие массового строительства, тенденции и основные периоды его развития в СССР и на современном этапе, проблемы данной отрасли и перспективы их разрешения. Кредитование в строительной сфере. Государственная жилищная политика. Новые технологии.
курсовая работа , добавлен 18.04.2014
Участники в системе капитального строительства. Способы организации строительства. Формы воспроизводства фондов народного хозяйства строительной отраслью. Анализ стоимости жилищного строительства Вологодской области. Развитие строительной отрасли России.
курсовая работа , добавлен 08.03.2011
Сущность и значение коммерческой деятельности производственного предприятия. Источники закупки товаров. Макроэкономические показатели строительной отрасли России. Формирование собственных каналов сбыта. Технология производства нерудных материалов.
дипломная работа , добавлен 17.05.2013
Роль строительной отрасли в едином народно-хозяйственном комплексе. Направления деятельности крупнейшей строительной организации Новосибирска "Кварсис". История сооружения Новосибирского театра оперы и балета. Строительное предприятие ООО "Уникон".
отчет по практике , добавлен 09.03.2011
Составление дефектной ведомости и локальных смет. Порядок составления сводного сметного расчета стоимости строительства. Порядок формирования цен на строительную продукцию. Формирование финансовых результатов деятельности строительной организации.
Основные проблемы в строительной отрасли, это недостаток финансирования, плохая организация работ, низкий уровень менеджмента в строительстве и технологическая отсталость российского строительного комплекса.
Многие проблемы строительного комплекса решаются на региональном уровне. Особенности отрасли развития экономики страны не позволяют государству уйти со строительных рынков. Развитие сектора возможно за счет улучшения работы строительных предприятий. Для строительных организаций приоритетными направлениями деятельности должны стать совершенствование управления, расширения горизонта планирования и более точный учет требований рынка.
Первая проблема строительного бизнеса, это дефицит современных производственных мощностей, а также недостаточные объемы производства.
Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет в нашей стране, при сравнении показателей 2008 и 2013 годов по производству большинства строительных материалов наблюдается существенное снижение объемов производства. В частности по нерудным материалам за пять лет такое снижение превысило 4%, по стеновым материалам -- 15%, по сборному железобетону -- на 16% мы сократили объемы производства, по кровельным материалам -- 31%. Рост отмечается только в производстве архитектурного стекла (+11,9%) и цемента (+14,9%).
Вторая проблема, это низкое качество продукции, использование устаревших технологий. И часто такие технологии не только устаревшие, но еще и неэффективные.
Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет всего лишь 8%. Для сравнения в других обрабатывающих производствах этот показатель превышает показатель строительной отрасли более чем в 2 раза.
Третья проблема, это нерациональное территориальное размещение производственных мощностей и как следствие -- высокие транспортные издержки, которые ложатся на себестоимость и строительных материалов, и строительных работ. И в итоге негативно влияют на стоимость объектов.
При определении основных направлений развития стройиндустрии мы должны учитывать не только задачи в области жилищного строительства, но и проекты в сфере промышленного, гражданского строительства, планы по созданию и реконструкции дорог, аэропортов, морских портов, спортивных и культурных объектов; инфраструктурные мегапроекты в перспективных точках экономического роста, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, Калининградской области, на Северном Кавказе; а также региональные инвестиционные программы, каждая из которых напрямую связана со строительством. Для реализации этих задач необходимы и новые подходы к технологиям строительства. Технологии и материалы должны быть качественными, экономичными и энергоэффективными.
Проблемы инвестиционно-строительного комплекса чрезвычайно важны по причине изменившихся ориентиров, обусловленных переходом к рыночной экономике, повышением требований рынка к техническим и экономическим предложениям в строительстве, необходимостью соответствия объектов строительства широкому диапазону инвестиционных ресурсов, возросшим возможностям архитектурно-строительной практики, социальным потребностям населения.
Совершенствование и повышение эффективности управления инвестиционными процессами в строительном комплексе предполагает производство и выпуск конкурентоспособной строительной продукции, ликвидацию нерентабельных строительных предприятий, повышение качества строительных услуг, а также обеспеченность населения объектами строительства (жильем, объектами социального назначения и т.д.).
В современных условиях создание производственных мощностей, других объектов промышленного назначения осуществляется в единичном порядке, хотя необходимые объемы строительства в данной сфере значительно превышают фактический ввод. При этом такое строительство при небольших масштабах не отличается высокой эффективностью, наблюдается необоснованное завышение стоимости работ, неудовлетворительный уровень качества, нарушение заданных сроков, непрофессионализм исполнителей и другие проблемы. Из этого следует, что предприятия, выполняющие крупные проекты и оперирующие крайне большими объемами капитала, не в состоянии полноценно управлять всеми процессами. И чем больший объем капиталовложений, тем менее устойчивыми становятся контрольные параметры реализуемого проекта, тем больше возникает задач, требующих решения при недостатке управленческого инструментария.
Отличительной особенностью современного периода развития мировой и российской макроэкономики является нестабильность динамично меняющейся экономической среды. Кризис на западных финансовых рынках активизировал развитие кризисной ситуации в российской экономике. В 2008-2009 гг. в экономике страны наблюдалась открытая фаза кризиса, отличающаяся высокой степенью риска, неопределенностью продолжительности кризиса и его последствий.
В этих условиях многие строительные организации в результате снижения платежеспособного спроса населения, заказчиков и инвесторов оказались в кризисной ситуации. Это предопределяет необходимость научно обоснованных программных решений и последующих за ними целенаправленных действий, позволяющих восстановить утраченный потенциал и укрепить базис для дальнейшего устойчивого развития в глобальной рыночной среде.
В условиях глобального финансового кризиса изменяются стратегические цели и тактические задачи организации. Стратегия развития строительной организации должна быть ориентирована на сглаживание циклических колебаний, выравнивание траектории развития, включающей этапы спада, деловой активности, стабилизации и подъема.
Чем сильнее стратегическое и финансовое положение организации, тем более вероятно, что ее стратегия хорошо продумана и четко реализуется. Эффективность выбранной стратегии определяется повышением финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности и деловой активности предприятия.
В заключение можно добавить, что причины, мирового экономического кризиса, не устранены. В одних странах они смягчены, в других обострились.
Я считаю что мировая экономика зависит, прежде всего, от политической воли руководства ведущих стран, и oт мер и действий, определяемых этой волей.
Что касается других стран, то их положение зависит, прежде всего от реального понимания экономического положения в своих странах и адекватного реагирования на грядущие экономические и социальные вызовы времени.
строительный индустрия экономика ценообразование
Введение ………………………………………………………………………….. 3
Современные проблемы строительства…………………………………………4
Заключение ………………………………………………………………………14
Список литературы ……………………………………………………………...15
Введение
Строительством является формирование зданий , сооружений и строений , а так же на месте сносимых объектов капитального строительства .
Объектами строительства являются:
- здания - объемные строительные системы, имеющие надземную и (или) подземную части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенные для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных,
- сооружения - объемные, плоскостные или линейные строительные системы, имеющие наземную, надземную и (или) подземную части, состоящие из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенные для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов:
- башни , вышки , градирни ,
- резервуары ,
- линии электропередачи ,
Строительство во все времена было трудоемким и сложным процессом, который имеет множество проблем.
Каковы же проблемы нынешнего, современного строительства? Поскольку спрос на жилье сегодня растет практически с каждым днем, это порождает и повышенное предложение со стороны компаний-застройщиков, что приводит к серьезной конкуренции на рынке недвижимости и строительства.
Это касается как городского многоквартирного строительства, так и строительства загородного жилья, причем проблемы и в первом и во втором случае очень схожи между собой.
Одна из основных проблем, с которой сегодня сталкиваются многие строительные компании - это недостаток высококвалифицированных кадров, в особенности так называемых универсальных специалистов, а также специалистов по рабочим строительным специальностям.
В результате этого строительным компаниям приходится прибегать к использованию рабочей силы так называемых гастарбайтеров, что не всегда хорошо отражается на качестве выполнения строительных работ, а также их сроках.
Однако многие застройщики продолжают использовать труд приезжих, поскольку для компании- застройщика это очень выгодно в экономическом плане.
Современные
проблемы строительства
Строительство всегда было сложным процессом, отличающимся трудоёмкостью.
И всегда оно имело множество различных проблем. А что же насчёт сегодняшнего строительства, в современных условиях жизни? Об этом расскажет данная статья.
Так как спрос на жилплощадь на сегодняшний день растёт, как говорится, не по дням, а по часам, то появляется и высокое предложение от различных компаний-застройщиков, а это, в свою очередь, ведёт к жёсткой конкуренции, которая присутствует на рынке строительства и недвижимости. Это относится как к многоквартирному строительству в городе, так и к строительству домов за городом. При этом проблемы в обоих случаях довольно похожи между собой.
Основной проблемой, с которой на сегодняшний день встречаются строительные фирмы – это нехватка действительно квалифицированных и компетентных в своём деле кадров, особенно «универсальных» профессионалов, специалистов рабочих строительных специальностей. В итоге строительные компании прибегают к применению рабочей силы «гастарбайтеров», а это часто выливается в низком качестве проведённых строительных работ и в сроках выполнения этих работ. Но многие из застройщиков продолжают тенденцию использования труда приезжих на заработки людей из ближнего зарубежья. Это связано с финансовыми выгодами для компании в этом плане. 1
Довольно негативным образом на современное строительство повлияла и сегодняшняя сложная экономичная ситуация.
Из-за финансового кризиса многие из строительных фирм сократили часть своего персонала, а это, естественно, повлекло за собой определённые проблемы в работе компании.
Те сотрудники, которых уволили в связи с кризисом, не могли найти работу, и стали искать заработок, играя в различные игровые автоматы, в онлайн-казино и так далее, таким образом проигрывая свои последние деньги для существования.
Думается, что ни для кого не является великой тайной то, что официальные действия властей по закрытию казино и ликвидации игровых автоматов в целях решить проблему игромании, ничем не помогли. Вместо казино появились азартные игры в интернете, в онлайн режиме. На них «помешались» миллионы людей, которые пользуются интернетом, и среди них, к большому сожалению, множество заслуженных инженеров, а также профессиональных и компетентных с воём деле строителей.
Строительство сегодня проживает довольно сложный этап своего развития.
Хотя, в принципе, как и множество других сфер современной промышленности. Рядом с крупными компаниями, которые занимаются строительством, в настоящий момент также появляются бригады строителей – «шабашников». Они являют собой хоть и небольшую, однако довольно сплочённую группу, которая предлагает выполнение практически всех разновидностей ремонтных и строительных работ, и в довольно непродолжительные сроки.
Такие бригады строителей предлагают свои услуги строительства «под ключ».
На сегодняшний день их можно увидеть, наверное, абсолютно в любом городе.
Но в случае, если Вы желаете нанять на строительные работы к себе домой именно такую бригаду, Вам следует подойти к выбору бригады-подрядчика со всей серьёзностью и вниманием. Кроме того, Вы должны быть готовы к тому, чтобы постоянно и в полной мере контролировать процесс строительных работ на всех стадиях.
В ином случае Вы просто-напросто рискуете остаться с некачественно возведённым жильём.
Эта современная проблема строительства является очень и очень актуальной для населения страны на сегодняшний день. 2
Если рассматривать современное строительство и современные проблемы строительства в масштабе городского строительства в стране, то следует отметить проблему развития и реконструкции центральных территорий в городах, которые требуют перепрофилирования их функций для сегодняшних нужд.
К подобным территориям относятся складские портовые пространства в городах-портах, территории, которые заняты различными промышленными предприятиям или же обветшавшими зданиями, которые имеют историко-архитектурную ценность.
С тотальной урбанизацией и развитием городов в стране, те территории, которые когда-то были окраинами, становятся центральными частями городов. Потому, из-за расположения таких территорий появляется множество факторов, которые формируют концепции развития и реконструкции.
Первый такой фактор – это экономическая ценность земельного участка, ведь чем дороже стоит земля, тем больше денежных средств инвестор стремится получить от строительства на нём.
Следующим фактором является плохая экологическая обстановка в центрах городов, особенно крупных.
Центры всех крупных городов на сегодняшний день – то урбанизированные территориальные участки, которые являют собой сети узких улиц, маленьких двориков, которые не освещаются, и там отсутствует зелень.
Во дворах, из-за того, что дома слишком тесно застроены, не попадают солнечные лучи.
В связи с этим там всегда тень и там всегда сыро. На улицах всё время образуются автомобильные пробки и заторы, которые порождают высокий уровень загазованности.
Та парочка деревьев, которые здесь есть, просто не способны поглотить все эти выхлопные газы и выделить достаточно чистого кислорода. Потому там, где есть возможность реконструкции, экологи желают увидеть островки зелёной растительности, парки, которые привлекательны с точки зрения здоровья городских жителей и их отдыха. 3
Борьба между урбанистами, которыми выступают инвесторы, и дезурбанистами, которыми выступают экологи, является очень актуальной проблемой на сегодня. Ведь в развитых странах в настоящее время уже серьёзно занялись экологичностью архитектуры, а в развивающихся странах всё ещё стремятся получить как можно более высокую выгоду из земельного участка.
Таковы основные современные проблемы строительства и те, которые порождены строительством.
Власти нашей страны, вне всякого сомнения, должны обратить на них своё пристальное внимание.
Строительство - производство, связанное с созданием новых и модернизацией имеющихся основных фондов производственного и иного назначения.
Конечным продуктом строительной деятельности являются объекты недвижимости в виде домов или сооружений.
Эксплуатация объектов возможна, когда обеспечивается их надлежащее качество при производстве. Параметры качества на сегодняшний день устанавливаются системой актов технического нормирования, в виде пока еще действующих строительных норм и правил, ГОСТов и технических условий.
Регулирование отношений в строительстве сегодня осуществляется актами технического нормирования, не содержащими правовых норм. Процесс регулирования отношений основан на применении норм технических, а не норм права. Правовой нормой в юридической муке называется правило поведения, санкционированное, установленное государством и защищаемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.
Правовая норма разновидностью общественной нормы, регулирующей социально значимое поведение членов общества. 4
Технические нормы не являются социальными и не имеют юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира или силами природы.
Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности.
Основной формой изложения таких норм являются государственные стандарты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства и т.д.
Пункт 3.4 письма Министерства юстиции России от 03.06.1993 г. № 08-09/307, п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции от 17 апреля 1998 г. № 42, указывается, что ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - акты нормативно-технического характера, не содержащие правовых норм.
Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права.
Только социально-правовые нормы способны регулировать общественные отношения, технические же нормы относятся лишь к области техники и являются предметом различного рода технической науки.
От редакции "РН": Очень откровенное и предметное выступление министра регионального развития РФ Игоря Николаевича Слюняева на заседании президиума Коллегии Минрегиона России 26 июля 2013 года в г.Санкт-Петербурге.
На заседании рассмотрены основные направления развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, подготовка кадров в отраслях строительства и ЖКХ, ход реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №600 и Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. в субъектах Северо-Западного федерального округа.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать членов Коллегии и гостей в Санкт-Петербурге на заседании президиума Коллегии Минрегиона России. Хотел бы поблагодарить всех, кто откликнулся на наше приглашение. Особая благодарность Георгию Сергеевичу Полтавченко за помощь в организации этого мероприятия.
По традиции у нас сегодня насыщенная повестка. Одна из главных тем для обсуждения — развитие промышленности строительных материалов.
От эффективности этой отрасли экономики во многом зависит выполнение стратегических задач государства по социально-экономическому развитию. Отрасль формирует инфраструктуру, помогает в реализации капиталоемких инвестиционных проектов. От промышленности строительных материалов зависит промышленное, транспортное, дорожное, жилищное строительство. Качество и стоимость каждого объекта также напрямую зависят от степени развития промышленности строительных материалов.
Какие проблемы в указанной отрасли характерны для сегодняшнего дня?
Во-первых , это дефицит современных производственных мощностей, а также недостаточные объемы производства.
Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет в нашей стране, при сравнении показателей 2008 и 2012 годов по производству большинства строительных материалов наблюдается существенное снижение объемов производства. В частности по нерудным материалам за пять лет такое снижение превысило 4%, по стеновым материалам — 15%, по сборному железобетону — на 16% мы сократили объемы производства, по кровельным материалам — 31%. Рост отмечается только в производстве архитектурного стекла (+11,9%) и цемента (+14,9%).
Наш расчет на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажут значимое влияние на развитие индустрии строительных материалов, к сожалению, не оправдался.
Нам не удалось развить индустрию строительных материалов. Вместо новых производств возникли локальные монополии, которые незамедлительно отреагировали на повышенный спрос ростом цены на строительные материалы и работы. И модернизация существующих производств идет не очень активно.
При подготовке к такому форуму, как АТЭС, строительные материалы, в частности отделочные, бетон, в основном закупались в Китае, от Китайской Народной Республики мы отстаем по производству цемента уже в 30 раз!
Справочно: В 2010 г. объем мирового производства цемента составил 3,3 млрд. тонн, из них 1.7 млрд. тонн приходится на Китайскую Народную Республику. В России по итогам 2012 года производство цемента составило 61,5 млн. тонн.
Вторая проблема — это низкое качество продукции, использование устаревших технологий. И часто такие технологии не только устаревшие, но еще и неэффективные.
80% цемента по-прежнему выпускается мокрым способом, что влечет за собой не только низкое качество продукции, но и высокую себестоимость, большую нагрузку на энергетическую инфраструктуру.
Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет всего лишь 8%. Для сравнения: в других обрабатывающих производствах этот показатель превышает показатель строительной отрасли более чем в 2 раза Мы серьезно отстаем от зарубежных достижений в области химических добавок и модификаторов для бетонов, битумов, в области строительных пластмасс, красок, пенообразователей, защитных покрытий, деревообработки и керамики.
Применяемые технологии не всегда эффективны. 80% зданий и сооружений в стране производятся с использованием монолитного бетона. Хорошая, быстрая технология, но она не обеспечивает круглогодичную цикличность производства работ. При этом традиционный материал — древесина и ее производные — по-прежнему остаются "уделом" частников.
Третья проблема — это нерациональное территориальное размещение производственных мощностей и как следствие — высокие транспортные издержки, которые ложатся на себестоимость и строительных материалов, и строительных работ. И в итоге негативно влияют на стоимость объектов.
Основные предприятия строительной индустрии сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, в Поволжье и западных районах Урала.
Производства зачастую создаются хаотически, усиливается межрегиональная конкуренция, хотя более логично было бы развивать межрегиональную производственную кооперацию в области промышленности строительных материалов.
В некоторых районах Сибири и Дальнего Востока предприятия стройкомплекса отсутствуют в радиусе тысячи километров.
На Дальнем Востоке сегодня 5 заводов по производству цемента. Стекло и кровельные материалы почти в полном объеме завозятся или из-за рубежа или из других регионов России. Как результат, транспортные расходы в себестоимости строительства составляют очень значительную величину — порядка 18%. А в отдельных регионах они сопоставимы со стоимостью самих строительных материалов.
В числе других проблем строительного комплекса — отсутствие длинных денег на перевооружение, дефицит новых машин, механизмов, оборудования, несовершенство системы государственного заказа,
что зачастую делает более выгодным производство дешевых, но не всегда качественных материалов, а еще более выгодной — покупку таких материалов за пределами Российской Федерации.
Комплексным планом по модернизации строительной индустрии до 2020 года должна была стать Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, которую мы утвердили в 2011 году, а также региональные программы развития стройиндустрии. Однако, довольно точно определив состояние отрасли, Стратегия не способствовала выработке механизмов практического стимулирования стройиндустрии и не стала генеральных планом развития отрасли.
Большинство региональных программ также не принесли ожидаемого результата. Многие из них не содержат ни анализа ресурсной базы территорий, ни понимания перспектив потребностей стройматериалов, нет понимания по сбыту продукции за пределами региона. Мною было принято решение об актуализации Стратегии, и в Минрегионе сегодня существует специальная Рабочая группа во главе с заместителем Министра регионального развития Сергеем Алексеевичем Вахруковым.
Новая редакция документа должна учитывать Схему расселения и стать составной частью Схемы размещения производительных сил. Этот документ будет основан на исследовании рынка сбыта и надлежащих расчетах, обеспечит взаимосвязь природно-ресурсных потенциалов, программ развития отраслей и территорий с национальными интересами Российской Федерации.
При определении основных направлений развития стройиндустрии мы должны учитывать не только задачи в области жилищного строительства, но и проекты в сфере промышленного, гражданского строительства, планы по созданию и реконструкции дорог, аэропортов, морских портов, спортивных и культурных объектов; инфраструктурные мегапроекты в перспективных точках экономического роста — в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, Калининградской области, на Северном Кавказе; а также региональные инвестиционные программы, каждая из которых напрямую связана со строительством.
Для реализации этих задач необходимы и новые подходы к технологиям строительства. Технологии и материалы должны быть качественными, экономичными и энергоэффективными.
Одно из перспективных направлений — это строительство промышленных и гражданских объектов, автомобильных и железнодорожных дорог из сборных железобетонных конструкций заводского изготовления. Этот опыт широко применяется в мире и позволяет работать круглый год и в к короткие сроки реализовывать крупномасштабные капиталоемкие проекты.
В современной России насчитывается более 200 домостроительных комбинатов и предприятий по выпуску железобетонных изделий. Лишь в некоторых из них налажено современное производство, а загрузка часто не превышает 30%. При условии быстрой модернизации и наличии государственного заказа, эти предприятия способны кратно увеличить объёмы промышленного производства.
государственные заказы на модернизацию существующих и создание новых производств сборного железобетона можно сформировать уже в ближайшее время. Например, при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань; мостового перехода через Лену в Якутии;
туннеля или путепровода, соединяющего остров Сахалин с материком; при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги; при модернизации Трассиба; в рамках подготовки объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Задачу по реализации этих проектов поставили президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Использование сборных железобетонных конструкций позволяет построить дорогу Москва-Казань всего за 2 года с момента окончания проектирования этого объекта и обеспечить удешевление самого объекта на 25-30 процентов, по сравнению с технологиями, традиционными для сегодняшнего дня.
Реализация проекта будет способствовать созданию тысяч рабочих мест и станет действенным стимулом к развитию промышленности строительных материалов. Еще одна возможность — это комплексное развитие или комплексная реализация капиталоемких проектов. Например, при строительстве железной дороги, как правило, строится временная технологическая автомобильная дорога.
Заложив в проектное решение повышенную несущую способность, современные осевые нагрузки, можно получить одновременно практически за те же самые деньги не один, а два объекта — железную и автомобильную дороги. А координация с программами естественных монополий позволит в режиме существенной экономии создать или модернизировать линейные объекты: от линии электропередач и трубопроводного транспорта для газовиков, нефтяников, до создания оптико-волоконных линий.
На основе актуализированной Стратегии промышленности строительных материалов необходимо предложить действенный набор мер, стимулирующих развитие и перевооружение всего строительного комплекса. Инструментом реализации Стратегии может стать федеральная целевая программа развития промышленности строительных материалов.
В рамках ФЦП необходимо применять различные модели привлечения инвестиций в стройкомплекс:
- — механизмы ГЧП;
- — субсидирование процентных ставок;
- — налоговое стимулирование;
- — предоставление земельных участков;
- — новая амортизационная политика;
- —привлечение средств через долгосрочные инфраструктурные облигации.
В целях тиражирования проектов повторного применения, координации действий органов власти и содействия регионам в получении господдержки считаю также необходимым создание при Минрегионе России Центра промышленного домостроения.
Эффективное развитие современного строительного комплекса невозможно без подготовки профессиональных кадров и достижений отраслевой науки. Этой теме посвящен второй вопрос повестки заседания Президиума Коллегии.
В строительной отрасли работает порядка 5,3 миллиона человек, или более 7% экономически активного населения страны.
Если система высшего образования еще худо-бедно справляется с подготовкой инженеров, проектировщиков, изыскателей, то уровень среднего профессионального образования свои функции практически не выполняет.
Практики хорошо знают, что подготовка главного архитектора проекта, главного инженера проекта начинается задолго до практической работы на объекте. Пять лет после окончания ВУЗа необходимо для того, чтобы подготовить полноценного специалиста — главного архитектора или главного инженера проекта.
Все это объясняется и низким престижем рабочих профессий, и устаревшей системой профессиональной подготовки, низкими зарплатами педагогических работников.
Считаю, что для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в отрасли необходимо, прежде всего, разработать и утвердить профессиональные стандарты, образовательные стандарты строительных специальностей, сформировать систему государственного заказа на подготовку кадров и создать условия для привлечения инвестиций в эту систему, наладить системную работу с молодежью, обеспечить совместно с субъектами Федерации разработку специальных учебных программ в высших и средних учебных заведениях, связанных с развитием современных технологий и материалов на территории каждого субъекта Федерации.
Возможно, следует подумать об использовании так называемых "связанных контрактов", когда вместе с новой технологией разрабатываются требования к подготовке персонала по безопасной и эффективной эксплуатации машин, механизмов и оборудования.
Аналогичные задачи стоят перед нами и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Только в отличие от строительного комплекса мы не можем четко сказать, сколько сегодня составляет численность работников сферы ЖКХ. По одним данным, это 2 миллиона человек, по другим — 5 миллионов человек. Но самое печальное, что в перечне специальностей такой специальности как специалист ЖКХ не существует вообще.
Дефицит профессионально подготовленных кадров нами оценивается в 60% и ощущается не только среди работников коммунального комплекса, но и среди управляющих компаний: специалистов, менеджеров по планированию, привлечению инвестиций, управлению качеством.
В отрасли ЖКХ также необходимо разработать профессиональные образовательные стандарты внедрять современные и комплексные образовательные программы. Мы начали эту работу.
Третий вопрос Коллегии — реализация в субъектах Северо-Западного федерального округа Указа Президента Российской Федерации от 7 мая №600 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.
Подведение итогов работы на Коллегии Минрегиона по этим ключевым, стратегическим для нас документам вошло для нас в постоянную практику. Мы уже рассмотрели выполнение Указа и Послания в Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке. Сегодня на повестке дня Северо-Западный федеральный округ.
К сожалению, это один из немногих федеральных округов, который по итогам 2012 года продемонстрировал отрицательную динамику в жилищном строительстве (99,4% от уровня 2011 года).
Целевые ориентиры по вводу жилья, утвержденные Минрегионом России достигнуты только в 3-х из 11-ти субъектов округа. План выполнен в Республике Карелия (102,2%), в Санкт-Петербурге (109,6%) и Ленинградской области (100,33%).
У большинства других субъектов Федерации — значительные отставания.
Справедливости ради, правда, надо отметить, что в этом году ситуация выправляется. По итогам января-мая 2013 года объемы жилищного строительства в Северо-Западном округе выросли в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (146,6% по сравнению с январем-маем 2012 года).
Один из наиболее информативных показателей — годовой ввод жилья на душу населения.
Здесь значительная дифференциация по субъектам Федерации, входящим в состав Северо-Западного федерального округа. По поручению Президента мы должны выйти на показатель строительства: 1 кв. м. в расчете на одного жителя Российской Федерации.
Хорошие показатели по этому индикатору у Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого автономного округа. В 2012 году эти субъекты Федерации ввели в эксплуатацию более 0,6 квадратных метров жилья на человека. Выше среднероссийских значений показатели в городе Санкт-Петербурге и Новгородской области: 0,51 и 0,48 квадратных метров на человека соответственно. По остальным субъектам Северо-Западного федерального округа отмечаются крайне неудовлетворительные значения.
Кроме того, в Северо-Западном округе, наряду с Дальневосточным, самые высокие цены в Российской Федерации на рынке жилья. По состоянию на 1 июня 2013 года средняя цена квадратного метра жилья на первичном рынке в субъектах Северо-Западного округа составила 53 тысячи рублей. Это примерно на 20% выше, чем в среднем по России.
Справочно: средняя цена 1 кв. м на первичном рынке в РФ — 44,1 тыс. рублей, в ЦФО — 48,8 тыс. руб., в ДФО — 54,1 тыс. рублей.
Одна из ключевых задач, поставленных перед нами в рамках 600-го Указа Президента РФ — расселение аварийного жилья.
Буквально на днях (23 июля) Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон, который направлен на пролонгацию деятельности Фонда, на совершенствование механизмов переселения граждан из аварийного жилого фонда. До 1 сентября 2017 года мы должны ликвидировать весь аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года.
В Северо-Западном федеральном округе площадь аварийного жилья составляет 2,3 миллиона квадратных метров.
Другие приоритетные задачи, поставленные перед нами 600-м Указом и Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, вам хорошо известны. Это:
- — развитие ипотеки и создание специальных ипотечных условий для отдельных категорий граждан;
- — формирование рынка арендного жилья;
- — улучшение жилищных условий многодетных семей;
- — либерализация рынка земли для комплексного освоения;
- — улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.
Рассчитываю что в докладах коллег все эти вопросы найдут соответствующее отражение. Нам доложат о том, как идет эта работа в субъектах Северо-Западного федерального округа.