Когда можно списать пк в школе. Срок службы компьютерной техники
Для коммерческих организаций и бюджетных учреждений процедура утилизации компьютерной техники является обязательной. Однако проводится она только после списания оборудования, входящего в состав основных фондов, с баланса предприятия.
Порядок списания и утилизация компьютеров строго регламентируется российским законодательством и несоблюдение любого из пунктов и требований этих регламентов чревато штрафами (до 30 тыс. рублей). Это объясняется тем, что в большей части комплектующих компьютеров содержатся драгоценные металлы и токсичные вещества, относящихся к 1–4 классу опасности.
И если в коммерческих предприятиях списание производится по упрощенному порядку, то в бюджетных организациях эта процедура имеет ряд важных нюансов.
Компания «АЛАР» на протяжении 10 с лишним лет оказывает профессиональные услуги по списанию компьютерной техники коммерческим и бюджетным предприятиям Москвы и Московской области.
Причины списания компьютера
Законодательство признает 6 основных причин для списания компьютеров:
- продажа,
- дарение,
- передача в ОС сторонней организации,
- порча и хищение,
- форс-мажоры (стихийные бедствия, пожары, военные действия и т. д.),
- физический или моральный износ (устаревание).
Схематично процедуру списания можно разделить на следующие этапы:
- Экспертиза технического состояния;
- Оформление «Акта о списании объекта основных средств» (УФ № ОС-4);
- Оформление разрешительной документации на ликвидацию;
- Снятие с учета ОС.
На основании вынесенного экспертами заключения составляется акт списания компьютера и оформляется внутренний приказ, в котором указываются основные нюансы процедуры списания и утилизации.
Чтобы упростить решение проблемы и избежать проблем с контролирующими органами, предприятию выгоднее обратиться в профильную компанию, специализирующуюся на списании и утилизации компьютерного оборудования. ООО
Компания «АЛАР» имеет:
- сертификат РОСТЕСТа, на основании которого происходит экспертиза;
- государственную лицензию на осуществление своей деятельности;
- доступ на работу с цветными и черными металлами, драгметаллами, токсичными веществами;
- большой опыт сотрудничества с коммерческими и государственными предприятиями Москвы и Московской области.
Списание компьютерной техники в бюджетных учреждениях
В отличие от частных компании процедура списания компьютеров в бюджетных учреждениях имеет более строгий подробный регламент. Это обусловлено тем, что любое имущество закрепляется за бюджетным учреждением (государственным, муниципальным) для осуществления оперативного управления. То есть, согласно Гражданскому Кодексу, бюджетное учреждение не имеет права им распоряжаться без согласия собственника (ст. 298). Все действия в этом отношении регламентируются «Положением о списании имущества» (Постановление Правительства № 834 от 14.10.10 г.).
Для организации списания имущества в каждом госучреждении на постоянной основе работает Комиссия по списанию или Комиссия по учету (поступление/выбытие) активов, возглавляемая председателем.
В список полномочий Комиссии входит:
- осмотр технической документации и непосредственно оборудования;
- вынесение решения о необходимости списания;
- указание причин списание компьютерной техники;
- составление акта списания компьютеров
- руководством учреждения при наличии таких полномочий, установленных вышестоящими органами.
- непосредственно ГРБС после согласования с Росимуществом.
- государственным распорядителем бюджетными средствами высшего ранга после ознакомления со всем пактом документов.
ЗАГРУЗИТЕ СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ
ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Списание системных блоков
Отдельного внимания заслуживает вопрос списания системных блоков, входящих в состав единого комплекса основного средства (инвентарного объекта), то есть компьютера в полной сборке. На основании статей № № 257, 260, 324 Налогового Кодекса России, Письма Министерства финансов № 03-03-01-04 /4/67 от 27.05.2005 вышедший из строя системный блок подлежит замене и оформляется организацией как ремонт компьютера, на основании дефектного акта.
Списание и утилизация системных блоков производится по причине:
- перегорания одной или нескольких дорогостоящих деталей блока в результате перепада напряжения или других внешних факторов;
- физического повреждения корпуса, ставшее причиной выхода из строя внутренних комплектующих;
- попадания на внутренние схемы электролита из-за разгерметизации батареи Bios;
- выгорание микросхем из-за поломки стабилизатора напряжения и т. д.
При замене новый блок оформляется в приход как заменяемая деталь с сохранением инвентарного номера и без указания срока полезного действия. При этом в налоговом и бухучете возможно оформление списания нового системного блока без изменения первоначальной стоимости самого компьютера. Согласно перечисленным выше статьям НК России такие ремонтные расходы признаются даже в случаях превышения лимита в 10 тыс. рублей.
Поскольку конструкция системного блока включает детали, содержащие драгоценные металлы, то вопросами его утилизации должна заниматься специализированная компания, имеющая лицензию и допуск на осуществление подобной деятельности.
Списание материнской платы вследствие морального износа при проведении модернизации компьютера Организация производит замену устаревшей материнской платы на усовершенствованную деталь. Новая деталь приобреталась в специализированном компьютерном салоне. Там же производилась замена платы. В этом случае имеет место модернизация компьютерной техники, т. к. целевое назначение замены платы - улучшение функционала и технических характеристик компьютера. Бухгалтерия отображает покупку новой платы, траты на ее замену (оплату работ сторонней организации). Материнская плата по причине ее физического износа списывается. Первоначальная цена компьютерной единицы повышается за счет проведенной модернизации.
Порядок списания компьютерной техники (нюансы)
По итогам комиссии составляется акт по списанию основных средств формы N OC-4. В этой форме описываются бухгалтерские данные, характеризующих списанный объект.
Внимание
Руководитель фирмы или организации подписывает акт о списании, после чего объект нужно демонтировать и извлечь детали и комплектующие, пригодные для использования и ремонта. 5 Непригодные детали утилизируются в соответствии со своей рыночной стоимостью, которую можно определить, исходя из биржевых котировок и рыночных ценах, известных в СМИ. После составленного акта и определения стоимости утилизации информация о выбытии объекта отмечается в инвентарной книге.
6 Сложности часто возникают при списании техники в случае ее безвозмездной передачи кому-либо - детскому дому, школе, больнице или другой организации, принимающей помощь. Для такого процесса нужно составить накладную приемки-передачи основных средств, по форме N OC-1.
Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете в 2018 году
В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения.
Инфо
Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны. На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств - компьютерной техники.
Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее). С формой акта списания можно ознакомиться в статье «Унифицированная форма № ОС-4 - акт о списании объекта ОС».
Как списать компьютер
Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании. Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что
- Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
- Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).
Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.
Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст.
Списание и утилизация компьютерной техники
Причинами такой утраты являются:
- физический износ;
- моральный износ;
- неустранимая поломка или порча.
Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей.
Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации - от 3 до 5 лет. Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.
Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.
Порядок списания оргтехники
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972. Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор в котором прописываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):
- наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
- метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.
Списываем старую оргтехнику
По этой причине перечисленные детали рассматриваются и учитываются в составе компьютера (общего объекта). Допускается раздельный учет компьютера (по деталям) в двух случаях:
- Разный срок полезного использования деталей. Чаще всего это случается, когда компьютер покупали по запчастям. К примеру, у блока - 5 лет, у монитора - 2 года и т.
д. Разница в сроках существенная и это является причиной отдельного учета компьютерных комплектующих. - Составные части будут использоваться в разной комплектации оргтехники. Например, один монитор подключается к нескольким компьютерам.
Для целей учета запчастей, компьютерных комплектующих используется счет 10. Вопрос №2: Когда можно списать компьютер по частям? Если организация учитывает компьютерную технику по частям, то при необходимости. Например, при ремонте, когда требуется замена сломанной, изношенной детали.
Как списать основные средства с баланса
ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). О бухгалтерском учет списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.
Утилизация компьютерной техники Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:
- вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
- драгметаллы - благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.
Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании.
400 bad request
При этом в случае поступлении запасных частей и деталей, содержащих драгоценные металлы и подлежащих передаче специализированному предприятию, по нашему мнению, подавать Справку о поступлениях в натуральной форме в органы Госказначейства не нужно, поскольку в дальнейшем предусматривается реализация этих материальных ценностей. Таким образом, по результатам осуществления процедуры списания компьютера бюджетному учреждению необходимо подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме только на сумму оприходованных запасных частей и деталей, пригодных для дальнейшего использования учреждением.
Списание компьютерной и офисной техники
Подобные виды ошибок признаются нарушением правил ведения бухгалтерского учета Примеры некоторых ошибок (описание) Правильный вариант Ошибочное исчисление и отображение амортизации техники в бухучете; причина - неправильное определение срока полезного использования объекта (компьютерной техники); следствие - искажение ежемесячной амортизации, себестоимости продукции (работ, услуг) Амортизацию начисляют с первого месяца, который идет вслед за месяцем принятия компьютерной техники к учету; заканчивают начислять ее с первого месяца, который идет после выбытия техники либо абсолютного покрытия ее стоимости; срок полезного пользования компьютерной техники может устанавливаться главой организации; все траты, увеличивающие первоначальную цену, учитывают на счете 08; компьютер стоимостью до 40 000 руб. учитывают в составе материальной трат, больше 40 000 руб.
Как списать компьютер с баланса
Таким образом, часть средств, полученных от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней и серебра, подлежит перечислению в государственный бюджет в указанном выше размере, а остальные средства остаются в распоряжении учреждения и направляются на цели, предусмотренные БКУ. В противовес этому средства, которые учреждения получают от реализации металлолома черных, цветных металлов или их сплавов, остаются в их распоряжении в полном объеме. Согласно ч. 4 ст.13 БКУ поступления за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений, относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от реализации имущества) и зачисляются в доходы специального фонда.
Уничтожать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования годных для дальнейшего использования деталей, запрещается(п. 26 Порядка № 1314). Следует отметить, что средства за сданные драгоценные металлы и металлолом перечисляются специализированным предприятием на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.
Если же бюджетное учреждение не имеет такого счета в органах Госказначейства, его придется открыть, руководствуясь при этом нормами Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 02.12.2002 г. № 221. Заметим, что согласно п.п.
Необходимость в обновлении компьютерной техники встает перед менеджментом каждой компании - небольшой фирмы или крупного предприятия. Компьютеры морально устаревают очень быстро, и поэтому требуется приобретать новую, современную технику. Компания «ЭкспертУтиль» предлагает свои услуги по профессиональной экспертизе, списанию и утилизации компьютерной техники.
Предложения и схема работы «ЭкспертУтиль»
Логично, что нахождение на балансе устаревшей, нерабочей техники - это достаточно ощутимая прореха в финансовой ведомости для организации. Кроме того, громоздкие системные блоки и мониторы занимают полезное пространство офисного помещения. Просто отвезти аппаратуру на свалку запрещено: экологическое законодательство РФ строго регламентирует процесс утилизации компьютерной техники. Поэтому единственным правильным решением является обращение к специалистам, которые проведут списание компьютеров на предприятии под ключ в соответствии с требованиями действующего закона.
Итак, как работает «ЭкспертУтиль»?
- На первом этапе вы связываетесь с нашими специалистами и оставляете заявку на списание компьютерной техники. Мы закрепляем за вами персонального менеджера, который будет курировать проект, подготовит коммерческое предложение по вашему заказу и ответит на все ваши вопросы;
- Если вас устраивают условия «ЭкспертУтиль», то мы подготавливаем договор об оказании услуг и отправляем его вам, а также договариваемся об удобном для вас времени, чтобы произвести экспертизу;
- В обговоренное время к вам приезжают специалисты «ЭкспертУтиль», которые проведут диагностику техники. Компьютеры осматривается, мы анализируем их состояние и то, насколько эффективно они справляются с актуальными для вашей компании задачами. На основании диагностики выносится заключение о том, насколько целесообразно списание морально устаревшего компьютера.
- Специалисты «ЭкспертУтиль» подготавливают все закрывающие документы, в которых фиксируются причины списания. Мы составляем требуемые акты и передаем их клиенту: как оригиналы, так и цифровые копии.
Также, по вашему желанию, компания «ЭкспертУтиль» может осуществить утилизацию компьютерной техники. Мы обладаем государственной лицензией на проведение данного вида работы и располагаем всеми техническими средствами для экологически безопасной и оперативной утилизации.
Особенности списания в государственных учреждениях
Отметим, что списание компьютеров в бюджетном учреждении имеет ряд нюансов. Дело в том, что некоторые государственные учреждения имеют возможность самостоятельно принимать решения о списании и утилизации техники. Впрочем, такое заключение может вынести только специальная комиссия, которая регулирует поступление и выбытие нефинансовых активов учреждения, и только на основании строгих правил, которые утверждаются курирующими ведомствами и муниципалитетом. Это достаточно трудная операция, требующая блестящего знания соответствующих разделов законодательства. В том случае, если в штате компании нет специалистов, которые занимаются утилизацией и списанием, закон предлагает обратиться к сторонним сертифицированным компаниям.
Ждем ваших заказов и всегда готовы ответить на все ваши вопросы! У консультантов «ЭкспертУтиль» вы можете узнать актуальный список неисправностей компьютера для списания, уточнить цену операции и получить информацию о требуемых закрывающих документах.
Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать?
Списание основных средств включает в себя:
- определение технического состояния каждой единицы основных средств;
- оформление необходимой документации;
- получение разрешения на списание;
- демонтаж, разборку;
- утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия, состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:
- непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
- установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
- установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
- определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
- контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии - в организацию по приему вторсырья;
- составление актов о списании объектов основных средств.
Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.
Согласовываем
По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:
- копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
- копии инвентарных карточек учета основных средств;
- заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
- копии технических паспортов;
- выписки из реестра муниципального имущества;
- копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
- справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
- документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.
Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:
- самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее - Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
- представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
- представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.
Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:
- письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
- номер по порядку;
- наименование объекта основных средств;
- инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
- год выпуска объекта основных средств;
- первоначальная стоимость объекта основных средств;
- остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
- срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
- краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
- акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
- копия инвентарной карточки учета основных средств;
- копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении - копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
- копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
- копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.
При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:
- акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
- письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
- копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
- справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
- справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
- письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).
При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:
- копия акта о причиненных повреждениях;
- копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
- справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.
Драгметаллы
Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.
Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее - Инструкция № 68н)):
- самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
- реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
- передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.
Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов». Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):
- наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
- метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).
После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).
Пример 1
Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость - 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов - 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС - 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле «Назначение платежа» платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу»
с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле «Назначение платежа» указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: «Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении». В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: «Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета».
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:
Дебет 2 401 01 172
Кредит 2 101 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»
- 7000 руб. - списано основное средство;
Дебет 2 105 06 340
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
- 4000 руб. - оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;
Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 105 06 340 (склад)
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
- 4000 руб. - переданы детали аффинажной организации (основание - акт передачи);
Дебет 2 205 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
- 3500 руб. - начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание - паспорт аффинажной организации);
Дебет 2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета»
Кредит 2 205 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
- 3500 руб. - поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;
Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
- 534 руб. - начислен НДС;
Cторно:
Дебет 2 105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
- 500 руб. - произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом «красное сторно»;
Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 105 06 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
- 3500 руб. - произведено списание деталей (узлов) при их реализации;
Дебет 2 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
- 3500 руб. - начислена задолженность в бюджет;
Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 201 01 610
- 534 руб. - перечислен НДС в бюджет;
Дебет 2 303 05 830
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
- 3500 руб. - перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.
Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:
Дебет 1 210 02 440
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
- поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.
Пример 2
Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу»
с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 09 660
«Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
- 3500 руб. - отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).
Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:
Дебет 1 210 02 440
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов»
Кредит 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
- 3500 руб. - поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.
Возможно ли списание данных средств со счетов и 013 без проведения утилизации?
Можно ли расходы на утилизацию учесть при налогообложении прибыли, если они будут произведены в другом налоговом периоде (например, списание со счетов и 013 будет в IV квартале 2012 года, а утилизация - в I квартале 2013 года)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение утилизации оргтехники и учет драгоценных металлов, входящих в нее, регламентированы законодательством РФ. Соответственно, утилизацию оргтехники организация обязана проводить. По нашему мнению, списание оргтехники со счетов учета в одном налоговом периоде, а признание расходов на утилизацию в другом периоде возможны.
Обоснование вывода:
Учет выбытия основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Пунктом 29 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Согласно п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой должны войти соответствующие должностные лица, в том числе (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
В компетенцию комиссии входит:
Установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ);
При необходимости выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
Возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;
Составление акта на списание объекта основных средств, которым оформляется принятое решение комиссии (п. 78 Методических указаний) с указанием данных, характеризующих объект основных средств.
Акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) составляется по форме N ОС-4 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7) и утверждается руководителем организации.
На основании акта о списании в инвентарной карточке объекта производится отметка о выбытии объекта ОС (п. 80 Методических указаний).
Таким образом, выбытие предметов оргтехники оформляется следующими документами:
Приказ руководителя организации о создании комиссии;
Акт о списании объекта ОС формы N ОС-4, утвержденный руководителем организации.
В акт должны быть включены сведения, предусмотренные п. 78 Методических указаний.
Названные документы являются документами, на основании которых производится списание объекта ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (смотрите письма Минфина России от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, УФНС России по г. Москве от 11.08.2011 N 16-15/079009@ и от 23.05.2006 N 20-12/45320@).
Списание малоценного имущества (по аналогии с объектами основных средств) может быть осуществлено либо по окончании срока его полезного использования, либо в случае его морального или физического износа, когда дальнейшая эксплуатация указанного имущества уже невозможна.
Минфин России в письме от 30.05.2006 N 03-03-04/4/98 разъяснил, что для учета имущества, не являющегося амортизируемым, стоимость которого включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, применение форм, используемых для учета и списания объектов основных средств, не требуется.
В этом же письме для учета такого малоценного имущества было рекомендовано, в частности, использование таких форм, как приходный ордер по форме N М-4, требование-накладная по форме N М-11, карточка учета материалов по форме N М-17 и другие. Приведенные формы, а также указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Этим же постановлением утверждены и такие формы, как:
МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов";
МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов".
Таким образом, при списании объектов малоценного имущества аналогом формы N ОС-4 можно считать форму N МБ-8. Данная форма составляется в одном экземпляре комиссией. После сдачи списанных предметов для утилизации акт с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию. На разные виды малоценных и быстроизнашивающихся предметов акты на списание составляются отдельно.
Необходимо учесть также следующее.
Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.
Основанием для этого являются:
Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);
Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н).
Согласно положениям п. 6 Правил N 731 и п. 6.3 Инструкции N 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.
С учетом положений этих нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы (далее - драгоценные металлы), организация должна совершить следующие действия:
Изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;
Определить содержание драгоценных металлов в деталях;
Оприходовать полученные детали.
За нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов статьей 19.14 КоАП предусмотрена ответственность. Так, на должностных лиц организаций может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.
На основании акта об изъятии деталей соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно на изъятые детали заводятся карточки учета материалов по форме N М-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которых согласно п. 6.19 Инструкции следует указать:
Вид лома и отходов (наименование деталей и узлов);
Общую массу отходов;
Наименование драгоценных металлов;
Массу в чистоте драгоценных металлов, содержащихся в изъятых деталях согласно паспортам.
Изъятые детали учитываются в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) на счете 10 "Материалы" . Согласно п. 9 ПБУ 5/01 их фактическая определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть исходя из суммы денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. С учетом требования осмотрительности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)) рекомендуем стоимость деталей определять для целей бухгалтерского учета по минимально возможной цене реализации.
Необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств.
Следовательно, затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации (организаций), привлекаемой для совершения действий, связанных со списанием и утилизацией объектов ОС, будут являться обоснованными и могут быть включены в состав внереализационных расходов при условии их соответствующего документального подтверждения.
Датой осуществления указанных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
По мнению Минфина России, высказанному в письме от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, в случае, если выведение объекта основного средства из эксплуатации и его ликвидация осуществляются в разных налоговых периодах, затраты на ликвидацию такого основного средства относятся к внереализационным расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, в том налоговом периоде, когда фактически была проведена ликвидация.
В письме Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/793, рассматривая вопрос о признании в составе внереализационных расходов остаточной стоимости ликвидируемого основного средства, специалисты ведомства указывают на то, что демонтаж не является обязательным условием ликвидации основного средства.
Таким образом, учитывая мнение Минфина России, полагаем, что расходы на утилизацию оргтехники можно признать в составе внереализационных расходов на дату подписания акта специализированной организации, даже если эти расходы осуществляются в налоговом периоде, следующем за периодом списания оргтехники с учета.
Однако в некоторых случаях, по мнению налоговых органов, для списания объектов основных средств с учета имеет значение подтверждение фактического выбытия объекта (например актом об утилизации, актом приема-передачи объекта при его реализации, смотрите в связи с этим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2009 N Ф04-3846/2008(247-А27-40)). В данном судебном заседании суд поддержал доводы налогового органа.
В связи с этим полагаем, что более безопасным, с точки зрения налогообложения, будут списание оргтехники и признание расходов на утилизацию в одном налоговом периоде, так как утилизация подтверждает фактическое выбытие объекта учета.
Следует отметить, что стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается во внереализационные доходы организации на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Оценка таких доходов должна быть произведена по рыночной цене (ст. 105.3, п. 5 ст. 274 НК РФ).
К сведению:
Одним из способов списания оргтехники с учета может быть ее реализация специализированным организациям, которые выкупают старую технику и утилизируют ее, тогда Вашей организации не нужно будет приходовать и вести учет лома и отходов драгоценных металлов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.