Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
- - федеральные,
- - региональные,
- - местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на всей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:
- 1) Федеральные:
- - НДС,
- - акцизы,
- - НДФЛ,
- - налог на прибыль организации,
- - налог на добычу полезных ископаемых,
- - водный налог,
- - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- - государственная пошлина.
- 2) Региональные:
- - налог на имущество организаций,
- - транспортный налог,
- - налог на игорный бизнес,
- 3) Местные:
- - земельный налог,
- - налог на имущество физических лиц.
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
- - прямые,
- - косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К ним относятся:
- - НДФЛ,
- - налог на прибыль организаций,
- - налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
- - НДС,
- - акцизы,
- - таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще потому что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
- - общие,
- - специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается в том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
- - транспортный налог;
- - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
- - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- - упрощенная система налогообложения;
- - система налогообложения для сх товаропроизводителей;
- - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
Классификация налогов — это обоснованное распределение нало-гов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.
Классифицирующие признаки:
- способ взима-ния;
- принадлежность к определенному уровню управления;
- субъект налогообложения;
- способ или источник обложения;
- характер при-меняемой ставки;
- назначение налоговых платежей;
- дру-гой признак.
Виды налогов:
1) По степени переложения:
- прямые;
- косвенные.
2) По принадлежности к уровню правления:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
3) По объекту обложения:
- с имущества (имущественные);
- с доходов (фак-тические и вмененные);
- с потребления (индивидуальные, универ-сальные и монопольные);
- с использования ресурсов (рентные).
4) По бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:
- выручка от реализации;
- себестоимость продукции;
- финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;
- оплата труда и предпринимательский доход;
- валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.
5) По субъекту обложения:
- взимаемые с юридических лиц;
- взимаемые с физических лиц;
- смешанные.
6) По способу обложения (в за-висимости от способа определения налогового оклада):
- «по деклара-ции»;
- «у источника»;
- «по уведомлению».
7) По применяемой ставке:
- прогрессивные;
- регрессивные;
- пропорциональные;
- твердые.
8) По назначению:
- абстрактные;
- целевые.
9) По срокам уплаты:
- срочные;
- периодические.
Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций . Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного госу-дарства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в сово-купности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложе-ния используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегри-рованных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.
По степени переложения
Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые не-посредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на при-быль организаций, на имущество организаций, на имущество физи-ческих лиц, земельный и транспортный налоги.
Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимае-мые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включае-мые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге ко-нечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление.
Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей го-сударства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и доста-точно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, то-гда как поступления от прямых налогов на доходы более сущест-венно коррелируют с уровнем экономической активности.
Косвенное налогообложение менее заметно и более завуалиро-вано для конечного потребителя, так как номинальные и фактиче-ские налогоплательщики здесь различны. Номинальным налогопла-тельщиком, у которого с государством возникают налоговые право-отношения, являются производители и продавцы товаров (работ, услуг). Фактический (реальный) налогоплательщик — покупатель, не вступает в эти отношения и соответственно не замечает тяжести косвенных налогов. Характерным примером косвенного налогооб-ложения служат такие признанные общемировой практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные .
Вместе с тем при всех очевидных преимуществах косвенные на-логи имеют значимые недостатки. В первую очередь они не учиты-вают материального состояния реального налогоплательщика. Пря-мые налоги определяются уровнем дохода и стоимостью имущества налогоплательщика, косвенные же завязаны на уровень потребле-ния. Естественно, потребление обеспеченных людей в абсолютном исчислении больше объема потребления бедных, но в долевом со-отношении к доходам этих групп населения картина совершенно иная. Удельный вес потребления богатых в их доходах мал (у них превалируют сбережение и инвестиции, рекреация за рубежом, об-разование и т.д., не облагаемые косвенными налогами), в то время как все низкие доходы бедных «съедает» потребление. Поэтому кос-венное налогообложение для малообеспеченных слоев населения является более тяжелым, чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются значительные преференции. А сами косвенные налоги зачастую характеризуют как «налоги на бедных». Кроме то-го, данные налоги, приводя к повышению цен на товары, ограни-чивают в определенной степени объем потребления, т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение, а значит, и производство этих товаров.
По объекту обложения
Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими опреде-ленным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщи-ка, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимо-стью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, на-пример назначением земель, кадастровой оценкой.
Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Раз-личают налоги с дохода:
- фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу;
- вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности.
К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохо-зяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложе-ния.
К вмененным налогам с доходов можно отнести систему нало-гообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-дельных видов деятельности, а также применение упрощенной сис-темы налогообложения на основе патента. Встречается также выде-ление в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках (в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто полу-чает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.
Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в пре-дыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облага-ется потребление строго определенных групп товара, например ак-цизы на отдельные виды товара, универсальными — все товары (ра-боты, услуги), за отдельным исключением, например НДС, а моно-польными — производство и (или) реализация отдельных видов то-варов, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изде-лия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в россий-ской налоговой системе.
Налоги с использования ресурсов (рентные) — это налоги, взи-маемые в процессе использования ресурсов окружающей природ-ной среды, а рентными их называют также потому, что их установ-ление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
По субъекту обложения
Классификация налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, явля-ется также достаточно распространенной.
Следует отметить, что теоретическая значимость этой класси-фикации в последнее время существенно снизилась. Ранее доста-точно точная классифицирующая основа теперь размывается в свя-зи с бурным развитием малого бизнеса не столько в форме юриди-ческих лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому практически все налоги сейчас следует относить к смешанной группе, за исключением НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих группу налогов с физических лиц, и на прибыль ор-ганизаций и на имущество организаций, соответственно состав-ляющих группу налогов с юридических лиц.
По способу обложения
Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в за-висимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Наиболее распространен-ный способ определения налогового оклада, заложенный в подав-ляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком. Спо-соб «у источника» закладывается в налогах, предусматривающих институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате дохода в пользу налогоплательщика произвести удер-жание и перечисление налога в бюджет до момента его фактиче-ской выплаты, дабы исключить возможность уклонения от его уп-латы. В чистом виде данный способ реализуется только в ЦЦФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых аген-тов в НДС и налоге на прибыль организаций. Способ «по уведом-лению» закладывается чаще в налогах с немобильными объектами обложения, когда государственными органами составляется полный реестр (кадастр) этих объектов, а налоговым органом производится исчисление и уведомление налогоплательщика. Исчисление налога производится исходя из сопоставлений внешних признаков, напри-мер предполагаемой средней доходности, объектов налогообложе-ния. Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущест-во физических лиц, транспортном (для физических лиц).
По применяемой ставке
Классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.
Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчисле-нии от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят на-логи с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.
В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых пла-тежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имуще-ства налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налого-вой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налого-вой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство после уп-латы налогов. К таким налогам относятся, в частно-сти, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имуще-ство организаций и физических лиц.
В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых пла-тежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при уве-личении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессив-ность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой систе-ме нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляю-щем большинстве развитых стран он является прогрессивным).
В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогооб-ложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что от-ношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (при-были) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибы-ли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов. Характерным приме-ром являлся ЕСН.
Следует также отметить возможность использования в налогах прогрессии или регрессии простой и сложной (каскадной). Про-стая прогрессия (регрессия) равномерно увеличивает (уменьшает) налоговую ставку при росте стоимостной оценки объекта налого-обложения (налоговой базы). Сложная, или, как ее еще называют, каскадная, прогрессия (регрессия) предусматривает деление стои-мостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы) на определенные части, при этом каждая последующая часть облага-ется повышенной (пониженной) процентной ставкой. Эти ставки увеличиваются (уменьшаются) ступенчато (каскадами), отсюда и соответствующее название.
В зависимости от метода установления налоговых ставок раз-граничивают:
- налоги с твердыми (специфическими) ставками — величина ставки устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы; к ним относятся значительная часть акцизов, водный налог, сборы за пользование объектами жи-вотного мира и водных биологических ресурсов, большая часть государственной пошлины, транспортный налог, налог на игорный бизнес;
- налоги с процентными (адвалорными) ставками — величина ставки устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы); к таковым от-носятся, например, налог на прибыль, ЦЦФЛ, НДС;
- налоги с комбинированными (смешанными) ставками — вели-чина ставки устанавливается посредством сочетания (комбинирова-ния) специфических и адвалорных ставок; в качестве основной здесь, как правило, используется адвалорная ставка, но ее приме-нение ограничивается специфической ставкой снизу и(или) сверху определенной величины налоговой базы; характерным примером такого налога являлся ЕСН.
По назначению
Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.
Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. посту-пления от общих налогов являются основным доходным источни-ков разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство.
В отличие от об-щих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное це-левое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов. Как правило, за счет специальных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Характерным примером специального налога служил ЕСН (а ныне это страховые взносы обязательного, но не налогового характера), поступления от которого формируют бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного меди-цинского страхования и социального страхования.
По бухгалтерским источникам уплаты
Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разгра-ничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.
Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих пред-принимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых орга-нов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осущест-вляющими этой деятельности, данная классификация не примени-ма. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.
К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации , от-носятся: НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уп-лачиваемые организациями при применении специальных налого-вых режимов.
Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции , являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и зе-мельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпри-нимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользо-вание объектами животного мира и водных биологических ресурсов, обязательные страховые взносы (для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам).
Налоги, относимые на финансовый результат деятельности , — это налог на имущество организаций и на игорный бизнес.
Налоги, относимые на оплату труда и предпринимательский доход , — это НДФЛ и обязательные страховые взносы (для адвокатов, инди-видуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.
Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.
Уровень установления
В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:
Способ изъятия
Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.
Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.
Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:
- стоимость самой продукции;
- акциз на алкогольную продукцию;
Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.
Субъект налогообложения
В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :
- Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
- Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
- Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.
Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.
В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.
По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.
Источник уплаты
По источнику уплаты налоги делятся на:
- Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
- Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
- Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».
Объект налогообложения
![](https://i1.wp.com/znaybiz.ru/wp-content/uploads/2016/12/nalogi-i-sbory.jpg)
Методы исчисления
Налоги могут быть прогрессивные
(если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные
(ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.
На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.
Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:
- для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
- от прибыли организации государство возьмёт 20%;
- практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.
Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:
- Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
- Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.
Кто считает взимаемую сумму
По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:
- Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
- Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).
Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.
По порядку зачисления в бюджет
Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым
.
Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.
На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.
По порядку ведения
По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).
Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.
Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства
Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.
Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.
Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для финансовой науки, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, соответствующих административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов.
Классификация налогов может быть проведена по различным признакам:
1) по уровню управления:
Федеральные;
Региональные;
Местные;
2) по способу взимания:
Косвенные;
3) по целевой направленности:
Специальные;
4) по характеру установления налоговых ставок:
Твердый налог;
Прогрессивный налог;
Регрессивный налог;
Пропорциональный налог;
5) по субъекту налогообложения:
Налоги с юридических лиц;
Налоги с физических лиц;
6) по объекту налогообложения:
Налоги на имущество;
Ресурсные налоги;
Налоги на доход;
Налоги на действия;
7) по характеру отражения в бухгалтерском учете:
Включаемые в себестоимость или цену продукции;
Уменьшающие финансовый результат;
Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
Удерживаемые из дохода работника;
8) по уровню бюджета:
Закрепленные;
Регулирующие.
По уровню управления в Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональные (налоги и сборы субъектов Российской Федерации) и местные налоги.
Федеральные (общегосударственные) налоги – это налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган государственной власти. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
Отличительной чертой региональных налогов является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.
Местные налоги вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.
По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Такое деление наука, в том числе и современная, взяла из практики XVI в. В XVII-XIX вв. в основу деления налогов на прямые и косвенные был положен критерий возможности переложения налогов на потребителей. Считалось, что прямые налоги ложатся непосредственно на налогоплательщиков и их трудно переложить на другое лицо, в то время как косвенные налоги – это налоги, которые перекладываются налогоплательщиком на другое лицо, например через включение в цену товара.
Однако позднее взгляды на правомерность использования только указанного критерия изменились. Прямые налоги, как показала практика, также удается переложить на другое лицо, а косвенные – не всегда. Прямые налоги – исторически более ранняя форма налогообложения. Система прямых налогов полностью начала формироваться с XVII в., широкое распространение получила в XX в., когда глубже проявились их преимущества.
Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Непосредственно, напрямую, может быть обложен доход с земли, труда, капитала. Таким образом, земельный налог, налог на доходы организаций и физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, ресурсные платежи - прямые налоги. Чем больше доход, тем больше величина прямого налога.
Прямые налоги можно назвать оценочными налогами, ибо в основе их исчисления лежит расчетный доход, соответствующий индивидуальным характеристикам конкретного налогоплательщика. Так, по сравнению с косвенными налогами прямые налоги, как правило, учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение. Налогоплательщик точно знает сумму налога с объекта обложения. В результате прямые налоги в большей мере соответствуют принципу справедливости. Наконец, для прямого налогообложения характерны более низкие затраты при взимании.
Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. В налоговых системах высокоразвитых стран доминирующее положение занимают прямые налоги, их доля составляет более 50% в общей сумме налоговых поступлений. В целом ряде стран важнейшей формой доходов бюджетов выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. В России в 2001 г. прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий в общем объеме налоговых поступлений составляло 32,7%.
В зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные .
Исторически реальные налоги были первыми. К ним относились: поземельный, подомовой (на недвижимое имущество), промысловый, на денежный капитал, на ценные бумаги, на скот. В настоящее время к реальным налогам относятся: земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, налог на операции с ценными бумагами.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения, их уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения.
Надо заметить, что при более глубоком рассмотрении реальные налоги обнаруживают (могут проявить) свою регрессивную сущность. Формально налогоплательщиком выступает собственник имущества, но он, например, может сдать его в аренду и через арендную плату переложить часть налога на арендатора.
Личные – это налоги на доходы отдельных физических или юридических лиц: налог на доходы предприятий и физических лиц, налог на имущество организаций и граждан и др. Личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
В XVII-XVIII вв. широкое развитие получило косвенное налогообложение. Облагались налогом товары, ввозимые из-за границы, товары отечественные: предметы роскоши и товары первой необходимости.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, они не зависят от величины доходов и размера имущества и включаются в цену продукции, которая оплачивается в конечном итоге потребителем. Косвенные налоги «сидят» в цене товара и являются налогами на потребление: НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.
Государство заявляет о своих правах на часть стоимости товаров, услуг в момент реализации этих товаров, услуг. При реализации такого товара полученные налоговые суммы перечисляются в бюджет организациями, реализующими товары и услуги. Таким образом, связь между государством и плательщиком не прямая, а косвенная, опосредованная третьим участником. Плательщики не совпадают с носителями налогов.
Акцизы – основной вид косвенного налогообложения. Устанавливаются преимущественно на товары потребления или массовые услуги. Налог включается как составная часть в цену или тариф. Сборщиками акцизов выступают субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары или оказывающие облагаемые услуги, а плательщиками – покупатели при оплате товаров и услуг.
Первые акцизы были в Древнем Риме - на соль. Позднее стали применяться акцизы с площади земли, на которой произрастало сырье для производства подакцизных товаров, затем с сырья для производства подакцизных товаров, затем с полуфабрикатов и, наконец, с товаров. В целом считается, что объектом обложения выступают товары, уровень потребления которых мало меняется по отношению к изменениям цен, либо на высокорентабельные товары (алкоголь, автомашины).
В дореволюционной России акцизы были основным доходом государства. В 1901 г. они обеспечивали 61% всех государственных доходов. Объектами обложения выступали: соль, сахар, спички, чай, одежда, водка, табак.
Взимание косвенных налогов менее болезненно и «незаметно» для плательщиков, кроме того, система косвенного налогообложения обеспечивает устойчивость доходов бюджета, особенно в условиях инфляции.
Некоторые современные экономисты говорят об аморфности понятия косвенного и прямого налогообложения, утверждая, что при определенных условиях косвенный налог может превратиться в прямой, и наоборот (так, налог на прибыль на монопольном рынке через механизм цен принимает черты косвенного обложения). Ключевым, определяющим разницу между прямыми и косвенными налогами, критерием является то, что первые могут быть скорректированы с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика, в то время как последними облагаются различные хозяйственные акты, сделки, финансовые операции вне зависимости от характеристик продавца и покупателя. Отличительная черта косвенного налога состоит в том, что никакая личностная характеристика, за исключением покупаемого товара на определенном рынке, не влияет на сумму платежа. Само понятие «косвенный» заключается в том, что влияние налога на доход конечного потребителя происходит через его расходы в определенной части цены приобретения товара. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные имеет огромное значение для экономики и, несмотря на определенную условность принципа «переложения», он активно используется в классификации налогов.
По целевой направленности налоги подразделяются на абстрактные (общие) и целевые (специальные).
Абстрактные (общие) налоги предназначены для формирования доходной части бюджета в целом и используются на финансирование общегосударственных мероприятий, текущих и капитальных расходов государственного бюджета.
Целевые (специальные) налоги и сборы вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Они имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные специальные целевые фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги. К общим налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, акцизы, налоги на имущество предприятий и граждан, налог на доходы физических лиц и др. Специальные налоги служат источником финансирования проводимых государством мероприятий.
К специальным налогам относится единый социальный налог (ЕСН). Этот налог предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступают в Фонд социального страхования РФ. За счет них выплачиваются пособия работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве или получившим профессиональное заболевание.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, лесной доход также относятся к специальным налогам. Доходы от этих налогов идут на восстановление природных ресурсов.
К специальным налогам относится транспортный налог, суммы которого направляются в бюджеты субъектов РФ и предназначены для финансовой поддержки и развития городского пассажирского транспорта общего пользования, строительства дорог.
Такое целевое предназначение конкретных налогов для финансирования определенного государственного органа является важной финансово-правовой гарантией его автономного положения в государственном механизме. Здесь учитывается и психологический фактор. Наблюдения показывают, что граждане легче переносят усиление налогового бремени, когда знают о целевом расходовании средств от поступлений налогов, в этом случае легче бороться с уклонением от уплаты налогов.
По характеру установления в зависимости от ставки выделяются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги, а также твердый налог , ставка которого устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.
Прогрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода. Регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается по мере возрастания налогооблагаемой базы. Пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода.
Прогрессивное (перераспределяющее доходы) налогообложение связано в основном с прямыми налогами, например, применяется в налоге на имущество физических лиц.
К наиболее типичным прогрессивным налогам относится личный подоходный налог, взимаемый с граждан. Максимальная ставка этого налога в развитых странах колеблется от 30 до 70%, минимальная составляет 12-15%.
В России с 2001 года введена единая ставка налога на доходы физических лиц - 13%. До этого периода, например, в 1999 г. в РФ действовали следующие ставки подоходного налога с физических лиц: при размере облагаемого совокупного дохода до 50 000 руб. в год - 12%, с суммы дохода от 50 001 до 150 000 руб. – 6 000 руб. плюс 20% с суммы, превышающей 50 000 руб., с суммы дохода от 150 001 руб. и выше – 26 000 руб. плюс 30% с суммы, превышающей 150 000 руб.
В последние десятилетия в экономически развитых странах заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для справедливой налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.
Единый социальный налог устанавливается по регрессивной шкале ставок: с ростом налоговой базы происходит сокращение ставки налога. Государственная пошлина также взимается в убывающем размере в зависимости от степени повышения суммы денежных средств искового заявления имущественного характера.
К пропорциональным налогам в России относятся, например, НДС (10% или 18% в зависимости от вида производимой продукции), налог на прибыль организаций (24% прибыли, полученной налогоплательщиком), налог на имущество организаций (2,2% балансовой стоимости имущества предприятия) и др.
К налогам, установленным в твердой форме, относятся, в частности, налог на игорный бизнес, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики – физические и юридические лица. Классификация налогов по налогоплательщикам весьма проста, она включает, как правило, три группы:
Налоги с юридических лиц;
Налоги с физических лиц;
Налоги с юридических и физических лиц.
При этом следует учитывать, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица.
Существуют определенные особенности в налогообложении иностранных юридических и физических лиц.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги , которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд, и регулирующие налоги (разноуровневые). Суммы налоговых платежей регулирующих налогов поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По объекту налогообложения можно выделить следующие группы налогов:
Налоги на имущество (на имущество предприятий и физических лиц, на наследство);
Ресурсные налоги (земельный, лесной, на добычу полезных ископаемых, платежи за воду, сборы за использование объектов животного мира);
Налоги на доход (физических лиц и налог на прибыль организаций);
Налоги на действия - хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации товаров (НДС, акцизы, таможенные пошлины);
Прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы (различные лицензионные сборы).
Для хозяйствующих субъектов важным признаком классификации является характер отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:
Включаются в себестоимость (земельный и водный налоги, транспортный налог, ЕСН);
Включаются в цену продукции (акцизы, таможенные пошлины, НДС);
Уменьшают финансовый результат (налог на имущество организаций);
Уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль организаций);
Уплачиваются за счет чистой прибыли (налог на операции с ценными бумагами);
Удерживаются из дохода работника (налог на доходы физических лиц).
Определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности предприятия.
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.
НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:
Федеральные;
Региональные;
Местные.
Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.
Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.
К местным относятся налоги, установленные НК РФ и норматив ными правовыми актами представительных органов местного самоуправ ления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами пред ставительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земель ный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).
До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации (таблицы 24).
Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому правильно сделанные могут сделать вас в высшей степени денежным.
По форме взимания различают налоги:
Косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообло жении денежные отношения возникают непосредственно между налого плательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земель ный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основани ем для обложения служат владение и пользование доходами и имущест вом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные нало ги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (рабо ты или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут слу жить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансовохозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога . В этом случае следует выделить три группы:
Налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
Налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
Налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику , за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
Налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
Налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
Налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
Прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
Пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);
Регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
Специальные.
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.
В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете (см. Приложение 1).
По времени уплаты налоги бывают:
Текущие;
Единовременные;
Чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какойлибо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением какихлибо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязан ность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.