Закрытие года в бюджетном учреждении пошаговая инструкция. Новое в бухучете и отчетности бюджетных учреждений
О том, какие проводки делаются при закрытии месяца, мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о закрытии финансового года.
Закрываем счета 90 и 91
31 декабря каждого года, после выявления финансового результата от обычных видов деятельности и прочих операций, необходимо обнулить субсчета к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» ().
Синтетические (свернутые) счета 90 и 91 на момент закрытия субсчетов не должны иметь остатков. Отсутствие сальдо на этих счетах достигается путем и выявления финансового результата на субсчетах 90-9 и 91-9 соответственно. Следовательно, к моменту закрытия субсчетов на субсчетах 90-9 и 91-9 числятся накопленные за год прибыль или убыток от обычных видов деятельности или прочих операций соответственно.
При закрытии года проводки, как правило, формируются автоматически в применяемой бухгалтерской программе.
Покажем, какие должны быть сделаны бухгалтерские записи:
Если к счетам 90, 91 были открыты иные субсчета и на них были накоплены дебетовые сальдо, закрываются они аналогично: кредитуются в дебет субсчетов 90-9 или 91-9 соответственно.
В результате произведенных записей оказываются закрытыми все субсчета к счетам 90 и 91.
Закрываем счет 99
После того, как все субсчета к счетам 90 и 91 обнулились, остается закрыть только счет 99 «Прибыли и убытки». Ведь на начало следующего года он тоже не должен иметь остатка (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Кредитовое сальдо счета 99 (прибыль за год) или дебетовое сальдо (годовой убыток) относятся на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:
Дебет счета 99 - Кредит счета 84 - Отражена прибыль по итогам года
Дебет счета 84 - Кредит счета 99 - Отражен убыток по итогам работы за год
Закрытие года в бухгалтерии иначе называется «реформацией баланса». Посмотреть проводки по реформации баланса на условных цифровых данных можно в .
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
До формирования отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год, составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:
1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и обязательств
2. Пересмотр положений учетной политики
3. Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций
4. Исправление ошибок
5. Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса
Для проведения завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения, ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их выполнением.
Обязательная годовая инвентаризация имущества и обязательств
Проведение итоговой инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Порядок и сроки проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в учетной политике.
При организации и проведении инвентаризации должностные лица организации, члены комиссии и материально ответственные лица (ответственные должностные лица) должны руководствоваться "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года N 49.
Итоговая инвентаризация объектов основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Необходимо учитывать, что инвентаризация проводится не только с целью выявления фактических остатков.
Задачи инвентаризации следующие:
а) выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;
б) контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
в) выявления товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, и устаревших морально;
г) выявление сверхнормативных и не используемых материальных ценностей (так называемых "неликвидов") с целью последующей реализации;
д) реальности стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассах, на расчетном и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих периодов, проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
е) проверка резерва предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.
Проведение инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года. В состав комиссии могут включаться представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты, в том числе и представители службы внутреннего аудита предприятия и независимых аудиторских организаций.
Сроки проведения инвентаризации определяются также распоряжением руководителя организации. При этом по объектам основным средств, незавершенному производству, материально-производственным запасам инвентаризация может проводиться и до окончания года. Инвентаризация же расчетов может осуществляться только на отчетную дату, а именно на 1 января 200_ года, так как в противном случае не будут подтверждены соответствующие статьи баланса. Поэтому период итоговой инвентаризации, как правило, приходится на октябрь отчетного года - февраль следующего календарного года.
К имуществу организации , наличие которого должно быть проверено в ходе инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
При оформлении результатов инвентаризации применяются формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 года N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Так, например, распоряжение о проведении итоговой инвентаризации оформляется на бланке "Приказа о проведении инвентаризации" (форма № ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в "Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации" (форма N ИНВ-23).
Необходимо учитывать, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Инвентаризация имущества организуется по их местонахождению и материально ответственным лицам. Проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей производится при обязательном участии материально ответственных лиц путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.
До начала проверки фактического наличия имущества от материально ответственных лиц должны быть получены расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. В течение времени, когда проводится инвентаризация, помещения где хранятся материальные ценности при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны, описи должны хранится в ящике (сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Сведения о фактическом наличии имущества организации и реальности учтенных финансовых обязательств отражаются в инвентаризационных описях или актах, составленных по типовым формам ("Инвентаризационная опись основных средств" (форма N ИНВ-1); "Инвентаризационная опись нематериальных активов" (форма N ИНВ-1а); "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей" (форма N ИНВ-3); "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных" (форма N ИНВ-4) и др.).
Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственных лиц.
Все товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.).
На отгруженные или находящиеся в пути ценности должны заполняться отдельные формы - "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных" (форма N ИНВ-4) и "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути" (форма N ИНВ-6).
В акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами (типовая форма N ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о расчетах с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Следует учитывать, что до начала инвентаризации должны быть составлены акты сверки со всеми категориями поставщиков, покупателей, прочих дебиторов и кредиторов, а также по получателям сумм налогов и других обязательных отчислений, и направлены по принадлежности (по почте, нарочным и т.п.).
По расчетам же с банками и бюджетом суммы задолженности должны быть согласованы с соответствующими организациями и быть тождественны, неурегулирование сумм по данным расчетам не допускается.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В описи должны включаться все выявленные ценности, в том числе и излишествующие, а на выявленные при инвентаризации негодные или испорченные ценности составляются соответствующие акты.
По результатам проверок фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны составляться сличительные ведомости ("Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств" (форма N ИНВ-18); "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей" (форма N ИНВ-19). Во всех случаях сличительные ведомости составляются только по имуществу, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных.
Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций обобщаются в "Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией" (форма N ИНВ-26).
Выявленные при проведении инвентаризации расхождения докладываются председателем инвентаризационной комиссии руководителю организации с целью определения порядка их регулирования.
По результатам рассмотрения представленных материалов (в том числе объяснений материально ответственных лиц) руководитель организации принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной убыли (в том числе с передачей дел в следственные или судебные органы).
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:
Д 01,04,10,41 К 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты. Рассмотрим подробнее.
Отражение недостачи имущества в пределах норм естественной убыли :
Д 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" К 10,41;
Д 26,44 К 94 - списание недостач в пределах утвержденных норм естественной убыли на себестоимость продукции (работ, услуг), издержки обращения; или
Д 96 "Резервы предстоящих расходов" К 94 - списание недостач в пределах норм естественной убыли за счет создаваемого на предприятии торговли и общественного питания для этих целей резерва предстоящих расходов и платежей;
Списание убытков от недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли (в случае отсутствия установленных норм - в полном размере недостачи) может быть произведено:
1) за счет виновных лиц - в следующих случаях:
Если лица признаны виновными решениями суда;
Если лица являются виновными как материально-ответственные лица;
В других случаях, в соответствии с .
Погашение суммы недостач и порчи материальных ценностей виновными лицами оформляется следующими записями по счетам учета:
Д 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" К 94 - отнесение недостачи на виновных лиц;
Д 50, 70 К 73, - ущерб возмещен виновным лицом путем внесения наличных денег в кассу организации или посредством удержания сумм из заработной платы;
2) за счет финансового результата деятельности организации, если решениями следственных или судебных органов подтверждено отсутствие виновных лиц или дан мотивированный отказ от судопроизводства в отношении этих лиц;
Д 91 К 94 - отнесение недостачи (убытков) сверх норм естественной убыли на внереализационные расходы организации;
3) за счет собственных средств организации, оставшихся после налогообложения - в следующих случаях:
Если виновные лица не установлены, а организация не принимает мер к их розыску или рассмотрению дела в судебном порядке;
Если виновные лица установлены, а организация не принимает мер к взысканию с них суммы убытков ни в судебном, ни во внесудебном порядке.
Д 91 К 94 - без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Пересмотр положений учетной политики
Положения учетной политики организации, действующий в текущем году, должны были быть скорректированы согласно новым Положениям по бухгалтерскому учету.
Проведение документальной проверки оформления хозяйственных операций
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны в обязательном порядке оформляться оправдательными документами. Первичные документы за отчетный год должны быть (по крайней мере, выборочно) проверены на соответствие установленным Госкомстатом РФ формам, а также на наличие обязательных реквизитов. Следует отметить, что при отсутствии какого-либо обязательного реквизита, такой первичный документ может быть не принят для рассмотрения налоговыми или иными проверяющими органами с вытекающими отсюда последствиями. Такой первичный документ должен быть дооформлен или оформлен заново.
Проверяется следующее, все ли операции, оформленные документально, нашли свое отражение в бухгалтерском учете, и наоборот, все ли бухгалтерские проводки подтверждены документально. В случае необходимости оправдательные документы восстанавливаются до начала составления отчетности.
Исправление ошибок
Все хозяйственные операции, оформленные документально, в обязательном порядке должны найти свое отражение в бухгалтерском учете за отчетный год. В том случае, если при проверке (по крайней мере выборочной или по внушающим опасения сферам хозяйственных операций) будут выявлены неправильно оформленные бухгалтерские записи, они должны быть исправлены в бухгалтерском учете, отчетности и налоговых расчетах.
В случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года или до даты утверждения бухгалтерской отчетности, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены или в декабре текущего года.
При этом неправильная запись сторнируется и производится правильная запись по счетам бухгалтерского учета. При необходимости, на разницу в суммах может быть оформлена дополнительная запись по учету.
Завершающие записи по счетам бухгалтерского учета и реформация баланса
Реформация баланса организации - это итоговые проводки, которые распределяют полученную в течение отчетного года прибыль или списывают полученный за отчетный год убыток.
Прежде всего отметим, что до проведения реформации по всем счетам бухгалтерского учета должны быть определены окончательные остатки по состоянию на отчетную дату, а именно на 1 января следующего года.
Записями, оформляемыми за декабрь отчетного года до даты проведения реформации, могут быть записи, связанные с:
Отражением результатов инвентаризации и выявленных расхождений;
Начислением или списанием сумм резервов;
Исправлением ошибок;
Отражением отдельных доходов и расходов, не подтвержденных расчетными документами;
Отражением последствий событий после отчетной даты (регулируется ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной деятельности (регулируется ПБУ 8/98).
Для учета финансовых результатов в бюджетных учреждениях используется счет 4 раздела «Финансовый результат» 040100000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». К данному счету открываются следующие счета в соответствии с планом счетов:
040110000 «Доходы текущего финансового года»
040120000 «Расходы текущего финансового года»
040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
040140000 «Доходы будущих периодов»
040150000 «Расходы будущих периодов»
Для определения конечного финансового результата деятельности бюджетного учреждения сумма начисленных доходов сопоставляется с суммой начисленных расходов и в случае если по указанным счетам получен кредитовый остаток, то финансовым результатом будет прибыль, в противном случае – убыток.
Учет доходов бюджетного учреждения
Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 040110000 «Доходы текущего финансового года». К нему используются коды КОСГУ: 100 – операции с доходами. К данному счету открываются следующие аналитические счета в соответствии с объектом учета:
040110120 «Доходы от собственности»
040110130 «Доходы от оказания платных услуг»
040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия»
040110150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»
040110170 «Доходы по операциям с активами», в том числе:
040110171 «Доходы от переоценки активов»
040110172 «Доходы от операций с активами»
040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»
040110180 «Прочие доходы»
Признание или начисление доходов отражается в учете учреждения следующими записями:
1) При начислении доходов от сдачи имущества в аренду: Д 020520560 «Расчеты по доходам от собственности» К 040110120.
2) При начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, а также работ и услуг: Д 020530560 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг» К 040110130.
3) Начисление доходов от продажи основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества учреждения отражается: Д 020571560, 020572560, 020574560 К 040110172.
4) Принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и других нефинансовых активов отражается: Д 010100310, 010500340, 010200320 К 040110180.
5) При принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 010500340 К 040110172.
6) При отнесении задолженности по выявленной недостаче нефинансовых активов на виновное лицо оформляется запись: Д 020970560 К 040110172.
7) При начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 020580560 «Расчеты с дебиторами по прочим доходам» К 040110180.
8) При начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания оформляется запись: Д 020580560 К 040110180.
9) При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов выполненных работ и услуг отражается: Д 040140000 «Доходы будущих периодов» К 040110130.
Уменьшение доходов производится в следующих случаях:
1. При начислении налогов:
а) НДС: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030304730.
б) Налог на прибыль: Д 040110130, 040110172, 040110120 и т.д. К 030303730.
2. При списании балансовой стоимости нефинансовых активов, их реализации: Д 040110172 К 010100410, 010200420, 010500440 и т.д.
3. При списании доходов, связанных с продажей нефинансовых активов: Д 040110172 К 040120200 и т.д.
4. При списании себестоимости выполненных работ и услуг, а также товаров и готовой продукции: Д040110130 К 010538440, 010960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг».
Таким образом, счет 040110100 является по своей характеристике пассивным счетом.
Учет расходов
Для учета расходов бюджетных учреждений используется счет 040120000.
К нему применяются коды КОСГУ: 200 – операции с расходами.
Открываются следующие аналитические счета по соответствующим группам расходов:
040120211 «Расходы по заработной плате»
040120212 «Расходы по прочим выплатам»
040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
040120221 «Расходы на услуги связи»
040120222 «Расходы на транспортные услуги»
040120223 «Расходы на коммунальные услуги»
040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом»
040120225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
040120226 «Расходы на прочие работы, услуги»
040120260 «Расходы на социальное обеспечение»
040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
040120272 «Расходование материальных запасов»
040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
040120290 «Прочие расходы»
При начислении расходов бюджетного учреждения в учете оформляются следующие записи:
1) При начислении заработной платы: Д 040120211 К 030211730.
2) При начислении страховых взносов на заработную плату: Д 040120213 К 030302730, 030306730-030311730.
3) При начислении кредиторской задолженности по выполненным работам и оказанным услугам (например, по транспортным услугам): Д 040120222 К 030222730.
4) При начислении кредиторской задолженности по договорам гражданско-правового характера: Д 040120226 К 030226730 «Расчеты по прочим работам, услугам».
5) При начислении стипендий: Д 040120290 К 030291730 «Расчеты по прочим расходам».
6) При начислении расходов учреждения по подотчетным суммам (командировочные): Д 040120212 (суточные), 040120222 (проезд), 040120226 (проживание) К 020800560.
7) При списании расходов по ремонту основных средств: Д 040120225 К 030225730 и т.д.
8) При списании израсходованных материальных запасов: Д 040120272 К 010500440.
9) При начислении амортизации основных средств и нематериальных активов: Д 040120271 К 010400410, 010400420.
10) При списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию: Д 040120273 К 020500660,020600660, 020800660.
По окончании финансового года все аналитические счета к счету 040110100 и 040120200 закрываются путем списания накопленных сумм на финансовый результат прошлых отчетных периодов.
Закрытие финансового года в бюджетном учете и выявление финансовых результатов
В конце финансового года (31 декабря) определяется финансовый результат деятельности бюджетного учреждения путем закрытия счетов учета доходов и расходов текущего финансового года. Закрытие производится с использованием счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». К счету 040130000 не применяются коды КОСГУ.
Операции по заключению счетов текущего финансового года отражаются на основании справки формы № 0504833. При закрытии финансового года оформляются следующие записи:
1) Списываются фактические расходы бюджетного учреждения за текущий финансовый год: Д 040130000 К 040120200.
Списание расходов бюджетного учреждения осуществляется отдельно по каждому коду КОСГУ.
2) Списывается сумма фактических доходов учреждения, начисленных за текущий финансовый год:
Д 040110100 К 040130000. Списание доходов происходит отдельно по каждому коду КОСГУ.
После отражения указанных операций на счете 040130000 формируется конечный финансовый результат деятельности бюджетного учреждения, который называется чистый операционный результат. Он отражается в балансе учреждения формы № 0503730 в разделе 4 «Финансовый результат» и в форме № 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения».
При завершении финансового года бухгалтер отразит операции по закрытию счетов бюджетного учета и подготовит годовую отчетность. При этом бухгалтеру следует учитывать нововведения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, а также положения новой Инструкции о порядке составления и представления отчетности.
Завершаем финансовый год
Итак, по итогам года учреждения должны максимально завершить все обязательства, возникшие в течение этого перио-да. Это связано с тем, что даже если на последнее число года на лицевых счетах учреждения остаются бюджетные средст-ва, использовать их в дальнейшем будет невозможно. Ведь в конце года расчеты через органы Федерального казначейст-ва в определенный момент прекращаются.
Бюджетные учреждения получают, согласно утвержденной смете, в течение года финансирование расходов только текущего финансового года и переносить неиспользованные суммы на следующий период запрещено. Исключением в данной ситуации будут суммы, полученные учреждениями от предпринимательской деятельности и неиспользованные по состоянию на 31 декабря. Их зачисляют в тех же размерах на вновь открываемые лицевые счета.
До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.
Такой порядок завершения финансового периода ежегодно уточняет Минфин России приказами об утверждении порядка завершения исполнения бюджета за год.
Особенности годовой отчетности
По окончании года бухгалтер составляет бюджетную отчетность об исполнении сметы доходов и расходов. Годовая отчетность отличается от отчетности за месяц и квартальной тем, что ее показатели всегда подтверждаются данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке. Кроме того, до составления бюджетной отчетности сверяют обороты и остатки по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.
Новая Инструкция о порядке составления отчетности утверждена приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н. Как мы уже упоминали, ее положения нужно применять и при составлении отчета за 2007 год.
В пункте 15 Инструкции сказано: в графах баланса исполнения бюджета (форма 0503130) «На конец отчетного периода» показывают стоимость активов и обязательств, финансовый результат на 1 января. Причем эти данные отражают с учетом проведенных 31 декабря заключительных записей по счетам по окончании финансового года. Это еще одна особенность составления отчетности за этот год. Получатель средств бюджета отражает в отчетности за месяц и квартальном балансе данные по финансовым результатам как текущего, так и прошлого периодов, а в годовом балансе только в строке 670 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Соответственно перед подготовкой отчетности в бухгалтерском учете выполняют специальные записи по счетам, подлежащим закрытию на 1 января. При этом обороты, образовавшиеся в ходе проведения заключительных операций, показывают в справке к балансу (форма 0503110).
Действия в конце года
Согласно статье 264 Бюджетного кодекса РФ:
— исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря;
— лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря;
— принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается (подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря);
— счета, используемые для исполнения федерального бюджета (а также иных бюджетов бюджетной системы) завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Закрываем счета…
Согласно пункту 217 Инструкции по бюджетному учету, заключение счетов текущего финансового года отражают по дебету счетов, подлежащих закрытию, с кредитом счета 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
…по бюджетным средствам
Пунктом 225 Инструкции № 25н определено, что счета санкционирования расходов (для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований) ведут только в течение финансового года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год также не переходят.
Исходя из указанного выше, операции по заключению счетов бюджетного учета будут такими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Закрыты расчеты с органом казначейства (по платежам из бюджета) по исполненной смете, как финансовый результат уже прошлой деятельности |
1304 05000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» |
1401 03000 |
Списаны текущие расходы по исполненной смете, как результат уже прошлого года (по соответствующему коду КОСГУ) |
1401 03000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
140101200 «Расходы учреждения» |
Списаны принятые и исполненные (в пределах полученных лимитов) бюджетные обязательства (по соответствующему коду КОСГУ) |
1502 01000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года» |
150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» |
Главным распорядителем (распорядителем) списаны средства бюджета, использованные получателем на основании отчетности получателей (по соответствующему коду КОСГУ) |
1401 03000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
1304 04000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» |
Закрыты расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в течение года в бюджет доходам |
1401 03000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
1 210 02 100 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам» |
Списаны получателем средства бюджета использованные в течение года (по соответствующему коду КОСГУ) |
1304 04000 |
В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.
По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:
- провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
- закрыть счета текущего финансового года;
- определить финансовый результат.
Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).
До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.
В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).
При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).
Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).
Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.
В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:
Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.
Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:
Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.
В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:
- «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
- «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
- «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.
Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:
- закрытие счета 401.20:
Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);
- закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).
В учете автономных учреждений используются следующие проводки:
- для закрытия счета 401.20:
Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);
- для закрытие счета 401.10:
Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).
В 24-26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).
Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.
Пример 1
Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.
В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;
Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;
Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.
В конце года делаются проводки:
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — 20 000 руб. ((1 000 000 руб. - 500 000 руб.) × 20 % - 80 000 руб.) — начислен налог на прибыль;
Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета гКБК.2.401.30.000 — 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 500 000 руб. - (80 000 руб. + 20 000 руб.)) — закрыт счет 2.401.10.130;
Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.
___________________
Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).
Обратите внимание!
Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).
Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.
Пример 2
Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.
В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:
Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;
Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;
Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;
Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;
Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.
В конце года в учете оформляются следующие проводки:
Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;
Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;
Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223 ;
Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.
__________________
Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:
- группы, подгруппы КДБ;
- статьи, подстатьи КДБ;
- подвиды доходов КДБ.
Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:
- группы по бюджетной классификации;
- группы, подгруппы КИФ;
- статьи КИФ;
- виды источников КИФ.
Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:
- главы по бюджетной классификации;
- разделы, подразделы КРБ;
- целевые статьи КРБ;
- программы целевых статей КРБ;
- подпрограммы целевых статей КРБ;
- виды расходов КРБ;
- КОСГУ.
Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).
КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».
Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.
Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».
КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24-26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).
Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).
Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:
211. Заработная плата.
212. Прочие выплаты.
213. Начисления на выплаты по оплате труда.
220. Приобретение работ, услуг,
в том числе:
221. Услуги связи.
222. Транспортные услуги.
223. Коммунальные услуги.
224. Арендная плата за пользование имуществом.
225. Работы, услуги по содержанию имуществом.
226. Прочие работы, услуги.
260. Социальное обеспечение,
в том числе:
262. Пособия по социальной помощи населению.
263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.
290. Прочие расходы.
270. Расходы по операциям с активами,
в том числе:
271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.
272. Расходование материальных запасов.
273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.
Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).
В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.
Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).
СЧЕТ 401.20 КФО 2 |
Сальдо на начало |
Обороты за период |
Сальдо на конец |
|||
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
дебет |
кредит |
|
Виды затрат |
||||||
211. Заработная плата |
||||||
263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления |
||||||
271. Аморизация основных средств |
||||||
272. Расходование материальных запасов |
||||||
290. Прочие расходы |
||||||
Итого |
1 218 071,12 |
1 218 071,12 |
Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)
B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.
Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).
Номер счета |
КОСГУ |
Номер счета |
КОСГУ |
Наименование затрат |
Сумма |
Заработная плата |
|||||
Компенсация за отпуск |
|||||
Больничный 3 дня |
|||||
Пособие до 3 лет |
|||||
Спецжиры |
|||||
Соц. страх 2,9 % |
|||||
Пенсионный накопительный |
|||||
Травматизм |
|||||
Пенсионный страховой |
|||||
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
|||||
Услуги связи |
|||||
Прочие услуги |
|||||
Налог на имущество |
|||||
Коммунальные услуги |
|||||
Списание материалов |
|||||
Транспортные услуги |
|||||
Вневедомственная охрана |
|||||
Расходы на амортизацию |
|||||
Зарплата по договорам |
|||||
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
|||||
Пенсионный накопительный |
|||||
Пенсионный страховой |
|||||
Зарплата по договорам |
|||||
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
|||||
Пенсионный страховой |
|||||
Пенсионный накопительный |
|||||
Итого |
16 083 462,42 |
Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.
Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.
Номер счета |
КОСГУ |
Номер счета |
КОСГУ |
Наименование затрат |
Сумма |
2.401.10 |
|||||
Заработная плата |
|||||
Компенсация за отпуск |
|||||
Больничный 3 дня |
|||||
Пособие до 3 лет |
|||||
Спецжиры |
|||||
Соц. страх. 2,9 % |
|||||
Пенсионный накопительный |
|||||
Травматизм |
|||||
Пенсионный страховой |
|||||
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
|||||
Услуги связи |
|||||
Прочие услуги |
|||||
Налог на имущество |
|||||
Транспортный налог |
|||||
Коммунальные услуги |
|||||
Списание материалов |
|||||
Транспортные услуги |
|||||
Вневедомственная охрана |
|||||
Расходы на амортизацию |
|||||
Зарплата по договорам |
|||||
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
|||||
Пенсионный накопительный |
|||||
Пенсионный страховой |
|||||
Зарплата по договорам |
|||||
Мед. страх. ФФОМС 5,1 % |
|||||
Пенсионный страховой |
|||||
Пенсионный накопительный |
|||||
Прочие расходы |
|||||
Пенсии, пособия |
|||||
Итого |
35 647 690,96 |
Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.
Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:
Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;
Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.
Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.
Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. - 200 000 руб.).
Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:
Номер счета |
КОСГУ |
Номер счета |
КОСГУ |
Наименование затрат |
Сумма |
Заработная плата |
|||||
Начисления на зарплату |
|||||
Услуги связи |
|||||
Коммунальные услуги |
|||||
Прочие расходы |
|||||
Итого |
22 279 200,00 |
Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности
Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:
Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;
Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.
Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).
С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера
- Инструкция, где и как проверить оплату счетов жкх
- Реестр и список домов, признанных аварийными и подлежащие сносу: информация о состоянии Дом находится в состоянии
- Можно ли восстановить ИНН в МФЦ?
- Прикрепиться и открепиться от поликлиники через госуслуги: как это сделать К какой поликлинике прикрепиться омс