Экономика в годы правления Александра III. Экономическое развитие России при Александре III Экономическая развитие в годы правления александра 3
Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства. В мае 1881г. пост министра финансов занял видный ученый – экономист Н.Х. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, он был против прямого финансирования промышленности государством. Бунге снизил выкупные платежи для крестьян и начал постепенную отмену подушной подати. Он ввел акцизные сборы (акциз – косвенный налог на товары потребления) на водку, табак, сахар, нефть; повысил таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы.
В 1887 г. министром финансов стал И.А. Вышнеградский – финансист, изобретатель. Министерство финансов накопило большие средства для участия в сделках на зарубежных биржах. Был за активное участие государства в хозяйственной деятельности и, особенно, в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Вышнеградский был за привлечение в Россию иностранного капитала, за введение винной монополии.
В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:
Увеличение косвенных налогов, введение гос. монополии на водку;
Дальнейшее увеличение таможенной пошлины;
Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
Широкое привлечение в страну иностранного капитала.
К 1887г. было – 2 металлургических завода, к 90-м гг. их стало – 17. В 1897г. денежная реформа усилила позицию рубля, что позволило увеличить приток денег из-за рубежа. С 90-х гг. бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. Все предприятия созданныё в 90-е гг. являлись предприятиями новой формации. На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства.
Сельское хозяйство. Обнищание крестьян заставило помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго-западных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В 80-е гг. заметно увеличилось специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства страны: степные районы Украины, Нижнее Поволжье. В Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губернии получило развитие животноводство. Посевные площади в это время увеличились на 25%, на 30%- общий сбор хлебов.
Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства по-прежнему мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в первой трети XIX века.
2. Перечислите причины экономического кризиса в данный период.
3. Каковы были специфические особенности промышленного переворота в России в первой половине XIX века?
4. Каким образом либеральные реформы Александра II способствовали социально-экономическому развитию России?
5. В чем суть и значение контрреформ Александра III?
Лекция 6. Политическая система России в ХIХ веке: попытки реформ .
Основные направления развития экономики:
- Развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.
- Назначение на ключевые экономические должности профессионалов своего дела - Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.
- Совершенствование сбора налогов, развитие железнодорожного строительства.
В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге.
Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов.
На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов . Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.
Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.
Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.
После ухода в 1887 году Н. X. Бунге в отставку его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский,
крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране.
С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.
В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.
Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства.
Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.
В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:
Проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;
Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;
Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
Широкое привлечение в страну иностранного капитала.
Большую часть этой одобренной Александром III
программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти.
90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам - бельгийцам, французам, англичанам.
Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.
С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность.
Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат- ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.
На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко.
В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства.
Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.
Сельское хозяйство.
Сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.
Обнищание крестьян за ставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).
В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.
В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% - овса, 17% - пшеницы, 7% - ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.
Тем не менее урожайность повышалась очень медленно.
Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений.
В этих условиях серьезные погодные неурядицы - засуха, похолодание, продолжительные дожди - могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 - 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.
Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.
Была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.
9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.
Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).
Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог.
В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).
В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.
Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.
В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.
Промышленное развитие России
в 80-х - начале 90-х годов.
В большинстве отраслей крупной промышленности России
к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая
политика
министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.
Россия
вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.
90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.
Несмотря на быстрый рост российской
промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.
Общий объем продукции тяжелой промышленности России
к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая
промышленность, вместе взятые.
С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.
Транспорт.
Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России
.
Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.
Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России
(без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.
Бурно развивался внешний рынок. В начале 90-х годов вывоз превышал ввоз на 150-230 млн. руб. ежегодно. Активный внешнеторговый баланс был достигнут в основном благодаря протекционистской тарифной политике государства. В 80-х годах трижды повышались ввозные пошлины на уголь, в 1885 г. были повышены пошлины на импорт железа, в 1887 г.- на импорт чугуна. Во второй половине 80-х годов между Германией и Россией
началась таможенная война: на ограничение ввоза в Германию своей сельскохозяйственной продукции Россия
ответила повышением ставок на ввоз изделий германской обрабатывающей промышленности.
Первое место в экспорте прочно занимал хлеб.
На второе место, вытеснив шерсть, вышел лес.
Быстрыми темпами рос вывоз промышленных товаров, который достиг 25% всего экспорта. В импорте в середине 90-х годов на первое место вышли машины, на втором месте был ввоз хлопка-сырца. Затем шли металл, уголь, чай, нефть.
Главным внешнеторговым партнером России
была Германия (25% российского
экспорта, 32% импорта). На второе место отодвинулась Англия (20% экспорта и 20% импорта). Третье место в российском
экспорте занимала Голландия (11%), в импорте - США (9%).
ЛЕКЦИЯ XLI
(начало)
Финансовая политика во вторую половину царствования императора Александра III. – И. А. Вышнеградский и его система. – Крайнее развитие протекционизма в таможенной политике и в железнодорожном тарифном законодательстве. – Результаты этой системы.
В прошлой лекции я охарактеризовал развитие той реакционной политики, которая во второй половине царствования императора Александра III последовательно распространилась на все отрасли правительственной деятельности и резко дала себя чувствовать во всех областях народной и общественной жизни.
Единственные послабления реакционного курса, которые мы видели еще в середине 80-х годов, как я вам уже говорил, чувствовались в Министерстве финансов, где до 1 января 1887 г. во главе ведомства стоял если не безусловный либерал, то, во всяком случае, гуманный, честный и демократически настроенный человек – Н. Х. Бунге. Но его до такой степени в это время травили всякими интригами и инсинуациями в придворных сферах и в реакционной печати, что он, будучи к тому же уже в преклонном возрасте, решил, наконец, оставить пост министра финансов и с 1 января 1887 г. был уволен в отставку и заменен новым министром, И. А. Вышнеградским. И. А. Вышнеградский был человеком, несомненно, отчасти подготовленным к этой должности, но совершенно иного типа, нежели Бунге. Он также был ученым профессором, но не теоретиком-экономистом, а ученым технологом и практиком, несомненно весьма даровитым, проявившим свои таланты как в некоторых изобретениях военно-технического характера, так и в весьма хорошо поставленных академических курсах, которые он, будучи профессором, читал студентам в Петербургском технологическом институте и в Михайловской артиллерийской академии. В частности, прикосновенность его через артиллерийскую академию к военным сферам создала ему важное для министра финансов преимущество: он успел познакомиться хорошо с военным хозяйством и военным бюджетом, который является у нас такой важной составной частью общего государственного бюджета.
Таким образом, Вышнеградский явился на посту министра финансов человеком, несомненно, отчасти подготовленным и осведомленным, – в этом ему нельзя отказать. К тому же, рано успев составить себе некоторое состояние благодаря своим техническим изобретениям, он участвовал затем очень удачно в различных биржевых спекуляциях и биржевых делах, и эта сфера, таким образом, была ему также хорошо знакома. Но, вместе с тем, нельзя не признать, что в своем заведовании Министерством финансов и в особенности в своей финансово-экономической политике Вышнеградский обнаружил полное отсутствие сколько-нибудь широких взглядов и дальновидности; для него важнейшей и даже единственной, по-видимому, задачей являлось видимое улучшение русских финансов в ближайшее время. В своей финансовой политике он поставил себе ту же самую цель, которую когда-то ставил себе Рейтерн, – именно цель восстановить курс кредитного рубля, т. е. цель, которую в значительной мере, как вы знаете, должны были преследовать все министры финансов в России XIX в. Но не все они преследовали ее одинаковыми мерами и не все считали ее своей единственной задачей.
Как бы там ни было, курс Министерства финансов с заменой Бунге Вышнеградским изменился достаточно резко. Главной и непосредственной задачей министерства сделалось при Вышнеградском скопление больших денежных запасов в кассах государственного казначейства и широкое участие при помощи этих запасов в заграничных биржевых операциях с целью оказывать давление на иностранный денежный рынок и этим путем поднять наш курс. Вместе с этим и в таможенной политике русское правительство стало с новой энергией двигаться по пути протекционизма, достигшего при Вышнеградском своего апогея. В 1891 г. был издан новый таможенный тариф, в котором эта система была доведена до крайности. В то же время, считая для успеха своих мер весьма важным делом усиление русской обрабатывающей промышленности, Министерство финансов начинает с чрезвычайным вниманием прислушиваться ко всяким жалобам и пожеланиям представителей крупной фабричной промышленности и предпринимает по их инициативе пересмотр того, в сущности, еще весьма мало развитого фабричного законодательства, которое выработано было в интересах рабочих при Бунге. При Вышнеградском права учрежденных при Бунге фабричных инспекторов чрезвычайно умаляются не столько новыми законодательными нормами, сколько при помощи циркулярных разъяснений, которые очень скоро отражаются и на составе фабричной инспекции, потому что в этих условиях наиболее преданные делу и независимые представители этой инспекции, видя совершенную невозможность действовать сообразно со своею совестью и даже сообразно с точным смыслом закона, уходят в отставку. Таким образом, институт фабричной инспекции сильно изменяется к худшему. Российская крупная промышленность благодаря ряду протекционных мер – и в особенности заботливому отношению Министерства финансов к вопросу о выгодном для отечественной обрабатывающей промышленности направлении железнодорожных линий и о таких железнодорожных тарифах, которые строго соответствовали бы интересам крупной промышленности, в особенности центрального, московского района, становится в это время в особенно благоприятные условия. Можно сказать, искусственно для нее создаются эти благоприятные условия; она становится излюбленным детищем Министерства финансов, нередко вопреки интересам прочих слоев населения и в особенности вопреки интересам всего сельского хозяйства, на состоянии которого особенно невыгодно отражался протекционный таможенный тариф 1891 г., чрезвычайно удороживший такие важные в сельскохозяйственном быту предметы, как, например, железо и сельскохозяйственные машины.
Между тем в это время мы не видим не только улучшения положения народных масс, несмотря на все паллиативные меры, принятые при Бунге, но, напротив, наблюдаем все продолжающееся разорение крестьянства, которое я характеризовал вам в одной из прошлых лекций. В конце концов, однако же, тем самым подрываются условия внутреннего сбыта продуктов обрабатывающей промышленности, удовлетворяющей потребность широких народных масс, например, условия для сбыта произведений бумаготкацкой промышленности. Оскудевший внутренний рынок скоро становится для нее тесным. До некоторой степени компенсацией является для нее внешний рынок на востоке, приобретенный завоеваниями в Средней Азии, но вскоре оказывается, что и этого недостаточно, и вот мы видим, что к концу царствования императора Александра III создается мало-помалу новая идея – продвинуть сбыт продуктов нашей промышленности как можно дальше на восток. В связи с этим является идея постройки Сибирской железной дороги – идея, которая развивается весьма широко; является вопрос о выходе к Восточному морю, о приобретении незамерзающего порта на Дальнем Востоке, и в конце концов вся эта политика, уже на наших глазах, приводит к зарождению и развитию тех предприятий на Дальнем Востоке, которые уже в министерство С. Ю. Витте в самом начале XX в. привели к японской войне и к тому краху, который за ними последовал.
Чтобы покончить с финансовыми и экономическими отношениями в рассматриваемый период, я скажу еще два слова о расширении нашей железнодорожной сети, которое сыграло здесь чрезвычайно важную роль. К концу царствования Александра II железнодорожная сеть не превышала 22,5 тыс. верст, а за тринадцатилетний период царствования Александра III она развилась уже до 36 662 верст, причем из них 34 600 было ширококолейных. В деле постройки железных дорог старая политика Рейтерна поддерживалась в том отношении, что эти железные дороги по-прежнему направлялись так, чтобы, с одной стороны, способствовать подвозу сырья к портам и таким образом именно усилением вывоза создавать благоприятный момент для нашего торгового баланса и для улучшения денежного курса, а с другой стороны, как я упомянул, министерство стремилось при помощи установления железнодорожных дифференциальных тарифов создать наиболее льготные условия провоза для продуктов фабричной промышленности центральных губерний. Для этого в составе Министерства финансов было создано даже особое учреждение – тарифный департамент, во главе которого был поставлен С. Ю. Витте, тогда еще молодой человек, которому уже на наших глазах пришлось сыграть выдающуюся роль, сперва в качестве министра финансов, а затем и на более широкой арене, в разрешении общих политических проблем нашего времени.
Другой чертой новой железнодорожной политики, чертой, противоположной политике Рейтерна, была постройка дорог казной и выкуп в казну старых частных железнодорожных линий. В царствование императора Александра III протяжение казенных железных дорог увеличилось на 22 тыс. верст, тогда как протяжение частных дорог, несмотря на постройку новых частных линий, благодаря выкупу старых линий в казну уменьшилось на 7600 верст.
Вот общие черты финансовой политики, которой, несомненно, подготовлялось и углублялось новое обострение русских социально-экономических условий в начале XX в. Эти условия развивались рука об руку с тем кризисом, который русскому населению пришлось пережить после неурожая 1891–1892 гг., вызвавшего чрезвычайную нужду и даже голод в целых двадцати, по преимуществу черноземных, губерниях. Этот кризис составил, так сказать, последний штрих в той общей картине России, которую мы видим в конце царствования императора Александра III, и явился вместе с тем могучим фактором тех изменений в последующие годы, которые уже составят, быть может, когда-нибудь предмет следующей части моего курса о заключительном периоде истории России XIX в.
Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения.
Лев Толстой
Александр 3 ставил задачи сделать Россию крупнейшей мировой державой. Достигнуть этой цели без развития экономики невозможно. Поэтому предпринималось множество шагов, но экономическая политика Александра 3, как и в целом социально-экономическая политика России конца 19 начала 20 веков, больших успехов не имела. Сколько бы нам сегодня не рассказывали, что Российская Империя была прекраснейшей в мире страной, это далеко не так.
Основные изменения в стране
В любом учебнике по истории России мы увидим, что первое начинание Александра 3 в плане экономических преобразований в стране, это приглашение ученых-экономистов. Наиболее авторитетные их них: Витте, Бунге и Вышнеградский. Особенность реформ Витте мы уже рассматривали. Политика Бунге и Вышнеградского базировалась на массовом привлечении иностранного капитала. Современные экономисты будут рассказывать, что это прекрасно, но представьте: у вас завод, вам прислали для него оборудование, вы за это оборудование платите ренту, но в любой момент его у вас могут забрать. Поэтому засилье иностранного капитала это зло для любой страны.
Основные изменения в экономике страны характеризуются попыткой совместить капитализм, но с сохранением прежнего сословного строя. Проблема в том, что вещи это несовместимые, и в результате противоречия в обществе стали только увеличиваться. Основные же изменения в развитии экономики при Александре 3 следующие:
- Совмещение наемного и крепостнического труда. Барщину и оброк никто не отменял, но наниматься на фабрики крестьяне могли за зарплату.
- Завершение промышленного переворота. Его результатами пользовались единицы.
- Формирование единого российского рынка.
- Кризис землепользования.
- Капитализм поднимался не снизу, а навязывался государством.
В итоге получается уродливая форма капитализма, которая ни к чему хорошему привести не могла. Примечательно, что обе попытки построить капитализм в России развивались в уродливых формах. О первой попытке мы говорим сегодня, а вторую попытку мы видели в 90-е, после развала СССР.
В конце 19 века основные изменения в экономике затронули сельское хозяйство и промышленность. Их мы и рассмотрим далее.
Ситуация в деревне
Россия в период правления Александра 3 продолжает оставаться аграрной страной. Численность ее населения достигает 126 млн человек, из которых 103 млн проживает в европейской части страны. Структура населения следующая:
- Крестьяне - 70%
- Мещане (городское население) - 11%
- Инородцы (нерусские) - 7 %
- Казаки - 3%
- Дворяне - 1,5%
- Купечество - 0,5%
В стране происходят попытки создать аграрно-индустриальную систему. Во многом для этих целей происходит разделение и специализация хозяйства.
В этот период Россия выходит на 1 место в мире по продажам зерна . Это, наверное, самый известный факт об экономике России той эпохи, которым сегодня активно спекулируют все кому не лень. С одной стороны это очень хорошо, что страна зарабатывала, но с другой стороны это происходило за счет ущерба собственному населению. В частности, при этих объемах экспорта зерна, в России в 1891-1892 года случился страшный голод.
Голод 1891-1892 годов
В период правления Александра 3 в России случился первый массовый голод в истории страны. До этого голодные годы также были, но голод возникал только в остальных районах, а теперь же речь шла о голоде в рамках страны. В тех процессах, которые тогда происходили в деревне отлично отражается вся экономическая политика Александра 3. Почему стал возможен столь массовый голод? Причин всего 2:
- Окончились возможности экстенсивного развития сельского хозяйства. Все земли были освоены и расширять новые земли для сельского хозяйства было некуда. После окончания экстенсивного пути развития, должен начинаться путь интенсивный. В конце 19 века этого не произошло. Было очень мало помещиков, готовых развивать хозяйство. О причинах этого расскажу ниже.
- Развитие фабрик фактически убили деревенский промысел (артели). Раньше деревенские жители активно уходили на промысел в город. Это то, что сегодня называется подработкой. Они приходили в город, выполняли простую работу, получали деньги и возвращались в деревню. Даже если в селе был неурожай - у крестьянина были деньги прокормиться. Фабрики же это уничтожили.
![](https://i2.wp.com/istoriarusi.ru/img/golod-1891-1892-godov.jpg)
В итоге новых земель не было, а экономические явления сделали невозможными для крестьян дополнительные заработки. К этому можно добавить, что у Российской Империи были действующие контракты на поставку зерна, и их нужно было выполнять. Как итог - первый массовый голод в отечественной истории.
Земля и помещики
В период царствования Александра 3 продолжается тенденция по сокращению помещичьих земель. Количество земель у помещиков сократилось на 27%. Усадьбы помещиков сокращались до среднего значения в 17 гектар. Половину земли помещики отдавали в аренду крестьянам.
Помещики сельское хозяйство практически не развивали. Только единицы перестроились на современный манер ведения хозяйства и приняли правила капитализма. Большая часть помещиков “проедала будущее”, закладывая свое имущества. До отмены крепостного права в 1861 году они закладывали крестьян, а затем начали закладывать поместья. Показательные цифры: в 1870 году - в залоге было 2,2% поместий, а в 1895 году - 40%. Красноречивыми являются и другие цифра: в 1886 году за долги продано 166 имений помещиков, а в 1893 году - 2400. Никакие другие цифры не подчеркнут насколько нездоровым было русское общество конца 19 века. Развитие экономики и экономическая политика императора Александра 3 этот вопрос не решала, а усугубляла. Ведь обратите внимание, как сегодня воспринимается этот император - успехи во внешней политике. Про внутреннюю как правило никто ничего не говорит. А зря… Все это вылилось в 1905, а затем в 1917 годы.
Развитие промышленности
Особенности экономической политики Александра 3 в области промышленности было то, что не работник шел к фабрике, а фабрика шла к работнику. Промышленность переселилась в деревню. При этом уже к концу 70-х годов процесс формирования фабричного производства фактически был завершен.
При Александре 3 происходит окончательно формирование промысленных районов в России. К уже существующим промышленным районам в Москве, Петербурге, Прибалтике и Украине добавились еще 2 района: Донбасс и Кавказ.
Промышленность при Александре 3 развивалась широкими шагами, особенно тяжелая. Этому способствовало завершение промышленной революции, а также действительная необходимость и потребность. Дело в том, что за годы с 1820 по 1850 Россия в плане развития промышленности очень сильно отстала от ведущих мировых держав. Необходимо было догонять. И это делалось. Достаточно привести цифры по количеству выплавки чугуна, чтобы это доказать.
Все промышленные центры развивались в европейской части России. Причина кроется в том, что примерно 85% населения проживали к западу от Урала. Причем при Александре 3 строили в основном в 2-ух районах: Донбасс и Кавказ (прежде всего Бакинская нефть). Причем строили промышленность на иностранный капитал!
Итоги
Экономическая политика Александра 3 привела к следующим результатам:
- Продолжение увеличение городского населения
- Окончание промышленного переворота
- В деревне остается множество неразрешенных вопросов, что сулит кризис
- Россия остается аграрной страной, а задатки аграрно-индустриального общества остаются только на бумаге
- Капитализм в стране был сильно деформирован