Как обустроить свой двор за счет федерального бюджета. Инструкция для жильцов и управляющих компаний
Время чтения: 8 минут
К любому многоквартирному дому (МКД) прилегает территория, называющаяся придомовой. Согласно жилищному законодательству, ее следует содержать в надлежащем состоянии и благоустраивать: разбивать спортивные и детские площадки, высаживать растения, выделять места для парковок. Кроме того, предусмотрен регулярный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. В связи с этим стоит обсудить, кто отвечает за состояние придомовых участков и обязан проводить работы, связанные с восстановлением расположенных на них объектов.
- участок земли, на которой построено здание;
- спортивные и детские площадки;
- элементы озеленения и благоустройства;
- бельевые сушилки;
- коллективные автостоянки;
- тепловые пункты;
- пожарные проезды;
- трансформаторные подстанции;
- другие объекты, обеспечивающие нормальную эксплуатацию дома.
Границы двора
Все объекты инфраструктуры МКД должны располагаться в пределах придомовой территории. Они, как площадь и иные параметры, отражаются в кадастровом паспорте. Размеры придомового надела устанавливаются с учетом:
- количества этажей в доме;
- плотности окружающей застройки;
- наличия дорог общего пользования;
- норм площади, установленных для данного региона.
На основании этих сведений УК рассчитывает расходы на уборку участка.
Вся информация о территории и ее границах хранится в нескольких базах:
- в Государственном Кадастре недвижимости. Все сведения отражены на публичной кадастровой карте, которая размещена на официальном сайте Росреестра. Более подробные данные можно найти в кадастровом паспорте, хранящемся у председателя дома, администрации или УК;
- в Едином реестре прав на недвижимость. Реестр содержит данные о правомочиях на участок, его площади, даты оформления и способе установления границ.
Кто отвечает за ремонт и содержание двора
От того, прошел ли участок процедуру оформления и постановки на кадастровый учет, зависит, кто отвечает за придомовую территорию многоквартирного дома, его содержание и обслуживание.
При формировании участка дома, построенного до принятия Жилищного кодекса (до 1 марта 2005 года), собственники квартир могут подать заявление о постановке земли на кадастровый учет и оформлении права собственности на нее в органы государственной власти или местного самоуправления.
При строительстве новых домов земля под ними сразу становится собственностью дольщиков.
Важно уточнить, сформирован ли придомовой участок с элементами инфраструктуры и благоустройства. Если нет, владельцы квартир имеют право оформить право собственности на него.
При переходе в общую долевую собственность территория, на которой находится МКД, входящие в его состав объекты недвижимости и двор должны пройти процедуру формирования земельного участка и быть поставлены на кадастровый учет.
На общем собрании жильцы могут решить, становиться ли им владельцами придомового участка или оставить его в муниципальной собственности
Полномочия муниципальной администрации
Не всегда территория, на которой расположены МКД и сопутствующие объекты инфраструктуры, принадлежат жильцам. Пока не появится соответствующая запись в государственном кадастре и не будут установлены границы двора, собственником земельного участка считается муниципалитет. Именно он наделен ответственностью за содержание и ремонт участка независимо от способа управления МКД.
В этом случае несложно определить, кто отвечает за освещение во дворе многоквартирного дома или асфальтирование дорожек – всем этим обязана заниматься администрация муниципалитета.
Когда отвечают УК или ТСЖ
Если все юридические формальности соблюдены и придомовая территория находится в собственности владельцев квартир в МКД, они могут своими силами заниматься ее благоустройством, следить за содержанием и осуществлять ремонт.
Если многоквартирным домом управляет ТСЖ или УК, жильцы обычно делегируют эти полномочия им.
Узнайте подробнее, какие в отношении благоустройства и ремонта есть .
В случае, когда владельцы жилья в МКД подписали договор на обслуживание с управляющей компанией, она проводит необходимые восстановительные работы. Это связано с тем, что в ежемесячные платежи включены расходы на оплату услуг по поддержанию порядка в пределах придомовой территории.
Законодательная база
Вопросы установления права собственности на придомовую территорию, а, следовательно, и ответственности за ее содержание и ремонт регулирует ЖК РФ (ст. 153, 154, 158) и Гражданский кодекс РФ (ст. 210).
О принадлежности участка к общему имуществу собственников и их обязанности финансировать работы, связанные с его благоустройством, сказано в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 . Этот документ ввел в действие Правила содержания придомовой территории в многоквартирном доме.
Перечень работ по благоустройству и ремонту установлен в правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, узаконенных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09. 2003 .
Какие работы проводятся на придомовой территории
Собственников жилья в МКД, которые ежемесячно оплачивают расходы на обслуживание общедолевого имущества, обычно интересует, что входит в содержание придомовой территории многоквартирного дома.
Согласно закону, к таким работам относится:
- монтаж детских площадок;
- уборка парковок, дворовых территорий;
- озеленение дворов;
- установка баков для сбора отходов;
- монтаж ограждающих конструкций вокруг дворовой территории;
- покраска элементов благоустройства;
- ремонт территорий МКД.
Жильцы могут инициировать работы по благоустройству, подав заявление в УК.
Что входит в уборочные работы
В понятие “уборка придомовой территории” входят сезонная очистка ее от снега и листьев, посыпание пешеходных дорожек антискользящими составами во время гололеда.
Также управляющая организация должна контролировать своевременный вывоз ТКО с территории.
Поддержание чистоты и надлежащих санитарно-гигиенических условий в подъездах и на площадках – обязанность УК.
Уборкой внутриквартальных дорог занимаются специализированные организации, причем сначала очищаются от мусора тротуары и пешеходные дорожки, а затем проезжая часть.
Озеленение двора
В оформлении двора важную роль играют зеленые насаждения. Они придают привлекательный вид участку и улучшают экологические показали.
Правила технической эксплуатации жилищного фонда содержат основополагающие принципы озеленительных мероприятий:
- работы проводятся лишь после расчистки участка от строительного мусора и иных отходов;
- без специального разрешения категорически запрещено вырубать деревья, растущие на территории двора;
- при посадке тополя, шелковицы не рекомендуется выбирать женские особи, которые вызывают более активное засорение участков;
- каждый год организуется плановая обработка зеленых насаждений от вредителей.
В отношении зеленых насаждений действуют специальные правила, которые обязаны исполнять как сотрудники УК, так и жильцы. Большой перечень запретов направлен на предупреждение порчи растений и сохранение дворовой территории.
Укладка асфальта
Плохое состояние внутриквартальных дорог и тротуаров всегда вызывает у жильцов вопрос, кто должен ремонтировать асфальт во дворе многоквартирного дома. Решение о необходимости восстановить асфальтовое покрытие должны принимать жильцы МКД на общем собрании.
Как правило, управляющая компания создает специальный фонд, в который собственники квартир вносят средства исходя из просчитанной стоимости предполагаемых работ.
Дополнительный сбор средств на эти цели связан с тем, что ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов будет подрядчик – выбранная УК организация.
Ремонт дорог должен проводиться с соблюдением рекомендаций СНиП по:
- минимально допустимой толщине асфальтового слоя – 0,15 м;
- минимальной ширине асфальта вокруг дома – 1 м;
- использованию мелкозернистых составов;
- обязательному покрытию дорожек, ведущих к подъездам, и автомобильной стоянки.
За средстав фонда можно также ремонтировать тротуар во дворе многоквартирного дома.
Монтаж шлагбаума
Решение об установке шлагбаума во дворе принимает общее собрание собственников помещений, поскольку жильцы вправе ограничивать использование придомовой территории.
Для комплексного восстановления конструкций или их полной замены требуется проведение капремонта. Он проводится по мере необходимости или по заявлению. В перечень работ УК по капремонту входят:
- восстановление ограждений;
- реставрация детских площадок;
- ремонт мест отдыха и прочие.
Узнайте, как часто осуществляется и что входит в .
Кто устанавливает тарифы на обслуживание двора
Тарификация услуг по содержанию земельных участков, прилегающих к МКД, производится коммунальными организациями, их оказывающими, а в отдельных случаях – органами местного самоуправления.
Регулятивная роль в этом вопросе отведена государству. Оно участвует в ценообразовании принятием нормативно-правовых актов:
- Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса »;
- отдельных постановлений Правительства.
Существенное влияние на стоимость услуг оказывают рыночные факторы: уровень инфляции, цены на ГСМ, оплата труда и прочие. Тарифы могут ежегодно пересматриваться.
Плата за обслуживание придомовых территорий взимается за квадратный метр с учетом доли жильца в общем имуществе. Если тарифная ставка составляет 10 рублей за 1 м2, а площадь придомовой территории – 200 м2, то при доле 3% ежемесячная плата за ее содержание равна 60 рублей.
Кому пожаловаться на некачественное обслуживание
Качество услуг по содержанию придомовой территории всегда должно оставаться на высоком уровне. Особенно это касается зимнего периода, когда снежные заносы порой не позволяют даже выбраться из дома.
Но не всегда обслуживающие компании справляются с расчисткой дворов и тротуаров от снега, вывозом бытовых отходов или своевременной уборкой участка летом. В этом случае УК обязана пересмотреть тарифы на оплату.
Письменное заявление о пересмотре тарифов собственники участка направляют не позднее 6 месяцев с момента фиксации нарушения.
Если должностные лица УК не реагируют на претензию соответствующими действиями, собственники жилья в МКД имеют право обратиться в Жилищную инспекцию, администрацию муниципалитета и даже .
Судебная практика по делам об оспаривании платы за уборку
В судебные инстанции нередко поступают иски от владельцев квартир в МКД, касающиеся оспаривания установленной платы за уборку придомовой территории в связи с некачественным выполнением услуги. При вынесении решений суды, руководствуясь нормами Жилищного законодательства и постановлениями Правительства РФ по этому вопросу, зачастую принимают сторону истцов.
Как показывает судебная практика по придомовым территориям МКД, возникает много спорных вопросов, связанных с установлением границ, правомерным использованием и обслуживанием дворов. В каждом конкретном случае суд исследует приведенные доводы, доказательства и другую значимую информацию.
Выводы
Придомовая территория – неотъемлемая часть общего имущества владельцев помещений в МКД. В нее входит сам дом, инфраструктурные элементы и зеленые насаждения. Ответственность, в том числе материальную, за содержание и ремонт двора несут собственники квартир, которые решением собрания могут передать свои обязанности компании, управляющей домом. В сферу ее ответственности входят работы по благоустройству придомовой территории, текущий и капитальный ремонт.
Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.
В Общероссийский народный фронт поступают вопросы от жителей разных регионов, которые обеспокоены плохим состоянием дворовых территорий – дорог во дворах многоквартирных домов. В связи с этим эксперты ОНФ подготовили ответы на самые распространенные обращения по этой теме. Они разъяснили, кто в ответе за качество внутридворовых дорог и что делать жильцам, чтобы включить территории в планы ремонта .
В отличие от федеральных или региональных трасс с дворовыми дорогами дело обстоит немного сложнее . Здесь также появляются ямы и прочие разрушения. Но жители часто не знают о том, куда им обращаться со своими проблемами.
«Прежде чем добиваться ремонта дороги во дворе, нужно понять, кто ее хозяин . Она вовсе не обязательно принадлежит городу, а может являться частью общей придомовой территории. В таком случае муниципалитет не обязан заниматься ее содержанием и ремонтом. Первым делом нужно ознакомиться с техническим паспортом жилого дома . Это поможет выяснить границы придомовой территории и ее собственника », – рассказывает модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.
Он пояснил, что данные кадастрового учета можно посмотреть на сайте или обратиться для этого в местную администрацию. Если окажется, что к общедомовой территории эта дорога не относится, жаловаться на ее состояние и требовать ремонта нужно в администрации населенного пункта . Если же дорога входит в придомовой участок , она относится к общей долевой собственности дома, а значит, за ее ремонт отвечает управляющая компания . В такой ситуации необходимо отправлять обращение в свою управляющую компанию . Но, как известно, управленцы далеко не всегда хотят заниматься этим вопросом. Поэтому, если компания отказывается проводить ремонт , пора обращаться в прокуратуру . Также можно оставить обращение на сайте Государственной информационной системы ЖКХ .
Эксперты ОНФ заметили, что вопросы ремонта дворовых территорий между жильцами, управляющими компаниями и местными чиновниками решаются довольно сложно .
«Здесь многое зависит от добросовестности конкретной управляющей компании или местной администрации . Так что исход проблемной ситуации может быть совершенно непредсказуемым, и каждая из них требует отдельного разбирательства», – сказал Васильев.
Он пояснил, что есть и еще один способ отремонтировать дорогу в своем дворе, а также реализовать свой дизайн-проект благоустройства. С 2017 г. действует проект «Формирование комфортной городской среды» . В минимальный перечень работ по благоустройству в рамках этого проекта входит ремонт дворовых проездов, установка скамеек и урн, освещение дворов . Могут включаться и другие работы, которые выбирает сам регион. В список дополнительных входит оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение территории и так далее . Стать инициаторами дополнительного благоустройства могут сами жители, предприниматели, арендующие или купившие помещения в домах поблизости, а также общественные организации. Заинтересованные лица принимают в этом трудовое или финансовое участие.
«Всю необходимую информацию о работе данного проекта в своем регионе , необходимых документах и сроках подачи заявок граждане могут найти на сайте администрации своего муниципалитета », – подытожил Васильев.
Состояние российских городов уже долгие годы оставляет желать лучшего. Дворы превращаются в стихийные парковки, зеленые насаждения уничтожаются, а пешеходная инфраструктура приходит в упадок. Но не все так плохо – уже третий год в стране продолжается реализация приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды, а принять участие в нем могут жители практически всех многоквартирных домов.
Первой серьезной попыткой переломить ситуацию в плане благоустройства российских городов стала разработка в 2016 году приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» . Основной принцип проекта – государство на федеральном уровне выделяет деньги, а в регионах и городах жители сами решают , на какие объекты благоустройства их направить.
Реализация проекта началась 17 ноября 2016 года, а рассчитан он на 5 лет – до 2022 года. Для финансирования работ по проекту выделяют на каждый год 20 миллиардов рублей из федерального бюджета, еще 7,5 миллиардов будут направляться из региональных бюджетов.
На практике удается освоить даже большие суммы – в 2017 году на проект потратили 25,6 миллиардов рублей из федерального бюджета и 16,7 миллиардов – из региональных бюджетов.
На 2019 год вместо 20 миллиардов федеральный бюджет выделит на проект вдвое большую сумму – 40 миллиардов.
Финансирование проекта осуществляется в разных соотношениях – для некоторых субъектов РФ федеральный и региональный бюджеты выделяют суммы поровну, в других – проект оплачивается полностью «федеральными» деньгами.
Основные особенности проекта такие:
- на благоустройство дворовых территорий выделяется 2/3 суммы, а на другие общественные пространства (парки, скверы, зоны отдыха) – 1/3 от суммы;
- решать, куда направить деньги, могут только сами жители. Для этого в городах местные власти должны организовать голосование за приоритетные проекты благоустройства;
- программа благоустройства касается городов и поселков с населением больше 1000 жителей. Но благоустроить общественные пространства по проекту можно и в сельской местности, с определенными ограничениями;
- есть возможность софинансирования работ со стороны жителей – за дополнительные элементы благоустройства, которые не входят в проект.
Проект по благоустройству активно реализуется в стране – только за 2017 год было отремонтировано около 19 000 российских дворов.
Какое благоустройство ожидает двор
За счет федерального финансирования в рамках программы можно получить только определенный «набор» благоустройства:
- ремонт (чаще всего – асфальтировка) внутридворовых дорог и проездов. Если парковка является частью проезда – ее обустройство тоже будет профинансировано;
- ремонт и обустройство тротуаров;
- установка малых форм – скамеек, фонарей и урн;
- ремонт подъездов (той части, которая относится к двору).
Эти элементы благоустройства гарантируются на федеральном уровне . Другими словами, подрядчик не «забудет» заасфальтировать внутридворовой проезд или установить и подключить фонари.
Однако дворы обычно нуждаются и в других элементах благоустройства. Как правило, жильцам не хватает парковочных мест, детских площадок и зеленых насаждений. Эти элементы везде финансируются по-разному, в зависимости от местного законодательства.
Отдельные регионы и города просят оплатить определенную часть стоимости дополнительного благоустройства – от 1 до 20%. Деньги могут взять, например, из собираемых управляющей компанией сумм на текущий ремонт дома. Например, в Свердловской области это 5%, а в Челябинской – только 3%.
Другие же населенные пункты полностью оплачивают и дополнительные элементы благоустройства. В подобной ситуации все нужно согласовывать с местными органами власти.
Важно, что после 9 февраля 2019 года софинансирование со стороны собственников не может быть в меньшем размере, чем 20% от стоимости выполнения работ по дополнительным элементам благоустройства. Это касается только тех проектов, которые будут согласованы после этой даты.
Общий порядок участия в проекте для собственников квартир устанавливают местные органы власти. Однако общие правила все же есть. Например, муниципалитеты отдают приоритет дворам в наиболее «плачевном» состоянии – с разбитыми проездами и отсутствием другого благоустройства.
При принятии решения о включении или не включении двора в программу благоустройства на плановый год местные власти учитывают также другие критерии – уровень оплаты жителей за услуги ЖКХ (если они не платят, то и беречь объект благоустройства после ремонта не станут), а также дату постройки дома – в российских реалиях нередки случаи, когда ремонта во дворе не было вообще.
Наконец, есть перечень критериев, при которых администрация вообще не включит двор в программу благоустройства на год:
- среди домов, которые прилегают к двору, есть аварийные – подлежащие сносу в ближайшие годы;
- аналогично – если прилегают новостройки, которые находятся на гарантии застройщика – как правило, срок гарантии составляет около 5 лет;
- в планах на ближайший год есть проведение ремонта коммуникаций во дворе – нет смысла укладывать асфальт, если через несколько месяцев его разрушат при ремонте водопровода;
- за бюджетные средства двор уже отремонтировали (либо подрядчик сделал свою работу некачественно, либо жители успели все испортить снова).
Так как условий для участия в программе благоустройства дворов достаточно много, специалисты рекомендуют узнавать в местной администрации – положено ли двору благоустройство. Возможно, на плановый год все деньги по программе уже распределены на другие дворы, тогда придется ждать следующего года.
Что нужно сделать, чтобы двор благоустроили
Жители большинства российских многоквартирных домов (за исключением тех, которые приведены выше) могут организовать участие своей дворовой территории в проекте по формированию комфортной городской среды.
Для этого нужно пройти ряд этапов. Эти этапы регламентированы правилами проекта, поэтому «обойти» их не выйдет – чтобы добиться своего, нужно четко им следовать.
1 этап – определиться с тем, что двор нуждается в благоустройстве, а в текущую программу еще включен. Проверить это можно на сайте местной администрации. Нередки случаи, когда другие жители дома уже сделали всю работу, но не смогли донести эту информацию для всех.
Списки дворовых территорий, которые будут отремонтированы в текущем году, размещаются на сайтах администраций муниципальных образований. Следует открыть на сайте раздел «Формирование комфортной городской среды», там должна быть информация о планах на текущий год.
Кроме того, на сайте администрации обычно можно проголосовать за общественные зоны, которые будут благоустроены – парки, скверы, улицы и т.д.
2 этап. Если в списке на благоустройство дом не найден, то нужно создать инициативную группу жильцов дома (и других домов, которые имеют общий двор). Именно инициативная группа организует всю работу – созывает собрание жильцов, составляет план работ, общается с администрацией.
Проще всего решить вопрос с инициативной группой жителям домов, в которых организовано ТСЖ, тогда в группу можно включить председателя, бухгалтера и других участников товарищества.
Работа по включению двора в план благоустройства потребует затрат времени, поэтому те, кто работает с утра до ночи без выходных, вряд ли смогут чем-то помочь.
3 этап – разработка схемы благоустройства. Хоть это кажется чем-то сложным, на самом деле – все весьма просто. Нужно определиться, чего не хватает двору, и составить схему.
Необязательно иметь навыки черчения, схему можно нарисовать прямо на карте двора , взятой с сайта спутниковых снимков (Яндекс, Google, Bing и других сервисов). В схеме нужно отразить:
- как расположены дома относительно двора;
- место, которое будет отдано под внутридворовые проезды, тротуары и парковки;
- расположение объектов благоустройства – фонарей, скамеек, урн, детской площадки;
- схема озеленения – где разместить деревья, газон, цветы;
- расположение остальных объектов.
Все нужно предварительно обмерить и указать размеры на схеме. Указать нужно цвета, материалы и другие параметры. Например, тротуары можно сделать из плитки, а можно закатать в асфальт – у каждого варианта есть сторонники и противники.
4 этап – проведение общего собрания жильцов. Собирать нужно жителей домов, к которым относится дом. На собрании жильцов согласовывается план благоустройства, утверждается размер софинансирования (если оно предполагается местными нормативными актами), инициативная группа договаривается о сборе подписей.
Этот этап достаточно сложный – не все жители согласятся с предложенным проектом, а также с тем, что во дворе несколько месяцев будут идти работы по благоустройству. Автомобилисты будут против того, чтобы запрещать парковку на газоне. Есть и отдельная категория жильцов – которые не согласны вообще ни с какими инициативами.
Для принятия плана благоустройства нужно добиться, чтобы 2/3 жильцов проголосовали за участие двора в программе. Решение жильцов оформляется соответствующим протоколом. Протокол можно составить по шаблонам, которые предлагают загрузить на сайте местной администрации. В протоколе указываются адрес дома, председатель собрания, план благоустройства, софинансирование работ, а также ответственный за проект.
Для тех, кто на собрание не явился, есть поквартирное голосование за участие в проекте. Инициаторы обходят все квартиры и просят заполнить бюллетень (шаблон тоже должен быть на сайте администрации).
В бюллетене нужно указать паспортные данные, ответить на вопросы собрания и поставить свою подпись. Сделать это может только собственник квартиры.
5 этап – подача заявки в местную администрацию. Шаблон заявки тоже должен быть на сайте администрации. К заявке прилагаются все имеющиеся к этому моменту документы:
- план благоустройства (схема, составленная инициативной группой);
- копия протокола общего собрания жильцов;
- бюллетени, заполненные при поквартирном голосовании.
Далее в администрации муниципального образования создают специальную комиссию – она рассматривает заявки и выбирает, какие дворы будут отремонтированы в плановом году. Если бюджет на благоустройство у города небольшой, а заявок много – то в план включат самые нуждающиеся в ремонте дворы, а остальные перенесут на последующие годы.
Если заявку примут, то работники администрации свяжутся с председателем инициативной группы и сообщат ему о решении.
6 этап – согласование окончательного дизайн-проекта. В отличие от схемы благоустройства, дизайн-проект выполняется на более профессиональном уровне. Он представляет собой подробную схему благоустройства со всеми деталями.
Тот, кого выбрали ответственным за проект, должен будет согласовать дизайн-проект с администрацией. Нужно следить, чтобы из него не «исчезли» важные элементы вроде скамеек или детской площадки.
7 этап – непосредственно проведение работ по благоустройству. Тут ответственный за проект должен контролировать работу подрядчика. О любых отклонениях от утвержденного проекта нужно срочно сообщать в администрацию.
После окончания работ представитель жильцов принимает выполненные работы в составе группы сотрудников администрации. Если работа выполнена с нарушениями, то акт сдачи не подписывают до их исправления.
8 этап – обеспечить сохранность благоустройства. Дважды на один и тот же двор деньги по программе не выделят. Скорее всего, их не выделят в течение десятилетия и по другим программам. Поэтому жильцы должны сохранять то, что получили – не допускать случаев вандализма по отношению ко двору, иногда выходить на субботники и не выбрасывать мусор мимо урны.
Какие могут возникнуть проблемы
Проблемы с реализацией проекта могут возникнуть на любом этапе. Так, из-за ограниченного финансирования в некоторых городах и регионах под действие проекта попадают далеко не все дворы. Так как приоритет отдается самым нуждающимся дворам, относительно сохранившиеся будут ждать своей очереди еще долго.
Недостатком являются и сжатые сроки, это вызвано бюрократией: программа благоустройства дворов утверждается до 1 апреля каждого года, а дизайн-проект согласовывается до 1 июля. Закончить же работы по благоустройству подрядчик обязан до конца года – и на это остается менее 6 месяцев. Поэтому пик работ приходится на конец года, что отражается на их качестве.
Нарекания у экспертов есть на типовые дизайн-проекты благоустройства дворов. Сводится весь ремонт, как правило, к «заливке» большей части двора асфальтом и установке стандартных лавочек, фонарей и детских площадок. В итоге отремонтированные дворы достаточно сильно похожи друг на друга. Хотя для многих даже такое благоустройство – огромный шаг вперед.
В большинстве случаев нарекания есть на качество проводимых работ. Строители без предупреждения отклоняются от плана – переносят места расположения некоторых элементов, вместо плитки заливают тротуары асфальтом, «забывают» про озеленение. О тротуарах некоторые подрядчики тоже не вспоминают.
При согласовании плана с жильцами будет сложно учесть интересы всех – если пенсионерам нужны лавочки и деревья, то молодым родителям – детские площадки, а автомобилистам – места для парковки. Дворы не бесконечны, поэтому нужно искать компромиссное решение .
На сайте проекта есть справочник лучших практик благоустройства – в нем можно найти ответы на многие вопросы и в итоге найти решение, которое понравится всем.
Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.
Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.
Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.
Распределение по регионам
В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.
Принятие муниципальных программ
Чтобы получить деньги из федерального бюджета, регионы и муниципалитеты должны разработать собственную программу и утвердить ее. Необычным является то, что на это могут повлиять сами жители. Мероприятия по благоустройству проводятся на дворовых территориях только многоквартирных домов.
Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.
Какие населенные пункты могут участвовать в программе?
Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.
Кто сейчас заботится о дворах
Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.
Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.
Новые правила
В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!
Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.
Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.
На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.
Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.
Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.
Участие может быть:
- Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
- Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.
Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.
На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.
Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству
Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:
- Создать инициативную группу.
- Составить перечень желаемых изменений.
- Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
- Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
- Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.
Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.
На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.
Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.
Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.
На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.
Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.
Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.
Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:
11 октября 2018 года, Московская область. В Подмосковье завершается комплексное благоустройство дворовых территорий, запланированное на 2018 год. По состоянию на начало октября программа комплексного благоустройства дворовых территорий выполнена на 91%. Об этом сообщил Евгений Хромушин министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
«По поручению губернатора Московской области А.Ю.Воробьева, мы увеличили темпы работ по благоустройству дворов, - сообщил Евгений Хромушин. На этот год запланировано благоустройство 1440 дворовых территорий, работы уже выполнены на 1310 объектах, что составляет 91% программы этого года. В 45 муниципалитетах программа благоустройства выполнена на 100%, в трех муниципалитетах на 100 и более процентов, благоустройство остальных дворов находится в разной степени готовности от 75% до 95% и будет завершено в установленные сроки».
Отметим, что передовиками программы комплексного благоустройства дворов в Московской области можно назвать с перевыполнением плана городские округа Реутов (122,2% перевыполнение), Электрогорск (114,3% перевыполнение) и Люберцы (101,5% перевыполнение). Большинство муниципальных образований выполнили программу на 100%, в том числе, Мытищи, Подольск, Балашиха, Щелковский, Коломенский, Шаховская, Бронницы, Рошаль, Пущино и др. Есть и аутсайдеры по исполнению программы, которые сейчас находятся в красной зоне, в числе них Протвино, Красноармейск, Дубна и Фрязино.
Напомним, что в Подмосковье насчитывается около 12,8 тыс. дворовых территорий, ежегодно благоустраивается не менее 10% дворовых территорий. В благоустройство входит шесть обязательных элементов: новая или модернизированная детская площадка с тавмобезопасным покрытием, озеленение, освещение, парковочные карманы, информационный стенд, контейнерная площадка для твердых бытовых отходов.
«Всего за четыре года с начала реализации программы по благоустройству в Подмосковье мы комплексно благоустроили более 5,68 тыс. (почти половина дворовых территорий), обновленные дворы получили более 6 млн. жителей. Важно, что очередность, объем работ и адресный перечень программы благоустройства дворовых территорий определяется самими жителями по результатам интернет-голосования. Сегодня Правительство Московской области совместно с муниципалитетами решает важнейшую задачу, чтобы каждый собственник, в результате поадресного пересечения всех программ, реализуемых в регионе, почувствовал улучшение качества своей жизни и получил комфортную городскую среду, включая чистую и отремонтированную лестничную клетку в своем подъезде, утепленный и надежный фасад дома с надежной кровлей, исправным лифтом, приятную для глаз функциональную детскую площадку, собственную парковку и освещенный двор. Все это уже не поровый год реализуется в Подмосковье, эти программы очень востребованы жителями. Мы видим положительную реакцию общественности через социальные сети, так как жители видят результат в реальном времени, а не по телевизору» -заключил Евгений Хромушин.