Участие в торгах без ндс. Оптимальные схемы налогообложения для предпринимателей участвующих в гос
В первую очередь определим, что действующее фискальное законодательство предусматривает два типа систем налогообложения (СНО): основной, или общий режим обложения налогами, и специальный режим. Ко второму относятся:
- УСН — упрощенка, или упрощенная;
- ЕНВД — «вмененка», или единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельхозналог;
- ПСН — патентная.
Прежде чем обозначить: УСН или ЕНВД — что выгоднее, рассмотрим отличительные особенности действующих систем налогообложения в виде таблицы.
Совмещение систем налогообложения
Законодательно установлено, что совмещение систем налогообложения для экономических субъектов России не запрещается. Например, компания осуществляет несколько видов деятельности и вправе применять разные системы налогообложения для каждого из них.
Рассмотрим, какие совмещения допустимы. Допустимые варианты представлены в разрезе ИП и юридических лиц, а также в разрезе СНО:
В такой ситуации, когда компания совмещает несколько фискальных режимов, ведение раздельного учета по каждой СНО обязательно. В противном случае организацию или ИП ждут крупные штрафы, а также приостановление деятельности или арест расчетных счетов.
Как выбрать систему налогообложения
Для экономического субъекта, ведущего любой вид деятельности, необходимо определить вид СНО, что выгоднее: упрощенка, «вмененка», сельхозналог или ПНС. При определении подходящего фискального режима следует учитывать:
- Вид деятельности, который будет осуществлять организация или частный предприниматель. Законодательством предусмотрены дополнительные льготы для отдельных видов деятельности.
- Объемы производства, реализации и доходность субъекта. Поставщику необходимо грамотно спланировать масштаб реализации продукции или работ. При объемах денежных поступлений до 100 миллионов рублей в год выгоднее перейти на специальные режимы НО.
- Расходы, которые понесет компания. При значительных тратах на производство или реализацию целесообразнее выбрать системы, предусматривающие уменьшение налоговой базы на понесенные затраты. Однако не все расходы можно учесть. Полный перечень таких затрат закреплен в НК РФ. Данное условие актуально при определении, какой вид УСН выбрать. Например, УСН 6 % не позволяет учесть затраты при исчислении налогообложения.
- Штатная численность. Владельцу бизнеса необходимо определить количество штатных работников, которое потребуется для выполнения плановых показателей по объему производства, а также для обеспечения бесперебойной работы компании. При численности до 100 штатных единиц допустим переход на специальные СНО.
Обратите внимание, что выбрать УСН или ЕНВД, либо иные льготные СНО могут только субъекты, отвечающие особым условиям, обозначенным в НК РФ. Если условия не соблюдены, следует применять ОСНО, иначе компанию ждут серьезные штрафы.
Выбор налогообложения для госзакупок
Как мы отметили ранее, выбор зависит от вида деятельности, масштабов производства, штатной численности и прочих характеристик экономического субъекта. Однако если компания планирует участвовать в государственных закупках, то следует учитывать и другие требования. Например, максимальная и , при превышении которой поставщик не будет участвовать в закупках.
Таким образом, если субъект планирует получить прибыль до 100 млн рублей в год, численность сотрудников — не более 100 человек, а процент участия сторонних компаний в уставном капитале — до 20 %, то субъекту выгоднее выбрать УСН или ЕНВД.
Патентную СНО следует выбирать при условии, что расходы на приобретение патента не превысят стоимости вышеуказанных налогов.
При производстве товаров для сельского хозяйства и прочих услуг в данной сфере деятельности преимущественно выбирать ЕСХН. Сравните, УСН или ЕСХН, что лучше для вашей фирмы, с помощью таблицы, представленной выше. А при осуществлении нескольких видов деятельности рассмотрите совмещение ЕСХН и ЕВНД или другие варианты.
При крупных масштабах производства следует выбирать общий режим. Такой подход позволит компании получить возможность возмещения НДС и прочие льготы.
Обратите внимание, что окончательного ответа, что лучше — «вмененка», упрощенка или иной режим обложения, не существует. Однозначно сказать для ИП или ООО выбрать УСН или ЕНВД невозможно. Требуется оценить ключевые факторы (вид деятельности, объемы производства, затраты, штатная численность), сравнить показатели с законодательными условиями, а также оценить свои возможности и изучить успешный опыт конкурентов, и только потом принимать решение.
Может ли ИП участвовать в тендерах – это один из вопросов, который интересует бизнесменов после открытия. На деле в аукционах участвуют крупные компании, но для каждой, даже маленькой, это возможность получить дополнительный доход и заслужить репутацию.
Перед тем как приступить к подготовке документации для общего аукциона, бизнесмену нужно понять, как участвовать в тендерах и какие перспективы благодаря этому получаются.
Только закон определяет возможно ли предпринимателю принимать участие в такой деятельности, как госзакупка, проходящая на специально созданных торговых площадках. При этом в заключаемом контракте оговариваются условия, сроки и качество выполнения государственного заказа. Здесь в основе лежит продуктивность, справедливость и состязательность. Закупочная сфера постепенно становится для большого количества наблюдателей открытой.
По результатам проведённых торгов определяется победитель, подавший лучшее предложение для выполнения заказа и который отвечает потребностям заказчика. Средства для оплаты результатов взимаются из бюджета.
Естественно, занятое первое место даёт возможность ИП выйти на профессиональный рынок, что предоставляет перспективы.
Успех достигается только при наличии следующих факторов, которые необходимы для участия:
- изучение алгоритма;
- объективная оценка потенциала;
- изучение рисков;
- освоение принципов работы.
Нужды заказчика могут удовлетворяться за счёт, того, что размещены специальные предложения, но только на конкурентной основе, что даст возможность получить должный результат.
Участвуя в торгах, предприниматели имеют приоритеты, но и риски здесь велики, поэтому важно быть уверенным в решении участия в аукционах.
Распределение заказов происходит исходя из нескольких типов торгов:
Госзакупки проводятся на специализированных сайтах, представляющих собой электронные площадки для торгов.
К числу наиболее распространённых сегодня относятся следующие:
Здесь имеются все актуальные закупки и предложения для них.
Что касается информации о торгах, то её можно обнаружить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . В рамках контракта заказчиком может стать государственный, муниципальный орган или бюджетные организации.
Как правило, такие заказы находятся в доступе для любых предпринимателей.
Участник должен предоставить следующие бумаги:
В соответствии с законом, каждый ИП вправе участвовать в торгах, но только при условии, что все документы соответствуют. Здесь очень важно подтвердить финансовую состоятельность ИП, так как ему предстоит обеспечить гарантию. Как правило, сумма обеспечения колеблется от 0,5 до 5 процентов.
В качестве гаранта может выступать банк, с которым потребуется заранее заключить соглашение о тендерном кредитовании. Бизнесмен вправе подать несколько заявок для участия в торгах, что повысит шансы ИП. Можно воспользоваться для этого специальными компаниями, которые оказывают услуги по тендерному кредитованию.
Предпринимателю необходимо знать, что организатор может скорректировать требования процесса и правила участия.
Бизнесмену потребуется следовать следующим рекомендациям, чтобы участвовать в госзакупках:
- Создать электронную подпись, которая в дальнейшем потребуется для документооборота.
- Пройти на торговой площадке процедуру аккредитации. Это необходимо для того, чтобы увидеть наиболее актуальные предложения. Для осуществления последнего лучше обратиться за помощью к специалистам, которые установят программы на компьютер и поддержат предпринимателя. Если же делать это самостоятельно, то к заявлению для аккредитации следует прикрепить копии официальных документов.
- Обеспечить заявку для участия, что представляет собой залог, который варьируется от 0.5 до 5 % исходя из всей суммы заключённого контракта, блокируемый на лицевом счёте.
Естественно, блокировка будет снята и залог возвращён при следующих ситуациях:
Но залог не будет возвращён в случае, когда предприниматель одержал победу, но уклонился от дальнейшего контракта, или, когда вторая часть заявки не соответствует три раза в одном квартале.
Подать заявку, что можно осуществить при помощи интерфейса на площадке. Составление заявки происходит исходя из принципа того, что она делится на две части.
Первая содержит в себе информацию об услугах, товарах или работах, а вторая:
- личная информация;
- бумаги, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям 31 статьи закупки по 44-ФЗ;
- копия бумаг, подтверждающих законодательное соответствие услуг и товаров;
- решение крупной сделке или о её одобрении;
- документ о принадлежности ИП к субъектам хозяйствования, которые подают документы.
Участие в электронных аукционах, которые идут в 2 этапа:
Подписание контракта с победившим, что происходит в течениё времени, составляющего не больше тринадцати дней. В противном случае направляется уведомление об уклонении и сумма обеспечительной заявки на участие в торгах не возвращается.
Здесь важно учитывать, что список необходимых для аукциона бумаг периодически меняется, так как переменчивы и требования заказчика. Его с лёгкостью можно найти в тендерной документации.
Чтобы исполнить условия договора, заключённого между заказчиком и потребителем, предпринимателю необходимо иметь тендерные гарантии. Как правило, оно составляет около тридцати процентов от полной цены заказа. Указанная сумма зачисляется на счёт в банке, принадлежащий заказчику. Она обязательна для всех ИП, которые одержали победу в тендере.
В противном случае, решение отменяется и бизнесмену не удастся заключить выгодный контракт и поднять свою репутацию.
Как только бизнесмен выберет аукцион, ему следует приступить к изучению документов.
ИП потребуется подготовить бумаги и заполнить заявку, в которой имеется:
- правовая и организационная формы;
- личная информация;
- бумаги, подтверждающие качество предоставляемых услуг;
- документальное доказательство законности деятельности;
- реквизиты и наименование ИП.
После того как необходимый формуляр будет правильно заполнен, нужно поставить электронную подпись.
Труднее всего участвовать в тендере предпринимателям, которые являются новичками, здесь критерии оценки несколько отличаются, но при помощи специалистов, разобраться с этим будет несложно.
Воспользовавшись помощью банка в качестве кредитора для участия в торгах, бизнесмен приобретает неоспоримые преимущества, например:
- отсутствует ограничение в плане финансов для аукциона с крупными суммами контрактов;
- оперативность оформления бумаг;
- не нужно взимать финансы из бюджета ИП;
- минимальная ставка на пользование кредитными деньгами;
- возможность подать несколько заявок в разные торги в одно и то же время.
Существуют ситуации, когда ИП не может принимать участие в тендерах. Статья 3 ФЗ под номером 275-ФЗ от 29.12.12 года гласит, что бизнесмен не может участвовать в закупках, но это касается именно оборонного заказа. Причём это правило действует для всех случаев без исключения.
Этот факт обусловлен тем, что исполнитель обязан обладать мощным производственным техническим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые обеспечили бы поручение.
Но, если ИП всё же принимает участи в торгах, то бизнесмена начинает одолевать вопрос – а что будет, когда он выиграет тендер? На самом деле после победы предпринимателю стоит обратиться к специалисту, который поможет проконтролировать оформление договора правильно, чтобы он полностью соответствовал требованиям закона. Также специалисты предоставляют услуги по сопровождению участия в тендере бизнесменов.
Участие организации в тендерах, проводимых как для государственных и муниципальных нужд (госзакупки), так и для коммерческих компаний является одним из способов заключения договоров. Организация тендеров позволяет решить ряд экономических задач. Прежде всего, это способствует выявлению на рынке добросовестных организаций-партнеров, выполняющих работу ответственно и качественно, а также заключению догово-ров по реальным (не завышенным) ценам. Для исполнителя заключение договора по итогам торгов является гарантией обеспечения долгосрочных заказов, стабильности в предпринима-тельской деятельности, положительного имиджа на рынке.
Возможность заключения договора путем проведения торгов предусмотрена гл. 28 «Заключение договора» ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком слу-чае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу - лучшие условия.
Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установ-лены в ст. 448 ГК РФ. Например, извещение о проведении торгов должно быть дано органи-затором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть ука-зан предоставляемый для этого срок.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае участвовать может любое лицо, во втором - только лица, специально приглашенные для этой цели. Не менее чем за 30 дней до начала торгов органи-затор извещает о времени, месте, форме, предмете и порядке их проведения, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сообщает сведе-ния о начальной цене.
В ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их прове-дения: для аукциона - в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса - не позднее, чем за тридцать дней до его проведения. В случае отказа организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реаль-ный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независи-мо от того, в какой срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.
Обычно для участия в торгах участникам необходимо предоставить обеспечение кон-курсной заявки. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.
Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им. В отношении участника, выигравшего торги, уста-новлено, что сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ). Если же победитель торгов уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обя-зан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причи-ненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).
Также для обеспечения серьезности намерения участника, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определя-ется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установлен-ных для случая утраты участника тендера внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например, га-рантийная сумма выплачивается:
- если участник отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
- если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
- если по вине участника контракт (договор) между ним и заказчиком не был заклю-чен в установленный срок.
В случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате за-датка победителю после заключения контракта снимается.
Бухгалтерский учет
Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.
Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию - удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».
Для признания всех расходов, связанных с торгами, организация должна докумен-тально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.
В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в уче-те обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.
Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99). Дебет 51 Кредит 91-1.
Налоговый учет
Юлия Васильева
руководитель группы по аккредитации иностранных представительств
Государственный заказ всегда желанен для предпринимателей. Контракт с государственным заказчиком позволяет закрепиться на рынке, сохранить (а иногда и увеличить) рабочие места и объемы производства, дает определенную уверенность в завтрашнем дне даже в кризисные для экономике периоды. Вместе с тем участие в размещении заказа зачастую таит в себе массу «подводных камней», столкновение с которыми может иметь негативные последствия для потенциального поставщика товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд.
Для участников размещения заказов, применяющих УСН, одним из таких моментов является включенный заказчиком в цену контракта налог на добавленную стоимость.
Можно ли подписывать государственные контракты с участниками торгов, применяющими УСН?
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом № 94-ФЗ и иными федеральными законами.
Таким образом, любой участник размещения заказа, в том числе тот, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в торгах и подписывать государственный (муниципальный) контракт с государственным заказчиком.
Начальная (максимальная) цена контракта
Законом № 94-ФЗ предусмотрено, что документация о размещенном заказе должна содержать сведения о порядке формирования цены контракта (цены лота) (с учетом таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Таким образом, заказчик должен изначально указать в документации о размещенном заказе сведения о том, включает в себя начальная (максимальная) цена контракта сумму налога на добавленную стоимость или нет.
Если заказчик указал в документации начальную (максимальную) цену контракта без учета налогов, никаких проблем возникнуть не должно: участник размещения заказа предлагает цену, за которую он готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги) по государственному контракту, а заказчик оплачивает стоимость товаров (работ, услуг) по цене, указанной в контракте.
Как быть, если цена контракта указана с НДС?
К сожалению, законодателем не урегулирован вопрос о порядке действий при заключении участником размещения заказа, применяющим УСН, государственного контракта, включающего в стоимость товара (работ, услуг) по нему сумму НДС.
И если для участников размещения заказа - физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, законодатель прямо предусмотрел порядок действий («уменьшение оплаты такого контракта на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта»), то для «упрощенцев» такого правила Закон № 94-ФЗ не предусматривает.
Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что применение аналогии в данном случае вполне уместно и не нарушает прав и законных интересов «упрощенца».
Так, государственный заказчик включил в проект государственного контракта условие следующего содержания: «Пункт 1.2. Общая сумма контракта с учетом НДС 18 %... в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена государственного контракта снижается на сумму НДС без изменений предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции».
Антимонопольный орган счел данное положение контракта нарушением Закона № 94-ФЗ, о чем вынес решение по делу № 11-02/57-712/11. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 № 09АП-4319/2012 требования заказчика о признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении законодательства о размещении заказов удовлетворены, поскольку решение антимонопольного органа не соответствует закону. Суд разъяснил, что если при проведении торгов участник размещения заказа работает по упрощенной схеме налогообложения и указывает цену без учета НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который начисляет налог на добавленную стоимость, вследствие чего интересы организации, применяющей УСН, не ущемляются.
И все же как поступить, если документация заказчика не предусматривает какого-либо определенного порядка действий «упрощенца», выигравшего тендер на заключение контракта с учетом НДС?
Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Пунктом 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что цена госконтракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1. ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4. ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона № 94-ФЗ. Цена госконтракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения муниципального контракта.
Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой НДС, исчисляют сумму этого налога, подлежащую уплате в бюджет, лишь в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Таким образом, находящийся на УСН участник размещения заказа при формировании ценового предложения контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта должен учитывать стоимость НДС. А для исполнения требования контракта поставщику-«упрощенцу» следует представить заказчику счет-фактуру с выделением НДС. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 № 09АП-12094/2011).
Вместе с тем существует противоположная административная и судебная практика, согласно которой в случае, если победитель торгов применяет УСН при заключении контракта, при указании цены контракта вместо указания суммы НДС или процентной ставки должен выставлять заказчику счет-фактуру.
В этом случае при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (см. письма Минфина России от 28.12.2011 № 02-11-00/6027, от 26.01.2012 №03-07-11/21, а также постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2012 № А10-5127/2011).
Пример из судебной практики
Заказчик обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Поставщику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 5 124 551 рубля 69 копеек по муниципальному контракту от 22.06.2010 № 4 в связи с завышением стоимости контракта на величину НДС.
В удовлетворении требования отказано, поскольку работы выполнены в соответствии с условиями контракта и оплата произведена по согласованной в нем цене, которая на сумму НДС ответчиком не увеличивалась, так как в представленных в дело справках НДС не выделен и не включен в стоимость работ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 № А53-17385/2011).
Госзакупки - начинаем и выигрываем
Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.
Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.
Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.
Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .
Что такое госзакупки?
Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.
Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.
Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни
Где проводятся госзакупки?
Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.
Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.
Способы закупок по 44-ФЗ
Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:
При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.
Закрытые способы применяются в следующих случаях:
- информация о госзакупках является государственной тайной;
- заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
- заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.
На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.
Этапы электронного аукциона
1.Получить электронную подпись
Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .
2.Пройти аккредитацию участников
Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.
Для юридических лиц это:
- выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
- копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
- доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
- решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.
Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.
3.Обеспечить заявку на участие
Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.
Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:
- заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
- по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
- вторая часть заявки признана несоответствующей;
- с участником был заключен контракт по его заявке.
Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.
4.Подать заявку на участие
Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.
Вторая часть заявки включает в себя:
- ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
- документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
- документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
- декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.
5.Участие в электронных торгах
В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:
- Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
- Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.
6. Подписание контракта с победителем аукциона
Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.
Где пройти обучение процедуре госзакупок?
Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».
Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:
- семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
- набор методических материалов, памяток, инструкций.
Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!
- Паршенцева И.С. Кадастровая и рыночная стоимость земли: проблемы взаимоотношений. П. Федоров, О.М. Пахомова, Н.В. Булычева. Оценка рыночной стоимости земли методом массовой оценки Общие сведения о кадастровой стоимости
- Основные страны экспортёры и импортёры газа, место России на этом рынке Крупные производители и экспортеры газа
- Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения План написания эссе
- Подводные камни при автокредитовании Подводные камни при получении автокредита