Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Валютный контроль в российской федерации Валютный контроль определение
Система валютного контроля в Российской Федерации является частью ее государственного финансового контроля и построена по принципу двухуровневой модели. Первый уровень образуют Правительство РФ и органы валютного регулирования, второй - агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ таким органом валютного контроля является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - Росфиннадзор.
К агентам валютного контроля Законом отнесены уполномоченные банки, подотчетные Банку России, профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк России.
Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти (являющихся органами валютного контроля), их взаимодействие с Банком России. Оно также обеспечивает взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, таможенных и налоговых органов.
Банк России обеспечивает взаимодействие уполномоченных банков как агентов валютного контроля с таможенными и налоговыми органами: уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля в объеме и в порядке, установленных Банком России.
Такое распределение функций между органами и агентами валютного контроля установлено в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле". Этим же Законом определены права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право проводить проверки по соблюдению резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства - положений Закона и актов органов валютного регулирования, проверять полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Они вправе запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Законом установлен перечень документов, которые в целях осуществления валютного контроля могут запрашивать у резидентов и нерезидентов агенты валютного контроля. Но из этого перечня они имеют право требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительны на момент представления, иметь заверенные переводы на русский язык, если они полностью или частично исполнены на иностранном языке.
Таким образом, либерализация валютного законодательства, приводящая к увеличению числа участников валютных отношений и, соответственно, к росту объема валютных операций, требует повышения эффективности валютного контроля как инструмента валютной политики государства.
В системе органов валютного регулирования и валютного контроля особое место занимает Банк России.
В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России является основным органом валютного регулирования и одним из основных органов валютного контроля. По Закону он наделен правом создания нормативных правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.
Разработка нормативно-правовой базы является основным методом валютного регулирования и валютного контроля, применяемым Банком России.
Конкретные методы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства определяются с таким расчетом, чтобы они оказывали комплексное регулирующее воздействие при реализации задач государственной валютной политики.
В отношении экспортно-импортных операций применяется система таможенно-банковского контроля. Она основана на сопоставлении в автоматическом режиме данных таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации с информацией уполномоченных банков о суммах поступившей на счета экспортеров выручки от экспорта товаров или списанных со счетов импортеров сумм оплаты за импортируемые товары. Информация об осуществленных отгрузках и платежах обрабатывается в Главном научно-информационном вычислительном центре Федеральной таможенной службы. На ее основе выявляются факты невозврата в Российскую Федерацию экспортной выручки и непоступления товаров в счет осуществленных авансовых платежей по импортным контрактам.
Для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом органы и агенты валютного контроля могут использовать паспорт сделки, оформляемый экспортерами и импортерами в уполномоченных банках (ст. 20 Закона). Он должен содержать сведения, необходимые для учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Эти сведения отражаются на основе подтверждающих документов. Банк России может устанавливать единые правила оформления резидентами паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В настоящее время сформирована система отчетности уполномоченных банков по валютным операциям, которая является основной базой для их мониторинга. Мониторинг валютных операций как метод валютного контроля используется для выявления отклонений в направлении валютных потоков, которые указывают на возможность необоснованного оттока капитала из страны и уклонение участников внутреннего валютного рынка и внешнеэкономической деятельности от выполнения требований валютного законодательства.
Таким образом, система валютного контроля в Российской Федерации построена на принципах последующего контроля за уже совершенными валютными операциями и требует дальнейшего совершенствования в направлении развития механизма предварительного контроля.
Организация заключила договор с иностранной компанией, или человеку предложили устроиться на работу в международную компанию и получать заработную плату из-за рубежа. В этих случаях каждое из действующих лиц обязательно услышит словосочетание «валютный контроль». Под его действие попадает и любой россиянин, который поедет в отпуск и будет ввозить или вывозить валюту через границу РФ. Так что же такое «валютный контроль»?Понятие о валютном контроле и его функциях
Валютный контроль в Российской Федерации– это меры по государственному инспектированию валютного рынка. То есть это надзор за движением валюты как за пределы государства, так и внутри страны. Касается это и простых граждан, и предприятий, и организаций.
Вот несколько основных функций, которые выполняет валютный контроль (далее - ВК):
- Выдача всех возможных разрешений и проверка работы обменных пунктов, которые могут покупать и продавать валюту. Это означает, что все официальные «обменники» должны иметь лицензию и их работа находится под пристальным вниманием органов валютного регулирования и контроля.
- Купли-продажи иностранной валюты в пределах России. Покупая денежные знаки «импортного производства» перед отпуском, человек автоматически становится объектом внимания валютного контроля и законодательства в данной сфере.
- Провоз валюты через границу. При вывозе или ввозе сумм, превышающих 10000 долларов в любой валюте, владелец денег обязан их задекларировать. Если наличных менее чем 10000 долларов, то это делается по личному желанию.
- Расчеты по экспортно-импортным сделкам, контрактам и покупкам. В большей степени это относится к юридическим лицам, так обычно сюда включаются сделки между российскими и иностранными организациями по всем видам договоров. Хотя этот пункт касается и физических лиц, которые получают за свою работу деньги из-за границы или оплачивают крупные заграничные покупки. Мелкие валютные покупки в интернет-магазинах или аукционах обычно не привлекают внимания органов ВК.
Буква закона, или Федеральный закон о валютном контроле
Как и большинство видов
деятельности в России, подконтрольные валютные отношения регламентируются
федеральным законом
(далее - ФЗ) о валютном контролеот 10.12.2003.
Этот документ не меняет своего основного содержания с 2003 года и имеет только ряд нововведений, связанных в основном с формулировками.
Так, в связи с изменениями в Налоговом кодексе, валютный контроль в РФ 2014сменил ряд наименований «действующих лиц». Например, «банки» заменили на «кредитные организации». Основные акценты и сфера распространения закона остались без изменений.
Органы валютного регулирования и контроля
173 ФЗ о валютном контроле четко распределяет: кто, что и за кем должен контролировать. Органами валютного контроля являютсяЦентральный Банк и Правительство РФ. Эти органы проверяют своих агентов. Если обобщить, то основные моменты, которые проверяют агенты, это:
- суммы операций с участием иностранной валюты (то есть кто, сколько и кому перевел);
- основания для использования именно «импортных» денежных знаков, а не рублей;
- сроки предоставления документов, которые доказывают, что инвалюта была переведена или получена именно за услугу или товар.
Самими агентами валютного контроля являются:
- банки, которые подчиняются ЦБ;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- таможенные и налоговые органы.
Цепочка контролеров и подконтрольных организаций только кажется сложной. Если фирма перевела деньги своему заграничному партнеру и получает от него товар или комплекс услуг, то при декларировании инспектировать ее будет таможня и российский банк, через который эта оплата прошла. Это предусматривает закон о валютном контроле.
Организация в этом случае должна доказать, что она не просто так перевела эти деньги заграницу. В таможню будет предоставляться платежное поручение на оплату, а в банк - декларация на товары. А уже эти два агента будут контролироваться ЦБ и Правительством. И несоблюдение сроков или условий операций приводит к достаточно суровым штрафам, но уже в рублях. Например, несвоевременное предоставление декларации грозит организации штрафом в 50000 рублей.
Штрафные санкции применяются и к физическим лицам. Если гражданин России открыл банковский счет на территории иностранного государства, то он обязан сообщить об этом налоговым органам РФ в течение одного месяца. Или банк может отклонить платеж, направленный в пользу или от физического лица, если считает, что эта операция сомнительна и лицо не имеет подтверждающих документов для такого перевода. Штрафы за нарушение валютного контроля установлены ст. 15.25. КоАП.
- Если физическое лицо работает на иностранную компанию и получает свои «кровные» в валюте или переводом из-за рубежа, то оптимальным вариантом является переход в формат юридического лица, например ИП. В случае неподтверждения человеком такого платежа, банк имеет право отклонить операцию. К тому же, при таком варианте не производится отчислений налогов, а это уже может не остаться без внимания налоговых органов.
- Если сумма договора на товары или услуги, заключенной с иностранным партнером, больше 50000 долларов, то нужно открывать паспорт сделки в банке. Если в рамках этого контракта производится несколько поставок или оказывается несколько услуг, то как только сумма приближается к этому рубежу, во избежание штрафных санкций лучше заранее оформить паспорт сделки в банке.
- Если физическое лицо перевозит более 10000 долларов в любой валюте, то лучше задекларировать их в аэропорту при прохождении таможенного контроля. Избавить себя от проблем с декларированием сумм и потерей времени на это можно, просто открыв валютный счет в российском банке и привязав к нему банковскую карту. Это, конечно, приведет к комиссиям при расчетах, но более безопасно и не требует заполнения документов и формальностей при прохождении пограничного контроля.
В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.
Органы валютного контроля
В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:
- Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.
Агенты валютного контроля
В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:
- банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
- банки, не являющиеся уполномоченными;
- Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- участники рынка ценных бумаг.
Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.
Функции органов и агентов валютного контроля
Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:
- контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
- проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
- проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.
Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.
С целью контроля роста уровня инфляции, а также для развития экономики внутри нашего государства осуществляется Валютный контроль. Закон о валютном контроле был принят еще в 1992 году, этот самый контроль осуществляют органы государственной власти, основная цель данной в мероприятии заключается в том, чтобы контролировать отток национальной валюты за пределы РФ. За нарушение законодательства предусмотрено наказание как для физических, так и для юридических лиц. Рассмотрим более детально, что такое валютный контроль и как он осуществляется на текущий момент.
Что такое валютный контроль
Итак, основная цель валютного контроля – это обеспечение соблюдения действующего законодательства, в том числе закона о валютном регулировании и валютном контроле. Его положения мы рассмотрим позже, для начала стоит разобрать, какие основные функции выполняет валютный контроль, к ним относится:
- отслеживание расчетов, проведенных не в отечественной валюте и проверять все сопровождающие документы;
- регулировать внутренний валютный рынок и отслеживать движение денежных средств, чтобы не допустить обвала отечественного рубля;
- проверка транзакций, осуществленных в иностранной валюте, и их правомерность;
- проверка учета операций в иностранной валюте.
Обратите внимание, что все вышеперечисленные функции выполняют органы валютного контроля и агенты.
Что касается органов валютного контроля, то к ним можно отнести:
- ЦБ РФ. Именно Центральный банк уполномочен контролировать оборот иностранной валюты, выдавать лицензию на проведение операций, проверять учет, а также издавать нормативные акты, касающиеся данных операций.
- Минфин РФ.
- ВЭК (валютно-экспортный контроль) данная Федеральная служба осуществляет контроль над проведением операций в иностранной валюте с зарубежными партнерами, а также исполнение обязательств в иностранной валюте.
- Таможенная служба, которая контролирует ввоз и вывоз отечественной и иностранной валюты за пределы РФ.
- Правоохранительные органы – МВД.
- Федеральная налоговая служба, ведущая контроль в области налогообложения по сделкам, расчет по которым осуществляется в иностранной валюте.
Другой вопрос, кто такие валютные агенты. На самом деле агентами валютного контроля являются иные коммерческие организации, являющиеся подотчетные всем вышеперечисленным государственным структурам. К таким организациям относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, имеющие разрешение Центрального банка России на осуществление операций в иностранной валюте.
Органы валютного контроля
Итак, выше мы разобрали, какие государственные органы имеют отношение к осуществлению валютного контроля на территории нашей страны. Вместе с тем они обязаны исполнять некоторые обязательства:
- Составлять нормы и правила для всех резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
- Контролировать все операции, производящиеся в иностранной валюте гражданами нашей страны, например, предпринимателями, которые импортируют товары и принимают оплату в иностранной валюте.
- Проводят надзор всех субъектов проводящих оплату в иностранной валюте, проверяют договора и отчетные документы.
Если говорить то же самое простыми словами, то все граждане нашей страны, а также граждане других государств, которые ввозят или вывозят валюту должны подчиняться надзорным органам и предоставлять им все необходимые документы для осуществления полноценного контроля. То есть, по первому требованию всех должностных лиц нужно предоставлять разрешение на совершение валютных операций, договора по которым осуществлялись транзакции и отчеты, в том числе, о выплате налога. Кстати, здесь есть один существенный нюанс, заключающийся в том, что при выявлении нарушений закона об обороте иностранной валюты в России могут лишиться лицензии как резиденты РФ, так и нерезидента.
Закон о валютном контроле
Все вышеперечисленные действия осуществляются на основании 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Если говорить коротко о положении данного закона то он определяет:
- порядок осуществления операций в иностранной валюте;
- полномочия органов контроля за осуществлением операции в иностранной валюте;
- права и обязанности лиц, которые хранят и передают иностранную валюту на территории государства;
- ответственность, предусмотренная за нарушение законодательства.
Чтобы максимально точно понять, что регламентирует закон о валютных операциях на территории нашей страны стоит разобраться, какие именно операции подходят под выполнение данного закона. К таким операциям относится иностранная валюта, как платежные средства. То есть, здесь определяется порядок расчета между сторонами договора в иностранной валюте, зачастую, такие договоры имеют место быть при взаимоотношениях между партнерами из разных стран, например, при экспорте товаров. Отсюда следует, что закон определяет необходимость контроля за движением иностранной валюты внутри нашего государства. Кроме всего прочего, контролирующие органы должны отслеживать все движения между счетами в иностранной валюте, как резидентов и нерезидентов в нашей страны. В первую очередь все вышеперечисленные меры необходимы для того, чтобы укрепить позиции отечественной валюты на территории нашей страны.
Какие функции выполняют органы контроля
Итак, мы выяснили, что контроль за валютными операциями в нашей стране могут осуществлять как уполномоченные государственные органы, так и агенты. Для начала разберем, какие функции непосредственно выполняют государственные органы. Ведь к ним относится непосредственно только государственные структуры в лице Центробанка, Министерства финансов, ВЭК и таможенной службы. Кстати, к таким контролирующим органам также можно перечислить налоговую службу постольку, поскольку именно она отвечает за налогообложение по всем операциям и сделкам.
Так, в качестве органа контроля Центробанк должен в первую очередь следить за любыми в движении денежных средств в иностранной валюте, а также с помощью законодательства четко определять порядок обращения с иностранными денежными знаками. В связи с этим в его полномочия входит установление порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Кроме всего прочего, Центральный Банк России определяет требования к договорам, порядок осуществления транзакции и другое. Говоря простыми словами, Центробанк в данном случае является главным органом, который регламентирует необходимые документы, порядок открытия и ведения счетов, а также может установить лимиты на расчеты между сторонами договора.
Кстати, выше также говорилось, что агентами валютного контроля являются банки и небанковские кредитные организации. Они также имеют полное право открывать счета в иностранной валюте и осуществлять движение средств по ним. Но дело в том, что для осуществления данных операций должно быть выдано разрешение от Центрального банка или, иными словами, лицензия. При отсутствии такой лицензии осуществлять операции в иностранной валюте строго запрещено.
Федеральная налоговая служба
Налоговики имеют непосредственное отношение к валютным операциям, между сторонами договора, которыми могут быть как резиденты, так и нерезидент Российской Федерации. Ведь при экспорте и импорте товаров все обязаны уплачивать налог в федеральный бюджет, здесь налоговая служба имеет право осуществлять надзор в следующих случаях:
Полномочия ФНС ограничены только сферой налогообложения, соответственно, налоговики имеют право проверять договора и отчетные документы, связанные с ними, а также требовать исполнения налогового законодательства.
Налоговая служба имеет право проверять лицензию и разрешение на проведение операции в иностранной валюте.
Налоговая служба обязана уведомлять контролирующие органы о проведении счетов в иностранной валюте, например, при проверке учетных документов, было обнаружено проведение транзакций, в данном случае нужно проверить все сопровождающие сделку документы и уведомить о возможных нарушениях ЦБ и правоохранительные органы.
Обратите внимание, что налоговая инспекция не может применять какие-либо санкции в отношении лиц, нарушивших действующее законодательство, их задача непосредственно осуществляет налоговый контроль, взимать обязательные выплаты в добровольном или принудительном порядке, и вместе с тем они могут лишь передавать информацию в иные контролирующие органы при выявлении каких-либо нарушений.
Федеральная таможенная служба
Таможенники имеют непосредственное отношение к валютному контролю, ведь именно они могут контролировать ввоз и вывоз за пределы РФ отечественной валюты и иностранной. Их полномочия закреплены в постановлении правительства № 809. Итак, какие полномочия имеет таможенная служба РФ в области валютного контроля:
- контролируют ввоз и вывоз продукции через границу, и способы расчета между сторонами договора;
- проверяют разрешения за совершение расчетов в иностранной валюте.
Кстати, при рассмотрении роли таможенной службы при осуществлении валютного контроля, нельзя не затронуть тему Таможенного союза. Если говорить простыми словами, то таможенный союз – это договоренность между некоторыми странами (Киргизия, Армения, Беларусь, Россия, Казахстан) по импорту и экспорту товаров без уплаты таможенной пошлины. То есть, страны-участники союза освобождаются лишь от уплаты пошлины и имеют некоторые иные послабления, но вместе с тем они также обязаны соблюдать закон о валютном регулировании и валютном контроле.
Кстати, разница для участников ТС лишь в том, что для них действует упрощенная процедура ввоза товаров в РФ. Обязательным документов при экспорте является паспорт сделки. Этот документ должен отражать совершенные транзакции в иностранной валюте. Документ выдает уполномоченный банк. Кстати, паспорт сделки отменен с 1 января 2018.
Роль банков в валютном регулировании
Постольку, поскольку валютный контроль в РФ осуществляется не только государственными органами, но и агентами, роль банков в данном случае довольно важная. При этом банки – это непосредственно те агенты, которые владеют всей информацией о счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателях и физических лиц. Отсюда следует, что кредитно-финансовые организации и небанковские кредитные организации обязаны отслеживать движение валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ.
Так нужно максимально подробно рассмотреть обязанности банковских и небанковских кредитных организаций:
- отслеживание ввоза и вывоза иностранной валюты или иностранных ценных бумаг;
- контроль за межнациональными переводами в рублях или иностранной валюте;
- переводы между счетами нерезидентов Российской Федерации в пределах нашей страны.
Все вышеперечисленные операции можно условно объяснить следующим образом: банки по поручению своих клиентов, которыми могут являться как резиденты, так и нерезиденты нашей страны. Переводят денежные средства со счёта на счёт при этом денежные средства могут переходить как внутри банка, так и в другие банки, в том числе зарегистрированные за границей. Именно за всеми вышеперечисленными операциями обязан следить агент валютного контроля.
Обратите внимание, что банки уполномоченные осуществлять операции в иностранной валюте только в том случае, если имеют на то соответствующую лицензию от Центрального банка России.
Какие документы нужны в банк для осуществления валютных операций
На самом деле список документов зависит от нескольких факторов, попробуем разобраться в вопросе, какие именно документы нужны для переводов денежных средств в иностранной валюте. В первую очередь нужны документы: паспорт физического лица или свидетельство, подтверждающее статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме всего прочего, обязательно требуется лицензия на осуществление расчетов и переводов в иностранной валюте, данную лицензию должно предоставить лицо, осуществляющее переводы в иностранной валюте.
Далее, список документов будет выглядеть следующим образом: клиент должен предоставить паспорт сделки, банковские и таможенные декларации. Кроме того, нужны документы, подтверждающие основания для осуществления переводов, например, договора.
Права и обязанности субъектов
Итак, из всего вышесказанного можно прийти к такому выводу, что каждый государственный орган, а также агент валютного контроля, выполняет свои функции, которые в общем итоге позволяют эффективно отслеживать движение иностранной и отечественной валюты. При этом каждый участник данного процесса имеет некоторые права и обязанности:
- В полномочия контролирующих органов входит проверка документов, с целью выявления нарушений в отношении действующего законодательства.
- Задача контролирующих органов проверить подлинность документов и оценить достоверность и всесторонность проведенных операций.
- Обязательство контролирующих органов заключается в том, чтобы проверить все документы и договора на соответствие действующим законодательным актам.
Обратите внимание, что за нарушение закона о валютном контроле предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Задача агентов валютного контроля состоит в следующем:
- следить за счетами и операциями, проводимыми по ним в иностранной валюте, как резидентами, так и нерезидентами РФ;
- передавать информацию в вышестоящие уполномоченные органы при обнаружении действующего законодательства;
Как осуществляется Валютный контроль
Итак, если подвести итог всего вышесказанного, то начать стоит с того, что основная задача валютного контроля состоит в том, чтобы выявить нарушения при проведении операций в иностранной валюте, а также предотвратить отток отечественной валюты за пределы нашей страны. Чтобы работа по валютному контролю была эффективной, к ней привлекаются некоторые государственные структуры, а также коммерческие банковские и небанковские организации. Общей целью данных мероприятий выступает:
- Определить насколько проводимые операции между счетами резидентов и нерезидентов Российской Федерации соответствует действующему законодательству.
- Проверить исполнение действующего законодательства и исполнение своих обязательств перед нашим государством.
- Проверить, насколько целесообразно проводить платежи в иностранной валюте в той или иной ситуации.
- Проверить учет операций, проводимых в иностранной валюте.
Итак, если сделать общий вывод, то валютный контроль необходим в нашей стране для того, чтобы органы власти смогли определить, какое место занимает иностранная валюта среди предпринимателей, насколько необходимо проводить платежи непосредственно в иностранной валюте, а также и предотвратить отток капитала за рубеж. А если быть точнее, то необходимость контроля за проводимыми операциями имеет несколько основных причин, в частности, контроль позволяет предотвратить сокрытие реальных доходов предпринимателей и хранение денежных средств на счетах в иностранных банках. Помимо всего прочего, контроль нужен для того, чтобы контролировать выплаты в бюджет в виде налогов, то есть в данном случае меры необходимы для того, чтобы предприниматели оплачивали свои обязательства в полном объеме и не укрывались от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством.
Обратите внимание, еще одной целью валютного контроля является укрепление позиций отечественной валюты по отношению к иностранной, чем меньше операции будет проводиться в иностранной валюте тем, меньше угроза долларизация отечественной экономики.
Итак, если подвести итог, то валютный контроль – это отслеживание операций, производимых в иностранной валюте на территории нашего государства, причем к данному мероприятию имеют отношения многие государственные органы, чья деятельность в той или иной степени связана с финансами. Основная цель валютного контроля – защитить и укрепить отечественную валюту на российском рынке, выявить недобросовестных предпринимателей.
1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) , уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
- 3. Порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
- для предоставления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;
- для предоставления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.
4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:
- документы, удостоверяющие личность физического лица;
- документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- документы, удостоверяющие статус юридического лица,- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
- документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
- уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
- регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим федеральным законом;
- документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
- таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних, внутренних ценных бумаг в документарной форме;
- паспорт сделки.
5. Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все документы должны быть действительными на день предоставления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля предоставляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть предоставлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Документы предоставляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть предоставлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредоставления лицом документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
6. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.
7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
- в отношении юридического лица: наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
- в отношении физического лица: фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
10. Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
11. Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Права и обязанности резидентов и нерезидентов
1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
- обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего федерального закона;
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.