Принудительная ликвидация ооо. Как закрыть ооо с долгами перед налоговой или контрагентами Ликвидация фирмы банками и налоговой
На законодательном уровне выделен целый спектр оснований, при которых возможно проведение принудительной ликвидации организации. К ним относятся:
- выявление нарушений действующего законодательства;
- предпринимательская деятельность без лицензии, если она необходима для данной сферы;
- конкуренция, которая нарушает нормы действующего законодательства;
- выявление факта отсутствия какой-либо деятельности на ООО.
Отсутствие фактической деятельности можно выявить по операциям на расчетном счете. В соответствии с требованиями действующего законодательства, если на протяжении четырнадцати месяцев по расчетному счету не производилось никаких действий, это может являться основанием для принудительной ликвидации ООО.
Отдельно стоит отметить нарушения законодательства, в соответствии с которыми может быть проведена процедура по принудительной ликвидации ООО (к примеру, если выявлен факт наличия вредных выбросов в атмосферу, заинтересованные лица имеют право обратиться в суд с соответствующим заявлением).
ЭТАПЫ ПРОЦЕДУРЫ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ООО
В российской практике уже разработана инструкция, включающая в себя пошаговый план по проведению всех процедур, направленных на ликвидацию ООО. В целом, принудительная состоит из нескольких этапов.
На первом этапе заинтересованное лицо обращается в суд с требованием о принудительной ликвидации ООО. В такой ситуации это же заинтересованное лицо имеет право подать соответствующее заявление о начале процесса о принудительной ликвидации ООО.
Непосредственно перед подачей заявления в суд, заинтересованная сторона собирает доказательства, являющиеся подтверждением наличия оснований для принудительного прекращения деятельности ООО. В случае, когда судья принимает решение об обоснованности заявленных требований, он объявляет начало процедур по упразднению (принудительной ликвидации ООО).
После принятия такого решения собирается специальная ликвидационная комиссия. Организация осуществляется в соответствии с решениями, принятыми судебным органом. В ходе осуществления своих функций, ликвидационная комиссия:
- оформляет бухгалтерский учет;
- выполняет аудит по работе ликвидируемого предприятия;
- принимает требования, заявленные кредиторами ликвидируемого ООО;
- составляет промежуточный баланс;
- закрывает расчетные счета в банковских учреждениях.
Непосредственно после осуществления ликвидационной комиссией возложенных на нее функции происходит ликвидация ООО принудительном порядке.
Чтобы провести данную процедуру, требуется подготовить определенный пакет документов, который состоит из:
- решения органов, обладающих на это полномочиями;
- доказательства, подтверждающие факт наличия основания для принудительной ликвидации ООО (к примеру результаты проведения прокурорской проверки этой организации);
- исковое заявление;
- промежуточный и окончательный балансы.
Органы, выступающие в качестве инициаторов принудительной ликвидации ООО
Исходя из судебной практики, можно выделить целый перечень органов, которые могут быть заинтересованы в принудительной ликвидации ООО. К ним относятся:
- органы, осуществляющие регистрацию в случаях, когда имеет место неполная уплата установленного капитала или несоответствия имеющихся учредительных документов заявленных в законе требованиям;
- прокуратура, если принудительная ликвидация ООО проводится в интересах защиты прав граждан, государства и общества в целом;
- налоговые органы, если в ходе проверки предприятия выявлено грубое нарушение действующего налогового законодательства;
- антимонопольные органы, если ООО ведет деятельность, которая направлена на ограничение конкуренции в определенной области;
- Центральный банк Российской Федерации, если организация осуществляет различные банковские операции, на совершение которых у нее нет лицензии;
- государственный орган, в задачи которого входит контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов в случае, когда ООО осуществляет свою деятельность без соответствующей лицензии;
- любая заинтересованная в этом организация или гражданин, если речь идет о случаях, когда у предприятия есть задолженность в размерах, достаточных для проведения ликвидации.
ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ООО: ПОСЛЕДСТВИЯ
После окончания проведения процедур по принудительной ликвидации ООО, компания не будет иметь никаких прав на осуществления любого рода коммерческой деятельности. После этого происходит списание всех существующих задолженностей, которые не были покрыты до ликвидации ООО.
Требование о списании задолженности обусловлено тем, что после проведения процедур по принудительной ликвидации ООО, у организации отсутствует собственность, которая может быть использована для погашения долгов. Имущество, принадлежащее учредителям, считается неприкосновенным.
Может ликвидировать компанию? По каким основаниям налоговая инспекция может исключить компанию из ЕГРЮЛ без обращения в суд? Проанализируем судебную практику по данной тематике.
Компания может прекратить свою деятельность по инициативе налоговых органов как в судебном, так и во внесудебном порядке.
Ликвидация компании налоговыми органами во внесудебном порядке
Налоговая инспекция, не прибегая к судебным тяжбам, может ликвидировать компанию при наличии одновременно условий, содержащихся в п.1 ст.21.1 Закона №129-ФЗ:
компания в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения о ликвидации, не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах,
компания не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.
Рассматривая споры о незаконном исключении компании из ЕГРЮЛ, суды со ссылкой на Постановление КС РФ от 06.12.2011 г. №26-П отмечают, что отсутствие движения денежных средств по расчетному счету компании и непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев при наличии документальных доказательств, свидетельствующих о фактическом ведении организацией предпринимательской деятельности, осуществлении финансово-хозяйственных операций, не являются основаниями для исключения данной организации из ЕГРЮЛ (Постановление АС Центрального округа от 25.05.2016 г. №А54-2275/2015).
Процедурные моменты ликвидации компании налоговиками
Налоговые органы должны соблюсти процедуру ликвидации компании, предусмотренную в п.3 и п.4 ст. 21.1 Закона №129-ФЗ.
1 этап. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
Например, в журнале «Вестник государственной регистрации».
Срок публикации - в течение трех дней с момента принятия такого решения.
2 этап. Одновременно с решением должны быть опубликованы (в этом же журнале) сведения о порядке и сроках направления заявлений от всех заинтересованных лиц (самой компанией и ее кредиторов, а также иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются). В журнале публикуется адрес, по которому могут быть направлены такие заявления.
Срок направления заявления - не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении компании.
И если такое заявление в трехмесячный срок не направлено, то налоговая инспекция исключает недействующую компанию из ЕГРЮЛ (п.4 ст.21.1, п.7, п.8 ст.22 Закона №129-ФЗ).
Важно!
Если в установленный законом трехмесячный срок какие-либо заявления о невозможности исключения компании из ЕГРЮЛ в налоговый орган не поступили, то суды подтверждают правомерность принятия решения налогового органа о прекращении деятельности юридического лица (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 г. №А32-18881/2015, Центрального округа от 06.05.2016 г. №А62-6758/2015, Уральского округа от 19.04.2016 г. №А60-30019/2015).
Ликвидация компании через суд по требованию налоговых органов
Принудительная ликвидация компании через суд возможна по требованию налогового органа. Судебная ликвидация компании в судебном порядке возможна при наличии условий, содержащихся в п.3 ст.61 ГК РФ. Приведем самые распространенные условия:
1) допущенные грубые нарушения при государственной регистрации юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер;
Чаще всего, таким нарушением является указание при регистрации компании недостоверного адреса. В том случае, если налоговая инспекция не может найти компанию по указанному в учредительных документах адресу, она вправе инициировать через суд ликвидацию компании.
На практике данный вопрос вызывает многочисленные налоговые споры, что вынудило ФНС РФ выпустить разъяснения нижестоящим налоговым органам, в которых проанализирована судебная практика (Письмо от 25.06.2014 г. №СА-4-14/12088).
О недостоверности юридического лица могут свидетельствовать следующие признаки (п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):
адрес, указанный при регистрации является «массовым»;
адрес, указанный при регистрации, в отношении которого имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители компании по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
адрес, указанный при регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
адрес, указанный при регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
адрес, указанный при регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
Важно!
Именно на этих признаках недостоверности адресов базируются решения арбитражных судов (Решение АС Саратовской области от 24.05.2016 г. №А57-5738/2016).
2) уменьшение стоимости чистых активов по отношению к размеру уставного капитала.
Налоговые инспекции нередко подают иск в суд, требуя ликвидации компании, по причине отрицательного значения чистых активов.
Однако, как отмечают суды, снижение стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для ликвидации компании.
Такое обстоятельство само по себе не влечет незамедлительную ликвидацию компании и не может свидетельствовать о том, что компания не ведет реальную хозяйственную деятельность. Кроме того, суды подчеркивают, что несоответствие размера чистых активов требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществлении хозяйственной деятельности.
При этом если у компании отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также по заработной плате перед своими работниками, то суды по данному основанию отказывают налоговому органу в ликвидации компании (Постановления АС Московского округа от 28.07.2015 г. №А41-74211/2014 и от 27.08.2014 г. №А41-49477/13, решение АС Московской области от 20.02.2015 г. №А41-77679/2014).
Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.
Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации
Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту - Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.
Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?
Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).
Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).
Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.
Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.
Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.
В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.
И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).
Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).
Процедурные моменты
Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).
Оформление результатов проверки
Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.
После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.
Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).
Закрытие фирмы – вопрос, который законодатель отдал на разрешение учредителям. Но ликвидировать недействующее юридическое лицо вправе районная налоговая инспекция. При этом традиционная процедура ликвидации, предполагающая выплаты кредиторам ООО и погашение долгов перед бюджетом, не проводится. Инспекция лишь формально исключает компанию из официального реестра юридических лиц. Таким образом, считается, что ООО закрыли.
Исключение организации из реестра есть право, а не обязанность государства в лице ИФНС. В связи с чем, хозяевам фирмы, желающим ее закрыть, не следует ждать этого. И конечно, ликвидация недействующего юридического лица не влечет автоматическое аннулирование его долгов и денежной ответственности учредителей и директоров.
При каких условиях налоговая закроет общество с ограниченной ответственностью сама?
Ликвидация ООО налоговой инспекцией возможна в одном случае – когда таковое по факту не осуществляет деятельность.
Чтобы ИФНС признала предприятие недействующим и закрыла, у него одновременно должны выявиться два признака:
- - такое лицо в последние двенадцать месяцев не представляло в налоговую отчетные декларации;
- - по его банковским счетам не было ни единой денежной операции.
Наличие у неработающей компании долгов по налогам и взносам во внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС) само по себе не препятствует для признания ее недействующей. Но на практике ООО с обязательствами перед государством налоговым закрывать невыгодно, поскольку задолженность придется списать как безнадежную.
По закону, долги организации, в частности по налогам, в размере более трехсот тысяч рублей, существующие дольше трех месяцев, дают налоговой инспекции право обратиться в суд с требованием о признании должника банкротом. Этим правомочием ИФНС пользуются.
Как происходит ликвидация недействующего ООО?
Если найдены оба условия, указывающие, что ООО не работает, инспекция принимает официальное решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра.
О предстоящем закрытии фирмы должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Одновременно с решением в публикации указывается адрес, куда кредиторы могут направить претензии к фирме, и срок для их предъявления. Сообщение в журнале приравнено к официальному уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.
Когда в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из единого государственного реестра юридических лиц. На этом в ликвидации ООО налоговой инспекцией ставится точка.
Предполагается, что у неработающего предприятия нет и обязательств перед контрагентами. Но это не всегда так. Если хотя бы от одного кредитора поступит заявление о неисполненном обязательстве со стороны фирмы, налоговая ее не закроет. Для примера, подобную претензию может заявить поставщик, не дождавшейся от компании оплаты за товар. Или бывший работник может потребовать невыплаченную зарплату. Тогда учредителям ООО предстоит самостоятельное проведение ликвидации, а если нужно – процедуры банкротства.
Районная налоговая не закроет и ООО, в отношении которого арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве по заявлению кредитора или самого общества.
Почему это плохо, когда ООО закрыла налоговая инспекция?
За коммерческую деятельность фирмы несут ответственность ее создатели и директора. Если у ООО долги по налогам и перед контрагентами, они должны быть погашены самой организацией или ее ответственными лицами. При самоликвидации юридического лица требования кредиторов удовлетворяются. Назначение ликвидации, как и банкротства – защита контрагентов.
Исключение недействующих юридических лиц – крайняя мера для недобросовестных участников экономических отношений, которые «бросили» бизнес. В связи с чем, для учредителей и менеджеров исключенной компании законом установлены неприятные последствия:
- - с 1 января 2016 года действует правило, согласно которому учредитель исключенной из реестра фирмы, владевший более 50 % голосов в ней, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
- - аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице значится в законе и для директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция;
- - заинтересованные кредиторы, неосведомленные о том, что компания закрыта, вправе опротестовать в суде факт исключение общества из реестра и предъявить ее учредителям и директорам свои денежные претензии, а также просить полной компенсации убытков. Срок для такой защиты предоставлен достаточно длительный – один год с момента, когда лицо узнало о закрытии ООО.
Быть учредителем или топ-менеджером компании, ликвидированной налоговой – плохая деловая репутация для человека. Добросовестный предприниматель не оставит дела фирмы на самотек, а при необходимости закрыть бизнес, позаботится о кредиторах. Информация об участии в недействующем ООО может повлиять на мнение деловых партнеров.
Добровольная ликвидация с соблюдением процедуры удовлетворения денежных требований кредиторов избавит от перечисленных проблем. Самостоятельно закрыть ООО можно после выявлению всех потенциальных кредиторов и получению причитающейся фирме задолженности. Самоликвидация занимает время и часто требует участия юристов. Тем не менее, ее безусловным преимуществом является избавление от предпринимательских долгов и обязанностей перед государством.
При отсутствии в компании денег для покрытия требований подойдет инициирование банкротства.
Ликвидация и признание собственного ООО несостоятельным сохранят репутацию ответственного человека и возможность начать новый бизнес. Закрыть предприятие лучше своими силами.
Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.
Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины
Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:
- непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
- допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- ряд иных оснований.
Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.
Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке
Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:
- ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
- Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
- Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
- Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.
Ликвидация ООО по решению суда
Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:
- Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
- Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
- Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
- После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
- Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.