Какие платежи являются обязательными. Аналитическая записка
В порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**).
Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .
Смотреть что такое "Обязательные платежи" в других словарях:
Обязательные платежи - (англ. obligatory /mandatory payments) налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности… … Энциклопедия права
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Юридическая энциклопедия
обязательные платежи - privalomosios įmokos statusas Aprobuotas sritis įmonių restruktūrizavimas ir bankrotas apibrėžtis Lietuvos Respublikos mokesčių įstatymų nustatyti mokesčiai ir įmokos. atitikmenys: angl. compulsory payments rus. обязательные платежи šaltinis… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
Обязательные платежи - – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Обязательные платежи - Налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации; ст. 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127 ФЗ… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства
Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды - обязательные платежи налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются… … Официальная терминология
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ГОСУДАРСТВУ - термин, используемый в ряде актов законодательства РФ, означающий налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи (ст. 3 Закона РФ № 36151) …
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ДОЛЖНИКА - в соответствии со ст. 1 Закона от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) к обязательным платежам относятся налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды,… … Юридический словарь современного гражданского права
ПЛАТЕЖИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СРП - обязательные платежи, уплачи ваемые инвесторами в соответствии со ст. 13 Закона о соглашениях о разделе продукции и актами законодательства о налогах и сборах. Инвестор уплачивает действующие виды налогов и сборов либо освобождается от их уплаты… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Книги
- Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления , Андрей Гартвич. В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и… Купить за 185 руб электронная книга
Ситуация:
Наблюдение. В середине процедуры кредитор по текущим получает решение суда. Направляет испол. лист приставу. Тот возбуждает производство. Спустя (месяц) приостанавливает в связи с введением наблюдения. Затем спустя еще месяц выносит постановление о взыскании исполнительного сбора. Сейчас конкурс. На счет поступила инкассо по этому постановлению и деньги ушли. Задача - обжаловать.
Прошу помочь мне разъяснить следующий момент:
Имеется понятие текущих платежей
ст.5
1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления
о признании должника банкротом.
Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы , пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006
г. N 25"О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"
30. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требованиям, подлежащие включению в реестр требований кредиторов.
Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов
и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.
Исполнительный сбор - представляет собой санкцию штрафного характера
, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П
В моем представлении в данном случае текущие это ->> Обязательные платежи (после даты прин. заявлоения) ->> в том числе штрафы , пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности (Исполнительный сбор)
Понятно, что пристав допустил ряд процессуальных нарушений, но меня волнует вопрос можно ли признать его требование реестровым по основаниям данного пленума. Или понять на будущее, что нет каких либо исключений если требование возникло после заявления о банкротстве, а так же что пленумы устаревают..
Индивидуальный предприниматель обязан уплачивать взносы в бюджет за своих работников и себя. С 2017 года вносить ЕСН (единый социальный налог) необходимо непосредственно территориальному отделению налоговой службы, а не в фонды, как было ранее. Оплате подлежат виды обязательного страхования: пенсионное, медицинское, социальное. На ФНС возложен контроль таковых перечислений, отчетности, взыскивание задолженности по ним. ФСС продолжает принимать платежи на профтравматизм, профзаболевания, декрет.
Что такое обязательные платежи
Денежные суммы, перечисляемые работодателем в ФОМС, ПФР и ФСС, являются обязательными платежами ИП. Отчисления идут на формирование части будущей пенсии, медицинское обслуживание, оказание помощи при наступлении временной нетрудоспособности, по профтравматизму, материнству. Производить взносы обязаны все ИП, включенные в Единый Государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
Изменение размера платежей зависит от выбранной системы налогообложения, совокупного годового дохода ИП, численности штата, заработной платы сотрудника. НК предусматривает временное освобождение от уплаты некоторым категориям бизнесменов. Суммы, сроки внесения, другие нюансы, связанные с обязательными платежами ИП, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, федеральными, региональными законодательными документами.
Какие отчисления делает ИП
Помимо уплаты налогов индивидуальные предприниматели вносят страховые суммы за себя и своих наемных работников. Согласно гл. 34 НК РФ к таковым относятся:
- пенсионные – направленные на формирование будущей пенсии;
- медицинские (обязательное медицинское страхование) – для обеспечения гражданина бесплатным медобслуживанием;
- социального страхования – на случай временной потери трудоспособности, получения декретных выплат;
- взносы по профессиональному травматизму, профзаболеваниям.
Обязательные платежи ИП состоят из двух либо трех частей:
- страховые сборы, уплачивать которые обязаны все ИП – вне зависимости от того, имеется прибыль или нет;
- 1% от суммы дохода, превысившего 300 тысяч рублей;
- в финансовой отчетности ИП фигурирует налог на доходы физических лиц: он вычитается из заработной платы (иных получаемых денежных вознаграждений), поэтому фактический плательщик – трудоустроенный гражданин, а не предприниматель, осуществляющий перевод средств.
Обязательные и добровольные выплаты
Форма регистрации предпринимательской деятельности не влияет на порядок уплаты страховых сборов за наемных сотрудников. ИП, трудоустроивший у себя гражданина, обязан перечислять за него все обязательные платежи в ПФР, ОФМС, ФСС. Индивидуальный предприниматель вправе отказаться от выплат за себя в фонд социального страхования на случай болезни, беременности и родов. Оплачивать взносы по производственному травматизму за себя предприниматель не может. Отчисления на ОПС и ОМС подлежат уплате всегда.
Распределение на страховую и накопительную часть будущей пенсии производит непосредственно Пенсионный Фонд на основании заявления застрахованного лица, ИП перечисляет в ФНС платеж на формирование пенсионных накоплений единой суммой. Работодатель не обязан уплачивать:
- сборы на личное добровольное медицинское страхование;
- взносы в негосударственные пенсионные фонды.
Нормативно-правовая база
Основным документом, регулирующим обязанность уплаты обязательных платежей ИП, является глава 34 Налогового Кодекса Российской Федерации о страховых сборах, где прописан порядок уплаты, тарифы на 2017–2020 гг. и т.д. К нормативно-правовым документам относятся:
- Федеральный закон №27-ФЗ от 01.04.1996 г.;
- ФЗ № 335 от 27.11.2017 г.
- Письмо Министерства финансов №03-15-07/6070 от 06.02.2017 г.;
- Письмо Федеральной налоговой службы №БС-4-11/7990 от 26.04.2017 г.;
- Письмо Роструда №17-4/ООГ-224 от 01.04.2014 г.
Правила и порядок уплаты в 2019 году
В рамках мер поддержки предпринимателей Госдумой одобрено решение о снижении размеров обязательных сборов. 27.11.2017 г. принят Федеральный закон №335, вносящий поправки в Налоговый Кодекс РФ. Важнейшим изменением стала отвязка вносимой суммы на обязательное пенсионное страхование от минимального размера оплаты труда. До 2021 г. установлены фиксированные, подлежащие ежегодной индексации, размеры выплат в ПФР и ФОМС.
На 2019 год общая сумма обязательных платежей ИП за себя составляет 32385 рублей, из них:
- 26545 р. – на пенсионное страхование;
- 5840 р. – на обязательное медицинское страхование.
Дополнительно к фиксированным платежам предприниматели, чей доход от прибыли составляет 300 тыс. р. и более, обязаны вносить в ПФР 1% от превышающей эту цифру суммы (исключение составляют ИП, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью). В 2019 г. произошло изменение сроков внесения платы: начиная с этого года, оплатить сбор нужно не позднее 1 июля (ранее – 1 апреля) либо следующего за ним рабочего дня года, следующего за отчетным. При заполнении платежных поручений действует КБК, начинающийся не с 392, а со 182.
Производить обязательные платежи ИП должен, соблюдая определенные правила:
- фиксированные взносы производятся в территориальное отделение ИФНС;
- дополнительный 1% оплачивается по отдельной платежке и КБК;
- сумма вносимых фиксированных сумм пропорциональна отработанным месяцам;
- выплаты за себя не обязательно проводить ежеквартально равными долями (этот вариант более подходит при ЕНВД), при УСН оптимально выплачивать основную часть в периоде, где наибольшая прибыль;
- списывать средства можно с личного счета ИП любого банка;
- сумма должна быть оплачена с точностью до копеек;
- КБК для пенсионных перечислений – 182 1 02 02010 06 2110 160, для медицинского страхования – 182 1 02 02101 08 2013 160, для 1% при доходе более 300 тыс. р. – 182 1 02 02140 06 1110 160.
Кто должен уплачивать страховые взносы ИП
Фиксированные страховые взносы обязаны уплачивать все индивидуальные предприниматели, включенные в ЕГРИП, до момента, пока они не исключены из реестра. Платежи производятся, когда:
- есть как ведение предпринимательской деятельности, так и ее приостановка, отсутствие – без исключения из ЕГРИП;
- фиксируется как наличие прибыли либо ее отсутствие – это не имеет значения;
- применяется любая система налогообложения;
- заключены трудовые либо гражданско-правовые договора;
- отмечается ведение либо отсутствие хозяйственной деятельности;
- ИП имеет трудовую книжку и трудоустроен иным работодателем, за него отчисляются страховые выплаты как за работника – это не является причиной отмены внесения страховых перечислений за себя как предпринимателя.
Куда платить взносы
До 2017 г. страховые суммы ИП должен был оплачивать в соответствующие фонды: пенсионного страхования – ПФР, обязательного медицинского страхования – ФОМС, на случаи производственных травм, заболеваний – ФСС. В 2019 г. все взносы, за исключением последнего, предприниматель уплачивает в территориальный орган налоговой службы по месту регистрации ИП, который контролирует вопросы, связанные со страховыми платежами. При необходимости уплаты суммы по профтравматизму она вносится в Фонд социального страхования отдельным платежным поручением.
Льготы временного характера по уплате взносов
Уплачивать страховые сборы за себя и работников обязаны все индивидуальные предприниматели, включенные в ЕГРИП. Существуют определенные категории ИП, которые могут быть освобождены от данных выплат на временной основе. Обязательными условиями получения льготы являются:
- отсутствие прибыли от предпринимательской деятельности;
- письменное заявление об освобождении от уплаты – с предоставлением в ИФНС документов, подтверждающих причину освобождения от взносов и документальным свидетельством, что бизнес в этот период не функционировал.
Воспользоваться временным отстранением от страховых выплат могут ИП:
- Призванные для прохождения военной службы. Подтверждением служит повестка и военный билет.
- Осуществляющие уход за престарелыми гражданами, инвалидами I группы, ребенком-инвалидом. Свидетельством служит справка из органов социальной защиты населения, медицинское заключение.
- Ухаживающие за ребенком до 1,5 лет. Всего по данному пункту возможно освобождение на срок не более трех лет. Подтверждающим документом является свидетельство о рождении ребенка.
- Являющиеся супругой(-ом) действующего военнослужащего и проживание с ним на территориях, где невозможно было ведение предпринимательской деятельности. Для подтверждения предоставляется справка с места службы мужа (жены), временная регистрация и т.п. Общее количество льготных лет невыплаты с учетом данного пункта – не более 5.
- Супруг ИП направлен за рубеж для осуществления дипломатической миссии в консульства, диппредставительства России, представителем российских торговых предприятий, государственных учреждений и т.д. Максимальное количество лет, в течение которых можно не уплачивать взносы ИП, равно пяти.
Фиксированные платежи ИП в 2019 году
Все предприниматели, не исключенные из ЕГРИП, независимо от наличия у них наемных работников, годового дохода, обязаны вносить фиксированные взносы за себя. Производятся они ежегодно до 31 декабря, могут перечисляться долями (не обязательно равными) в течение года. С 2019 года обязательные платежи ИП за себя не нужно высчитывать по специальным формулам, суммы фиксированы и представлены ниже в таблице. Изменяется сумма, подлежащая оплате, лишь при открытии и закрытии ИП: производится корректировка пропорционально периоду фактической деятельности.
На 2019 год установлены следующие фиксированные взносы:
Взносы ИП за себя при доходе свыше 300 тыс. рублей
Индивидуальным предпринимателям, получающим прибыль свыше 300 тыс. р., придется платить дополнительный страховой сбор за себя. Его размер равен 1% х (доход-300000). Например, при годовой прибыли 420 т.р., отчисления в Пенсионный фонд для ИП составят 1%Х(420000-300000)=1200 рублей. Размер выплат в ФОМС при этом не изменится. Что считается в формуле для вычисления доходом, зависит от вида системы налогообложения, применяемой ИП.
На основании Федерального закона №212 от 24.07.2009г. (ст.14) индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, являющиеся главами крестьянско-фермерских хозяйств, работающие на системе единого сельхозналога, освобождены от уплаты дополнительного процента на ОПС за себя при ежегодной прибыли, превышающей 300 тысяч рублей.
Признание доходов в зависимости от системы налогообложения
Чтобы определить, нужно ли ИП заплатить дополнительный процент страховых взносов, важно знать, что считать прибылью. При использовании нескольких режимов налогообложения, полученные доходы суммируются для уплаты дополнительного 1%. В зависимости от выбранной для ведения бизнеса системы налогообложения, по-разному трактуется понятие доходности:
- УСН «Доходы». Для расчета берутся все полученные за отчетный период доходы, включая внереализационные, облагаются 6% налогом, с них производятся отчисления на ОПС, ОМС, социальное страхование, что отражается в Книге доходов – расходов и годовой налоговой декларации.
- УСН «Доходы - расходы». Налог 15% выплачивается от этой разницы, снизить которую дозволительно включением обязательных платежей в графу «Расходы». При уплате 1% в фонд ОПС рекомендуется учитывать мнение налоговой службы, закрепленное Письмом №БС-4-11/4091, и брать для исчисления всю прибыль, не вычитая расходов, как на УСН «Доходы».
- ЕНВД. Для произведения расчетов берется потенциальная прибыль, рассчитывающаяся по формуле с применением коэффициентов, установленных на законодательном уровне (ст. 346 НК), фактически полученный доход роли не играет.
- ОСНО. Если предприниматель не писал заявление о переходе на иной вид и работает по общей системе налогообложения, прибыль и траты прописываются в Книге учета доходов, расходов и хозяйственных нужд. Она и подтверждающие эти операции документы являются обязательными для ИП, работающих по ОСНО. Прибылью считается разница между доходами и расходами, учтенными в книге.
- ПНС. При патентной системе налогообложения в качестве дохода рассматривается предполагаемая либо полученная прибыль от реализации авторского продукта. Максимальный срок, на который позволяется оформить патент, – 1 год.
- ЕСХН. Работающие с применением Единого сельхозналога ИП в расходах указывают только их личные траты. Страховые перечисления за работников могут быть включены сюда только после фактического их перечисления за отчетный период.
Страховые взносы ИП с работников
За трудоустроенных у себя по трудовым либо гражданско-правовым договорам сотрудников предприниматель обязан производить отчисления в ПФР, ФОМС, ФСС. Общая сумма перечислений составляет 30% от заработной платы, из них:
- в фонд обязательного пенсионного страхования – 22%;
- на обязательное медицинское страхование – 5,1%;
- на случай временной потери трудоспособности и по материнству –2,9% (для временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства – 1,8%);
- суммы в ФСС по профзаболеваниям и травматизму – 0,2–8,5%, в зависимости от категории опасности вида деятельности.
При достижении в течение года у работника максимального размера заработной платы и иных денежных вознаграждений (предельной базы), предусмотрены следующие льготы ИП по уплате за сотрудника:
- Снижение до 10% – на пенсионное страхование. Если до этого к ИП применялась пониженная ставка (ст. 427 НК), при достижении предельной базы перечисления отменяются.
- Прекращение отчислений в ФОМС.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов
Законодательством предусмотрены максимальные размеры базы исчисления обязательных платежей ИП. В 2019 году установлены предельные ограничения:
- 1021000 рублей – для ОПС;
- 815000 р. – на случаи, связанные с больничными листами и материнством;
- на социальное страхование по протравматизму – предельный порог не установлен.
При достижении верхней планки ежегодного дохода сотрудника перечисления, направленные на обязательное пенсионное страхование, понижаются до 10%. В случаях, если применялась пониженная ставка (для категорий предпринимательской деятельности, указанных в ст. 427 Налогового кодекса), для перешагнувших предельный порог платежи в Фонд пенсионного страхования за работника отменяются полностью.
Сроки уплаты обязательных платежей
Во избежание наложения штрафных санкций ИП важно вовремя производить перечисление сумм фиксированных взносов. Сроки внесения за текущий отчетный период в 2019 году несколько изменились – например, при уплате 1% от прибыли свыше 300 тыс. р. Оплата страховых отчислений как за себя, так и за сотрудников производится пропорционально количеству отработанных за календарный год месяцев.
За себя для индивидуального предпринимателя
Фиксированные платежи в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования ИП обязан внести за себя не позднее:
- 31 декабря текущего года – при прибыли менее 300000 рублей;
- 1 июля года, следующего за отчетным, – при доходах более 30000 р.
За наемных работников
При трудоустройстве сотрудников по трудовым либо гражданско-правовым договорам, предприниматель должен вносить за них страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС:
- ежемесячно;
- не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Уменьшение налогов для ИП за счет уплаты страховых взносов
Для индивидуальных предпринимателей существует вариант снижения налоговой нагрузки за счет произведенных страховых выплат. Регулярно перечисляя обязательные платежи, ИП может уменьшить налогооблагаемую базу на их сумму. Это касается обязательных сумм и дополнительного 1%, т.к. он с недавнего времени приравнен к фиксированным. Особо актуален данный бонус для ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения «Доходы» либо для бизнесменов, использующих единый налог на вмененный доход.
На УСН «Доходы»
- 100% от фиксированных отчислений за себя – при отсутствии наемных сотрудников;
- 50% от суммы внесенных взносов за работников – при существовании штата.
Для ИП на ЕНВД
При уменьшении налога при ЕНВД в расчет берутся только кассово подтвержденные, а не начисленные перечисления за отчетный период. Для предпринимателей, работающих на вмененном доходе, как и на упрощенке, «доходы» позволительно уменьшить налог на сумму равную:
- 100% заплаченных за себя страховых взносов – при отсутствии наемных сотрудников;
- при их наличии – 100% – за себя и 50% суммы страховых выплат, перечисленных в фонды за них.
При совмещении упрощенной системы и патента
При использовании ЕПС никаких подобных льгот не предусмотрено, вычет получить нельзя. Но применяя одновременно две системы налогообложения, возможно уменьшить размер уплачиваемого налога на сумму, равную внесенным за себя страховым взносам. Это право прописано в письме Министерства Финансов № 03-11-11/37164 от 10.09.2013 г. и ст. 346.53 НК РФ.
При совмещении УСН и ЕНВД
При использовании одновременно упрощенки и налога на вмененный доход учет по прибыли и расходам ведется по каждой системе отдельно. Индивидуальный предприниматель вправе исключить из суммы налогов, подлежащей выплате, весь размер внесенных за себя фиксированных взносов по УСН и половину заплаченных по ЕНВД – за работников, которые не задействованы в деятельности с применением упрощенной системы.
Учет обязательных платежей при УСН «Доходы минус расходы»
При данной системе налогообложения фиксированные сборы учитываются в графе расходов, поэтому логично, что в том числе за их счет будет уменьшаться общая сумма уплачиваемого в ИФНС налога. Двойственная ситуация возникает при уплате 1% от прибыли сверх 300 тыс. р. Руководствуясь Письмом Федеральной налоговой службы №БС-4-11/4091 от 07.03.2017 г., при внесении указанного взноса на данной системе считается вся прибыль, без учета расходов, поэтому расчет рекомендуется производить, исходя из рекомендаций этой инстанции.
Особенности налогообложения при общей системе для ИП
В случае работы индивидуального предпринимателя по ОСНО фиксированные суммы на ОПС, ОМС, социальное страхование за себя и за сотрудников причисляются к расходам. Так как для налогообложения при данной системе в расчет берется реальная прибыль, а не весь доход, то, за счет документально подтвержденных перечислений, можно уменьшить налоговую ставку до 13%. Такие выводы сделали судебные инстанции в 2016 г.
Отчетность ИП-работодателя по страховым платежам
Существует ситуация, при которой индивидуальный предприниматель освобождается от предоставления отчетности по обязательным страховым взносам. Такой вариант предусмотрен для ИП, не имеющего штата сотрудников. При наличии такового предприниматель обязан предоставлять отчеты, которые отражают сведения, касающиеся наемных работников, по следующим установленным формам:
- С3В-М – в Пенсионный фонд до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
- СЗВ-СТАЖ – ежегодно в ПФР до 1 марта либо следующего рабочего дня;
- 4-ФСС – ежеквартально до 20-го числа в Фонд социального страхования;
- РСВ – общий отчет по страховым взносам в ИФНС – ежеквартально;
- 2-НДФЛ – ежегодно и 6-НДФЛ – ежеквартально в налоговую инспекцию.
Ответственность за неуплату
Бухгалтерская деятельность является важнейшей составляющей любого бизнеса, а уплата страховых взносов – ее неотъемлемая часть. За несвоевременное внесение, уклонение, предоставление ложных сведений законодательством (ст.119-122 НК) предусмотрено административное наказание:
- нарушение сроков сдачи отчетности – от 5 до 30% от общей невыплаченной суммы, минимум – 1000 рублей;
- неверно рассчитанный доход за отчетный период, как следствие, размер обязательных платежей – влечет взыскание с ИП 20% недоплаты, но не менее 40000;
- преднамеренное уклонение от уплаты – 40% положенной к внесению суммы;
- непредставление либо предоставление недостоверных сведений по отдельному застрахованному лицу – 500 рублей за каждого гражданина;
- уклонение от уплаты в крупном (более 2,7 млн. рублей) и особо крупном (свыше 13,5 млн.) размере – штраф 100-500 тыс. р. либо равный заработку осужденного за 1–3 лет, исправительные работы сроком до 3 лет либо лишение свободы на 1–3 лет (ст.198 Уголовного Кодекса).
Видео
1. При нарушении субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчетности по уплате сборов (обязательных платежей) или их неуплате либо неполной уплате сумма, подлежащая уплате, взыскивается в соответствующий бюджет. Кроме того, с субъекта хозяйствования в определенных законом случаях может быть взыскан штраф в размере до пятидесяти процентов причитающейся к уплате суммы сбора (обязательного платежа).
1. В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 г. сбор (обязательный платеж) в бюджеты и государственные целевые фонды - это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законами Украины о налогообложении. Совокупность сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, которые взыскиваются в соответствии с установленным законами Украины порядком, составляет систему налогообложения. В соответствии со ст. 4 Закона плательщиками сборов (обязательных платежей) являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законами Украины возложена обязанность уплачивать сборы (обязательные платежи).
В соответствии со ст. 13 Закона сборы (обязательные платежи), взимаемые на территории Украины, разделяют на два вида: а) общегосударственные; б) местные.
В соответствии со ст. 14 Закона к общегосударственным сборам относятся: акцизный: на геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета; за специальное использование природных ресурсов; за загрязнение окружающей природной среды; в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения; на обязательное государственное пенсионное страхование; в Государственный инновационный фонд; на развитие виноградарства и садоводства; за использование радиочастотного ресурса Украины; в Фонд гарантирования вкладов физических лиц; на проведение гастрольных мероприятий и т. п.
В соответствии со ст. 15 Закона к местным сборам относятся: за парковку транспортных средств; рыночный; за участие в забегах на ипподроме; курортный; за выдачу ордера на квартиру; за право использования местной символики; за право проведения кино- и телесъемок; за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи, лотереи; с владельцев собак; за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг и т. д.
В соответствии со ст. 11 Закона ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты сборов (обязательных платежей) и выполнение законов о налогообложении несут плательщики сборов (обязательных платежей) согласно действующему законодательству.
Согласно части 1 п. 8 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24 декабря 1993 г. органы государственной налоговой службы в установленном Законом порядке имеют право взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды недоимки и штрафные санкции.
В соответствии с частью 1 п. 11 ст. 11 Закона органы государственной налоговой службы в установленном Законом порядке имеют право налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, которые виновны в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка, а также в непредставлении или же несвоевременном представлении аудиторских выводов, предусмотренных Законом, а также платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных платежей) - от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за соответствующее правонарушение, - от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме того, устанавливается предельный размер административно-хозяйственных штрафов - до 50 % надлежащей к уплате суммы сбора (обязательного платежа).
"Право и экономика", 2008, N 1
К ВОПРОСУ О
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ПОНЯТИЯ
"ПЛАТЕЖИ"
Биография
Солдатова Вера
Ивановна ведущий советник Правового
управления Аппарата Государственной Думы
ФС РФ, кандидат юридических наук.
Специалист в области финансового и
банковского законодательства.
Родилась
19 июня 1954 г. В 1976 г. окончила юридический
факультет Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова.
Автор
более 40 опубликованных научных трудов
(статьи в журналах, сборниках).
1. На
практике широкое распространение получил
термин "платежи", который употребляется в
экономическом и юридическом аспектах.
Однако, несмотря на столь широкое его
использование, в экономической и
юридической литературе отсутствует единое
понятие данного термина.
В юридических
и экономических словарях и справочниках
термин "платежи" не употребляется,
соответственно, не дается и его понятие. В
указанных словарях встречаются понятия
"платеж наличный", "платеж против
документов", "плата квартирная" и т.д.
Исключение составляет лишь
"Финансово-кредитный энциклопедический
словарь" под ред. А. Грязновой (М., 2004 г.), в
котором дается следующее определение
платежей: "Платежи - денежные средства,
которые надлежит уплачивать за
приобретенные товары и предоставленные
услуги, используемые ресурсы,
предоставленный кредит, а также
установленные законом взносы в форме
расчетов по обязательствам" (с. 741). Далее
перечисляются виды платежей,
осуществляемые предприятиями: оплата
товаров, работ и услуг; выплата зарплаты;
арендная плата; платежи в бюджет и
внебюджетные фонды; платежи за природные
ресурсы, землю, воду и др.
Из
приведенного текста видно, что термин
"платежи" является многозначным, т.е. может
иметь разное значение и содержание. Данное
свойство рассматриваемого понятия
является причиной отсутствия его единого
(общего) определения в справочной и
специальной юридической и экономической
литературе.
2. Многозначность данного
термина обусловливает его использование в
различных законодательных актах (в
Налоговом кодексе и Таможенном кодексе, а
также в ряде федеральных законов).
Анализ действующего законодательства
позволяет сделать вывод о том, что термин
"платежи" является межотраслевым, т.е. он
используется в актах финансового,
гражданского, административного
законодательства, а также в международных
правовых актах. При этом легальное
определение данного понятия практически
отсутствует. Исключение составляет
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)", в ст. 2
которого дается определение обязательных
платежей, в которые входят налоги, сборы и
иные обязательные взносы в бюджет
соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды в порядке и на условиях,
которые определяются законодательством
Российской Федерации. Термин "платежи"
(обязательные платежи) употребляется в
Федеральном законе "О валютном
регулировании и валютном контроле" (ст. 9), в
Налоговом кодексе Российской Федерации
(налоги, сборы и другие обязательные
платежи), Бюджетном кодексе Российской
Федерации (ст. 50).
Земельный кодекс
Российской Федерации (ст. 65) устанавливает,
что формами платы за использование земли
являются земельный налог и арендная плата.
При этом законодатель не указал на различия
этих форм платы. Между тем их правовая
природа различна: арендная плата
устанавливается договором (добровольным
соглашением сторон), а налог - это
обязательный безусловный платеж.
Представляет интерес Определение
Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N
284-О, в котором анализируются нормы ст. 16
Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды",
устанавливающей, что негативное
воздействие на окружающую среду является
платным, а формы платы определяются
федеральными законами. В п. 5 указанного
Определения Конституционного Суда даются
сущностные юридические признаки платежей
за негативное воздействие на окружающую
среду: указанные платежи являются
обязательными публично-правовыми
платежами (в рамках финансово-правовых
отношений), они носят
индивидуально-возмездный и
компенсационный характер и являются по
своей правовой природе не налогом, а
фискальным сбором.
В ст. 3 Федерального
закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации"
содержится термин "обязательные платежи",
под которыми понимаются страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование. В
связи с этим следует назвать также
Определение Конституционного Суда РФ от 5
февраля 2004 г. N 28-О, в котором даются
отличительные признаки налогов и страховых
взносов. В частности, указывается, что в
отличие от налога, платежи которого не
имеют адресной основы, характеризуются
индивидуальной безвозмездностью,
безвозвратностью и не персонифицируются
при поступлении в бюджет, страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование
отвечают признакам возмездности и
возвратности, поскольку при поступлении в
бюджет Пенсионного фонда РФ
персонифицируются по каждому
застрахованному лицу. Названные
отличительные признаки налогов и страховых
взносов не позволяют рассматривать
страховой взнос на обязательное пенсионное
страхование как налоговый платеж.
3.
Анализ использования понятия "платежи" в
действующем законодательстве и судебных
актах приводит к следующим выводам.
Понятием "платеж" обозначается сумма,
подлежащая перечислению (в сфере
банковских расчетов и иных
гражданско-правовых отношений), а
осуществление платежа - действия
плательщика и банков по перечислению.
Понятие "обязательные платежи" может
использоваться в узком и широком смыслах. В
узком значении оно обозначает платежи в
бюджет и государственные внебюджетные
фонды (ст. 2 Федерального закона от 26 октября
2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)"). В широком значении термином
"обязательные платежи" обозначаются
платежи, уплата которых обязательна для
конкретных субъектов (ст. 3 Федерального
закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации").
В
зависимости от того, в чьих интересах
взимаются платежи, можно различать
публично-правовые и частноправовые
платежи. Публично-правовые платежи
называют фискальными платежами, к которым
относятся налоговые платежи. В ст. 41
Бюджетного кодекса определяется перечень
налоговых и неналоговых доходов,
поступающих в бюджет. Налоговые доходы
являются результатом поступления
налоговых платежей. Статья 50 Бюджетного
кодекса определяет перечень налоговых
доходов федерального бюджета, к которым
относятся налоги, акцизы и регулярные
платежи (за добычу полезных ископаемых), а
также сборы и государственная пошлина.
Неналоговые доходы, перечисленные в п. 4 ст.
41 Бюджетного кодекса (доходы от
использования имущества, находящегося в
государственной собственности и др.),
образуются в результате поступления
неналоговых платежей.
В частноправовом
значении к обязательным платежам относятся
те, уплата которых связана с охраной
частных интересов, - это платежи по
гражданско-правовым договорам, в
результате возмещения убытков и
др.
В.И.Солдатова
К. ю. н.,
ведущий
советник
Правового управления
Аппарата Государственной
Думы ФС РФ,
специалист
в области финансового
и
банковского законодательства
Подписано в печать
19.12.2007