Темы по финансовой грамотности для учеников. Новый школьный предмет — финансовая грамотность
Раз в три года по всему миру проводится независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников . В этом исследовании участвует четыре десятка развитых стран, в том числе и Россия. До 2012 года организаторы исследования специализировались на читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности, а в 2012 году авторы PISA представили «ноу-хау» - исследование финансовой грамотности, о которой в наших школах говорят крайне редко.
Валерий Литвинчук , методист автономной некоммерческой организации «Центр Развития молодёжи» (г. Екатеринбург), рассказал о том, какие уроки можно вынести из результатов PISA и как превратить мониторинг финансовой грамотности в образовательный инструмент.
Что такое «финансовая грамотность»?
Валерий Литвинчук
методист АНО «Центр Развития Молодёжи»
Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста. Выполнение теста требует от учащихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.
Во-первых , обнаружены большие различия в финансовой грамотности в странах-участниках. Причём в верхней части шкалы оказались вовсе не те страны, которые имеют развитые финансовые рынки или высокий ВВП. «Богатые страны должны быть обеспокоены тем, что их молодежь не очень хорошо готова иметь дело с финансовыми трудностями своих стран». С другой стороны, исследование показало следующее:
Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери» («financial literacy does not come in the milk bottle…»), даже если мать - жена олигарха.
То есть финансовая грамотность не возникает сама по себе, просто за счёт проживания в стране со сложными финансовыми рынками.
Во-вторых , обнаружена серьёзная зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи. Лусарди отмечает: «Различия в финансовой грамотности начинают появляться уже в начале жизни и зависят от семьи учащихся. Это тревожное открытие и, на мой взгляд, одна из главных причин, почему мы должны заниматься финансовой грамотностью в школе - чтобы попытаться создать равные условия».
Наши результаты: российские школьники учатся финансовой грамотности не в школе
Пока участников исследования финансовой грамотности школьников мало - всего 18 стран (практически все - «развитые»), да и проводилось оно пока всего один раз. Поэтому выводы по конкретным странам делать трудно, но всё равно интересно.
Первое, что бросается в глаза в отчёте Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)» - корреляция результатов по финансовой грамотности с результатами по математической и читательской грамотности. Для России она составляет соответственно 0,73 и 0,68, в то время как средние коэффициенты 0,83 и 0,79.
Иными словами, обычно финансовая грамотность школьника в своей основе зависит от элементарных вещей - умений читать и считать. В случае с российскими школьниками эта связь ниже, чем в среднем по ОСЭР (Организации содействия экономическому развитию). При этом результат по финансовой грамотности (10 место из 18, результат ниже среднего международного) оказался выше, чем можно было ожидать на основе результатов по чтению и математике. То есть можно предположить, что российские школьники учатся обращаться с финансами в значительной степени не на основе школьного образования, а на основе внеучебного опыта.
Вывод прост: в среднем российская школа хуже, чем школы других стран исследования, готовит к жизни в плане финансовой грамотности.
Есть над чем работать. Или это можно ещё как-то трактовать?
Дети российских богачей финансово менее грамотны, чем богатые дети в среднем по миру
Второе, что бросается в глаза - зависимость финансовой грамотности от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. В общем, тенденция понятная. Чем выше СЭС семьи, тем выше финансовая грамотность ребёнка. В целом, картина по России аналогична международной. За исключением «высокого СЭС семьи».
Российские дети из богатых семей ощутимо менее финансово грамотны, чем аналогичные дети в среднем по миру (или «цивилизованному миру»).
Создается впечатление, что российским детям из богатых семей меньше приходится думать о том, откуда берутся деньги, как ими по уму распоряжаться и т.д. Мне видится из этого такое предположение - тенденция роста разрыва между бедными и богатыми в России ещё печальнее, чем в среднем по миру: в России будет тяжелее сформировать социальную ответственность обеспеченных людей из подрастающего поколения.
Москва и Россия - «разные страны» и с точки зрения финансовой грамотности
Третье, что бросилось в глаза - зависимость финансовой грамотности от расположения образовательного учреждения.
Оба разрыва - и между деревней и городом, и между городом и большим городом - больше, чем в среднем по исследованию. Иными словами, разница между Москвой и Урюпинском значительно выше, чем между Нью-Йорком и Санта-Барбарой или Варшавой и Белостоком.
Карманные деньги лучше платы за хорошие оценки
Если говорить об источниках финансов школьников, следует процитировать очень важный вывод специалистов Центра оценки качества образования Российской академии образования: «Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает деньги за свою работу. Эти результаты выявлены с учётом социально-экономического статуса учащихся. <...> В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учёта факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег».
Итак, важный вывод - не платите детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.
Российские школьники охотнее берут в долг, чем копят деньги
Об отношении к накоплению. Главное, что бросается в глаза - очень много невалидных или вообще отсутствующих ответов. В чём причина - мне лично не понятно. Здесь видятся важными следующие нюансы.
Во-первых, в России больше, чем в странах ОСЭР, школьники больше склонны одалживать деньги у друзей, чтобы что-то купить.
К нам приходит мода жить в долг, а «у них» сходит на нет?
Во-вторых, при этом российские школьники копят деньги, как правило, только в том случае, если им нужно купить что-то конкретное. В остальных случаях они не думают о накоплении. Хорошо это или плохо - не знаю. Знаю только, что, согласно PISA, финансовая грамотность обычно выше у тех детей, которые копят постоянно, а не просто под конкретную покупку (например, в Шанхае).
Куда двигаться и что делать?
В статье приведены мысли лишь по некоторым данным PISA-2012. Пищи для размышлений значительно больше, и каждые три года материал для осмысления будет только прибывать.
Мониторинг финансовой грамотности учащихся - не просто модный тренд. Это насущная потребность школы, если она хочет соответствовать времени.
Не стоит сокрушаться о том, что сегодня чуть ли не поголовно дети хотят быть бизнесменами, а не космонавтами.
Нужно принять вызовы времени как данность и адекватно отражать те реальные запросы, которые поступают школе от общества. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (в частности, такой предметной области, как экономика) школа должна перейти рубикон между традиционным набором знаний об экономических понятиях к формированию финансовой грамотности.
Очевидно, что инструменты формирования не могут применяться эффективно без соответствующих инструментов мониторинга. Именно поэтому «Центр Развития Молодежи» разработал мониторинговый конкурс «Рубикон-2016: Финансовая грамотность». Это общедоступное для всех учеников 5-11 классов исследование, которое пройдёт с 8 февраля по 5 марта 2016 года.
Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности
Конкурс «Рубикон-2016» имеет несколько принципиальных отличий от тестирования PISA:
- Это исследование направлено на учащихся с 5 по 11 класс, а не только на 15-летних школьников. Оно будет проводиться ежегодно, а значит, позволит отслеживать индивидуальную динамику учащихся.
- Если PISA даёт представление о результате работы всей системы образования за трёхлетний период, то «Рубикон» адресован конкретным учащимся, педагогам и управленцам.
- Помимо финансовой грамотности, задания конкурса позволяют оценивать регулятивные универсальные учебные действия - то, что можно назвать «самоменеджментом». Школьники привыкли, что учитель всегда сам ставит задачу, задаёт цели, формирует план работы и оценивает результат. Зачастую они теряются, если всё те же самые действия им предлагается выполнить самостоятельно. В то же время навыки самоорганизации очень актуальны, в том числе в том, чтобы быть финансово компетентным и успешным. В рамках других проектов ЦРМ удалось разработать методику для ежегодного исследования младших классов на предмет самоорганизации. Теперь же с проектом «Рубикон» с начала учебного 2015 года такой мониторинг станет сквозным - с 1 по 11 класс.
- Для учащихся «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» - не просто очередное тестирование, а увлекательный сюжетный конкурс. Значит, нет лишнего повода для стресса. Учителя и методисты получают данные для аналитики, а ребята - новый увлекательный опыт, который имеет практическое значение за пределами школы.
С начала учебного года российские школьники изучают новую дисциплину - финансовую грамотность. О том, как обустраивать порядок в личных финансах, как налаживать экономическую стабильность в семье, будут учить, начиная со вторых классов.
Пока проект реализуется как экспериментальный, уроки проводятся в качестве факультативов. В будущем планируется изучение данного предмета на уроках обществознания, ОБЖ, математики. Первыми принимают участие в эксперименте школы Калининградской, Волгоградской, Саратовской, Томской областей, Алтайского, Ставропольского, Краснодарского краев и в Татарстане.
Экспертами из Министерства финансов разработан проект учебного пособия, призванного совершенствовать финансовую грамотность российского населения, развивать массовое экономическое образование. Причем развивать финансовую грамотность будут не только сами школьники, но также их родители, а также воспитанники детских домов и интернатов.
Возглавляет проект внедрения нового предмета Андрей Бокарев, руководитель международного департамента финансов при Минфине. По его мнению, российские граждане занимают примерно среднее место в мире по уровню финансовой грамотности, то есть мы, конечно, не лидеры, но при этом и не аутсайдеры. Однако есть проблема: наши сограждане мало внимания уделяют вопросам планирования семейного и личного бюджета. Как показывают данные социальных исследований, 90 процентов граждан России не составляют планы расходов на период более одного месяца.
Еще одним слабым местом глава международного департамента назвал неосведомленность населения о том, где и как они могут отстаивать свои права в тех ситуациях, когда им не оказали качественных финансовых услуг. Большинство полагает, что по таким поводам следует обращаться в отделения Сбербанка. О том, что можно обратиться в Роспотребнадзор или Центробанк, многие, к сожалению, даже не слышали. Редко кто вспоминает про организации защиты прав потребителей.
При этом, даже те граждане, которые знают о своих правах и том, в какой организации должны принимать их претензии, как правило, никуда не обращаются. Так происходит из-за крайне низкого уровня доверия к таким организациям. Большая часть российского населения не верит в возможность выиграть свое дело в споре с представителями банков. С другой стороны, как отмечает Андрей Бокарев, ситуация отнюдь не безнадежна: если дело все-же слушается в суде, то чаще всего (по данным исследования, около 90%) решения по искам принимаются в пользу пострадавшего потребителя.
Вот о том, где и как защищать свои финансовые права, и будут учить российских школьников в рамках нового проекта. Дети должны понимать ценность денежных средств, их зарабатывают трудом, а не достают из тумбочки. Поэтому школьники должны научиться считать деньги, правильно их хранить, делать накопления.
Также проблемой нашего общества является уверенность в том, что все финансовые потери, возникающие при неудачном инвестировании, непродуманно взятых кредитов, должно как-то компенсировать государство. То есть необдуманные решения сделаны гражданами самостоятельно, а отвечать предлагается государству. Такой несколько инфантильный менталитет россиян сложился в силу исторических причин, традиций и опять-таки недостаточного уровня финансовых компетенций.
Организаторы проекта с введением нового школьного предмета считают своей задачей изменить эту ситуацию, повысить уровень экономических представлений граждан, научить их грамотно планировать свой бюджет, вдумчиво относиться к вопросам кредитования, займов и личной ответственности за свою финансовую активность.
Каким должен быть финансово грамотный человек?
По мнению экспертов из Министерства финансов, это, во-первых, человек, который планирует личный бюджет на год вперед.
Во-вторых, финансово грамотный гражданин анализирует рынок банковских услуг, а не приходит в первый попавшийся банк заключать договор. Ведь вполне возможно, что в соседней финансовой организации можно получить более выгодные условия.
В-третьих, цивилизованный и грамотный человек знает все о своих правах, как и где их можно отстаивать.
В-четвертых, важное условие стабильности в любом бюджете, в том числе личном – наличие подушки безопасности. Должен быть определенный запас средств, чтобы продержаться в черные дни. Обстоятельства могут быть самые разные, можно потерять работу, может разориться банк. У грамотно планирующего свой бюджет человека должен быть запас денежных средств не менее заработка за три или четыре месяца.
Большинство наших людей, к сожалению, привыкли учиться на ошибках. Но ведь это совсем не обязательно. Пусть дети в школе получат знания о том, как правильно обращаться с деньгами. В школе у них много предметов, которые могут не пригодиться в жизни. Если вы не инженер и не математик, вряд ли когда-нибудь вам потребуется знание косинусов и котангенсов. А продукты питания мы покупаем каждый день. Это реальная жизнь, к ней надо тоже готовиться и распоряжаться своими средствами правильно, как цивилизованный финансово грамотный человек.
О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Зачем нужны уроки финансовой грамотности?
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений .
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Реализация проекта
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:
- Предоставление необходимой информации - разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
- Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
![](https://i1.wp.com/media.fulledu.ru/documents/images/2018.04.13.10/article/5ad10bab39d49817ab1bf4e1.jpg)
Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.
Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
- составление и расчет семейного бюджета;
- денежные операции в банках и других структурах;
- сделки, связанные с риском;
- денежные вознаграждения;
- наличие ответственных органов за финансовые услуги;
- личные сбережения - излишество или прок;
- тонкости кредитов и депозитов;
- права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
- управление денежными потоками;
- агрессивная политика банков;
- активы и пассивы (доходы и расходы);
- страхование и пенсионные выплаты;
- наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Ожидаемые результаты
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Гаврилюк Виктория Владимировна
Должность:
учитель музыки и экономики
Учебное заведение:
МАОУ "Лицей "Солярис"
Населённый пункт:
г. Саратов
Наименование материала:
статья
Тема:
"Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
Дата публикации:
09.01.2018
Раздел:
среднее образование
«Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе
в рамках введения ФГОС».
Программы
обучения
действующей
российского
образования
охватывают
практически
жизнедеятельности
современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников
взрослой
Исключением
недавнего
являлась
практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то
есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит
в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен
– в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых
детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как
можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и
афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В
условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить
детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся
экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной
деятельности, но и в рамках семьи.
Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых
решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего
возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,
ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить
важные финансовые цели.
процессе
внедрения уроков
финансовой
грамотности в
первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:
Предоставление необходимой информации - разработка учебников с
Подготовка
преподавательского
обучения
дисциплине.
сегодняшний
проблема
подготовки
качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые
специалисты:
банковские
работники,
преподаватели,
финансисты,
сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования
и другие.
Учителям
пришлось
обучение
спецкурсах,
познакомились с основами финансово-экономических отношений.
Школьный
финансовой
грамотности охватывает
следующие
понятия и темы:
составление и расчет семейного бюджета;
денежные операции в банках и других структурах;
сделки, связанные с риском;
денежные вознаграждения;
наличие ответственных органов за финансовые услуги;
личные сбережения - излишество или прок;
тонкости кредитов и депозитов;
права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
управление денежными потоками;
агрессивная политика банков;
активы и пассивы (доходы и расходы);
страхование и пенсионные выплаты;
наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Реализация курса возможна в различных сферах образования:
Проектная деятельность;
Внеурочная деятельность;
Интеграция в урочную деятельность;
Внеклассная работа;
Социальное партнерство.
Главные аспекты при реализации курса.
метапредметность
межпредметностью,
выступают
Приставка
означает
«через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение
знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным
областям деятельности человека.
формирование
финансовой
грамотности
школьников
пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.
Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в
частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и
базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.
Практически
использовать
элементы
финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины
цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать
финансовые
проблемы.
литературы
происходит
обсуждение
ситуаций,
связанных
прочтением
произведений,
упоминаются
различные
социальные
финансовые
ситуации,
учащимися
высказывается
собственная
формируется
устойчивое
понимание
правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,
географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы
финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.
2. Учебные пособия - это не догма, а руководство к действию.
Программа
Финансовой
грамотности
составлена
таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.
Надо понимать, что
учитель не ставит цель вырастить из ученика
банковского
работника
инвестиционного
аналитика.
финансовая грамотность - это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области
финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных
финансов,
позволяют
человеку
правильно
подбирать
необходимый
финансовый
оценивать,
которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать
сбережения
определять
сомнительные
(мошеннические)
вложения
3. Основной вид деятельности - игры и кейсы.
Игра является одной из форм активного обучения.
Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу
естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и
повышается
учебному
процессу.
позволяет
спрятанные
возможности,
непременно
приводят
школьника
успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые
общественной
практики
воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики
аукционов,
выпускают
составляют
семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают
взрослые
повседневной
соотносить
происходящее
реальностью.
тренирует
обращения
деньгами и воспитывает финансовую ответственность.
кейс-метод,
конкретных
ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая
описание
реальных
экономических,
социальных
бизнес-ситуаций.
Обучающиеся
исследовать
ситуацию,
разобраться
предложить
возможные
основываются
реальном
фактическом
материале
приближены
реальной ситуации.
4. Финансовая грамотность - элемент социализации.
Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -
академические
Финансовая
культура
современном
развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым
элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность
позволит
человеку
зависеть
обстоятельств,
системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые
будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для
дальнейшего развития общества».
Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача - научить
школьников пользоваться этим инструментом.
5. Деятельность учащихся на занятии.
Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать -
Основная
особенность
деятельностного
заключается
деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет
эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных
алгоритмов
действия.
полученные
приобретают
личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по
Безусловно,
реализации
«Финансовая
грамотность»
обойтись
помощников.
Существует
обучению
школьников
финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.
Финансовая грамотность в школе
Ваши финансы
Сайт «Экономика для школьника»
Портал Хочу. Могу. Знаю
финансовой
грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для
кого-то - определиться с выбором будущей профессии.
Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.
Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и
И как сказал Роберт Кийосаки:
"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,
попробуйте узнать, сколько стоит невежество".
Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.
Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.
Что такое деньги, и для чего они нужны?
Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.
Галилео. История изобретений. Деньги - видео
Как зарабатываются деньги?
Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.
Уважение
Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.
Планируйте семейный бюджет вместе
Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.
Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?
Есть два способа.
- Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
- Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.
Полезные экономические игры и занятия
Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.
День финансовой грамотности в школе
8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.
Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео