Что такое норма предоставления жилого помещения. Сколько квадратных метров жилой площади положено на одного человека
В данном параграфе мы рассмотрим процессы, связанные с формированием организационной структуры РККА в 20-е годы ХХ века, то есть с момента ее создания и до наступления 30-х годов, что поможет высветить актуальное положение дел в Красной Армии к моменту наступления интересующего нас периода - эксплицировать основные проблемы с решением которых столкнулась Советская власть в процессе формирования Вооруженных Сил.
В середине 1920-х годов в СССР была осуществлена крупная военная реформа.Результатом данной реформы стало то, что в основу формирования Красной армии был положен территориально-милиционный принцип. Мужское население каждого региона, способное держать в руках оружие, призывалось на определенное, ограниченное время в армейские территориальные части, составлявшие примерно половину численности советской армии. Первоначальный срок службы в рядах армии составлял три месяца в течение года, затем срок службы занимал по одному месяцу в год в течение пяти лет. Основойвоенной системы при этом оставались регулярные кадры. «В 1925 году такая организация комплектования РККА обеспечила 46 из 77 пехотных дивизий, и 1 из 11 кавалерийских». Продолжительность службы в регулярных войсках составлял при этом 2 года. В дальнейшем территориальная система была отменена, с полным переформированием в кадровые дивизии в 1937--38 гг.
Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) была создана в 1923 - 1925 годах. В последующие годы до началаВеликой отечественной войны был проведен рядреформ, ориентированных на совершенствование боевого потенциала армии: ее оснащение современными техническими средствами, рационализация способов комплектования военных частей людскими ресурсами, поиск наилучшей структуры организации войск.
Первая реформа в советской армии, произошедшая непосредственно после учреждения Красной Армии носила вынужденный характер. Это было обусловленоистощением после первой мировой и гражданской войн - народному хозяйству молодого Советского государства был нанесен существенный урон и Советская Россия не могла выдержать тяжелой нагрузки по содержанию современной боеспособной армии.
Декрет ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 года «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола» декларировал подтверждение принципа обязательной воинской службы трудящихся,но при этом призывной возраст изменился - в ряды вооруженных сил сталинабирать с 20-летнего возраста, а не с 18-летнего как это было ранее.
В дальнейшем, с 1925 года призывной возраст вновь был увеличен - до 21 года, что позволило создатьсерьезные резервы рабочей силы, которая могла быть использована для нужд возрождавшегося народного хозяйства.
Происходило значительное уменьшение затрат на содержание армии.Поддержание же ее высокой боеготовности и боеспособности обеспечивалось прежде всего благодаря ущемлению социальной сферы и бытовых нужд военнослужащих.
Этот переход к смешанной территориально-кадровой системе был объявлен Декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 года «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» был провозглашен переход к территориально-кадровой системе комплектации армии, который стал ключевым в процессе реорганизации Вооруженных сил в мирное время.
«К концу 1923 года на территориальное положение было переведено 20% стрелковых дивизий, к концу 1924 года -- 52%, а в 1928 году -- 58%». Преобладающее значение территориальных частей в составе РККА продолжалось вплоть до второй половины 1930-х годов.
В местных воинских частях, комплектовавшихся по территориально-милиционному принципу, регулярно имелось лишь 16% штатного командного и рядового состава, в то время как основную часть воинского контингента составлял переменный состав -- призванные на военную службу красноармейцы, находившиеся на казарменном положении лишь в краткие периоды учебных сборов.Это способствовало сокращению военных расходов в государственном бюджете и обуславливало увеличение трудовых ресурсов народного хозяйства, однако отрицательно сказывалось на состоянии боеготовности армии.
Содержание Красной Армии было переведено со смешанного денежно-натурального на платный принцип. Красноармеец стал получать 1 рубль 20 копеек вместо прежних 35 копеек в месяц. Произошло повышение денежного содержание для командного состава. Оно было повышено на 38%, однако и с данной прибавкой оно продолжало составлять менее трети нормы денежного довольства бывшей царской армии.
Плачевной была ситуация с денежным содержанием и у командного сoстава запаса, который привлекался для вневойсковой подготовки. Оплата за один учебный час для них составляла 5 копеек. Комсоставу из безработных платили больше - 9 копеек.
Все рядовые территориальных частей, привлекавшиеся на войсковые сборы, должны были обеспечивать себя одеждой, постельным бельем, личными принадлежностями и продовольствием за свой собственный счет.
Значительное сокращение численности советской армии дало возможность, во-первых, сэкономить существенные средства для восстановления и развития разрушенного войной государственного хозяйства, а во-вторых,позволить увеличить ассигнования на реконструкцию и воссоздание оборонной промышленности.
Но и без того тяжелые условия жизни, быта и службы личного состава кадровых войск Красной Армии были сильно ухудшены в социальном отношении.
Казарменный фонд, который был сформирован еще в дореволюционный период из расчета 1,5 квадратных метра на человека, находился в плачевном состоянии - был сильно разрушен и устарел. Государство переживавшая сложные времена попросту не имело средствна его ремонт, либо на создание каких-либо простейших удобств. Даже командный состав Красной Армии находился в тяжком положении связанным с жильем: квартирами было обеспечено только 30%, в то время как остальные размещались или на частных квартирах, или же вынуждены были ютиться по нескольку семей в одной квартире.
Войска остро ощущалинедостаток одежды, в то время, как имевшаяся была низкого качества. Кризисное состояние сложилось с постельными принадлежностями, которыми воинские части были обеспечены менее чем на 50%. «На баню и стирку в месяц на каждого красноармейца выделялось всего по 30 копеек, поэтому ввиду неудовлетворительности санитарных и гигиенических условий существенной оставалась угроза эпидемий».
Норма продовольственного довольствия на одни сутки содержала 3012 калорий, однако она была, в сравнении с нормами европейских армий, ниже оптимальной на 400-500 калорий.
Серьезным минусом было то, что вреформе не нашла должного отражения такая существенная проблема, как трудоустройство и пенсионное обеспечение комсостава, уволенного из рядов армии. Большая часть бывшего армейского состава оказалась безработной и без средств к существованию.
Численность РККА была на 183 тысяч человек меньше, чем во Франции, на 17 тысяч человек меньше, чем у Польши, Румынии и стран Прибалтики вместе взятых.СССР на каждые 10 тысяч жителей содержал 41 солдата, Польша -- около 100, Франция -- 200.
На боеспособности Красной Армии вплоть до самого начала Великой Отечественной войны отрицательно сказывался такой фактор как низкий общеобразовательный и культурный уровень служащих. Ввиду этого в воинских частях в штат вводились учителя, было создано более 4500 «ленинских уголков», в которых бойцы Красной Армии могли проводить свой досуг и заниматься самообразованием.
В армии активно развивалась кружковая, клубная и библиотечная работа, начинавшая игратьзначительную роль в культурном воспитании миллионов будущих защитников отечества. Явственно намечался общекультурный подъем - так, если в 1923 году из библиотек армии было взято для чтения 6,3 млн. книг, то в 1924 году эта цифра выросла уже до 10 млн. книг.
Развитие культурной базы РККА дополнялось тем, что во многих гарнизонах открывались Дома Красной Армии, а сеть киноустановок выросла до 420. В течение двух лет службы в армии в войсках удавалось снизить число безграмотных красноармейцев до 12%.
Стоимость социально-бытовых услуг и сoдержания одного военнослужащего возросла с 1924 по 1926 год на 90 рублей.
В эти годы существенно сокращается число случаев такого воинского преступления как дезертирствo.
В постановлении III съезда Советов Союза «О Красной Армии» в мае 1925 гoда былo выражено одобрение военной реформе 1923 - 1925 годов, а также даны распоряжения правительству o привлечение к активному участию в вопросе усиления обороноспособности страны всех общесоюзных и союзно-республиканских ведомстви общественных организаций.
Съезд постановил поручить ЦИК и СНК провести в 1925--1926 бюджетном году ряд следующих практических мер по увеличению отпуска средств обеспечения РККА:
- -- на улучшение материально-бытового положения армии;
- --количественное и качественное улучшение всех видов довольствия, квартирно-казарменных условий (строительство новых объектов, ремонт старых, оборудование и модернизация казарменных помещений), увеличение квартирно-жилищного фонда командного сoстава с помощью бронирования жилой площади в местах расквартировки войск;
- -- проведение бронирования во всех гражданских учреждениях, предприятиях и заведениях для должностей, подлежащих исключительному замещению демобилизованными из рядов армии и флота и приравниванию их в отношении условий поступления на работу к членам трудовых профсоюзов;
- -- улучшение обеспечения пособиями инвалидов войн;
- -- принятие особого положения о пенсионном обеспечении командно- начальствующего состава армии;
- -- контроль за реальным осуществлением Кодекса льгот для красноармейцев. Данное постановление должно былoсущественно способствовать снятию социально-экономического напряжения в армии.
В результате проведенного в данном параграфе исследования мы приходим к выводу о том, что процесс организации Вооруженных Сил СССР в период после Гражданской войны был связан с рядом существенных проблем. Молодому Советскому государству приходилось лавировать между необходимостью сокращения расходов на оборону, связанной с общим кризисом народного хозяйства и потребностью поддержания боеспособности РККА. В ходе 20-х годов ХХ века армия столкнулась с тяжелыми материальными проблемами, проблемой обеспечения армейских частей. Однако к концу 20-х годов был взят курс на преодоление материального кризиса в армии, на повышение уровня как хозяйственно-бытовой, так и культурной сферы жизнедеятельности боевых частей. Выбранная стратегия в итоге обеспечила поступательное развитие и реформирование Красной Армии в 1930-е годы.
Красная армия в 30-ые годы 20 века
Слайд 2
Слайд 3
Красные маршалы:1ряд: М. Тухачевский, К. Ворошилов, А. Егоров, 2 ряд: С.Будённый, В. Блюхер
Слайд 4
К.Е. Ворошилов(1881-1969)В 1925-1934 гг. – нарком по военным и морским делам, председатель
РВС СССР. 1934-1940 – нарком обороны СССР, с 1940 –заместитель председателя Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны – член ГКО и представитель Ставки Верховного Главнокомандующего на ряде фронтов. В начале войны проявил полную неспособность руководить войсками. В 1953-1960 гг – Председатель Президиума, а с 1960 года – член Президиума Верховного Совета СССР
Слайд 5
С.М. Будённый (1883-1973)В Гражданскую войну командовал 1-й Конной Армии (1919-1923). Позже
на командных должностях в Красной Армии, заместитель и первый заместитель наркома обороны. В 1941-1942 гг. – командовал войсками ряда фронтов и направлений, затем – кавалерией Красной Армии. С января 1943 командующий кавалерией Советской Армии и чл. Высшего военного совета Министерства Вооруженных Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра сельского х-ва по коневодству. С мая 1953 по сентябрь 1954 инспектор кавалерии.
Слайд 6
А.И. Егоров (1883-1939)Окончил Юнкерское пехотное училище. Участник Первой мировой войны
(полковник). После октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. Участник Гражданской войны. Затем начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны СССР. Маршал Советского Союза. Расстрелян с группой военачальников. Реабилитирован посмертно.
Слайд 7
В.К. Блюхер (1890-1938)В1920-1922 гг. – военный министр и главнокомандующий
Народно-революционной армией Дальневосточной республики. Первый кавалер ордена Красного Знамени. После Гражданской войны – на высших командных постах в армии. В 1929-1938 гг. – командующий Отдельной Дальневосточной армией. В 1938 г. арестован и расстрелян
Слайд 8
М.Н. Тухачевский(1893-1937)Из дворян. Окончил военное училище. Участник Первой мировой
войны (гвардии подпоручик). Сначала 1918г. – в Красной Армии После Гражданской войны 1918-20 принимал деятельное участие в проведении Военной реформы 1924-25. С 1934 заместитель наркома обороны, с 1936 1-й заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки. Был расстрелян в 1937 году.
Слайд 9
Белов И.П.(1893-1938) командарм 1-го ранга (1935). Сын крестьянина-бедняка. Участник 1-й
мировой войны, унтер-офицер. В 1919 главнокомандующий войсками Туркестанской республики. Успешно боролся с басмаческими отрядами, применяя против них их же террористические методы. В 1938 на посту командующего войсками Белорусского военного округа арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1956 реабилитирован.
Слайд 10
Каменев С.С.(1881-1936)Командарм 1-го ранга (1935). Член КПСС с 1930. Родился в семье
военного инженера. Окончил Александровское военное училище (1900) и Академию Генштаба (1907). Во время 1-й мировой войны 1914-18 на штабных должностях. В начале 1918 добровольно вступил в Красную Армию. С 1918 по 1919 успешно командовал войсками Восточного фронта, затем при обороне и наступлении против войск Колчака в 1919. С 1919 по 1924 - главнокомандующий вооруженными силами Республики. С 1934 начальник управления ПВО и одновременно член Военного совета при Наркомате обороны СССР. Скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа.
Слайд 11
Б.М. Шапошников (1882-1945)На военной службе с 1901 г. Участник Первой мировой войны
(полковник), в Красной Армии с 1918 г. В годы Гражданской войны и после её окончания – на штабной и военно-преподавательской работе. Во время Великой Отечественной войны – начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны. Маршал Советского Союза. Внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых Сил СССР.
Слайд 12
И.Э. Якир (1896-1937)Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной
академии. 12 лет командовал Украинским военным округом. В 1935-1936 гг. в Политбюро принимались решения о назначениях Якира и Уборевича, как наиболее талантливых командующих войсками двух ведущих военных округов, на высшие должности в центральном аппарате НКО. Якир отказался от должности начальника Генштаба. Репрессирован в 1937г
Слайд 13
И.П. Уборевич (1896-1937) В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. В 1930 г. был
назначен 1-м заместителем наркома по военным и морским делам. Затем командующий Белорусским военным округом. В Белорусском округе под руководством Уборевича выросли талантливые командиры, ставшие видными полководцами Великой Отечественной войны: будущие маршалы Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.А.Мерецков и др.
Слайд 14
Я.Б. Гамарник (1884-1937)В 1929-1937 гг. начальник Политуправления РККА. Возглавил чистку
политического состава РККА от «бывших белых» В 1930-1934 гг. первый зам. наркома по военным и морским делам СССР Ворошилова и зам. председателя Реввоенсовета СССР. Оказывал всемерное содействие Тухачевскому в осуществлении технической реконструкции Красной Армии и сыграл большую роль в повышении боеготовности РККА.В 1934-1937 гг. первый зам. наркома обороны СССР. Гамарнику первым в Красной Армии в 1935 было присвоено звание армейского комиссара 1-го ранга, соответствующее званию командарма 1-го ранга. Застрелился накануне неизбежного ареста
Слайд 15
А.И. Корк (1887-1937)военспец, командующий армиями в период Гражданской войны, командарм
2-го ранга (1935), начальник Военной Академии РККА им.Фрунзе, член ЦИК СССР, член ВКП(б) с 1927 года. Во время 1-й мировой войны был на штабных должностях, подполковник. Расстрелян в ходе репрессий в РККА (1937).
Слайд 16
В.М. Примаков (1897-1937)В 1914 вступил в РСДРП, большевик. Награжден двумя орденами
Красного Знамени (1920, 1921). Поддерживал дисциплину с помощью карательных мер. Образование получил на Высших военно-академических курсах (1923). В 1933-1935 - зам. командующего Северо-Кавказским военным округом, зам. инспектора высших военно-учебных заведений. С 1935 зам. командующего Ленинградским военным округом. В1937 приговорен к смертной казни. Расстрелян. В 1957 реабилитирован.
Посмотреть все слайды
Расчетов, согласно которым можно установить количество квадратных метров, положенных на одного человека в нашем государстве, достаточно много.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !
Правила предоставления жилых помещений
Расчеты зависят от нескольких факторов — сюда относятся жилищные условия в конкретном субъекте и какая именно норма должна рассчитываться (санитарная, социальная, учетная ).
Также сюда относятся показатели средней стоимости одного квадратного метра жилья в конкретном регионе и какое жилье берется в расчет — социальное, которое будет предоставляться по договору социального найма или коммерческое, которое можно будет выкупить путем получения специального жилищного сертификата.
В соответствии с действующим жилищным законодательством и с Жилищным Кодексом Российской Федерации, нормой жилой площади считается то количество квадратных метров жилья, которые приходятся на одного конкретного человека.
Органы государственной власти РФ вправе в соответствии с законодательством устанавливать региональные нормы площади жилья, но также могут делегировать это право органам местного самоуправления.
Жилищный Кодекс строго определил величину, меньше которой быть не может — это 12 м2 .
Причем, при расчете такой нормы учитываться должна не общая площадь квартиры или дома, а непосредственно площадь жилого помещения (то есть жилых комнат, в то время, как коридор, кухня или санузел в расчет приниматься не должны).
Санитарная и социальная нормы
В ЖК РФ ст. 38 есть определенные нормы, которые обязательно должны быть соблюдены:
- Норма предоставления жилья — это минимальный размер площади помещения, согласно которому определяется размер предоставления жилплощади по договору социального найма;
- По минимальной санитарной норме должно приходится на одного жильца конкретной квартиры (или дома) не менее 6 квадратных метров ;
- Социальная норма - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется:
- 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек ;
- 42 кв. м — на семью из двух человек ;
- 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан .
Что такое учетная норма?
Учетная норма жилья в соответствии с существующим сегодня законодательством о жилищном фонде рассчитывается в том случае, когда решается вопрос о том, есть ли необходимость ставить в очередь на улучшение жилищных условий конкретного человека или семью.
Такая норма рассчитывается, исходя из тех условий, которые есть в каждом конкретном регионе.
Учетная норма не может быть меньше минимальной санитарной, указанной в ЖК РФ, а именно меньше 6 квадратных метров, приходящихся на одного человека.
При расчете такого норматива учитывается, сколько человек является членами семьи, которая претендует на улучшение жилищных условий , то есть социальная норма также здесь играет свою роль.
При формировании размера учетного норматива, необходимо помнить и о таком важном факте, как тип жилой площади (то есть об обычной квартире идет речь или о коммунальной), так как от этого зависит определяемый необходимый размер.
Если вы хотите узнать, как можно получить квартиру от государства бесплатно, советуем вам прочитать .
Где будет учитываться размер жилой площади?
Нормы жилой площади рассчитываются и учитываются в случаях:
- Когда происходит расчет платы за жилищно-коммунальные услуги . Если по каким-то причинам жильцы не могут самостоятельно оплачивать в полном размере коммунальные услуги, размер которых рассчитывается, исходя из того, сколько квадратных метров жилья приходится в конкретном случае на одного человека.
- В случае, если за имеется значительный долг по оплате и неплательщики подлежат выселению с занимаемой площади , при предоставлении им другого жилья используется норма в 6 квадратных метров для одного человека.
- При переселении из аварийного жилья жильцам предоставляются квадратные метры, исходя из определенных правил. Если квартира, подлежащая расселению, не была приватизирована, то расчет жилой площади будет производиться исходя из требований санитарной нормы. В случае, если приватизация жилья была произведена, то новая жилая площадь должна быть не меньше той, из которой происходит расселение.
- При определении права на получение новой жилой площади (если требуется улучшение существующих жилищных условий) учитывается санитарная норма . В этом случае норма повышается для обычных категорий граждан до 10 квадратных метров.
Верховный суд России разъяснил, какие нормы Жилищного кодекса должны применяться при расселении собственников аварийных домов. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.
Кто имеет право на дополнительные метры?
Дополнительная площадь предоставляется гражданам, которые страдают тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, также правом на дополнительную жилую площадь пользуются военнослужащие и приравненные к ним сотрудники ОВД и МЧС.
Правила и нормы предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.
- ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.).
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
- ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.).
Таким образом, норма квадратных метров жилой площади , которая должна рассчитываться на каждого человека, вопрос очень интересный, разбираться в котором необходимо, чтобы точно знать, на что можно рассчитывать, в том числе и в момент подачи заявления на улучшение жилищных условий .
Норма жилой площади на одного человека подлежит обязательному учёту при выдаче муниципального жилья. Сколько метров полагается гражданину и его семье – решается при изучении технической документации на жилплощадь. В России определены федеральные стандарты, которые, согласно ст. 38 ЖК РФ, составляют 12 м. на человека. Но региональные власти вправе корректировать эту норму.
В Москве в 2016 году учётная норма составляет 10 м. на человека. Этот параметр предусматривает не жилую, а общую минимальную жилплощадь, включая дополнительные помещения. Норма жилой площади нужна для как нуждающихся в более комфортных жилищных условиях.
Норма жилплощади на федеральном уровне
Кроме учётных параметров, законом в России предусмотрена социальная норма жилплощади, которая принимается во внимание при обеспечении молодой семьи жильём или переселении граждан из ветхих и . При предоставлении жилья учитываются следующие социальные параметры:
- для семьи из трёх человек – не меньше 18 кв.м. на человека;
- для семьи из двух человек – не менее 42 кв.м.;
- для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.;
Такая норма принимается во внимание при расчёте оплаты за коммунальные услуги. Собственники жилплощади должны обратиться в ЕИРЦ с документами, подтверждающими право на льготу. При расчёте оплаты на одного человека норма жилплощади определяется с коэффициентом — + 7 метров помимо выше указанных социальных нормативов.
Санитарные нормы
Федеральное законодательство устанавливает, что в России на одного человека положено не менее 6 кв. м . Санитарная норма является ориентиром, принимаемым во внимание при переселении должников по оплате ЖКХ из муниципальных квартир.
Социальное жилье, в таком случае, предоставляется в общежитиях, квартирах временного фонда. Подобная норма будет являться ориентиром при переселении граждан из аварийных домов. Гражданам должно быть предоставлена квартира, с нормой жилплощади не меньше 10 м. на человека.
Изъятие жилья для государственных (муниципальных) нужд и другие важные нюансы
В России ситуация зависит от того, было ли изымаемое жилье приватизировано или нет. В первом случае граждане должны получить жилплощадь, не менее той, которая у них была на момент отчуждения.
При изъятии муниципального жилья учитываются нормативы, принятые в конкретном муниципальном образовании. Тогда учётная норма составит не больше 10 м. на человека. Подобная цифра может быть скорректирована местными органами власти.
В 2016 году при получении жилья по договору социального найма и в собственность военными принимаются в расчёт текущее обеспечение военнослужащих жильём. Выясняется: не намеренно.
Площадь на военнослужащего и его семью должна равняться не менее 18 кв.м. для одного человека. При уходе в отставку или в запас, разрешено предоставление льготы в сторону увеличения площади жилья.
В Москве и других городах военный может получить дополнительные – от 15 до 25 кв.м. площади для одного человека. Возможно превышение социальной нормы жилья – если это зависит от технических параметров многоквартирного дома. Но такое отклонение не будет больше 9 м. на каждого человека.
Проблематика вопроса
Учётная норма площади жилого помещения соблюдается при выселении гражданина или семьи из муниципальной квартиры и предоставлении недвижимости из манёвренного жилищного фонда. Норма может не учитываться при размещении супругов, которым положено одна жилплощадь. Социальные нормы не принимаются во внимание, если родители решили прописать в квартиру несовершеннолетнего ребёнка.
Положение об учётной норме жилплощади разрабатывается на основании решения совета депутатов или другого законодательного органа, уполномоченного издавать нормативные акты на уровне местного самоуправления. Разработка актов осуществляется с учётом количества свободного жилья.
Возможны ситуации, когда молодой семье отказывают в улучшении жилищных условий, так как общая площадь их недвижимости бывает выше учётных показателей. Специалистами администрации часто не принимается во внимание факт, что жилая площадь квартиры или частного дома намного меньше общей.
Учётные параметры являются основными показателями при обеспечении населения льготными помещениями. Многодетные и малоимущие семьи получают жилье исходя из социальной нормы «квадратных метров», полагающихся одному человеку.
Оплата жилых помещений и расчёт субсидий для помощи малообеспеченному населению осуществляются с помощью социальной нормы. Такими льготами могут воспользоваться:
- лица, пострадавшие при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в ядерных испытаниях в Семипалатинске;
- обладатели государственных наград;
- ветераны труда.
Право на льготу доступно гражданам, которые проживают в муниципальном жилье. Ветеранам предоставляется льгота, независимо от формы собственности на квартиру. Размер субсидии составит 50% от суммы оплаты за коммунальные услуги.
По смыслу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учётная норма необходима для того, чтобы граждане смогли зарегистрироваться в очереди в качестве людей, которым необходимо улучшение жилищных условий. При выделении льготной недвижимости или государственной субсидии, учитываются все сделки, которые смогли бы привести к ухудшению жилищных условий граждан и их семей.
Размер нормы, необходимой для постановки человека на учёт, – от 6 – до 10 метров. Факт нуждаемости в жилом помещении должен подкрепляться необходимыми документами, среди которых важны:
- выписки из домовой книги, а также по предыдущим адресам проживания за последние три года;
- акт обследования жилищных условий;
- справка о доходах семьи;
- правоустанавливающие документы на имеющуюся недвижимость;
- сведения о льготах – в том числе справка об инвалидности или наличии тяжёлого заболевания, не позволяющего домочадцам сосуществовать на жилплощади.
Плохие жилищные условия подтверждаются комиссией, которая должна выехать по месту фактического проживания льготников и вынести заключение о состоянии комнаты, квартиры или частного дома. Жилые помещения, с учётом полагающейся нормы, предоставляются согласно очереди.
Процесс предоставления длительный и может занять несколько лет. Вне очереди жилые помещения могут получить инвалиды 1, 2 группы и другие категории льготников, которые живут и работают в конкретном муниципальном образовании.
Учётная норма рассчитывается органами местного самоуправления. Она может быть выше нормативов, установленных федеральными органами власти. Показатель рассчитан на то, чтобы граждане могли свободно проживать в квартире, проводить досуг и воспитывать детей.
На практике требования о нормах жилплощади (учётной, санитарной, социальной) достаточно формализованы. Расчёты ведутся исходя из общей площади помещения, не считая реальное жилое пространство. Разногласия должны быть решены в административном или судебном порядке.
Остались вопросы?
Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:
1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Комментарий к Ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из следующего расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования.
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали нормой средней обеспеченности.
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 комментируемой статьи на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 комментируемой статьи). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 комментируемой статьи (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий разрыв. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма