Тест Общество.Познание.10 класс. Базовый уровень
Объявления:
Данная итоговая контрольная для тех, кто еще недавно начал обучение по предмету обществознание. Здесь задания посвящены обществу, как термину, его критериям, признакам и отношению с другими объектами природы.
1. Вставьте пропущенные слова:
Общество - это ____________от природы, но тесно связанная с ней ___________, которая включает в себя способы взаимодействия людей и ___________ их объединения.
2. Сколько сфер общественной жизни вы знаете, перечислите их.
3. К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относятся:
А) социология
Б) география
В) философия
Г) генетика
4. К основным признакам общества как системы относятся :
А) природные условия
Б) отсутствие изменений
Г) этап исторического развития
5. Отношения природы и общества состоят в том, что:
А) общество и природа взаимосвязаны
Б) общество не зависит от природы
В) природа полностью зависит от общества
Г) общество не влияет на природу
6. Закончите высказывание:
«Деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не существовавшее - ……….
(творчество).
7. Результат познавательной деятельности человека определяются понятием:
А) «познание»
Б) «знание»
В) «чувство»
Г) «практика»
8. Понятие, противоположное по значению невежеству:
А) суждение В) знание
Б) определение Г) понимание
9. Труд в отличие от общения:
А) является видом деятельности человека ;
Б) доставляет человеку удовольствие;
В) связан с использованием специальных орудий;
Г) предполагает наличие цели.
10. Какой признак отличает веру от знания:
А) безоговорочное принятие человеком каких-либо сведений ;
Б) признание каких-либо сведений доказанными истинами;
В) непременная проверка истинности;
11. Что является лишним в перечне примеров знаний, основанных на здравом смысле:
а) « Дважды два - четыре»
в) «Делу время - потехе час»
г) «Утро вечера мудренее»
12. Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе
и основанных на общественном мнении, называются:
а) моралью в) культом
б) правом г) догмой
13. Наука как система знаний не включает:
А) теории В) суждения
Б) факты Г) слухи
14. Из утверждений А и Б верно:
1. только А
2. только Б
3. и А, и Б
4. ни А, ни Б
А. Отклоняющимся считается поведение, не согласующееся с нормами.
Б. Отклоняющимся считается поведение, не соответствующее требованиям общества.
15. Политическую культуру характеризует:
А) политическое изменение
Б) политическое сознание
В) политический интерес
Г) партийная система
16. По мысли Аристотеля, правление большинства в интересах общей пользы - это:
А) аристократия
Б) демократия
«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не слишком прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу .» Ларошфуко Ф.
«Следует заранее примириться с тем, что всякое принятие решений сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадаешь в другую .» Макиавелли Н.
«Как часто разумному решению мешает волевое .» Крутиер Б.
«Мы склонны рассматривать наше решение как одномоментное явление, ставшее следствием процесса рационального и глубокого мышления. Однако, принятие решения на самом деле больше похоже на замес теста. Оно приходит не как результат суммирования отдельных глубоких мыслей, а как следствие созревания их общей массы. » Харрис Т.
«Прежде, чем думать о решении будущих задач, научитесь справляться с сегодняшними за наименьшее время и с большей эффективностью .» Друкер П.
«До тех пор, пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах… На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся! Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение .» Гёте И.
«Нерешительные люди бывают особенно упорны в исполнении своих намерений, и таковы они по причине самой своей нерешительности: ведь отказавшись от того, что они уже рассудили сделать, они должны будут еще раз принять решение .» Леопарди Д.
«Обсуждать надо часто, решать - однажды .» Публилий
«Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение. » Бернал Д.
«Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо… выйти за нее .» Вербер Б.
«При открытом обсуждении не только ошибки, но самые нелепости легко устраняются .» Салтыков-Щедрин М.
«Тому, кем овладевает гнев, зависть и другие негативные эмоции лучше повременить с принятием решения .» Сенека
«Слабый сомневается перед тем, как принять решение ; сильный - после .» Краус К.
«Никакую проблему нельзя решить на том же уровне, на котором она возникла .» Эйнштейн А.
«Когда необходимо принять какое-либо важное решение, опаснее всего - просить совета у другого, ибо, за исключением нескольких чудаков, нет никого, кто искренне желал бы нам добра. » Чоран Э.
«Как часто бывает в несчастливые времена, благое решение было принято тогда, когда время было уже упущено .» Тацит
«Не принимай решения, выслушав только одну сторону. » Японская пословица
«Если кто либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием. » Спиноза Б.
«Проблема перестает интересовать нас, если она решена или если она оказалась нерешаемой .» Котарбиньский Т.
«Решить задачу, говорил Декарт, - значит выиграть сражение. Но выиграть сражение не значит решить задачу .» Ростан Ж.
«Решение вопроса есть путь к знанию .» Гадамер Х.
«Принцип второго элемента гласит, что основное решение любой проблемы заключено не в самой проблеме, а выявляется, когда в ситуацию вводится второй, противоположный этой проблеме элемент .» Чопра Д.
«На самом деле не существует правильных и неправильных решений. Это ухищрение интеллектуалов. Главное, чтобы решение было принято .» Морган Д.
«Человек активно старается не замечать всего, что противоречит ранее принятому им решению .» Чалдини Р.
«Наши решения не должны противоречить законам природы, если мы хотим, чтобы они приводили к поставленной цели , ибо если они будут им противоречить, то просто окажутся невыполнимыми .» Поппер К.
«Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются .» Бор Н.
«В жизни нет безвыходных ситуаций, есть только непринятые решения .» Рой О.
СМЕШНЫЕ И ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ О РЕШЕНИЯХ
«Большая часть моих проблем не имеет решения или решение хуже самой проблемы .» Брильянт Э.
«Окончательное решение - решение, которое вы принимаете, прежде чем все решит жена .» Левинсон Л.
«Лучше одно плохое решение, чем два хороших .»
«Окончательное решение женщины редко бывает последним .»
«И на колебания надо решиться .» Ежи Лец С.
«У всякой проблемы всегда есть решение - простое, удобное и, конечно, ошибочное. » Менкен Г.
а) территория обитания людей; б) производительные силы;
в) совокупность форм объединения людей; г) история человечества.
К числу основных подсистем общества как системы относится:
а) экономика; б) предпринимательство;
в) профсоюз; г) церковь.
Из перечисленного важнейшими институтами общества являются:
1) Б, В, Г, Д, Е. 2) А, Б, В, Д, Е, Ж.
3) А, Б, В, Д, Е. 4) А, Д, Е.
А. Государство. Б. Право. В. Мораль. Г. Природа. Д. Экономика. Е. Политика. Ж. Религия.
К наукам, изучающим общество, из перечисленных не относится:
а) социология; б) география;
в) философия; г) генетика.
Вставьте пропущенное слово:
«В философии достоверное, правильное знание называется…...»
Общей чертой общества и природы является:
а) действие в роли творца культуры; б) наличие признаков системы;
в) сознательная и волевая деятельность; г) независимость друг от друга
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Между процессами, которые происходят в сфере материального производства и в духовной сфере общества, нет взаимосвязи.
Б. Политический строй общества может тормозить развитие экономики.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Культура - это все виды преобразованной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
Б. Культура биологически присуща человеку.
Среди перечисленного названием одной из основных сфер жизни общества являются:
а) производительные силы общества; б) духовная культура общества;
в) общественные отношения; г) товарно-денежные отношения.
Закончите высказывание:
а) социология; б) социальная психология;
в) экономика; г) философская антропология.
Закончите высказывание:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется ….»
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Моральные нормы «не убей», «не кради», «не лги», «уважай старших», «не развратничай» являются общечеловеческими.
Б. Вышеперечисленные моральные нормы признаются как образцы для поведения только в демократических обществах.
Сформулируйте «золотое правило» морали.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и нравственного поведения.
Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.
Дать определение:
а) система - это…
б) институциализация - это…
в) идеал - это…
г) патриотизм - это…
д) мировоззрение - это…
Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека:
а) потребовать от обидчика извинения в адрес пострадавшего;
б) сделать вид, что тебя это не касается;
в) выразить соболезнование тому, кого обидели;
г) разобраться в причинах конфликта.
Охарактеризуйте житейское мировоззрение человека.
Вариант 2
Общество в широком смысле слова - это:
а) весь окружающий мир;
б) человечество в его прошлом, настоящем и будущем;
в) взаимодействие людей в повседневной жизни;
г) группы людей, объединенных историческим прошлым.
К основным признакам общества как системы относится:
а) природные условия; б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения; г) этап исторического развития.
Из перечисленного к важным институтам общества не относится:
1) природная среда обитания; 2) мораль;
3) экономика; 4) семья.
К наукам, изучающим общество, из перечисленных относится:
а) анатомия; б) философия;
в) генетика; г) математика.
Вставьте пропущенное слово:
«Главным критерием истины является ……………..»
Общей чертой общества и природы не является:
а) наличие признаков системы; б) процесс постоянных изменений;
в) действие в роли творца культуры; г) цикл как основа существования.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Правовые нормы, существующие в обществе, отражают его социально-экономическое развитие.
Б. Экономика влияет на становление политической сферы.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Культура - это существенная характеристика общества.
Б. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо.
В росте образовательного уровня населения страны, как правило, отражается развитие:
а) экономической сферы общества; б) социальной сферы;
в) политико-правовой сферы; г) духовно-нравственной сферы.
Закончите высказывание:
« Деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее, называется …»
Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека:
а) генетика; б) культурная антропология;
в) психология; г) атомная физика.
Закончите высказывание:
« Форма общественного сознания, где находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения людей, называется…»
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
Сформулируйте «золотое правило» нравственности.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А ; 2) и А , и Б .
3) только Б ; 4) ни А , ни Б .
А. Чтобы быть духовно богатым человеком, не обязательно совершать добрые дела.
Б. Такие понятия, как милосердие, жалость, сострадание, - пережиток прошлого, они не имеют отношения к духовной жизни человека.
Дать определение:
а) социальный институт - это …
б) общество - это …
в) ценности - это…
г) совесть - это…
д) гражданственность - это…
Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили вред другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека:
а) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;
б) сделать вид, что ничего не произошло;
в) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;
г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).
18. Охарактеризуйте научное мировоззрение человека.
Приведите примеры из вашей жизни.
Контрольная работа № 1
ключ ответов
Вариант 1 | Вариант 2 |
5. практика | 5. истина |
10. бытие | 10. творчество |
12. мораль | 12. мораль |
14. не делай другому того, чего не желаешь сам |
|
16. а) система - упорядоченная совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство; б) институциализация - процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих организаций; в) идеал - совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке; г) патриотизм - ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу; д) мировоззрение - целостное представление о природе, обществе и человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. | 16. а) социальный институт - исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные потребности; б) общество - исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, отделившаяся от природы, но тесно с ней связанная; в) ценности - характеристика определенных идей, принципов, предметов и их свойств с точки зрения их значимости для человека и общества; г) совесть - способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно сформулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, сознавать свой долг перед другими людьми; д) гражданственность - социально-психологическое и нравственное качество личности, которое сочетает в себе чувство любви к Родине; ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов; осознание себя как полноправного гражданина, обладающего правами и обязанностями. |
18. житейское мировоззрение | 18. научное мировоззрение |
За каждый правильный буквенный или цифровой ответ - 1 балл
(задания №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 17)
За каждое правильное слово - 2 балла
(задания №№ 5, 10, 12, 14)
За каждое верное определение - 1 балл (всего - 5 баллов )
(задание № 16)
За характеристику мировоззрения - 5 баллов
(задание № 18)
Всего - 30 баллов
Уровень оценивания:
Отметка «5» - от 25 до 30 баллов
Отметка «4» - от 19 до 24 баллов
Отметка «3» - от 13 до 18 баллов
Отметка «2» - от 7 до 12 баллов