Что такое камеральная налоговая проверка физического лица или организации? Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит.
Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.
Камеральная проверка: что это значит
Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.
Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.
Кто может осуществлять проверку
Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:
- Таможенные органы;
- Внебюджетные фонды.
Где проводится процедура проверки
Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.
Цели проведения проверки
Основные цели состоят в следующем:
- Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
- Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
- Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
- Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
- Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).
Чем регламентируются вопросы КНП
Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентируетНалоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки,а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.
Сроки проведения проверки
Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.
Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.
ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.
Особенности КНП
По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.
Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.
В частности, инспектор может:
- Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
- Осмотреть имущество только с вашего согласия;
- Проводить экспертную оценку;
- Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.
Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:
- Если в декларации указан размер , который подлежит возмещению;
- Если указаны какие-либо льготы;
- Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.
Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.
Процедура в отношении ИП
Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.
Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.
А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.
Пояснительная записка
На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.
За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.
Если пояснение требуется из-за , в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:
- Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
- Объясните, какие причины к нему привели;
- Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.
Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.
Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.
Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка .
Если вы не согласны с результатами проверки
В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.
Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.
От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.
Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.
Заключение
Уважаемые читатели! – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Назначением камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Порядок и сроки проведения камеральной проверки
Порядок проведения камеральной проверки установлен статьей 88 НК РФ .
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.
В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:
заявлена сумма НДС к возмещению;
заявлены льготы;
отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.
Возможные действия налогового органа при проведении камеральной проверки
Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ )
Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ )
Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ )
Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ )
Участие переводчика, эксперта (статья 95 , 97 НК РФ )
Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91 , 92 НК РФ )
Оформление результатов камеральной проверки
Нарушения не выявлены:
камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
Выявлены нарушения:
в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ ;
акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В отдельных случаях руководитель может принять решение о продлении срока рассмотрения материалов проверки (не более одного месяца) и проведении дополнительных мероприятий налогового контроля .
Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?
Что такое налоговая проверка?
Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.
Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.
Камеральная проверка: определение термина
Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.
Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.
Цель, задачи
Камеральная налоговая проверка проводится с целью:
- Контроля за соблюдением НК РФ.
- Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
- Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
- Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
- Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
- Проверка правомерного использования льгот и вычетов.
Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:
- Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
- Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
- Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
- Выявление искаженной информации в отчетных документах.
- Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
- Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.
Законодательная база
Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.
Требования к документам
На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.
Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.
К сшивам документации предъявляются некоторые требования:
- Текст должен свободно читаться.
- При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
- Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
- Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.
В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.
Сроки камеральной налоговой проверки
Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.
Критерии риска
Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:
- Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
- Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
- Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).
Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.
Порядок проведения
Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.
- Прием документации от налогоплательщика.
- Организация и проведение камеральной проверки.
- Оформление результатов.
- Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.
На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.
Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.
После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.
Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия
Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?
Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.
Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.
Результаты
При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.
При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.
В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.
Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.
Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.
Объектом камеральной налоговой проверки служит финансово-хозяйственная деятельность проверяемого лица за отчетный налоговый период.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности.
Понятие "встречная проверка" было закреплено в статье 87 НК РФ, в соответствии с которой если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов) .
Основным признаком встречной проверки является ее производный характер, т.к. ее можно проводить только при проведении налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, когда возникает необходимость получения дополнительной информации.
Как правило, необходимость проведения встречных проверок возникает тогда, когда у налоговых органов имеются основания подозревать лицо в неоприходовании полученной выручки, в случаях отсутствия подтверждающих документов, в случае если документы контрагентов не совпадают с документами налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа должностными лицами этого органа. Данный вид проверок осуществляется по отношению ко всем видам налогоплательщиков и без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, поскольку факт сдачи фискально-обязанным лицом финансовой отчетной документации автоматически выступает юридическим фактом для проверки ее достоверности. Проведение камеральной налоговой проверки по факту сдачи финансовой документации обусловливает и периодичность данного вида контроля - по мере предоставления отчетности. 2
Камеральная налоговая проверка должна быть проведена в течение не более трех месяцев со дня сдачи налогоплательщиком в налоговый орган документов, являющихся объектами налогового контроля. Продление срока проведения камеральной проверки не допускается. Если налоговый орган не успел осуществить сопоставление данных финансовой отчетности налогоплательщика, то возможно назначение выездной налоговой проверки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе не ограничиваться документами, предоставленными фискально-обязанным лицом, и затребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, свидетельствующие о добросовестном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности.
Основным способом камеральной формы проверки является выборочный метод, предполагающий выверку точно очерченного круга финансовых документов.
Результатом камеральной налоговой проверки служит вывод контролирующего должностного лица налогового органа о достоверности, сомнительности либо недостоверности сведений, содержащихся в отчетных финансовых документах. Если налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести в установленный срок необходимые изменения или дополнения. При выявлении проверяющим лицом налоговой недоимки налогоплательщику также предъявляется требование об уплате недостающей суммы налогов (сборов).
Сравнительная характеристика камеральных и выездных налоговых проверок 3
Камеральная налоговая проверка |
Выездная налоговая проверка |
|
Территориальные налоговые органы |
Налоговые органы всех уровней |
|
Совокупность финансово – хозяйственных операций только за отчетный период |
Совокупность финансово – хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более трех лет, предшествующих году проведения проверки |
|
Основания для проведения |
Специального разрешения не требуется |
Решения руководителя налогового органа |
Периодичность |
Регулярно с периодичностью представления отчетности |
Выборочно по мере необходимости |
Сроки проведения проверки |
Три месяца |
От двух до шести месяцев без включения времени на приостановление проверки |
Дата начала и окончания проверки |
Начало – дата представления документов на проверку Окончание – дата не регламентирована |
Начало – дата решения налогового органа о начале проверки Окончание – дата справки о проведении проверки |
Место проведения |
Место нахождения налогового органа |
Место нахождения налогоплательщика |
Все налогоплательщики |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели |
|
Используемые мероприятия |
Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика |
Любые установленные НК РФ мероприятия |
Российский бухгалтер,
N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала
Статьей
88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения
камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее
проведения.
Основание и сроки проведения камеральной проверки
Основанием для начала
камеральной проверки является сдача декларации.
В
соответствии с камеральная проверка проводится по
месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций
(расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также
других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у
налогового органа.
Иными словами,
камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в
которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с
п.3
ст.80 Налогового кодекса , налоговая декларация (расчет)
представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на
бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме
вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе
представить документы, которые должны прилагаться к налоговой
декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со
ст.83
Налогового кодекса РФ , организации, в состав которых входят
обособленные подразделения, расположенные на территории Российской
Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту
нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того,
если в состав организации входит недвижимое имущество и
транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые
декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким
образом, камеральная проверка может проводиться одновременно
несколькими налоговыми инспекциями.
Камеральная налоговая
проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2
ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения
камеральной проверки не требуется специального решения налогового
органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии
со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не
обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной
проверки.
В
том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена
налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок,
камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на
основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике,
а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение
трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой
декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и
сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании
камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на
основании новых представленных документов.При этом документы
(информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной
камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при
проведении мероприятий налогового контроля в отношении
налогоплательщика.
Не может являться
основанием для проведения камеральной налоговой проверки
представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N
140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и
счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации" специальная
декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а
также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и
(или) документах (п.1
ст.88 Налогового кодекса РФ).
Итак, камеральная
налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и
расчетов по следующим налогам:
Налог на прибыль;
Налог на имущество;
Транспортный налог и прочие.
Итак, камеральной
налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты),
предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная
проверка проводится только в отношении того налога, по которому
предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем
периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так,
если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу
на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только
этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в
результате камеральной проверки можно только на основании
проверяемой отчетности, в нашем случае - по налогу на имущество за
I квартал 2016 года.
Кроме того, камеральной
налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные
налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении
первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще
не прекращена, она завершается, и начинается новая, по
корректировочным данным.
Положения Налогового кодекса РФ могут
предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80
Налогового кодекса РФ , расчет сбора представляет собой
письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное
в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам
связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи
или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения,
облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и
(или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты
сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки,
предусмотренные ст.88
Налогового кодекса РФ , распространяются также на плательщиков
сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена
обязанность по представлению налоговой декларации
(расчета).
Налогоплательщики, как
известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим
возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной
проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация
исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо.
Согласно ст.80
Налогового кодекса РФ , расчет сумм налога на доходы физических
лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой
документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в
целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового
агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах
начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых
вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других
данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом,
камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов),
представленных налоговыми агентами, проводится в общем
порядке.
Кроме НДФЛ, организация
может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль,
декларации по которым также подвергаются камеральной
проверке.
Первичная камеральная проверка
В
любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается
с проверки контрольных соотношений. Представленные данные
загружаются в автоматизированную информационную систему, где и
происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка,
например представленных данных с данными предыдущего периода. Может
происходить сверка данных по одному налогу с представленными
данными по другим декларациям (расчетам).
Камеральной налоговой
проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая
подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также
отсутствие объекта налогообложения.
Со стороны налоговых
органов в первую очередь производится анализ, представлены ли
декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок.
Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3
ст.76 Налогового кодекса РФ , в случае, если налогоплательщик не
предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после
установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о
приостановлении операций налогоплательщика-организации по его
счетам в банке и переводов его электронных денежных
средств.
Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.