Финансовая и бюджетная системы обязательного социального страхования. Финансовая система социального страхования
В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:
- правовое положение субъектов обязательного социального страхования;
- основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;
- ответственность субъектов обязательного социального страхования;
- устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:
страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;
тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;
социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;
страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;
обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;
средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
3. Правовые основы обязательного социального страхования.
Одна из форм обязательного страхования, при котором страховые отношения возникают в силу закона, - обязательное социальное страхование.
Общей правовой основой осуществления обязательного социального страхования является Закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»1, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»2, Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»3, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»4.
Обязательное социальное страхование представляет собой сие- тему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения. Его правовую базу составляют нормы финансового, трудового, гражданского права, права социального обеспечения. Основополагающим законом является Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. , а также иные федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации о конкретных видах обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование в Российской Федерации должно осуществляться на основании следующих принципов:
Устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемой эквивалентностью страхового обеспечения и страховых взносов;
Всеобщего обязательного характера социального страхования, доступности для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
Государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
Государственного регулирования системы обязательного социального страхования;
Паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
Обязательности уплаты страхователями страховых взносов в бюджета фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
Ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования;
Обеспечения надзора и общественного контроля;
Автономности финансовой системы обязательного социального страхования.
В зависимости от характера события (страховой риск), влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан и в случае наступления которого осуществляется социальное страхование, они делятся на следующие виды:
Необходимость получения медицинской помощи;
Временная нетрудоспособность;
Трудовое увечье и профессиональное заболевание;
Материнство;
Инвалидность;
Наступление старости;
Потеря кормильца;
Признание безработным;
Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения законодатель относит:
1) оплату медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсию по старости;
3) пенсию по инвалидности;
4) пенсию по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Субъектами обязательного социального страхования являются:
страхователи - организации, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). К страхователям относятся и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами уплачивать страховые взносы;
страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;
застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.
Застрахованные лица наделены соответственно правами и обязанностями. В частности, они имеют право на своевременное получение страхового обеспечения, на участие в управлении обязательным социальным страхованием, на защиту своих прав. Застрахованные лица обязаны вносить страховые взносы, если это предусмотрено законом, а также своевременно предъявлять страховщику документы, служащие основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Страховщики имеют право проверять представленные документы, назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая, взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, представлять им отсрочку уплаты страховых взносов и другие права. К обязанностям, возлагаемым на страховщиков, относятся обеспечение сбора страховых взносов, своевременная выплата страхового обеспечения, подготовка обоснования тарифов, осуществление регистрации страхователей, бесплатное консультирование по вопросам обязательного социального страхования, а также иные обязанности.
Страхователи как самостоятельные субъекты данных отношений также наделены правом участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием, бесплатно получать информацию и консультации по вопросам страхования, пользоваться льготами и отсрочкой уплаты страховых взносов, защищать свои права. Обязанности страхователей включают в себя постановку на учет и снятие с учета у страховщика в определенные законодательством сроки, уплату страховых взносов, предъявление необходимых страховщику документов и сведений, выплаты определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев.
Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.
В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» законодатель не только определяет данный вид страхования как систему мер, осуществляемых государством в целях компенсации гражданам различного рода социальных последствий, связанных с наступившими социальными страховыми рисками, но и отмечает необходимость государственного управления системой обязательного социального страхования. Государственное управление возлагается на Правительство Российской Федерации, которое создает страховщиков, осуществляющих обязательное социальное страхование.
Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Что это такое
Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.
Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.
Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.
ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.
Схема: финансовая система социального страхования
Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.
Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.
Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).
В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.
Схема: источники пополнения бюджета
Система обязательного социального страхования
Система социального страхования в РФ включает в себя:
- обязательное;
- добровольное страхование.
Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:
- страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
Схема: система обязательного социального страхования.
Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.
Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.
Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.
Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.
Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.
Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.
История развития системы в России
Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.
При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.
ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.
В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.
Первыми в новой истории Российского государства были созданы:
- ПФ (середина декабря 1990 года);
- ФСС (декабрь 1990 года).
На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.
В результате возникли:
- фонд занятости населения;
- ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).
Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.
Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников; защита прав последних составляют понятие социальной защиты. В свою очередь, система мер по непосредственному материальному обеспечению нетрудоспособных и малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.
Социальное обеспечение может быть основано на механизме: во-первых, социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и, во-вторых, социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума.
В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.
Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования.
В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности, поскольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.
Социальное страхование -- это механизм социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государством социальных выплат, предназначенных для полного или частичного возмещения заработной платы в результате утраты трудоспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.
В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски, подлежащие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
В большинстве стран обычно выделяют четыре основных вида социального страхования:
Пенсионное страхование;
Страхование на случай безработицы;
Страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой медицинских услуг);
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд социального страхования Российской Федерации был создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г в целях управления средствами государственного социального страхования России.
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами, указами Президента, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами фонда являются:
1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
4) организация работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
5) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное а также ряд переходных форм, таких как «условно обязательное страхование».
В Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств существования по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования - обеспечить трудящимся, прежде всего, экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребёнка и уход за ним, смерть и др.
Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги - от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счёт страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях за счёт госбюджета.
В Российской Федерации право граждан на социальное страхование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обязательное социальное страхование работников к основным положениям правового регулирования трудовых отношений.
Принципы социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:
Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
Государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
Обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
Ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
Обеспечение надзора и общественного контроля;
Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
С 1 января 2010 г. Вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ утратила силу (ч.2 ст. 24 ФЗ от 24.07.2009 № 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинского страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч.2 ст.1 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В 2011 г. произошло значительное увеличение тарифов страховых взносов, по сравнению с 2010г. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010-2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.
Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те же лица до 1 января 2010 г. В соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм.
Социальное страхование -- это, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов -- работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.
Цель социального страхования -- профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
С развитием рыночной экономики переход к системе социального страхования на новых принципах закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования.
В число важнейших системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда включают следующие:
Отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
Сохранение правового закрепления собственности средств обязательного социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает работников и членов их семей законного, юридически закрепленного, права на этот ключевой ресурс их социальной защиты, переводит их статус собственников этих средств в унизительное положение получателей пособий;
Применение архаичной практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров страховых взносов;
Слабое развитие инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Финансовый механизм социального страхования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования средств специализированных страховых фондов на установленные государством или разрешенные законом цели социальной защиты населения.
В совокупность условий и способов входят: страховые взносы,
социальные выплаты, страховые фонды, государственные субсидии, бенефициары. Механизм социального страхования представлен на рис. 1
Ключевым элементом финансового механизма социального страхования является совокупность страховщиков как центрального звена механизма. Базовыми страховщиками в системе российского социального страхования являются фонды социального страхования:
- · Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);
- · Пенсионный фонд РФ (ПФР);
- · Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).
Каждый из этих фондов является обособленным и образуется за счет взносов граждан и хозяйствующих субъектов, а также посредством финансового участия государства. Деятельность каждого фонда предназначена для защиты определенных видов социальных страховых рисков путем оказания материальной и и иной помощи застрахованным в соответствии с законодательно закрепленными условиями. Особенностью финансового механизма социального страхования является то, что в отличие от социального обеспечения средства федерального бюджета используются лишь в случае возникновения необходимости в поддержании финансовой устойчивости фондов социального страхования (кроме страховых взносов за неработающее население. Однако, здесь государство выступает в роли страхователя. Сам факт оказания государственной материальной помощи фондам свидетельствует об экономически непроработанном или нереализованном финансовом механизме социального страхования, а конкретно - о неверных актуарных расчетах, о директивном, основанном на популистических соображениях изменений страховых тарифов, об изменении действующего законодательства в угоду сиюминутным соображениям.
В мировой практике сложились два основных способа использования средств фондов:
- 1. по текущему распределению ущерба. Этот способ предполагает покрытие текущих расходов текущими страховыми взносами, а страховые выплаты зависят от собранных страховых взносов;
- 2. по принципу накопления. Этот способ основан на предыдущих накопленных индивидуальных страховых взносах. Страховые выплаты по этому способу равны собранным страховым взносам, умноженным на норму процента доходности или с учетом дисконтирования. Данный механизм в основном может применяться при долгосрочных видах страхования, например при обязательном пенсионном страховании.
Основными видами социального страхования, применяемыми в настоящее время в России, являются:
- · обязательное и добровольное пенсионное страхование;
- · обязательное и добровольное медицинское страхование;
- · обязательное социальное страхование;
- · обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- · различные виды добровольного социального страхования, не имеющие обязательной формы.
Финансовый механизм социального страхования представляет собой совокупность форм, методов и инструментов формирования и использования средств специализированных страховых фондов на установленные государством или разрешенные законом цели социальной защиты населения, центральным звеном которого является совокупность страховщиков.
Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков. В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие социальной защиты. Среди существующего многообразия форм и механизмов социальной защиты наиболее важную роль стало играть социальное страхование, которое призвано учитывать, оценивать и управлять в рыночных условиях наиболее массовыми и типичными видами социальных рисков (утраты дохода в связи с инвалидностью, старостью, болезнью, а также необходимостью нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание).
Постепенно в массовое сознание приходит понимание того, что для организации приемлемых условий социальной защиты населения в новых условиях усилий государства или работников недостаточно. Тут требуется объединение возможностей работников, работодателей и государства, причем, на постоянной и долговременной основе, по четко выверенным правилам, что обусловлено возрастающим масштабом проблем и значительными финансовыми ресурсами. Это подтверждает опыт развитых стран, который свидетельствует о том, что роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Сообщества объем финансирования социального страхования составляет величину около 16-20% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП).
Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным. Так, размер пенсий и других выплат составляет в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.
В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП. Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30-35% от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС. Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов, - всего 24% ВВП. Кроме того, многие ученые и специалисты отмечают и незаконченное институциональное оформление социального страхования, для которого характерными остаются прежние социалистические черты государственной социальной помощи. Так, отмечая несомненное развитие законодательной базы по формированию страховых механизмов, следует открыто признать и многочисленные «откаты» назад, например, с помощью ликвидации Фонда занятости или использования финансовых ресурсов на другие важные, но не страховые цели.
Кроме того, в последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Все это вызывает необходимость уточнения путей формирования социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе.
Таким образом, в реализации государственных социальных гарантий одну из ведущих ролей играет социальное страхование, поскольку развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту социальных рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица), что привело к проведению государством социальной политики и выделением системы обязательных гарантий. Социальное страхование в сложившейся ситуации призвано обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным.
Основные положения по системе социального страхования утверждены в Федеральном законе N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.
Управление системой ОСС
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации (в соответствии с Конституцией РФ) и законодательством РФ.
Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, созданные Правительством РФ, в соответствии с федеральным законодательством конкретных видов обязательного социального страхования. Основным страховщиком на территории Российской Федерации является Фонд социального страхования РФ. Денежные средства обязательного социального страхования принадлежат федеральной государственной собственности.
Хозяйствующая организационно-правовая форма у страховщиков устанавливается федеральным законодательством по конкретному виду обязательного социального страхования. Страховщиками осуществляется эффективное распоряжение средствами по обязательному социальному страхованию.
Социальные партнеры (например, профсоюзы) имеют право на паритетность в управленческих органах фондов конкретного вида обязательного социального страхования.
Контроль в системе ОСС
Финансовая деятельность страховщиков системы обязательного социального страхования контролируется в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.
Профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль над целевым использованием денежных средств в обязательном социальном страховании.
Полномочия системы ОСС
Полномочия государственной власти федеральных органов в системе социального страхования заключаются в следующем установлении:
- основ в правовом регулировании социального страхования;
- видов по социальному страхованию;
- круга лиц, которые подлежат социальному страхованию и имеют право на государственное страховое обеспечение;
- условий размеров страхового обеспечения и их назначения;
- порядка по принятию бюджетов фонда конкретного вида социального страхования, порядок их исполнения;
- утверждение и отчет об исполнении бюджетов фондов ОСС;
- тарифов по страховым взносам конкретных видов социального страхования;
- базы по начислению страховых взносов, расчет предельной величины данной базы, порядок взимания платежей, порядок осуществления по страховым выплатам;
- ответственности участников системы социального страхования в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
- порядок хранения денежных средств системы социального страхования и гарантии устойчивости всей финансовой системы социального страхования;
- общее управление в системе социального страхования.
Финансовая система ОСС
Общая финансовая система обязательного социального страхования состоит из бюджетов фондов по конкретному виду обязательного социального страхования. Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС на очередной плановый период или финансовый год утверждаются федеральным законодательством. Проекты данных федеральных законов вносятся на рассмотрение Государственной Думы Правительства РФ по установленному Бюджетному кодексу РФ.
Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС не входят в состав общего федерального бюджета, местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. Денежные средства не подлежат изъятию из бюджетов фондов по конкретным видам обязательного социального страхования.
Источники финансирования системы ОСС
К источникам поступления финансов в бюджеты фондов по конкретным видам обязательного социального страхования относятся:
- страховые взносы;
- трансферты меж бюджетами из общей бюджетной системы РФ, предусмотренные законодательством РФ;
- пеня и штрафные санкции;
- возмещение регрессных требований страховщиков;
- инвестиционная деятельность;
- прочие поступления, не конфликтующие с законодательством РФ.
Тарифы в системе ОСС
Тарифы в системе социального страхования устанавливаются федеральным законодательством. Разграничение тарифов по страховым взносам на ОСС производится с учетом вероятности наступлений социальных страховых рисков и возможностью исполнения предстоящих страховых обязательств.
Особенности по установлению тарифов на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, а также порядок по их разработке и рассмотрению определяется федеральным законодательством на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.
Расходная часть в системе ОСС
Денежные средства из бюджетов фонда по конкретному виду обязательного социального страхования используются для целей, установленных федеральными законодательными актами на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.
Нецелевое использование денежных средств из бюджетов фондов ОСС не допускается и несет за собой правовую ответственность для должностного лица, допустившего указанное нарушение.
Отчетные документы по исполнению бюджетов ОСС за конкретно взятый период (финансовый год) вносится Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания РФ и утверждается федеральным законом.