Проведение экологического аудита компании. Экологический аудит может быть обязательным или инициативным Виды экоаудита
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
презентация , добавлен 17.04.2015
Экологический аудит банков. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Применение экологического аудита в России. Методы проведения экологических аудиторских программ. Основы правового регулирования экологического аудита в РФ.
курсовая работа , добавлен 08.08.2010
Возникновение, развитие и место экологического аудита в системе управления природопользованием и охраны окружающей среды, его характеристика, принципы, особенности, организация и проведение. Регулирование деятельности в области экологического аудита.
контрольная работа , добавлен 01.04.2009
Система экологического аудита. Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Круг рассматриваемых проблем. Аудит в системе экологической сертификации, при подготовке соглашений о разделе продукции, при экологическом страховании.
презентация , добавлен 13.05.2016
Экологический аудит как инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска, его функции и методы реализации, цели и разновидности. Результаты экологического аудита и их применение.
реферат , добавлен 09.11.2010
Методология экологического аудита землепользования. Метод биодиагностики техногенного загрязнения почв. Оценка состояния почвенной среды Мещерского микрорайона в рамках экологического аудита. Разработка комплекса мероприятий по улучшению качества почв.
курсовая работа , добавлен 28.04.2016
Цель и задачи экологического аудита опасных материалов и химикатов. Критерии его проведения на территории РФ. Оценка возможности замены, уничтожения или сбыта химикатов, представляющих экологическую опасность. Способы и требования к их хранению.
курсовая работа , добавлен 23.05.2014
Характеристика показателей экологического аудита и механизмов принятия эффективного управленческого решения. Анализ приоритетных отраслей развития территориально-хозяйственных систем на основе пакета программ "Statistica" и экспертной системы "Region".
контрольная работа , добавлен 29.01.2010
Для начала работ по проведению экологической аудиторской проверки для определения стоимости работ необходимо определить область и объем экологического аудита.
Сбор и анализ данных об аудируемой организации:
— местоположение и тип промышленных объектов (площадочный, линейный и т.д.), входящих в состав организации;
— организационно-штатная структура административного управления (наличие филиалов, обособленных структурных подразделений и т.д.);
— вид основной деятельности (производство и передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление, ремонт, сервис и т.д.), общие технологические схемы, включая оборудование и промышленные средства;
— состав и технологические процессы вспомогательных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организации;
— организация деятельности в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций;
— состояние техногенной обстановки и окружающей среды на близлежащей территории.
Объем экоаудита — это совокупность взаимоувязанных аудиторских процедур, документированных правилами, стандартами экоаудиторской деятельности, применение которых обязательно в соответствии с планом и программой аудита для сбора аудиторских доказательств и подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения и для достижения цели экоаудита в конкретных условиях его проведения.
Методические основы экоаудита
Методология проведения экоаудита основана на:
— представлении аудируемой организации как «продукционной системы»;
— использовании «процессного подхода» к анализу деятельности аудируемой организации путем анализа основных производственных технологических процессов и технологических процессов обеспечения жизнедеятельности предприятия (водо-, тепло-, энергоснабжения, молниезащиты, электрохимзащиты и т.д.), выполняемых с использованием соответствующего оборудования, средств, устройств и т.д. и оказывающих воздействие на окружающую среду;
— использовании результатов инвентаризации воздействия на окружающую среду и источников воздействия со стороны окружающей среды на персонал, сырье, производственные процессы, оборудование и т.д.;
— использование результатов производственного контроля (экологического; земельного; обращения с отходами; состояния атмосферного воздуха и водных объектов и т.д.);
— использование результатов государственного экологического контроля, актов, заключений и предписаний надзорных органов.
Формирование экоаудиторской группы
Для проведения аудита формируется аудиторская группа с учетом компетентности аудиторов, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять обязанности руководителя аудиторской группы.
Экоаудиторская группа может состоять из следующих лиц:
— руководитель экоаудиторской группы — аудитор-эколог, имеющий дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для его результативного и эффективного проведения и подготовленный к выполнению процедур аудита;
— аудитор-эколог — лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита;
— технический эксперт — лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания по специальным вопросам, которые могут возникнуть в процессе проверки;
— наблюдатель (при необходимости) — представитель проверяемой организации (или вышестоящей организации), свидетельствующий соответствие процедур аудита руководящим указаниям по аудиту;
— аудитор-стажер — лицо, прошедшее требуемую теоретическую подготовку по специальной образовательной программе и приобретающий необходимый практический опыт под руководством руководителя аудиторской группы;
— сопровождающие лица — специалисты, назначенные проверяемой организацией, оказывающие помощь аудиторской группе: обеспечивать контакты и время для бесед, свидетельствовать в ходе аудита от имени проверяемой организации; предоставлять разъяснения при сборе информации, а также обеспечивать соблюдение членами аудиторской группы правил по безопасности.
При формировании аудиторской группы необходимо учитывать:
а) вид, цели, область, объем, критерии и предполагаемую продолжительность аудита;
б) необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой организации;
в) возможности для сотрудничества с персоналом проверяемой организации;
г) понимание специфики деятельности и прежний опыт организации.
Заказчик имеет право требовать замены аудиторов по объективным причинам (аудитор ранее работал в проверяемой организации или же оказывал ей услуги по консалтингу; предыдущее неэтичное поведение аудитора и т.д.).
Состав аудиторской группы и назначение ее руководителя закрепляются приказом руководителя экоаудиторской организации.
Планирование экоаудита
Экоаудиторская организация и индивидуальный аудитор-эколог обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование экоаудита предполагает формулировку его цели, конкретизацию области, объема, методологического обеспечения, критериев, последовательности проведения для того, чтобы он был выполнен с минимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между аудиторами.
Затраты времени на планирование зависят от масштабов деятельности аудируемой организации, сложности аудита, опыта работы аудиторов с организациями, ранее проверяемыми аудиторами, а также знания ими специфики ее деятельности.
Руководитель аудиторской группы (аудитор) вправе обсуждать план аудита с руководством аудируемой организации для повышения эффективности аудита и координации выполнения аудиторских процедур с работой персонала.
Ответственность за качество и своевременность разработки плана несет руководитель аудиторской группы.
Получение предварительной информации о деятельности аудируемой организации является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить факторы, которые могут оказывать существенное влияние на документацию организации и на формирование его суждения о соответствии ее деятельности законодательству.
План аудита должен быть достаточным для разработки программы и планов-графиков аудита.
а) экономические факторы и условия в отрасли (корпоративном объединении), специфику деятельности, финансовое состояние; структура управления деятельностью организации;
б) возможность (в том числе по опыту ранее проведенных аудитов) существенных искажений или недобросовестных действий персонала организации;
в) уровень компьютеризации системы документооборота и ее особенностей;
г) возможность и целесообразность привлечения других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемой организации;
д) возможность и целесообразность привлечения технических экспертов в связи с уникальностью и сложностью технологических процессов и оборудования производства;
е) возможность и целесообразность оказания аудируемой организации сопутствующих экоаудиту услуг.
План аудита утверждается заказчиком, подписывается руководителем аудиторской группы.
В случае, если аудируемая организация не является заказчиком аудита, план также согласовывается с ее руководителем.
Программа экоаудита
Руководителю аудиторской группы (аудитору) необходимо составить и документально оформить программу аудита, конкретизирующую план проведения аудита.
Программа аудита является основой для выбора процедур аудита, а также средством проверки надлежащего выполнения аудита.
В процессе подготовки программы аудитор обязан принимать во внимание:
требования законодательства в области производственной деятельности организации природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности и защиты от ЧС;
требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки;
временные рамки выполнения процедур проверки;
необходимость координации взаимодействия с персоналом аудируемой организации;
целесообразность привлечения технических экспертов;
специфику условии деятельности организации.
План аудита и программа аудита конкретизируются планом-графиком аудита и при необходимости уточняются в ходе аудита.
Планирование аудитором собственной работы осуществляется с учетом обстоятельств или неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур.
Причины внесения значительных изменений в план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
определяется многофункциональностью и масштабностью деятельности проверяемой организации, количеством аудируемых подразделений, требованиями к их природоохранной деятельности, природопользованию, обеспечению безопасности и защиты от ЧС с учетом состояния экологической обстановки в регионах; наличием особо охраняемых природных объектов, памятников культурного наследия, ограничений на промышленно-хозяйственную деятельность в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
зависит от частоты аудитов, заключений по результатам предыдущих аудитов, существенных изменений видов деятельности организации, мнения заинтересованных сторон, в частности, граждан и их объединений, высказанных в ходе общественных обсуждений (слушаний, сходов, местных референдумов и т.д.).
Критерии экоаудита и представляемая аудируемой организацией (предприятием) документация
Критерии экоаудита — совокупность требований, закрепленных нормативными правовыми актами и стандартами в области природопользования, охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера, устойчивого развития, а также принятых организацией экологически ориентированных обязательств, декларируемых ею в экологической политике.
Ресурсы для программы экоаудита.
При подготовке предложений по ресурсам для обеспечения проведения аудита руководство организации учитывает:
цели, объем и область аудита;
требуемые финансовые ресурсы для проведения аудита;
степень разработки методов проведения аудитов;
наличие аудиторов-экологов из числа специалистов организации, имеющих сертификаты на право проведения внутренних аудитов и обладающих необходимой компетентностью;
возможности привлечения технических экспертов;
степень подготовленности персонала к проведению аудита;
время на переезд аудиторов, их обустройство и необходимые условия обеспечения их деятельности.
Внедрение программы экоаудита состоит в следующем:
подготовка проекта распоряжения руководства проверяемой организации о сроках проведения, цели, объеме и области аудита, предполагаемом руководителе и составе аудиторской группы;
установление сроков подготовки организации к проведению планового аудита;
подготовка необходимых ресурсов для проведения аудита.
Ответственность за управление программой экоаудита.
Ответственность за управление программой аудита возлагается на:
представителя высшего руководства организации — за несвоевременное утверждение программы, не обеспеченность необходимыми ресурсами (финансовыми, техническими, кадровыми и т.д.);
аудиторов — за некачественное выполнение ими процедур аудита вследствие недостаточности записей для подготовки обоснованных отчета и экоаудиторского заключения;
руководителя аудиторской группы — за отсутствие надлежащего руководства аудиторской группой и недостаточную обоснованность выводов по результатам аудита;
персонала аудируемой организации — за несвоевременное представление и недостоверность документации о деятельности организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной и экологической безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;
наблюдателя — за «невскрытие» отступлений участников аудита от установленных процедур аудита, программы, плана;
технических экспертов — за недостаточно обоснованные заключения по специальным вопросам, возникающим в ходе аудита;
сопровождающих лиц — за необеспеченность аудиторской группы необходимыми условиями для проведения аудита (контактов с персоналом, посещения рабочих мест, оказания помощи при сборе информации).
Проведение экоаудита
Установление первоначального контакта с аудируемой организацией.
При проведении внешнего аудита первоначальный контакт с организацией устанавливает руководитель аудиторской группы в процессе вводного (вступительного) совещания с руководством организации.
Вводное совещание проводит руководитель экоаудиторской группы.
Цель вводного (вступительного) совещания:
подтверждение полномочий проведения экоаудита;
определение правил обеспечения безопасности аудиторами при посещении производственных подразделений;
определение каналов обмена информации и объема информации, которую следует сообщать руководству аудируемой организации, включая:
а) организационно-методический подход аудитора к проведению аудита; обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемой организации;
б) выбор или изменение руководством аудируемой организации технологических операций, состава оборудования и т.д., которые могут оказать существенное влияние на соответствие деятельности организации законодательству;
в) возможное влияние на документацию и отчетность аудируемой организации каких-либо значимых рисков и внешних факторов, (например, судебных разбирательств);
г) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемой организации обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства;
д) разногласия аудитора с руководством аудируемых подразделений по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
е) предполагаемые модификации аудиторского заключения;
установление порядка доступа к информации, в том числе, содержащей сведения конфиденциального характера;
согласование присутствия наблюдателей и сопровождающих;
согласование критериев принятия решения о значимости выявленных отклонений, об оценке эффективности аудита, о форме заключения по результатам аудита;
определение регулярности и целесообразности встреч руководства с экоаудиторской группой;
согласование даты заключительного совещания.
Анализ документации, представляемой аудируемой организацией.
Цель анализа: подтвердить наличие документации, необходимой для проведения аудита, оценить ее полноту, достоверность и правильность оформления.
Анализ документации проводится в соответствии с учетом вида и масштаба деятельности организации (подразделения), целей и области аудита, отчетов по предыдущим аудитам.
Результаты анализа документации могут быть представлены в виде раздела отчета.
Если документация признана неадекватной требованиям по ее содержанию и оформлению, то руководитель аудиторской группы информирует об этом представителя высшего руководства организации.
Принимается решение о продолжении экоаудита или о приостановлении его до устранения выявленных отклонений (несоответствий).
Подготовка к проведению аудита «на месте» (в структурном подразделении).
Подготовка состоит:
в корректировке планов-графиков аудита с руководителями аудируемых подразделений;
в уточнении разграничения ответственности аудиторов за аудит подразделений, технологических участков или технологических процессов;
в подготовке рабочих документов для регистрации материалов аудита. Использование ранее подготовленных рабочих документов не должно ограничивать объем проверок, которые могут быть скорректированы по результатам анализа собранных во время аудита данных.
Проведение аудита «на месте» (экспертиза документации).
Основные элементы аудита:
Предварительное совещание с руководством проверяемого подразделения в целях: обсуждения и подтверждения скорректированного плана-графика аудита; времени проведения опросов; ознакомления с методами и процедурами аудита, включая классификацию отклонений (несоответствий); информирования о порядке рассмотрения апелляций по процедурам проведения аудита или выводов по его результатам;
В случаях проведения анализа документации и экспертизы документации на месте без длительного перерыва между ними допустимо не проводить предварительного совещания с руководством подразделений при условии, что соответствующие вопросы обсуждены в процессе вводного совещания;
Обмен информацией в ходе аудита (относительно рисков, связанных с безопасностью и охраной окружающей среды, о выходе из области аудита, об обстоятельствах, затрудняющих проведение аудита, о невыполнимости плана аудита и т.д.) в целях корректировки плана аудита или прекращения аудита;
уточнение роли и обязанностей сопровождающих лиц, наблюдателей и технических экспертов;
Сбор и верификация информации в соответствии с планом-графиком и анализ соответствия показателей деятельности подразделения критериям экоаудита, подтверждаемого представленной документацией.
Документирование и поддержание записей по программе экоаудита.
В целях обоснованности результатов экоаудита аудитор обязан иметь достаточно представительные свидетельства экоаудита — ссылки на информацию, содержащуюся в документации организации, характеризующую ее деятельность в перечисленных выше областях и имеющую отношение к критериям аудита.
Аудитор должен документально оформлять записи, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и корпоративным стандартом.
Под документацией понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора, получаемые и хранимые аудитором на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Документация экоаудиторской группы должна содержать:
План аудита;
Программу аудита;
План-график аудита;
Результаты проверки документации и отчетности аудируемой организации (рабочие записи аудитора);
Протоколы выявленных отклонений (несоответствий);
Статус мероприятий по устранению отклонений (срочность их выполнения);
Протоколы вводного и заключительного совещания аудиторской группы с руководством аудируемых подразделений.
Рабочие записи используются аудитором:
При осуществлении текущего контроля выполненной работы (итоги которой обычно подводятся в конце рабочего дня на совещании аудиторов);
Для фиксирования аудиторских доказательств, подтверждающих выводы аудитора.
Аудитор должен составлять рабочую документацию в форме и объеме, необходимых и достаточных для понимания выполненных им аудиторских процедур, их результатов и сделанных выводов.
В случаях, когда аудитор оценивал сложные принципиально важные вопросы деятельности или высказывал по ним профессиональное суждение, в рабочую документацию следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
Аудитор вправе определять состав и объем документации, руководствуясь своим профессиональным мнением. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае передачи работы другому аудитору он смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять результаты проделанной работы и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Допускается использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемой организацией. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы оформлены надлежащим образом.
Рабочие документы обычно содержат:
Информацию, касающуюся организационно правовой формы деятельности и административной структуры аудируемой организации;
Копии юридических документов, соглашений и протоколов или извлечения из них;
информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемая организация осуществляет свою деятельность;
Информацию, отражающую процесс корректировки плана-графика аудита;
Доказательства понимания аудитором документации госстатотчетности и результатов -производственного экологического контроля;
Иллюстрацию наиболее важных экологических показателей деятельности организации и тенденций их изменения;
Сведения о характере, временных рамках, объеме ранее проведенных аудиторских процедур и результатах их выполнения;
Копии сообщений, направленных другим аудиторам, техническим экспертам и третьим лицам, и полученных от них ответы;
Копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемой организации или обсуждавшимся с ними, выявленные существенные отклонения, письменные заявления, полученные от аудируемой организации;
Выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе аудита, и сведения -о действиях, предпринятых им в связи с этим;
Отклонения (несоответствия) и подтверждающие их свидетельства аудита, классифицированные и ранжированные, проанализированные руководителем аудиторской группы и руководителем аудируемого подразделения для подтверждения объективности свидетельств аудита.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать целям аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Рекомендуется использовать разработанные аудиторской организацией типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения, отчета, заключения, протоколов, совещаний и т.д.).
В случае проведения аудиторских проверок в течение ряда лет некоторые файлы рабочих документов (папки) могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой информации.
Рабочие документы являются собственностью аудитора.
Они могут быть предоставлены аудируемой организации по усмотрению аудитора, но не должны служить заменой каких-либо записей и документации аудируемой организации.
После подготовки экоаудиторского отчета и экоаудиторского заключения (завершения экоаудита) и при отсутствии каких-либо разногласий по форме принятого экоаудиторского заключения рабочие документы передаются экоаудиторской организации для проведения технического контроля (при необходимости) и уничтожения в надлежащем порядке.
Формирование выводов экоаудита.
Выводы экоаудита — это результаты анализа собранных свидетельств аудита в целях формирования заключения экоаудита о соответствии деятельности аудируемой организации законодательству, положениям, стандартам в области аудита.
Выводы аудита:
а) указывают на соответствие (или несоответствие) критериям аудита;
б) должны определять направления улучшения деятельности проверяемой организации.
Разработка предложений по улучшению деятельности организации
Предложения формируются с учетом выявленных отклонений и потенциала для улучшения деятельности.
В процессе аудита возможны следующие ситуации:
а) отклонений не выявлено;
б) отклонений не выявлено, но имеется потенциал для улучшения экологически ориентированной деятельности организации (подразделения);
в) выявлено отклонение, классифицируемое как несущественное (которое может быть устранено в ходе аудита);
г) выявлено отклонение, классифицируемое как существенное.
Отклонения, требующие для их устранения дополнительных ресурсов, могут рассматриваться как основа для разработки мероприятий, включаемых персоналом аудируемой организации в плановые документы (по модернизации основных технических средств, внедрению новейших технологий, разработки очистных сооружений и т.д.).
В целях выполнения мероприятий может быть рекомендовано включение в краткосрочные планы, предусматривающие необходимое финансирование работ.
В качестве направления улучшения деятельности организации может быть рекомендовано оказание сопутствующих экоаудиту услуг. Однако хозяйственное решение по реализации выданных рекомендаций принимает руководство аудируемой организации.
Заявления и разъяснения руководства аудируемой организации
До завершения аудита по вопросам, существенным для аудиторских выводов (в случае невозможности получения достаточных аудиторских доказательств другим путем), аудитор должен получить надлежащие заявления и разъяснения:
руководства аудируемой организации о признании им своей ответственности за достоверность документации и отчетности;
официальные заявления руководства в письменной форме или заверенную соответствующими подписями документацию и отчетность;
решения органа, осуществляющего руководство деятельностью аудируемой организации.
Аудитор должен:
а) получить аудиторские доказательства, подтверждающие данные заявления и разъяснения руководства, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемой организации источники информации;
б) оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства достаточными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным вопросам;
в) определить компетентность и степень информированности лиц, предоставивших заявления и разъяснения.
Заявления и разъяснения руководства, как правило, не могут заменить другие аудиторские доказательства, доступные аудитору. Если аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по существенному вопросу, помимо таких доказательств, как заявления и разъяснения руководства, и можно ожидать, что такие доказательства существуют, то данную ситуацию надлежит рассматривать как ограничение области аудита.
В определенных случаях заявления и разъяснения руководства могут оказаться единственными существующими аудиторскими доказательствами (например, касающиеся не оформленных документально планов и намерений руководства).
Если заявления и разъяснения руководства противоречат другим аудиторским доказательствам, аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства по аналогичным или другим вопросам.
Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемой организации
Аудитор, как правило, включает в свои рабочие документы доказательства, подтверждающие факт получения им заявлений и разъяснений от руководства, в форме:
краткого изложения бесед с руководством или материалов, предоставленных руководством в письменной форме;
писем-представлений руководства;
подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается руководством;
документов, подтверждающих результаты деятельности аудируемой организации (например, экземпляра отчетности, подписанного руководством).
Запрашивая у руководства письмо-представление, аудитор должен потребовать, чтобы оно было адресовано аудитору, датировано, подписано теми руководителями, которые несут ответственность за деятельность организации (в частности, генеральным директором, главным инженером или техническим директором, руководителем проверяемого подразделения).
Отказ руководства представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, считается ограничением области аудита. В указанном случае аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения, критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать влияние на аудиторское заключение.
Проведение заключительного совещания
Целью заключительного совещания является представление предварительных выводов и экоаудиторского заключения, направлений улучшения деятельности организации таким образом, чтобы они были однозначно поняты участниками совещания, а также фиксация выполнения экоаудита в полном соответствии с программой.
Участниками совещания являются представители высшего руководства организации, руководители подразделений, экоаудиторская группа и другие стороны (наблюдатели, аудиторы-стажеры, технические эксперты).
Председателем совещания является руководитель экоаудиторской группы, что подчеркивает независимость аудиторов.
Совещание должно оформляться протоколом, содержащим список присутствующих с указанием их должностей.
Подготовка отчета по экоаудиту.
Отчет об аудите составляет руководитель экоаудиторской группы (с участием аудиторов), который несет ответственность за полноту, достоверность и доступность для понимания отчета.
Отчет должен быть подписан всеми аудиторами и утвержден руководителем экоаудиторской организации.
Срок подготовки отчета определяется в зависимости от объема аудита заказчиком и руководителем аудиторской организации.
Экоаудиторское заключение
Экоаудиторское заключение: официальный документ, разрабатываемый по результатам экоаудиторской проверки, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога о соответствии деятельности проверяемой организации в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС природного и техногенного характера требованиям законодательства, правилам, инструкциям и стандартам, а также о достоверности ее государственной статистической отчетности в указанных областях деятельности.
Экоаудиторское заключение имеет следующую структуру:
а) название: «Экоудиторское заключение о деятельности»; организации»;
б) сведения об аудируемой организации и адресате (собственник аудируемой организации, акционеры, совет директоров и т.д.);
в) сведения об экоаудиторской организации (индивидуальном аудиторе) с указанием членства в профессиональном объединении аудиторов-экологов;
г) введение;
д) область и объем аудита;
е) мнение аудиторов, представленное в одной из установленных федеральными правилами (стандартами) форм — положительное; модифицированное; отрицательное;
ж) дата аудиторского заключения;
з) подписи аудиторов.
Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.
Экоаудиторское заключение должно:
Включать заявления о том, что ответственность за ведение отчетности и ее достоверность возложена на аудируемую организацию, ответственность аудитора заключается только в выражении мнения о соответствии деятельности аудируемой организации и порядка ведения государственной статистической отчетности законодательству;
Описывать область, объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо стандартом корпоративного объединения, в состав которого входит аудируемая организация;
Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, документация и отчетность организации отражают достоверно ее деятельность в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС».
Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был выполнен план аудита. Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на документацию, отчетность и экоаудиторское заключение события и операции, известные аудитору, и возникшие до этой даты.
Аудиторское заключение должно быть утверждено руководителем экоаудиторской организации или уполномоченным им лицом. Подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, аудиторское заключение должно быть подписано только аудитором.
Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном экоаудиторской организацией (аудитором) и аудируемой организацией, но и экоаудиторская организация и аудируемая организация должны получить не меньше чем по одному экземпляру аудиторского заключения.
В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности мнения аудиторов о соответствии деятельности аудируемой организации, ее документации и отчетности законодательству представляется в одной из следующих форм:
Безоговорочно положительное мнение, если экоаудиторская группа аудитор приходит к заключению о том, что документация и отчетность дают достоверное представление о
деятельности аудируемой организации в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной, энергетической и экологической безопасности, защиты от ЧС;
Модифицированное аудиторское заключение, если возникли факторы:
не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемой организации и раскрытой в документации и отчетности;
Влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на документированную отчетность, но рассмотренной в пояснениях к отчетности.
Часть, не влияющая на аудиторское мнение, обычно включается после части с выражением мнения и содержит указание на то, что данная ситуация не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.
Аудитор не в праве выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) ограничен объем работы аудитора;
б) имеется разногласие с руководством относительно:
допустимости осуществляемой деятельности, способов и приемов ее проведения;
адекватности раскрытия информации в документации и отчетности.
Обстоятельства, указанные в подпункте «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.
Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.
Мнение с оговоркой должно быть выражено, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).
Отказ от выражения мнения имеет место, когда ограничение области и объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности документации и отчетности.
Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда наличие какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для документации и отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер документации и отчетности.
Если аудитор выражает любое мнение, кроме безоговорочно положительного, он должен четко описать все причины этого в аудиторском заключении. Как правило, эта информация излагается в отдельной части, предшествующей части с выражением мнения или с отказом от выражения мнения, и может включать ссылку на более подробную информацию (при ее наличии) в пояснениях к документации или отчетности.
Завершение экоаудита
Информация представляет собой сведения, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемой организации.
Руководством аудируемого организации являются лица, отвечающие за повседневное руководство ею, а также осуществление производственно-хозяйственных операций, ведение госстатотчетности (например, генеральный директор, технический директор, главный инженер и т.д.).
Представителями собственника являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемой организации, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность ее руководства, в том числе назначать или освобождать от должности соответствующих лиц из состава руководства.
Организационная структура и принципы корпоративного управления могут быть различными для проверяемых организаций. Это усложняет задачу по универсальному определению круга лиц, которым аудитор сообщает информацию, представляющую интерес для управления аудируемой организацией. Аудитор основывается на собственном профессиональном суждении для определения тех лиц, которым должна сообщаться информация, принимая во внимание управленческую структуру аудируемой организации, обстоятельства аудиторского задания и особенности законодательства, учитывая права и обязанности соответствующих лиц.
В договоре о проведении экоаудита (оказании сопутствующих услуг) может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать информацию, представляющую интерес для управления, на которую он обратит внимание в результате аудита, и что он не обязан разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемой организацией, а также могут быть указаны форма, в которой будет сообщаться информация, надлежащие получатели информации, другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области производственного экологического контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемой организации, а также случаи недобросовестных действий руководства).
Взаимоотношения между аудитором и руководством организации или представителями собственника аудируемой организации должны основываться на требованиях профессиональной этики, независимости и объективности аудиторов.
Аудитор может сообщать надлежащим получателям информацию в устной или письменной форме.
Если информация сообщается в устной форме, аудитору следует документально отразить ее в рабочих документах.
Если аудитор считает, что необходимо модифицировать аудиторское заключение, то любая иная письменная информация, направляемая аудитором руководству или представителям собственника аудируемой организации, не может рассматриваться в качестве надлежащей замены модифицированного аудиторского заключения.
Аудитор должен проанализировать, может ли какая-либо информация, полученная по результатам предыдущего аудита, иметь значение для достоверности документации и отчетности текущего года. Если аудитор приходит к выводу, что такая информация представляет интерес для управления аудируемой организацией, он может принять решение повторно сообщить ее представителям собственника аудируемой организации.
Понятие экологического аудита
Термин «экологический аудит предприятия» раскрыт в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Здесь он определён как «комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок».
Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит — это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определённых видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.
Задачи и цели экологического аудита
Задача экологического аудита — поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель экологического аудита — способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.
Экологический аудит и законодательство
Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.
Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
- Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
- Приказ Минприроды России от 02.04.1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».
Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»;
- Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
- Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»;
- Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»;
- Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».
В экологический аудит входит:
- Оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и её соответствия требованиям законодательства РФ;
- Выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
- Определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
- Выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
- Оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
- Выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.
Кто проводит экологический аудит
Проверяющие профессиональные аудиторы (да-да, именно те, которые с сертификатом) руководствуются основными принципами проверки:
- Объективности и независимости экологический аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
- Профессионализма и компетентности аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
- Достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
- Планирования работ по проведению экологического аудита;
- Комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
- Конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
- Ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований.
На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экологический аудита.
Экологические аудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берёт на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экологического менеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:
- ISO 1401 Система экологического менеджмента;
- Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экологического менеджмента;
- Нормативы для обеспечения функционирования экологического менеджмента ISO 14015 «Экологический менеджмент»;
- Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
- Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
- Эффективность экологического менеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
- Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
- Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды»;
- Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
- Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».
Категории экологического аудита
Согласно всем существующим положениям экологический аудит включает две категории мероприятий: обязательные и инициированные.
Обязательный экологический аудит осуществляется:
- при выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
- по инициативе госорганов для определения степени экологической санации промышленной компании или производства;
- для анализа экологических факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
- при оформлении банкротства предприятия;
- для получения предприятием страхового экологического полиса;
- в процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.
Обязательный экологический аудит инициируется национальным органом экологической экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.
Инициативное экоаудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.
Виды экологического аудита
Следует отметить, что инициативный экологический аудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экологический аудит на:
- внешний (проводимый в обязательном порядке);
- внутренний (по решению руководства самого предприятия).
Аудиторские организации. Требования
Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования, а именно:
- В штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов;
- Организация должна быть включена в Реестр экологический аудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдаётся на 5 лет;
- Организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).
К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования. Они должны:
- быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений;
- владеть методологией экологического аудита и уметь применять её на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования;
- иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экологический аудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экологический аудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого им объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях;
- получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке;
- обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003;
- каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждённым уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.
Процедуры экологического аудита
Экологический аудит включает в себя нижеперечисленные процедуры:
- Осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организациями в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности, проверку достоверности предоставленной документации и отчётности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
- Оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;
- Оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
- Выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
- Определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.
Порядок проведения экологического аудита
Порядок проведения экологического аудита можно представить поэтапно.
I этап. Подготовительный этап
1.1. Инвестиционное обоснование проведения экологический аудита, определение источника финансирования.
1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экологический аудита.
1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита (при инициированном экологическом аудите).
II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита
2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.
2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.
III этап. Оформление результатов аудиторской проверки
3.1. Формирование проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.
3.2. Оформление аудитором рабочих документов и архивирование.
IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки
4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения.
V этап. Завершающий этап
5.1. Предоставление проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.
5.2. Устранение аргументированных возражений.
5.3. Окончательное формирование аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.
5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.
Результаты экологического аудита
Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.
Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:
- аудиторский отчёт — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;
- аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.
В дополнение к информации скажу, я ещё не разобралась до конца, что страшнее для специалиста-эколога на предприятии: экологический аудит внешний или внутренний, обязательный или по договору или всё-таки традиционная «всеми любимая» проверка Росприроднадзора . Но подготовиться необходимо ко всему!.
Обучение по экологии
Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии дистанционно (по двум программам — общая и отходы) .
Всем удачных аудитов!
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.
Продолжение следует …
Статья раскроет основные моменты, связанные с экологическим аудитом. Что это за процедура, кем осуществляется и в каких целях – далее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Вопрос защиты природы является актуальным для тех регионов, на которых действуют различные предприятия, способные негативно сказываться на окружающей среде.
С целью защиты природы введена такая процедура, как экологический аудит. Что необходимо о нем знать?
Общие сведения
Осуществление аудита экологического типа назначается на тех предприятиях, деятельность которых может сказываться на окружающей среде.
Проводится аудит экономического типа в таких случаях:
- во время приватизации государственных и частных организаций;
- при осуществлении процедуры банкротства;
- при обязательном экологическом страховании;
- во время подготовки программ и проектов инвестиций (при необходимости).
Целями аудита являются:
Принципами экологического аудита считаются:
- объективность и независимость аудиторов от субъекта деятельности, который подлежит проверке;
- профессионализм и компетентность в вопросе охраны природы;
- достоверность и полнота информации;
- планирование работ по осуществлению экоаудита;
- комплексность – охват всех сторон воздействия на природу;
- конфиденциальность сведений, полученных при проведении аудита;
- ответственность экоаудиторов за итоги проверки.
При проведении аудита проверке подлежит следующее:
- учредительная документация предприятия;
- документы, разрешающие осуществлять деятельность;
- документы о движении сырья;
- документы системы контроля по соблюдению требований охраны природы;
- документы о пользовании природными объектами;
- документация, отражающая учет списанных расходов;
- технические документы организации;
- документы о периодичности проверок оборудования.
Программа по осуществлению экоаудита дает возможность:
- определить стратегию управления руководящих должностей организации;
- с выгодой использовать ;
- снизить вероятность загрязнения природы;
- увеличить спрос на товары;
- сделать организацию привлекательной для инвесторов.
Проведение экологического аудита проводится с промежутком 1-3 года.
Необходимые термины
Кто его проводит
Проводится аудит специально назначенным человеком – экоаудитором. Такой особой является физическое лицо, которое отвечает требованиям квалификации и имеет специальный аттестат в области экологии.
Аудиторы не могут являться акционерами того предприятия, которое проверяется. Он должен быть независимым. Бывают случаи, когда аудитор каким-то образом касается организации.
Его независимость может обеспечиваться, если:
- аудитор оказывает консультационную помощь, которая не перерастает в услуги по управлению деятельности организации;
- отсутствуют причины или ситуации, влияющие на объективное мнение;
- этот человек не присутствовал при проверке;
- ответственность за отчетность лежит на организации.
Экологические аудиторы имеют ряд прав, среди которых:
Имеются и обязанности:
- при проведении экологического аудита соблюдать требования законодательства;
- передавать проверяемой организации аудиторское заключение в установленные сроки;
- отвечать за сохранность документации.
Разделение на виды
Экологический аудит может быть обязательным или добровольным. Первый проводится согласно нормативным актам по отношению к опасным предприятиям в плане экологии.
Это случаи:
- приватизация или банкротство юридического лица (при экологически опасной деятельности);
- осуществление страхования экологического типа;
- кредитование лиц юридического типа банками;
- оценка деятельности по устранению экологических последствий;
- принятие решения органами государственной власти о возможности продления лицензии для использования экологических объектов;
- выполнение международных обязательств РФ об охране природы;
- прочие случаи, которые упоминаются в нормативных актах.
Правом назначать проведение аудита обладает только аттестованный специалист.
Добровольный аудит может осуществляться по собственному желанию организации или предпринимателя, если они ведут деятельность, которая негативно сказывается на окружающей среде.
Это могут быть случаи при изменении владельца объекта, сдаче имущества в аренду, модернизация процесса и прочее. Целью такого аудита является получение рекомендаций по поводу рационального использования объектов, охране природы.
Проводится на платной основе. В зависимости от исполнителя аудита выделяют следующие типы:
Внутренний (аудит первой стороны) | Осуществляется специалистами из состава сотрудников проверяемого предприятия |
Внешний | — |
Аудит второй стороны | Проводится сторонами, которые заинтересованы в деятельности проверяемой организации. Например, органом административного управления по отношению к его подразделению |
Комплексный | Аудит проводится в отношении всех типов деятельности предприятия |
Совместный | Осуществление аудита одновременно несколькими организациями, не заинтересованными в результатах проверки, то есть независимыми организациями |
Плановый или внеплановый | — |
Также бывают следующие типы экологического аудита:
Правовые основы
В соответствии с ним, определено следующее:
Данный закон определяет экологический аудит, как независимую оценку соблюдения требований по отношению к защите природы.
Согласно Постановлению № 378 Государственного стандарта (21 октября 1998 года), были созданы и введены в действие стандарты, касающиеся экологической защиты.
Порядок осуществления экологических проверок со стороны государства регулируется , принятым 8 августа 2001 года.
Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологического аудита в форме плановых и внеплановых проверок.
Порядок осуществления экологического аудита на предприятии
Вопрос о порядке проведения процедуры решается исходя из целей аудита. Комиссия должна проводить аудит по четко выработанной программе.
При ее разработке учитывается:
- техническое задание;
- экологический паспорт организации;
- документация, которая характеризует деятельность предприятия;
- результаты проверок государственными органами.
Проводится на основании соглашения, заключаемого между аудитором и предприятием. Может проводиться до или после его подписания.
До заключения договора необходимо предварительно ознакомиться с деятельностью субъекта и принять решение о возможном . Может быть разовым или долгосрочным.
Согласно , принятому 20 октября 1999 года, определены отношения между аудиторской фирмой и экономическим субъектом во время подготовки заключения договора на оказание услуг аудиторского типа.
В этом же Стандарте определяются права и обязанности обеих сторон соглашения.
По каким критериям реализуется
Критерии аудита – исходят из цели, являются основой для подготовки программы проверки, служат для оценки деятельности. Устанавливаются они индивидуально, в зависимости от случая.
Формировать критерии нужно таким образом, чтобы поставленные цели можно было достигнуть. Этапы формирования:
- Анализ документации.
- Обобщение требований.
- Оформление критериев.
- Согласование их с заказчиком.
Во время проведения аудита экологического типа критериями могут служить:
- положение 3 и 4 статей Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», принятого 10 января 2002 года;
- положение 13-15 статей ;
- Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 года.
Основными критериями при проведении аудита являются:
- уровень опасности отходов от главной деятельности организации;
- степень экологичности сырья, которое используется;
- расчет рисков экологического типа при возникновении непредвиденных ситуаций;
- объем выбросов в воздух газов парника;
- соблюдение требований безопасности в области экологии;
- оценка ущерба в случае нерационального использования объектов природы.
Проверяемые объекты
Объектами аудита могут выступать:
- объекты природы, которые подвергаются или могут подвергаться пагубному воздействию со стороны организаций;
- любые типы деятельности, которые оказывают влияние на природу;
- итоги этой деятельности;
- имущество организации;
- процессы, проводимые предприятием;
- система управления организацией в чрезвычайных ситуациях.
Объектом аудита может являться что угодно, если:
- объект или определенная его часть выделены;
- имеет четкие границы;
- имеются признаки природного режима – изменение объема по сезонам, изменение площади;
- выявлены связи с составляющими частями экологических систем;
- объект зарегистрирован государством.
Объектами могут быть водные объекты, животные, земельные участки.
Как проводится процедура
Этапы проведения аудита экологического типа следующие:
- Оценка ситуации в организации на текущий момент.
- Оценка соответствий деятельности требованиям в области охраны природы.
- Рекомендации по устранению нарушений.
В процедуру проведения экоаудита входят следующие этапы:
Подведение итогов
В итоговой части должны содержаться выводы о воздействии, меры по их снижению и последствия в случае невыполнения мер.
В выводах содержится:
- допущенные предприятием отступления от нормативных актов, которые попадают под аудит;
- недостатки и положительные моменты деятельности организации.
Результатом проведения аудита является отчетность, в которой отражается:
- исполнение рекомендаций проверки, которая осуществлялась ранее;
- общая информация об организации;
- принципы, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности;
- экологические цели;
- анализ экологических проблем, их оценка;
- влияние мероприятий по охране природы на размер выручки.
По окончании проверки составляется акт в нескольких экземплярах. В нем указывается:
- дата, время и место оформления документа;
- название органа, проводившего контроль;
- дата и номер указа, на основании которого осуществлялась проверка;
- личные данные аудитора;
- название проверяемой организации;
- дата, место и адрес проверки;
- данные об итогах;
- подпись проверяющего.
Аудиторский отчет состоит из вводной, аналитической и итоговой части. В вводной части содержится информация об аудиторской организации – название, адрес, данные аудиторов и прочее.
В аналитический раздел необходимо включить следующие сведения:
- название организации, в которой проводилась проверка, период деятельности на момент аудита;
- цели ревизии и объем;
- критерии проведения;
- сроки аудита;
- результаты анализа;
- выявленные нарушения.
В итоговой части содержатся выводы об общих результатах аудита. имеет такую же структуру, как и отчет.
В заключении могут содержаться – положительное мнение по поводу проверки (безоговорочное) или иметь мнение с оговоркой.
ЭА может быть добровольным и обязательным, то есть существуют определенные условия для проведения ЭА.
Обязательность ЭА может быть регламентирована нормативными правовыми актами или сложившейся практикой организации и выполнения работ в некоторых областях деятельности. В частности ЭА при изменении собственника с объекта, передаче объекта в аренду или в качестве залога, выделили в отдельный вид аудирования и является обязательным.
Обязательный аудит можно определить как ежегодную (или с другой периодичностью) проводимую аудиторскую проверку. Проводится для организаций и видов деятельности перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по ЭА. Обязательный ЭА может инициироваться (проводиться по требованию) специально уполномоченных государственными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства.
Добровольный (инициативный) ЭА проводится исключительно по инициативе организации.
Регулярное осуществление ЭА должно постепенно становится нормальной практикой хозяйствующих субъектов, так как получаемые отчеты смогут заменить проведение дорогостоящих ОВОС в полном объеме.
В зависимости от того, кто проводит аудирование различают внутреннее (проводят работники предприятия) и внешнее (проводят третьей стороной - независимой командой аудиторов).
Внутреннее ЭА является важным инструментом, обеспечивающим функционирование системы управления окружающей средой в организации вместе с этим, при проведении внутреннего ЭА обеспечение объективности и независимости результатов очень проблематично. Поэтому понятие “внутренний аудит” редко упоминается в нормативно - правовых актах и публикациях.
Иногда ЭА подразделяют в зависимости от объема работы (анализа), срочности его проведения, степени детализации рассмотрения анализируемых аспектов и показателей. Выбор варианта (в соответствии с целями и задачами) ЭА производит заказчик. Каждый вариант (вид) ЭА отличается методической базой, регламентирующий оценку тех или иных экологических аспектов деятельности организации, содержанием выводов и рекомендаций. При экологическом аудировании может использоваться авторская методика, когда аудитор использует собственные подходы к анализу и оценке экологических аспектов. При высокой квалификации аудитора этот вариант эффективен, а с другой стороны затрудняется воспроизведение результатов аудита и отслеживание результатов работы организации, если последующий аудит проводит другой или фирма.
Анализ и оценка экологических аспектов может производиться по результатам сравнения с деятельностью других аналогичных подразделений или организаций. Но здесь необходимо выбрать аналог, который будет служить эталоном.
Анализ и оценка экологических аспектов и формулировка выводов по результатам ЭА может производиться путем сравнения с установленными нормами и стандартами, регламентирующими требования к объекту (производству), организации, системе управления, отдельным производственным процессам (например, с требованиями СТБ ИСО 14001, предъявляемыми к системе управления окружающей средой на предприятии). Такой подход является наиболее плодотворным, обеспечивает сопоставимость результатов ЭА, возможность отслеживания изменений (положительных и отрицательных) в деятельности и состоянии организации.
Несмотря на наличие различных подходов к анализу и оценке экологических аспектов, организации и процедура ЭА для всех типов ЭА имеют общие черты.
В ЭА существуют три стороны:
ь Инициатор (клиент, заказчик);
ь Аудитор (аудиторская фирма);
ь Проверяемый объект (аудируемый объект или субъект).
Права и обязанности участников ЭА устанавливаются соответствующими нормативными правовыми и нормативными техническими актами. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.
При проведении добровольного аудита заказчиком аудита является аудируемая организация (аудируемый субъект).
Аудитор в области экологии - физическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечающие квалификационным требованиям, установленным специально уполномоченным государственным органом регулирования деятельности в области ЭА к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора в области экологии. Аудиторская организация, в штате которой должно быть не менее 3 аудиторов, осуществляет ЭА по одному или нескольким направлениям, оказывает сопутствующие ЭА услуги. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведении аудита после получения лицензии.
Как правило, ЭА осуществляется индивидуальным аудитором или группой аудиторов, представляющих аудиторскую организацию. Работа по ЭА проводится на основании договора, который заключают индивидуальный аудитор (аудиторская организация) с одной стороны, и аудируемый субъект, с другой. Все расходы по финансированию ЭА несет аудируемый субъект.
Работа проводится по заранее разработанной схеме (программе) проведения ЭА, которая включает исчерпывающий перечень вопросов, параметров, которые подлежат анализу и оценке в ходе ЭА. Этот же документ определяет состав необходимых приложений и структуру отчета по ЭА, требования к аудиторскому заключению.
Есть различные варианты перечней вопросов, на которые должны быть получены ответы в ходе ЭА. Часть из них определяется особенностями объектов аудировании. Так, специальные типы протоколов применяются в случаях аудита предприятий нефтеперерабатывающей, химической промышленности и др. в обычных случаях применяются стандартные формы протоколов. Большинство из крупных аудиторских организаций обычно разрабатывают и используют свои собственные протоколы.
Проведению аудита предшествует краткий обзор объекта с целью выявления наиболее значимых проблем, требующих углубленного исследования, в том числе с учетом мнения (или требований) заказчика. Согласно полученным данным об особенностях объекта программа ЭА уточняется.
Организация и проведение ЭА находится в ведении заказчика. Он нанимает аудитора (или аудиторскую организацию), оплачивает расходы по аудировании, определяет цели и критерии аудита, порядок использования материалов аудиторской проверки. Цели и задачи аудита, которые должны быть решены, выбираются в зависимости от того, что является основанием для проведения ЭА. Обычно ЭА проводится в течение нескольких дней (может быть больше) непосредственно при посещении объекта.
При реализации программы аудита, направленной на оценку экологической безопасности объекта в ходе его посещения аудиторами должны быть выполнены следующие основные действия:
ь Обход объекта и посещение всех участков намеченных в протоколе (программе) ЭА;
ь Анализ всех документов, фиксирующих выполнение природоохранных требований, норм санитарной, пожарной безопасности, техники безопасности и т.п., сбор копий наиболее важных на объекте документов;
ь Налаживание контакта и проведение бесед со специалистами и служащими на объекте)главный инженер, главный технолог, главный энергетик, начальник очистных сооружений);
ь Проведение консультаций с представителями государственных контрольных органов и ознакомление с “делом” объекта в архивах этого учреждения.
На практике работа по организации и проведению ЭА состоит их нескольких последовательных этапов.
Этап 1. Подготовка аудита (этап обеспечивает заказчик). На этом этапе выполняется следующая работа:
ь Составляется план и график ЭА. Аудит проводится в рабочие дни и часы. Обеспечивается контакт с необходимыми специалистами на объекте обеспечение аудиторов на время работы средствами индивидуальной защиты, оборудованием, инструктаж по технике безопасности (обеспечивает представитель аудируемого объекта);
ь Определяются цели, уточняются критерии ЭА;
ь Выбирается группа аудиторов или аудиторская фирма;
ь Подготовка с аудиторами протокола экологического аудита.
Этап 2. проведение экологического аудита аудиторами (аудиторской фирмой) непосредственно на объекте.
На этом этапе производится обзор и анализ информации по объекту. При проведении инспекции по объекту собирается информация, которая дает максимально полное представление об уровне экологической опасности объекта. Для оценки фактического воздействия на окружающую среду аудируемого объекта аудиторами могут быть использованы методы материальных балансов и технологических расчетов, фотосъемка и видеосъемка.
Настоящий этап завершается обобщением и оценкой результатов аудита, составлением проекта отчета с выводами и рекомендациями и информированием о них заказчиков.
При выполнении 1 и 2 этапов, может быть выявлено, что имеющихся данных и информации по аудируемому объекту недостаточно для достижения целей, которые поставлены заказчиком аудита, что может служить основанием для прерывания аудирования и продолжения его после получения достаточно необходимой информации.
Этап 3. Разработка и согласование выходных документов по результатам аудита.
На этом этапе подготавливается проект отчета по ЭА и по результатам его обслуживания с учетом уточнений и замечаний.
Окончательный вариант отчета с выводами и рекомендациями предоставляется заказчику. Единых требований к содержанию отчета по ЭА нет. Для обязательного аудита целесообразно сформулировать единые требования к выводам и рекомендациям по результатам аудита, так как они являются основанием для принятия мер и заключения формулировки заключения специально уполномоченными государственными органами.
Этап 4. Использование результатов аудита заказчиком.
Все материалы, полученные в результате ЭА, и сам окончательный отчет являются конфиденциальной информацией, которая принадлежит, т.е. является собственностью заказчика ЭА. При реализации программы добровольного ЭА заказчик разрабатывает план действий по реализации рекомендаций с целью обеспечения соблюдения требований технических и правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды, создания системы управления окружающей средой, охраны здоровья людей.
Опыт ЭА свидетельствует о том, что существует множество возможностей эффективного использования его результатов. Это:
ь Идентификация ранее не учтенных источников воздействия на окружающую среду и отходов;
ь Оптимизация потребления ресурсов;
ь Обоснование целесообразности проведения дополнительных изысканий и НИОКР;
ь Обоснование и сравнение альтернативных вариантов, предложений по внедрению новой техники, природоохранных и других мероприятий;
ь Оценка дополнительных капитальных и производственных затрат по вариантам решений и срокам их окупаемости;
ь Определение вероятных источников финансирования (долевого участия предприятий в строительстве или реконструкции очистных сооружений и систем размещения и удаления отходов);
ь Возможное уменьшение или исключение существующих и снижение риска возникновение дополнительных штрафных санкций и эколого-экономической ответственности (возмещение ущерба);
ь Определение дополнительных затрат на развитие системы мониторинга и производственного экологического контроля;
ь Уменьшение производственных затрат и возможная прибыль, связанная с появлением дополнительной продукции.
При обязательном ЭА использование его результатов в компетенции заказчика аудита. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения по результатам обязательного ЭА определяются правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разрабатываемыми специально уполномоченным государственным органом в области ЭА.