Особенности налогообложения в особых экономических зонах. Особые экономические зоны
"Финансовая газета", 2008, N 32
В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования особых экономических зон, является Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30.10.2007), в соответствии со ст. 2 которого под особой экономической зоной (далее - ОЭЗ) следует понимать часть территории Российской Федерации, определяемой Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные ОЭЗ; технико-внедренческие ОЭЗ.
Создаются ОЭЗ в целях развития регионов, привлечения в страну иностранного капитала, увеличения объема экспорта, активизации внешнеторговой деятельности и т.п. Для достижения этих целей государство, как правило, использует таможенные и налоговые льготы для резидентов ОЭЗ.
Статьей 37 Закона N 116-ФЗ предусмотрен таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Другими словами, режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства, что позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенных пошлин, а после их переработки вывозить в пределах Российской Федерации в режиме экспорта, т.е. с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы Российской Федерации, но без уплаты НДС и таможенных пошлин.
В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, но имеет некоторые особенности.
По ЕСН ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, установлены ставки ЕСН. Причем данные ставки установлены только в части зачисления в федеральный бюджет, а именно при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:
до 280 000 руб. - 14%;
от 280 001 руб. до 600 000 руб. - 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.;
свыше 600 000 руб. - 57 120 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.
По налогу на прибыль предусмотрены следующие льготы:
- Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, но не ниже 13,5%. Ставка может устанавливаться только в отношении прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и применяться резидентом ОЭЗ при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности от остальных доходов и расходов.
- В соответствии со ст. 259 НК РФ организации - резиденты промышленно-производственных ОЭЗ вправе в отношении собственных основных средств применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.
- Абзацем 4 п. 2 ст. 262 НК РФ установлено, что расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях ОЭЗ, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Следовательно, во всех ОЭЗ налогоплательщики могут учитывать расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки при исчислении налога на прибыль в размере фактических затрат независимо от результата (положительного или отрицательного) исследований.
- Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ отменяются ограничения по размеру при переносе на текущий налоговой период убытка прошлого периода согласно абз. 4 п. 2 ст. 283 НК РФ. Такое ограничение установлено абз. 2 п. 2 ст. 283 НК РФ: "Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток".
Таким образом, данные налогоплательщики могут перенести убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме.
НК РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций - резидентов ОЭЗ. Согласно п. 17 ст. 381 НК РФ при расчете налога на имущество организации - резиденты ОЭЗ не учитывают стоимость основных средств, которые числятся у них на балансе.
Такая льгота действует в течение пяти лет с момента постановки основного средства на учет при выполнении трех условий:
основные средства были созданы или приобретены в целях ведения деятельности в ОЭЗ;
указанное имущество находится на территории ОЭЗ;
основные средства должны использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашений о создании особой экономической зоны.
Организации - резиденты ОЭЗ освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Здесь следует обратить внимание на то, что льгота предоставляется только организациям - резидентам ОЭЗ. Поэтому если объект недвижимости на территории ОЭЗ будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, то льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет. Однако основная льгота для налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ - это гарантия от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах, т.е. акты, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, не могут применяться к ним в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 38 Закона N 116-ФЗ). Исключение в данном Законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров.
Консультант
Аудиторско-консалтинговой группы
BKR-Интерком-Аудит
Особая экономическая зона является одним из эффективных инструментов, которые позволяют государству привлекать инвестиции в области национальной экономики Международное частное право: Учебник/Под общ.ред. И.П.Кожокаря, А.А. Ананьевой. - Саратов: издательский центр «Наука», 2014. - С.127 .
В настоящее время в науке не сложился единый понятийный аппарат к определению «Особых экономических зон» (далее - ОЭЗ). Существует более 20 наименований, схожих по значению, такие как: «специальная экономическая зона», «зона совместного предпринимательства», «зона экономического благоприятствования», «свободная зона», «зона свободной торговли», «свободная таможенная зона», «оффшорная зона» и т.д. Обусловлено это прежде всего тем, что в мире существуют огромное количество ОЭЗ, различающихся своей хозяйственной специализацией. Существующие определения охватывают отдельные виды зон, дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, например, в зависимости от основной задачи.
Шмонов Н.Н. определяет особую экономическую зону как часть национальной территории с целостной системой связей и отношений, на которой действуют особые льготные условия экономической деятельности для решения социально-экономических и научно технических задачШмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон / Н.Н. Шмонов. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2010. - С.144 .
Зименков Р.И. под свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) понимает часть национального экономического пространства, где для резидентов и нерезидентов действует особый льготный хозяйственный режим, не действующий в других его частях, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб пособия для студентов вузов, обучающихся по мировая экономика- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С.223..
Как видно из определений Шмонова Н.Н. и Зименкова Р.И., главной задачей ОЭЗ является решение социально-экономических и научно-технических задач.
Однако некоторые ученые на первое место в определении ОЭЗ ставят привлечение инвестиций. Так, Дралин А.И., Михнева С.Г. определяют особую экономическую зону, как небольшую территорию государства, где важным считают привлечение инвестиций за счет развития производственной и деловой инфраструктурыСм.: Дралин А.И. Международные экономические отношения: учеб.пособие/ А.И. Дралин, С.Г.Михнева. - 2-е изд. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - С.162.. Схожее мнение имеют Ивченко В.В. и Самойлова Л.Б. По их мнению, свободные экономические зоны - это особые территории, которые предназначены служить местом вложения прямых иностранных инвестицийСм.: Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. - Калининград. Янтарный сказ, 1999. -С.167 .
Нельзя не согласиться с Рыбалкиным В.Е., который под свободной экономической зоной понимает часть территории страны с особым экономическим, правовым и административным режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, создание современных производств, работающих преимущественно на экспортСм.: Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.-7-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 591.
Некоторые ученые выделяют особый вид СЭЗ - международные особые экономические зоны. «Характерной особенностью таких зон является объединение нескольких стран в торговые блоки, интеграционные группировки для активизации их внешнеэкономической деятельности. Примером такого рода является Европейский Союз (ЕС), прошедший за свою более чем сорокалетнюю историю основные ступени интеграционного процесса и решающий сегодня задачи введения единой евровалюты (евро). Значительные сдвиги произошли и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле - НАФТА (NorthAmericanFreeTradeAgreement).
Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея намерены конкурировать с НАФТА путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных тарифов»Бетуган И.М. Свободные экономические зоны» международный опыт // Вестник ФА. - 1999. - №2. С.92..
Официально признанное понятие свободной экономической зоны дано в Международной конвенции по упрощению гармонизации таможенных процедур. «Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю» «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС «КонсультантПлюс» 2015..
Государства, в которых функционируют свободные экономические зоны, сами определяют понятие СЭЗ в своем законодательстве. Например, в законодательстве Латвийской республики под свободной зоной понимается территория лицензированных предприятий свободного порта и Управления порта. На территории свободной зоны ввезенные товары в отношении применения таможенных платежей и мероприятий торговой политики, приравниваются к находящимся за пределами таможенной территории Латвийской Республики Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Латвийской Республике // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_latvia.html.
В Республике Македония свободная экономическая зона - часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные зоны в Республике Македония // Электронный ресурс. URL: http://www.rosez.ru/zone_makedonia.html.
В Великобритании под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран-членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом См.: Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации. Свободные экономические зоны в Великобритании // Электронный ресурс. URL:http://www.rosez.ru/zone_britain.html.
Исходя из определений, данных выше, можно выделить две характерные черты присущие ОЭЗ - территория и льготный режим. Однако, ОЭЗ характеризуется и иным чертами. Характерными чертами, относящимися к большинству ОЭЗ, являются:
Территориальность. ОЭЗ создается на территории страны принявшей решение о создание ОЭЗ. Территория ОЭЗ может находиться как на части страны, так и на территории страны в целом.
Особый режим хозяйственной деятельности. На данной территории действует особый, более льготный правовой и финансово-экономический режим по сравнению с хозяйственными и законодательными условиями, существующими в стране в целом. Преференциальный режим устанавливается как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей.
Локальность. Хоть ОЭЗ может находиться на территории страны целиком, в большинстве случаев ОЭЗ устанавливается лишь на определенной части страны. Данный признак означает ограниченность территории, где устанавливается особый режим хозяйственной деятельности. ОЭЗ являются обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется комплекс льгот и условий, не используемый на других территориях государства.
Контрастность. Инвестиционный климат в свободной экономической зоне должен существенно отличаться от такового на других территориях страны и иных государств.
Открытость. ОЭЗ не может и не должна изолироваться от окружающей среды. Работая на экономику в целом, она активно взаимодействует с ней по самому широкому числу каналов, выступая в качестве одного из важнейших каталитических факторов развития экономики региона.
Направленность. Функционирование ОЭЗ всегда имеет направленность, определяемую генеральной целью или системой целей.
Орган управления. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию ОЭЗ и надзору за деятельностью в рамках ОЭЗ, создается специальный орган управления.
Несомненно, главным признаком ОЭЗ является наличие особого режима хозяйственной деятельности. Основными элементами, на формирование которых направлен режим особой зоны, обычно являются льготы по налогообложению резидентов зоны и установление для них облегченного таможенного режима. Льготы предоставляются на ограниченный срок. Так, в Индии он составляет пять лет, в Перу - пятнадцать.
Применение различных видов льгот и стимулов могут применяться в виде:
налоговые льготы - резидентам ОЭЗ предоставляются «налоговые каникулы», благодаря которым они освобождаются от уплаты в части или полностью различных налогов, таких, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость и т.д.;
таможенные (импорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от импортных пошлин на материалы, технику и т.д., которые будут использоваться для деятельности внутри ОЭЗ;
таможенные (экспорт) льготы - резиденты ОЭЗ полностью или частично освобождаются от экспортных пошлин на произведенную внутри ОЭЗ продукцию;
финансовые стимулы - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки и т.д.;
административные стимулы - упрощенная процедура правового оформления создаваемых на территории зоны производственных объектов, упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, создание особого режима использования местной рабочей силы в соответствии с требованиями предпринимателей (приостановление действия минимальной заработной платы и максимальной продолжительности рабочего дня, установление заработной платы на рыночной основе, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в общенациональные фонды социального обеспечения, запрет деятельности профсоюзов в пределах зон) и т.д.
Применение различных льгот далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность внутри страны, на которой расположена ОЭЗ, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, развитость промышленности в регионе, квалифицированная рабочая сила и наличие развитого жилого фонда, упрощение административных процедур, а также получение на внутреннем рынке относительно дешевых предметов, совместное участие представителей органов власти, бизнеса и государства в процессе разработки и реализации функционирования свободных экономических зон, четкое определение роли для различных типов зон участников-резидентов. Немаловажным фактором является наличие крупных международных развязок, которые позволяют устанавливать связь с международными рынками. Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в сочетании с базовыми преференциями, представляющими типовую специфику данной зоны.
Цель создания особых экономических зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация.- 2006.- №4(20)..
В широком смысле в качестве цели создания особых зон часто декларируется интегрирование в мировое хозяйство через особые условия хозяйствования. В самом общем виде цели создания ОЭЗ могут быть определены следующим образом:
открыть экономические границы для иностранных инвестиций и/или новых технологий; особый экономический зона
активизировать экспортно-ориентированные производства за счет установления специальных, более привлекательных условий, чем в национальной экономике в целом;
привлечение высококвалифицированной рабочей силы.
В разных странах данные цели уточняются своей спецификой, определяемой особенностями движения товаров, капитала, рабочей силы, технологий и информации.
Успешный опыт функционирования зон показывает, что конкретизация целей их функционирования выходила за рамки подхода «затраты-результат», так как этот метод применим только для краткосрочного и среднесрочного периода. В этой связи цель создании ОЭЗ должна определяться, исходя из ее долгосрочного характера. Долгосрочность целей ОЭЗ обусловлена длительностью распространения и применения новых технологий, необходимых институциональными преобразованиями, строительством объектов инфраструктуры, преодолением негативных тенденций в экономике региона или страны в целом. Поэтому сроки достижения целей варьируются от нескольких лет до нескольких десятилетий (например, в России 49 лет), после чего деятельность зоны может быть пролонгирована.
Цели создания свободных экономических зон различны в каждом конкретном случае. Они могут различаться в зависимости от социальных, экономических и политических условий страны, в которых она находитсяКомарцева Л.В., Черкашин Я.И. Внешнеэкономическая деятельность в особой экономической зоне региона. // Проблема учета и финансов. -2013.- № 2 (10).- С 60.. В богатых странах, имеющих развитую экономику, ОЭЗ создаются в депрессивных регионахсо слабой инфраструктурой, которым свойствен высокий уровень безработицы. Привлечение иностранных инвестиций не является главной целью таких зон. Создавая в регионе ОЭЗ, правительство стараются создать условия, стимулирующие развитие инфраструктуры региона, проводят региональную политику, направленную на оживление мелкого и среднего бизнеса, улучшения качества рынка и создание новых рабочих мест, выравнивание межрегиональных различий. В развивающихся странах целью ОЭЗ является экономическое развитие за счет привлечения в экономику иностранного капитала, инновационных технологий, управленческого опыта.
Создание ОЭЗ позволяет решать не только приоритетные задачи в регионе, но также стратегические задачи, программы, проекты как государства в целом, так и прилегающих к ОЭЗ территорий.
Главной целью большинства ОЭЗ является привлечение иностранного капитала. Согласно ст. 3 ФЗ от 22.07.2005 N 116«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферыФедеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» 2015, ст.3..
«Аналогичные нормы содержатся в законодательстве об ОЭЗ других стран. Так, согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны.
В секции второй Акта Правительства Республики Филиппины «Об ОЭЗ» 1995 года, посвященной государственной политике в области ОЭЗ, указывается, что государство осознает важную роль частного сектора, поощряет его развитие и стимулирует инвестиционные вложения.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 13 октября 1992 г. № 2673-ХП «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» СЭЗ создаются в целях привлечения инвестиций и эффективного их использования; активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью повышения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг; внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины.»Колчеданцева Е.В. Понятие особой экономической зоны. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право.- 2010.- №18 (124).- С.78..
Создавая свободные экономические зоны, государства преследуют экономические, социальные и научно технические цели.
Экономические цели:
привлечение иностранного и национального капитала с помощью стабильной законодательной базы, различных специальных экономических механизмов, которые включают в себя систему льгот и стимулов;
расширения экспорта национальных товаров, рационального импорта и создания условий для импортозамещения иностранных товаров, используя для этого преимущества международного рынка, международного географического разделения труда и международного обращения капитала;
ликвидация монополии внешней торговли с помощью предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ;
рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
Социальные цели:
ускорение развития отсталых регионов, устранение межрегиональных различий за счет концентрации в приделах зон ограниченных национальных ресурсов, привлечения новых средств;
повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;
создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет обучения, повышения квалификации работников, внедрения мирового опыта в различных сферах деятельности; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;
удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка, борьба с дефицитом товаров.
Научно-технические цели:
привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;
ускорение инновационных и внедренческих процессов;
привлечение зарубежных ученых и специалистов;
повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.
Таким образом, следует сделать следующие выводы. Несмотря на официально закрепленное понятие свободных экономических зон, единый подход к его определению не сложился. К основным чертам, которые характеризуют ОЭЗ, следует отнести территориальность, особый режим хозяйственной деятельности, локальность, контрастность, открытость, направленность, орган управления. Цели создания ОЭЗ следует разделить на два направления - развитие внутренних регионов страны и общеэкономическое развитие.
Понятие и виды особых экономических зон
Особая экономическая зона-это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с положениями Федерального закона от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» существуют зоны 4 типов: промышленно- производственные, технико- внедренческие, туристско- рекреационные и портовые.
Промышленно- производственные зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 квадратных километров.
Технико- внедренческие особые экономические зоны образуются на территории не более двух участков, площадь которых не превышает 3 километров.
Туристско-рекреационные и портовые зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Так, портовые зоны могут включать не более 50 квадратных километров и создаваться на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, аэропортов, открытых для приёма и отправки международных самолётов, а также на территориях, предназначенных для строительства морского, речного портов, аэропортов.
Только туристско-рекреационная и портовая особые экономические зоны могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
Объекты жилищного фонда располагаются только в туристско- рекреационных зонах.
На территории особой экономической зоны не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, переработка, производство и переработка подакцизных товаров.
Основными целями создания ОЭЗ являются: развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики; производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств; развитие туризма и санаторно- курортной сферы.
На сегодняшний день существуют 2 промышленно- производственные особые экономические зоны: в Липецкой области и в Республике Татарстан. Управление этими зонами осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы, а также наблюдательный совет особой экономической зоны.
Технико –внедренческие зоны есть в Санкт- Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в Дубне и в Томске.
Туристско –рекреационные располагаются в Калининградской области, в Краснодарском крае, в Савропольском крае, в Алтайском крае, в Республике Алтай, Бурятия, в Иркутской области.
Создание ОЭЗ
Решение о создании ОЭЗ принимает Правительство РФ, которое затем издаёт постановление. Отбор заявок на создание зон одного типа осуществляется на основе конкурсного набора.
Решение о проведении конкурса принимает Министерство экономического развития и торговли, утверждает его результаты и конкурсную документацию. Также оно организует конкурс по каждому типу особой экономической зоны отдельно. Затем Федеральное агентство по управлению ОЭЗ проводит отбор заявок. Для осуществления конкурсных процедур образуются комиссии по каждому типу зоны.
Претендентами на участие в конкурсе являются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов совместно с исполнительно- распорядительными органами муниципальных образований, которые были допущены комиссиями к конкурсному отбору. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением заявок, несут сами представители.
Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которых создаётся ОЭЗ, в течение тридцати дней с момента принятия правительством решения об образовании зоны заключают соглашение. В нём оговариваются объём и сроки финансирования создания инфраструктур зоны за счёт федерального, местного бюджета или бюджета субъекта, план обустройства и оснащения зоны, порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, порядок формирования наблюдательного совета и т. д.
Резиденты
Резидентом зоны является коммерческая организация, за исключением унитарной, зарегистрированная на территории муниципального образования, в котором расположена особая экономическая зона, и заключившая соглашение с исполнительными органами о ведении промышленно- производственной деятельности.
Акты законодательства РФ о налогах и сборах, законы субъектов, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения. Лишь акты законодательства РФ о налогах и сборах, касающиеся подакцизных товаров, применяются в отношении резидентов.
Таможенное регулирование в ОЭЗ
Территория особых экономических зон-это зона свободной таможни. Это означает, что иностранные товары размещаются и используются в пределах экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, без запретов и ограничений экономического характера. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Налоговое регулирование в ОЭЗ
Резиденты особых экономических зон пользуются налоговыми льготами. Так, например, резиденты промышленно-производственной экономической зоны освобождаются на 10 лет от транспортного налога, налога на имущество и земельного налога в Татарстане и на 5 лет в Липецкой области. В обеих налог на прибыль составляет 20%.
В технико - внедренческой экономической зоне можно признать расходы на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы в размере фактических затрат в том отчётном периоде, в котором они были произведены. Изменены ставки единого социального налога и введена регрессивная шкала. Налог на прибыль составляет 13,5%. Резиденты освобождаются от уплаты налога на транспорт, на землю и на имущество на 5 лет.
В туристско- рекреационной особой экономической зоне организации не выплачивают налог на имущество, земельный налог в течение 5 лет. Применяется в отношении основных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Акты законодательства РФ о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Арендная плата за земельные участки составляет не более 2% их кадастровой стоимости в год.
Пошлины и налоги для резидентов портовой зоны не могут быть менее 10 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей товарами или минеральным сырьём; не менее 30 миллионов рублей при осуществлении портовой деятельности, связанной со складированием, хранением и оптовой торговлей любыми товарами, включая подакцизные товары или минеральное сырьё; 2,5 миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности. При строительстве объектов порта минимальные инвестиционные вложения составляют не менее 100 миллионов евро, 50 миллионов евро при создании и развитии инфраструктуры нового терминала аэропорта, не менее 3 миллионов при реконструкции старого.
Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.
Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.
Особые зоны
Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:
- промышленные;
- туристические;
- логистические;
- технологические.
Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.
Основные понятия
В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:
- особая экономическая зона;
- свободная экономическая территория;
- зона ;
- специальная экономическая зона.
Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.
Цели и условия создания ОЭЗ
Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.
Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:
- удачное географическое расположение территории;
- наличие свободных площадей для развития;
- развитая инфраструктура;
- привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
- возможность развития межрегиональных и международных связей;
- существование исторически сложившихся видов деятельности.
Зачем нужны особые зоны
Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:
- создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
- привлечение в страну иностранных капиталов;
- стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
- удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
- развитие и поддержка отечественного производителя.
Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:
- используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
- экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
- имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
- увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.
Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.
В чем заключается суть ОЭЗ?
Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.
Льготы
Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:
- привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
- инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
- незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
- упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
- доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
- доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
- сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
- наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
- открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
- долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
- проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.
Виды особых экономических зон
Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:
«Алабуга»
Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.
Специализация тут довольно разнообразна:
- производство автобусов и автомобильных компонентов;
- изготовление бытовой техники;
- изготовление мебели;
- высокотехнологичное химпроизводство;
- авиационное строительство.
На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.
Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:
- зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
- подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.
Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:
ОЭЗ «Дубна»
Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.
Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:
- городок программистов;
- площадка нанотехнологий;
- участок ядерно-физических технологий.
Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:
- проектирование сложных техсистем;
- биотехнологии;
- сложные медицинские технологии;
- информационные технологии;
- ядерно-физические и нанотехнологии.
Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.
Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. могут быть такими:
- отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
- нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
- 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
- 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
- 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.
Также резидентам полагаются другие преференции:
- льготная аренда помещений и земельных участков;
- бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
- ускоренное оформление документов на земельные участки;
- свободная таможенная зона;
- высокоскоростные системы передачи данных.
Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.
«Алтайская долина»
ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо-рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.
Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.
Государство гарантирует значительные административные преимущества:
- невмешательство в реализацию инвестпроектов;
- упрощенный формат проверок;
- режим «одного окна»;
- оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.
Инвесторов ждут также и налоговые льготы:
- 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
- плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
- понижение ставки транспортного налога;
- снижение налога на прибыль до 15,5 %.
«Бирюзовая Катунь»
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.
Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.
«Титановая долина»
ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.
«Ульяновск»
ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:
- приборостроение, производство электроники;
- авиастроение;
- техническое обслуживание самолетов;
- производство электрооборудования;
- изготовление композиционных материалов;
- прочие отрасли машиностроения.
В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.
Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.
Особые экономические зоны. Что следует понимать под понятием «особые экономические зоны»
Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее, и в ряде других государств.
Известно, что до революции в Одессе, Батуми существовали «порты франко» - свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной.
Главным фактором создания особой экономической зоны является выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах.
Ярким примером удачного выбора по созданию особой экономической зоны представляется зона «Янтарь», расположенной на территории Калининградской области. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженной Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград-Берлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены. Сам Калининград - (бывший Кенигсберг) - город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга. Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагивается. СЭЗ - хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления.